Пояснительная записка |
Цель программы | Способствовать успешной социально-психологической адаптации учащихся к условиям обучения в санаторной школе – интернат. |
Задачи программы | Формирование положительного отношения к правилам поведения в интернате в учебное и внеурочное время; Расширение и обогащение коммуникативных навыков для позитивного общения и взаимодействия с окружающими; Создание условий для сплочения классного коллектива; Развитие внимательного отношения к окружающим людям, формирование умения учитывать интересы других, развитие эмпатии; Формирование навыков рефлексивного мышления. |
Адресат | Учащиеся начальных классов ГОУ РК «Санаторная школа – интернат № 4» г.Ухты. |
Использованные источники литературы | Данная программа была составлена на основе материалов Программы Силиной О. «Путешествие в страну Понимания» (Школьный психолог, 2007, № 16), Программы Пилипко Н.В. «Здравствуй, школа!» (Издательство «Генезис»), Программы Хулаевой О. «Хочу быть успешным» (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5), Программы Никушиной Н. «Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и школьного возраста» (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Выпуск 1). |
Форма проведения | - групповые занятия с элементами тренинга. |
Продолжительность занятия | - 40 минут с периодичностью 1 раз в неделю в течение первой учебной четверти. |
Структура занятий | - разминка, направленная на включение детей в тренинговый процесс; - работа со сказкой, выполнение упражнений, нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы; - обсуждение после каждого упражнения с целью развития рефлексии у детей; - ритуал завершения занятия, целью которого являлось создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком; - получение учащимися домашнего задания (по теме проведенного занятия); - проведение сеанса релаксации. |
Методы работы на занятиях | - элементы сказкотерапии и арт-терапии, ролевые игры, групповая дискуссия, релаксационные техники. |
Тематический план, краткое описание занятий |
Занятие № 1 «Зачем человеку правила?» | Цель: Знакомство учащихся с основными правилами поведения в школе. Задачи: Дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях; Разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Знаки, демонстрирующие основные правила школьной жизни. 3.Работа со сказкой «Урок в лесной школе». Обсуждение - какие правила поведения были нарушены лесными школьниками. 4.Рисование детьми собственных знаков (знаки запрещающие), обсуждение. 5. Д/З – нарисовать разрешающие знаки. 6.Прощание – «Скажи доброе слово» + сеанс релаксации. |
Занятие № 2 «Нужны ли нам правила?» | Цель: Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников. Задачи: Разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями. Создание положительной мотивации соблюдения различных правил поведения, устанавливаемых в школе. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Обсуждение Д/З. 3.Работа со сказкой «Трумбик в школе». Обсуждение - какие правила поведения необходимы школьникам. Что было бы со школой, если бы в ней не было правил? 4.Упражнение «Самое главное правило». Привести к выводу, что все правила нужны. 5.Рисование детьми школы с правилами и без, обсуждение. 6.Д/З – пронаблюдать за своим поведением и определить, как часто нарушаются правила поведения. 7.Прощание – «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации. |
Занятие № 3 «Называй меня ласково» | Цель: Развитие внимательного, чуткого отношения к окружающим людям. Задачи: Создание положительного эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы в классном коллективе; Способствовать формированию чувств уважения, дружелюбия, принятия, эмпатии друг к другу. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Обсуждение Д/З. 3.Упражнение «Мое ласковое имя». 4.Составление «Ромашки ласковых имен», «Поляны ласковых имен» или «Дерева дружбы», на лепестках которых пишутся ласковые имена ребят. 5.Д/З – постараться всю неделю общаться с ребятами при помощи ласковых слов. 6.Прощание – «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации. |
Занятие № 4 «Делаем вместе» | Цель: знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества. Задачи: Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве; Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Обсуждение Д/З. 3.Упражнение «Варежки», «Перчатки» (Имея на двоих один набор карандашей, необходимо разукрасить одинаково варежки (перчатки), заранее договорившись). Обсуждение действий и результатов. 4.Упражнение «Рисуем вместе» (Пары ребят рисуют на заданную тему, держась за один карандаш). Обсуждение действий и достигнутого результата. 5.Ознакомление с правилами работы в группе, паре. 6.Д/З - во время групповой работы использовать предложенные правила. 7.Прощание – «Подари подарок» (Пантомима) + сеанс релаксации. |
Занятие № 5 «Испытания» | Цель: Создание условий для сплочения классного коллектива, развития навыков сотрудничества. Задачи: Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков сотрудничества; Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Обсуждение Д/З. 3.Упражнение «Ботинки» (Держась за руки и, не расцепляя их, всем участникам необходимо надеть свою обувь). Упражнение повторяется до положительного результата. Обсуждение действий и достигнутого результата. 4.Упражнение «Плот» (Группа ребят должна спастись от кораблекрушения на плоту, который постепенно уменьшается). Обсуждение действий и достигнутого результата. 5.Прощание – «Скажи доброе пожелание на неделю» + сеанс релаксации. |
Занятие № 6 «Наш дружный класс» | Цель: Создание условий для сплочения классного коллектива, развития навыков сотрудничества. Задачи: Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков сотрудничества; Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся. Ход занятия: 1.Разминка. 2.Упражнение «Сходства и различия» (По заданным формам ребята находят друг у друга сходства и различия). 3.Упражнение «Паутина» (Клубок ниток распутывается от одного ученика к другому, каждый по очереди рассказывает о своих интересах. Закручивая нить обратно в клубок, ребята воспроизводят услышанное). Обсуждение действий и достигнутого результата. 4.Совместный рисунок ребят – «Наш дружный класс». 5.Подведение итогов занятий. 6.Прощание – «Скажи комплимент» + сеанс релаксации. |