СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Психокоррекционные занятия" в 4 классе ЗПР

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для обучающихся с ЗПР в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Психокоррекционные занятия" в 4 классе ЗПР»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Психокоррекционные занятия»

для учащихся с ЗПР 4 класса

Пояснительная записка

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Представленная рабочая программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР особых образовательных потребностей данной группы обучающихся, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2.

Программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ЗПР, от 19.12.2014 года № 1598.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с ЗПР, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 г., зарегистрированными в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный номер 19993.

  • Учебный план БОУ «Школа-интернат основного общего образования №2» на 2020-2021 учебный год,

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа БОУ «Школа-интернат основного общего образования №2» на 2020-2021 учебный год.

Работа по данной программе проводится в рамках часов внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.

Общая цель психокоррекционных занятий все годы обучения в начальном звене соответствует приведенной в примерной адаптированной образовательной программе (АООП).

Цель программы: обеспечить коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения, способствуя формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи реализации программы:

1) формирование учебной мотивации;

2) стимуляция и развитие сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

3) гармонизация психоэмоционального состояния;

4) формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе;

5) развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;

6) развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

7) формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе);

8) повышение социального статуса ребенка в коллективе;

9) формирование и развитие навыков социального поведения.

Содержание

Программа курса составлена по модульному принципу. Наименования модулей сохраняются с 1 класса и соответствуют разделам, обозначенным во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.

Важнейшее значение для выбора содержания различных модулей имели труды психологов, непосредственно работающих по проблеме психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова, Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их коррекционно-развивающие программы включены в курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» с учетом возможностей групповой формы работы, требований АООП к организации учебного процесса.

В некоторые разделы включены материалы из опубликованных методических работ известных детских психологов (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Г.М. Бреслав, В.В. Брофман, Е.О. Смирнова и др.). Представленный в них теоретически обоснованный опыт коррекции недостатков познавательного, эмоционального и личностного развития младших школьников адаптирован в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР.

Занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования

Итак, структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для обучающихся с ЗПР характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что обучающиеся с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у обучающихся ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е. поверхностная чувствительность) — чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложнокоординированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. В чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто зрительным. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на кинестетической основе. И. П. Павлов назвал кинестетические восприятия работой двигательного анализатора. Для обеспечения точности движений необходимо осуществлять анализ того сопротивления окружающих предметов, которое должно быть преодолено тем или иным мышечным усилием.

Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, координационно-моторных факторов. Умение сосредоточивать внимание, мобилизовывать сенсорно-двигательную память, сформированные зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации также служат основой формирования познавательной деятельности обучающегося. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний обучающихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития.

С учетом особенностей психофизиологического развития обучающихся с ЗПР становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие обучающиеся затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.

Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы

Особую трудность вызывает у обучающихся конструктивная деятельность в силу недостаточной сформированности аналитико-синтетической деятельности, образного мышления. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности обучающихся, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия обучающихся с ЗПР, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.

Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у обучающихся с ЗПР не могут дать полные представления об исследуемом объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта.

Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с нормальным развитием. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Состояние слухового восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.

Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для обучающихся.

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах.

Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. Особенно значим данный фактор при понимании отношений сравнений, сложных логических конструкций, пространственном анализе и синтезе информации от органов чувств различной модальности. В процессе формирования пространственных представлений единство всех признаков у обучающихся устанавливается не сразу, а постепенно, через движения тела, конечностей, повороты головы, глаз и т. д., при условии словесного опосредования деятельности. Таким образом, только совокупность кинетических и кинестетических ощущений, единство визуального и слухового восприятия при соответствующем уровне развития аналитико-синтетического мышления способствуют формированию у обучающегося целостного пространственного образа.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у обучающихся временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для обучающихся с ЗПР, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у обучающихся представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности.

Тем не менее важна данная работы: от умения ориентироваться во времени зависит осознание обучающегося режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение определенного временного промежутка, дальнейшая социальная адаптация.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию обучающегося (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся с ЗПР недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в начальной школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся. Например, у одних обучающихся больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения в ориентировке в пространстве. Есть обучающиеся с расторможенным поведением; им трудно сосредоточиться, приложить длительные усилия, достичь результата в деятельности. Коррекционная поддержка и разнообразные виды помощи особенно нужны тем обучающимся, которые с трудом усваивают программный материал по математике, русскому языку, труду.

Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития обучающихся. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Немаловажным фактором успешной реализации программы является профессиональная компетентность педагога. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать полное описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

Формы организации учебного процесса. Работа по данной программе предусматривает проведение коррекционных групповых или индивидуальных занятий во второй половине дня. Основными формами организации работы с детьми являются игры и упражнения. Эти виды деятельности в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР создают наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. Групповую психокоррекцию рекомендуется проводить в малых группах (3-5 человек). Продолжительность коррекционных занятий 30-40 минут. Количество учебных часов, предусмотренных годовым учебным планом - 68 часов (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения программы

Метапредметные результаты:

1. Самостоятельность в выполнении учебных заданий и поручений.

2. Положительное отношение к окружающей действительности.

3. Умение вступать в контакт и работать в коллективе.

4. Способность использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

5. Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

6. Способность сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Личностные результаты:

1. Развитие самоуважения.

2. Развитие фантазии и самовыражения.

3. Развитие положительного образа «Я».

4. Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости.

5. Повышение самооценки.

6. Развитие рефлексии своего «неадекватного» поведения.

7. Преодоление страхов.

8. Формирование доверия к окружающим.

9. Активизация доброжелательного отношения к окружающим.

10. Развитие умения сотрудничать.

11. Развитие самоконтроля.

12. Формирование способности воспринимать, и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.

13. Осознание своих прав и обязанностей.

Предметные результаты:

1. Развитие ощущений и восприятий. Учащиеся четвертого класса расширяют и закрепляют умения и навыки, полученные в 1-3-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):

  • анализ конкретного предмета;

  • система анализа конкретных предметов, сделанных человеком;

  • анализ предметов природного мира;

  • должны знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;

  • должны определять время по часам;

  • должны знать названия месяцев и их последовательность;

  • должны ориентироваться во времени (прошедшее, будущее).

2. Развитие памяти. Учащиеся 4-го класса должны:

  • запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;

  • выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец), удерживаемой в памяти (5-7 позиций);

  • удерживать в памяти 10 слов, предметов, цветов, событий и воспроизводить их спустя 30-40 минут;

  • воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;

  • придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;

  • играть в 3-5 игр по теме.

3. Развитие мышления. У учащихся четвертого класса развиваются такие черты мышления, как:

  • критичность;

  • основы логического познания;

  • решение творческих задач разного типа.

4. Развитие внимания. Учащиеся 4-го класса должны:

  • уметь концентрироваться на учебном задании;

  • уметь поддерживать внимание при необходимости выполнения задания до логического конца;

  • уметь переключать внимание с одного объекта на другой по инструкции педагога и т.д.;

  • удерживать внимание на 3-5 объектах одновременно, при выполнении учебной задачи.

Развитие произвольного внимания у учащихся с ЗПР следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности, проявляется внутри таких процессов, как восприятие, воображение, мышление. Для осуществления успешной коррекционной работы необходимо развивать такие свойства внимания, как объем, концентрацию, распределение, переключение, устойчивость при постановке и решении посильных задач.

5. Развитие воображения. Учащиеся 4-го класса должны:

- уметь видеть объект в многообразии его признаков;

- уметь рассматривать и анализировать объект с нескольких точек зрения;

- уметь сопоставлять предмет и явления, устанавливать их сходства и различия.


6. Развитие моторики. Учащиеся 4-го класса должны:

- целенаправленно выполнять действия и движения по инструкции педагога;

- согласованно выполнять действия и движения разных частей тела;

- координировать движения рук и пальцев;

- удерживать письменные принадлежности;

- координировать движения рук и глаз;

- обводить, штриховать по трафарету;

- выполнять аппликации, сгибать бумагу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!