Муниципальное бюджетное образовательное учреждени
Марьевская средняя образовательная школа
Утверждаю
директор школы МБОУ Марьевская СОШ
__________________Быкадоров В.Н.
Приказ № от 00.00.2017 г.
Программа
психологического сопровождения
ФГОС
в 5-9 классах
Школьный психолог
Кляченко Ольга Николаевна
Пояснительная записка.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока :
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Представим названные блоки УУД более подробно.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В основу программы легли Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки6.10.2009 г № 373; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002).
Цель программы - обеспечение психолого-педагогических условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима. Обеспечение специализированных условий предполагает выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ.
Задачи программы:
1) выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
2) реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и осо-
бенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3) создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участника-ми образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
Методы работы: пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение.
Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.
Контингент: все участники образовательного процесса 5-9 классов.
Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС
Участие в разработке и реализации системы оценки УДД участие в разработке системы оценивания УДД; диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности; помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов | Создание развивающей среды просветительская и консультативная работа с родителями; развивающая психологическая работа с педагогами | Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми групповая развивающая работа; коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая); участие в работе консилиумов |
Основные направления деятельности школьной психологической службы
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Все обозначенные выше направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС отражены в следующих этапах деятельности педагога-психолога.
Этапы реализации программы.
I этап (V класс) Переход учащегося на новую ступень образования
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся V классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психо-логической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации. Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность. В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с ООП (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы консилиума), обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология» И.В. Дубровиной, программа Селевко.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
II этап Психолого-педагогическое сопровождение учащихся VI–VIII классов
1. Работа по сопровождению VI–VIII классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
2. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе
3. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.
4. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.
III этап Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся IX классов
В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов? направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
2. Проведение профильных элективных курсов.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в IX классе.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.
Содержание работы по основным направлениям.
Организационно - методическое направление.
Данное направление включает следующие виды деятельности:
Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.
Обсуждение возможных путей реализации ФГОС в конкретном образовательной организации.
Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.
Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.
Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.
Совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.
Диагностическое направление
I этап (V класс) Переход учащегося на новую ступень образования
№ | УУД | Диагностические методики | Сроки |
1 | Личностные | 1.Тест школьной тревожности Филипса. 2.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой 3.Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн 4.Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации». | Сентябрь-октябрь |
Нравственно-эстетическое оценивание | 5.Анкетирование уровня воспитанности. |
2 | Коммуникативные | 1.Методика «Индекс сплоченности» Сишора. |
3 | Регулятивные | 1.Выявление упорства школьников к умственной деятельности. 2.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровкой |
4 | Познавательные | 1.Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова. 2. Тест на оценку самостоятельности мышления. |
II этап Психолого-педагогическое сопровождение учащихся VI–VIII классов
№ | УУД | Диагностические методики | Сроки |
1 | Личностные | 1.Тест школьной тревожности Филипса. 2.Методика экспресс-диагностики эмпатии И.Юсупов. 3.Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн | Ноябрь-январь |
Нравственно-эстетическое оценивание | 1.Анкетирование уровня воспитанности. |
2 | Коммуникативные | 1.Методика КОС (В.Синявский). 2.Методика «Индекс сплоченности» Сишора. 3.Методика «Оценка отношений подростка с классом» |
3 | Регулятивные | 1.Выявление упорства школьников к умственной деятельности. 2. Опросник для оценки своего упорства Е.Ильин 3.Опросник для оценки своего упорства Е.Ильин |
4 | Познавательные | 1.Тест Равенна. 2.Тест Вартегга «Круги» |
III этап Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся IX классов
№ | УУД | Диагностические методики | Сроки |
| Личностные | 1.Профориентационная анкета Е.Климов. 2.Тест «Профессиональный тип личности». 3.Карта самооценки склонностей. | Февраль |
| Нравственно-эстетическое оценивание | 1.Анкетирование уровня воспитанности. |
| Коммуникативные | 1.Методика КОС (В.Синявский). 2.Методика «Индекс сплоченности» Сишора. 3.Методика «Оценка отношений подростка с классом» |
| Регулятивные | 1.Выявление упорства школьников к умственной деятельности. 2.Тест «Измерение рациональности». 3. Опросник для оценки своего упорства Е.Ильин 4.Опросник для оценки своего упорства Е.Ильин |
| Познавательные | 1.Методика ШТУР 2.Методика Е.Ильина «Измерение рациональности». |
Коррекционно – развивающее направление
Цель развивающей деятельности – формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
Структура группового занятия со школьниками.
Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).
Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
При проведении занятий используются методы:
психолого-педагогические игры;
развивающие упражнения;
диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);
рисуночные методы.
Принципы проведения занятий:
Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.
Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности первоклассников.
Деятельностный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности.
Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных особенностей учащихся.
Рефлексия.
Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
Конфиденциальность.
Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.
Примерная тематика коррекционно-развивающих курсов для обучающихся начального звена
| Название курса | Класс | Форма организации | Цель курса |
1. | «Я-пятиклассник» | 1 класс | Развивающие адаптационные занятия с классом | Помощь детям в адаптации к изменившимся условиям обучения |
2. | «Четыре путешествия» | 5-6 классы | Развивающие занятия с классом | Развитие социально-психологических навыков |
3. | «Этика человеческих отношений» | 7-8 классы | Развивающие занятия с классом | Развитие социально-психологических навыков |
4. | Психологическое сопровождение профессионального самоопределения «Твой выбор» | 9 класс | Профилактические занятия с классом | Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий. |
Консультативное направление
| Консультации | Контингент | Сроки |
1. | Индивидуальные консультации по проблемам адаптации | Родители, учителя | Сентябрь, октябрь |
3. | Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся. | Педагоги | В теч. года |
4. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам) | Родители | В теч. года |
5. | Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся основной школы | Педагоги | Апрель, май |
6. | Индивидуальные консультации учащихся (по запросу) | Учащиеся | В теч. года |
Консультирование и просвещение педагогов | Консультирование и просвещение родителей |
«Возрастные особенности подростков», «Эмоциональное благополучие пятиклассников», «Профилактика трудностей в учебе» «Детская агрессивность. Пути решения проблемы», «Профилактика конфликтов в школьной среде», «Развитие познавательных процессов в учебной деятельности» Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают школьные трудности. Индивидуальные и групповые консультации педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся. | Данное направление включает разные формы работы с родителями: -информационные; - проблемные Классные родительские собрания на темы: «Психологические трудности адаптации пятиклассников к школьному обучению», «Как развивать самостоятельность? Помощь родителей», «Возрастные задачи и трудности девятиклассников», «Как помочь подготовиться к сдаче ГИА?», «Как уберечь подростков от влияния вредных привычек?» «Подросток и семья. Стили родительского воспитания», «Выбор профессии- важный шаг в жизни». Памятки, печатные рекомендации на стенде, информация на сайте школы |
Список литературы
Жаркова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В.В.Рубцова,М.2010
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010