СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профильной смены по толерантности « Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В Программе смены особое внимание уделяется формам и методам вовлечения молодежи в изучение народных традиций, в дискуссии по наиболее актуальным вопросам подростковой коммуникабельности через призму межнациональных отношений и национальных стереотипов. Мероприятия Программы направлены на создание единого информационного пространства для пропаганды ценностей мира и согласия в Нижегородской области и в РФ в целом. Программа рассчитана на 4 дня, разработаны сценарные планы занятий по гармонизации межнациональных отношений в среде студентов.

Просмотр содержимого документа
«Программа профильной смены по толерантности « Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Центр развития творчества и поддержки социальных инициатив

«Лидер»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ АКТТ

___________ П.А.Коннов

«___» ___________ 20 г.











Программа

ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

« Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

















2016



Пояснительная записка

В настоящее время, сфера межнациональных отношений остается наиболее вероятным центром притяжения конфликтных настроений населения, вызванных проблемами в социальной и экономической сферах. Особенно высока потенциальная склонность к проявлениям экстремизма в молодежной среде. Межнациональная рознь, к сожалению, становится явной и открытой, и возникает на беспочвенных основаниях. Проблема гармонизации межнациональных отношений становится актуальной и злободневной, и требует безотлагательного решения. Россия
– многонациональная страна, в которой не должно быть места
междоусобным конфликтам, разрушающим политический строй, демографию и экономику нашей страны. Нужно чтобы каждый из нас был терпим, уважителен и доброжелателен к представителям разных наций и разных этнических групп и в случае разногласий мог разрешить конфликт приемлемым мирным путем.

Стабильность межнациональных отношений требует активизации всех форм воспитательного воздействия, усиления информационной политики, направленной на формирование позитивного межэтнического воздействия.

Инициативы общественных объединений, иных некоммерческих организаций, занимающихся развитием национальных культур, идей духовного единства и межэтнического согласия, играют важнейшую роль в процессе социального развития и составляют основу гражданского общества. Их полноценная деятельность является фактором, создающим благоприятные условия для развития экономики, социальной сферы и укрепления гражданского мира.

Сделать  так,  чтобы  межнациональное  общение обогащало  и  развивало, способствовало  объединению  усилий  во  благо  всей  страны  – важная задача. Проблема воспитания и гармонизация межнациональных отношений многогранна, она связана со всеми сторонами формирования личности. Одним из решающих направлений воспитательного влияния на чувства и сознание является обращение к наследию сынов отечества, лучших представителей нации, традициям дружбы народов страны, естественно, с учетом прежнего опыта воспитания гуманности, патриотизма, дружбы всех народов. Проблема гармоничных отношений актуальна и для нашего многонационального города. Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций, чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества. Толерантное сознание предполагает понимание и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы, очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни нашего города и области в целом. Проводимая работа делается для того, чтобы сформировать у молодежи установку на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей.

В Программе смены особое внимание уделяется формам и методам вовлечения молодежи в изучение народных традиций, в дискуссии по наиболее актуальным вопросам подростковой коммуникабельности через призму межнациональных отношений и национальных стереотипов. Мероприятия Программы направлены на создание единого информационного пространства для пропаганды ценностей мира и согласия в Нижегородской области и в РФ в целом. Программа рассчитана на 4 дня, разработаны сценарные планы занятий по гармонизации межнациональных отношений в среде студентов.









Актуальность программы

Актуальность проблемы мирного сосуществования и противодействия экстремизму во многом определяется сложной социально-экономической ситуацией в стране. Обострению положения дел способствовали события, связанные с экономическим кризисом, проявления которого в значительной степени затронули как Россию в целом, так и Нижегородскую область. Социально-политическая обстановка в стране и сейчас нестабильна и имеет тенденцию к серьезному осложнению в ближайший период, отчасти из-за целенаправленных деструктивных действий радикально настроенных сил, активно использующих рост протестных настроений в обществе в своих интересах.

Активизировались неформальные группировки право - и леворадикальной направленности, участились случаи проявления ксенофобии, агрессии, растет число преступлений по этническим, религиозным мотивам. Ширится распространение идей фашизма. Деятельность экстремистки настроенных лиц и объединений приобретает все большие масштабы и дерзкий характер; нарастает угроза сращивания последних с криминальными организациями. Поэтому, какими качествами обладает современный подросток, независимо от национальности, религиозной и социальной принадлежности, очень важно. От этого зависит: найдет ли молодой человек в этом социуме свое место, «впишется» в него, станет успешным и востребованным, научится решать противоречия цивилизованным способом.

Современное общество остро нуждается в способности граждан, особенно молодых, конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Молодежная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. Необходимы новые формы взаимодействия. Метод медиации способствует решению этих задач в работе с подростками, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Принципы медиации нужны для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в социуме и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации профилактической смены, целью которой является создание условий для формирования навыков у студентов устойчивых жизненных установок, навыков противостоять манипуляции со стороны заинтересованных лиц, приобретения опыта решения противоречий цивилизованным способом.

































Цели и задачи

Цель программы : Создание условий для творческого развития студентов, формирования национальной и гражданской идентичности, а также навыков разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологий восстановительной медиации и навыков эффективного общения.

Задачи программы:

- содействие формированию и развитию общероссийского гражданского патриотизма и солидарности;

- углубление знаний студентов о традициях, обычаях, культуре различных народов, населяющих Россию;

- расширение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для взаимодействия в многонациональном и многоконфессиональном обществе;

- формирование навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах;

- формирование навыков эффективного общения в условиях языкового барьера и различной ментальности;

- развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, навыков командной работы и коллективной ответственности;

- формирование устойчивых жизненных установок и навыков противостоять манипуляции со стороны заинтересованных лиц;

- обучение методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

- организация просветительных мероприятий и информирование о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.









Концептуальные основы

Чтобы выжить и социально, и духовно, подростки должны ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не теряя при этом нравственных начал, уважения к себе и другим людям, своей самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

При этом важным становится ощущение времени, взаимодействие с ним, включающее:

- связь с прошлым, наличие культурной, исторической, национальной памяти;

- полноценную жизнь в настоящем, способность адаптироваться при изменяющихся социальных условиях или резкой смены социальной среды.

Концептуальные подходы к содержанию и организации профильной смены основываются на следующих принципах:

- систематичность, соответствие всей деятельности детей и взрослых поставленным задачам; логическая взаимосвязь дел смены;

- значимость духовно-нравственных, гражданско-патриотических и художественно-эстетических позиций;

- принцип сочетания общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности студентов;

- принцип индивидуального и личностного подхода.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- "Конвенция о правах ребенка", одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ);

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2011г. №378-ФЗ);

- Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (в редакции от 29 ноября 2010г) и Федеральный закон от 23.07.10 N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 1.1 закона "О днях воинской славы и памятных датах России";

- Постановление Правительства Нижегородской области от 22 октября 2014 года № 717 "Об утверждении государственной программы "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области".

- Постановление Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009г. № 149 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области";

- Нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации;

- Законодательные и нормативные акты Нижегородской области.





























Содержание деятельности и

формы реализации программы

Реализация программы осуществляется посредством взаимодействия блоков:

1. Обучающий блок включает в себя:

- тренинг на взаимодействие «Контакт. Есть контакт!»,

- тренинг медиации,

- диагностику «Индекс толерантности»,

- дискуссионный клуб «В одном вагоне»

2. Развивающий блок. В рамках смены реализуется экскурсия в Центр ремесел Арзамасского района, включающая в себя мастер-класс по изготовлению куклы-оберега.

3. Творческий блок состоит из проведения досугово-развлекательных программ:

- презентация отрядов «Здравствуйте, это мы!»,

- творческая программа «Обычаи народов России»,

- творческая мастерская «Креатив+»,

- фестиваль творческих идей «Мы вместе»

4. Оздоровительный блок реализуется через проведение следующих мероприятий:

- ежедневная утренняя зарядка,

- верёвочный курс «Мы с тобой одной верёвкой связаны…»,

- весёлые старты «Быстрее, выше, сильнее»,

- соревнования по волейболу,

- тимбилдинг.

5. Деятельность самоуправления.

Профильная смена объединяет как обучающихся, так и педагогов. В течение смены действуют свои символы, законы, органы самоуправления:

• высший орган смены – Кворум - общее собрание участников;

  • высший орган самоуправления – оргкомитет;

• первичный орган самоуправления – отряд.

1. Отрядный сбор - собирается три раза в день. Утром планируется жизнь отряда, распределяются поручения, участники смены информируются о планах на день. Днём отряды готовятся к общеотрядным вечерним мероприятиям. Вечером - подводятся итоги дня, определяется рейтинг участников смены, разрешаются конфликты, обсуждаются проблемы, принимаются важные решения для всех участников отряда, проходит поощрение участников отряда.

2. Оргкомитет - высший исполнительный орган самоуправления участников смены, который решает текущие проблемы, владеет информацией сбора и осуществляет обмен информацией, руководит работой отрядов при подготовке мероприятий, разрабатывает задания отрядам, планирует, анализирует и определяет мониторинг деятельности отрядов.

3. Пресс-служба - собирает информацию из отрядов, выпускает информационные листы и т.д.

4. Командир отряда - выбирается из числа актива отряда, руководит делами отряда, организует, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческие процессы в отряде.

5. Актив отряда - выбирается на отрядном огоньке, распределяет поручения и контролирует работу по различным направлениям.

Организаторы и участники строят свою жизнь и деятельность в рамках смены согласно общепринятым нормам поведения и культуры, соблюдают правила внутреннего распорядка смены.











Ресурсное обеспечение

Информационное: нормативно-правовое обеспечение,программное обеспечение, наличие комплекта информационно-методических материалов;

Кадровое: руководитель смены, специалисты и педагогические работники ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум», привлеченные педагогические работники других образовательных организаций, тренеры;

Научно-методическое: инновационные педагогические технологии, мониторинг реализации профильной смены;

Материально-техническое: компьютерная техника, мультимедийное оборудование, музыкальное оборудование, спортивный инвентарь, программное обеспечение.



Ожидаемые результаты

- расширение знаний о культуре других народов и национальностей;

- повышение уровня толерантного сознания;

- повышение степени сформированности практических навыков, необходимых для цивилизованного общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, в том числе в Интернет-пространстве;

- развитие лидерских качеств и комуникативных навыков через вовлечение студентов в активную деятельность;

- получение практических навыков противодействия вовлечению в неформальные организации и движения, осуществляющие социально негативную деятельность;

- стойкое неприятие всех видов экстремизма, в том числе политического и религиозного, порождающего террор как средство решения фундаментальных социально-экономических и политических проблем.







Способы оценки результативности реализации программы

- наблюдение — при выполнении практических приемов студентами;

- тестирование;

- «Круглый стол» для организаторов смены.



Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации

- газета Арзамасского коммерческо-технического техникума «Перемена»,

- сайт ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» (https://aktt.org) ,

- газета "Арзамасские новости".



Система внешних контактов лагеря

- Центр развития творчества и поддержки социальных инициатив

«Лидер»,

- Центр ремесел Арзамасского района,

- профессиональные образовательные организации Нижегородской области.

















ПЛАН

ОБЛАСТНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

« Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

1 день

День встречи и знакомства

Как происходит это превращение

Случайных встречных в искренних друзей?..

А просто душам хочется общения,

и этот мир становится добрей!

Время

мероприятия

Место проведения

Ответственный

11.00-11.30

- «Мы вам рады!»

заезд участников смены, инструктаж по ТБ


Актовый зал

педагог -организатор, заведующий хозяйством,

комендант

11.30-12.00

«На одной волне» формирование отрядов

Актовый зал

Михеева С.М.

Усанова В.П.

12.00-13.00

- Расселение по комнатам,

- инструктаж внутри отряда

1,2 корпус

Воспитатели,

вожатые

13.00-13.30

обед

столовая

дежурный

1-й отряд

13.30-15.00

«Контакт. Есть контакт!» тренинг на взаимодействие

- задание на презентацию отряда

актовый зал

Михеева С.М.

Усанова В.П.

15.00-16.00

«Обсуждаем. Советуемся. Решаем» (Отрядное время, подготовка к вечернему мероприятию)

По отрядным комнатам

командир отряда, воспитатели

16.00-16.30

полдник

столовая

дежурный

1-й отряд

16.30 -18.00

«Мы с тобой одной верёвкой связаны…»

(верёвочный курс)

Территория Центра

Ивлев Р.В. + 2 помощника

18.00-19.00

«Обсуждаем. Советуемся. Решаем» (Отрядное время, подготовка к вечернему мероприятию)

По отрядным комнатам

командир отряда, воспитатели

19.00-19.30

ужин

столовая

дежурный

1-й отряд

19.30-22.00

«Здравствуйте, это мы!»

- презентация отряда

«Зажигаем звезды»

- дискотека (флешмоб)

актовый зал

Михеева С.М.

Усанова В.П.

Ивлев Р.В.

22.00-22.30

Планерка для воспитателей

Методический кабинет

Полякова С.Ю.

22.00-22.30

«Мой итог дня»

вечерний сбор отрядов, рефлексия

по отрядным комнатам

вожатые

22.30-23.00

Время личной гигиены

комната гигиены


23.00

отбой



















2 день

Стирая границы

С людьми, что проживают тут,

Любые беды и ненастья мы осилим

Всё это наша Родина, мой друг!

Великая, могучая Россия!

время

мероприятия

Место проведения

ответственный

8.00

Подъем


по отрядам

Командиры отрядов

8.00-8.20

Время личной гигиены, уборка комнат

по отрядам


8.20-8.40

Зарядка

спортивная площадка

физрук

8.40-9.00

Уборка комнат

по отрядам

Командиры отрядов, медсестра

9.00-09.30

Завтрак

столовая

дежурный

2-й отряд

9.30-9.40

Общий сбор

Актовый зал

воспитатели

9.40-13.00

- Тренинг медиации

- «Быстрее, выше, сильнее» (Весёлые старты)

- «Поиск новых идей» (отрядное время)

По отрядным комнатам

Специалисты

Ивлев Р.В.

воспитатели

13.00-13.30

обед

столовая

Дежурный

2 –й отряд

13.30-16.00

- Тренинг медиации

- «Быстрее, выше, сильнее» (Весёлые старты)

- «Поиск новых идей» (отрядное время)

По отрядным комнатам

Специалисты

Ивлев Р.В.

воспитатели

16.00-16.30

Полдник


столовая

дежурные

16.30-17.00

«Индекс толерантности» (диагностика) – 1 отряд


Отрядная комната

Усанова В.П.


16.30-17.00

Соревнования по волейболу – 2-3 отряд

Спортивный зал

Ивлев Р.В.

воспитатели

17.00-17.30

«Индекс толерантности» (диагностика) – 2 отряд


Отрядная комната

Усанова В.П.


17.00-17.30

Соревнования по волейболу – 1-3 отряд

Спортивный зал

Ивлев Р.В.

воспитатели

17.30-18.00

«Индекс толерантности» (диагностика) – 3 отряд


Отрядная комната

Усанова В.П.


17.30-18.00

Соревнования по волейболу – 1-2 отряд

Спортивный зал

Ивлев Р.В.

воспитатели

18.00-19.00

«Воплощение творческих идей» (подготовка к вечернему мероприятию)

по отрядным комнатам

Воспитатели,

вожатые

19.00-19.30

ужин

столовая

дежурный

2-й отряд

20.00-22.30

«Обычаи народов России», творческая программа

актовый зал

Педагог-организатор, воспитатели

22.00-22.30

Планерка для воспитателей

Метод кабинет

Полякова С.Ю.

22.30-22.45

«Наши взлёты и падения» (вечерний сбор отрядов, рефлексия)

по отрядным комнатам

Воспитатели,

вожатые

22.45-23.00

Время личной гигиены


комната гигиены


23.00

Отбой











































3 день

Время действовать!

Если ты собираешься в один

прекрасный день создать

что-то великое, помни-

один прекрасный день –

это сегодня…

время

мероприятие


Место проведения

ответственный

8.00

Подъем



воспитатели

8.00-8.20

Время личной гигиены




8.20-8.40

зарядка

спортивная площадка

физрук

8.40 -9.00

Уборка комнат

по отрядам

Командиры отрядов, медсестра

9.00-9.30

завтрак

столовая

дежурный 3-й отряд

9.30-11.00

- Экскурсия в Центр ремёсел Арзамасского района мастер-класс «Кукла-оберег» - 1 отряд

- «В одном вагоне» (дискуссионный клуб) -2 отряд

«Креатив+» (креативное фото) – 3 отряд

Центр ремесел, территория центра,

отрядные комнаты

Полякова С.Ю.

Усанова В.П.

Михеева С.М.

воспитатели,

вожатые

11.00-12.30

- Экскурсия в Центр ремёсел Арзамасского района

мастер-класс «Кукла-оберег» - 2 отряд

- «В одном вагоне» (дискуссионный клуб) -3 отряд

«Креатив+» (креативное фото) – 1 отряд

Центр ремесел, территория центра,

отрядные комнаты

Полякова С.Ю.

Усанова В.П.

Михеева С.М.

воспитатели,

вожатые

13.00-13.30

обед

столовая

дежурный

3-й отряд

13.30-15.00

- Экскурсия в Центр ремёсел Арзамасского района

мастер-класс «Кукла-оберег» - 3 отряд

- «В одном вагоне» (дискуссионный клуб) -1 отряд

«Креатив+» (креативное фото) – 2 отряд

Центр ремесел, территория центра,

отрядные комнаты

Полякова С.Ю.

Усанова В.П.

Михеева С.М.

воспитатели,

вожатые

15.00-16.30

Тимбилдинг


Ивлев Р.В.

16.30 -17.00

Полдник


столовая

дежурный

3-й отряд

17.00-18.30

«Обсуждаем. Советуемся. Решаем» (отрядное время подготовка к мероприятию)

По отрядным комнатам

Воспитатели

9.30-11.00

- Экскурсия в Центр ремёсел Арзамасского района мастер-класс «Кукла-оберег» - 1 отряд

- «В одном вагоне» (дискуссионный клуб) -2 отряд

«Креатив+» (креативное фото) – 3 отряд

Центр ремесел, территория центра,

отрядные комнаты

Полякова С.Ю.

Усанова В.П.

Михеева С.М.

воспитатели,

вожатые

19.00-19.30

ужин


столовая

дежурный 3-й отряд


19.30-22.00

«Мы вместе» - фестиваль творческих идей

актовый зал

Воспитатели

Ивлев Р.В.

Михеева С.М.

Усанова В.П.

22.00-22.30

«Всё хорошее когда-то кончается» (вечерний сбор отрядов, рефлексия)

по отрядам

Воспитатели,

вожатые

22.30.23.00

Время личной гигиены



23.00

отбой









































4 день

До новых встреч или Миссия выполнена

До новых слов и новых песен

Волшебных снов и дивных грёз

До новых встреч, мы будем вместе,

Мы будем вместе, будем вместе врозь!

время

мероприятие

Место проведения

ответственный

8.00

подъем



воспитатели

8.00-8.20

Время личной гигиены


по отрядам


8.20-8.40

Зарядка

спортивная площадка

физрук

8.40.9.00

Операция «Нас здесь не было!»

по отрядам

командир,

медсестра

9.00-10.00

завтрак


столовая

дежурный 2-й отряд

10.00-11.00

Отъезд участников смены

актовый зал

педагог-организатор, воспитатели