Программа психологического сопровождения «Одаренные дети»
Паспорт программы:
Наименование программы | «Одаренные дети» |
Разработчик программы: | Творческая группа педагогов, психолог НОУ «Школа-интернат №21 ОАО «РЖД» |
Учреждение: | НОУ «Школа-интернат №21 ОАО «РЖД» |
Юридический адрес: | Республика Бурятия, Кабанский район, п.Танхой, ул. Центральная, 17 |
Сроки реализации программы: | 2011-2015 |
Цель программы: | Создание условий для выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей школы. |
Предполагаемые результаты: | Внедрение программы развития одаренных детей создаст комплекс условий для: 1. Интенсивного развития и самореализации личности школьников, 2. Будет способствовать саморазвитию, творчеству и наиболее полной реализации способностей каждого, что даст основание реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям. |
Пояснительная записка
Учитывая особенности школы-интерната, возникает необходимость выстраивания собственной системы развития одаренных детей.
Результаты отечественных теоретико-прикладных исследований преподавания аргументировано доказывают, что именно технологическое образование приобретает первостепенное значение в решении таких задач как развитие технологической, экономической, экологической культуры, творческого мышления ( в том числе конструкторско - проектировочного, информационно – телекоммуникационного и технолого- эстетического), комплекса технологических умений и навыков; интегративных качеств личности – социальной адаптивности, конкурентноспособности, осознанного выбора направления профессиональной деятельности как результата сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта в процессе технологической деятельности учащихся.
Данная программа позволит создать систему работы с одаренными, способными детьми с учетом особенностей школы, условий, которые могут быть использованы для их интеллектуального развития и обеспечит изменение содержания образовательного процесса и поможет адаптировать его к одаренному ребенку.
При разработке программы мы исходили из положения о том, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрируют небольшая часть детей.
В программе использованы следующие термины:
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.
Рабочая типология детской одаренности, принятая за основу при разработке программы и краткое описание признаков детей, относящихся к той или иной группе:
1.Дети, одаренные в познавательной деятельности — эту группу детей мы условно разделили на две подгруппы: академически одаренные дети и интеллектуально одаренные дети.
1.1. Академически одаренные дети — дети, успешно обучающиеся в школе, отлично справляющиеся с учебным материалом, имеющие высокий уровень обучаемости (академическая одаренность).
Отличительные черты детей этой группы:
Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать.
Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.
Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.
1.2. Интеллектуально одаренные дети — дети с высокими показателями специальных тестов интеллекта (интеллектуальная одаренность).
Отличительные черты детей этой группы:
ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;
проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие;
охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;
знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
проявляет исключительные способности к решению задач.
2. Социально одаренные дети — лидеры, дети, способные в общении со сверстниками брать на себя роль руководителя, организатора, командира.
Отличительные черты детей этой группы:
ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;
другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу;
принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;
другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
3. Художественно-эстетически одаренные дети — дети с высоким уровнем творческих способностей, основанных на сочетании высокого уровня развития логического (или конвергентного) мышления и творческого мышления. В эту же группу мы относим детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и пр. (творческая одаренность).
Отличительные черты детей этой группы:
ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
часто делает все по-своему (независим, неконформен);
изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);
способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат;
он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Изобразительное искусство:
ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
в мельчайших деталях запоминает увиденное;
проводит много времени за рисованием или лепкой;
весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;
демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
оригинально использует средства художественной выразительности;
экспериментирует с использованием традиционных материалов;
осознанно строит композицию картин или рисунков;
его произведения включают множество деталей;
его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка:
ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
с удовольствием подпевает;
определяет, какая из двух нот ниже или выше.
4. Спортивно и физически одаренные дети — дети, имеющие высокий уровень физической подготовки, отличающиеся хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, выполняющие спортивные нормативы на очень высоком уровне (спортивная или двигательная одаренность).
Отличительные черты детей этой группы:
ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
любит движение (бег, прыжки, лазание);
обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.);
для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Цель программы:
Создание условий для выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей школы.
Задачи:
Создание диагностической системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
2.Создание и ведение банка данных, отслеживание развития одаренности каждого ребенка;
3.Создание организационных психолого-педагогических условий для интеллектуального, творческого и морально-физического развития одаренных детей.
4.Разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологии в работе с одаренными детьми.
5.Создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
Предполагаемые результаты.
Осуществление программы развития одаренных детей создаст комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, будет способствовать саморазвитию, творчеству и наиболее полной реализации способностей каждого, что даст основание реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.
Принципы, заложенные в основу программы
1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое общество, учет и реализацию социального заказа образованию.
2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для разных детей.
3. Принцип индивидуально-личностной ориентации как ведущего приоритета образовательной системы демократического общества. Право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка.
4. Принцип вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей.
5. Принцип единства деятельностного, оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей.
Сроки реализации программы «Одаренные дети». 2011-2015 гг.
Механизм реализации программы
№ | Наименование мероприятия | Ответственные | Сроки |
1. Организационно-функциональное и научно-методическое обеспечение программы |
1.1 | Накопление теоретического и практического материала по проблеме «Одаренные дети» | Зам. директора по УР, ВР, методист, социально-психологическая служба, | 2011-2015 гг. |
1.2 | Составление картотеки книг и статей периодических изданий по теме «одаренные дети» | Библиотекари | 2011-2015 гг. |
1.3 | Разработка методического сопровождения программы «Одаренные дети» | Методист | 2011-2012г. |
1.4 | Организация работы над программой «Одаренные дети» | Директор, методист | 2011-2012гг. |
1.5 | Обсуждение проекта концепции программы «Одаренные дети» на: заседании научно-методического совета; педагогического совета; методических объединений. Внесение предложений по корректировке программы «Одаренные дети» | Методист, руководители кафедр | 2011-2015 гг. |
1.6 | Подбор и расстановка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми | Директор, специалист ОК | 2011-2015 гг. |
1.7 | Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными детьми, через проблемные и обучающие семинары | Методист | 2011-2015 гг. |
1.8 | Разработка программ спецкурсов, факультативных занятий с учетом индивидуальных способностей одаренных детей. | Методист, руководители кафедр | 2011-2015 гг. |
1.9 | Организация открытой защиты педагогами собственных проектов по организации работы с одаренными детьми | Методист, руководители кафедр | 2011-2015 гг. |
1.10 | Осуществить педагогический отбор методик, педагогических технологий, личностно развивающих методик по предметам, отвечающим организационным формам и задачам обучения одаренных детей: по русскому языку и литературе; по математике по физике; по иностранному языку; по биологии географии, химии по технологии | Методист, руководители кафедр | 2011-2015 гг. |
1.11 | Организация и проведение творческих отчетов педагогов-предметников по результатам работы факультативов. | Методист, руководители кафедр | 2011-2015 гг. |
1.12 | Разработка системы стимулирования учителей, работающих с одаренными детьми. | Директор школы, специалист ОК | 2011-2015 гг. |
1.13 | Разработка алгоритмов, памяток для одаренных детей по НОТ, способам ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности. | Зам. директора по УР, методист, руководители кафедр | 2011-2015 гг. |
2. Психолого-педагогическая диагностика |
2.1 | Психологическая диагностика готовности будущих первоклассников к школе. | Педагог-психолог | Ежегодно |
2.2 | Психолого-педагогическая анкета-тест на выявление видов одаренности детей. | Педагог-психолог, классные руководители | Ежегодно |
2.3 | Психологическая диагностика интеллектуальных способностей Кеттелла CFIT (4-е классы). | Педагог-психолог | Ежегодно |
2.4 | Психологическая диагностика структуры интеллекта Амтхауэра (8-е классы) | Педагог-психолог | Ежегодно |
2.5 | Собеседования с родителями учащихся, выявленных в ходе диагностического этапа. | Педагог-психолог, зам. директора по УР | В течение года |
2.6 | Тематическое тестирование (контрольные срезовые работы) при переходе на новую ступень обучения или к новой программе, а также по итогам четверти, полугодия и года. | Зам. директора по УР | 1 раз в четверть |
2.7 | Педагогическая диагностика академической одаренности учащихся. | Зам. директора по УР | Ежегодно |
2.8 | Анкетирование по вопросам внеурочной деятельности учащихся. | Зам. директора по ВР | 2 раза в год |
2.9 | Организация работы по выявлению профессиональных наклонностей одаренных детей — учащихся 9-х классов | Педагог-психолог | Ежегодно |
3. Банк данных |
3.1 | Составление и ведение банка данных детей с академической одаренностью. | Зам. директора по УР | Ежегодно |
3.2 | Составление и ведение банка данных детей с интеллектуальной одаренностью | Педагог-психолог | Ежегодно |
3.3 | Составление и ведение банка данных детей с лидерской одаренностью. | Зам. директора по ВР | Ежегодно |
3.4 | Составление и ведение банка данных детей со спортивной одаренностью. | Зам. директора по УР, ВР, МО, учителя физкультуры | Ежегодно |
3.5 | Составление и ведение банка данных детей с художественной одаренностью. | Зам. директора по УР, ВР, учителя ИЗО, музыки, педагоги дополнительного образования | Ежегодно |
3.6 | Ведение общего банка данных по одаренным детям всех групп. | Методист | Ежегодно |
4. Просветительская и консультативная работа |
4.1 | Работа постоянно действующего семинара для педагогов «Одаренные дети: раскрыть, поддержать, развивать» | Зам. директора по УР, ВР, социально-психологическая служба | В течение года |
4.2 | Консультации для родителей «Способные дети: как их развивать» | Зам. директора по УР, ВР, социально-психологическая служба | В течение года |
4.3 | Заседания предметных МО педагогов по вопросам методики преподавания (принципы дифференциации и индивидуализации в обучении одаренных) | Зам. директора по УР, методист, руководители МО | В течение года |
4.4 | Педсовет по вопросам обучения и воспитания одаренных детей | Методист | Ноябрь ежегодно |
4.5 | Организация консультаций родителей со специалистами, работающими с одаренными детьми | Зам. директора по УР, учителя-предметники | В течение года |
4.6 | Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижения учащимися определенного уровня образования, развития способностей | Зам. директора по УР, учителя-предметники | В течение года |
5. Обучение одаренных детей |
5.1 | Создание межпредметных и предметных банков заданий для детей с продвинутым уровнем знаний | Зам. директора по УР, руководители МО | Ежегодно |
5.2 | На основе психолого-педагогической диагностики формирование классов: | Зам. директора по УР | Ежегодно |
5.3 | Организация и проведение предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных школьников. Разработка материалов, подготовка вопросов и заданий повышенного уровня сложности. | Методист, руководители кафедр, зам. директора | Ежегодно |
5.4 | Привлечение одаренных детей к подготовке и подбору задания для проведения интеллектуальных марафонов | кафедры | Ежегодно |
5.5 | Подготовка учащихся к городским, региональным и федеральным олимпиадам, конкурсам, марафонам | Методист, руководители кафедр, зам. директора, учителя-предметники, работающие с одаренными детьми | Ежегодно |
5.6 | Оформление предметных информационных стендов для любознательных школьников | Методист, руководители кафедр | Ежегодно |
5.7 | Формирование групп для совместного обучения одаренных детей на базе одной параллели (на начальном звене): математика; русский язык; чтение и литература; история; природоведение | Зам. директора по УР на начальном звене. | Ежегодно |
6. Воспитание одаренных детей |
6.1 | Организация участия детей с лидерской одаренностью в работе органов ученического самоуправления в школе и классе | Зам. директора по ВР | Ежегодно |
6.2 | Организация участия детей с лидерской одаренностью во внеурочной деятельности в классе и в школе | Зам. директора по ВР | Ежегодно |
6.3 | Организация кружков, секций, клубов | Зам. директора по ВР | Ежегодно |
7. Психологическое сопровождение программы |
7.1 | Осуществление групповой и индивидуальной психологической диагностики (по плану и запросу) | Педагог-психолог | Ежегодно |
7.2 | Индивидуальная развивающая работа с одаренными детьми (по запросу) | Педагог-психолог | Ежегодно |
7.3 | Индивидуальное консультирование одаренных детей, а также их родителей и педагогов | Педагог-психолог | Ежегодно |