Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Покровская средняя общеобразовательная школа
Павловского района Воронежской области
Программа
профилактики суицидального поведения подростков
Стеценко Людмила Васильевна, МКОУ Покровская СОШ Павловского района
2020-2021 уч.г.
Пояснительная записка.
По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.
Цель программы:
Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Задачи программы:
• выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции.
• межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций;
• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа Я.
Принципы реализации программы:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Содержание программы.
Исходя из цели и задач программы работа проводится по следующим направлениям:
1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:
• диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности, подверженности стрессу
• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению
• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска
2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся:
• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия.
3. Оптимизация межличностных отношений в школе.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.
Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в
социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Словарь терминов
Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.
Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью.
Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана еѐ реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Толерантность – способность человека, принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
ПЛАН
мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков
Просветительско-профилактическая деятельность |
Работа с обучающимися ОУ |
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | Постоянно | Кл.руководители Соц. педагог |
2 | Исследования социального статуса семей учащихся. Составление социального паспорта класса и школы | Октябрь | Кл.руководители Соц.педагог |
3 | Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям | Октябрь | Соц. педагог |
4 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий семьями социального риска | В течение уч. года | Соц.педагог |
5 | Мини-тренинги - учимся снимать усталость - как преодолевать тревогу - способы решения конфликтов - стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом - способы саморегулирования эмоционального состояния - как сказать НЕТ! | В течение уч. года | Педагог-психолог |
8 | Правовые классные часы: - что ты должен знать об УК РФ - уголовная ответственность несовершеннолетних - знаешь ли ты свои права и обязанности | В течение уч. года | Соц. педагог Кл.руководители |
9 | Психолого-педагогическая поддержка обучающимся при подготовке и проведении выпускных экзаменах | В течение уч. года | Учителя Педагог-психолог |
Педагоги |
1 | Совещание при директоре «Что такое суицид и как с ним бороться» | Ноябрь | Педагог-психолог |
2 | Подготовка Памятки «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» | Декабрь | Педагог-психолог |
3 | Выступление на МО кл. руководителей: - «Профилактика суицида среди школьников» | В течение года | Педагог-психолог |
4 | Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе» | Сентябрь-ноябрь | Педагог-психолог |
Родители |
1 | Родительский лекторий: - возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник) - наказание и поощрение - психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки - признаки, мотивы, профилактика суицида - трудный возраст или советы родителям - уголовная ответственность родителей и несовершеннолетних - как помочь ребенку при подготовке к экзаменам | По плану, по запросу | Соц. педагог Педагог-психолог |
Диагностика учащихся |
| Диагностика психологического климата в коллективе (1, 5, 10 классы) | октябрь | Педагог-психолог |
1 |
2 | Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) | Сентябрь | Кл.руководители 8-11 кл. |
3 | Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин) | По запросу | Педагог-психолог |
Литература:
1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.
2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)
3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.- Курган, 2008.
5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.
6.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.- Курган, 2006.