Программа
психологического сопровождения
подростка с особыми образовательными
потребностями, обучающегося в 7 классе
Автор:
Хапейшвили София Тенгизовна
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Разработана на основе реализующих задач в школах, в которых внедрено инклюзивное образование.
В последнее время в России насчитывается более 2 млн. детей с особыми образовательными потребностями. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом педагогов, родителей (или законных представителей) и на основании проведенного диагностического обследования.
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие проводится в игровой форме. Занятия направлены на развитие познавательной и личностной сфер. В основу занятий на раскрытие интеллектуального потенциала положена программа О.Машталь «Развитие внимания», на развитие личностной сферы направлены арттерапевтические занятия по изотерапии и занятия на релаксацию. Игры и задания последующих занятий исходят от предыдущих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала. Количество занятий обусловлено запросом педагогов, родителей (или законных представителей), а также тяжестью нарушений познавательной и личностной сфер детей с ограниченными возможностями.
По данной программе рекомендуется работать в групповой форме.
Данная Программа имеет цель: создание психологических условий для развития познавательной и личностной сфер детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Развитие познавательных процессов (внимания, памяти и др.).
Развитие креативности.
Снятие негативных эмоциональных состояний.
Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
Методические приемы, используемые в программе:
Задание на развитие познавательных процессов.
Пальчиковые игры.
Релаксационные методы.
Сказкотерапия.
Рисование.
Адресат данной программы: Анастасия В. Дата рождения – 28.11.2007.
Режим занятий: психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время с 01.09.2021 г. по 01.06.2022 г. в течение учебного года. Длительность занятий - 40 минут.
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты:
учащийся понимает:
технику безопасности на занятиях;
процесс создания рисунков, аппликаций.
умеет:
соблюдать правила безопасного труда;
добросовестно относиться к работе;
подбирать гармоничные цвета и оттенки.
Личностные результаты:
развитие коммуникативной культуры;
формирование толерантности;
формирование мотивации к творческому труду, бережного отношения к вещам;
развитие творческой активности, любознательности и инициативности;
развитие отзывчивости, доброты, сострадания к людям.
Метапредметные результаты:
развитие умения планировать действия с помощью педагога;
развитие сотрудничества с педагогом и сверстниками;
формирование активности в условиях инклюзивного образования;
развитие социальной адаптации.
Воспитательные результаты:
развитие гражданской идентичности школьника;
• формирование раскрытия себя, своих возможностей и способностей как гражданина России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Тема и цели занятий | Периодичность занятий |
Сентябрь-октябрь | Диагностика личностной сферы подростка, тесты исследования личности («Что я люблю») «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Три дерева», «Кактус») | 6 занятий |
Ноябрь-февраль | Развитие творческих способностей и нравственной сферы с помощью изотерапии Создание рисунков «Мои любимые животные», «Мой любимый праздник», «Чему я радуюсь», «Моя семья», «Хороший день», «Рисунок сердечка в подарок родителям», «Создание открытки-аппликации в подарок родителям», «Рисунок на свободную тему», «Моя любимая еда», «Где я люблю бывать», «Аппликация-цветок в подарок маме или бабушке», «Моя школа», «Моя любимая игрушка», «Мое любимое место дома» | 14 занятий |
Март | Развитие творческих способностей, нравственных качеств с помощью сказкотерапии с последующим толкованием взрослым и рисованием ребенком содержания сказки (авторские модификации сказок «Сказка о нежных Теплышках» (К.Штайнер) «Птица и яйцо» (И.Шах)) | 2 занятия |
Март-май | Повторная диагностика личности подростка (методики те же, что и в начале года) | 6 занятий |
Информационное обеспечение
Машталь О. Развитие внимания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.twirpx.com.
Б. Эдвардс «Открой в себе художника». – М.: Просвещение, 2002.
Калошина Т.Ю. «Арттерапия в школе». – СПб.: Речь, 2001.