Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Ишимбайское специальное учебно – воспитательное учреждение закрытого типа»
Принято Утверждено
решением методического совета приказом Ишимбайского СУВУ
протокол № от 2021 г. от 2021 г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Ишимбай , 2022 г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.12.2016 г.) №1545
Разработчик:
Шенкоренко Л.Ф.-мастер производственного обучения Ишимбайского СУВУ
Согласовано:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Место производственной практики в структуре основной образовательной программы
Программа производственой практики является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ в части освоения основных видов профессиональной деятельности:
Выполнение штукатурных работ.
Выполнение малярных работ.
Цели и задачи производственной практики
С целью овладения указанными видами деятельности учащийся в ходе данного вида практики должен:
Вид профессиональной деятельности: Выполнение штукатурных работ.
иметь практический опыт:
подготовки рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения штукатурных и декоративных работ в соответствии с инструкциями и регламентами;
выполнения подготовительных работ, подготовке оснований и поверхностей под штукатурку, приготовлении штукатурных и декоративных растворов и смесей, выполнении оштукатуривания поверхностей различной степени сложности и их ремонт;
устройства наливных стяжек полов и оснований под полы;
устройства фасадных, теплоизоляционных, композиционных систем и их ремонт.
уметь:
организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, материалов для выполнения штукатурных и декоративных работ в соответствии с инструкциями и регламентами;
пользоваться установленной технической документацией;
выполнять подготовительные работы, осуществлять производство работ и ремонт штукатурных и декоративные покрытий, наливных стяжек полов и систем;
выполнять подготовительные работы, осуществлять производство работ и ремонт фасадных теплоизоляционных композиционных;
знать:
требования инструкций и регламентов к организации и подготовке рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения штукатурных и декоративных работ;
технологическую последовательность выполнения подготовки, производства работ и ремонта штукатурных и декоративных покрытий, наливных стяжек полов и систем фасадных теплоизоляционных композиционных;
Вид профессиональной деятельности: Выполнение малярных работ.
иметь практический опыт:
подготовке рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения малярных и декоративно-художественных работ в соответствии с инструкциями и регламентами;
выполнении подготовительных работ, грунтовании, шпаклевании и окраске поверхностей грунтовочными, шпаклевочными и малярными составами и декоративно-художественной отделки поверхностей и их ремонт;
оклейке поверхности различными материалами;
уметь:
организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения малярных и декоративно- художественных работ в соответствии с инструкциями и регламентами;
пользоваться установленной технической документацией;
- выполнять подготовительные работы, осуществлять производство работ по шаклеванию, окрашиванию поверхностей различными составами, оклеиванию поверхности различными материалами, выполнению декоративно-художественной отделки стен, потолков и других архитектурно-конструктивных элементов, выполнять их ремонт и восстановление;
знать:
требования инструкций и регламентов по организации и подготовке рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения малярных и декоративно- художественных работ;
технологическую последовательность выполнения подготовки и нанесения на поверхность и ремонта малярных и декоративных покрытий, декоративно-художественной отделки стен, потолков и других архитектурно-конструктивных элементов;
1.3. Количество часов на производственную практику:
Всего – 24 недели, 576 часа, в том числе:
В рамках освоения ПМ 01 Выполнение штукатурных и декоративных работ – 288 часа.
В рамках освоения ПМ 02 Выполнение малярных и декоративно-художественных работ – 288 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
Результатом производственной практики является освоение общих и профессиональных компетенций
Результатом учебной практики является освоение общих компетенций (ОК)
Код | Наименование результатов практики |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 7 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
профессиональных компетенций (ПК)
Вид профессиональной деятельности | Код | Наименование результатов практики |
Выполнение штукатурных работ | ПК 1.1. | Выполнять подготовительные работы, включающие в себя: организацию рабочего места, выбор инструментов, приспособлений, подбор и расчет материалов, приготовление растворов, необходимых для выполнения работ при производстве штукатурных и декоративных работ в соответствии с заданием и требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды. |
ПК 1.2. | Приготавливать обычные и декоративные штукатурные растворы и смеси в соответствии с установленной рецептурой, безопасными условиями труда и охраной окружающей среды. |
ПК 1.3. | Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности вручную и механизированным способом с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда. |
ПК 1.4. | Выполнять декоративную штукатурку на различных поверхностях и архитектурно-конструктивных элементах в соответствии с технологическим заданием и безопасными условиями труда. |
ПК 1.5. | Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда. |
ПК 1.6. | Устраивать наливные стяжки полов с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда. |
ПК 1.7. | Производить монтаж и ремонт фасадных, теплоизоляционных, композиционных систем с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда. |
Выполнение малярных работ | ПК 2.1. | Выполнять подготовительные работы при производстве малярных и декоративных работ в соответствии с заданием и требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды. |
ПК 2.2. | Приготавливать составы для малярных и декоративных работ по заданной рецептуре с соблюдением безопасных условий труда и охраны окружающей среды. |
ПК 2.3. | Выполнять грунтование и шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда. |
ПК 2.4. | Окрашивать поверхности различными малярными составами, используя необходимые инструменты, приспособления и оборудование, с соблюдением безопасных условий труда. |
ПК 2.5. | Оклеивать поверхности различными материалами с соблюдением требований технологического задания и безопасных условий труда. |
ПК 2.6. | Выполнять декоративно-художественную отделку стен, потолков и других архитектурно-конструктивных элементов различными способами с применением необходимых материалов, инструментов и оборудования с соблюдением безопасных условий труда. |
ПК 2.7. | Выполнять ремонт и восстановление малярных и декоративно- художественных отделок в соответствии с технологическим заданием и соблюдением безопасных условий труда. |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1.Тематический план
Коды профессиональных компетенций | Наименование профессиональных модулей | Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах) | Сроки проведения |
ПК 1.1 - ПК 1.7. | ПМ.01 Выполнение штукатурных и декоративных работ | 8/288 | В соответствии с учебным планом |
ПК 2.1.-ПК 2.7. | ПМ.02 Выполнение малярных и декоративно-художественных работ | 8/288 | В соответствии с учебным планом |
| Итого: | 16/576 | |
3.2.Содержание практики
Наименование профессионального модуля | Наименование ПК | Виды работ | Объем часов |
ПМ.01 Выполнение штукатурных и декоративных работ | ПК 1.1. – ПК 1.7. | | 288 |
| ПК 1.1. | Содержание учебного материала | |
Тема 1: Соблюдение требований техники безопасности и охраны труда | 6 |
Инструктаж по ОТ и ТБ | 6 |
| ПК 1.1. | Тема 2: Выполнение подготовительных работ при производстве штукатурных работ | 18 |
Провешивание и подготовка кирпичных поверхностей к оштукатуриванию. | 6 |
Подготовка деревянных поверхностей к оштукатуриванию. | 6 |
Подготовка бетонных поверхностей к оштукатуриванию. | 6 |
| ПК 1.2.- 1.3., 1.5. | Тема 3: Выполнение оштукатуривания поверхностей различной степени сложности | 60 |
Приготовление глиняного и известкового растворов. Приготовление цементного раствора по заданному составу. Приготовление растворов из сухих строительных смесей. | 6 |
Приготовление декоративных и специальных растворов. | 6 |
Оштукатуривание поверхностей: нанесение и разравнивание растворов, затирка штукатурки различными инструментами. | 6 |
Оштукатуривание углов. | 6 |
Заделка потолочных рустов. | 6 |
Выполнение простой штукатурки различных поверхностей. | 6 |
Оштукатуривание железобетонных поверхностей. | 6 |
Выполнение простой и улучшенной штукатурки прямолинейных поверхностей стен и потолков. | 6 |
Провешивание поверхностей под высококачественное оштукатуривание. Установка маяков. | 6 |
Подготовка поверхностей перед нанесением сухих смесей. Приемы работы с гипсовыми и цементными сухими смесями; технология нанесение гипсовых шпатлёвок. | 6 |
| ПК 1.3. | Тема 4: Выполнение отделки оштукатуренных поверхностей | 24 |
Отделка оконных и дверных откосов штукатурными растворами, сборными элементами. | 6 |
Отделка плоских поверхностей штукатурными растворами, сборными элементами. | 6 |
Виды тяг и их профили. Устройство шаблонов для вытягивания тяг. Сборка шаблонов по чертежам. Вытягивание тяг постоянного сечения различными видами растворов на прямолинейных поверхностях с разделкой углов. Вытягивание падуг. | 12 |
| ПК 1.4. | Тема 5: Выполнение различных видов декоративных штукатурок | 24 |
Разметки и разбивка поверхностей фасада. Выполнение декоративной штукатурки сграффито. | 12 |
Выполнение декоративной штукатурки Короед | 12 |
| ПК 1.6. | Тема 6: Подготовка площадки для проведения работ по устройству наливных стяжек пола | 12 |
Подготовка поверхностей. Устройство маяков. | 12 |
| ПК 1.6. | Тема 7: Подготовка поверхностей: нивелирование, установка маяков, укладка теплоизоляционных и разделительных слоев | 30 |
Подготовка поверхностей: нивелирование, установка маяков, укладка теплоизоляционных и разделительных слоев. | 30 |
| ПК 1.6. | Тема 8: Устройство наливных стяжек пола | 30 |
Выполнение выравнивающей стяжки. | 12 |
| | Выполнение выравнивающей стяжки. | 6 |
Нанесение, разравнивание наливного пола. | 12 |
| ПК 1.7. | Тема 9: Выполнение подготовительных работ при монтаже СФТК (подготовка поверхности, материалов, инструментов, установка лесов) | 18 |
Установка каркаса. | 24 |
| ПК 1.7. | Тема 10: Выполнение теплоизоляционного слоя | 24 |
Крепление систем фасадных теплоизоляционных композиционных систем. | 24 |
| ПК 1.7. | Тема 11: Выполнение базового и декоративного слоя СФТК | 24 |
Выполнение базового и декоративного слоя СФТК | 24 |
| ПК 1.7. | Тема 12: Выполнение ремонта СФТК | 12 |
Выполнение ремонта СФТК. | 12 |
| | Тема 13: Дифференцированный зачет | 6 |
ПМ 02 Выполнение малярных и декоративно-художественных работ | ПМ.2.1-ПМ.2.7. | | 288 |
| ПК 2.1. | Тема 1: Инструктаж по ОТ | 6 |
Инструктаж по ОТ и знакомство с предприятием. | 6 |
| ПК 2.1. | Тема 2: Выполнение подготовительных работ при производстве малярных и декоративно художественных работ | 72 |
Подготовка поверхностей под окрашивание и оклеивание, расшивки трещин, вырезки сучьев и засмолов. | 12 |
Нанесения шпатлевочных составов на поверхность вручную и механизировано. | 48 |
Способы и правила нанесения грунтовок и основные требования, предъявляемые к качеству грунтования. | 6 |
Подготовка красочных составов к работе. | 6 |
| ПК 2.2.-2.4. | Тема 3: Производство малярных работ | 72 |
Окраски поверхностей неводными составами, техника растушевки, флейцевания и торцевания красочной пленки. | 24 |
Дефекты, возникающие при окраске неводными составами, их устранение. | 6 |
Способы и правила подготовки фасадов под окрашивание, окрашивание фасада специальными материалами. | 6 |
Окраски поверхностей водными составами, техника растушевки, флейцевания и торцевания красочной пленки. | 30 |
Определения дефектов и повреждений поверхностей, подлежащих ремонту. Дефекты фасадных окрасок их причины и способы устранения. Основные требования, предъявляемые к качеству. | 6 |
| ПК 2.5. | Тема 4: Производство обойных работ | 66 |
Подготовка поверхностей к оклеиванию обоями. Организация рабочего места, ТБ. | 6 |
Оклеивание поверхностей легкими обоями. | 36 |
Оклеивание поверхностей тяжелыми обоями. | 18 |
Дефекты, возникающие при оклеивании обоями, причины, способы их устранения. | 6 |
| ПК 2.6.-2.7. | Тема 5: Декоративно-художественная отделка поверхностей | 66 |
Подготовка поверхностей под декоративную отделку. ТБ при выполнении различных видов декоративно-художественных отделок. | 6 |
Вытягивания филенок с подтушевкой. | 6 |
Копирование и вырезание трафаретов, т/б, правила пользования инструментом для копирования и вырезания трафаретов. Подборка и составления трафаретов, приемы отделки поверхности по трафарету. | 6 |
Окрашивание поверхностей в два и более тона. | 6 |
Виды росписей и шрифтов, приемы их выполнения. | 6 |
Покрытие поверхностей под ценные породы дерева и камня. | 6 |
Формирование рельефа и фактурное окрашивание. | 6 |
Выполнение декоративного лакирования поверхностей. | 6 |
Выполнение бронзирования, золочения и серебрения поверхностей. | 6 |
Выполнение аэрографической отделки. | 6 |
Определение дефектов и повреждений и способы их устранения. | 6 |
| | Тема 6: Дифференцированный зачет | 6 |
| | Всего по модулю | 288 ч |
4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики:
Государственный стандарт СПО по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;
Рабочая программа производственной практики;
Перечень заданий для проведения дифференцированного зачета по производственной практике;
Перечень заданий для проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;
Наряд-задания для выполнения квалификационной пробной работы (для проведения государственной итоговой аттестации).
Журнал регистрации инструктажей по ТБ.
4.2. Требования к материально-техническому обеспечению:
Реализация программы производственной практики предполагает наличие:
Производственная практика проходит в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса и запросами (заявками) работодателей, а также с учетом потребностей рынка труда. Обязательным условием допуска к производственной практике является освоение умений, приобретение практического опыта во время прохождения учебной практики в рамках профессиональных модулей и учебных дисциплин. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих.
4.3. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Основы технологии отделочных строительных работ : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /И.В.Петрова.-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.-112 с., [16] с. цв. ил.;
Основы материаловедения. Отделочные работы: Учебник для студентов сред. проф. образования/ [ И.В. Баландина, Б,А.Ефимов. Н.А. Сканави и др. ] .- 8 изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2019.-304 с.-;
Строительные материалы и изделия: учебник для студентов сред. проф. образования/ Ю.Г. Барабанщиков.- 7 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.-416 с.-;
Материаловедение ( сухое строительство): учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ Е.В. Парикова, Г.Н. Фомичёва .М.: Издательский центр «Академия», 2019.-144 с
Охрана труда в строительстве: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ О.Н. Куликов, Е.И. Ролин.- 11 изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.-416 с.-;
Выполнение штукатурных и декоративных работ: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ Г.Г. Черноус- 4 изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2020.-240 с.-;
Технология малярных работ: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ Е.П. Прекрасная.- 3 изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2019.-320 с.
Дополнительные источники:
Завражин Н.Н «Отделочные работы», М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 420с.
Ивлев А.А., Кальгин А.А., «Отделочные строительные работы», М.: ПрофОблИздат 2012 – 448с.
Петрова И.В. «Общая технология отделочных строительных работ», М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 192с.
Журавлев И.П., «Штукатур», Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2012 – 320с.
Мороз Л.Н., «Маляр»: Технология и организация работ: учебное пособие», Ростов н/Д.: «Феникс», 2011 – 341с.
СНиП 3.04.01._М.Стройиздат.,2007
Интернет-ресурсы:
1. Электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. info.
2. Онлайн библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа http:// net
4.4. Требования к руководителям практики от ОУ и организации.
Руководителями производственной практики от образовательного учреждения являются мастера производственного обучения – высококвалифицированные работники-наставники. Мастера производственного обучения, наставники (высококвалифицированные работники) осуществляющие руководство производственной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС СПО, высшее или среднее профессиональное образование.
Реализация программы производственной практики обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в ФГОС СПО по профессии 08.01.25 мастер отделочных строительных и декоративных работ.(имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет). Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы производственной практики, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности
Производственные мастерские, участки для проведения производственной практики учащихся должны быть организованы в соответствии с безопасными условиями прохождения практики обучающимися, отвечать правилам и нормам охраны труда. Мастер производственного обучения должен проводить инструктажи по ознакомлению с требованиями охраны труда и технике безопасности, пожарной безопасности, а также знакомить учащихся с правилами внутреннего трудового распорядка организации.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется руководителем практики в процессе ее проведения, самостоятельного выполнения учащимися производственных заданий.
По окончании производственной практики проводится дифференцированный зачет в форме выполнения компетентностно-ориентированного задания по освоенным профессиональным модулям. Дифференцированный зачет проводится в последний день производственной практики. Для его проведения учащийся должен подготовить и подписать руководителем практики дневник производственной практики, представить характеристику, подписанную руководителем практики (организации), аттестационный лист по производственной практике.