СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка психологического тренинга для педагогов «Стань хозяином своих эмоций»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психологического тренинга со­стоит из нескольких этапов, что обеспечивает полноту, смысло­вую наполненность и учет всех нюансов деятельности педагогов:

  1. изучение запроса педагогов;
  2. диагностика развития разных видов эмоциональности (психомоторной, коммуникативной, интеллектуальной, общей);
  3. психологический тренинг;
  4. индивидуальные консультации по результатам диагностики, составление плана работы с выявленными трудностями и запросами.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка психологического тренинга для педагогов «Стань хозяином своих эмоций»»

Программа психологического тренинга для педагогов

«Стань хозяином своих эмоций»



Программа психологического тренинга со­стоит из нескольких этапов, что обеспечивает полноту, смысло­вую наполненность и учет всех нюансов деятельности педагогов:

  1. изучение запроса педагогов;

  2. диагностика развития разных видов эмоциональности (психомоторной, коммуникативной, интеллектуальной, общей);

  3. психологический тренинг;

  4. индивидуальные консультации по результатам диагностики, составление плана работы с выявленными трудностями и запросами.

Организационная информация.

Количество участников: 10-12 человек.

Продолжительность занятия: до 1,5 часов.

Ожидания участников.

Предполагается, что в ходе занятия у педагогов появится воз­можность:

  • неформально общаться с коллегами по вопросам, связанным и не связанным с образовательным процессом, что позволит им лучше узнать друг друга;

  • обмениваться опытом по разным вопросам, что поможет приобрести навыки взаимной поддержки в трудных ситуациях, а также решения производственных проблем совместными усилиями;

  • развивать способность прислушиваться к мнению другого человека, общаться, избегая директивности;

  • учиться здоровой самокритике, высказыванию своих истинных мыслей и чувств;

  • прислушиваться к себе, чтобы находить причины внутренних и внешних кон­фликтов, а также обретать внутренние ресурсы для дальнейшей полноценной жизни и работы.

Цели занятия.

  • Повышение сплоченности коллектива.

  • Снятие тревожности и агрессивности.

  • Приобретение навыков позитивного мышления.

  • Нахождение внутренних эмоциональных ресурсов, творческое самораскрытие.

  • Получение психологами диагностического материала и обратной связи от педа­гогов для анализа психологического климата в коллективе и уровня эмоцио­нального выгорания педагогов.

На занятиях педагогам транслируются следующие ценности:

  • нет безвыходных ситуаций;

  • каждый человек ценен и уникален;

  • жизнь каждого человека - это то, что он позволил себе иметь;

  • пока мы живы, нет ничего, чего нельзя было бы исправить.

Ход тренингогвого занятия:

  1. Вводное слово (2 мин)

Цель: ознакомление участников с содержанием предстоящего занятия.

- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на занятии.

На нем вы сможете:

  • ознакомиться с теоретической информацией по теме, которая позволит вам лучше понять особенности эмоциональных реакций человека на стресс и способы его профилактики, получить раздаточный материал по теме (если потребуется);

  • пройти индивидуальную диагностику, получить от психолога индивидуальную консультацию по ее результатам, а также ознакомиться с общими результатами;

  • узнать о себе много интересного, о чем вы, возможно, никогда еще не задумывались, увидеть свои внутренние эмоциональные ресурсы, проявить свой нераскрытый творческий потенциал, попробовать себя в новых ролях, найти ответы на вопросы, которые вас давно интересовали;

  • освободиться от части эмоционального груза вашей нелегкой работы, пообщаться

  • с коллегами в непринужденной обстановке, раскрепоститься, избавиться от некоторых внутренних зажимов, найти поддержку коллег и просто немного отдохнуть.

  1. Правила работы в группе (3 мин)

Правила работы:

  • доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);

  • общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того, над чем ведется работа);

  • персонификация высказываний (нет безличной речи, вместо «мы», «нас» употребляются «я», «для меня»);

  • обращение по имени;

  • искренность в общении (нет желания говорить правду - можно молчать);

  • активность (даже если упражнение кажется неинтересным - нужно его выполнять);

  • конфиденциальность;

  • недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек; «Он не прав», «Он мне не нравится», - а поступки: «Я не согласен с действиями...»);

  • отказ давать советы, если о них не просят;

  • уважение к говорящему (у каждого должна быть возможность высказаться);

  • ведущий всегда прав (может применять санкции при нарушении правил, например назначить нарушителя ответственным за соблюдение правил тренинга, лишить

  • на один круг права высказывать свое мнение).

  1. Диагностическая часть (10 мин)

Цель: выявление уровня развития разных видов эмоциональности (психомоторной, коммуникативной, интеллектуальной, общей) по методике Русалов В.М. «Методика диагностики эмоциональности педагога» (Приложение).

Инструкция: Сейчас вы заполните тест. Эта диагностика позволит вам уз­нать об уровне и индивидуальных особенностях вашего эмоционального напряжения, которое могло возникнуть в результате ежедневного стресса. Эта информация может оказаться неприятной, но она полезна. Старинная мудрость гласит: “Врага надо знать в лицо”, “Правильно поставленный диагноз - это уже половина пути к выздоровле­нию”. Вам мы диагнозов ставить не будем, но, узнав своего внутреннего врага, вы действительно лишите его прежнего всемогущества и начнете менять свою жизнь к лучшему.

Индивидуальные результаты этой диагностики будут обработаны и на следующем занятии выданы вам лично в руки в письменном виде, о них никому не будет известно. Поэтому, читая вопросы теста, не стремитесь выглядеть лучше или хуже, чем вы есть на самом деле, старайтесь отвечать честно, ведь это та возможность, которой стоит воспользоваться, чтобы улучшить свое самоощущение. Точность и полезность интерпретации вашего теста будет напрямую зависеть от честности ваших ответов. После за­нятия вы сможете подойти к психологу и индивидуально уточнить интересующие вас вопросы.

Вам предлагается ряд утверждений, описывающих способ поведения в самых типичных ситуациях. Постарайтесь наи­более точно представить ваше обычное поведение в этих ситуаци­ях и дайте быстрый ответ, который первым придет на ум: «не харак­терно» - 1 балл, «мало характерно» - 2 балла, «довольно характерно» - 3 балла, «характерно» - 4 балла.

  1. «Упражнение-разогрев «Пианино» (5 мин)

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание ощущения доверия и принятия в группе.

Инструкция. Участники сидят в кругу: правая рука каждого лежит на левой ладони сидящего справа, а левая - ладонью вверх лежит под правой рукой сидящего слева. Ведущий правой рукой (которая сверху) передает хлопок влево по кругу, хлопнув по раскрытой ладони сидящего слева, тот - следующему и т. д. Если кто-то сбился, пропустил, хлопнул раньше, чем ему передали хлопок, игра останавливается, руки меняются (правая снизу, левая сверху) и игра запускается в другую сторону с того, кто сбился. Задача - не ошибаться, внимательно следить за кругом, разогнаться до максимальной скорости передачи хлопка соседу.

  1. Основная часть(10 мин):

– Мы продолжаем осваивать эффективные средства профилактики про­фессионального выгорания, а именно способы саморегуляции и самовосстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей работы.

Ганс Селье: «Стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни». Альберт Эллис: «Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем». То есть все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.

Дистресс - это вредоносный стресс, который может иметь социально опасные последствия, в том числе неадекватное поведение.

Симптомы дистресса:

  • рассеянность;

  • ухудшение памяти;

  • повышенная возбудимость;

  • постоянная усталость;

  • потеря чувства юмора;

  • резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;

  • пристрастие к алкогольным напиткам;

  • отсутствие сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит);

  • иногда психосоматические боли в голове, спине, в области желудка;

  • полное отсутствие источников радости.

Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно «вытаскивать себя из болота»!

  1. Упражнение «Аукцион качеств» (15 мин)

Цель: развитие навыков анализа самопрезентации, умения различать свои сильные и слабые стороны, определять, чего не хватает для ощущения комфорта.

Материал: квадратные листочки для записей, можно без клеевой основы; ручки.

Инструкция. Участникам предлагается подумать о том, какие качества каждому из них меша­ют, а какие, наоборот, помогают. На листочках необходимо написать те качества, которых, по мнению участника, у него в избытке и которыми он хотел бы «поделиться» с другими.

Примечание. Участники записывают свои «избыточные» качества на листочках. После выполнения первой части упражнения предлагается выписать на листочки те качества, которых им не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно. Листочки с ответами участники оставляют у себя.

Слово ведущего: «Давайте сравним, каких листочков больше: тех, где записаны ваши качества, которыми вы могли бы поделиться, или листочков с качествами, которых вам не хватает.

А теперь мы организуем аукцион. Лотами будут ваши “избыточные” качества. Каждый из вас оставляет листочки на своем стуле, затем вы перемещаетесь по кругу по часо­вой стрелке и, читая качества, забираете эти листочки, если они вам нужны. Если такое качество находится, желающий может поделиться им - отдать листочек, где записано “избыточное” качество. Если такого качества нет, то все смотрят, есть ли у них что-то похожее, чем можно заменить, и предлагают варианты замены».

  1. Упражнение «Чемодан возможностей» (20 мин)

Цель: приобретение навыков позитивного мышления, осознание возможности положи­тельных изменений в жизни, визуализация желаний.

Материал: заготовки из двух склеенных одним краем листов формата А4, символизирующие раскрывающийся чемодан, с надписью на одной стороне «Чемодан возмож­ностей» - по числу участников; вырезки из журналов, клеевые карандаши, ножницы.

Инструкция ведущего: «Представьте, что вы не только получили листочек с написанным на нем качеством, но и приобрели само качество. Закройте глаза, если хотите. Помол­чите минуту. Почувствуйте, каково это - обладать таким долгожданным качеством. Как вы изменитесь внешне, как изменится ваше поведение, отношение к людям, интересы, взгляды на жизнь? Может, в вашей жизни произойдут важные перемены благодаря это­му качеству? Какие? Как на вас станут реагировать другие люди?

Теперь каждый из вас получит волшебный чемодан возможностей. А здесь (стол, на котором лежат вырезки из журналов и газет) находятся другие полезные вещи, о которых, наверное, вы даже не вспомнили. Вы можете сложить в свой чемодан все необходимое: карточки с качествами, которые вам подарили другие участ­ники, понравившиеся вам вырезки. А если чего-то нет, то вы можете это сами нарисо­вать прямо внутри своего чемодана. Наполните его тем, что пригодится вам в жизни».

  1. Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив - в позитив» (20 мин)

Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на жизненную ситуацию с разных позиций, на себя со стороны.

Материал: ватманы, фломастеры, карандаши.

Инструкция: «Вам нужно разделиться на мини-группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие участники не слышали ваших творческих замыслов. У каждой мини-группы будет лист ватмана, на котором нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некоей характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана. Вам дается на это 5 минут.

Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают. Вопрос такой: что вы видите на рисунке, какие символы используются, чтобы выразить эмоциональные страдания?

А теперь, авторы, назовите свой рисунок и скажите, каков был ваш изначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком. Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша задача - так изменить полученный вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что-то позитивное, можно дописывать фразы, придумать новое название. Давайте обсудим, как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой была идея авторов?»

  1. Обсуждение (5мин)

Цель: рефлексия, закрепление позитивных ощущений от занятия, подведение итогов занятия, обратная связь.

-Мы молодцы! Эта галерея образов останется на память.

А теперь покажите, чем вы наполнили свои чемоданы воз­можностей и расскажите об их содержимом, в чем оно вам пригодится. (Выступления участников.) Посмотрите, какие разные у вас получились чемоданы! Вы можете взять их с собой и открывать их, когда вдруг забудете, какую замечательную жизнь вы себе сегодня загадали. Вы можете их наполнять самостоятельно новыми предметами и сим­волами.

Давайте вспомним, что было на сегодняшнем занятии. Поделитесь с группой своими ощущениями:

  • Что вам было делать труднее всего?

  • Что не понравилось, что вызвало сопротивление? Как вы думаете, почему?

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Что нового вы узнали о себе?

  • Какой полезный опыт получили на этом занятии?

- Большое вам спасибо за плодотворную работу. Мы рады, что это за­нятие было вам полезно. На следующем занятии мы будем раздавать результаты диагностики и объяснять их, поэтому не пропускайте следующие занятия, где вы сможете поучаствовать в других интересных упражнениях и заданиях, которые мы приготовим для вас.

Спасибо! До следующей встречи.



Приложение.

Методика диагностики эмоциональности педагога (Русалов В.М.)

Цель: выявление уровня развития разных видов эмоциональности (психомоторной, коммуникативной, интеллектуальной, общей).

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, описывающих способ поведения в самых типичных ситуациях. Постарайтесь наи­более точно представить ваше обычное поведение в этих ситуаци­ях и дайте быстрый ответ, который первым придет на ум: «не харак­терно» - 1 балл, «мало характерно» - 2 балла, «довольно характерно» - 3 балла, «характерно» - 4 балла.

Текст опросника

  1. Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал.

  2. Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удоб­но мне это или нет.

  3. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполне­нии интеллектуальной работы.

  4. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.

  5. Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.

  6. Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.

  7. Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому.

  8. Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.

  9. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.

  10. Я никогда не опаздывал на свидание или на работу.

  11. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.

  12. Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой, требующей умственного напряжения.

  13. Меня часто огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.

  14. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успе­ваю записывать необходимую информацию.

  15. Я ранимый человек.

  16. Когда выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.

  17. Я переживаю, когда меня не понимают при разговоре.

  18. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

  19. Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.

  20. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отноше­ния с друзьями.

  21. В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.

  22. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.

  23. Меня огорчает то, что я физически менее развит, чем хоте­лось бы.

  24. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.

  25. У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.

  26. Я склонен преувеличивать свои неудачи, связанные с ум­ственной деятельностью.

  27. В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.

  28. У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.

  29. Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.

  30. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.

  31. Я иногда сплетничаю.

  32. Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выражен­ных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.

  33. Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости в спортивных играх на отдыхе.

  34. Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.

  35. Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремес­лом.

  36. Я сильно волнуюсь во время экзамена.

  37. Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.

  38. Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незна­чительные погрешности.

  39. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

  40. Я не стараюсь избегать конфликтов.

  41. Я нуждаюсь в людях, которые меня одобряют и утешают.

  42. Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.

Обработка результатов: Для подсчета баллов по той или иной шкале используется ключ. Подсчет производится путем суммирования баллов по шкале.

Ключ: Вопросы 2, 10, 18, 25, 31, 38 служат для проверки адекватности оценки испытуемым своего поведения. Испытуемые, набравшие по этой шкале 18 баллов и более, должны исключаться из дальней­шей обработки.

Шкала «психомоторная эмоциональность»: вопросы 4, 7, 8, 14, 16,23,27 28, 32, 33, 35, 38.

Шкала «интеллектуальная эмоциональность»: вопросы 1, 3, 5, 6, 12,13,19,22, 26, 30, 36, 37

Шкала «коммуникативная эмоциональность»: вопросы 9, 11, 15, 17 20,21,24, 29,34,40,41,42.

Интерпретация: По каждой из шкал можно набрать от 12 до 48 бал­лов. Низкие значения эмоциональности находятся в пределах до 25 баллов включительно, средние - от 26 до 34, высокие - 35 и более.

Сумма баллов по всем трем шкалам показывает величину об­щей эмоциональности. Норма - от 78 до102 баллов