СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в условиях интернатного учреждения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в условиях интернатного учреждения»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственного казенного общеобразовательного учреждения

Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат № 16»


«Утверждаю»

Директора школы-интерната № 16

___________________ Е.А. Нархова

«______»__________________2014 год
















Программа

профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

в условиях интернатного учреждения

на 2016 – 2017 учебный год













г. Шахты






1. Пояснительная записка

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.



2. Основные цели и задачи программы

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”. Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.

  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.



3. Основные направления деятельности

  1. Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

  2. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

  3. Работа с неблагополучными семьями.



4. Принципы реализации программы

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.



5. Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.



Достоинства настоящей программы:

  • В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

  • В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

  • В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.



Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.


Система программных мероприятий


Учащиеся


Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение года

соц. педагог

2.

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

сентябрь

соц. педагог

3.

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

в течение года

соц. педагог

5.

Организация работы по профилактике профессионального выгорания

в течение года

психолог

6.

Классные часы:

- Профилактика курения (2- 5 кл.)

- Как научиться жить без драки (1-4 кл.)

- Толерантность (5 кл.)

- Способы решения конфликтов с родителями (7-9 кл.)

- Я + он + они = мы (10-11 кл.)

- «Как сказать Нет!» (7-11кл.)

- Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания.

(8-11кл.)


октябрь

ноябрь

декабрь

январь


февраль

март

апрель



кл. рук-ль

кл. рук-ль

кл. рук-ль

кл. рук-ль


кл. рук-ль

кл. рук-ль

кл. рук-ль

7.

Правовые классные часы:

Что ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.)

Уголовная ответственность несовершеннолетних

(8 – 11 кл.)

Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы)

в течение года


кл. рук-ль., инспектор ИДН и соц.педагог

8.

Программа комплексного взаимодействия с подростками «Грани моего «Я»» (7-9 кл.)

в течение года

психолог

9.

Игра для учащихся 4-6 кл. «Колючка» (интеграция «отверженных»)

октябрь

психолог

10

Цикл психокоррекционных занятий «Птица радости» (1-2 кл.)

ноябрь

психолог

11

Диспут для подростков «Успех в жизни»

декабрь

соц. педагог

12

Занятие «Ты и Я - такие разные» (6-7 кл.)

январь

психолог

13

Психокоррекционная группа с неадаптивными детьми (5-6 кл.)

февраль

психолог

14

Занятие «Барьеры непонимания» (7-11кл.)

март

психолог

15

Формирование доброжелательных отношений в группе «Подарок самому себе» (3-6 кл.)

март

психолог

16

Игра «В чём смысл жизни?» (9-11кл.)

апрель

психолог

17

Тренинг «Игры в которые играю все» (5-11 кл.)

в течение года

психолог

18

Занятие «Секреты воздействие теле. рекламы»

в течение года

психолог

19

Диагностика:

  • Опросник Басса-Дарки;

  • Исследование уровня тревожности;

  • Исследование уровня адаптации;

  • Шкала социально-психологической адаптации;

  • Склонность к отклоняющемуся поведению;

  • Тест «Ваши суицидальные наклонности»

  • (З. Королева)

по плану

психолог


Педагоги

20

Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться»

октябрь

психолог

22

Семинар для педагогов «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

(ШП №40-42, 2004)

декабрь

психолог

23

Семинар «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся»

январь

психолог

24

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»

февраль

психолог

25

Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»

март

психолог

Родители

26

Родительский лекторий:

- Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)

- Наши ошибки в воспитании детей

- Шаги общения

- Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки

- Тревожность и её влияние на развитие личности

- Трудный возраст или советы родителям

- Что такое суицид и как с ним бороться (среднее и старшее звено)

- Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта

- Чем и как увлекаются подростки

- Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества

- Уголовная ответственность несовершеннолетних

- Как помочь ребенку справиться с эмоциями

по запросу


кл. руководитель

завуч по ВР

завуч по УР

психолог

соц. педагог

инспектор