СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профориентации для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости "Мой путь к профессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа профориентации для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости "Мой путь к профессии"»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ужурская школа - интернат»











Программа профориентации

для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

"Мой путь к профессии"
























Учитель-дефектолог:Санарова Т.Н



г. Ужур





Пояснительная записка

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, образовательное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Практика показывает, что выпускники коррекционной школы испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

  • сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждения начального профессионального образования;

  • нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы;

  • отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);

  • недостаточная ориентация ОУ на новые возможности рынка труда;

  • низкий уровень социально-бытовых умений и навыков воспитанников специальных (коррекционных) школ вследствие социальной депривации и имеющихся нарушений психофизического развития.


Практика показывает, что некоторая часть выпускников образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, незначительная доля выпускников поступают в специальные учебные учреждения, и ещё меньшая часть получает образование и в дальнейшем успешно его применяет. Однако, тем не менее и те и другие испытывают затруднение в последующем трудоустройстве.

Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:

  • Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.

  • Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политике.

  • Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей.

  • Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.

  • Отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

В нашем городе в связи с отсутствием градообразующих предприятий, наиболее острой проблемой является высокий уровень безработицы, отсутствие вакантных мест для людей имеющих ограниченные возможности здоровья. В нашем районе есть только одно учебное заведение, в котором выпускники с легкой умственной отсталостью могут получить профессии: штукатур, маляр.



Мониторинг жизнеустройства выпускников

КГБОУ «Ужурской общеобразовательной школы – интерната»

Год

Всего выпускников

Продолжили обучение в ПУ

Трудоустроены

Инвалиды

Не обучаются, не трудоустроены

2011 – 2012г.

19

19

-

-

-

2012 – 2013г.

22

16

-

4

2

2013 – 2014г.

24

21

-

1

2

Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников Таганрогской специальной (коррекционной) школы № 19 видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция к уменьшению численности выпускников, продолжающих обучение в учреждениях НПО.

Из общего количества выпускников школы - 95% не смогли трудоустроиться после её окончания по двум причинам:

  • неконкурентоспособны на рынке труда;

  • вследствие тяжелой и умеренной умственной отсталости (возможность трудоустройства обучающихся, имеющий данный диагноз существенно ограничены).


Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, в процессе работы школьной библиотеки, медработника.

В образовательном учреждении, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья подготовка к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в школе проводится работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.

Но для адекватного выбора профессии умственно отсталым подростком профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена. Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся. Помимо данных о глубине дефекта следует опираться на материалы психологии, освещающие особенности их мышления и эмоционально-волевой сферы, сочетание которых отражает сложную структуру личности этой категории детей.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Поэтому профориентационная работа в образовательном учреждении, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья главным образом должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания. Для систематизации мероприятий профориентационной работы и более эффективного решения вышеуказанных задач КГБОУ «Ужурская общеобразовательная школа- интернат» разработала программу профориентации обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью.


Цели программы:

  • Создание условий для формирования обоснованного профессионального выбора выпускников с ограниченными возможностями здоровья; систематизация методов и приёмов работы с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, влияющих на процесс профессионального самоопределения и определение основных направлений профориентационной работы в школе - интернате


Практическая значимость:

  • разработанная программа может быть использована психологами и педагогами в профориентационных целях; результаты исследования и намеченные пути улучшения профориентационной работы привлекут внимание специальных психологов и педагогов, что позволит более качественно решать задачи по формированию профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации лиц с умственной отсталостью


Программа решает задачи:

  • Изучить динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы деятельности.

  • Всесторонне изучить профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию. Нацеливать ребёнка на оптимально доступный для него вид деятельности. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.

  • Решать личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации. Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.

  • Уделять особое внимание работе с семьёй, вести разъяснительную пропаганду, оказывать правовую и моральную поддержку детям из неблагополучных семей. Координировать родителей при выборе профессии, рекомендовать обращать внимание на тот или иной вид деятельности воспитанника, нацеливание самого ребёнка и родителей на развитие навыка.

Организовывать тесную взаимосвязь с внешними структурами: занятости, профессиональными училищами специализирующимися на подготовке детей с ограниченными возможностями


Принципы реализации программы :

  1. Принцип личностной направленности ( предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).

  2. Принцип толерантности ( терпимость к мнению людей, учет их интересов). 3) Демократизм ( предполагает сотрудничество педагога и ребенка). 4) Учет возрастных, психологических особенностей детей.

Первый этап (I-IV классы)допредпрофильный – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Учащиеся получают знания об особенностях основных профессий, связанных с интеллектуальной и физической трудовой деятельностью людей; усваивают основные требований к человеку той или иной профессии (на примере изученных); овладевают простейшими трудовыми навыками и используют их в повседневной жизни.

Курс профориентации носит прикладной характер: его темы включены практически во все предметы, изучаемые в начальной школе, где дети знакомятся с различными профессиями людей.

На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых – люди определенной профессии. В процессе знакомства с художественными произведениями учитель расширяет их знания о профессиях. Благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда, честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела.

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий содержат уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.

Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться и на уроках математики при решении текстовых задач, содержание которых отражает трудовую деятельность людей. Во время решения таких задач в течение 1-2-х минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности.

Таким образом, данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Определенные профориентационные сведения содержат и уроки технологии. Это ознакомление учащихся с различными материалами, способами их обработки, приемами работы, различными инструментами. Дети получают начальные сведения о профессиях, производственных процессах, о названиях и назначении машин и механизмов.

Межпредметные связи единым стержнем проходят через все предметы начальной школы, позволяют на разных уроках говорить об одной и той же профессии, расширяя тем самым кругозор детей. Например, на уроках математики встречаются текстовые задачи о профессиях, связанных со строительством. На уроках русского языка представлены упражнения на ту же тему. На уроке литературного чтения изучаются произведения разных авторов, где дети опять пересекаются с данным вопросом. А уж на уроке труда учащиеся могут на практике применить свои знания.


В профориентационной работе особое внимание уделяется и профессиональным пробам, как уникальной возможности познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.


Профессия - Профессиональная проба

Брошюровщик- На уроке трудового обучения изучили технологию и изготовили блокнот для записей.

Агроном -Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка

Столяр -Изготовление кормушки

Дизайнер-интерьера -Изготовление панно для оформления классной комнаты

Портной -Изготовление подарка к 8 марта “Салфетка с вышивкой”

Драматический актер- Инсценировка сказки к новогоднему празднику

Таким образом, содержание уроков в начальной школе позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.


Второй этап (V–VII классы)предпрофильный – формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.


Третий этап (VIII-IX классы)профильный. Цель – помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса.

У школьников VIII—IX классов формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), проводят первые профессиональные пробы в период летней трудовой практики и в каникулярное время.

Профессиональное определение учащихся – подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность осуществляется через трудовую подготовку. Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности


Четвёртый этап постпрофильный – мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы - интерната


Профориентационная работа в школе ведется по следующим направлениям:

профессиональное информирование: уроки профориентации, индивидуальные и групповые занятия по психокоррекции и социальной адаптации, лекции, беседы врача с обучающимися и родителями, стенды и презентации с описанием профессий, подходящих для наших учеников, подготовка памяток в помощь выпускникам, родителям, педагогам. Это и сведения о широком мире профессий, и информация о профессиональных учебных заведениях, пропаганда наиболее востребованных профессий;

диагностическая: анкетирование детей и родителей;

профессиональная консультация: изучение личностных качеств учащегося, его способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.

экскурсионная: экскурсии на предприятия, в службу занятости и т.п.;

кружковая: в школе работает ряд предметных, декоративно-прикладных кружков, студий, позволяющих обучающимся получать знания и умения в овладении некоторыми профессиями; развивать профессиональные интересы, склонности, способности;

профессиональные пробы: обучающиеся в течение учебного года в рамках школы, а в летнее время на предприятиях пробуют свои силы в различных профессиях.


Компетенции, необходимые учащимся для принятия верного решения о выборе профессии:

1) Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).

2) Ценностно-смысловые ( потребность в выборе профессии , устойчивая мотивация к самообразованию).

3) Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).

4) Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).

5) Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с людьми.

6) Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).

Пространство,

оказывающее воспитательное влияние

на профессиональную ориентацию ребёнка


Администрация школы

  • Выполнение Федерального Закона «Об основных гарантиях и правах ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон об образовании в области предоставления равных прав на получение и продолжение образования

  • Развитие вариативности образовательного процесса.

  • Создание условия для профессиональной социализации учащихся c ограниченными возможностями здоровья

  • .

Педагоги


Классный руководитель (преимущественные направления работы):

  • профессиональное просвещение детей

  • организация профессионально-интеллектуальной деятельности,

  • развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся

Социальный педагог (преимущественные направления работы):

  • формирование социально-необходимых знаний для правильного выбора профессии,

  • оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения,

  • связь с общественностью, организация профориентационных мероприятий в сотрудничестве с предприятиями города

  • оказание содействия социальному становлению старшеклассников

Педагог - психолог (преимущественные направления работы):

  • знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации,

  • развитие мотивации, самопознания, побуждение учащихся к сознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями, предъявляемыми профессией,

  • коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.


Учреждения ЦДО


  • Творческое развитие ребёнка, навыки технического творчества, интеграция в социум (участие в выставках, конкурсах).

ЦЗН


  • Координирование выпускников, обеспечение рабочих мест.

  • Профессиональные консультации.


КДНиЗП


  • Оказание помощи в трудоустройстве детям по разным причинам, не получившим оконченного образования.

  • Летняя биржа занятости, предоставление рабочих мест в трудовых отрядах


Предприятия района, города


  • Оказание содействия в организации экскурсионной деятельности на предприятия

  • Профессиональные консультации

  • Создание условий для расширения трудоустройства


ШПМПК


  • Консультации родителей детей, требующих особой коррекции в профессиональной интеграции

  • Профессиональные консультации

Классный коллектив

  • Взаимопомощь в выборе профессий

  • Обмен информацией о профессиях, образовательных учреждениях.

Родители и лица их заменяющие

  • Активное взаимодействие со школой, нацеливание на получение школьного образования, продолжения образования в ПУ.

  • Создание условия для более успешной профессиональной подготовки с последующим трудоустройством на рабочее место.



Механизм реализации Программы.


Главным исполнителем Программы является- Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, воспитатели, врач – психиатр (медицинский работник), педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог, библиотекарь.


Социальное партнёрство:

  • Администрации сельских советов районов

  • Отдел социальной защиты населения Ужурского района

  • Общество инвалидов

  • Служба занятости Ужурского района. Отдел по профориентации;

  • Отдел опеки и попечительства Ужурского района;

  • Профессиональное училище;

  • Центр социального обслуживания населения;

  • Предприятия и организации где по возможности организуются экскурсии для выпускников

  • Производственные учреждения и организации, предоставившие места для трудоустройства.



Оценка эффективности реализации Программы.


Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждый год.


Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности (лист оценки приложение №1);

-коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;


Показатели эффективности реализации программы:

  • Количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;

  • Количество выпускников школы, поступивших в учреждения ПУ.

Ожидаемые результаты:

  • создание в школе-интернате системы профориентации, мотивирующей учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;

  • изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди учащихся школы-интерната.


У учащихся должны быть сформированы следующие знания:

  • о видах профессий;

  • о медицинских и профессиональных требованиях;

  • об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;

  • о повышении квалификации и профессионального роста;

  • о состоянии рынка труда.



Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

"Мой путь к профессии".


1-4 классы.


Мероприятия

Сроки

Аудитория

Ответственные

1. Классный час «Азбука профессии»

сентябрь

1кл.

Кл. руководители

2. Классный час «В мире профессий»

сентябрь

2кл.

Кл. руководители

3. Классный час «Труд кормит, а лень портит»

сентябрь

3кл.

Кл. руководители

4. Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус»

сентябрь

4кл.

Кл. руководители

5. Сюжетно-ролевая игра профессионального содержания

октябрь

1-4кл.

Воспитатели

6. Экскурсия в школьную столовую.

ноябрь

1кл.

Кл. руководители, воспитатели

7. Экскурсия в школьную прачечную

ноябрь

2кл.

Кл. руководители, воспитатели

8. Беседа: Чтение и обсуждение рассказов о профессиях.

ноябрь

3кл.

Кл. руководители

9. Беседа «Трудовая родословная моей семьи»

ноябрь

4кл.

Кл. руководители

10. Участие в районном конкурсе творческих работ «Зимняя планета детства».

декабрь

1-4кл.

Кл. руководители, воспитатели

11. Экскурсия на почту.

январь

4кл.

Кл. руководители, воспитатели

12. Экскурсия в поликлинику.

январь

3кл.

Кл. руководители, воспитатели

13. Воспитательский час: Чтение и обсуждение рассказов о профессиях.

январь

1-2кл.

Воспитатели

14. Викторина «Профессий много на земле».

февраль

1-4кл.

Воспитатели, педагог-организатор

15. Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»

март

1-4кл.

Кл. руководители, воспитатели

16. Смотр-конкурс агитбригад «Парад профессий».

апрель

1-4кл.

Педагог-организатор, воспитатели

17. Выпуск буклета «Я бы в … пошел, пусть меня научат».

май

1-4кл.

Воспитатели



5 -7 классы.

Мероприятия

Сроки

Аудитория

Ответственные

1. Классный час «Профессии вокруг нас».


«Знакомство с миром профессий» коррекционное занятие с элементами тренинга.

сентябрь

5кл.

Кл. руководители


Педагог-психолог




2. Классный час: Чтение и обсуждение рассказов о профессиях.

Формула выбора профессии" Хочу.Могу.Надо"

Правила выбора професии


сентябрь

5-7кл.

Кл. руководители


Социальный педагог

Педагог-психолог


3. Классный час «Самые нужные профессии».


Психологический час «Поговорим о жизненных ценностях».


сентябрь

7кл.

Кл. руководители



Педагог-психолог


4. Сюжетно-ролевая игра профессионального содержания


Я и моё будущее (составление цветового портрета настоящего и будущего)


октябрь

5-7кл.

Воспитатели



Педагог-психолог


5. Беседа «Профессии моего города».


Беседа «Какую профессию я бы выбрал?»

ноябрь

5кл.

Кл. руководители



Социальный педагог


6. Экскурсия на хлебозавод.


Коррекционное занятие с элементами тренинга «Выбор жизненного пути».

ноябрь

6кл.

Кл. руководители, воспитатели


Социальный педагог

Педагог-психолог



7. Устный журнал «Профессия и специальность».


Конкурс рисунков «Профессия моей мечты».


ноябрь

7кл.

Кл. руководители



Социальный педагог


8. Участие в районном конкурсе творческих работ «Зимняя планета детства».

декабрь

1-4кл.

Кл. руководители, воспитатели

9. Экскурсия в пошивочный цех – девочки, сапожную мастерскую – мальчики.



январь




5кл.

Кл. руководители, воспитатели

10. Викторина “ Угадай профессию”.

январь

6кл.

Воспитатели, педагог-организатор

11. Экскурсия на железную дорогу.


Беседа «Дороги, которые мы выбираем».


январь

7кл.

Кл. руководители, воспитатели


Социальный педагог


12. Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают»


Занятие «Профессии людей, работающие в нашей школе».



февраль

5-7кл.

Кл. руководители, воспитатели



Социальный педагог

Педагог-психолог



13. Ярмарка-распродажа изделий изготовленных учащимися на уроках технологий и доп.образования.


Игра « По дорогам профессий»


март

5-7кл.

Учителя технологии, руководители доп.образования


Педагог-психолог

Социальный педагог


14. Неделя профориентации.


Смотр-конкурс агитбригад «Парад профессий».


Тренинг «Будь готов»!


апрель

5-7кл..

Педагог-организатор, воспитатели




Педагог-психолог

Социальный педагог

15. Выпуск буклета «Я бы в … пошел, пусть меня научат».


май

5-7кл..

Воспитатели



8 – 9 классы.

Мероприятия

Сроки

Аудитория

Ответственные

1. Классный час « Успех в профессии – успех в жизни».

сентябрь

8кл.

Кл. руководители


2. Классный час «Секреты выбора профессии – скоро мне 16-ть».

сентябрь

9кл.

Кл. руководители


3. Сюжетно-ролевая игра профессионального содержания

«О профессиях разных, нужных и важных» (диагностика проводится психологом).

октябрь

8-9кл..

Воспитатели


Педагог-психолог

4. Экскурсия в ЖКХ.


Психологический час «На пути к цели».


ноябрь

9кл.

Кл. руководители


Социальный педагог

Педагог-психолог


5. Классный час «Что такое профпригодность».

ноябрь

8кл.

Кл. руководители

6. Участие в районном конкурсе творческих работ «Зимняя планета детства».

Классный час «Календарь профессий».


декабрь

8-9кл..

Кл. руководители, воспитатели


Социальный педагог

Педагог-психолог


7. Оформление рисунков “Моя мечта о будущей профессии”


Беседа «Планирование профессионального пути!»

январь

8-9кл.

Кл. руководители, воспитатели


Социальный педагог

Педагог-психолог


8. Участие в конкурсе «Лучший по профессии».


Беседа «Как наше здоровье связано с выбором будущей профессии?»


февраль

8-9кл.

Учителя технологии


Педагог-психолог

Социальный педагог.


9. Ярмарка-распродажа изделий изготовленных учащимися на уроках технологий и доп.образования.


Экскурсия в Центр занятости населения

март

8-9кл..

Учителя технологии, руководители доп.образования


Педагог-психолог

Социальный педагог


10. Прохождение трудовой практики по профессиям на базе ОУ.


Психологический час «Эмоциональное отношение к выбору профессии».


Приглашение представителей ПУ для проведения агитационной работы.


Родительское собрание

март-май

9кл.

Кл. руководители, воспитатели, учитель СБО


Педагог-психолог



Социальный педагог


Педагог-психолог

Социальный педагог


11. Неделя профориентации


Смотр-конкурс агитбригад «Парад профессий».


Классный час «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии»

апрель

8-9кл..

Педагог-организатор, воспитатели



Педагог-психолог

Социальный педагог


12. Выпуск буклета «Я бы в … пошел, пусть меня научат».


Занятие «Ошибки при выборе профессии».

май

8-9кл.

Воспитатели


Педагог-психолог

Социальный педагог



Приложение №1

ЛИСТ ОЦЕНКИ

результатов работы по профориентации.


Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________________

Дата поступления в школу______________________ Класс_______________________

Диагностика психолога: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальное окружение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты работы по программе:

I этап 1-4 классы:

1кл. (кл. рук-ль) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2кл. (кл. рук-ль)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3кл. (кл. рук-ль)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4кл. (кл. рук-ль, психолог)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


II этап 5-7 классы:

5кл. (кл. рук-ль) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6кл. (кл. рук-ль)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7кл. (кл. рук-ль, психолог)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


III этап 8-9 классы:

8кл. (кл. рук-ль) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9кл. (кл. рук-ль, психолог)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куда планирует поступать: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куда поступил (а):

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата окончания ПУ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудоустройство:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



































Литература.

  1. Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.

  2. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - Москва, 1981.

  3. Бодеман Й.-О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.

  4. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.

  5. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва, 1989.

  6. Воронкова М. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью.//Дефектология. -1996. - № 3.

  7. Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.

  8. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.

  9. Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991. - № 4.

  10. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. - Т. 4 - Москва, 1959.

  11. Леонтьев А. Н. Формирование личности.//Психология личности.Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва, 1982.

  12. Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1997. - № 4.

  13. Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1989. - № 3.

  14. Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориетации.//Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

  15. Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3.

  16. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.

  17. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 1985.

  18. Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5.

  19. Плох Л. (Польша) Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых подростков в ПНР.//Дефектология. - 1988. - № 1.

  20. Попов Ю. И., Бгажнокова И. М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектология. - 1995. - № 1.

  21. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. /Сост. А. Д. Виноградова. - Москва, 1985.

  22. Психологическая служба школы./Под ред. И. В. Дубровиной. - Москва, 1995.

  23. Психология развивающейся личности./Под ред. А. В. Петровского. - Москва, 1987.

  24. Рекомендации по организации молодежи на строительные профессии./Под ред. В. В. Петровой. - Москва, 1987.

  25. Розенштейн П. М., Елисеева Г. Н., Кузнецов Е. С Школьный кабинет профессиональной ориентации. - Казань, 1984.

  26. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Москва, 1986.

  27. Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. - Алма-Ата, 1990.

  28. Симоненко В. А. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. - Москва, 1985.

  29. Успенский В. Б. Управление профессиональной ориентацией в школе. - Ярославль, 1987.

  30. Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - Москва, 1983.

  31. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1996. - № 4.

  32. Щербакова А. М., Москоленко Н. В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.//Дефектология. - 2001. - № 3.