СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Профильного объединения "Цветочная мозайка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена программа профильного объединения "Цветочная мозайка". Эта программа расчитана на обучающихся 10-14 лет, которые могут в летний период заниматься изучением биологии. Изучать расширенно некоторые темы из курса биологии

Просмотр содержимого документа
«Программа Профильного объединения "Цветочная мозайка"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края




СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете

Директор МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска

МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска

_____________М.В. Берестовая

Протокол № 3 от 30.05.21 г.

от «30» мая 2021 г.

Председатель: ________М.В. Берестовая









ПРОГРАММА

летнего профильного объединения



возраст учащихся 14-16 лет,





Составитель:

Алешина Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования









г. Амурск

2021

Пояснительная записка

Ландшафтный дизайн - особый вид деятельности, направленный на создание искусственной среды для жизнедеятельности человека путем активного использования природных компонентов (рельеф, вода, растительность и т. д.).

Данная образовательная программа разработана для реализации содержания дополнительного эколого-биологическиго образования, знакомство с ландшафтным дизайном, приобщает к прекрасному удивительному миру растений, учит видеть любое растение с экологической и с эстетической точки зрения. Это попытка ребенка не только изучить закономерности существования природных сообществ, но и воссоздать их своими руками.

Программа рассчитана на два месяца обучения. За это время воспитанники знакомятся с общими понятиями, азами ландшафтного дизайна. Большая часть времени занята практическими и творческими занятиями, а также коллективным проектированием. Теоретические занятия закрепляются практическими. В нашем учреждении - это обустройство территории при Центре. Благоустройство и озеленение прилегающей территории очень важный и ответственный процесс. Окруженный зеленью и оформленный участок не только воспитывает чувство прекрасного, бережное отношение к природе, а также способствует общению, психологической разгрузке воспитанников, снятию стрессов, создает условия для повышения двигательной активности, снятию зрительного напряжения, профилактике заболеваний дыхательной и сердечно - сосудистой систем.

Новизна и актуальность данной образовательной программы состоит в том, что грамотно спланированный, засаженный деревьями, декоративными кустарниками, цветниками участок может стать оазисом экологической культуры. Вопросы приобщения воспитанников к природе, воспитание чувства гармонии с ней в данный момент очень актуальны. Реализация данной программы вносит большой вклад в развитие МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска, а именно благоустройство и озеленение участка.

Основное внимание в данной программе будет уделено созданию цветочной мозаики «Центр туризма».

Программа нацелена на благоустройство близлежащей территории ЦДЮТиЭ г. Амурска путем создания надписи «Центр туризма» элементами ландшафтного дизайна. Эта надпись будет нести в себе двойную пользу. Во – первых, это информационная составляющая для населения, что именно здесь находится организация «Центр туризма», во- вторых, эта надпись будет эстетическим элементом в оформлении прилежащей территории.


Цель программы:

Освоение воспитанниками специальных знаний – изучение основ композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна

Благоустройство территории, прилегающей к МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска, путем создания цветочной мозаики «Центр туризма» элементами ландшафтного дизайна.

Задачи программы:


- знакомство на практике со спецификой деятельности, соответствующей данной профессии ландшафтный дизайнер;

- разработка и осуществление плана-схемы по созданию цветочной мозаики «Центр туризма»;

- расширение представлений воспитанников об окружающем мире;

- формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;

- формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;

- воспитание бережного отношения к природе, изучению влияния ее на собственное здоровье;

- воспитание любви к своему городу, своему отечеству, гражданской ответственности

- формирование у воспитанника способности к самореализации;

- стимулирование его творческой и познавательной активности;


Ожидаемые результаты

Воспитанник должен уметь:

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьера или участка;

- подбирать растения, соответствующие данным условиям и назначению;

- оформлять интерьер по законам этики;

- ставить проблемные эксперименты;

- выполнять самостоятельную работу;

- работать с дополнительной литературой

- обсуждать результаты, делать выводы;

- участвовать в дискуссиях, работать на аудиторию, развитие коммуникативных способностей (например, при защите проекта, презентаций).

В ходе освоения программы учащиеся получают элементарный набор знаний и умений в области ландшафтного дизайна. Приобретают навыки уходы и выращивания цветочной рассады. Умение отличать виды и жизненные формы растений. Так же происходит формирование экологической культуры, трудолюбия, активной жизненной позиции у учащихся.

Выполнение программы рассчитано на 36 дней (июнь, июль) обучения. На занятия отводится 6 часов в неделю, всего 48 часов.

Режим работы: двухчасовые занятия проводятся по 45 минут каждый час с 10 – минутным перерывом, три раза в неделю.

Возраст учащихся: 11 - 14 лет.

Форма подведения итогов реализации: защита проектов «Благоустройство и озеленение участка при МБУ ЦДЮТиЭ», фотовыставка.


Тематический план


Наименование темы


Количество часов

всего

теория

практика

1

Ландшафтный дизайн. История и современность

7

5

2

2

Стили ландшафтного дизайна

6

4

2

3

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве

10

5

5

4

Экологическое значение зеленых насаждений

5

3

2

5

Композиционные элементы ландшафтного дизайна

7

4

4

6

Многообразие видов зеленых насаждений

11

6

6


Всего

48

27

21


Содержание программы

Общее число июнь 24 ч (6 ч в неделю)

Общее число июль 24 ч (6 ч в неделю)

Тема 1 (7 ч): Ландшафтный дизайн. История и современность

Вводное занятие. Характеристика учебного процесса. Правила техники безопасности. Что такое ландшафтный дизайн. История садово-паркового искусства. Основные стадии ландшафтного проектирования.

Практическая работа 1: Анализ территории. Составление ситуационного плана. Экскурсия-посещение участка, для проектирования цветочной мозаики «Центр туризма».

Тема 2 (6ч) Стили ландшафтного дизайна

Всемирно известные стили ландшафтного планирования. Заочная экскурсия по известным садам и паркам мира. Выбор стиля, дизайнерское решение. Основные правила ухода за садом.

Практическая работа 2: зарисовка условных обозначений, элементов в ландшафтном дизайне.

Практическая работа 3: характеристика стиля.

Тема 3 (10 ч) Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве

Понятие о древесных растениях. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Общие сведения о цветочно-декоративных растениях. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые.

Практическая работа 4:функциональное зонирование территории.

Практическая работа 5:составление плана дорожной сети.

Практическая работа 6:составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка. 10 видов, из которых 5 видов деревьев, 5 видов красиво - цветущих кустарников, при необходимости вертикального озеленения указать видовой состав. По 5 видов одно- и многолетников, луковичных, клубневых.

Практическая работа 7:подготовка посадочного материала к цветочной мозаики «Центр туризма». Уход за цветочной мозаикой.


Тема 4 (5ч) Экологическое значение зеленых насаждений

Влияние на тепловой режим, влажность воздуха и степень его подвижности. Роль в процессе газообмена, в борьбе с загрязнением атмосферы. Защитная роль зеленых растений в борьбе с городским шумом.

Практическая работа 8:составление дендро-плана участка

Тема 5 (ч) Композиционные элементы ландшафтного дизайна

Понятие композиции и масштабности. Композиция. Симметрия, асимметрия. Свет. Цвет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм. Пропорциональность. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.), специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них. Просмотр фильма «Ландшафтное искусство».

Практическая работа 9:составление посадочного чертежа

Практическая работа 10:подготовка земли и контейнеров для рассады

Практическая работа 11:посев семян рассады.

Практическая работа 12 Уход за цветочной мозаикой «Центр туризма».

Тема 6 (11 ч) Многообразие видов зеленых насаждений

Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи, живые изгороди. Виды альпинарии. Понятие газона, Виды газонов. Использование камней в ландшафтном искусстве. Оформление сада на балконе. Оформление веранд, балконов, стен домов с помощью вертикального озеленения. Способы употребления вертикального озеленения. Сооружения для удобства и для художественного оформления участка (беседки, трельяжи, лестницы). Понятие культурного назначения фонтана. Виды фонтанов, водопадов, каскадов. Решение кроссвордов, теста

Практическая работа 13: разработка покрытия пешеходных дорожек

Практическая работа 14: проектирование цветочного оформления. Варианты: 1) двусторонняя рабатка; 2) треугольная клумба с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордер из многолетников. Использование камней, валунов, плит для оформления цветников

Практическая работа 15: уход за рассадой

Практическая работа 16: «проектирование альпийской горки»

Практическая работа 17: разработка эскиза надписи камнями на лицевой части территории.

Практическая работа 18: составление генерального плана

Практическая работа 19: уход за цветочной мозаикой «Центр туризма».




Терминология ландшафтного дизайна


Аллея - свободно растущие или формованные деревья, высаженные в один или более рядов по обеим сторонам пешеходных или транспортных дорог.

Альпинарий - часть ботанического сада, имитирующая горный пейзаж, для экспонирования растений альпийской флоры или декоративная экспозиция на озеленённой территории.

Архитектурно-ландшафтный ансамбль - завершённый композиционно и функционально архитектурно-ландшафтный объект.

Арабеска - цветник или элемент цветника вычурного растительного рисунка, для создания которого используются декоративные травянистые растения, формованные кустарники и нерастительный материал.

Бордюр - неширокая полоса из низкорослых кустарников, однолетников или многолетников, окаймляющая газоны, площадки, дорожки, цветники.

Бульвар - озеленённая территория общего пользования вдоль магистралей, набережных в виде полосы различной ширины, предназначенная для пешеходного транзитного движения и кратковременного отдыха.

Газон - травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции

Газон луговой - газон или улучшенный травяной покров, содержащийся в режиме луговых угодий, допускающий хождение, игры и отдых на траве.

Газон мавританский - газон, создаваемый посевом семян газонных трав и цветочных растений.

Газон партерный - газон, создаваемый в наиболее парадных местах объекта озеленения, однородных по окраске, густоте и высоте травостоя.

Газон спортивный - газон на спортивных площадках, создаваемый посевом семян газонных трав, устойчивых к вытаптыванию.

Группа садово-парковая - не менее трёх экземпляров древесных и (или) кустарниковых растений, полностью обозреваемых с одной точки, находящихся на уровне посадки.

Густота посадки - число растений, высаженных на единицу площади.

Двулетники - двулетние и многолетние декоративные растения, используемые для озеленения в течение двух сезонов вегетации.

Дернина рулонная (дёрн-скрутка) - дернина газонных трав, выращенная посевом семян на специальных матах рыхлой структуры из растительного или искусственного волокна.

Изгородь живая - свободно растущие или формованные кустарники, реже деревья, высаженные в один или более рядов, выполняющие декоративную, ограждающую или маскировочную функции.

Клумба - цветник правильной геометрической формы плоского или повышающегося к центру профиля, один из основных элементов цветочного оформления архитектурно-ландшафтных объектов.

Ландшафтная композиция - гармоничная соподчинённость элементов ландшафтной композиции, обусловленная замыслом и назначением объекта, образующая единство организуемого пространства.

Примечание: к элементам ландшафтной композиции относят: местоположение, рельеф, насаждения, водоёмы, дорожная сеть и покрытия, малые формы.

Лунка приствольная - верхний горизонт посадочной ямы, обнесённый по периметру земляным валиком, устраиваемый для каждого растения или общий для группы растений.

Малые формы садово-парковой архитектуры - элементы оформления архитектурно-ландшафтного объекта, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции.

Массив садово-парковый - множество древесных и (или) кустарниковых растений на определённой территории свободной конфигурации, не обозреваемых с одной точки на уровне посадки.

Миксбордер - цветник вытянутой формы, создаваемый на фоне стены или плотной посадки из различных видов цветочных растений, гармонически связанных в единое целое обеспечивающих непрерывность цветения.

Многолетники - многолетние травянистые декоративные растения.

Моносад - сад или его часть, где культивируются растения, принадлежащие одному роду.

Насаждения зелёные - совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определённой территории.

Обрезка омолаживающая - глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону.

Обрезка санитарная - обрезка больных, поломанных, засохших ветвей.

Обрезка формовочная - обрезка кроны с целью придания растению определённого габитуса, ему не свойственного.

Объект архитектурно-ландшафтный - территория, организованная по принципу ландшафтной архитектуры, в соответствии с функциональным назначением.

Одерновка - создание травяного покрова с помощью естественной или рулонной дернины.

Однолетники - декоративные травянистые растения, цикл развития которых ограничен одним сезоном вегетации, и многолетние травянистые растения, возделываемые как однолетники.

Озеленение вертикальное - декорирование вертикальных плоскостей вьющимися, ниспадающими растениями.

Партер - парадная, открытая часть парка, сада или самостоятельный объект с вычурной или строгой внутренней планировкой и отделкой в зависимости от художественного замысла.

Планировка архитектурного объекта вертикальная - комплекс мероприятий, направленный на обработку существующего рельефа, в зависимости от композиционного решения строящегося архитектурно-ландшафтного объекта с максимальным сохранением растительности и почвенного покрова.

Прикоп - место временного хранения в открытом грунте выкопанного посадочного материала до его посадки на постоянное место.

Рабатка - цветник правильной продолговатой формы, устраиваемый обычно вдоль дорожек и стен, длина которого в три или более раз превышает ширину

Растения клубнелуковичные - травянистые растения, многолетней частью которых является клубнелуковица.

Растения ковровые- низкие декоративно-лиственные или обильно цветущие травянистые растения, каждое из которых в массе даёт поверхность определённого цвета.

Растения контейнерные- деревья или кустарники, а также цветочные растения, содержащиеся в емкостях соответствующих габаритов, используемые для создания передвижных садов на открытых площадках и в интерьерах.

Растения луковичные- травянистые растения, многолетней частью которых, являются разного типа луковицы.

Растения почвопокровные - группа стелющихся низкорослых травянистых и кустарниковых растений, обладающих вегетативной подвижностью, способных к активному захвату новой площади и удержанию её за собой.

Реконструкция архитектурно-ландшафтного объекта - усовершенствование функционирования архитектурно-ландшафтного объекта в изменившихся условиях, предусматривающее изменение планировки и размещения посадок.

Ремонт архитектурно-ландшафтных объектов капитальный - комплекс периодически проводимых мероприятий по ремонту насаждений, дорожной сети, водопровода, малых форм при износе более 25%.

Ремонт архитектурно-ландшафтных объектов текущий- комплекс постоянно проводимых мероприятий по ремонту насаждений, дорожной сети, водопровода, малых форм при износе до 25%.

Реставрация архитектурно-ландшафтного объекта - восстановление зелёных насаждений и планировки архитектурно-ландшафтного объекта в полном соответствии с первоначальным замыслом.

Рокарий- часть озеленённой территории, в оформлении которой ведущую роль играют живописно размещённые каменные глыбы различного размера.

Роща- однородный древесный массив или его часть.

Солитер- отдельный декоративный экземпляр дерева или кустарника на открытом пространстве или на фоне массива, как акцент ландшафтной композиции.

Стенка подпорная- элемент вертикальной планировки в виде специальной конструкции, сдерживающий подвижку грунта и часто имеющий декоративную обработку.

Устойчивость зелёных насаждений - способность насаждений сохранять характер функционирования в условиях воздействия антропогенных факторов.

Цветник- участок геометрической или свободной формы с высаженными одно-, дву-, или многолетними растениями.

Шпалера - деревья и кустарники, высаженные у стен и опор, оформленные в виде вертикальной плоскости.

Экзотарий- участок сада или парка, на котором создается временная открытая композиция тропических экзотов из коллекций оранжерей



Литература для педагога


  1. Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А. Декоративные растения. Т. 1 / Деревья и кустарники / – М.: Издательство АСТ, 2000.

  2. Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А. Декоративные растения. Т.2/ Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000.

  3. Алан и Джилл Бриджуотер. Сооружения из камня в вашем саду – М.: «Арт-Родник», 2004

  4. Алан и Джилл Бриджуотер. Сооружения из кирпича в вашем саду – М.: «Арт-Родник», 2004

  5. Белочкина Ю.В. Ландшафтный дизайн. - Харьков: Фолио, 2006. - 316 с.

  6. Голубева О.Л. Основы композиции., - М.: 2001.

  7. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры: учебное пособие, 2-е изд., - СПб.: Питер, 2011. – 192 с.

  8. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн: уч. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.

  9. Рубцов, Л. И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. – Киев: Наукова дума, 1970.

  10. Сапелин Александр Уроки садового дизайна. Садовые компзиции. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008

  11. Сотникова В.О. Ландшафтная архитектура: уч.пособие., - Ульяновск.: УлГТУ, 2010. – 145 с.

  12. Стенин Иван Курс рисунка. Метод. пособие для ландшафтных дизайнеров. – М., 2009

  13. Стойчев Любен Ив. Парковое и ландшафтное искусство. – София, 1982.

  14. Тим Ньюбери. Все о планировке сада. – М.: «Кладезь Букс», 2003

  15. Чаховский, А. А. – Красивоцветущие кустарники для садов и парков. – Минск, 1988.

  16. Чувикова, А. А. Практикум по цветоводству. – М.: Колос, 1984.

  17. Шорохов Е.В. Композиция. Учебное пособие. – М., 1986.



Список литературы для воспитанников и родителей

  1. «Декоративное цветоводство», Ленинград «Колос» - 1980 г.

  2. Дэвид Сквайр «Уход за комнатными растениями», Москва, Крон-Пресс – 1998 г.

  3. Филлинс С. « Выращивание растений в цветочных горшках», Москва, Крон-Пресс – 1998 г.

  4. Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника», Москва, АСТ-Пресс – 1991 г.

  5. Дмитриев Ю. «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес», Москва, «Русский язык» - 1991 г.

  6. Ян Еник «Иллюстрированная энциклопедия лесов», «Артел» - 1998 г.

  7. Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины», Ленинград, «Колос» - 1985 г.

  8. Поспелов С. М., Арсеньев М. В. «Защита растений», Ленинград «Колос», 1985 г.

  9. Лунц Л. Б. « Городское зеленое строительство», Москва – 1988 г.

  10. Пиманов А. А. «Зеленые страницы» Москва - 1991 г.


1.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!