Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ужурская школа - интернат»
Программа профориентации
для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
"Мой путь к профессии"
Учитель-дефектолог:Санарова Т.Н
г. Ужур
Пояснительная записка
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, образовательное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Практика показывает, что выпускники коррекционной школы испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:
психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждения начального профессионального образования;
нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы;
отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);
недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;
низкий уровень социально-бытовых умений и навыков воспитанников специальных (коррекционных) школ вследствие социальной депривации и имеющихся нарушений психофизического развития.
Практика показывает, что некоторая часть выпускников образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, незначительная доля выпускников поступают в специальные учебные учреждения, и ещё меньшая часть получает образование и в дальнейшем успешно его применяет. Однако, тем не менее и те и другие испытывают затруднение в последующем трудоустройстве.
Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:
Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.
Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политике.
Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей.
Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.
Отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
В нашем городе в связи с отсутствием градообразующих предприятий, наиболее острой проблемой является высокий уровень безработицы, отсутствие вакантных мест для людей имеющих ограниченные возможности здоровья. В нашем районе есть только одно учебное заведение, в котором выпускники с легкой умственной отсталостью могут получить профессии: штукатур, маляр.
Мониторинг жизнеустройства выпускников
КГБОУ «Ужурской общеобразовательной школы – интерната»
Год | Всего выпускников | Продолжили обучение в ПУ | Трудоустроены | Инвалиды | Не обучаются, не трудоустроены |
2011 – 2012г. | 19 | 19 | - | - | - |
2012 – 2013г. | 22 | 16 | - | 4 | 2 |
2013 – 2014г. | 24 | 21 | - | 1 | 2 |
Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников Таганрогской специальной (коррекционной) школы № 19 видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция к уменьшению численности выпускников, продолжающих обучение в учреждениях НПО.
Из общего количества выпускников школы - 95% не смогли трудоустроиться после её окончания по двум причинам:
неконкурентоспособны на рынке труда;
вследствие тяжелой и умеренной умственной отсталости (возможность трудоустройства обучающихся, имеющий данный диагноз существенно ограничены).
Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.
Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, в процессе работы школьной библиотеки, медработника.
В образовательном учреждении, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья подготовка к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в школе проводится работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.
Но для адекватного выбора профессии умственно отсталым подростком профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена. Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся. Помимо данных о глубине дефекта следует опираться на материалы психологии, освещающие особенности их мышления и эмоционально-волевой сферы, сочетание которых отражает сложную структуру личности этой категории детей.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Поэтому профориентационная работа в образовательном учреждении, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья главным образом должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания. Для систематизации мероприятий профориентационной работы и более эффективного решения вышеуказанных задач КГБОУ «Ужурская общеобразовательная школа- интернат» разработала программу профориентации обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Цели программы:
Создание условий для формирования обоснованного профессионального выбора выпускников с ограниченными возможностями здоровья; систематизация методов и приёмов работы с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, влияющих на процесс профессионального самоопределения и определение основных направлений профориентационной работы в школе - интернате
Практическая значимость:
разработанная программа может быть использована психологами и педагогами в профориентационных целях; результаты исследования и намеченные пути улучшения профориентационной работы привлекут внимание специальных психологов и педагогов, что позволит более качественно решать задачи по формированию профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации лиц с умственной отсталостью
Программа решает задачи:
Изучить динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы деятельности.
Всесторонне изучить профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию. Нацеливать ребёнка на оптимально доступный для него вид деятельности. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
Решать личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации. Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.
Уделять особое внимание работе с семьёй, вести разъяснительную пропаганду, оказывать правовую и моральную поддержку детям из неблагополучных семей. Координировать родителей при выборе профессии, рекомендовать обращать внимание на тот или иной вид деятельности воспитанника, нацеливание самого ребёнка и родителей на развитие навыка.
Организовывать тесную взаимосвязь с внешними структурами: занятости, профессиональными училищами специализирующимися на подготовке детей с ограниченными возможностями
Принципы реализации программы :
Принцип личностной направленности ( предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).
Принцип толерантности ( терпимость к мнению людей, учет их интересов). 3) Демократизм ( предполагает сотрудничество педагога и ребенка). 4) Учет возрастных, психологических особенностей детей.
Первый этап (I-IV классы) – допредпрофильный – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.
На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Учащиеся получают знания об особенностях основных профессий, связанных с интеллектуальной и физической трудовой деятельностью людей; усваивают основные требований к человеку той или иной профессии (на примере изученных); овладевают простейшими трудовыми навыками и используют их в повседневной жизни.
Курс профориентации носит прикладной характер: его темы включены практически во все предметы, изучаемые в начальной школе, где дети знакомятся с различными профессиями людей.
На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых – люди определенной профессии. В процессе знакомства с художественными произведениями учитель расширяет их знания о профессиях. Благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда, честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела.
Широкие возможности для ознакомления с миром профессий содержат уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.
Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться и на уроках математики при решении текстовых задач, содержание которых отражает трудовую деятельность людей. Во время решения таких задач в течение 1-2-х минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях.
На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности.
Таким образом, данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.
Определенные профориентационные сведения содержат и уроки технологии. Это ознакомление учащихся с различными материалами, способами их обработки, приемами работы, различными инструментами. Дети получают начальные сведения о профессиях, производственных процессах, о названиях и назначении машин и механизмов.
Межпредметные связи единым стержнем проходят через все предметы начальной школы, позволяют на разных уроках говорить об одной и той же профессии, расширяя тем самым кругозор детей. Например, на уроках математики встречаются текстовые задачи о профессиях, связанных со строительством. На уроках русского языка представлены упражнения на ту же тему. На уроке литературного чтения изучаются произведения разных авторов, где дети опять пересекаются с данным вопросом. А уж на уроке труда учащиеся могут на практике применить свои знания.
В профориентационной работе особое внимание уделяется и профессиональным пробам, как уникальной возможности познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.
Профессия - Профессиональная проба
Брошюровщик- На уроке трудового обучения изучили технологию и изготовили блокнот для записей.
Агроном -Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка
Столяр -Изготовление кормушки
Дизайнер-интерьера -Изготовление панно для оформления классной комнаты
Портной -Изготовление подарка к 8 марта “Салфетка с вышивкой”
Драматический актер- Инсценировка сказки к новогоднему празднику
Таким образом, содержание уроков в начальной школе позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.
Второй этап (V–VII классы) – предпрофильный – формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Третий этап (VIII-IX классы) – профильный. Цель – помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса.
У школьников VIII—IX классов формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.
На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), проводят первые профессиональные пробы в период летней трудовой практики и в каникулярное время.
Профессиональное определение учащихся – подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность осуществляется через трудовую подготовку. Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности
Четвёртый этап постпрофильный – мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы - интерната
Профориентационная работа в школе ведется по следующим направлениям:
профессиональное информирование: уроки профориентации, индивидуальные и групповые занятия по психокоррекции и социальной адаптации, лекции, беседы врача с обучающимися и родителями, стенды и презентации с описанием профессий, подходящих для наших учеников, подготовка памяток в помощь выпускникам, родителям, педагогам. Это и сведения о широком мире профессий, и информация о профессиональных учебных заведениях, пропаганда наиболее востребованных профессий;
диагностическая: анкетирование детей и родителей;
профессиональная консультация: изучение личностных качеств учащегося, его способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.
экскурсионная: экскурсии на предприятия, в службу занятости и т.п.;
кружковая: в школе работает ряд предметных, декоративно-прикладных кружков, студий, позволяющих обучающимся получать знания и умения в овладении некоторыми профессиями; развивать профессиональные интересы, склонности, способности;
профессиональные пробы: обучающиеся в течение учебного года в рамках школы, а в летнее время на предприятиях пробуют свои силы в различных профессиях.
Компетенции, необходимые учащимся для принятия верного решения о выборе профессии:
1) Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).
2) Ценностно-смысловые ( потребность в выборе профессии , устойчивая мотивация к самообразованию).
3) Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).
4) Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).
5) Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с людьми.
6) Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).
Пространство,
оказывающее воспитательное влияние
на профессиональную ориентацию ребёнка
Администрация школы
Выполнение Федерального Закона «Об основных гарантиях и правах ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон об образовании в области предоставления равных прав на получение и продолжение образования
Развитие вариативности образовательного процесса.
Создание условия для профессиональной социализации учащихся c ограниченными возможностями здоровья
.
Педагоги
Классный руководитель (преимущественные направления работы):
профессиональное просвещение детей
организация профессионально-интеллектуальной деятельности,
развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся
Социальный педагог (преимущественные направления работы):
формирование социально-необходимых знаний для правильного выбора профессии,
оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения,
связь с общественностью, организация профориентационных мероприятий в сотрудничестве с предприятиями города
оказание содействия социальному становлению старшеклассников
Педагог - психолог (преимущественные направления работы):
знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации,
развитие мотивации, самопознания, побуждение учащихся к сознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями, предъявляемыми профессией,
коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Учреждения ЦДО
Творческое развитие ребёнка, навыки технического творчества, интеграция в социум (участие в выставках, конкурсах).
ЦЗН
Координирование выпускников, обеспечение рабочих мест.
Профессиональные консультации.
КДНиЗП
Оказание помощи в трудоустройстве детям по разным причинам, не получившим оконченного образования.
Летняя биржа занятости, предоставление рабочих мест в трудовых отрядах
Предприятия района, города
Оказание содействия в организации экскурсионной деятельности на предприятия
Профессиональные консультации
Создание условий для расширения трудоустройства
ШПМПК
Консультации родителей детей, требующих особой коррекции в профессиональной интеграции
Профессиональные консультации
Классный коллектив
Взаимопомощь в выборе профессий
Обмен информацией о профессиях, образовательных учреждениях.
Родители и лица их заменяющие
Активное взаимодействие со школой, нацеливание на получение школьного образования, продолжения образования в ПУ.
Создание условия для более успешной профессиональной подготовки с последующим трудоустройством на рабочее место.
Механизм реализации Программы.
Главным исполнителем Программы является- Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, воспитатели, врач – психиатр (медицинский работник), педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог, библиотекарь.
Социальное партнёрство:
Администрации сельских советов районов
Отдел социальной защиты населения Ужурского района
Общество инвалидов
Служба занятости Ужурского района. Отдел по профориентации;
Отдел опеки и попечительства Ужурского района;
Профессиональное училище;
Центр социального обслуживания населения;
Предприятия и организации где по возможности организуются экскурсии для выпускников
Производственные учреждения и организации, предоставившие места для трудоустройства.
Оценка эффективности реализации Программы.
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждый год.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности (лист оценки приложение №1);
-коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
Показатели эффективности реализации программы:
Количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;
Количество выпускников школы, поступивших в учреждения ПУ.
Ожидаемые результаты:
создание в школе-интернате системы профориентации, мотивирующей учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;
изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди учащихся школы-интерната.
У учащихся должны быть сформированы следующие знания:
о видах профессий;
о медицинских и профессиональных требованиях;
об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
о повышении квалификации и профессионального роста;
Мероприятия
по реализации Программы по профориентации
"Мой путь к профессии".
1-4 классы.
Мероприятия | Сроки | Аудитория | Ответственные |
1. Классный час «Азбука профессии» | сентябрь | 1кл. | Кл. руководители |
2. Классный час «В мире профессий» | сентябрь | 2кл. | Кл. руководители |
3. Классный час «Труд кормит, а лень портит» | сентябрь | 3кл. | Кл. руководители |
4. Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус» | сентябрь | 4кл. | Кл. руководители |
5. Сюжетно-ролевая игра профессионального содержания | октябрь | 1-4кл. | Воспитатели |
6. Экскурсия в школьную столовую. | ноябрь | 1кл. | Кл. руководители, воспитатели |
7. Экскурсия в школьную прачечную | ноябрь | 2кл. | Кл. руководители, воспитатели |
8. Беседа: Чтение и обсуждение рассказов о профессиях. | ноябрь | 3кл. | Кл. руководители |
9. Беседа «Трудовая родословная моей семьи» | ноябрь | 4кл. | Кл. руководители |
10. Участие в районном конкурсе творческих работ «Зимняя планета детства». | декабрь | 1-4кл. | Кл. руководители, воспитатели |
11. Экскурсия на почту. | январь | 4кл. | Кл. руководители, воспитатели |
12. Экскурсия в поликлинику. | январь | 3кл. | Кл. руководители, воспитатели |
13. Воспитательский час: Чтение и обсуждение рассказов о профессиях. | январь | 1-2кл. | Воспитатели |
14. Викторина «Профессий много на земле». | февраль | 1-4кл. | Воспитатели, педагог-организатор |
15. Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» | март | 1-4кл. | Кл. руководители, воспитатели |
16. Смотр-конкурс агитбригад «Парад профессий». | апрель | 1-4кл. | Педагог-организатор, воспитатели |
17. Выпуск буклета «Я бы в … пошел, пусть меня научат». | май | 1-4кл. | Воспитатели |
5 -7 классы.
Мероприятия | Сроки | Аудитория | Ответственные |
1. Классный час «Профессии вокруг нас». «Знакомство с миром профессий» коррекционное занятие с элементами тренинга. | сентябрь | 5кл. | Кл. руководители Педагог-психолог |
2. Классный час: Чтение и обсуждение рассказов о профессиях. Формула выбора профессии" Хочу.Могу.Надо" Правила выбора професии | сентябрь | 5-7кл. | Кл. руководители Социальный педагог Педагог-психолог |
3. Классный час «Самые нужные профессии». Психологический час «Поговорим о жизненных ценностях». | сентябрь | 7кл. | Кл. руководители Педагог-психолог |
4. Сюжетно-ролевая игра профессионального содержания Я и моё будущее (составление цветового портрета настоящего и будущего) | октябрь | 5-7кл. | Воспитатели Педагог-психолог |
5. Беседа «Профессии моего города». Беседа «Какую профессию я бы выбрал?» | ноябрь | 5кл. | Кл. руководители Социальный педагог |
6. Экскурсия на хлебозавод. Коррекционное занятие с элементами тренинга «Выбор жизненного пути». | ноябрь | 6кл. | Кл. руководители, воспитатели Социальный педагог Педагог-психолог |
7. Устный журнал «Профессия и специальность». Конкурс рисунков «Профессия моей мечты». | ноябрь | 7кл. | Кл. руководители Социальный педагог |
8. Участие в районном конкурсе творческих работ «Зимняя планета детства». | декабрь | 1-4кл. | Кл. руководители, воспитатели |
9. Экскурсия в пошивочный цех – девочки, сапожную мастерскую – мальчики. | январь | 5кл. | Кл. руководители, воспитатели |
10. Викторина “ Угадай профессию”. | январь | 6кл. | Воспитатели, педагог-организатор |
11. Экскурсия на железную дорогу. Беседа «Дороги, которые мы выбираем». | январь | 7кл. | Кл. руководители, воспитатели Социальный педагог |
12. Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают» Занятие «Профессии людей, работающие в нашей школе». | февраль | 5-7кл. | Кл. руководители, воспитатели Социальный педагог Педагог-психолог |
13. Ярмарка-распродажа изделий изготовленных учащимися на уроках технологий и доп.образования. Игра « По дорогам профессий» | март | 5-7кл. | Учителя технологии, руководители доп.образования Педагог-психолог Социальный педагог |
14. Неделя профориентации. Смотр-конкурс агитбригад «Парад профессий». Тренинг «Будь готов»! | апрель | 5-7кл.. | Педагог-организатор, воспитатели Педагог-психолог Социальный педагог |
15. Выпуск буклета «Я бы в … пошел, пусть меня научат». | май | 5-7кл.. | Воспитатели |
8 – 9 классы.
Мероприятия | Сроки | Аудитория | Ответственные |
1. Классный час « Успех в профессии – успех в жизни». | сентябрь | 8кл. | Кл. руководители |
2. Классный час «Секреты выбора профессии – скоро мне 16-ть». | сентябрь | 9кл. | Кл. руководители |
3. Сюжетно-ролевая игра профессионального содержания «О профессиях разных, нужных и важных» (диагностика проводится психологом). | октябрь | 8-9кл.. | Воспитатели Педагог-психолог |
4. Экскурсия в ЖКХ. Психологический час «На пути к цели». | ноябрь | 9кл. | Кл. руководители Социальный педагог Педагог-психолог |
5. Классный час «Что такое профпригодность». | ноябрь | 8кл. | Кл. руководители |
6. Участие в районном конкурсе творческих работ «Зимняя планета детства». Классный час «Календарь профессий». | декабрь | 8-9кл.. | Кл. руководители, воспитатели Социальный педагог Педагог-психолог |
7. Оформление рисунков “Моя мечта о будущей профессии” Беседа «Планирование профессионального пути!» | январь | 8-9кл. | Кл. руководители, воспитатели Социальный педагог Педагог-психолог |
8. Участие в конкурсе «Лучший по профессии». Беседа «Как наше здоровье связано с выбором будущей профессии?» | февраль | 8-9кл. | Учителя технологии Педагог-психолог Социальный педагог. |
9. Ярмарка-распродажа изделий изготовленных учащимися на уроках технологий и доп.образования. Экскурсия в Центр занятости населения | март | 8-9кл.. | Учителя технологии, руководители доп.образования Педагог-психолог Социальный педагог |
10. Прохождение трудовой практики по профессиям на базе ОУ. Психологический час «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Приглашение представителей ПУ для проведения агитационной работы. Родительское собрание | март-май | 9кл. | Кл. руководители, воспитатели, учитель СБО Педагог-психолог Социальный педагог Педагог-психолог Социальный педагог |
11. Неделя профориентации Смотр-конкурс агитбригад «Парад профессий». Классный час «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» | апрель | 8-9кл.. | Педагог-организатор, воспитатели Педагог-психолог Социальный педагог |
12. Выпуск буклета «Я бы в … пошел, пусть меня научат». Занятие «Ошибки при выборе профессии». | май | 8-9кл. | Воспитатели Педагог-психолог Социальный педагог |
Приложение №1
ЛИСТ ОЦЕНКИ
результатов работы по профориентации.
Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________________
Дата поступления в школу______________________ Класс_______________________
Диагностика психолога: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальное окружение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты работы по программе:
I этап 1-4 классы:
1кл. (кл. рук-ль) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2кл. (кл. рук-ль)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3кл. (кл. рук-ль)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4кл. (кл. рук-ль, психолог)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II этап 5-7 классы:
5кл. (кл. рук-ль) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6кл. (кл. рук-ль)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7кл. (кл. рук-ль, психолог)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III этап 8-9 классы:
8кл. (кл. рук-ль) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9кл. (кл. рук-ль, психолог)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Куда планирует поступать: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Куда поступил (а):
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата окончания ПУ:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трудоустройство:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература.
Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.
Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - Москва, 1981.
Бодеман Й.-О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.
Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.
Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва, 1989.
Воронкова М. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью.//Дефектология. -1996. - № 3.
Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.
Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991. - № 4.
Крупская Н. К. Педагогические сочинения. - Т. 4 - Москва, 1959.
Леонтьев А. Н. Формирование личности.//Психология личности.Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва, 1982.
Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1997. - № 4.
Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1989. - № 3.
Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориетации.//Вопросы психологии. - 1975. - № 1.
Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.
Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 1985.
Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5.
Плох Л. (Польша) Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых подростков в ПНР.//Дефектология. - 1988. - № 1.
Попов Ю. И., Бгажнокова И. М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектология. - 1995. - № 1.
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. /Сост. А. Д. Виноградова. - Москва, 1985.
Психологическая служба школы./Под ред. И. В. Дубровиной. - Москва, 1995.
Психология развивающейся личности./Под ред. А. В. Петровского. - Москва, 1987.
Рекомендации по организации молодежи на строительные профессии./Под ред. В. В. Петровой. - Москва, 1987.
Розенштейн П. М., Елисеева Г. Н., Кузнецов Е. С Школьный кабинет профессиональной ориентации. - Казань, 1984.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Москва, 1986.
Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. - Алма-Ата, 1990.
Симоненко В. А. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. - Москва, 1985.
Успенский В. Б. Управление профессиональной ориентацией в школе. - Ярославль, 1987.
Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - Москва, 1983.
Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1996. - № 4.
Щербакова А. М., Москоленко Н. В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.//Дефектология. - 2001. - № 3.