Согласовано Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МАОУ
№ от «Верхнегородковская СОШ»
приказ № от
Программа профильного лагеря «Краевед»
для учащихся 9-11 классов
МАОУ «Верхнегородковская СОШ» -
с/п – СОШ № 91
Авторы:
Лукина С.Ю., учитель русского языка и литературы
Лукина В.В., учитель истории, биологии, химии,
педагог дополнительного образования
п. Комарихинский, 2020 г
Информационная карта
Полное название программы
Профильный лагерь для учащихся «Краевед»
Авторы программы
Лукина С.Ю., учитель русского языка и литературы
Лукина В.В., учитель истории, биологии, химии, педагог дополнительного образования, руководитель школьного краеведческого музея.
Начальник лагеря
Заместитель директора по ВР
Привлеченные специалисты:
Учитель информатики;
Учитель физической культуры;
Педагог-психолог.
Название проводящей организации
Управление образования администрации Чусовского городского округа
Адрес организации, на базе которой реализуется программа
618215 Пермский край, г. Чусовой, п. Комарихинский, ул. Школьная, д.2
Телефон организации
8(34256)33785
Форма проведения
Профильный лагерь
Цель: воспитание чувства гордости и любви к малой Родине, к родному краю; развитие познавательного интереса к истории поселка, в котором живешь, совершенствование навыков работы с информационными ресурсами Интернета; развитие умения работать в команде.
Задачи:
Привить любовь к “малой” родине, родному поселку, показать, что история родного поселка неразрывно связана с историй всей страны.
Расширить и углубить знания учащихся по истории и литературе; закрепить изученный материал;
Развивать навыки учащихся к самостоятельному изучению истории и литературы родного края, повышать интерес к исследовательской деятельности; развивать навыки решения интерактивных викторин.
Специализация программы
Историческое и культурное краеведение
Сроки реализации
1 лагерная смена (5 дней)
Место проведения
МАОУ «Верхненгородковская СОШ» - с/п – СОШ № 91
Количество участников
18 человек учащихся 9-11 классов
Условия проведения лагерной смены. Оборудование
Помещения СОШ № 91: школьный краеведческий музей, компьютерный класс, кабинет русского языка, кабинет химии, библиотека школы, спортивный зал, сельская библиотека, ДК п. Комарихинский, администрация п. Комарихинский, столовая.
Краткое содержание программы
Подростки занимаются краеведческой деятельностью, в рамках которой они посещают культурные и исторические места поселка Комарихинский, беседуют с жителями поселка, создают мультимедийные продукты по разным направлениям краеведческой деятельности.
Пояснительная записка
В последнее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе детских лагерях и объединениях.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в наше время, когда молодежь все больше ориентируется на западные ценности, не всегда соотносящиеся с культурными ценностями русского человека, есть возможность заложить основы воспитательного процесса, который приведёт к формированию поколения, гордого за страну, в которой живет, за свой край, свой город, свою школу. И, в то же время, такого поколения, которое толерантно относится к культуре других стран.
Особенность программы заключается в повышенном спросе родителей и подростков на организованный интеллектуальный труд и отдых. Как известно, познавательная деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации подрастающей личности, т.к. способствует формированию познавательных УУД.
В то же время данная программа является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса, в котором реализуется комплексный подход к развитию личности ребенка в процессе интеграции в определенный тип культуры, дающий участнику лагерной смены возможность подойти к вопросу осознания самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте.
Новизна программы состоит в том, что полученные знания об истории и культуре поселка Комарихинский, будут воплощены в практической деятельности по созданию виртуальных экскурсий, практических занятий, проектов по истории поселка, что послужит развитию созидательных потребностей детей, и будет способствовать реализации их творческих возможностей.
Адресность программы
В лагере занято 18 подростков (9-11 классов), которые будут заниматься подбором и разработкой виртуальных экскурсий, буклетов, мультимедийных презентация об истории малой родины. Они будут работать с материалами в Интернете и библиотеках, администрации поселка.
2. Концептуальные основы
В Законе «Об образовании в РФ» приоритетным по праву признан «гуманистический характер образования, общечеловеческие ценности жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Организация и занятость подростков в профильном лагере вносит свой вклад в гармонизацию личностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами.
Во-первых, это возможность занять ребят общественно-полезным трудом, т.к. в силу психофизиологических особенностей подростков, труд, с одной стороны, даёт выход энергии, а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом.
Во-вторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания Человека, знающего и уважающего историю и культуру своего народа и родного края, а так же интернациональных элементов культуры.
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:
1.Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.
2.Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.
3.Принцип воспитания на традициях, который реализуется через систему занятий с привлечением ресурсов краеведческих музеев школы № 91, участие в проектах по изучению исторического родного поселка;
4.Принцип личностно - ориентированного подхода, предполагающий использование в рамках занятий активные и интерактивные формы и методы работы с учетом психологических особенностей возрастной группы обучающихся 9-11 классов;
5. Принцип историзма, предполагающий формирование высоконравственной, социально активной личности, понимающей реалии настоящего, инвариантность прошлого и альтернативность будущего, осознающую историческую ответственность за свою деятельность
3. Содержание программы
Программа учитывает возрастные потребности и познавательные возможности учащихся 9-11 классов и состоит из трех элементов:
получение краеведческих знаний,
формирование гражданской позиции через изучение истории родного поселка, его прошлого и настоящего;;
формирование гражданских навыков через проектную деятельность.
Освоение культурного и исторического наследия должно осуществляться не механически, а сознательно и активно, и одна из особенностей программы – создание психолого-педагогических условий воспитания, в рамках которых ребёнок сможет проявлять себя как полноценная, социально-активная личность. Поэтому основными формами работы в рамках программы являются проектная деятельность, направленная на создание и реализацию проектов школьного уровня, а также различные виды индивидуальной, парной, групповой работы и экскурсионной деятельности. В основе всей лагерной смены лежит квест-игра «Пешком в историю и литературу».
4. Механизм реализации программы:
Программа профильного лагеря «Краевед» реализуется в четыре этапа:
1.Начальный
2.Первый
3.Основной
4.Заключительный
в соответствие с этапами квест-игры «Пешком в исторпию и литературу».
План работы профильного лагеря «Краевед»
Дата | Виды работ | Ответственные воспитатели |
29.10 | Открытие лагеря. Игра «Родственные души» Экскурсия в школьный краеведческий музей Старт квест-игры «Пешком в историю и литературу» | Лукина С.Ю. Лукина В.В. Лукина С.Ю. |
30.10 | Сбор материала к проектам. Работа в школьной библиотеке, в сельской библиотеке, в администрации поселка.. Встречи-беседы с жителями поселка. | Лукина В.В. |
05.11 | Разработка дизайн-проектов групп. Составление анкет-опросников. Работа в компьютерном классе. Встречи- беседы с жителями поселка Игра «Колесо истории» на тему «Поселок Комарихинский: вчера, сегодня, завтра» | Лукина С.Ю. |
06.11 | Сбор материала к проектам. Работа у памятника «Героям отряда «Красные орлы», Вов. Консультации по дизайн-проектам. Соревнования по настольному теннису. | Лукина В.В. Учитель информатики |
07.11 | Презентация проектов. Подведение итогов и закрытие лагерной смены. Дискотека. | Лукина С.Ю, Лукина В.В. |
5. Ожидаемые результаты
За время лагерной смены учащиеся реализуют познавательные потребности через социально-значимую деятельность, проявят больше самостоятельности и ответственности.
По итогам участия в работе лагеря ребята получат:
- теоретические и практические знания в области краеведения;
- практические навыки в области IT- компетентности;
- навыки работы в коллективе.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог), умение ведения диалога и работы в группе;
6. Диагностика и мониторинг программы
Подготовительный этап- составление паспорта лагеря. Выявление интересов и склонностей подростков при помощи анкетирования;
Основной этап-составление «Карты настроения»9 работа школьного психолога.
Мониторинг эффективности:
критерий | показатель | средства мониторинга |
расширение теоретических и практических знаний по краеведению | Работа в библиотеке, подбор материала | Проведение экскурсий для школьного лагеря и школ района |
практические навыки в области IT- компетентности | Создание мультимедийных презентаций | Уровень овладения |
навыки работы в коллективе умения работы в группе | Работа в группах при проведении игры «Колесо истории» | Педагогическое наблюдение |
умение сознательно организовывать свою познавательную и художественно-эстетическую деятельность | Оформление и составление презентаций, буклетов | Качеств оформленного материала |
развитие коммуникативных навыков, овладение различными видами публичных выступлений | Подготовка к экскурсиям и их проведение | Отзывы учащихся о проделанной работе. |
7. Список используемой литературы
1. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. –М. 2004.
2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин. - М. 2008.
3. Винокурова Н.Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М.1999.
4. Шмак Ани Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. -Спб. 2004.