Программа психологического сопровождения подготовки выпускников
к ГВЭ.
Пояснительная записка:
Проблема психологической подготовки к ГВЭ является актуальной, особенно для обучающихся с ОВЗ. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией; кроме того, каждый год меняются требования к проведению выпускных экзаменов.
Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь обучающимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Программа « Психологическая подготовка к ГВЭ опирается на занятия по подготовке выпускников к экзаменом с элементами психологического тренинга Е.В. Гуськовой и Г.Н.Буневич и программу « Путь к успеху » Н.Б.Стебневой и Н.В. Королевой.
Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызываемые экзаменом, способствует различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, рассматривает приемы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.
Цель:
оказание психологической помощи учителям ,выпускникам 11 класса и их родителям в подготовке к экзаменам.
Формы проведения и используемые методы:
- мини- лекции,
- лекции,
- релаксационные методы,
- притчи и метафорические истории,
- психофизиологические истории,
- упражнения с элементами арт- терапии,
- диагностические методики.
Задачи:
повышение сопротивляемости стрессу,
отработка навыков поведения на экзамене,
развитие уверенности на экзамене,
развитие коммуникативной компетентности,
развитие навыков самоконтроля,
помощь в сознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
обучение приемам эффективного запоминания.
Субъекты программы:
выпускники 11 класса, их родители и учителя.
Программа включает 5 направлений:
диагностическое .
коррекционная и развивающая работа со школьниками.
консультирование учащихся , родителей ,педагогов по вопросам. психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
профилактическая работа.
организационно – методическая работа.
Ожидаемые результаты
Психологическая готовность участников ГВЭ:
снижение уровня тревожности,
развитие концентрации внимания,
развитие четкости и структурированности мышления,
повышение сопротивляемости стрессу,
развитие эмоционально-волевой сферы,
развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы,
развитие навыков конструктивного взаимодействия всех психических процессов, необходимых, при сдаче экзамена.
№ | Виды деятельности | Содержание | Цель | Сроки | Ответственные |
1 | Нормативная документация | Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ГВЭ Оформление протокола родительского собрания | | Сентябрь Март-апрель | Психолог Классный руководительзамдиректора по УР |
2 | Работа с учащимися 11 класса. Практическая работа | 1.Тест на определение тревожности 2.Тест «Определение уровня стресса» Подготовка рекомендаций выпускникам к экзаменам | Выявление уровня тревожности выпускников Дать рекомендации по подготовке к экзаменам. | Октябрь ноябрь Декабрь Декабрь-февраль | Психолог Психолог Психолог |
3 | Индивид. и групповые занятия ( по запросу) | 1. Как лучше подготовиться к экзаменам 2.Поведение на экзамене 3. Память и приемы запоминания 4.Эффективные способы запоминания большого объема учебного материала 5. Способы саморегуляции в стрессовой ситуации | Сообщение об эффективных способах подготовки к экзаменам Рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена Знакомство с приемами запоминания, характеристики памяти Сообщение об эффективных способах запоминания большого объема материала Рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помощь в осмыслении модели поведения в кризисной ситуации | Ноябрь- Декабрь Февраль – март Март- Апрель Март- Апрель Апрель- Май | Психолог Психолог Психолог, Дефектолог Психолог Психолог |
| Тренинг (с элементами арт-терапии) | ГВЭ: с чувством, с расстановкой | Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и в ходе подготовки к нему | Май | Психолог |
| Оформление стенда выпускников | Время вспомнить о ГВЭ | Информация по подготовке к экзаменам | Апрель - Май | Психолог |
4 | Работа с родителями | Психологические особенности подготовки к ГВЭ Как противостоять стрессу | Ознакомление родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации (ГВЭ) Анализ подготовленности детей к предстоящим испытаниям Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам | Март- Апрель | Психолог совместно с зам. директора по УР |
| Практическая работа | Подготовка рекомендаций родителям. Памятка | Оказание помощи детям в период подготовки к экзаменам | Март- Апрель | Психолог |
5 | Работа с учителями – предметниками | Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся ( по запросу) | Выработка оптимальной стратегии подготовки к экзаменам в форме ГВЭ | В течение года | Психолог, Учителя-предметники, дефектолог -сурдопедагоги |
| Практическая работа | Подготовка методических рекомендаций учителям – предметникам по подготовке выпускников к ГВЭ | Рекомендации по оказанию помощи детям | | |
6 | Работа с классными руководителями | Психологическая помощь в период подготовки к ГВЭ | Рекомендации Учащимся по подготовке к ГВЭ | В течение года | Психолог, Классный руководитель |
| Практическая работа | Методические рекомендации классным руководителям по подготовке к ГВЭ | Рекомендации по оказанию помощи в период подготовки к ГВЭ | октябрь | Психолог |