СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 105 Купинского района
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №105 Купинского района ___________Н.В.Мельниченко «____» ________2021г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №105 Купинского района __________Т.Д.Екимова «___»__________2021г. |
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ОГЭ и ЕГЭ)
Составитель:
О.А.Брюханкова,
педагог-психолог
г. Купино, 2021г.
Пояснительная записка
Программа психолого–педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА направлена на выработку психологических качеств, умений и навыков у всех участников образовательного процесса, которые способны повысить эффективность подготовки и прохождения ГИА. Психологическая подготовка к итоговой аттестации формирует положительное отношение к ГИА, способствует развитию определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА. Формирование психологической готовности к ГИА включает в себя актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена, а так же формирование положительного эмоционального настроя.
Настоящая программа разработана на основе анализа процессов и обобщения опыта преподавательской и воспитательной деятельности педагогического коллектива и администрации МБОУ СОШ №105 в направлении подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ и ОГЭ.
Программа психолого – педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура психолого-педагогической программы сопровождения участников образовательного процесса при ГИА
Структура программы:
-План работы педагога-психолога по формированию психологической готовности выпускников.
-Диагностический мониторинг.
-Психологические занятия по формированию психологической готовности выпускников.
В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся:
Профилактика.
Цель – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах готовности к ОГЭ и ЕГЭ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Диагностическое направление (скрининг).
Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ОГЭ и ЕГЭ.
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Цель – создание условий для психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ и решения психологических проблем.
Консультирование (индивидуальное и групповое) учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ОГЭ и ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции.
Профилактическая работа.
Цель – проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ОГЭ и ЕГЭ.
Организационно-методическая работа.
Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.
Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Основными направлениями психологической подготовки субъектов образовательного процесса к сдаче ОГЭ и ЕГЭ являются: диагностическое – определение уровня психологической готовности у выпускников и ее коррекция; информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ОГЭ и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку.
Диагностическое направление
Методику изучения уровня психологической готовности у выпускников составляют две группы методов.
Первая группа методов направлена на оценку психологической готовности к ЕГЭ с позиций самих выпускников и их родителей.
Метод анкетирования: 1) анкета «Готовность к ЕГЭ»; 2) анкета «Определение выпускников группы риска».
Вторая группа методов направлена на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников. Рекомендуем использовать следующие методики:
1. Тесты на развитие внимания («Определение объема внимания», «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания», «Корректурные пробы Бурдона»)
2. Тест «Цезарь» для диагностики объема оперативной памяти.
3. Тест-опросник А.В.Зверькова и Е. В. Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции».
Возможное содержание групповых занятий с выпускниками включает:
- ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ОГЭ в аспекте психологической подготовленности учащихся;
- освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время ОГЭ.
Работа с учащимися
Выделяют следующие цели организации психологического сопровождения учеников в рамках психологической подготовки к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ:
1.Ознакомление с процедурой.
2.Формирование адекватного реалистичного мнения о ОГЭ и ЕГЭ.
3.Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
4.Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Психологическое сопровождение учеников реализуется следующими способами:
1.Психологическая диагностика. Проведение фронтальной диагностики учащихся выпускных классов: выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. По результатам проведенной диагностики составляется программа коррекционной работы и программа психологического сопровождения. Работа с группой поддержки ведётся в рамках индивидуальных или групповых консультаций, проведения тренинговых занятий корректирующей направленности.
2.Индивидуальное и групповое консультирование учащихся. Проведение консультативной работы с выпускниками по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче ОГЭ и ЕГЭ: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей;
3.Тренинговые занятия с учащимися. Групповые занятия по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), ознакомлении с процедурой сдачи экзаменов, проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности), выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).
4.Информационная поддержка. Составление, выпуск различной информационной литературы – буклеты, памятки, брошюры, оформление информационного стенда для учеников («Сдаем ОГЭ и ЕГЭ», «В день экзамена» и т.п.).
Работа с учителями
Успешность программы психологического сопровождения подготовки к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ зависит от комплексного подхода к решению данной проблемы в рамках не столько именно психологической работы, сколько в рамках психолого-педагогического взаимодействия школы и выпускника. Особенно важным следует считать блок психологической поддержки учителей, выпускающих своих учащихся на экзамены. От знания психологических особенностей развития и трудностей, возникающих у выпускников в процессе подготовки к экзаменам, зависит выбор стратегии их поддержки не только школьным психологом, но и учителем.
В реализации данного направления используются следующие формы работы:
1.Индивидуальное и групповое консультирование. Использование данной формы работы позволяет раскрыть перед учителями важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ.
2.Участие в педсоветах.
3.Составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.
4.Информационная поддержка. Выпуск материалов в печатном, электронном виде ориентированных на педагогов: памятки, буклеты и другой литературы. Содержание информационных материалов раскрывают следующие темы: создание благоприятной атмосферы в классе во время урока, методы эффективного взаимодействия с детьми группы риска, обучение контролю стрессовых состояний и т.п.
Работа с родителями (законными представителями) учащихся
Еще одним направлением работы является взаимодействие с родителями выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.
К тому же, родители могут служить транслятором психологического воздействия на детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к экзаменам, снижению стрессовых состояний, преодолении трудностей различного происхождения. Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.
Основные направления работы с родителями выпускников:
1.Индивидуальное и групповое консультирование. Проведение консультационных мероприятий с родителями выпускников по интересующим их темам. Одним из направлений работы является работа с родителями «тревожных» детей и с «тревожными» родителями, чтобы предотвратить перенос «тревожного» эмоционального состояния родителя на самого выпускника.
2.Участие в родительских собраниях.
3.Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных материалов для родителей выпускников в виде памяток, брошюр по различным темам: «Советы психолога», «Накануне экзамена» и т.п., оформление информационного стенда для родителей выпускников с советами педагога-психолога, размещение информации на сайте школы.
Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении ОГЭ и сдаче ЕГЭ. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей службе и личной жизни.
Принципы формирования программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГИА
В основу формирования программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в МКОУ СОШ №105 положены следующие принципы:
- комплексность,
- непрерывность,
- междисциплинарность,
- приоритет интересов ребенка,
- командный подход,
-согласованная работа всех специалистов сопровождения - педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, учителей-предметников и др.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
1.Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка.
Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка: информировать членов семьи об адекватных условиях прохождении ОГЭ и сдаче ЕГЭ ребенка, то есть способствовать созданию условий на уровне семьи и образовательного учреждения.Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель, то есть как реализуется принцип мультидисциплинарности (стереогнозиса). Это означает тесное взаимодействие, согласованность работы "команды" специалистов в ходе изучения ребенка (явления, ситуации): педагогов, психологов, и других специалистов, использование каждым специалистом научных методов исследования, что позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка.
2.Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблем при прохождении ОГЭ и сдаче ЕГЭ. Специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или когда найдет подход к ее решению. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.
3. Принцип системности сопровождения реализуется через единство диагностики, коррекции и развития - определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку, которые должны основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны - резервные возможности, на которые можно будет опираться при проведении работы с обучающимися 9, 11 -х классов.
Программа направлена на достижение следующих целей:
-Обеспечение психолого-педагогической поддержки учащимся, педагогам и родителям в период подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников;
-Координация взаимодействия преподавателей выпускных классов для равномерного распределения интенсивности учебной нагрузки на всем протяжении учебного года;
-Достижение стабильно высоких результатов аттестации, отражающих качество знаний в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
-Анализ, оценка и внедрение в практику наиболее эффективных методических приемов, обмен педагогическим опытом.
В процессе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и методические задачи:
-Достижение уровня информированности участников о процедуре и особенностях ЕГЭ, обеспечивающего сознательное и ответственное отношение к итоговой аттестации;
-Выбор, применение и отработка наиболее успешных приемов подготовки с учетом общих тенденций в освоении предмета и индивидуальных особенностей выпускников;
-Обеспечение промежуточного контроля уровня знаний, выявление «проблемных зон», корректировка этапных целей;
-Обучение учащихся навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах; понижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса, преодоление экзаменационных страхов.
Общая характеристика программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при ГИА
Актуальность и сложность подготовки к государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) выпускников 9 и 11 классов обусловлена тем, что она проводится в новой, отличной от традиционной формы, и является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. Она обеспечивает независимую и объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами.
В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к её прохождению. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) учащихся.
Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии:
- согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);
-определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);
- момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
В школе психологическая готовность обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ организуется на уровне всех субъектов образовательного процесса: учащихся 9- 11 классов, учителей-предметников, классных руководителей и родителей.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ОГЭ и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
Для решения этих задач педагогом-психологом Уфимцевой В.А. разработана Программа психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ.
Методологическое обоснование программы:
- Когнитивно-феноменологическая модель совладания со стрессом Р. Лазаруса и С. Фолкман;
- Теории личностно-деятельностного подхода к пониманию развития психики П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.;
- Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского;
- Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, В Франкл, Б.С. Братусь и др.).
Практическая значимость программы: разработанная программа может быть использована в практике психологов других образовательных учреждений, осуществляющих психологическую помощь выпускникам в подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Субъекты программы: педагог-психолог, классные руководители, выпускники 9 и 11-х классов, их родители (законные представители), учителя.
Основные формы работы: наблюдение за обучающимися на уроках и во внеурочное время, первичная диагностика, проведение итоговой диагностики, занятия с элементами тренинга, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии, индивидуальные консультации, формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально), оформление тематического стенда, выпуск буклетов, памяток, информационных листов.
Учебно-методические материалы: презентации, видеофильмы, кейсы, творческие задания.
Условия проведения: класс, кабинет педагога-психолога, актовый зал.
Планируемые результаты и система оценки внедрения программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при ГИА
Ожидаемые результаты:
| Критерии оценивания |
Сформированность адекватного, реалистичного мнения об экзамене. | Беседа, анкетирование. |
Позитивная установка на успешную сдачу экзамена. | Беседа, тестирование. |
Улучшение показателей внимания и памяти, интеллектуальной лабильности, УУД. | Наблюдение, тестирование, анкетирование. |
Сформированность конструктивной стратегии деятельности в период подготовки и на экзамене. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена. | Наблюдение, беседа, пробный экзамен. |
Снижение уровня тревожности и напряжённости в экзаменационный период. | Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. |
Сформированность УУД | Анкетирование. |
Этапы и сроки реализации программы
Работа по психологической готовности к ЕГЭ и ГИА осуществляется в три этапа:
1.Этап подготовительный (декабрь – февраль). Информационно – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей (групповая консультация в форме родительского собрания, индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети могут испытывать трудности в период подготовке к экзаменам). Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент).
2.Этап основной (март – май). Этот этап — самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа предполагается:
- формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ГИА и ЕГЭ;
-проведение цикла психологических занятий для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности;
-обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции;
-групповые и индивидуальные консультации участников образовательного процесса:«Психологическое сопровождение ГИА и ЕГЭ», «Психологический комфорт в семье во время экзаменов», «Пути достижения успеха на экзамене».
3.Этап аналитико-обобщающий (май — июнь). Составление аналитических материалов об особенностях, обучающихся с целью формирования рекомендаций учителям — предметникам, классным руководителям 9 -11-х классов. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА и ЕГЭ у выпускников. Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению (будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции).
План работы педагога-психолога по формированию психологической готовности выпускников
№ | Виды деятельности | Содержание | Цель | Сроки | Ответственные |
1.
| Работа с учащимися 9-11-х классов Диагностика. | 1. Тест Филлипса | Выявление уровня тревожности выпускников. | октябрь-ноябрь | Психолог |
|
| 2.Тест «Стресс»
| Выявление уровня стресса у выпускников. | декабрь | Психолог
|
|
| 3. Тест «Моральная устойчивость» | Выявление уровня моральной устойчивости. | февраль | Психолог
|
| Практическая работа
| Подготовка рекомендаций выпускникам по подготовке к ЕГЭ и ГИА | Дать рекомендации по подготовке к экзаменам
| декабрь- февраль | Психолог
|
2. | Индивидуальные и групповые занятия (по запросу) | 1. Как лучше подготовиться к экзаменам | Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам | октябрь | Психолог
|
|
| 2. Поведение на экзамене | Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена. | ноябрь | Психолог
|
|
| 3. Память и приёмы запоминания. | Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти | декабрь | Психолог
|
|
| 4. «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала» | Сообщить об эффективных способах запоминания большого объёма материала. | январь | Психолог
|
|
| 5. «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации». Сказка «Страус» | Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации. | февраль | Психолог
|
| Тренинг
| «Дорогу осилит идущий». «Мои установки». «Мобилизация – залог успеха на экзамене». «Открытие возможностей». «Дверь в себя». | Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему. | март-апрель | Психолог
|
| Оформление стенда для выпускников | «Время вспомнить о ЕГЭ и ГИА». | Информация по подготовке к экзаменам. | январь-февраль | Психолог |
3. | Работа с родителями выпускников | 1. «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ и ГИА». «Как противостоять стрессу».
| Знакомство родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена. Анализ подготовленности детей к предстоящим испытаниям. Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | февраль-март | Психолог совместно с зам.директора по УР
|
| Практическая работа
| Подготовка методических рекомендаций родителям. Памятка. | Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | февраль-март | Психолог
|
| Консультации | Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА. | Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог
|
4. | Работа с учителями -предметниками | Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу) | Выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог
|
| Практическая работа
| Подготовка методических рекомендаций учителям – предметникам по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Памятка. | Рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.
| ноябрь | Психолог
|
5. | Работа с классными руководителями. | Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА | Рекомендации учащимися по подготовке к экзаменам. | В течение года | Психолог, классные руководители |
| Практическая работа
| Подготовка методических рекомендаций классным руководителям по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Памятка. | Рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.
| октябрь | Психолог
|
6. | Нормативная документация | Оформление протокола родительского собрания. |
| февраль-март | Психолог, классные руководители, зам. директора по УР |
|
| Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. |
| сентябрь | Психолог |
3.3 Диагностический мониторинг психологической готовности к ГИА и ЕГЭ
№ | Название методик, автор, форма проведения | Форма отчётности | Как использованы результаты диагностики | Сроки проведения |
| «Шкала социально-ситуационной тревоги» Кондаша. | Заключение, сводная таблица. | Индивидуальные и групповые консультации с участниками образовательного процесса. Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с обучающимися. Групповые психологические занятия с обучающимися. | Декабрь, апрель |
| Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции». | |||
| «Самооценка психических состояний» Айзенка.
|
Содержание занятий по формированию психологической готовности выпускников
Формы и методы работы
-Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы.
-Ситуационно-ролевые игры, интерактивные упражнения, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия и направленные на решение задач программы.
-Групповое обсуждение как особая форма работы: направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы; ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и сбора ведущим информации о ходе работы.
-Групповая дискуссия.
-«Мозговой штурм».
-Техники саморегуляции.
-Ассоциативный метод.
-Метод развития критического мышления: синквейн.
- Метод рефлексии.
-Метод визуализации.
-Метафорические притчи и истории.
-Телесно-ориентированные техники.
Структура занятий
- Ритуал приветствия.
-Разминка.
-Введение в тему занятия (в основное содержание).
-Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
-Рефлексия прошедшего занятия.
-Ритуал прощания.
Тренинговые занятия
Занятие 1. Дорогу осилит идущий
Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на продуктивную подготовку к экзаменам и преодоление трудностей; снижение тревоги.
Выработка правил группы:
Цель: обсудить и принять правила группы как основы работы в тренинге.
Инструкция. Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, все выработанные правила записываются на доске.
Ведущий: Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять основные правила группы. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право добавить новые.
1. Постоянство. Каждый участник работает от начала и до конца работы группы и не опаздывает.
2. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.
3. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.
4. Искренность в общении и право сказать "нет". Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать "нет". Участники по возможности открыто выражают свои мысли и чувства. Если сообщаются сведения, то достоверные. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить, или действовать, то имеет право сказать "нет", но это должно быть сказано открыто.
5. Обращение по имени. В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.
6. Персонификация высказываний. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Больше говорить от себя лично: "Я считаю, что…" вместо " Некоторые думают…"
7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего следует оценивать не самих участников, а их действия (за исключением специально организованных процедур). Не "Ты мне не нравишься…", а " Мне не нравится, когда ты говоришь… или поступаешь…"
Обсуждение. В какой степени предложенные правила понятны вам? Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?
Упражнение «Сходства и отличия»
Цель: знакомство, позитивный настрой на работу.
Материал: большое блюдо с конфетами разной формы и разного сорта.
Инструкция. Перед вами – блюдо с самыми разными конфетами. Сейчас каждый из вас по очереди возьмет одну конфету, которая чем-то похожа на него. Когда все возьмут по конфете, мы с вами начнем «знакомиться». Вы по очереди называете свое имя и личное качество, которым вы похожи на выбранную вами конфету. Точно так же и люди отличаются друг от друга своими неповторимыми личностными качествами.
Обсуждение. Легко ли было выделить качество, которым вы похожи с выбранной конфетой? Какое у вас сейчас настроение? Какие возникли мысли?
Упражнение «Ассоциации»
Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу предстоящих экзаменов; способствовать выходу негативных мыслей.
Инструкция. Предлагаю назвать свою ассоциацию на слово «Экзамен». Постарайтесь не задумываться, говорите первое, что приходит в голову.
Обсуждение. Какие были интересные наблюдения в процессе упражнения? Что вы чувствуете?
Упражнение «Синквейн» на тему «ЕГЭ»
Цель: изучение отношения к экзамену; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общей задачи.
Инструкция. Участников просят сочинить пятистрочия, которые отражали бы их отношение к предстоящему экзамену (работа в группах). На сочинение дается 4-6 минут.
Первое слово – существительное.
Второе строка - два прилагательных.
Третья строка - три глагола или деепричастия, описывающие действия.
Четвертая строка - фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора.
Пятая строка - любое слово, отражающее общую суть темы стиха.
Зачитываются синквейны, обсуждение.
Обсуждение. Возникали ли сложности при написании синквейна? Изменилось ли отношение к ЕГЭ?
Упражнение «Живая картина»
Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения.
Материал: карточки с пословицами.
Инструкция. Группа делиться на 2 команды. Каждая команда придумывает сюжет известной пословицы или поговорки, а затем показывает их в виде пантомимы. Вторая команда должна её отгадать. Пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «Сделал дело – гуляй смело»; «Не зная броду, не суйся в воду»; «Что посеешь, то и пожнешь»; «Куй железо, пока горячо»; «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Обсуждение. Поделитесь впечатлениями.
Дискуссия-обсуждение притчи «Бабочка»
Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и ни на что другое у неё не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилия, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимы бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
Я просил сил, а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости, а Бог дал мне проблемы для разрешения. Я просил богатства, а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. Я просил возможности летать, а Бог дал мне препятствия, чтобы их преодолевал. Я просил любви, а Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я просил благ, а Бог дал мне возможности. Я ничего не получил из того, о чём просил, но я получил всё, что было мне нужно!!!
Обсуждение. О чем эта притча? Какие мысли возникли у вас после прослушивания притчи? А у вас всё есть для того, чтобы сдать экзамены?
Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
Цель: снятие напряжения после занятия, создание позитивного настроения.
Материал: мяч или мягкая игрушка.
Инструкция. Выпускникам предлагается похвалить себя за что-нибудь. «Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...».
Обсуждение. Трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытали при этом?
Рефлексия. Что принес вам первый тренинговый день? Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
Занятие 2. Мои установки
Цель: формировать объективное отношение к ЕГЭ; развивать уверенность в себе, навыки самоконтроля; способствовать снятию эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.
Упражнение «Я люблю… Я хочу…Я могу…»
Цель: положительный настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.
Инструкция. «Передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю…», затем «Я хочу…», и наконец, «Я могу…».
Обсуждение. Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?
Упражнение «Моечная машина»
Цель: усиление общего командного духа, развитие к способности к пониманию и поддержки другого.
Инструкция. Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Обсуждение. Что вы чувствуете? В какой роли было вам комфортней (машиной, мойкой или сушилкой)?
Упражнение «Десять заповедей…»
Цель: знакомство с негативными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена; формирование позитивного отношения к себе и веры в успех на экзаменах, развитие уверенности в своих силах, через переформулирование негативных установок в позитивные.
Инструкция. Учащимся предлагается ознакомиться с «Десятью заповедями неудачниками», на основе которых они могли бы составить «Десять заповедей удачника».
«Десять заповедей неудачника»:
- Всегда и везде жди от себя только неприятностей.
- Если на тебя неожиданно свалился успех, сделай все, чтоб не замечать его, убеждай себя и других, что это случайно.
- Будь последовательным и принципиальным. Не меняй своих принципов, убеждений.
- Выбери одно из двух – или придерживайся чужих советов, или действуй напролом.
- Изо всех сил уклоняйся от возможности проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.
- Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей.
- Побольше занимайся самооправданием. Во всех случаях задавай вопрос «Кто виноват?» и никогда «Что делать?».
- Относись ко многому легкомысленно.
- Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю дальнейшую жизнь.
- Избегай уважения и любви к себе.
Обсуждение. Трудно ли было переформулировать негативные установки в позитивные? Изменился ли у вас настрой к себе, к предстоящим экзаменам?
Упражнение «Моя рабочая неделя»
Цель: развитие умения анализировать эффективность распределения своей деятельности во времени; составление рекомендаций рабочей недели с рациональным распределением сил в течение недели.
Материал: бланки «Моя рабочая неделя»
Инструкция. Учащимся раздаются бланки «Моя рабочая неделя». На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами: красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым – со средней, зеленым – с отдыхами и развлечениями. Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня.
День недели | Утро | День | Вечер |
Понедельник |
|
|
|
Вторник |
|
|
|
Среда |
|
|
|
Четверг |
|
|
|
Пятница |
|
|
|
Суббота |
|
|
|
Воскресенье |
|
|
|
Обсуждение. В какое время может возникнуть напряжение, усталость? Что необходимо сделать, чтобы ваша рабочая неделя была наиболее продуктивной?
Упражнение «10 слов» (работа в командах)
Цель: создание позитивного настроя на сдачу ЕГЭ; снятие тревожности.
Инструкция. Суть его состоит в следующем: вы по очереди говорите по одному, любому, слову. Всего нужно назвать 9 слов, которые нужно будет записать на листах бумаги, лежащих у вас на столах. Десятое слово называет психолог: ЕГЭ.
Задача участников – написать рассказ с этими словами, не меняя порядок слов, чтобы в рассказе был смысл. Рассказ должен быть позитивный!
Обсуждения. Понравился ли вам рассказ? Какие у вас появились мысли после прослушивания рассказов?
Упражнение «Храм тишины»
( выполняется под спокойную, музыку для релаксации)
Цель: снятие внутреннего напряжения.
Для его выполнения займите удобное положение, выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на своём дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем Вашу грудную клетку и лёгкие. Сделайте полный вдох, затем несколько лёгких спокойных выдохов и приступайте к упражнению.
Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как Ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, выражение их лиц, фигуры… Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны… Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум,… гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть Вы услышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов… булочную… цветочный магазин… Может Вы представите в толпе знакомое лицо?... Подойдите и поприветствуйте этого человека. Или может быть, Вы пройдёте мимо? Остановитесь и подумайте, что Вы чувствуете на этой шумной деловой улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, Вы заметите большое здание, отличающиеся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: «ХРАМ ТИШИНЫ». Вы понимаете, что этот храм-место, где не слышны звуки, где никогда не было произнесено ни единого звука, ни одного слова. Вы подходите и трогаете тяжёлые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу оказываетесь, окружены полной и глубокой тишиной….
Кода Вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Запомните дорогу, которая ведёт к ХРАМУ ТИШИНЫ, чтобы Вы могли. Когда захотите, вновь вернуться туда.
Обсуждение. Как Вы себя теперь чествуете? Удалось ли вам, что-то представить?
Рефлексия. Что важного, интересного, полезного было для вас на этом занятии? Что удивило, оказалось неожиданным?
Занятие 3. Мобилизация – залог успеха на экзамене
Цель: знакомство выпускников с эффективными способами снятия нервно-психического напряжения, способами волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам; повышение сопротивляемости к стрессу.
Упражнение «Поздоровайся как…»
Цель: создание эмоционального настроя на занятие.
Инструкция. Учащимся предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются: здороваться как старые друзья; как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие; как дипломаты; как незнакомые; как поссорившиеся; как учителя.
Обсуждение. Как ваше настроение? Какой способ понравился больше всего?
Упражнение "Эксперимент"
Цель: моделирование ситуации, развитие концентрации внимания, подведение к теме и цели занятия.
Материал: карточки, на которых написан текст с хаотичным, на первый взгляд, набором букв.
Инструкция. Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его. Время выполнения задания 50 секунд. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание-модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено.
КАЖДыйучАСТНИкеДИнОгоГоСУДарсТвЕнНОгОэКзАмЕНаИсПЫТЫваетНеРвно-псиХИЧесКОЕНАПрЯЖЕНие, СКоТоРымИнуЖНоуМЕтьСпРАВЛяТЬСя.суЩес тВУЮтэфФекТивныесПосОБыеГоснЯТия.
Обсуждение. Уложились ли в отведенное время? Что понадобилось вам для быстрого выполнения этого задания? (умение концентрироваться, быть внимательным). Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вы выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Что мешало выполнять задание?
Ведущий: Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на нашем занятии? Чему мы будем учиться? Сегодня мы с вами продолжим психологическую подготовку к экзаменам и научимся различным способам снятия эмоционального напряжения.
Во многом результат нашей деятельности зависит от того, как мы относимся к тому, что мы делаем. Образно об этом написал Уолтер Рассел: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете... Так гласит восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов....Это пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления и болезни».
Упражнение «Мои ресурсы»
Цель: развитие интереса к поиску эффективных способов снижения нервно-психического напряжения, разработка рекомендаций по организации режима дня в период подготовки к экзаменам, составление формул самопрограммирования.
Материал: 3 листа ватмана, фломастеры.
Инструкция. Для работы предлагаю разделиться на 3 малые группы (деление по принципу 1ый,2ой,3ий используя время суток: утро, день, вечер).
Ведущий. А сейчас мы с вами организуем дискуссионный клуб «Мои ресурсы»
Участники разбиваются на 3 малые группы, выбирают в каждой группе секретаря, спикера, таймера и председателя.
Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы «мозгового штурма»; поощрять участие каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.
Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.
Ведущий напоминает группам значение понятие «мозговой штурм» и его принципы: выработать как можно больше идей; все идеи записываются; ни одна идея не отрицается; правила работы в группах.
Предлагаю вам задания для обсуждения. На работу вам дается 7 минут. Затем спикеры расскажут выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.
Задание 1-й группе: выберите и предложите эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.
Обсуждение. Какие способы вы хотели бы использовать?
Задание 2-й группе: 10 важных моментов в организации режима дня в период подготовки к экзаменам. Запишите 10 рекомендаций по организации режима дня.
Обсуждение. Что бы вы для себя взяли на заметку по организации режима дня?
Задание 3-й группе: формулы самопрограммирования для достижения цели. Дополните до 10 формул самопрограммирования.
Обсуждение. Какие формулы вы считаете наиболее эффективными?
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: снятие нервно-психического напряжения.
Инструкция. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.
Обсуждение. Как вы себя чувствуете? Удалось ли вам расслабиться?
Упражнение «Место покоя»
Ведущий. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно… Представьте себе его во всех деталях…Посмотрите вокруг что вы видите… Прислушайтесь, возможно до вас доносятся какие-то звуки…Возможно вы чувствуете дуновение ветра… Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте… Это ваше место покоя… Вас здесь никто не беспокоит…здесь вы можете отдохнуть от суеты… а теперь ещё раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться.
Обсуждение. Поделитесь впечатлениями. Удалось ли найти «место покоя»? Как ясно и чётко вы смогли себе его представить? Как изменилось самочувствие?
Это упражнение помогает успокоиться и восстановить силы.
Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Какой способ снятия нервно-психического напряжения показался наиболее подходящим лично для вас? Какие открытия вы сделали для себя?
Занятие 4. Открытие возможностей
Цель: обучение приемам эффективного запоминания и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене.
Упражнение «Энерджайзер»
Цель: формирование позитивного эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Инструкция. Сейчас вы можете свободно ходить по комнате. По моему хлопку вы должны будете выполнить моё задание. Начнём! (Включить музыку)
Распределитесь в группы на тех и поздоровайтесь, у кого есть часы и у кого их нет; по длине волос (длинные, средние и короткие); по росту (высокие и не очень); по цвету глаз; по настроению, которое вы сейчас испытываете.
Обсуждение. Какое у вас настроение?
Упражнение «Снежный ком»
Цель: развитие умения внимательно слушать и запоминать.
Инструкция. Упражнение выполняется в круге. Первый участник произносит любое слово. Следующий по кругу участник произносит предыдущее, а затем любое другое. Следующий произносит предыдущие два и добавляет одно свое и т.д.
Обсуждение. Какие способности необходимы были вам для успешного выполнения задания?
Упражнение «Визуализация»
Цель: развитие произвольной памяти, используя прием визуализации.
Материал: карточки-памятки для учащихся "Рекомендации по заучиванию материала".
Инструкция. Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут:
1. Лев, нападающий на антилопу.
2. Собака, виляющая хвостом.
3. Муха в вашем супе.
4. Миндальное печенье в коробке.
5. Молния в темноте.
6. Пятно на вашей любимой одежде.
7. Бриллиант, сверкающий на солнце.
8. Крик ужаса в ночи.
9. Радость материнства.
10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька.
А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.
Обсуждение. Сколько картинок вам удалось записать?
Ведущий. Для достижения наибольшей продуктивности в запоминании материала при подготовке к ЕГЭ важно знать некоторые правила и рекомендации.
Рекомендации по заучиванию материала:
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Золотое правило хорошего запоминания — интеллектуальная работа с материалом.
Упражнение «Выражение мысли другими словами»
Цель: умение оперировать словами, точно выражать мысли.
Инструкция. Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.
Обсуждение. Возникали ли у вас трудности при выполнении данного упражнения? Как вы думаете, какие способности развивало это задание?
Упражнение «Встать по числу»
Цель: развитие у выпускников умения понимать друг друга без слов, навыков самоконтроля; выработка общей тактики в группе.
Инструкция. Ведущий называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как ведущий скажет «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине - 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
Обсуждение. Что помогало вам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение? На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать? Какая у вас была тактика?
Упражнение «Пожелания»
Цель: повышение уровня жизненного оптимизма; снятие барьеров общения; развитие умения делать приятное окружающим.
Участникам сообщается: «Я предлагаю вам написать свои пожелания на листочках бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече.
Обсуждение. Трудно ли было написать пожелания? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше пожелание?
Рефлексия. Как себя чувствуете? Что больше всего запомнилось? Что важное узнали для себя? Что было самым трудным?
Занятие 5. Дверь в себя
Цель: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, выработке позитивного самоотношения и настроя на успешную сдачу экзаменов; на основе формирования навыков саморефлексии и самопознания развивать умения ставить цели, принимать решения.
Упражнение «Найди пару»
Цель: развитие прогностических возможностей и интуиции; развитие заинтересованности.
Инструкция. Каждый участник получает листочек с названием своего сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Малыш и Карлсон и т.д. Участники должны отыскать свою «вторую половину», опрашивая друг друга невербально.
Обсуждение. Трудно ли было найти свою пару? Что вы чувствовали в ходе игры?
Упражнение "Откровенно говоря"
Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.
Материал: карточки с написанными на них незаконченными предложениями.
Инструкция. На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как считаете нужным. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними.
Содержание карточек: Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах... Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам... Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе... Откровенно говоря, когда я прихожу домой... Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов... Откровенно говоря, когда у меня свободное время... Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку... Откровенно говоря, когда я волнуюсь... Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями... Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах... Откровенно говоря, когда я прихожу на консультацию...Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге...
Обсуждение. Трудно ли было заканчивать предложенные фразы? Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы? Каковы ваши жизненные важнейшие цели на настоящий момент?
Упражнение «Мои эмоции»
Цель: активизация артистических способностей, достижение состояния раскованности и свободы, выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.
Материал: карточки с различными эмоциями, на которых отмечены эмоции и части тела человека. На карточках могут быть следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги», «Удивление. Брови».
Инструкция. Я сейчас вам раздам карточки, на которых написаны эмоциональные состояния и части тела человека. Вам нужно будет прочитать и изобразить эмоцию. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. Задача группы — отгадать, какую эмоцию хотел изобразить выступающий.
Обсуждение. Что значат для вас эмоции? Какую роль они играют в жизни человека? В каких жизненных ситуациях они могут возникнуть? Трудно было узнать эмоции другого человека?
Упражнение «Представление о достигнутом успехе»
Цель: обучить методу визуализации по осознанию достигнутого успеха в сдаче экзаменов.
Ведущий. Успех вселяет чувство собственного достоинства. Если Вы представите, что успешно сдали экзамены, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Я сейчас открою вам очень важный секрет: наши мысли - определяют нашу судьбу. Поэтому мы должны выстраивать свои мысли и делать себе правильные внушения.
Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли своей цели – сдали успешно экзамены. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы счастливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите!
Обсуждение. Что вы чувствуете? Удалось ли вам представить, что вы успешно сдали экзамен? (Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе).
Рефлексия. О чем сегодняшнее занятие заставило вас призадуматься? Попытались ли вы глубже взглянуть внутрь себя? Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если нет, то почему? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания. Чтобы вы хотели пожелать себе? Чтобы вы хотели пожелать тренеру?
В конце занятия взяться всем за руки и сказать «Удачи на ЕГЭ».
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер
- Экран
- Мультимедийный проектор
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009 – 184 с. – (Психолог в школе).
4. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
5. Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» Е.Ю. Шрагина, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Радинец», СВАО, г.Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rcoi68.ru/files/reg/2012/oido100.pdf.
6. Готовимся к ЕГЭ. Тренинг для старшеклассников. Т. Липская, аспирант, О. Кузьменкова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии ОГПУ, Оренбург. Журнал Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" №9/2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800911.
7. Официальный Информационный портал Единого государственного Экзамена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege.edu.ru/.
8. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену «Путь к успеху» Н. Стебнева, Н. Королева журнал Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" № 29/2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200302904.