СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики суицидального поведения подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

это зачетная работа после прохождения курсов по профилактике суицидального поведения подростков (для психологов и классных руководителей 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики суицидального поведения подростков»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

Покровская средняя общеобразовательная школа 

Павловского района Воронежской области 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа  

профилактики суицидального поведения подростков   

 

 

 

 

 

 

 Стеценко Людмила Васильевна, МКОУ Покровская СОШ Павловского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 уч.г. 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка. 

 

По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.  

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия. 

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.  

 

Цель программы: 

Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. 

Задачи программы: 

• выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции. 

• межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций; 

• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа Я. 

 

 

 

Принципы реализации программы: 

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка. 

  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка. 

  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. 

  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика. 

  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса. 

 

Ожидаемый результат. 

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать  работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений. 

 

Содержание программы. 

Исходя из цели и задач программы работа проводится по следующим направлениям: 

 

1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении: 

• диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности, подверженности стрессу 

• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению 

• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска 

2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся: 

• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья 

• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия. 

3. Оптимизация межличностных отношений в школе. 

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися. 

Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в  

 

социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). 

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. 

 

Словарь терминов 

 

Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни. 

Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью. 

Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана еѐ реализации. 

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение. 

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. 

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации. 

Толерантность – способность человека, принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. 

 

 

ПЛАН 

мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков  

 



Просветительско-профилактическая деятельность 

Работа с обучающимися ОУ 

№ 

Содержание работы 

Сроки 

Ответственный 

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации 

Постоянно 

Кл.руководители 

Соц. педагог 

Исследования социального статуса семей учащихся. Составление социального паспорта класса и школы 

Октябрь 

Кл.руководители Соц.педагог 

  

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям 

Октябрь 

Соц. педагог 

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий семьями социального риска 

В течение уч. года 

Соц.педагог 

Мини-тренинги 

- учимся снимать усталость 

- как преодолевать тревогу 

- способы решения конфликтов  

- стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом 

- способы саморегулирования эмоционального состояния 

- как сказать НЕТ! 

В течение уч. года 

Педагог-психолог 

  

  

  

  

  

  

  

Правовые классные часы: 

- что ты должен знать об УК РФ 

- уголовная ответственность несовершеннолетних 

- знаешь ли ты свои права и обязанности 

В течение уч. года 

Соц. педагог 

Кл.руководители 

Психолого-педагогическая поддержка обучающимся при подготовке и проведении выпускных экзаменах  

В течение уч. года 

Учителя 

Педагог-психолог 

Педагоги 

Совещание при директоре «Что такое суицид и как с ним бороться» 

Ноябрь 

Педагог-психолог 

Подготовка Памятки «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» 

Декабрь 

Педагог-психолог 

 

Выступление на МО кл. руководителей: 

- «Профилактика суицида среди школьников» 

  В течение года 

 Педагог-психолог 

Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе» 

Сентябрь-ноябрь 

Педагог-психолог 

Родители 

 

 

 

 

 

 

 

Родительский лекторий: 

- возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник) 

- наказание и поощрение 

- психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки 

- признаки, мотивы, профилактика суицида                                      

- трудный возраст или советы родителям 

- уголовная ответственность родителей и несовершеннолетних 

- как помочь ребенку при подготовке к экзаменам 

По плану, по запросу 

 

 

 

 

 

Соц. педагог 

Педагог-психолог 

 

 

 

 

Диагностика учащихся 

 

 Диагностика психологического климата в коллективе (1, 5, 10 классы) 

октябрь 

Педагог-психолог 

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) 

Сентябрь 

Кл.руководители 

8-11 кл. 

Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин) 

По запросу 

Педагог-психолог 

                                                    

                                                       

 

Литература: 

 

1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. 

2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск) 

3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980. 

4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.- Курган, 2008. 

5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. 

6.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.- Курган, 2006.