СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологического сопровождения детей 13-16 лет по коррекции и развитию познавательной сферы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на оказание психолого-педагогической помощи старшим подросткам по развитию познавательной, интеллектуальной сферы, а также  логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического сопровождения детей 13-16 лет по коррекции и развитию познавательной сферы»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

имени Героя Российской Федерации И.В. Коробова г. Вязьмы Смоленской области




Программа психологического сопровождения


детей 13-16 лет по коррекции и развитию


познавательной сферы





















2022год


Разработчик программы

Орлова Олеся Владимировна





Пояснительная записка

Комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися начального образования являются:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Министерство просвещения Российской Федерации Распоряжение от 28 декабря 2020 г. N р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ( ред. 10.06.2019 №286);

-СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.201528.09.2020);

-СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);

-Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 г.)

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";



Актуальность программы


При исследовании особенностей развития познавательной сферы у детей данной категории выявлены следующие проблемы:

Отсутствие интереса к занятиям продуктивной деятельностью. В свободное время дети не рисуют, не лепят, не поддерживают инициативу воспитателей смастерить какую-либо поделку, оформить что-либо к празднику и т.д.

Отсутствие социально направленной инициативы. Круг собственных интересов детей часто ограничивается потребностями физиологического уровня. В ситуации общения со взрослым преобладают защитные психические реакции: избегание, протесты, ложь, неподчинение.

Познавательный интерес не выражен.

Мотивационный компонент познавательной деятельности не сформирован, что выражается в негативном отношении к школе.

Произвольность в процессе учебной деятельности носит характер «из-под палки».

Вывод: уровень развития познавательной активности у детей крайне низкий. Мотивация учения у них отсутствует и поэтому не может детерминировать развитие учебной деятельности как ведущей в данном возрасте.

Интеллектуальный процесс  –  это сложный процесс, который  тесным образом переплетается с речевым развитием. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребёнок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание. В школе от обучающихся требуется не только осмыслить, усвоить научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на оказание психолого-педагогической помощи старшим подросткам по развитию познавательной, интеллектуальной сферы, а также  логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид мыслительной деятельности сменяет другой, позволяет  минимизировать утомляемость. Создаётся условие для развития познавательного интереса, формирование стремления к размышлению и поиску нового, а также происходит развитие форм самосознания, самоконтроля, снижается боязнь сделать ошибочный шаг. Занятия включают логически-поисковые задания, которые направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление), а также умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить предположения, проверять их, делать выводы.

  Программа строится на основе следующих принципов:

- учёта возрастно-психологических особенностей;

- активности, самостоятельности;

- мягкого соревнования;

- безоценочной деятельности.

Цели:

- сформировать позитивное настроение к познавательной деятельности;

- развивать мотивацию к обучению;

- создать условия для развития мыслительных операций;

- сформировать способности в преодолении стереотипов и шаблонов мышления. 

Задачи:

1. Развивать  интеллектуальные  качества, входящие  в состав креативности:  беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения,  умения находить неожиданные ассоциации.

2. Развивать  мыслительную деятельность: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное, доказывать или опровергать выводы.

3. Развивать память, внимание, восприятие, воображение.

4.  Создать условия для  изложения своих мыслей.

Предмет – трудности в решении интеллектуальных задач.

         Объект – старшие подростки 13-16 лет.

         Ожидаемые результаты:

- развитие интеллектуальных способностей;

- развитие логического мышления и нестандартных методов к подходов к решению задач;

- развитие познавательных психических процессов.

Категория участников: тренинг рассчитан на подростков, возраст участников 13-18 лет.

Состав групп: оптимальная численность 10-15 человек; группы должны комплектоваться на добровольной основе; допустимо включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.

Место проведения: зал для проведения тренингов, учебная аудитория.

Продолжительность программы - 10 занятий, каждый день по одному занятию.

Время проведения – 45-60 мин.

Программа состоит из трёх этапов: подготовительный, основной, завершающий.

Подготовительный этап: диагностика интеллектуальных способностей у подростков (7,8 класса)

1. Методика «Интеллектуальная лабильность» (модификация Костроминой С.Н.)

Основной этап: организация и реализация комплекса мер, способствующих развитию интеллекта и логического мышления у старшеклассников.

Завершающий этап: подведение итогов, рефлексия.

Форма проведения: групповые занятия. Каждое занятие состоит из трёх частей:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Рефлексия.

 Вводная часть и рефлексия обычно занимают примерно по 15 минут от всего времени занятия.

 В ка­честве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, расслабиться. Снять эмоциональное напряжение и спокойно настроиться на дальнейшую работу.

        Критерием отбора в коррекционную группу являются показатели        психодиагностического обследования. На основе результатов диагностики формируются коррекционные группы.

        Результатом эффективности программы будет высокий уровень интеллекта у подростков. Критерием эффективности проведённой коррекционной работы является – выполнение диагностических заданий не ниже среднего уровня. По окончании программы коррекционных занятий проводится повторная диагностика для определения уровня интеллекта.

Сценарий тренинга на развитие интеллекта у подростков

ЗАНЯТИЕ №1

Ритуал приветствия. Старшеклассники приветствуют друг друга фразой: «Помнишь как мы с тобой…». Вспоминая при этом смешные истории. Каждому ученику даётся 3 мин. на краткий рассказ.

Мини-лекция «Интеллектуальные способности»

Упражнение 1. «Партия в шахматы»

Материал: шахматные доски и фигуры на каждой парте, рассчитанные на 2 человека.

Цель: Занятие посвящено умению играть и выигрывать в шахматы.   

         Перед началом игры психолог рассказывает ученикам, что человек, который считает себя интеллигентом должен уметь играть в шахматы, т.к. игра в шахматы развивает интеллектуальные способности и повышает мыслительную деятельность мозга.

Раздать детям шахматные доски на двоих и рассказать как двигаются фигуры на шахматном поле. Тем ученикам, которые уже умеют играть в шахматы предложить сыграть партию с соседом по парте.

Рефлексия.

Ребята рассказывают, на каком ходу им поставили шах или мат. Может ли быть интеллигент высокого уровня без интеллекта

ЗАНЯТИЕ №2

Разминка. Упражнение «Котёнок на ладони»

         Сейчас мы с вами проведём разминку. Представьте, что у вас на ладони вытянутой левой руки сидит маленький котёнок. Мысленно дайте ему пройти, своими мягкими лапками к локтевому сгибу и в плечо, затем на спину. Дайте котёнку походить по вашей спине. Затем разрешите ему спуститься по правой руке  на пол.

Цель: формирование интеллектуальных умений.

Материал: ручка, бланки с кроссвордами.

Упражнение 1. «Кроссворд»

Раздать каждому или на двоих один кроссворд. Предложить разгадать его на скорость. Кроссворд можно заменить ребусом, сканвордом и т.д. Разгадывать кроссворд можно каждому индивидуально или всей группой, который вывешен на доске.(кроссворд психолог подбирает на своё усмотрение)

Рефлексия.

Какой вопрос был сложнее?

 

ЗАНЯТИЕ №3

Цельразвитие лингвистических способностей.

Материал: отрывки из художественных произведений, ручки, тетрадные листы бумаги.

Разминка: Включить спокойную музыку и предложить ученикам представить как они дотрагиваются до облака, тумана, звёзд, луны, лучей солнца, радуги.

Упражнение 1. «Рерайт текста»    

         Подросткам раздаётся текст и предлагается его изменить настолько чтобы он не был похож на оригинал, при этом смысл текста должен остаться тем же. (текст на усмотрение психолога)

Упражнение 2. «Четыре слова» (моя модификация по Самоукина Н.В.)

         Школьникам предлагается 4 слова: медвежонок, дети, игрушка, лес. Из этих слов надо составить предложение. На каждый вариант дети, по очереди придумывают новые предложения. Потом объединяют все варианты и составляют мини-рассказ, который должен соответствовать общему замыслу рассказа.

Например: можно придумать такой рассказ. Экскурсия из детей старшей группы детского сада, гуляла по лесу. Где была потеряна игрушка. За ними шла медведица с медвежатами и нашла игрушечного медвежонка. Дети играли на берегу ручья и уронили медвежонка в ручей, при этом у него оторвалась лапа и т.д.

Рефлексия.

Школьники рассаживаются на стульях и рассказывают, что им было интересно, что понравилось во время упражнений.

         Психолог после ритуала обратной связи предлагает ученикам записать тот результат или оценку, которую они хотели бы поставить за занятие.

ЗАНЯТИЕ №4

Цель: развитие навыков логического мышления.

Материал: ручки, тетрадь с листами на каждого ученика.

Разминка. Включаем медитативную релаксационную музыку. Затем предлагаем участникам нарисовать услышанную музыку.

Упражнение 1. «Следственное событие» (моя модификация по Агафонова И.)

Психолог: Запишите в тетрадке возможные следственные события:

1.     Война –

2.     Перелом –

3.     Землетрясение –

4.     Салют –

5.     Ливень –

6.     Дружба –

7.     Недоедание –

8.     Эпидемия –

9.     Деньги –

10. Обучение кого-то –

Например: война – похороны, перелом – гипс или больница и т.д.

В конце упражнения идёт обсуждение ответов.

Упражнение 2. «Ассоциации» (моя модификация по Акимова М.К.,

 Козлова В.Т.)

         Психолог называет слово, учащиеся подбирают к нему прилагательное и глагол. Упражнение можно проводить в групповой форме, вместе со всеми.

1.            Ручка –                                                        2. Разлука –

3.            Трава –                                                   4. Часы –

5.Лекарство -                                              6. Окно –

7.Режим -                                                     8. Хлеб –

9. Урок -                                                      10. Обувь-

11. Музыка -                                               12. Школа –

13. Клубника -                                           14. Закон –

15. Драма -                                                 16. Искусство –

17. Сделка -                                                18. Чашка –

19. Волосы -                                               20. Снег –

21. Аксиома -                                             22. Ложь –

23. Песня -                                                  24. Огонь –

25. Картина -                                            26. Журавль –

27. Повесть -                                              28. Доска –

29. Ландыш -                                             30. Расстояния –

31. Судьба -                                               32. Психология –

33. Учитель -                                             34. Дом –

35. Зубы -                                                   36. Поступок –

37. Состояние -                                          38. Настроение –

39. Оценка -                                               40. Погода –

41. Нежность -                                           42. Магазин –

43. Сон -                                                     44. Желание –

45. Дом -                                                     46. Необходимость –

47. Золото -                                                 48. Ложка –

49. Конфета -                                               50. Птенчик –

Например: ручка- чёрная, разлука – долгая, тревога – сильная и т.д.

Рефлексия.

         Учащиеся садятся в круг и поочерёдно высказывают свой мнение о том, что понравилось, что не понравилось, что они хотели бы изменить. Замечания и претензии говорят по желанию.

 

ЗАНЯТИЕ №5

Разминка. Представьте, что у вас в правой руке 1-2 шт. киви, а в левой руке плод хурмы или мандарина. Вам надо сделать цитрусовое пюре на торт. Вы напрягаете кисти рук и выдавливаете сок из цитрусовых. Потом медленно  расслабляете кулак.  Для реальности  ощущений в руке можно сжимать мягкую игрушку или кистевой эспандер.

Цель: формирование мыслительных действий и умений.

Материал: ручки, тетрадные листки.

Упражнение 1. «Кто быстрее»

Зачитывается задание. Отвечает тот, кто первый написал все ответы.

1.            Напишите согласные буквы своего имени и отчества, гласные буквы имени и фамилии. Закончите писать ответы и поднимите руки.

2.     Напишите растения, которые начинаются на выбранные согласные и гласные буквы.

3.     Зачеркните цифры которые делятся на 3 (без остатка).

8,10,3,0,13,100,33,113,90,87,75,64,52,41,20,19,1,105,66,77,54,40,30,96,120.

4.     Назовите полудрагоценные и драгоценные камни в названиях у которых первая буква находится в слове АСТРОНАВТ. Например: агат, сердолик и т.д.

5.     Разделите  14:2+1X10+40+(3 X3) + 11:6 = ?

6.     Каждая буква обозначает первую букву цифры. Напишите внизу под каждой буквой цифру:

Д, ДО, С, Ч, В, Ш1, ПД, ВТ, ТТ, СП, Н, ПС

9   10    7  4   8   61    59   83   33   75    0   57   (ответ)

 

Притча «Когда отдаёшь знания»

      Учитель состарился, но продолжал учить детей. 

-           Дедушка, почему ты всю жизнь работал, а ничего не заработал? -
спросил однажды старого учителя его внук.

-Люди мало платили мне. Одни родители не хотели платить, а другие
не могли заплатить, но я всё равно учил их детей, - объяснил дед.

-           Зачем ты это делал, дедушка?! - удивился внук. - Ты самый мудрый
человек из всех. Ты столько всего знаешь!

-           Да, я скопил за свою жизнь немало знаний. Если ты отдаешь деньги,
они уменьшаются, а если отдаешь знания - они прибавляются. Моё богатство - это знания, с улыбкой объяснил старый учитель.

Рефлексия.

Поменялось ли ваше настроение во время выполнения упражнения?

Какое значение вы придаёте этому переживанию?

Что бы могли предпринять, чтобы изменить его?

 

ЗАНЯТИЕ №6

Разминка: самоприказ -  Мягкий и пушистый пух,

                                        Пушистый, пушистый свитер из ангоры,

                                        Мягкий ангорский мех ласкает меня.

Образная развёртка: представьте себе прикосновение пушистого свитера из ангорского меха к вашему телу; освещение – в тёплых жёлто-оранжевом тоне или светло-зелёном, голубом.  Вы одеваете «ангорку» на себя и ощущаете ласковое прикосновение пуха по рукам, ногам, спине, животу. Как будто  о вас трётся пушистая кошечка. Получаете эмоции комфорта и уюта.

Упражнение 1.

К следующим словам подбери понятия, которые находятся с ними в отношении последовательности:

                         (ответ)

1.     15ч.17 мин. – 15часов 18 минут.

2.     2016г.          - 2017 год

3.     Детский сад – школа

4.     Правонарушение – следствие

5.     Лето–осень

6.     Старость – смерть

7.     3 см – 3 сантиметра 1 миллиметр

Упражнение 2.  (моя модификация по Ржичан П.)                 



 

?



 

?




 

?



 

?





 

?





 

?

★☆

☆☆

☆☆

 

☆★

 

?

 



 

?





 

?


  #           +

+

        #  

 #

+

?

             #            +

 

Рефлексия.

Над каким заданием вам пришлось потратить больше времени? К какому выводу вы пришли?

ЗАНЯТИЕ №7

Разминка: покатать в ладонях грецкий орех, карандаш или любой предмет на котором есть грани.

Упражнение 1. (моя модификация по Рогову Е.И.)

         Подчеркнуть в каждой строке два слова, которые более всего с ним связаны.

1.     Стол (синий, деревянный, мел, железо, ветер)

2.     Глаза (стекло, цвет, дальнозоркость, ручка, хлеб)

3.     Музыка (гармония, свет, железо, популярная, крем)

4.     Футбол (машина, катер, лук, кроссовки, Зиги Бадибанга)

5.     Море (глубокое, холодное, снег, краска, тумбочка)

6.     Цветы (дуб, дикорастущие, земля, нога, волосы)

7.     Село (маленькое, кастрюля, трактор, мех, поле)

8.     Дача (обувь, дерево, тетрадь, клубника, часы)

9.     Треугольник (угол, подушка, одеяло, острый, смех)

10. Умножение (доска, множитель, звезда, учитель, гриб)

11. Шар (воздух, круглость, размер, чувство, палка)

12. Плавание (дорога, вязание, вода, гора, стиль)

13. Книга (тигр, чтение, зарядка, строка, ёж)

14. Наводнение (паника, потоп, брюки, кепка, мыло)

15. Спортзал (чайник, паровоз, соревнование, жук, радость)

16. Поликлиника (пол, учёба, медсестра, шприц, газета)

17. Дружба (радио, подарок, плита, одноклассник, птица)

18. Гражданин (человек, рыба, житель, музыка, ножницы)

19. Еда (земля, металл, кулинария, курица, пуговица)

20. Праздник (печаль, радость, цветы, оркестр, картина)

 

Упражнение №2

1.            Если бы слонов спросили, что они думают о людях, чтобы они ответили? (ничего, слоны не умеют говорить)

2.            В каком месяце 26 дней? (во всех)

3.            Можно ли съесть орех, если вы не расколете скорлупу? (можно, если попросить кого – либо расколоть орех)

4.            Две матери и две дочки купили на рынке по одному арбузу. Когда посчитали ягоды, оказалось, что арбузов всего три. Как это может быть? (покупателями были бабушка, её дочь и внучка)

Рефлексия.

1.     Какое задание вызвало сложность в отгадывании?

2.     Сложно или не очень было отвечать на вопросы?

 

ЗАНЯТИЕ №8

Разминка:  «Котёнок на ладони»

Цель: развить высокую лабильность и хорошую способность к обучению.

Материал:  ручка или карандаш, бланк разграфленный на 25 квадратов.

Упражнение №1 «Интеллектуальная лабильность» (моя модификация по Реан А.А.)

Психолог: раздает детям пустые бланки с номерами квадратов. Чётко произносит задания.

1.            (Квадрат №1). Напишите первую букву имени Ирина и последнюю букву второго месяца.

2.            (Квадрат №2). Напишите римские цифры II, IV, V. Чётные обведите.

3.            (Квадрат №4). Напишите слово «замок» наоборот.

4.            (Квадрат №5). Нарисуйте шестигранник. Разделите его двумя горизонтальными  и тремя вертикальными линиями.

5.            (Квадрат №6). Нарисуйте 3 ромба. Один большой, другой средний, третий маленький.

Так чтобы все фигуры поместились в большом ромбе.

6.            (Квадрат №7). Нарисуйте параллелограмм и треугольник, чтобы они пересекались.

7.            (Квадрат №8). Напишите слова «зима». Под согласными звонкими поставьте «звездочку». А под гласными «крестик».

8.            (Квадрат №10). Если сейчас не вечер, то напишите третью букву с конца слова «мешок».

9.            (Квадрат №12). Нарисуйте трапецию, а рядом овал. В трапеции напишите произведение чисел 3 и 3, а в овале частное этих чисел.

10.        (Квадрат №13). Нарисуйте четыре точки так, чтобы при их соединении получился прямоугольник.

11.        (Квадрат №15). Напишите слово «студенты». Глухие согласные зачеркните.

12.        (Квадрат №17). Разделите круг двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте третьей буквой названия вашей реки.

13.        (Квадрат №18). Если в числе 7490 третья цифра кратна трём, то поставьте цифру 3.

14.        (Квадрат №20). Нарисуйте параллелограмм, а в нём две линии, так чтобы внутри параллелограмма получился прямоугольник и два треугольника.

15.        (Квадрат №21). Если слово «арбуз» относится к овощу, то поставьте цифру 8, если нет цифру 7.

16.        (Квадрат №22). Если число 72,1 делится на 5, поставьте галочку.

17.        (Квадрат №19). Если в слове «экзамен» четвертая буква не «у», напишите сумму чисел 10 и 4.

18.        (Квадрат №23). Если слова «сом» и «хлеб» заканчиваются звонкой согласной, поставьте знак плюс +

19.        (Квадрат №24). Напишите цифры 10,17,9, цифру 10 заключите в треугольник, цифру 17 в круг, цифру 9 в ромб.

20.        (Квадрат №25). Напишите слово «школа». Обведите в овал гласные буквы.

 

ОТВЕТЫ:

 

1.

И Е

2.


3.

 

4.

комаз

5.

6.




 

 

 



7.

8.

зима

       Хх

9.

 

10.

(если не вечер)ш

11.

 

1 2.

 

 

 

          1

13.

  .         .

  .         .

14.

 

15.

  студент

16.

 

1 7.

 

18.

3

19.

 

2 0.

 

21.

7

 

22.

˅

23.

+

24.

25.

 

Упражнение №2  (моя модификация по Марищук В.Л.)

Разминка: Текст надо произносить 3 раза в удобной позе, глаза закрыты.

«Мой мозг обладает неисчерпаемыми знаниями»

«Я верю в оздоровление своего организма»

«Я повышаю умственные силы организма»

«Моё настроение и здоровье улучшается»

«Я полон(а) сил»               

«Я смогу решить все задачи»

Цель: развитие мыслительной деятельности.

Материал: бланк, ручка.

Инструкция: требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы. Вопросы к заданию психолог может зачитывать вслух.

1.           Все камни найденные в Уральских горах драгоценные. Нефрит – камень. Следовательно, нефрит драгоценный камень.

2.           Все негры чёрные. У Карины чёрный цвет кожи. Следовательно, Карина живёт в Африке.

3.           Все сочинения Лермонтова нельзя прочитать за одни сутки. «Мцыри» - сочинение Лермонтова. Следовательно, «Мцыри» нельзя прочитать за одни сутки.

4.           Водители нарушающие правила дорожного движения, привлекаются к административной ответственности. Света не нарушала правила дорожного движения. Следовательно, Света не привлекалась к административной ответственности.

5.           Все ученики средней школы изучают литературу. Андрей изучает литературу. Следовательно, Андрей – ученик средней школы.

6.           Некоторые школьники учатся дополнительно и в музыкальной школе. Настя – учится в музыкальной школе. Следовательно Настя – ученица общеобразовательной школы.

 

ЗАДАНИЕ №9

Упражнение 1.

Разминка: На фоне спокойной музыки с закрытыми глазами, представьте себя на берегу Индийского океана. Представьте как дует лёгкий бриз, вы собираете ракушки в песке, затем медленно погружаетесь в тёплый океан с маской ныряльщика. В прозрачной воде вы собираете в сетку: морского еже, медузу-звезда, кораллы, раковины с жемчугом и т.д. затем всплываете и открываете глаза.

Цель: развить способность к логическому мышлению

Материал:  ручка, листы, тетради, бланки с вопросами.

Инструкция: каждый вопрос таит в себе подвох – попробуйте найти правильный ответ.

Психолог раздаёт чистые листы без ответов.

1.                 Лежат 8 орехов, 5 вы забрали. Сколько орехов у вас осталось?

8,4,3,5.            (Ответ:5)

2.                 Если вы участвуете в музыкальном конкурсе и обошли человека, который был на втором месте, то какое место займете вы?

Третье, первое, второе, четвёртое. (Ответ: второе) 

3.                 Рыбак поймал 14 карасей. Все кроме 10, сорвались с крючка. Сколько карасей рыбак поймал?

10,14,3,9.           (Ответ:10 карасей)

4.                 Сколько раз можно умножить 7 на 83?

83,52,7,1.             (Ответ:1 раз)

5.                 Представьте, что перед вами 2 отца, 2 сына, 1 дедушка и 1 внук. Сколько человек вы видите?

 (Ответ:3)

6.                 Что в Молдавии на втором месте, а в Японии на третьем месте?

 (Ответ: буква «О»)

7.                 Составьте из приведённых букв три слова:

ОТВРОИЛС      (Ответ: «три слова»)

Упражнение 2

Цель: задействовать логику, математическое познание и творческое мышление.

1.                 Черепаха за час проползает по дорожке на 3 см. а потом возвращается назад на 2 см. Длина дорожки 10 см, а на другом конце дорожки лежит вкусное яблоко. Сколько часов потребуется черепахе чтобы его съесть?

                (Ответ:8 часов)

2.                  На необитаемом острове несколько собак, насколько дикарей и одноногий инвалид – американец. У всех них, вместе взятых. 15 голов и 41 нога. Сколько на корабле собак?

(Ответ: отбрасываем одноногого американца: остается 14 голов и 40 ног у собак и двуногих людей. Обозначим собак х, людей – у)

(1)             х+у=14

(2)             4х+2у=40

Вычитаем из второго уравнения дважды первое, получаем 2х=12, следовательно, х=6. Ответ: 6 собак.

3.                 Загадка. Женщина может налысо стричь волосы по десять раз на дню, но все равно ходит с волосами. Как такое возможно?

                                               (Ответ: она парикмахер)

4.                 Загадка. Однажды за обедом парень бросил брелок от ключей в стакан, полный чая. Почему брелок остался сухим?

(Ответ: чай в стакане был в пакетах или растворимый, без кипятка.)

5.                 Ребус. Что получится, если сложить: начало пояса, конец начала, второе сентября, первую звезду, начало дивана.

(Ответ: поезд - берём от каждого слова по букве)

Рефлексия.

 Какое из заданий было самым сложным?

 

ЗАДАНИЕ №10

Упражнение 1

Разминка.

Цель: развить способности к анализу и синтезу.

Материал: бланки с заданиями, ручки.

Инструкция: задачи и загадки с подвохом. Попробуйте их отгадать.

1.                 Какую цифру надо поставить между 8 и 9, чтобы результат оказался меньше 9 и больше 8?   (Ответ:0,5)

2.                 Аборигены Австралии были хорошими охотниками, но они никогда не охотились на белок. Почему?

 (Ответ: аборигены живут на другом материке – Австралия, а белки в Европе).

3.                 К вам пришли гости, а в холодильнике – одна консерва, пакет молока, нарезка колбасы и две коробки конфет. Что вы откроете в первую очередь?

 (Ответ: холодильник)

4.                 Как разделить 7 груш между 7 чел., так, чтобы 1 груша осталась лежать в коробке?

 (Ответ: один из них должен взять коробку, не вынимая из неё грушу)

5.                 У березы их 6, у липы 4, у тополя тоже 6. О чём идет речь?

 (Ответ: количество слов в слове)

6.                 Лошадь была привязана к 20-метровой веревке, а проскакала 1 км. Как ей это удалось?

 (Ответ: веревка не была ник чему привязана)

7.                 Как правильно говорить: «Не вижу зеленого хлеба» или «Не вижу зеленый хлеб»?

(Ответ: хлеб зеленым не бывает)

8.                        Чем оканчиваются стул и стол?

(Ответ: буквой л)

9.                        Вы сидите на верблюде, впереди вас корабль, сзади дельфин. Где вы находитесь?

(Ответ: на карусели)

10.                    Где есть горы, но нет снега и альпинистов, есть материки, но нет людей, есть моря, но нет рыб?

(Ответ: географическая карта)

Рефлексия.

1.Какое задание далось вам легче всего?

2. Сложно или не очень было отвечать на вопросы?

Притча «Способы открыть сундук»[i][1]

Учитель принёс сундук и сказал ученикам:

-            Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым спо­собом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий по­пытался разбить сундук топором, но безуспешно.

-            Учитель, может, начнем учиться? - робко спросил один ученик. - Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

-           Ты прав. Образование клад, а труд - ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть тот клад.

Литература:

1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ

3. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.:

4. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы. Москва: Ось-89. – 128 с.

5. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.

6. Микляева А. В. Я – подросток. Программа уроков по психологии.- СПБ: Издательство «Речь».-336с.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС.

8. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис. – 208 с.

9. Ясюкова Л.А.Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе. Методическое руководство. Санкт – Петербург.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!