Программа
профилактики употребления ПАВ
МБОУ «Малошуйская СОШ»
"Решать тебе….."
на 2017-2019 годы.
(срок реализации программы 3 года)
Пояснительная записка
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. В настоящее время существует необходимость воспитания у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Молодые люди не всегда адекватно воспринимают изменения в семье, стране и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети и подростки, находясь под воздействием хронических стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место в стране вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90%.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение. Ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите.
Целевая программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель данной программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вреда и последствий курения, алкоголизма, наркомании, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.
Паспорт программы
Цель:
Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ.
Задачи:
повышение уровня профилактики употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди обучающихся;
распространение форм профилактики употребления ПАВ в среде, в которой живут школьники (учитель-ученик-семья);
максимальное использование школьных оздоровительных ресурсов для сохранения и укрепления здоровья школьников;
снижение уровня социальных девиаций в подростковой среде;
вовлечение обучающихся в работу по профилактике употребления ПАВ;
Планируемый результат.
Программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии, через комплекс социальных, образовательных, профилактических и медико-психологических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта.
Педагогам совместно с родителями подростков возможно создать в школе атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками.
В рамках данной программы планируется получить следующий результат:
все участники получают необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, могут познакомиться с медицинскими учреждениями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты подростков от наркомании);
данная программа даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков, ВИЧ-инфекции;
подростки будут знать, куда обратиться за помощью.
Особенностью программы является совпадение объекта и субъекта, ими являются учителя, ученики, родители, специалисты.
Формы исследования: внеклассная работа.
Методы исследования:
изучение печатных статистических материалов, видеоматериалов, материалов архива и Интернета;
внеклассная работа с учащимися: совет старшеклассников, классное самоуправление, проведение месячников, конкурсов, бесед;
работа с родителями: лекторий для родителей, консультации, общешкольные и классные родительские собрания.
Нормативно-правовая база:
Единая конвенция о наркотических средствах .
Конвенция о психотропных веществах .
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 08.01.1998 г.
Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 г.» от 13.09.2005 №561.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011г. «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде», разработанная Министерством образования РФ, при консультативной поддержке Министерства здравоохранения РФ.
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442-ФЗ от 28.12.2013г.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации программы: 2017-2019 г.
Основные формы реализации программы:
В основу реализации программы «Профилактика употребления ПАВ» заложены разнообразные формы и методы, такие как:
Классные часы
Беседы
Круглый стол
Акции
Конкурсы
Тренинги
Управление программой.
Управляет реализацией программы Совет профилактики. В состав рабочей группы входят: директор школы, заместитель директора по ВР, социальный педагог.
Мероприятия по профилактике употребления ПАВ, вредных привычек и формированию здорового образа жизни у учащихся школы.
№ | Мероприятия | Участники |
1 | Работа с учащимися: Общешкольная тематическая линейка «Административный проступок и административная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» Выпуск листков по ОБЖ | 1-11 кл., 5-11 кл. |
2 | Психологические тренинги Беседы с девочками по половому воспитанию Встреча с работниками ГИБДД | 1-11 кл. 9-10 кл. 1-11 кл. |
3 | Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» Акция «Спорт вместо вредных привычек» Классные часы «Конвенция ООН о правах ребёнка» Презентация о вреде курения и алкоголя | 1-4 кл. 1-11 кл. 1-11 кл. 1-11 кл. |
4 | Классные часы «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» «Веселые старты» Акция «Нет курению!» Соревнования по волейболу Урок здоровья «Твои друзья – вода и мыло» Тематическая линейка «День борьбы со СПИДом» «Здоровье во все времена» Беседа о закаливании в зимнее время Игры на свежем воздухе Классные часы «Права ребёнка (ст.12,13,15)» Рейд по соблюдению комендантского часа | 1-11кл. 5-11 кл. 1-4 кл. 5-11 кл. 2, 4 кл. 1-11 кл. 11 кл. 1-4 кл. 8-11 кл. |
5 | Урок здоровья «В гостях у здоровой пищи» Лыжные гонки – Первенство школы Встречи с работниками ОВД (участковый, сотрудники ОДН) «2500 шагов к здоровью» | 2, 4 кл. 5-11 кл. 5-11 кл. 8 кл. |
6 | «Веселые старты» Беседа «Наркотики и закон» Классные часы «Права ребёнка (ст.17,18,28)» | 1-11 кл. 1-4 кл. 8-11 кл. |
7 | Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули» Рейд по соблюдению комендантского часа | 5 кл. 9-11 кл. |
8 | День прыгуна Тематические линейки: «День птиц», «День Земли» , «Природа в опасности» Круглый стол «Я – гражданин России» | 1-11 кл. 1-11кл. 1-11 кл. 10-11 кл. |
9 | Спортивный праздник Военно-спортивные сборы . Рейд по соблюдению комендантского часа | 1-8 кл. 10 кл. |
10 | Работа с родителями: Родительское собрание «Задачи работы школы. Знакомство с Программой развития школы, программой по профилактике ПАВ» Родительское собрание «Вредные привычки» | 1-11 кл. 1, 3 кл. |
11 | Родительское собрание «Воспитание девочки в семье» | 1, 3 кл. |
12 | Родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание детей» | 1-11 кл. |
13 | Беседа с родителями «Вредные привычки» | 9, 10 кл. |
14 | Вечер вопросов и ответов для родителей «Закон и ответственность» | 8-11 кл. |
15 | Родительское собрание «Воспитание мальчиков» | 1-11 кл. |
16 | Родительское собрание «Профилактика курения» | 1-11 кл. |
17 | Родительское собрание «Профилактика алкоголизма» | 1-11 кл. |
18 | Родительское собрание «Техника безопасности детей в летние каникулы. Организация летнего труда и отдыха детей» | 1-11 кл. |
Предполагаемый результат:
1 год |
Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ. | Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками. | Организация спортивных соревнований. |
Формирование потребности в самопознании. | Знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах заботы о себе. | Диагностика, тренинги, дискуссии. |
Коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ. | 1. Формирование адекватной самооценки 2. Формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать «нет», нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью. | Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков. |
Овладение навыками общения и т.д. | Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни. | Совместные праздники, вечера. |
2 год |
Формировать понятие о причинах зависимого поведения. | Учить подростков справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами; способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов. | Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков. Педагогическое наблюдение. |
Повышение общей культуры поведения. | Обучающиеся должны знать: — болезни, связанные с применением ПАВ; — причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании); — вредное влияние ПАВ на организм человека. Обучающиеся должны уметь: — применять полученные знания на практике; — уметь говорить «Нет»; — вести активный здоровый образ жизни. Обучающиеся должны приобрести навык: — работы в коллективе; — высказывания своих мыслей; — изучения научной литературы. | Тренинги, дискуссии. |
3 год |
Активная профилактическая деятельность в ОУ. | Формирование позитивного самосовершенствования к достижению достаточно высокого уровня культуры. | Тренинги |
Сравнительное обобщение полученного опыта. | Мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер. | Диагностика, тестирование, анкетирование, презентации. Построение диаграмм. |
Оценка эффективности результатов
Оценка эффективности Программы обеспечивается:
регулярным обсуждением хода реализации на совещаниях, семинарах классных руководителей;
проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику воспитания школы;
разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве
участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах по здоровьесберегающей направленности.
Дальнейшее развитие программы:
Создание методического материала по первичной профилактике употребления ПАВ.
Создание в учебном заведении банка презентаций о профилактике вредных привычек.