МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа № 16 города Благовещенска»
ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА «ЭКОМИР»
Авторы проекта:
Ильенкова Юлия Борисовна
учитель географии и биологии
первая категория
Благовещенск
2022г
ПРОГРАММА
ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНЕЙ ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ЭКОМИР»
МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска»
2022 год
Пояснительная записка
В настоящее время очевидно, что в ситуации глобального экологического кризиса, перед обществом стоит проблема переориентации мировоззрения людей по отношению к окружающей среде. Большая часть экологических проблем может быть решена в сфере нравственного воспитания школьников, изменения их сознания, поведения и отношения к природе.
Экологическое воспитание и образование подрастающего поколения возможно в рамках системы дополнительного образования в летний каникулярный период.
Лето - наиболее благоприятное время для непосредственного общения школьников с природными объектами: начинаются каникулы, появляется возможность провести продолжительное время в естественной природной среде.
Проведение эколого-оздоровительной профильной смены на базе образовательного учреждения и пригородных территорий – это одна из эффективных форм экологического воспитания и образования обучающихся.
Летняя эколого-оздоровительная профильная смена «ЭКОМИР» является формой организации экологической деятельности школьников, с помощью которой дети могут получить дополнительные знания по экологии и биологии, сформировать навыки исследовательской деятельности, принять участие в природоохранных мероприятиях и получить опыт общения с учеными – экологами и сверстниками, увлеченными исследованием природы.
Участие школьников в данной смене позволит ощутить присутствие живых существ не как абстрактных объектов из учебника, а как близких и активно действующих соседей. Знания об особенностях городской среды и ее влияния на состояние природных объектов, в том числе и здоровье человека; умение противостоять негативным факторам, практические умения по изучению и улучшению городской среды помогут развить комплексные представления об окружающей урбанизированной среде и воспитать ответственность за собственное отношение к территории, с которой человек прямо или косвенно связан и на которую оказывает определенное воздействие в процессе своей жизнедеятельности.
Общие положения
-
Образовательное учреждение, реализующее программу: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 16 города Благовещенска».
Адрес: 675000 г. Благовещенск Амурской области, ул. Институтская д.15
-
Профиль смены: Летняя эколого-оздоровительная.
-
Наименование программы: Летняя эколого-оздоровительная профильная смена «ЭКОМИР».
-
Территория проведения: смена проводится на базе МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» с возможными выездами на пригородную территорию.
-
Срок реализации 01.06.2022. – 11.06.2022 г.
-
Возраст участников смены: 11-14 лет.
-
Количество участников: 15 человек.
-
Количество смен: 1.
-
Время пребывания: 8.00. - 12.00.
-
Автор программы и педагог: Ильенкова Юлия Борисовна, учитель географии и биологии.
Цель программы:
Экологическое воспитание и образование школьников, развитие интереса и поддержка инициативы в освоении навыков исследовательской и природоохранной деятельности, в рамках летней эколого-оздоровительной профильной смены «ЭКОМИР».
Задачи:
-
Создание условий для освоения школьниками навыков исследовательской и природоохранной деятельности в природных условиях;
-
Экологическое воспитание и образование школьников, организация летнего досуга.
-
Практическое участие в природоохранных делах, формирование основ ухода за цветниками, саженцами, газонами, клумбами.
-
Формирование ценностных установок по ведению здорового образа жизни.
Программа летней эколого-оздоровительной профильной смены «ЭКОМИР» носит комплексный характер, решает проблемы оздоровления, развития навыков исследовательской работы в природных условиях, предпрофильной подготовки для детей от 11 до 14 лет.
Участники:
Участниками летней эколого-оздоровительной профильной смены «ЭКОМИР» являются обучающиеся МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска», в возрасте от 11 до 14 лет (5-8 классы).
Особые условия проведения: Участники смены должны обладать организационными и коммуникативными навыками. Отсутствие медицинских противопоказаний.
Комплектование смены осуществляется через систему Навигатор Дополнительного образования Амурской области.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и развития школьников.
Одежда:
-
В солнечные, жаркие дни: Свободная, легкая одежда светлой расцветки; удобная, легкая, открытая обувь.
-
В прохладные дни: Свободная и теплая одежда или спортивная форма, удобная и закрытая обувь.
-
Рабочие тканевые или резиновые перчатки.
-
Головной убор (косынка, кепка, панама).
-
Атрибутика: пилотка, шарфик, эмблема, значок.
Кадровый состав:
Педагог – Ильенкова Юлия Борисовна, учитель биологии и географии.
Медицинский сотрудник – Болкунова Екатерина Сергеевна, фельдшер.
Формы деятельности
Практический блок
Практические занятия спланированы таким образом, чтобы обучающиеся могли познакомиться и освоить различные методики биологических и экологических исследований. Полученные знания могут стать основой для выбора темы собственных исследований в данной области.
Блок интерактивных методов обучения
Наиболее трудная из эколого-образовательных задач – научить ребенка общению с природой в смысле чувствования, впечатления, понимания, неразделенности с ней. На занятиях Смены педагоги используют интерактивные игры для того, чтобы дать детям навыки восприятия сигналов, посланий из мира природы, и умения выражать свои чувства и мысли по этому поводу. В ходе интерактивных игр общение с природой снимает психологическое напряжение, вызванное состоянием одиночества и разобщенности, развивает способность человека общаться с растениями и животными.
Досуговая деятельность
Активизация социального опыта ребят, развитие коммуникативных способностей через теоретические и подвижные игры. Адаптация школьников в новых для них социальных и культурных условиях во время проведения досуговых мероприятий.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
Летней эколого-оздоровительной профильной смены «ЭКОМИР».
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 день | Знакомство. Анкетирование участников, вводная беседа. Интерактивные игры на сплочение коллектива. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы профильной смены. | |
2 день | Инструктаж по технике безопасности. Озеленение школьной территории (посадка цветов, полив, уборка травы, оформление клумб и газонов) | |
3 день | Инструктаж по технике безопасности. Растения Амурской области. Красная книга Амурской области. Практическое занятие «Работа с определителем растений». Мероприятие «Растения вокруг нас». | |
4 день | Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия по экологической тропе пришкольной территории МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска». | |
5 день | Инструктаж по технике безопасности. Практическое занятие «Уход за школьными растениями». Своя игра «Познай свой край». | |
6 день | Инструктаж по технике безопасности. Сбор и оформление материалов по пришкольному двору для НПК, проектов. Выпуск экологических буклетов и листовок. Подготовка к защите экологических проектов. | |
7 день | Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в мини-зоопарк Амурского биолого-туристического центра, Экзотик Парк. Практическое занятие «Животные мира». | |
8 день | Инструктаж по технике безопасности. Акция «Частый школьный двор». Подвижные экологические игры на стадионе школы. | |
9 день | Инструктаж по технике безопасности. Практическое занятие «Охрана и восстановление водных ресурсов: проблемы питьевой воды, очистки загрязненных стоков». Интерактивная игра. | |
10 день | Инструктаж по технике безопасности. Конкурс рисунков «ЭКОМИР». Защита проектов «Природа и творчество». Подведение итогов. Награждение. | |
В плане мероприятий возможны изменения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Получены и закреплены основные навыки исследовательской, природоохранной и деятельности в природных условиях, освоены правила поведения в различных ситуациях на природной территории.
2. Получен опыт практического участия в экологических делах, формирование основ ухода за цветниками, саженцами, газонами, клумбами.
3. Созданы условия для формирования ценностных установок по ведению здорового образа жизни и личностного развития участников смены, для духовного и физического оздоровления.
4. Организован летний досуг школьников на данный период.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Учащиеся могут находиться на пришкольном участке только с разрешения учителя при выполнении работ при прохождении летней практики.
1.2. К работе на пришкольном участке допускаются учащиеся после прохождения инструктажа по технике безопасности, что подтверждается его подписью в журнале по технике безопасности.
1.3. Учащиеся должны иметь рабочую одежду, обувь, перчатки, головной убор.
1.4. Учащиеся должны соблюдать порядок и правила поведения на пришкольном участке.
1.5. Запрещается самостоятельная смена работы учащимися.
1.6. Запрещается использование испорченного инвентаря, способного привести к травме.
1.7. Запрещается нахождение посторонних лиц на пришкольном участке без разрешения учителя.
1.8. Учащиеся должны соблюдать осторожность при работе с некоторыми растениями.
1.9. При нарушении правил техники безопасности учащиеся удаляются с на пришкольном участке и не допускаются к работе.
2. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ИНВЕНТАРЁМ
2.1. Рабочий сельскохозяйственный инвентарь выдаётся учителем.
2.2. Рабочий инвентарь нужно переносить рабочей поверхностью вниз, в вертикальном положении.
2.3. Нельзя размахивать по сторонам инвентарём.
2.4. Сельскохозяйственный инвентарь нельзя передавать броском друг другу.
2.5. Во время отдыха сельскохозяйственный инвентарь нужно укладывать на грунт рабочей острой поверхностью вниз.
2.6. Колющие и режущие инструменты (ножи, секаторы) необходимо держать рабочей частью в направлении от себя.
2.7. При прополке нужно работать в перчатках.
2.8. При поливе водой с использованием вёдер нужно соблюдать нормы переноса тяжести.
2.9. После окончания работы рабочий инвентарь нужно очистить и сдать учителю. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Переноску тяжестей осуществлять только вдвоем с использованием специального инвентаря (ведра, носилки) с соблюдением предельно допустимой нормы переноски тяжестей для учащихся:
12-14 лет - девушки - 3,0 кг, юноши - 6,0 кг.
3.2. При работе с садовыми инструментами (граблями, лопатами, метлами, секаторами) необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:
3.2.1. перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки - надежно закреплены);
3.2.2. использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
3.2.3. при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
3.2.4. нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
3.2.5. переносить заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, метлы и др.) только в вертикальном положении заостренной частью вниз;
3.2.6. после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место.
3.3. Не употреблять пищевые продукты во время работы.
3.4. Не пить воду из открытых непроверенных водоемов, нужно употреблять питьевую воду, приносимую с собой в пластиковых бутылках.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ
Ушибы. На поврежденную область, предварительно смазав ее йодом, накладывают холод (резиновый пузырь или полиэтиленовый мешочек со льдом, холодной водой). Чтобы быстрее рассосалась гематома (синяк), на второй день к ушибленному месту прикладывают согревающий компресс. Его делают несколько раз в день, так как тепло расширяет сосуды и способствует усилению кровотока. Компресс делают из трех слоев: куска ткани, смоченной в холодной или горячей воде и отжатой, полиэтилена и фланели. Влажный слой вплотную прикладывают к коже, покрывают полиэтиленом, фланелью и перевязывают бинтом. Можно делать и теплые ванночки. Место ушиба нельзя растирать, массировать.
Растяжение связок. Иногда споткнувшись о лежащее на земле дерево, камень, попав ногой в ямку, человек получает растяжение связок голеностопного сустава. Признаки: припухлость, резкая (особенно в начале) боль. Для предупреждения подобных травм рекомендуется забинтовывать голеностопные суставы эластичным бинтом. При растяжении голеностопного сустава делают 8-образную повязку на сустав. Обратиться в медицинское учреждение.
Судороги в ногах. Представляют собой непроизвольные сокращения отдельных мышц и мышечных групп. Они могут быть вызваны длительным физическим напряжением, переутомлением и чаще всего возникают в икроножной мышце. Чтобы прекратить их, рекомендуется, прежде всего, расслабить мышцы. Для этого достаточно лечь или сесть, изменив тем самым положение конечности, и сильно растереть руками сведенную мышцу. Затем приложить полотенце, смоченное в холодной воде, или встать босыми ногами на холодную землю.
Солнечный и тепловой удары. Солнечный удар может произойти в жаркую, безветренную погоду с человеком, плохо переносящим жару, если он не пользуется головным убором, или в результате многочасового утомительного перехода в зной, а также при большой влажности воздуха в безветренную погоду. Тепловой удар наступает вследствие перегревания тела под влиянием чрезмерного повышения температуры окружающей среды и нарушения терморегуляции организма. Так, например, тяжелая физическая нагрузка увеличивает теплообразование в 4-5 раз, а если одежда плотная, то она препятствует отводу тепла. В условиях высокой влажности и отсутствия вентиляции это ведет к быстрому перегреву организма. Солнечный и тепловой удары чаще возникают у людей, непривычных к высокой температуре, утомленных длительной ходьбой или ослабленных различными хроническими заболеваниями. Следует помнить, что легкая светлая одежда отражает солнечные лучи, а темная материя, наоборот, поглощает тепловые лучи, не пропускает воздух.
Первые признаки перегрева организма: человек бледнеет, появляется головокружение, сонливость, апатия, его шатает, речь становится несвязной, появляется одышка, учащенный пульс. Иногда солнечный удар наступает совершенно внезапно, тогда человек сразу теряет сознание.
Как оказать ему первую помощь? Прежде всего необходимо перенести пострадавшего в тень, придав ему полусидящее положение. Если он в обморочном состоянии, поднести ватку, смоченную нашатырным спиртом, сделать искусственное дыхание. Освободить шею от стесняющей одежды. Если он в сознании, усиленно поить подсоленной водой, положить на голову холод, дать валериановые капли. Для возбуждения дыхания слегка похлопывают по лицу полотенцем или платком, смоченным в холодной воде. Для улучшения сердечной деятельности больному дают крепкий чай или кофе.
Заноза. Поранив кожу, она не только причиняет боль, но и может внести инфекцию, вызвать воспаление и нагноение. Вот почему надо немедленно и полностью удалить ее. Вымыв руки, место внедрения занозы смазывают йодом и протирают спиртом или одеколоном. Когда кончик занозы торчит наружу, его захватывают маленьким пинцетом. Если же он обломился и вся заноза находится в глубине кожи, делают легкий надрез лезвием бритвы или ножницами и удаляют занозу. После извлечения занозы ранку еще раз смазывают йодом, предварительно выдавив из нее каплю крови, и накладывают стерильную повязку, Если ранка небольшая и кровоточит, заклеивают липким пластырем или наносят тонкий слой клея БФ-6. Значительно сложнее извлекать занозы, попавшие под ноготь. Часто такие занозы вызывают нагноение подногтевого ложа, причиняют сильную боль и мешают работать. Если кончик занозы выступает из-под ногтя, его захватывают пинцетом и удаляют. Но иногда, чтобы обнаружить конец занозы, приходится подрезать ноготь. Чтобы уменьшить ощущение боли, палец туго перевязывают. Когда боль утихнет, извлекают занозу, смазывают ранку йодом или спиртом и завязывают палец.
Укусы насекомых: пчел, ос, шершней - также болезненны. Припухлость, жжение, краснота, болезненность, отек кожи возникают сразу же после укуса и окончательно исчезают через сутки или двое. После укуса пчелы жало ее осторожно удаляют пинцетом или иглой и накладывают марлю, смоченную нашатырным спиртом, разведенным водой (1:5), а сверху - холодную примочку. Нельзя присыпать ранку землей, золой, глиной, так как можно занести инфекцию. Лучшее средство защиты от насекомых – репелленты.
СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ЭКСКУРСИИ РЕБЕНКА
Я, _________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя)
выражаю согласие на поездки моего сына (дочери) ________________________________________________________________________,
ФИ ребенка
__________ года рождения, обучающегося________ класса, на экскурсии в период занятий по программе «ЭКОМИР» с июня по июня 202_ г. с руководителем группы ФИО
дата подпись
ЖУРНАЛ термометрии профильной смены «ЭКОМИР»
№ | Ф.И. | | | | | | | | | | |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | |
ЖУРНАЛ инструктажей профильной смены «ЭКОМИР»
Дата | ФИО инструктируемого | Вид инструктажа | Номер инструкции или её содержание | ФИО должность инструкти-рующего | Подпись инструктируемого | Подпись инструктирующего |
| | Целевой | Инструктаж по ПДД и ТБ во время выхода на экскурсию | учитель | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
| | Целевой | | |
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Примеры мероприятий.
МЕРОПРИЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
СВОЯ ИГРА ПО ТЕМЕ: «ПОЗНАЙ СВОЙ КРАЙ»
Ю.Б. Ильенкова,
учитель географии и биологии
1 квалификационной категории
МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска»
Данное мероприятие проводится в классах среднего звена в качестве закрепления изученного материала, повторения общей большой темы. В рамках интеграции предметов к географическим вопросам могут добавляться вопросы по историческому краеведению Амурской области. Мероприятие может быть организовано как игра во время проведения Недели географии в школе.
Предварительно (за 1-2 дня) учащиеся получают задания по различным игровым вопросам либо просто повторяют определенную тему или раздел. Одновременно ученики и преподаватели организуют создание команд для проведения игры.
В игре участвуют команды по 5 человек. Выбирается капитан команды. Зрителями являются одноклассники соревнующихся команд.
Игра проводится учителем, либо учащимся старших классов. Выбирается жюри из подготовленных учеников старших классов.
Игра проводится в течение 40 минут.
Данная игра позволит легко и быстро сформировать представление о знаниях учащихся по различным темам пройденного курса. Форма внеклассного мероприятия заинтересует учащихся 7-9 классов и поможет расположить детей к учителю вследствие своей интересности, то есть представляет собой уникальный методический инструмент для среднего звена. Преподавателю необходимо заранее подготовить по пять вопросов в каждой теме (разделе) и вставить их в прилагаемую форму игры. Раунд состоит из четырех-пяти тем по пять вопросов в каждой. Различная стоимость вопросов (от 100 до 500) обусловлена их различной сложностью. По итогам игры учащимся, набравшим в каждом раунде наибольшее количество очков, выставляются положительные оценки, что стимулирует их и в дальнейшем активно проявлять себя на уроках.
Цели:
-
В игровой форме повторить и проверить знания учащихся по курсу географического краеведения Амурской области.
-
Формирование научных знаний и представлений о природных особенностях родного края.
-
Сплочение и укрепление классных коллективов на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.
Оборудование:
Мультимедиапроектор (Презентация в «P/P»), слайды, аудиозаписи звуков природы, сигнальные карточки участников, таблички с названием команд, листочки бумаги для записей. Проводится мероприятие в кабинете или в актовом зале, оформленном атрибутами географической и краеведческой тематики.
Этапы мероприятия (игры):
-
Оргмомент (2 мин.)
-
Объяснение правил игры (3 мин.)
-
Собственно игра – 2 раунда (30 мин.)
-
Итог, награждение (5 мин.)
Правила «Своей игры»:
На доске (на слайде) таблица-сетка (игровое поле). Игра состоит из шести тем, каждая тема включает в себя набор из 5 вопросов. Чтобы выбрать начинающую команду можно задать географический вопрос или загадку. Команда может выбрать тему и вопрос любой стоимости в произвольной последовательности. После появления вопроса на экране команда, быстрее всех поднявшая свой флажок, имеет право первым ответить. Если ответ был верным, команде засчитывается количество очков, равное стоимости вопроса, и к ней переходит право хода. Если неверно – она теряет то же число очков (если ноль – уходит в минус), и ответить имеет право команда, поднявшая флажок второй. Право выбора переходит к другой команде, если первая ответила неверно, но если ответа не было, то следующий ход остается за ней. За нарушение дисциплины болельщиками и игроками очки у команды отнимаются. Когда вся таблица-сетка открыта, подсчитывается общее количество очков. Далее следует супер-игра. Каждая команда на листочках ставит определенную сумму, не превышающую набранную ими в ходе игры. Затем ведущий задает вопрос, команды в течение минуты думают и пишут ответ на листочках и отдают их жюри. Если ответ правильный, то очки добавляются к общей сумме, если нет, то вычитаются. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Таблица-сетка (игровое поле)
Гляжу в озёра синие | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Наши зелёные друзья | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
В мире чудесного | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
О братьях наших меньших | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Они были первыми | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Климат | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Перечень вопросов:
Тема: Гляжу в озёра синие
100) Первая ГЭС на Дальнем Востоке? (Зейская)
200) Каковы особенности малых рек Амурской области? (Наледи)
300) Какой реке посвящено стихотворение П.И. Комарова?
«Не из царства ли бохая
В новый век устремлена,
Белой гривой полыхая,
По камням бежит она.
Как над нею среди ночи,
Нависая, плыл туман,
Как по ней горебные кочи
Вёл Поярков – атаман. (Зея)
400) Сколько и какие названия имеет река Амур? (4: Большая река, река Чёрного дракона, Чёрная вода, река чёрной воды)
500) Что в переводе с эвенкийского языка означает «Зея»? (Лезвие)
Тема: Наши зелёные друзья
100) Фирменная культура дальневосточных полей? (соя)
200) Перечислите растения, названия которых связаны с животными. (Заячья капуста, вороний глаз, гусиная лапчатка, медвежье ухо, львиный зев, ястребинка, волчье лыко, кукушкин лён и др.)
300) Листья, какого дерева окружают щит на гербе Амурской области?
400) О каком растении говорится:
В заре предутренней
Кораллом розовым
Плывет – качается
Цветок-мечта? (Лотос Комарова)
500) Живой представитель третичной Дальневосточной флоры, является родственником вечнозеленых цитрусовых (лимонов, апельсинов, мандаринов)? (Амурский бархат)
Тема: В мире чудесного
100) Какие растения, произрастающие в Амурской области носят женские имена? (Вика, Лилия Даурская, Вероника, Роза)
200) Для охраны кого был создан Муравьевский заказник? (Японского журавля)
300) Это дерево произрастает в Амурской области. В прошлом его твердую и прочную древесину в России закупала Венеция для строительства мостов и свай? (Лиственница)
400) В бассейне, какой реки зарегистрированы самые сильные землетрясения в Амурской области? (в бассейне р. Олёкма)
500) В каких местах нашей области находили кости динозавров? (Белые Кручи, район западной части г. Благовещенска, район р. Бурея у села Асташиха, с. Касаткино, Архаринский район, район р. Гильчин)
Тема: О братьях наших меньших
100) Какая водоплавающая птица гнездится в норах? (Утка-мандаринка)
200) В Амурскую область завезено и акклиматизировано животное, родиной которого является Американский континент? (Норка)
300) Самое крупное животное в Амурской области? (Лось)
400) Какое другое название имеет китайский окунь – рыба, занесенная в Красную книгу? (Ауха)
500) В парфюмерной промышленности, чтобы придать стойкость духам используют специальный мускус. Из чего его получают и от какого животного? (Железа самца кабарги)
Тема: Они были первыми
100) Какие названия улиц старого города Благовещенска подтверждают его расположение у слияния двух рек? (Набережная, Амурская, Зейская)
200) Населенный пункт, названный в честь оного из первопроходцев и носящий его имя и отчество? (Ерофей Павлович)
300) Самые древние народы. Населявшие Приамурье? (Мохэ)
400) Первый острог на Амуре? (Албазино)
500) Хотя он не был иностранцем по происхождению, но похоронен в Париже. Его деятельность может быть поставлена по важности в один ряд с величайшими географическими исследованиями, имевшими огромное значение для России. Он был организатором первых сплавов войск по Амуру, подписал договор, который решил судьбу Приамурья. Кто он? (Н.Н. Муравьев)
Тема: Климат
100) В каком климатическом поясе расположена Амурская область? (Умеренном)
200) Какой тип климата преобладает в Амурской области? (Умеренный, резко континентальный с чертами мусонности)
300) В какой части области выпадает максимальное количество осадков, в какой - минимальное? (Максимальное – на востоке, минимальное – на западе)
400) Какого направления ветер преобладает в области? (Северо-западного)
500) Назовите самое жаркое и самое холодное место в Амурской области. (Благовещенск, Усть-Нюкжа)
Примечание: это примерные вопросы для презентации, разработанной специально к внеклассному мероприятию.
-
Организация экскурсионной деятельности на экологический тропе «МАОУ Школа № 16 г. Благовещенска»
Ботанические экскурсии
Ботанические объекты. Для экскурсионного показа подбирают несколько десятков хорошо запоминающихся видов растений, в том числе наиболее обычные для региона виды деревьев, кустарников, полукустарников, многолетних и однолетних трав, лекарственные, пищевые, декоративные и другие ценные растения, ядовитые растения, сорные растения – индикаторы чрезмерного выпаса, редкие виды растений, нуждающиеся в особой охране. Эти виды должны к тому же служить примером разных типов и форм корневой системы, стебля, листьев, цветов, соцветий и плодов. Кроме того, на экотропе должны быть представлено как можно большее разнообразие природных и культурных растительных сообществ (кустарниковые редколесья, сады, лесные питомники и др.). Для каждого вида растений, которые изучаются на экскурсиях, полезно подготовить краткое описание по схеме:
- научное и русское название вида,
- систематическое положение (семейство, класс, отдел),
- жизненная форма,
- краткое описание внешнего вида, размеры, основные отличительные признаки,
- распространение (ареал),
- сроки цветения и плодоношения,
- места произрастания вида, экологические условия и растительные сообщества, в которых вид встречается
- обилие растения, встречаемость на экотропе,
- хозяйственное значение растения,
- статус охраны.
ТЕМЫ:
1. Жизненные формы растений. Знакомство с основными видами деревьев и кустарников Амурской области.
2. Разнообразие вегетативных органов растений. Формы корневой системы, стеблей, листьев.
3. Осенние явления в жизни растений.
4. Весна в жизни растений.
5. Разнообразие травянистых растений Амурской области.
6. Практикум по составлению гербария.
7. Разнообразие плодов и семян, способы их распространения.
8. Разнообразие цветов и соцветий.
9. Взаимосвязь растений с окружающей средой. Влияние экологических факторов на растения.
10. Растительный покров Амурской области.
11. Практикум по изучению состава и структуры растительных сообществ. Составление описания растительного сообщества.
12. Влияние деятельности человека на растительность.
13. Практикум по оценке экологического состояния лесных сообществ. Учет возобновления деревьев и кустарников.
14. Охрана и защита растительного мира. Знакомство с редкими видами растений Амурской области, занесёнными в Красную книгу.
15. Культурные растения и их дикие сородичи.
-
Путеводитель по экологической тропе
На маршруте расположено 13 остановок:
-
Начало тропы
-
Дендрарий
-
Берёзовая роща
-
«Сохраним природу»
-
ЗОЖ
-
Аллея птиц
-
Юный эколог
-
Царство растений
-
Зеленая аптека
-
Царство животных
-
Цветники
-
Цветочная мозаика
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Полное название проекта | Летняя эколого-оздоровительная профильная смена «ЭКОМИР» |
2. Цель проекта | Экологическое воспитание и образование школьников, развитие интереса и поддержка инициативы в освоении навыков исследовательской и природоохранной деятельности, организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период. |
3. Форма проведения | Летняя эколого-оздоровительная профильная смена в каникулярное время связанная с сохранением и укреплением здоровья обучающихся |
4.Специализация проекта (направление деятельности) | Физическое и духовное развитие детей средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
5. Краткое содержание проекта | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
6. Ожидаемый результат | Расширение знаний в области охраны и экологии города и области. Развитие групповой формы работы учащихся с сохранением и укреплением здоровья. Формирование основ проектной деятельности. |
7. Авторы проекта | Ильенкова Юлия Борисовна учитель географии и биологии |
8. Руководитель проекта | Ильенкова Юлия Борисовна учитель географии и биологии |
9.Название проводящей организации | МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» |
10. Предполагаемая база проведения | Территория МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» (школьный двор, стадион, учебный кабинет); город Благовещенск (музеи, зоопарки, парки) |
11. География участников проекта | Учащиеся школ города |
12. Количество участников проекта | |
13. Сроки проведения | |
14. Кадры | Педагог – Ильенкова Юлия Борисовна, учитель биологии и географии. Медицинский сотрудник – |
15. Условия участия в проекте | Школьники города, имеющие интерес к естественным наукам, не имеющие медицинских противопоказаний. |
16. Имеющийся опыт реализации проекта | Проект реализуется с июня 2021 года. |
17. Финансовое обеспечение проекта | |
18. Особая информация и примечания | |
29