Программа
Профилактика буллинга
для классных руководителей.
Организация пространства: убираем лишнюю мебель, участникам предлагается сесть вкруг на стулья, чтобы все могли друг друга слышать и видеть (при презентации – предложить сесть в полукруг, чтобы было вино демонстрируемый материал, презентацию).
Обозначение формата для участников (организационные моменты):
- в период работы отключить звук на мобильных устройствах;
- высказываться по поднятой руке;
- не перебивать друг друга;
- каждый говорит от себя;
- временные рамки – 45 минут.
Раскрытие темы
Цель встречи - ознакомление с терминологией и работа для создания условий успешного взаимодействия. “Цель нашей с вами встречи заключается в создании условий для содержательного обсуждения темы “Школьная травля, или буллинг”. В процессе мы будем обращаться к вашему опыту”.
Результатом нашей встречи будут ответы на следующие вопросы:
- Как можно понять, что в классе, где Вы являетесь классным руководителем, этой проблемы нет?
- Какие есть способы предупреждения этой проблемы?
- Что можно сделать, если появились первые признаки проблемы?
- Как можно понять, что данная проблема уже есть в классе?
Вопрос классным руководителям: «Знакомы ли вы с этой проблемой, и актуальна ли, на Ваш взгляд, профилактика школьной травли?»
- Если ответ: «нет», то можно спросить, что им позволяет (какие есть основания) не беспокоиться на эту тему, у всех ли так?
- Если же ответ: «да», то - почему они так думают.
Определение буллинга: «О травле или моббинге (буллинге) можно говорить тогда, когда один или несколько индивидов регулярно, на протяжении длительного времени подвергаются негативным действиям со стороны одного или нескольких индивидов» (ДенОльвеус 1983г).Можно сказать о распространенности буллинга.
Спорные утверждения (мифы). Педагогам предлагает обсудить спорные высказывания на тему буллинга.
Спорное утверждение № 1: “Травля – нормальный и безвредный процесс взросления”.
Спорное утверждение № 2: “Детей с необычным поведением будут обижать в любом коллективе”.
Спорное утверждение № 3: “Родители бессильны против проблемы, если она поселилась в классе”.
Факторы риска и последствия буллинга
Травля (буллинг, моббинг) в школе – проблема, с которой сталкиваются очень многие. Буллинг – не нормативный и не безвредный этап взросления. Буллинг – это насилие, имеющее тяжелые последствия для всех участников и сообщества в целом.
- те дети, которых преследуют испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энеруз, совершают попытки суицида.
- дети, которые преследуют, чаще сверстников демонстрируют девиантное поведение, включающее драки, воровство, вандализм, хранение оружия, прогулы школы, употребление алкоголя и табака.
- дети, которые становятся свидетелями травли, испытывают страх, беспомощностью, стыд за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к гонениям, иллюзорно поддержав свою персональную безопасность. Ели ни дети, ни взрослые не прекращают травлю в детской группе. Это ведет к снижению климата в школе (семье, обществе). В итоге не прекращенная травля способствует росту в обществе «молчаливого большинсвта», отсутствию людей с выраженной гуманистической позицией.
Обсуждение темы в круге. Классным руководителям предлагает высказаться по кругу, как можно понять, что эта проблема существует в классе.
Обсуждение мероприятий, которые необходимо (по мнению педагогов)предпринять в классе для разрешения данной проблемы, фиксация результатов.
- индивидуальная беседа с ребенком, которому причиняют страдания;
- индивидуальная беседа с ребенком, который причиняет неудобства и страдания другим;
- введение правил (целесообразно это делать в начале учебного года, когда дети перешли в среднюю школу, или при приходе нового классного руководителя);
- привлечение детей с низкой самооценкой, высокой тревожностью к групповой совместной работе (например, подготовка выступления для другого класса)
- работа на командообразование
- внешкольня работа
- выстраивание взаимоотношений с родителями (рекомендации, договоренности)
- нормы взаимоотношений (традиции, правила)
В работе с буллингом важно четко понимать и соблюдать последовательность действий. Сначала надо пресечь, и лишь затем актуальность обретает помощь жертве с психологическими и поведенческими проблемами. Если сначала проводить социальный тренинг или подобные мероприятия, то это сообщает жертве и остальным, что она сама виновата в травле – это деструктивно для жертвы и может оказать опасное воздействие на учеников и школьную атмосферу в целом.
Таблица по итогам встречи.
- какую помощь хотели бы получить?
- как можно распознать данную информацию?
-способы предупреждения проблемы?
Подведение итогов. Высказывание по кругу, все преподаватели говорят, чем данное мероприятие было им полезно, что понравилось, что не понравилось.
Можно предложить педагогам ответить на вопросы анкеты:
- Какая информация была полезна?
- Что будете использовать в своей работе?
- Что хотели бы узнать?