СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профильного отряда РОБОТОТЕХНИКА

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа подходит обучающимся 5-6 классов. Используется конструктор Lego Mindstorms EV3

Просмотр содержимого документа
«Программа профильного отряда РОБОТОТЕХНИКА»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

рабочего поселка Переяславка района имени Лазо

Хабаровского края











Дополнительная общеразвивающая программа

технического направления


«Профильный отряд «Робототехника»

Возраст обучающихся 8-12 лет






Разработчи: Волкова Р.А.

учитель информатики








р.п. Переяславка

2018

Содержание


  1. Информационная карта 3

  2. Пояснительная записка 7

  3. Учебно-тематическое планирование 10

  4. Содержание программы 11

  5. Программное обеспечение 12

  6. Список литературы 13




Информационная карта

Наименование образовательного учреждения, реализующего дополнительную общеразвивающую программу

МБОУ СОШ№1 р.п.Переяславка

1

Адрес учреждения

682910 Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Переяславка, пер. Первомайский 8

2

Полное название программы

«Профильный отряд «Робототехника»

3

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа

8-12 лет

4

Срок реализации программы

16 часов

5

Сведения об авторе (ФИО, образование, должность, квалификация)

Волкова Регина Альбертовна

Высшее, ДВГГУ ИМФиИТ, учитель информатики и английского языка

6

Направленность

Техническая

7

Цель

раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей с использованием возможностей робототехники.

8

Задачи

Основные задачи:

  1. Образовательные:

  • знакомство с основными принципами механики и основами моделирования роботов Lego;

  • формирование у учащихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования автоматизированных систем;

  1. Воспитательные:

  • формирование навыков коллективного труда: воспитание у детей отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважение мнения других, умение слушать товарищей), воспитание чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы;

  • формирование самоконтроля и самооценки у учащихся;

  • формирование навыков проектного мышления;

  1. Развивающие:

  • развитие алгоритмического, логического и инженерно-технологического мышления;

  • развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения робототехнических устройств;

  • формирование потребности в творческом и познавательном досуге.

9

Содержание программы

1. Знакомство с конструктором Lego Mindstorms EV3.

Основы конструирования. Механические передачи. Моделирование Перворобота, программирование контроллера EV3.

2. Основы программирования в среде Lego Mindstorms EV3.

Обзор среды программирования: линейные алгоритмы, циклический алгоритм, разветвленный алгоритм (переключатель), вывод звуковой и текстовой информации. Работа с датчиками: ультразвуковой, касания, цвета.

3. Соревнования в категории «Кегельринг». Награждение. Тестирование

10

Ожидаемые результаты

Личностные умения:

  • критически относиться к информации и избирательно ее воспринимать;

  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия.

Метапредметными:

  • принимать и сохранять учебную задачу; 

  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;

  • адекватно воспринимать оценку педагога;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях.

Предметные:

  • применять необходимые для построения моделей знания робототехнических систем (информационных, электромеханических, электронных элементов и средств вычислительной техники);

  • разрабатывать алгоритмы и составлять программ управления роботом;

  • проводить настройку и отладку конструкции робота;

  • проводить предварительные испытания составных частей опытного образца робототехнической системы по заданным программам и методикам.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

  • создавать реально действующие модели устройств при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

  • создавать программы на компьютере для различных устройств; корректировать программы при необходимости; демонстрировать технические возможности устройств.







Пояснительная записка

Робототехника в образовании — это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело, математику, основанные на активном обучении учащихся. Робототехника играет очень важную роль в дополнительном образовании детей, так как оно решает одну из главных проблем в России, это недостаточная обеспеченность инженерными кадрами.

Дополнительная общеразвивающая программа имеет техническую направленность, прививает интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем, обладает целым рядом возможностей и способствует популяризации профессии инженер.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие логического и инженерно-технического мышления личности посредством современных технологий и методов обучения.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она позволяет построить взаимосвязь между различными областями знаний.

Педагогическая целесообразность изучения данной образовательной программы заключается в том, что представленные в ней с современные позиции теоретические и практические вопросы, значительно повышают подготовку учащихся к самостоятельному творческому конструированию, различных автоматических устройств.

Цель программы: раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей с использованием возможностей робототехники.

Основные задачи:

  1. Образовательные:

  • знакомство с основными принципами механики и основами моделирования роботов Lego;

  • формирование у учащихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования автоматизированных систем;

  1. Воспитательные:

  • формирование навыков коллективного труда: воспитание у детей отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважение мнения других, умение слушать товарищей), воспитание чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы;

  • формирование самоконтроля и самооценки у учащихся;

  • формирование навыков проектного мышления;

  1. Развивающие:

  • развитие алгоритмического, логического и инженерно-технологического мышления;

  • развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения робототехнических устройств;

  • формирование потребности в творческом и познавательном досуге.

Исполнение программы производится в строгом соответствии с нормативными документами: СанПиН 2.4.4.3172 - 14, Уставом образовательного учреждения, Конституцией РФ, Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Программа предназначена для обучения детей 10-14 лет.

Учебный план рассчитан на 12 учебных часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Набор свободный. Социально-педагогическое направление программы заключается в том, что обучение проходят ребята и из неблагополучных семей, а также те, кто не нашел себя в других областях, в том числе трудные подростки.

Ожидаемый результат – пройдя курс дополнительной общеразвивающей программы «Первые шаги Lego роботов», учащиеся получат начальные знания, связанные с понятиями автоматизация, автоматизированные системы и их программирование.

Дополнительная общеразвивающая программа направлена на достижение обучающимися различных результатов:

Личностные умения:

  • критически относиться к информации и избирательно ее воспринимать;

  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия.

Метапредметными:

  • принимать и сохранять учебную задачу; 

  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;

  • адекватно воспринимать оценку педагога;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях.




Предметные:

  • применять необходимые для построения моделей знания робототехнических систем (информационных, электромеханических, электронных элементов и средств вычислительной техники);

  • разрабатывать алгоритмы и составлять программ управления роботом;

  • проводить настройку и отладку конструкции робота;

  • проводить предварительные испытания составных частей опытного образца робототехнической системы по заданным программам и методикам.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

  • создавать реально действующие модели устройств при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

  • создавать программы на компьютере для различных устройств; корректировать программы при необходимости; демонстрировать технические возможности устройств.

В процессе обучения по программе осуществляется контроль за успешностью усвоения программного материала, который проводится по результатам:

  • интерактивных тестовых заданий;

  • соблюдения правил по технике безопасности;

  • защиты творческих проектов.

По итогам успешного обучения выдаются свидетельства установленного образца.



Учебно-тематическое планирование


п/п

Содержание занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Знакомство с конструктором Lego Mindstorms EV3.

- Моделирование Перворобота.

- Программирование контроллера EV3.

2

3

5

2.

Основы программирования в среде Lego Mindstorms EV3. Работа с датчиками.

- Ультразвуковой датчик.

- Датчик касания.

- Датчик цвета.

2

6

8

3.

Соревнования в категории «Кегельринг».

-

3

3


Итого

4

12

16





Содержание программы


1. Знакомство с конструктором Lego Mindstorms EV3.

Основы конструирования. Механические передачи.

Практическая работа: моделирование Перворобота, программирование контроллера EV3.

2. Основы программирования в среде Lego Mindstorms EV3.

Обзор среды программирования: линейные алгоритмы, циклический алгоритм, разветвленный алгоритм (переключатель), вывод звуковой и текстовой информации. Работа с датчиками: ультразвуковой, касания, цвета.

Практическая работа: робот «сумоист»; гоночный автомобиль; робот, движущийся по траетории.

3. Соревнования в категории «Кегельринг». Награждение. Тестирование

Практическая работа: моделирование и программирование робота для «Кегельринга».



Методическое обеспечение


На занятиях по конструированию и программированию роботов метод взаимообучения реализуется учениками самостоятельно, иногда даже без участия педагога. Разобравшись в решении какой-либо конструкторской задачи, учащиеся с удовольствием делятся своими знаниями с теми, кто испытывает затруднения при решении подобных задач. Таким образом, может сложиться ситуация, в которой учащиеся обучают самого педагога, что положительно влияет как на самооценку учеников, так и на отношения с педагогом.

Использование метода проектов позволяет развивать познавательные и творческие навыки учащихся при разработке конструкций роботов по заданным функциональным особенностям для решения каких-либо социальных и технических задач. Самостоятельная работа над техническим проектом дисциплинирует ребят, заставляет мыслить критически и дает возможность каждому учащемуся определить свою роль в команде. Работа над проектом разработки модели робота предполагает два взаимосвязанных направления: конструирование и программирование, таким образом, учащийся имеет возможность самостоятельного выбора сферы деятельности.

Конструирование повышает мотивацию обучающихся к овладению новыми знаниями. Необходимо привлекать понятия из других предметов для расширения области практического применения теории, изучаемой в данном предмете. Использовать практические умения и навыки, полученные на занятиях родственных предметов, для получения новых экспериментальных данных. У обучающихся появляется возможность повторять необходимые сведения по соответствующим предметам. При изучении нового учебного материала используются факты и понятия из разных учебных предметов.

Для осуществления образовательного процесса при реализации дополнительной общеразвивающей необходимо следующее методическое, ресурсное обеспечение:

  1. Робототехнический конструктор Lego Mindstorms.

  2. Ресурсный набор для конструктора Lego Mindstorms.

  3. Программное обеспечение Lego Mindstorms.

  4. Ноутбуки с поддержкой Lego Mindstorms и Microsoft Office.

  5. Проектор.

  6. Робототехнические поля.



Список литературы


Литература для педагога


  1. Злаказовc А.С. Уроки Лего конструирования в школе. М:– Бином, 2011.

  2. Колотова О.И. Образовательная робототехника, рабочая тетрадь №1,2. Челябенский дом печати, 2012.

  3. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику. М:-Бином, 2012.

  4. Робототехника / Ю.В. Рогов – Челябинск,2012.

  5. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001.

  6. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. СПб., Наука 2010.

  7. Халамов В.Н. Образовательная робототехника. Челябенский дом печати, 2012.

  8. Юревич Е.И. Основы робототехники. Серия: Учебное пособие. СПб: БХВ – Петербург, 2011.


Интернет ресурсы

  1. http://le-gofun.ru/nabor/lego/mayndshtorms-nxt-8527/2242

  2. http://www.prorobot.ru

  3. http://www.prorobot.ru/lego/nxt_9797.php



Литература для родителей и детей


  1. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. СПб., Наука 2010.

  2. Юревич Е.И. Основы робототехники. Серия: Учебное пособие. СПб: БХВ – Петербург, 2011.


Интернет ресурсы

  1. http://le-gofun.ru/nabor/lego/mayndshtorms-nxt-8527/2242

  2. http://www.prorobot.ru

  3. http://www.prorobot.ru/lego/nxt_9797.php






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!