СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики рискового поведения обучающихся (аддиктивное, деструктивное и суицидальное поведения)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема рискового (отклоняющегося) поведения подростков является одним из основных направлений работы психолога в образовательном учреждении. Общественная значимость этой проблемы особенно высока в последнее время. Тяжелое экономическое положение страны, большое количество острых социальных проблем привели к серьезным внутренним конфликтам в обществе. На эти изменения остро отреагировало подрастающее поколение. В подростковой и молодежной среде усилился негативизм, демонстративное поведение, увеличилось количество проявлений жестокости и агрессивности, резко повысился уровень преступности.

 Рисковое поведение - поведение, несущее добровольное допущение риска для здоровья или жизни субъекта, содержащее определенные выгоды и цели и неочевидный баланс положительных и отрицательных исходов, субъективно воспринимаемый как значимый, при этом субъективное значение положительных и отрицательных исходов такого поведения для подростка существенно больше, чем для взрослого.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики рискового поведения обучающихся (аддиктивное, деструктивное и суицидальное поведения)»

Утверждено

Приказ от «______» _______________2024 г. №___________





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА И

ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»

(ГАПОУ НСО «НКАиДХ»)









ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (аддиктивное, деструктивное и суицидальное поведения)

























2024

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Название

Содержание

Наименование программы

Профилактика рискового поведения обучающихся (аддиктивное, деструктивное и суицидальное поведения)

Наименование учреждения

ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства

Основания для разработки Программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27.02.1012 г. № 06-357 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»;

  4. Указ Президента РФ от 23.11.2020 № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года»;

  5. Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2021 г. N 1058-р «Об утверждении комплекса мер до 2025 г. по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних»;

  6. Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;

  7. Распоряжение Правительства Новосибирской области от 26.09.2017 № 379-рп «Об утверждении концепции развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года»;

  8. Постановление Правительства НСО от 30.11.2021г. №499-п «Об утверждении межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области»;

  9. Устав ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства».

Основные разработчики программы

Маргус Марина Александровна, педагог-психолог

Николаева Наталия Викентьевна, педагог-психолог

Цель программы

Профилактика рискового (аддиктивного, делинквентного, суицидального) поведения обучающихся и содействие в формировании у них социально-психологических умений и навыков, препятствующих возникновению социально-опасных форм поведения.

Задачи Программы




1. Формирование у обучающихся ценностных ориентиров, направленных на сохранение здоровья, ведение здорового образа жизни, личной активности в принятии норм нравственного и самосохраняющего поведения.

2. Повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях обучающихся.

3. Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

Ожидаемые результаты

1. Осознание собственных чувств, мыслей; осознание собственного чувства гнева, дифференциация приемлемых и неприемлемых способов выражения гнева; овладение навыками релаксации и успокоения – отсутствие состоящих на учёте у нарколога;

2. Эффективная адаптация в коллективе, семье; умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты – снижение количества правонарушений;

3. Ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью; устойчивость к негативному социальному влиянию - отсутствие случаев суицидальных попыток.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2024 – 2025 учебный год

Основные направления программы

1.Психодиагностическое направление

2.Коррекционно-развивающее направление

3.Консультативное направление

4. Профилактическое направление

5. Просветительское направление

















СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

7

ПЛАНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

9

4.1

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

9

4.2

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

12

4.3

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

15

5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

6.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

19





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проблема рискового (отклоняющегося) поведения подростков является одним из основных направлений работы психолога в образовательном учреждении. Общественная значимость этой проблемы особенно высока в последнее время. Тяжелое экономическое положение страны, большое количество острых социальных проблем привели к серьезным внутренним конфликтам в обществе. На эти изменения остро отреагировало подрастающее поколение. В подростковой и молодежной среде усилился негативизм, демонстративное поведение, увеличилось количество проявлений жестокости и агрессивности, резко повысился уровень преступности.

Рисковое поведение - поведение, несущее добровольное допущение риска для здоровья или жизни субъекта, содержащее определенные выгоды и цели и неочевидный баланс положительных и отрицательных исходов, субъективно воспринимаемый как значимый, при этом субъективное значение положительных и отрицательных исходов такого поведения для подростка существенно больше, чем для взрослого.

К формам рискового поведения обучающихся сегодня относятся:

1. Формы аддиктивного поведения - наркомания, алкоголизм, интернет и компьютеромания, адреналиномания и тд.

2. Формы деструктивного поведения – буллинг, конфликтные ситуации, связанные с нарушением моральных и правовых норм социума. Важным компонентом профилактики деструктивного поведения является формирование толерантности у обучающихся.

3. Формы суицидального поведения – самоповреждающее поведение, суицидальные мысли, замыслы, попытки и др.

Социальные и экономические изменения, происходящие в мире, возросший уровень миграции населения, цифровизация и другие последствия глобализации влияют на быстрое распространение деструктивных проявлений в детско-молодежной среде, появление новых форм преступного и отклоняющегося поведения детей и молодежи, влекущего все более общественно опасные последствия. Проблема становится особенно актуальной в связи с увеличением числа носителей рискового поведения, создается неблагоприятная среда, влияние которой весьма сложно преодолеть.

Анализ современного общества показывает, что оно, в первую очередь, характеризуется очень быстрыми изменениями в различных сферах жизни. Многие люди в таком обществе не в состоянии приспособиться или адаптироваться к ним. Знания, приобретённые в изменяющейся ситуации, оказываются малопригодными. Человеку нужно всё время что-нибудь «добавлять», от чего-то отказываться, усваивать новые подходы, усваивать новую информацию, иначе нарастает неконкурентоспособность, учащаются поражения и разочарования.

Современный подросток более уязвим, чем его сверстник ещё лет 5 назад по причине наличия почти у каждого возможности ухода от реальности с помощью гаджетов.

Среди доступных контентов существуют и несущие угрозу здоровью и жизни. Учитывая, что большую часть жизни учащийся проводит в образовательной организации, роль педагогов, педагогов-психологов в профилактике рискового поведения, становится всё более актуальной.

Важным условием нормализации развития обучающихся является профилактика аддиктивного, деструктивного и суицидального поведения.





























ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ



1. Диагностическое направление:

- определение степени психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях;

- выявление обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения;

- выявление внутригруппового статуса и социальной роли.

2. Коррекционно – развивающее направление:

- оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса в решении личностных, профессиональных и других вопросов;

- проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, направленной на коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере на основе внутренних и поведенческих изменений;

- организация психокоррекционной работы с обучающимися повышенной вероятности проявления рискового поведения и состоящими на ВКУ.

3. Консультативное направление:

- психологическое консультирование обучающихся в образовательном процессе;

- консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам индивидуального развития обучающихся;

- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

4. Профилактическое направление:

- мероприятия в форме, психологических игр, групповых бесед, часов общения с элементами тренингов, направленных на сглаживание вероятностных паттернов рискового поведения обучающихся;

- организация воспитательной и внеурочной работы с обучающимися по формированию устойчивого интереса к жизни;

- мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, обучающихся в образовательном процессе.

5. Просветительское направление:

- организационные мероприятия для классных руководителей (кураторов) групп, по воспитательной работе с обучающимися;

- оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей (кураторов) групп и других специалистов;

- информирование преподавателей, классных руководителей (кураторов) групп, воспитателей общежитий, социальных педагогов, педагогов-организаторов о психологических особенностях обучающихся.



ПЛАНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Программа состоит из 3 разделов и направлена на профилактику аддиктивного (зависимого), деструктивного (профилактика буллинга, конфликтных ситуаций, формирование толерантного поведения) и суицидального поведений.

Комплексный подход при реализации программы предусматривает деятельность со всеми участниками образовательного пространства: обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами и включает различные мероприятия и формы реализации. При составлении программы были подобраны наиболее подходящие приемы и методы для эффективного оказания психологической помощи.

Для проведения профилактических мероприятий, для каждого раздела (аддиктивное, деструктивное и суицидальное поведения) были разработаны сборники методических разработок, в каждом из которых содержатся четыре внеурочных мероприятия, направленные на информирование обучающихся о основных видах рискового поведения: аддиктивное, суицидальное и деструктивное, где сформулированы основные шаги в предотвращении саморазрушающего поведения и практические приёмы последующей помощи при его проявлении.


ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Аддиктивное (зависимое) поведение одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Выделяют основные виды аддикций: 1) злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, например: алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды; 2) участие в азартных играх, в том числе компьютерных; 3) интернет зависимость; 4) «шопинг»; 5) адренолиномания.


Задачи:

1. Выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения;

2. Провести индивидуальную коррекционно-развивающую работу с обучающимися, направленную на коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере на основе внутренних и поведенческих изменений;

3. Консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам профилактики аддиктивного поведения;

4. Провести групповые и индивидуальные профилактические мероприятия, с целью информирования обучающихся о видах и содержаниях ПАВ и способах вовлечения подростков в среду зависимых, а также ознакомления с приёмами манипуляциями для умения сказать «нет»;

5. Провести индивидуальные просветительские беседы, а также разместить на сайте и на стендах в колледже информацию для обучающихся, педагогов и родителей по профилактике аддиктивного поведения.

План профилактики аддиктивного поведения

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные и исполнители


Диагностическое направление

Участие в социально-психологическом тестировании.

Сентябрь-ноябрь

Педагоги-психологи

Диагностика проявляющихся типов акцентуаций характера обучающихся «группы риска», состоящих на различных видах учета.

Сентябрь-

Июнь

Педагоги-психологи

Углубленная диагностика обучающихся вошедших в группу повышенной вероятности проявления рискового поведения по результатам СПТ.

Декабрь –

Январь

Педагоги-психологи

Индивидуальная психологическая диагностика по запросам обучающихся, классных руководителей (кураторов) групп, родителей (законных представителей).

Ежемесячно

(2-4 пятница)

Педагоги-психологи


Коррекционно-развивающее направление

1.

Индивидуальная коррекционно-развивающая с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.


Сентябрь

Декабрь

Март

Педагоги-психологи

2.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися «группы риска», состоящими на различных видах учёта.


4-ая неделя месяца

Педагоги-психологи

3.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися группы высочайшей вероятности проявления рискового поведения (выявленных по результатам СПТ).

3-я неделя месяца

Педагоги-психологи

4

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися (по запросу).

2-ая неделя месяца

Педагоги-психологи


Консультативное направление

1.

Индивидуальное консультирование обучающихся (по запросу).

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи


2.

Психологическое консультирование родителей (законных представителей) обучающихся (по запросу).


Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

Классные руководители (кураторы) групп

3.

Консультирование педагогических работников по актуальным вопросам воспитания и обучения (по запросу).

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи



Профилактическое направление

1.

Проведение мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения:

- Дискуссия «Вне зависимости»;

-Тренинг «Потребности и зависимости»;

- Классный час «Свобода против зависимости»;

- Лекция «Вся правда о ядах».


Июнь

Июнь

Февраль

Сентябрь

Педагоги-психологи Классные руководители (кураторы) групп

2.

Индивидуальные профилактические беседы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

3.

Индивидуальная профилактические беседы с обучающимися «группы риска», состоящие на различных видах учёта.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

4.

Оформление информационных стендов памятками по профилактике аддиктивного поведений.

1 раз в семестр

Педагоги-психологи


Просветительское направление

1.

Индивидуальные просветительские беседы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Ноябрь

Февраль

Май

Педагоги-психологи

2.

Индивидуальная просветительские беседы с обучающимися «группы риска», состоящими на различных видах учёта.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

3.

Выступления на малых педагогических советах, кураторских часах, родительских собраниях с тематической информацией.

1 раз в семестр

Педагоги-психологи

4.

Оформление информационных стендов памятками по профилактике аддиктивного поведения.

1 раз в квартал

Педагоги-психологи

5.

Размещение на сайте информации для обучающихся, педагогов и родителей.

Ежемесячно, не менее 2 раз

Педагоги-психологи

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Буллинг – агрессия, насилие, злонамеренное преследование, жестокость, попытки оскорбления и унижения, повторяющиеся неоднократно, осознанно, намеренно.

Буллинговое поведение - агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения.

Толерантность — это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность — это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Задачи:

1. Выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения;

2. Провести индивидуальную коррекционно-развивающую работу с обучающимися, направленную на формирование адекватных форм поведения, развитие коммуникативных навыков;

3. Консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам профилактики деструктивного поведения;

4. Провести групповые и индивидуальные мероприятия, направленных на профилактику буллинга, конфликтного поведения и формирование толерантного поведения;

5. Провести индивидуальные просветительские беседы, а также разместить на сайте и на стендах в колледже информацию для обучающихся, педагогов и родителей по профилактике деструктивного поведения.



План профилактики деструктивного поведения: буллинга и формирования толерантности

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные и исполнители


Диагностическое направление

1.

Участие в социально-психологическом тестировании.

Сентябрь-ноябрь

Педагоги-психологи

2.

Диагностика проявляющихся типов акцентуаций характера обучающихся «группы риска», состоящих на различных видах учета.

Сентябрь-

Июнь

Педагоги-психологи

3.

Углубленная диагностика обучающихся вошедших в группу повышенной вероятности проявления рискового поведения по результатам СПТ.

Декабрь –

Январь

Педагоги-психологи

4.

Индивидуальная психологическая диагностика по запросам обучающихся, классных руководителей (кураторов) групп, родителей (законных представителей).

Ежемесячно

Педагоги-психологи

5.

Анкетирование «Адаптация обучающихся нового набора к студенческой жизни».

Ноябрь

Педагоги-психологи

Классные руководители (кураторы) групп

6.

Социометрическое исследование учебных групп нового набора для выявления «принимаемых» и «отвергаемых» - по результатам анкетирования на адаптацию.

Октябрь


Педагоги-психологи


Коррекционно-развивающее направление

1.

Индивидуальная коррекционно-развивающая с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.


Сентябрь

Декабрь

Март

Педагоги-психологи

2.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися «группы риска», состоящими на различных видах учёта.


4-ая неделя месяца

Педагоги-психологи

3.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися группы высочайшей вероятности проявления рискового поведения (выявленных по результатам СПТ).

3-я неделя месяца

Педагоги-психологи


Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися (по запросу).

2-ая неделя месяца

Педагоги-психологи

4.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися групп повышенной вероятности проявления буллингового поведения. - по результатам социометрического исследования (при имеющихся обучающихся вошедших в данную группу).

Ежемесячно

Педагоги-психологи


Консультативное направление

1.

Индивидуальное консультирование обучающихся (по запросу).

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи


2.

Психологическое консультирование родителей (законных представителей) обучающихся (по запросу).


Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

Классные руководители (кураторы) групп

3.

Консультирование педагогических работников по актуальным вопросам воспитания и обучения (по запросу).

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи



Профилактическое направление

1.

Мероприятия, направленные на профилактику буллинга и конфликтных ситуаций:

- Диспут «Про каждого: травля – это не норма»;

- Семинар-тренинг «Нравственный закон внутри каждого»;

- Семинар «Здоровая коммуникация без конфликтов и буллинга»;

- Беседа «Тролли и где обитают, или как не дать испортить себе настроение».



Ноябрь

Март



Апрель


Октябрь

Педагоги-психологи Классные руководители (кураторы) групп

2.

Проведение мероприятий, направленных на формирование толерантного поведения:

- Классный час «Толерантность – дорога к миру»;

- Беседа «Жить в мире с собой и другими»;

- Тренинг «Будьте добрыми и человечными»;

- Классный час «Учимся быть терпимыми».



Март

Сентябрь

Май

Декабрь

Педагоги-психологи Классные руководители (кураторы) групп

3.

Индивидуальные профилактические беседы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

4.

Индивидуальная профилактические беседы с обучающимися «группы риска», состоящие на различных видах учёта.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

5.

Оформление информационных стендов памятками по профилактике аддиктивного поведений.

1 раз в семестр

Педагоги-психологи


Просветительское направление

1.

Индивидуальные просветительские беседы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

2.

Индивидуальная просветительские беседы с обучающимися «группы риска», состоящими на различных видах учёта.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

3.

Выступления на малых педагогических советах, кураторских часах, родительских собраниях с тематической информацией.

1 раз в семестр

Педагоги-психологи

4.

Оформление информационных стендов памятками по профилактике деструктивного поведения.

1 раз в квартал

Педагоги-психологи

5.

Размещение на сайте информации для обучающихся, педагогов и родителей.

Ежемесячно, не менее 2 раз

Педагоги-психологи

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально–психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата, а также быть симптомом эмоционального внутреннего неблагополучия.

Виды суицидального поведения:

1. Истинное решение. В этом случае, молодые люди четко осознают все последствия своего решения.

2. Чувствительный (аффективный). Подобные акты суицида совершаются в состоянии аффекта, что выражается сильными переживаниями.

3. Демонстративный. С помощью подобных поступков подросток хочет привлечь внимание окружающих к собственным проблемам.

Задачи:

1. Выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения;

2. Провести индивидуальную коррекционно-развивающую работу с обучающимися, направленную на развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психологического здоровья;

3. Консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам профилактики суицидального поведения;

4. Провести групповые и индивидуальные профилактические мероприятия с целью сформирования у обучающихся позитивного отношения к жизни, как процесса сознательного построения и достижения относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром.

5. Провести индивидуальные просветительские беседы, а также разместить на сайте и на стендах в колледже информацию для обучающихся, педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения.



План профилактики суицидального поведения


Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные и исполнители


Диагностическое направление

1.

Участие в социально-психологическом тестировании.

Сентябрь-ноябрь

Педагоги-психологи

2.

Диагностика проявляющихся типов акцентуаций характера обучающихся «группы риска», состоящих на различных видах учета.

Сентябрь-

Июнь

Педагоги-психологи

3.

Углубленная диагностика обучающихся вошедших в группу повышенной вероятности проявления рискового поведения по результатам СПТ.

Декабрь –

Январь

Педагоги-психологи

4.

Индивидуальная психологическая диагностика по запросам обучающихся, классных руководителей (кураторов) групп, родителей (законных представителей).

Ежемесячно

Педагоги-психологи


Коррекционно-развивающее направление

1.

Индивидуальная коррекционно-развивающая с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.


Сентябрь

Декабрь

Март

Педагоги-психологи

2.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися «группы риска», состоящими на различных видах учёта.


4-ая неделя месяца

Педагоги-психологи

3.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися группы высочайшей вероятности проявления рискового поведения (выявленных по результатам СПТ).

3-я неделя месяца

Педагоги-психологи

4.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися (по запросу).

2-ая неделя месяца

Педагоги-психологи

5.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, с выявленными высоким риском и

присутствием признаков суицидального поведения.

1-ая неделя месяца

Педагоги-психологи


Консультативное направление

1.

Индивидуальное консультирование обучающихся (по запросу).

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи


2.

Психологическое консультирование родителей (законных представителей) обучающихся (по запросу).


Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

Классные руководители (кураторы) групп

3.

Консультирование педагогических работников по актуальным вопросам воспитания и обучения (по запросу).

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи



Профилактическое направление

1.

Проведение мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения:

- Тренинговое занятие «Коридор безопасности»;

- Беседа-размышление «Цени свою жизнь»;

- Тренинг «Жизнь одна»;

- Тренинг «Умей управлять своими эмоциями».




Сентябрь

Декабрь

Ноябрь

Февраль

Педагоги-психологи Классные руководители (кураторы) групп

2.

Индивидуальные профилактические беседы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

3.

Индивидуальная профилактические беседы с обучающимися «группы риска», состоящие на различных видах учёта.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

4.

Оформление информационных стендов памятками по профилактике аддиктивного поведений.

1 раз в семестр

Педагоги-психологи


Просветительское направление

1.

Индивидуальные просветительские беседы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

2.

Индивидуальная просветительские беседы с обучающимися «группы риска», состоящими на различных видах учёта.

Сентябрь-июнь

Педагоги-психологи

3.

Выступления на малых педагогических советах, кураторских часах, родительских собраниях с тематической информацией.

1 раз в семестр

Педагоги-психологи

4.

Оформление информационных стендов памятками по суицидальные поведения.

1 раз в квартал

Педагоги-психологи

5.

Размещение на сайте информации для обучающихся, педагогов и родителей.

Ежемесячно, не менее 2 раз

Педагоги-психологи




ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема деструктивного, аддиктивного и суицидального поведения подростков.

Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении подростков. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

В результате возникает своеобразный алгоритм: «Эмоциональная холодность родителей или сверстников → не понимание окружающих → возникновение внутреннего конфликта → возникновение кризисной ситуации → выход из ситуации либо конструктивный (разрешение ситуации), либо деструктивный (алкоголизм, наркомания, игромания, суицид и пр.).

Для предотвращения настроения у подростков необходимо вовремя выявить основные причины, формирующие аддиктивное, деструктивное и суицидалное настроение, что позволит предотвратить негативные намерения подростка. На основе систематизированных причин, мы подобрали наиболее подходящие приемы и методы для эффективного оказания психологической помощи при составлении программы психопрофилактических мероприятий.

Система активных методов профилактической работы с обучающимися призваны включить их в процесс эффективных поисков конструктивного реагирования в стрессовых ситуациях не только в формате группового и индивидуального общения, но и формате интернет-ресурсов.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Банников Г. С., Вихристюк О. В., Миллер Л. В., Синицына Т. Ю. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 40 с.

2. Детская и подростковая психотерапия: учебник для бакалавриата и магистратуры [Электронный ресурс] / Е. В. Филиппова [и др.]; под ред. Е. В. Филипповой. – Москва: Изд-во Юрайт, 2016. – 430 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/389558 (дата обращения: 26.10.2019).

3. Короленко Ц. П., Шпикс Т. А., Кольчугина Л. Г., Тищенко Е. В. Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении: Методическое пособие / Научный редактор Н. А. Склянова. – Новосибирск: МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», 2014. – 151 с.

4. Лактионова А. И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 236 с.

5. Максименкова, Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации: учебно-методическое пособие / Л. И. Максименкова. – Псков: Псковский государственный университет, 2013. – 400 с.

6. Миллер Л. В. Модель экстренной психологической помощи [Электронный ресурс] // Научнопрактические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ: / ред. И. А. Баева. – Москва: Экон-информ, 2011. – 219 с. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/cepp/issue/45300_full.shtml

7. Мищенко, Л. В. Психическая травма: практическое пособие / Л. В. Мищенко. – Серия: Профессиональная практика – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 156 с. 36

8. Первичная профилактика суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций: методические рекомендации / Т. П. Абакирова, И. В. Меняйло, Н. В. Гетман, А. В. Штельвах. – Новосибирск: «ГЦОиЗ «Магистр», 2017. – 72 с.

9. Посттравматическое стрессовое расстройство / под ред. В. А. Солдаткина. – ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015. – 624 с

10. Сборник статей «Современный интегративный подход в профилактике кризисных состояний» / Под общей ред. Н. А. Скляновой. – Новосибирск, МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», 2020. – 102 с.

11. Руденская Ю. Е. Девиантная виктимность в системе категорий социально-психологической виктимологии личности // Девиации и аддикции современного общества: анализ, превенция, коррекция: Материалы международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 14-16 декабря 2013 г.). – Новосибирск: НГПУ, 2013. – С. 174-182.

12. Руденский Е. В. Дефицит социально-психологической компетентности как триггер онтогенетической виктимизации личности // Сибирский педагогический журнал, 2013. – № 1. – С. 217-222.

13. Руденский Е. В. Социально-психологическая виктимология личности. Пропедевтика. – Новосибирск: НГПУ, 2001. – 229 с. 5. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2010. – С. 51-52.

14. Что такое самоповреждающее поведение? / Mind (Mental health charity). – Великобритания / Перевод и адаптация: Тверская Е., Мосеева Т., Крысько Н. – М.: Б.и., 2018. – 27 с.