Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в условиях интернатного учреждения»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственного казенного общеобразовательного учреждения
Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат № 16»
«Утверждаю»
Директора школы-интерната № 16
___________________ Е.А. Нархова
«______»__________________2014 год
Программа
профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
в условиях интернатного учреждения
на 2016 – 2017 учебный год
г. Шахты
1. Пояснительная записка
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. Основные цели и задачи программы
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”. Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. Основные направления деятельности
Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
4. Принципы реализации программы
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
5. Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства настоящей программы:
В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Система программных мероприятий
Учащиеся |
| Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | в течение года | соц. педагог |
2. | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | сентябрь | соц. педагог |
3. | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | в течение года | соц. педагог |
5. | Организация работы по профилактике профессионального выгорания | в течение года | психолог |
6. | Классные часы: - Профилактика курения (2- 5 кл.) - Как научиться жить без драки (1-4 кл.) - Толерантность (5 кл.) - Способы решения конфликтов с родителями (7-9 кл.) - Я + он + они = мы (10-11 кл.) - «Как сказать Нет!» (7-11кл.) - Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания. (8-11кл.) | октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель | кл. рук-ль кл. рук-ль кл. рук-ль кл. рук-ль кл. рук-ль кл. рук-ль кл. рук-ль |
7. | Правовые классные часы: Что ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.) Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 11 кл.) Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы) | в течение года | кл. рук-ль., инспектор ИДН и соц.педагог |
8. | Программа комплексного взаимодействия с подростками «Грани моего «Я»» (7-9 кл.) | в течение года | психолог |
9. | Игра для учащихся 4-6 кл. «Колючка» (интеграция «отверженных») | октябрь | психолог |
10 | Цикл психокоррекционных занятий «Птица радости» (1-2 кл.) | ноябрь | психолог |
11 | Диспут для подростков «Успех в жизни» | декабрь | соц. педагог |
12 | Занятие «Ты и Я - такие разные» (6-7 кл.) | январь | психолог |
13 | Психокоррекционная группа с неадаптивными детьми (5-6 кл.) | февраль | психолог |
14 | Занятие «Барьеры непонимания» (7-11кл.) | март | психолог |
15 | Формирование доброжелательных отношений в группе «Подарок самому себе» (3-6 кл.) | март | психолог |
16 | Игра «В чём смысл жизни?» (9-11кл.) | апрель | психолог |
17 | Тренинг «Игры в которые играю все» (5-11 кл.) | в течение года | психолог |
18 | Занятие «Секреты воздействие теле. рекламы» | в течение года | психолог |
19 | Диагностика: Опросник Басса-Дарки; Исследование уровня тревожности; Исследование уровня адаптации; Шкала социально-психологической адаптации; Склонность к отклоняющемуся поведению; Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королева) | по плану | психолог |
Педагоги |
20 | Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться» | октябрь | психолог |
22 | Семинар для педагогов «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» (ШП №40-42, 2004) | декабрь | психолог |
23 | Семинар «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся» | январь | психолог |
24 | Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» | февраль | психолог |
25 | Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха» | март | психолог |
Родители |
26 | Родительский лекторий: - Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник) - Наши ошибки в воспитании детей - Шаги общения - Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки - Тревожность и её влияние на развитие личности - Трудный возраст или советы родителям - Что такое суицид и как с ним бороться (среднее и старшее звено) - Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта - Чем и как увлекаются подростки - Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества - Уголовная ответственность несовершеннолетних - Как помочь ребенку справиться с эмоциями | по запросу | кл. руководитель завуч по ВР завуч по УР психолог соц. педагог инспектор |