СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологического сопровождения «Одаренные дети»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического сопровождения «Одаренные дети»»

Программа психологического сопровождения «Одаренные дети»


Паспорт программы:


Наименование программы

«Одаренные дети»

Разработчик программы:

Творческая группа педагогов, психолог НОУ «Школа-интернат №21 ОАО «РЖД»

Учреждение:

НОУ «Школа-интернат №21 ОАО «РЖД»

Юридический адрес:

Республика Бурятия, Кабанский район, п.Танхой, ул. Центральная, 17

Сроки реализации программы:

2011-2015

Цель программы:

Создание условий для выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей школы.

Предполагаемые результаты:

Внедрение программы развития одаренных детей создаст комплекс условий для:

1. Интенсивного развития и самореализации личности школьников,

2. Будет способствовать саморазвитию, творчеству и наиболее полной реализации способностей каждого, что даст основание реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.











Пояснительная записка


Учитывая особенности школы-интерната, возникает необходимость выстраивания собственной системы развития одаренных детей.

Результаты отечественных теоретико-прикладных исследований преподавания аргументировано доказывают, что именно технологическое образование приобретает первостепенное значение в решении таких задач как развитие технологической, экономической, экологической культуры, творческого мышления ( в том числе конструкторско - проектировочного, информационно – телекоммуникационного и технолого- эстетического), комплекса технологических умений и навыков; интегративных качеств личности – социальной адаптивности, конкурентноспособности, осознанного выбора направления профессиональной деятельности как результата сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта в процессе технологической деятельности учащихся.

Данная программа позволит создать систему работы с одаренными, способными детьми с учетом особенностей школы, условий, которые могут быть использованы для их интеллектуального развития и обеспечит изменение содержания образовательного процесса и поможет адаптировать его к одаренному ребенку.

При разработке программы мы исходили из положения о том, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрируют небольшая часть детей.

В программе использованы следующие термины:

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренностьэто психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.

Рабочая типология детской одаренности, принятая за основу при разработке программы и краткое описание признаков детей, относящихся к той или иной группе:

1.Дети, одаренные в познавательной деятельности — эту группу детей мы условно разделили на две подгруппы: академически одаренные дети и интеллектуально одаренные дети.

1.1. Академически одаренные дети — дети, успешно обучающиеся в школе, отлично справляющиеся с учебным материалом, имеющие высокий уровень обучаемости (академическая одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

1.2. Интеллектуально одаренные дети — дети с высокими показателями специальных тестов интеллекта (интеллектуальная одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

  • ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;

  • проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие;

  • охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;

  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;

  • проявляет исключительные способности к решению задач.

2. Социально одаренные дети — лидеры, дети, способные в общении со сверстниками брать на себя роль руководителя, организатора, командира.

Отличительные черты детей этой группы:

  • ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;

  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

  • генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу;

  • принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;

  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

3. Художественно-эстетически одаренные дети — дети с высоким уровнем творческих способностей, основанных на сочетании высокого уровня развития логического (или конвергентного) мышления и творческого мышления. В эту же группу мы относим детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и пр. (творческая одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

  • ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;

  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);

  • часто делает все по-своему (независим, неконформен);

  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

  • способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат;

  • он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Изобразительное искусство:

  • ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации;

  • в мельчайших деталях запоминает увиденное;

  • проводит много времени за рисованием или лепкой;

  • весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;

  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

  • оригинально использует средства художественной выразительности;

  • экспериментирует с использованием традиционных материалов;

  • осознанно строит композицию картин или рисунков;

  • его произведения включают множество деталей;

  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка:

  • ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

  • чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;

  • с удовольствием подпевает;

  • определяет, какая из двух нот ниже или выше.

4. Спортивно и физически одаренные дети — дети, имеющие высокий уровень физической подготовки, отличающиеся хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, выполняющие спортивные нормативы на очень высоком уровне (спортивная или двигательная одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

  • ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

  • обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

  • любит движение (бег, прыжки, лазание);

  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

  • прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);

  • прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.);

  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).










Цель программы:

Создание условий для выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей школы.

Задачи:

  1. Создание диагностической системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.

2.Создание и ведение банка данных, отслеживание развития одаренности каждого ребенка;

3.Создание организационных психолого-педагогических условий для интеллектуального, творческого и морально-физического развития одаренных детей.

4.Разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологии в работе с одаренными детьми.


5.Создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.


Предполагаемые результаты.


Осуществление программы развития одаренных детей создаст комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, будет способствовать саморазвитию, творчеству и наиболее полной реализации способностей каждого, что даст основание реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.


Принципы, заложенные в основу программы

1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое общество, учет и реализацию социального заказа образованию.

2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для разных детей.

3. Принцип индивидуально-личностной ориентации как ведущего приоритета образовательной системы демократического общества. Право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка.

4. Принцип вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей.

5. Принцип единства деятельностного, оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей.

Сроки реализации программы «Одаренные дети». 2011-2015 гг.

Механизм реализации программы


Наименование мероприятия

Ответственные

Сроки

1. Организационно-функциональное и научно-методическое обеспечение программы

1.1

Накопление теоретического и практического материала по проблеме «Одаренные дети»

Зам. директора по УР, ВР, методист, социально-психологическая служба,

2011-2015 гг.

1.2

Составление картотеки книг и статей периодических изданий по теме «одаренные дети»

Библиотекари

2011-2015 гг.

1.3

Разработка методического сопровождения программы «Одаренные дети»

Методист

2011-2012г.

1.4

Организация работы над программой «Одаренные дети»

Директор, методист

2011-2012гг.

1.5

Обсуждение проекта концепции программы «Одаренные дети» на:

 заседании научно-методического совета;

 педагогического совета;

 методических объединений.

Внесение предложений по корректировке программы «Одаренные дети»

Методист, руководители кафедр

2011-2015 гг.

1.6

Подбор и расстановка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми

Директор, специалист ОК

2011-2015 гг.

1.7

Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными детьми, через проблемные и обучающие семинары

Методист

2011-2015 гг.

1.8

Разработка программ спецкурсов, факультативных занятий с учетом индивидуальных способностей одаренных детей.

Методист, руководители кафедр

2011-2015 гг.

1.9

Организация открытой защиты педагогами собственных проектов по организации работы с одаренными детьми

Методист, руководители кафедр

2011-2015 гг.

1.10

Осуществить педагогический отбор методик, педагогических технологий, личностно развивающих методик по предметам, отвечающим организационным формам и задачам обучения одаренных детей:

 по русскому языку и литературе;

 по математике по физике;

 по иностранному языку;

 по биологии географии, химии

 по технологии

Методист, руководители кафедр

2011-2015 гг.

1.11

Организация и проведение творческих отчетов педагогов-предметников по результатам работы факультативов.

Методист, руководители кафедр

2011-2015 гг.

1.12

Разработка системы стимулирования учителей, работающих с одаренными детьми.

Директор школы, специалист ОК

2011-2015 гг.

1.13

Разработка алгоритмов, памяток для одаренных детей по НОТ, способам ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Зам. директора по УР, методист, руководители кафедр

2011-2015 гг.

2. Психолого-педагогическая диагностика

2.1

Психологическая диагностика готовности будущих первоклассников к школе.

Педагог-психолог

Ежегодно

2.2

Психолого-педагогическая анкета-тест на выявление видов одаренности детей.

Педагог-психолог, классные руководители

Ежегодно

2.3

Психологическая диагностика интеллектуальных способностей Кеттелла CFIT (4-е классы).

Педагог-психолог

Ежегодно

2.4

Психологическая диагностика структуры интеллекта Амтхауэра (8-е классы)

Педагог-психолог

Ежегодно

2.5

Собеседования с родителями учащихся, выявленных в ходе диагностического этапа.

Педагог-психолог, зам. директора по УР

В течение года

2.6

Тематическое тестирование (контрольные срезовые работы) при переходе на новую ступень обучения или к новой программе, а также по итогам четверти, полугодия и года.

Зам. директора по УР

1 раз в четверть

2.7

Педагогическая диагностика академической одаренности учащихся.

Зам. директора по УР

Ежегодно

2.8

Анкетирование по вопросам внеурочной деятельности учащихся.

Зам. директора по ВР

2 раза в год

2.9

Организация работы по выявлению профессиональных наклонностей одаренных детей — учащихся 9-х классов

Педагог-психолог

Ежегодно

3. Банк данных

3.1

Составление и ведение банка данных детей с академической одаренностью.

Зам. директора по УР

Ежегодно

3.2

Составление и ведение банка данных детей с интеллектуальной одаренностью

Педагог-психолог

Ежегодно

3.3

Составление и ведение банка данных детей с лидерской одаренностью.

Зам. директора по ВР

Ежегодно

3.4

Составление и ведение банка данных детей со спортивной одаренностью.

Зам. директора по УР, ВР, МО, учителя физкультуры

Ежегодно

3.5

Составление и ведение банка данных детей с художественной одаренностью.

Зам. директора по УР, ВР, учителя ИЗО, музыки, педагоги дополнительного образования

Ежегодно

3.6

Ведение общего банка данных по одаренным детям всех групп.

Методист

Ежегодно

4. Просветительская и консультативная работа

4.1

Работа постоянно действующего семинара для педагогов «Одаренные дети: раскрыть, поддержать, развивать»

Зам. директора по УР, ВР, социально-психологическая служба

В течение года

4.2

Консультации для родителей «Способные дети: как их развивать»

Зам. директора по УР, ВР, социально-психологическая служба

В течение года

4.3

Заседания предметных МО педагогов по вопросам методики преподавания (принципы дифференциации и индивидуализации в обучении одаренных)

Зам. директора по УР, методист, руководители МО

В течение года

4.4

Педсовет по вопросам обучения и воспитания одаренных детей

Методист

Ноябрь ежегодно

4.5

Организация консультаций родителей со специалистами, работающими с одаренными детьми

Зам. директора по УР, учителя-предметники

В течение года

4.6

Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижения учащимися определенного уровня образования, развития способностей

Зам. директора по УР, учителя-предметники

В течение года

5. Обучение одаренных детей

5.1

Создание межпредметных и предметных банков заданий для детей с продвинутым уровнем знаний

Зам. директора по УР, руководители МО

Ежегодно

5.2

На основе психолого-педагогической диагностики формирование классов:

  • развивающего обучения на начальном звене;

  • предпрофильных классов.

Зам. директора по УР

Ежегодно

5.3

Организация и проведение предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных школьников.

Разработка материалов, подготовка вопросов и заданий повышенного уровня сложности.

Методист, руководители кафедр, зам. директора

Ежегодно

5.4

Привлечение одаренных детей к подготовке и подбору задания для проведения интеллектуальных марафонов

кафедры

Ежегодно

5.5

Подготовка учащихся к городским, региональным и федеральным олимпиадам, конкурсам, марафонам

Методист, руководители кафедр, зам. директора, учителя-предметники, работающие с одаренными детьми

Ежегодно

5.6

Оформление предметных информационных стендов для любознательных школьников

Методист, руководители кафедр

Ежегодно

5.7

Формирование групп для совместного обучения одаренных детей на базе одной параллели (на начальном звене):

  • математика;

  • русский язык;

  • чтение и литература;

  • история;

  • природоведение

Зам. директора по УР на начальном звене.

Ежегодно

6. Воспитание одаренных детей

6.1

Организация участия детей с лидерской одаренностью в работе органов ученического самоуправления в школе и классе

Зам. директора по ВР

Ежегодно

6.2

Организация участия детей с лидерской одаренностью во внеурочной деятельности в классе и в школе

Зам. директора по ВР

Ежегодно

6.3

Организация кружков, секций, клубов

Зам. директора по ВР

Ежегодно

7. Психологическое сопровождение программы

7.1

Осуществление групповой и индивидуальной психологической диагностики (по плану и запросу)

Педагог-психолог

Ежегодно

7.2

Индивидуальная развивающая работа с одаренными детьми (по запросу)

Педагог-психолог

Ежегодно

7.3

Индивидуальное консультирование одаренных детей, а также их родителей и педагогов

Педагог-психолог

Ежегодно








© 2022 236 0