СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Рабочий бюро бытовых услуг

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Рабочий бюро бытовых услуг»

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

государственное бюджетное образовательное учреждение

Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



Утверждаю

директор ГБОУ Ермолаевская

коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ОВЗ


____________ В.В. Заболотный

«__» ___________2023г.


Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31.08.23г.





ПРОГРАММА


для подготовки квалифицированных рабочих в коррекционных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья






Код ОКПДТР 17530

Профессия: Рабочий бюро бытовых услуг

(срок обучения: 3 года, возраст детей 16-18 лет)









Автор – составитель программы:

Терехина Н.В. – учитель технологии





Пояснительная записка

Основная программа профессионального обучения «Рабочий бюро бытовых услуг» разработана в соответствии с:

- Приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года №515 «Перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их деятельности»;

- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;

- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Приказом Министерства образования Республики Башкортостан №2329 от 20.08.2008г. «Об образовании начального профессионального обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»


В условиях социально-экономических перемен в России особую остроту приобрела проблема личности. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации ребенка не зависимо от уровня его психофизического развития, является сегодня одной из приоритетных задач. Особенно в этом нуждаются дети с отклонениями в развитии и острота проблемы определяется устойчивым за последнее десятилетие увеличение числа людей с интеллектуальной недостаточностью на фоне сокращения общей численности россиян.

Подростки с ограниченными возможностями здоровья формально не являются инвалидами и, оканчивая школу, остаются предоставленными сами себе – без специальности, пополняя тем самым «группы риска» и криминальную среду. Вовремя выведенные на инвалидность дети не могут определиться в жизни, найти себе место из-за отставания от нормы не только в психическом, но часто и в физическом развитии. Их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни.

Проблема жизнеобеспечения лиц с психофизическими нарушениями остается недостаточно разрешенной, так как выпускники школ с ограниченными возможностями здоровья не могут в полной мере реализовать свои гражданские и конституционные права. Складывающиеся в обществе социально-экономические условия еще более обостряют эту проблему, предают ей особую актуальность.

Актуальность профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется необходимостью реализации задач «Федеральной целевой программы модернизации российского образования на 2006-2010 годы» в части повышения эффективности социализации выпускников школ.

Профессиональная подготовка выпускников коррекционных образовательных учреждений имеет свои особенности, связанные с компетенцией и коррекцией недостатков физического и умственного развития обучающихся.

Новизна - профессиональная подготовка должна обеспечить обучающихся с отклонениями в развитии такое обучение, которое готовило бы их к применению своих возможностей по той или иной сфере производительного труда и социальной адаптации на основании специальных педагогических подходов.

Учитывая все проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и желание по возможности социально защитить и облегчить их жизнедеятельность, возникла необходимость продления периода профессиональной подготовки в условиях коррекционных образовательных учреждениях.

Рабочий бюро бытовых услуг — это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку незащищенным слоям населения (пенсионеры, инвалиды и др.).

Предоставление надомных услуг является одной из основных форм социального обслуживания, направленное на максимально возможное продление пребывания – получателей социальных услуг в привычной для них социальной среде.

Предоставление надомных услуг направлено на организованное индивидуальное обслуживание уязвимых групп населения (прежде всего инвалидов и людей пожилого возраста) с целью решения их медико-социальных проблем, трудной жизненной ситуаций, профилактики расстройств, улучшения состояния здоровья и повышения качества жизни.

Качество социального обслуживания на дому во многом зависит от профессионализма кадров, осуществляющих данный вид деятельности. Профессионализм рабочего бюро бытовых услуг складывается из профессиональных знаний, навыков, умений.

Личные качества:

Профессия рабочего бюро бытовых услуг в первую очередь требует высокого уровня гуманности, развитую интуицию, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную сложившуюся ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи.

Личностные качества должны также включать порядочность, честность, бескорыстие. Для получения желаемых результатов работник должен быть целеустремлённым, трудолюбивым и ответственным. Вместе с этим эмоциональная устойчивость, спокойствие и приятный голос помогут добиться доверия нуждающихся в помощи людей.

Место работы:

Дома-интернаты для пожилых людей, центры социального обслуживания, помощь пожилым людям на дому и т.д.


Общая характеристика профессионального модуля


В содержание программы включены: пояснительная записка, профессиональные характеристики, общие квалификационные требования, учебный план, содержание программы по годам обучения, список литературы.

Учебная программа составлена с учетом требований к профессии.

За период обучения количество часов 1560 из них: в 10 классе – 525 часов; в 11 классе – 525 часов; в 12 классе – 510 часов. Основой профессиональной подготовки является производственное обучение, которое делиться на три этапа:

  1. Ознакомление с деятельностью профессии «Рабочий бюро бытовых услуг».

  2. Обучение в оказании социально-бытовых услуг людям пожилого возраста на дому.

  3. Обеспечение кратковременного присмотра за детьми.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснения, а также практические упражнения, производственная практика.

Цель реализации:овладение указанным видом профессиональной деятельности и социализации обучающихся, которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

обучающие: обучить практическому опыту по оказанию социально-бытовых услуг, первой медицинской помощи, поддержки лицам пожилого возраста и инвалидам на дому;формирование прикладных, трудовых, творческих умений.

воспитательные: способствовать воспитанию творческой активности, гуманности по отношению к «человеку-нуждающемуся»;формирование чувство самоконтроля.

развивающие: способствовать формированию у обучающихся логического мышления;содействовать формированию всесторонней развитости личности.

мотивационные: создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;развивать активную деятельность.

Обучающиеся школы после окончания 9 класса сдают экзамены по профессионально-трудовому обучению и получают свидетельство об окончании коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Выпускники, которые не могут обучаться в профессионально-технических училищах, принимаются в профессиональные 10-12 классы по профессии «Рабочий бюро бытовых услуг» и проходят итоговую аттестации с присвоением квалификации по специальности на основе сдачи квалификационных экзаменов и получают свидетельство об уровне квалификации государственного образца.

Ставиться задача формирования, необходимых в самостоятельной жизнедеятельности социально-эмоциональных умений – войти в контакт с окружающими, правильно реагировать на различные ситуации, варьировать свое поведение с учетом возраста.

Образовательная программа ориентирована на формирование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональных функций, на воспитание у них соответствующих профессиональных и личностных качеств, необходимых для осуществления деятельности в системе социальной защиты населения.

Область профессиональной деятельности выпускников: проведение работ по оказанию социальной помощи на дому лицам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), в рамках действующей системы здравоохранения и социального развития.

 Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

лица пожилого возраста и инвалиды, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

социальная помощь на дому в трудной жизненной ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам;

средства оказания социальной помощи.

Обучающийся по профессии Рабочий бюро бытовых услуг готовится к следующим видам деятельности:

оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому.

Результаты освоения профессионального модуля


Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2. Способность организовывать собственную деятельность. Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК-6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому.

ПК-1. Оказывать социально-бытовые услуги лицам пожилого возраста и инвалидам на дому.

ПК-2. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-медицинских услуг, оказывать первую медицинскую помощь.

ПК-3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК-4. Диагностировать трудную жизненную ситуацию у лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья с определением видов необходимой помощи.

ПК-5. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК-6. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ПК-7. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

оказания социально-бытовых услуг, первой медицинской помощи, первичной психологической поддержки лицам пожилого возраста и инвалидам на дому;

уметь:

- оформлять необходимую документацию по направлениям своей деятельности;

- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с современными требованиями;

- организовывать и поддерживать беседу, отслеживать изменения физического и психического состояний клиентов;

- выполнять процедуры, связанные с наблюдением за состоянием здоровья гражданина;

- оказывать консультативную помощь клиенту по социально-бытовым вопросам;

- работать с профессиональной документацией;

- проводить социально-бытовое обслуживание клиента;

- оказывать помощь в решении социально-бытовых вопросов;

- оказывать помощь в организации ритуальных услуг;

знать:

- профессионально-личностные требования к работнику бюро бытовых услуг;

- основные понятия и формы медико-социальной помощи населению;

- особенности состояния здоровья, болезней, диетотерапии лиц пожилого и старческого возраста;

- правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у лиц пожилого возрастаи инвалидов;

- психологические особенности лиц пожилого возраста и инвалидов;

- особенности ухода за лицами пожилого возрастаи инвалидами на дому;

- санитарно-гигиенические требования по уходу за лицами пожилого возрастаи инвалидами на дому;

- нормативно-правовое обеспечение организации социально-бытового обслуживания лиц пожилого возрастаи инвалидов на дому;

- основы охраны труда и техники безопасности;

- критерии качества оказания социально-бытовых услуг.



Учебный план по профессиональному обучению

Срок обучения 3 года


Разделы, темы

Всего часов

1 год

10 класс

2 год

11 класс

3 год

12 класс

1

Теоретические основы социальной работы

56

27

16

13

2

Организация социальной работы в РФ и РБ

57

20

20

17

3

Основы делопроизводства

99

33

37

29

4

Безопасность жизнедеятельности

57

20

19

18

5

Основы профессионального общения

108

45

37

26

6

Социально-медицинские основы профессиональной деятельности

96

39

31

26

8

Основы социально-бытового обслуживания

202

70

72

60

9

Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи

93

42

28

23

10

Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидом на дому

239

84

93

62

11

Лечебная физкультура

57

27

20

10

12

Производственное обучение

254

53

75

126

13

Производственная практика

180

50

62

68

14

Консультации

15



15

Экзамен

2



2


Итого:

1515

510

510

495













Содержание профессионального модуля


Раздел 1. Теоретические основы социальной работы

10 класс

Тематика Введение в профессию. Социальная работа как вид социальной деятельности. Понятие социальной работы. Объект социальной работы. Субъект социальной работы. Принципы социальной работы.

11 класс

ТематикаОсновные концепции социальной работы. Понятие благотворительности в социальной работе и основные ее формы. Местное самоуправление в социальной работе.

12 класс

ТематикаЗарубежный опыт социальной работы: общее и особенное. Международные аспекты социального сотрудничества. Основные международные центры социального сотрудничества. Международное сотрудничество в решении социальных проблем пожилых людей. Система социальной защиты лиц пожилого возраста в субъектах РФ. Международное сотрудничество в области защиты прав инвалидов. Система социальной защиты прав инвалидов в субъектах РФ. Международное сотрудничество по проблемам укрепления семьи. Система социальной защиты семьи в субъектах РФ. Социальная работа с пожилыми людьми. Социальная работа как показатель развития правового социального государства. Основные понятия социальной работы. Основные направления государственно-правовой поддержки социальной работы.


Раздел 2. Организация социальной работы в Российской Федерации и Республики Башкортостан

10 класс

Тематика Общие понятия социальной защиты и социального обеспечения. Общее понятие и характеристика государственной системы социального обеспечения. Государственная пенсионная система. Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат. Государственная система социальных услуг (социального обслуживания). Государственная система предоставления медицинской помощи и лечения. Система государственной социальной помощи).

11 класс

Тематика Общие понятия организации социальной работы в РФ и РБ. Характеристика органов социального обеспечения и понятие об организации их работы. Организация работы государственных органов социального обеспечения населения. Организация социальной работы в РФ и РБ в различных сферах жизнедеятельности Организация работы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан.

12 класс

Тематика Организация обеспечения граждан по обязательному социальному страхованию. Организация работы фонда социального страхования в РФ и РБ, местных органов. Осуществление обеспечения граждан пособиями в организациях. Характеристика системы государственных органов по обеспечению занятости населения. Организация работы органов, осуществляющих медицинскую помощь гражданам. Общее понятие охраны здоровья, медицинской помощи гражданам и ее осуществление. Общая характеристика обязательного медицинского страхования.

Практическое занятие и самостоятельная работа: «Особенности современной социальной работы», «Особенности социального обслуживания населения», «Анализ деятельности территориальных социальных служб в регионе», «Особенности деятельности стационарных учреждений социальной защиты в регионе», «Особенности деятельности негосударственных служб и организаций в социальной работе в регионе».

Экскурсии в учреждения: Служба занятости населения; Пенсионный фонд; Служба социальной защиты


Раздел 3. Основы делопроизводства

10 класс

Тематика Общие сведения о предмете; его задачи. Понятие о делопроизводстве и документе; документирование. Основные сведения из истории делопроизводства; этапы исторического развития делопроизводства в России. Документ как носитель информации; виды документов в зависимости от способа исполнения. Понятия: «официальный документ», «подлинник официального документа», «подлинный документ», «оригинал», «копия», «личный документ», «документ личного происхождения». Документ как предмет и результат труда в деятельности. Виды документов; их классификации. Виды организационно-распорядительных документов в соответствии с классификацией. Юридическое значение документов. Бланки документов предприятия (фирмы); виды. Единые требования и правила оформления документов управления (стандарты); их значение к документам, управленческого труда. Требование к документам, изготовленным с помощью печатных устройств. Дизайн бланка: его значение. Реквизиты бланков (документов); состав и назначение; правила оформления реквизитов документов. Расположение основных реквизитов документов.

Практические работы: Оформление документа. Составление отчета. Составление заявления. Составление докладной записки. Составление личного письма. Составление объяснительной записки. Составление договора. Составление акта.

11 класс

Тематика Современное деловое письмо. Деловая переписка. Правила оформления делового письма. Состав реквизитов официального письма. Особенности официального письма. Виды писем по содержанию и назначению. Сопроводительные письма и их назначение. Договорные письма и их назначение. Информационные письма и их назначение. Особенности текста писем. Порядок составления писем с учетом назначения. Международные письма и их значение. Набор и расположение реквизитов письма. Стиль текста. Правила хранения документов. Организационная документация: устав, положение, инструкция. Распорядительные документы: приказы, указания, решения, постановления, распоряжения. Доклад и отчет. Составляющие элементы доклада: вступление, основная часть, выводы, рекомендации, резюме. Информационно-справочные документы. Основные виды: справки, акты, объяснительные и докладные записки, телеграммы, факсы. Телефонограммы. Язык и стиль служебных документов. Электронное делопроизводство. Документы по личному составу. Виды документов по личному составу. Трудовые контракты (договор). Приказы (о приеме, увольнении, переводе). Трудовые книжки, личные карточки. Основные требования к оформлению. Обеспечение сохранности и соблюдение конфиденциальности. Правила хранения. Документы личного характера. Виды и назначение личных документов. Общие требования к тексту. Правила хранения. Заявление. Формы и бланки заявлений. Правила заполнения, оформления. Резюме его применение. Требования к составлению и оформлению. Автобиография. Расписка. Доверенность. Виды доверенностей и их сроки действия. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан. Обращения граждан как средство охраны прав личности. Формы обращений: предложения, заявления, жалобы; их определения. Основные правила подачи обращений граждан. Организация работы с обращениями граждан в учреждениях, организациях.

Практическая работа: Составление делового письма. Составление письма-просьбы. Составление сопроводительного письма. Составление информационного письма. Составление письма-приглашения. Составление письма-подтверждения. Правила написания доклада. Правила написания отчета. Правила написания резюме. Протокол. Порядок составления справок, оформления и выдачи сотрудникам. Особенности оформления факса, передачи, приема. Личные дела (досье). Состав документов личного дела. Содержание документов. Правила составления, оформления. Правила оформления папки личных дел. Оформление обложки. Порядок подшивания документов и внесения в них изменений. Правила хранения дел. Особенности формирования дел с обращениями граждан и правила их хранения. Формирование личных дел. Назначение, содержание, порядок составления.

12 класс

Тематика Организация работы с документами. Основные виды работ с документами. Общее понятие номенклатуры дел. Составление номенклатуры дел. Формирование дел. Группировки дел. Требования к документам, формируемым в дело. Виды документов, формируемых в самостоятельное дело. Способы оформления дел. Хранение дел. Архив предприятия и его назначение. Порядок уничтожения документов дел. Документы простые и сложные. Роль ПВЭМ в документационном управлении предприятием. Программы для составления и обработки служебных документов. Основные правила и приемы создания документов в текстовых редакторах. Компьютерные технологии подготовки табличных документов. Хранение документов в дисковой памяти. Порядок обмена электронными документами. Возможности электронной почты.

Практическаяи самостоятельная работа: Составление проекта документа. Составление текстового документа на ПЭВМ. Составление табличного документа. Печать и проверка правильности оформления документа. Подписание, утверждение документа руководителем. Подписание, утверждение документа руководителем. Текущее хранение и использование. Формирование дел. Передача на архивное хранение или уничтожение документов.


Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности

10 класс

Тематика Что такое ОБЖ? Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные, техногенные, экологические и социальные. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций экологического и социального характера; возможные последствия. Меры по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций. Общие требования к производственной безопасности технических систем и технологических процессов.

11 класс

ТематикаГражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Основные понятия гражданской обороны (ГО). Задачи гражданской обороны. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях Организация управления гражданской обороной. Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты.

12 класс

ТематикаОсновы первой медицинской помощи. Помощь при травматических повреждениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при различных видах травм. Первая помощь при переломах. Виды ран и общие правила оказания первой помощи. Способы остановки кровотечения. Помощь при синдроме длительного сдавливания. Помощь при отравлениях. Помощь при шоке. Помощь при ожогах. Помощь при отморожениях. Помощь при электротравме. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни. Вредные привычки. Факторы риска. Организация туда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.


Раздел 5. Основы профессионального общения

10 класс

Тематика Общение как механизм взаимодействия в социальной сфере. Общение: понятие и сущность.Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны делового общения.

11 класс

Тематика Особенности и формы делового общения. Краткая характеристика форм делового общения. Особенности этикета в деловом общении. Методы стимулирования критического и творческого мышления специалистов по социальной работе.

12 класс

Тематика Основы культуры речи специалиста по социальной работе. Литературный язык – основа культуры речи. Понятия культуры речи. Устная и письменная речь. Нормы произношения и ударения. Функциональные стили современного русского языка. Понятность речи. Классификация споров. Культура спора. Роли и ролевое поведение специалиста по социальной работе в социальной службе. Факторы успешного общения. Общительность, контактность, коммуникативная совместимость. Стиль общения как фактор успешности. Мужской и женский стили общения. Стратегии воздействия на человека. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Трудности общения в разных возрастах. Дефицитное общение. Одиночество. Отчужденность. Неумение управлять собой. Способы преодоления ограничений.


Раздел 6. Социально-медицинские основы профессиональной деятельности

10 класс

Тематика Понятие социальной медицины. Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности. Цель социально-медицинской работы. Направления социально-медицинской работы. Объект социально-медицинской работы. Группа биологического риска. Группа социального риска. Группа медицинского риска. Формирование основ социально-медицинской работы в России. Виды систем учреждений здравоохранения. Структура поликлиники. Структура больницы. Структура больницы. Отделения медики-социальной помощи. Гериатрические центры. Гериатрические больницы. Дома сестринского ухода и хосписы. Стационарные учреждения социальной помощи. Взаимосвязь медицинских и социальных учреждений. Социально-медицинская работа в сельском здравоохранении. Центры социального обслуживания. Основные ценности социальной медицины – общественное здоровье. Фундаментальные связи между понятиями «общественное здоровье» и «здоровое общество». Два противоположных аспекта понятия «качество жизни» как самостоятельного критерия социального статуса.

Учебная практика

Оказание консультативной помощи по социально-медицинским вопросам. Выявление основных проблем физического здоровья. Патронаж при госпитализации лиц пожилого возраста и инвалидов..

11 класс

Тематика Основные понятия и задачи социальной медицины. Здоровье, болезнь, предболезнь, профилактика. Общественное и индивидуальное здоровье. Здоровье и образ жизни. Здоровье и наследственность. Организация здравоохранения. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья. Льготные медико-социальные услуги. Обеспечение лекарственными средствами. Организация санитарно-курортного лечения. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Медико-социальная помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. Медико-социальная работа с травматологическими больными. Медико-социальная помощь больным психиатрического профиля. Медико-социальные проблемы, связанные с туберкулезом. Медико-социальная работа с больными онкологического профиля. Медико-социальные проблемы инкурабельных больных. Организация социальной помощи больным в хосписе. Содержание профессиональной деятельности рабочего бюро бытовых услуг в хосписе.

12 класс

Тематика Социальные болезни и болезни общества. Классификация болезней. Факторы риска заболеванию. Что такое «высокий риск заболевания», факторы и причины на него влияющие. Профессиональные болезни. Социальная медицина и экологические проблемы в России. Врожденные и приобретенные болезни. Глобальное постарение населения. Профилактика заболеваний первичная и вторичная. Основные заболевания различных органов и систем в пожилом и престарелом возрасте. Особенности организма в пожилом и престарелом возрасте. Основы ухода за больными людьми. Понятие ухода. Уход общий и специальный. Медико-социальный патронат в практике рабочего бюро бытовых услуг.

Практические работы: Образ жизни и его составляющие. Стиль, качество, уровень, уклад жизни. Особенности организма в пожилом и престарелом возрасте. Личная гигиена больного. Первая помощь при неотложных состояниях. Обследование клиента с целью выявления медико-социальных проблем. Составление медико-социальной карты. Осуществление ухода за больным (на фантомах). Осуществление медико-социального патроната к пожилым и престарелым людям (совместно со специалистом по социальной работе). Осуществлять анализ составляющих образа жизни клиента.



Раздел 7. Основы социально-бытового обслуживания

10 класс

ТематикаНормативно-правовое обеспечение организации социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Социально-бытовое обслуживание населения, сущность и классификация. Перечень социально-бытовых услуг. Объекты и субъекты социально-бытового обслуживания. Категории граждан, обслуживаемых в социально-бытовом отделении. Организационные технологии в сфере социально-бытового обслуживания. Порядок процесса оказания социально-бытовых услуг, предоставляемых в рамках государственного стандарта. Отделения социально-бытового обслуживания на дому, его задачи и категории граждан, обслуживаемых в этих отделениях. Порядок постановки на обслуживание в социально-бытовое отделение. Последовательность действий для предоставления социальных услуг на дому. Проведение оценки индивидуальной нуждаемости заявителя (потенциального клиента) в предоставлении отдельных форм социального обслуживания. Последовательность действий при приеме документов для предоставления социального обслуживания на дому. Последовательность действий при заключении договора на предоставление социального обслуживания на дому. Последовательность действий при прекращении предоставления социального обслуживания на дому. Качество социально-бытовых услуг. Порядок и условия оплаты гарантированных социальных услуг. Социально-бытовое обслуживание ветеранов Великой Отечественной войны. Порядок предоставления бесплатно, с частичной или полной оплатой социальных услуг, входящих в федеральный перечень гарантированных государством.Социально-бытовые услуги и их роль в социальной поддержке малообеспеченного населения. Определение оценки индивидуальной нуждаемости потенциальных получателей социальных услуг ЦСО. Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе в «Стандартах классификации практической социальной работы».В чем выражается эффективность социальной работы, какие факторы на нее влияют? Гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социально-бытового обслуживания. Информационное обеспечение социально-бытового облуживания.

Практическое занятие на тему: Социально-бытовая помощь - в отделениях дневного пребывания в отделениях временного пребывания, в службах срочной социальной помощи. Объекты и субъекты социально-бытового обслуживания. Моделирование социально-бытового обслуживания Последовательность действий для предоставления социальных услуг на дому. Алгоритм действий по заключению договоров на социальное обслуживание и их расторжение. Составить расчеты по определению размера оплаты за социальные услуги.

Самостоятельная работа. Написать реферат на тему: «Особенности ухода за инвалидами». «Социально-бытовые услуги и их роль в социальной поддержке малообеспеченного населения

11 класс

Тематика Основные направления социально-бытового обслуживания. Социально-бытовое обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Жилищно-бытовое обслуживание.Наличие мебели. Личные вещи. Бытовая техника. Приготовление пищи. Оказание помощи в организации ритуальных услуг. Служба длительного ухода за пожилыми людьми на дому под названием «Хоспис на дому». Проект «Приёмная семья» для граждан пожилого возраста.Системы командной работы по осуществлению ухода на дому.Развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.Отделение натуральной помощи и услуг предназначено для реализации товаров и бытовых услуг по социально низким ценам. Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных норматив.Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Специализированное жилье. Предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, нуждающимся в такой помощи. Формирование комплексных мобильных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах во всех сельских центрах. Организация дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активномупередвижению; людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Приобретения получателями социальных услуг дополнительных знаний и навыков. Стационарные учреждения для престарелых и инвалидов.Дом-интернат для престарелых и инвалидов. Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов. Психоневрологический интернат. Геронтологический центр.

Практическое занятие: Жилищно-бытовые функции человека. Моделирование профессиональных ситуаций по оказанию консультативной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.Определение типов приспособления к старости и проблем людей пожилого возраста.Составить перечень социально-бытовых проблем престарелых. Анализ теорий социально-психологических проблем пожилых людей.

Самостоятельная работа.Написать реферат на тему: «Защита прав и законных интересов престарелых и инвалидов», «Основные направления социально-бытового обслуживания».

12 класс

Тематика Социально-бытовое обслуживание и решение социально-бытовых вопросов. Работа по обеспечению безопасности лиц пожилого возраста и инвалидов:доступность жилья пожилого человека, доступность информационного поля, доступность телефонной связи. Попасть в квартиру. Передвижение по улице и квартире: наличие поручней в квартире, расположенных, в стратегически важных местах; трости; ходунки; кресла-коляски. Трудно садиться и вставать. Трудно принимать ванну. Безопасность на кухне. Плохое зрение. Плохой слух. Проблемы с приемом лекарств. Санитарные приспособления. Повседневная безопасность. Прием пищи. Крючки для застегивания пуговиц. Дистанционное управление бытовой техникой. Меньше хлама больше табуреток. Сложность достижения объектов. Чтение и письмо. Ручка.

Практическое занятие:Составить инструкцию по социально-бытовому обслуживанию. Составить перечень социально-бытовых проблем престарелых. Изготовление приспособлений облегчающих жизнь. Составление схемы жилого помещения удобного для клиента.

Школа ухода за престарелыми и лежачими клиентами

Самостоятельная внеаудиторная работа:Написать реферат на тему: «Помощь пожилым и инвалидам в оборудовании квартиры и изготовлении приспособлений, облегчающих жизнь», «Техника изготовления приспособлений облегчающих жизнь».



Раздел 8. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей

10 класс

Тематика Основы социальной защиты женщин, детей и семьи. Основы фелинологии. Основы семьеведения. Структура и функции семьи. Психологический климат в семье. Типы семей. Дезорганизация семьи. Кризис института семьи. Юридическое понятие семьи. Семейно-правовые отношения. Права ребенка. Права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних родителей. Социальные проблемы семьи.

11 класс

Тематика Семейная политика в РФ. Специфика работы с «группами риска». Проблемы многодетных, неполных и многопоколенных семей. Проблемы молодёжи и молодых семей. Проблема здоровья молодого поколения. Половое воспитание и его проблемы. Основы государственной молодёжной политики. Трудовая занятость подростков.

12 класс

Тематика Молодые семьи. Структура молодой семьи. Основные проблемы молодой семьи. Социальная защита молодой семьи. Развитие ребенка первых трех лет жизни и уход за ними. Дети от 1 года до 3 лет. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Определение, значимость проблемы. Понятие «инвалид» и «ограничение жизнедеятельности». Инвалиды детства. Причины, приводящие к инвалидности. Особенности медико-социального патронажа семьи, имеющей ребенка-инвалида. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Основные проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная защита детей-инвалидов. Система действий социального работника в семье ребенка-инвалида.

Практическая работа: Социальная история семьи. Социальная история клиента. Уход за детьми младенческого возраста в повседневной деятельности.Уход за детьми раннего возраста в повседневной деятельности. Присмотр за детьми дошкольного возраста в повседневной деятельности. Присмотр и уход за детьми с ОВЗ и инвалидностью в повседневной деятельности. Психологические особенности детей с ОВЗ. Оказание первой помощи детям при ухудшении их самочувствия.


Раздел 9. Осуществление социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов

10 класс

Тематика Старость как социальная проблема. Проблемы старения современного общества: изменение демографических показателей, сферы социальных отношений, профессиональной ориентации пожилых людей и т.д. Изменение функциональных способностей и здоровья пожилых людей. Дополнительные механизмы демографического старения. Группы риска пожилых людей, нуждающихся и инвалидов. Неоднородность пожилых людей по демографическим, экономическим, культурно-образовательным и другим видам статуса. Зависимость от близких, окружающих, социума. Степень подвижности и объем самообслуживания. Социальная активность пожилых людей и инвалидов в связи со старением организма: трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая. Трудовая жизненная ситуация для пожилых людей и инвалидов. Трудовая жизненная ситуация, «социальные риски» для пожилых людей: мало обеспеченность; одиночество; конфликты; неспособность к самообслуживанию и т.д. определение инвалидности. Причины нарушения жизнедеятельности. Социальные проблемы инвалидов.

Практическая работа: Определение трудной жизненной ситуации пожилых людей и инвалидов. Жилищно-бытовые функции человека. Изготовление приспособлений облегчающие жизнь. Социально-бытовая помощь – в службе срочной социальной помощи. Адресная социально-бытовая помощь. Сфера социально-бытового обслуживания. Объекты социально-бытового обслуживания. Субъекты социально-бытового обслуживания. Оказание социально-бытовых услуг. Услуги, предоставляемые социально-бытовым отделением. Социально-бытовое обслуживание на дому. Порядок оплаты услуг, предоставляемых в социально-бытовом отделении. Социально-бытовая помощь инвалидам. Социально-бытовое обслуживание и решение социально-бытовых вопросов. Применение современной социально-бытовой помощи.

11 класс

Тематика Социально-бытовое обслуживание пожилых людей и инвалидов.Основные направления развития системы социального обслуживания пожилых и инвалидов. Виды социальной помощи. Принципы социального обслуживания. Право пожилых людей и инвалидов на социальное обслуживание. Формы социально-бытового обслуживания на дому. Особенности предоставления социальных услуг пожилым и инвалидам. Социальный патронаж как вид социального обслуживания на дому. Оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-гигиенических, социально-правовых услуг пожилым и инвалидам. Оказание социальным работником помощи в получении льгот и иных социальных выплат. Ритуальные услуги.Технология социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов на дому.Выявление пожилых и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому. Установление контакта с клиентом. Предварительная оценка нуждаемости в социально-бытовых услугах. Определение объема и характера повседневной деятельности пожилого человека и инвалида. Анализ потребности в услугах, их значимости и первоочередности. Разработка программы социально-бытовой помощи на дому. Оценка полученных результатов. Саморефлексия деятельности социального работника.Социальное обслуживание терминальных больных на дому.Хоспис на дому для неизлечимых и тяжелобольных людей. Контролирование боли тяжелобольного, управление реакциями. Оказание социально-психологической, духовной поддержки умирающему и его семье. Особенности деятельности социального работника при обслуживании таких больных. Качество социальных услуг.Национальные стандарты РФ как важный фактор повышения качества социального обслуживания населения. Стандартизация социальных услуг. Переход от принципа категориальности к принципу учета индивидуальных особенностей и потребностей пожилых людей и инвалидов. Основные национальные стандарты РФ в области социального обслуживания. Критерии оценки качества предоставления социальных услуг. Основные требования к качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Учебная практика: Технология социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов на дому. Особенности и качество социальных услуг. Временное проживание на полном государственном обеспечении. Помощь пожилым-инвалидам. Защита прав и законных интересов детей-инвалидов. Мероприятия по осуществлению помощи пожилым людям.

12 класс

Тематика Профессиональная этика социального работника. Виды профессиональной морали. Этика взаимоотношений с клиентом. Ценности и этические проблемы практики социальной работы. Этические проблемы взаимоотношений между социальными службами, социальным работником и клиентом. Принципы моральных взаимоотношений с клиентом при выработке плана действий. Этикет социального работника. Влияние медико-социальных факторов на состояние и здоровье лицам пожилого возраста и инвалидов. Генетическая и социальная обусловленность здоровья. Особенности здоровья старшего поколения. Медико-психологические методы и организация медицинской помощи лицам пожилого возраста и инвалидам. Нормативно-правовое обеспечение, правовая защита инвалидов. Санитарно-гигиенические методы по уходу за лицами пожилого возраста и инвалидами. Гигиенические требования по уходу за лицами пожилого возраста и инвалидами на дому. Медико-социальная помощь лицам с ограниченными возможностями. Питание пожилых людей и инвалидов. Первая доврачебная помощь. Методы и средства ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами. Законодательство РФ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в получении социальных услуг. Социально-бытовые услуги и их роль в социальной поддержке. Информационное обеспечение социально-бытовой работы. Жилищно-бытовое обслуживание. Социально-бытовое обслуживание и решение социально-бытовых вопросов. Консультативная социально-бытовая помощь. Социально-бытовые услуги лицам пожилого возраста и инвалидам на дому. Услуги, предоставляемые на льготных условиях или условиях полной оплаты.

Учебная практика: Нормы поведения на улице, в общине. Нормы поведения в семье клиента, на работе клиента. Нормы поведения в общественных местах (транспорте, объединениях). Особенности этического общения с клиентами-мужчинами и женщинами. Моральная ответственность перед клиентом. Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами. Принцип моральной ответственности пред обществом. Этические требования к профессиональному поведению и ценностям в этических кодексах социальных работников разных стран мира. Гуманистическая направленность личности. Личная и социальная ответственность. Развитость чувства добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека. Терпеливость, вежливость, порядочность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость. Личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Социальный интеллект. Активность, поведение и деятельность. Профессиональный отбор социальных работников. Критерии методики определения профессиональной пригодности к социальной работе. Характеристика моральной направленности социальной работы. Структура нравственных норм социальной работы. Право клиента. Мера независимости клиента(самоопределение и самостоятельность). Манипулирование поведением клиента. Преобладание метода индивидуальной работы с клиентом. Этические аспекты первичного учета особенностей клиента. Этические стороны оценки проблемы клиента. Этические стороны оценки проблемы клиента. Принципы моральных взаимоотношений с клиентом при выработке плана действий. Особенности ухода за лицами пожилого возраста и инвалидами. Гигиена больного. Правила приема лекарств. Повреждение костно-суставного аппарата. Травма черепа. Мышечный скелет. Понятие о неотложных состояниях. Классификация травм. Ушибы, ранения, укусы животных, кровотечения. Зубы и уход за ними. Гигиена слуха и зрения. Неотложная помощь при острых состояниях: отравлениях, терминальных состояниях. Транспортировка и сопровождение клиента в лечебно-профилактическое учреждение. Патронаж при госпитализации клиента. Пищевой рацион лиц пожилого возраста и инвалидов. Диетотерапия. Лечебные манипуляции. Системы здравоохранения и самосовершенствование. Жилищно-бытовые функции человека. Изготовление приспособлений облегчающих жизнь. Социально-бытовая помощь - в отделениях дневного пребывания. Социально-бытовая помощь - в отделениях временного пребывания. Социально-бытовая помощь - в службах срочной социальной помощи. Адресная социально-бытовая помощь. Сфера социального обслуживания. Оказание социально-бытовых услуг. Услуги, предоставляемые социально-бытовым отделением. Социально-бытовое обслуживание на дому. Порядок оплаты услуг, предоставляемых в социально-бытовом отделении. Социально-бытовая помощь инвалидам. Помощь инвалидам и пожилым людям. Школа ухода за престарелыми и лежащими клиентами. Моделирование социально-бытового обслуживания. Применение современной социально-бытовой помощи. Организация деятельности волонтёров.


Раздел 10. Лечебная физкультура

10 класс

Тематика ЛФК как часть физического воспитания. Методические основы ЛФК. Физиология физических упражнений. Классификация физических упражнений в ЛФК. Средства, методы и формы ЛФК. Показания и противопоказания к ЛФК. Периоды реабилитации в системе ЛФК. Скелетные мышцы. Понятие о классическом массаже и его роли в системе реабилитационных мероприятий. Понятие о релаксации мышц.

11 класс

Тематика Лечебная физкультура при частных заболеваниях. ЛФК при сердечно-сосудистых заболеваниях. ЛФК при инфаркте миокарда и хронической ишемической болезни сердца. Физкультура при заболеваниях органов дыхания. Упражнения при заболеваниях органов пищеварения. Лечебные комплексы при заболеваниях обмена веществ. Физкультура при спастических параличах. Физические упражнения при повреждениях позвоночника, осложненных травмой спинного мозга. Гимнастика при беременности и в послеродовом периоде. ЛФК при нарушениях осанки. ЛФК при остеохондрозе позвоночника. Лечебная физкультура при заболеваниях суставов.

12 класс

ТематикаЛечебная физкультура при травмах и повреждениях. Вывихи и растяжения. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. Плоскостопие. Нарушение осанки. Лечебная физкультура для детей школьного возраста. Физическая физкультура для детей с ослабленным здоровьем. Ожирение. Физические упражнения для долголетия.


Производственная практика

  1. Применение правил и техники общения.

  2. Оказание первичной психологической поддержки клиенту.

  3. Составление плана беседы, консультирования.

  4. Составление отчета о деятельности работника бюро бытовых услуг.

  5. Обследование клиента с целью выявления медико-социальных проблем.

  6. Составление медико-социальной карты.

  7. Осуществление ухода за больным (на фантомах).

  8. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (на фантомах).

  9. Осуществлять анализ составляющих образа жизни клиента.

  10. Определение категорий пожилых и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому.

  11. Определение типа семьи пожилого человека.

  12. Выявление затруднений пожилых и инвалидов.

  13. Оказание социально-бытовых услуг пожилым и инвалидам на дому.

  14. Динамические наблюдения за пожилыми и инвалидами при повторных посещениях на дому.

  15. Работа с текущей документацией рабочего бюро бытовых услуг, оказывающего социально-бытовое обслуживание пожилых и инвалидов на дому.

  16. Заполнение квитанция оплаты коммунальных услуг в соответствии с требованиями к оформлению и заданными нормами

  17. Оформление заказа на ремонт помещения, взаимодействие с соответствующей организацией или физическим лицом

  18. Заполнение документов, бланков, написание их под диктовку клиента.

  19. Написание письма, приобретение конвертов и марок, заполнение адреса, посещение отделения связи с целью отправки корреспонденции.

  20. Оформление профессиональной документации (журнал индивидуального учета работы, отчеты, планы, дневники работы, договора) в соответствии с нормами заполнения

  21. Выполнение комплекса работ по уборке помещения: удаление пыли, мытье полов и окон т.д.

  22. Сбор и сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка в соответствии

  23. Посещение библиотеки и доставка нужной литературы (книгами, журналами, газетами) на дом (по мере необходимости)

  24. Помощь в приобретении билетов в театр, выставки, другие зрелищные мероприятия, сопровождение (по мере необходимости)

  25. Предоставление транспорта при необходимости перевоза престарелых и инвалидов в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, в соответствии с состоянием здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом

  26. Оценка состояние клиента при вызове скорой помощи.

  27. Осуществление патронажа при госпитализации клиента.

  28. Общий уход за больными с различными видами заболевания.

  29. Приемы ведения общения

  30. Составление и реализация плана мероприятий по поддержанию социальных контактов престарелыми и инвалидами

  31. Составление акта обследования для определения социального обслуживания на дому пожилому человеку или инвалиду в соответствии с типовой формой

  32. Консультирование лиц пожилого возраста и инвалидов по вопросам получения социально-правовых услуг.

  33. Оформление документов (на получение пенсии, льгот, пособий, материальной помощи, жалоб) в соответствии установленными требованиями, предъявляемыми к данному виду документов

  34. Составление плана по изучению личностных особенностей престарелых и инвалидов в соответствии с заданной ситуацией;

  35. Обеспечение кратковременного присмотра за детьми.


Формирование УУД (БУД)

При изучении данной программы по профилю «Рабочий бюро бытовых услуг» обеспечивает­ся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду­щей социализации и стратификации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индиви­дуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интере­сов, а также на основе формирования уважительного отно­шения к труду;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образова­тельной и профессиональной карьеры, осознание необходи­мости общественно полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации;

  • формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятель­ности в сфере технологий, к рациональному ведению домаш­него хозяйства;

  • формирование основ экологической культуры, соответ­ствующей современному уровню экологического мышле­ния; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера; формирование индиви­дуально-личностных позиций учащихся.



Метапредметные результаты:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб­ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск но­вых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объ­ектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • осознанное использование речевых средств в соответст­вии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организацион­ного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно­логий (ИКТ); выбор для решения познавательных и комму­никативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками; согласование и ко­ординация совместной познавательно-трудовой деятельно­сти с другими её участниками; объективное оценивание вкла­да своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-­трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологиче­ской культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникатив­ной, социальной практике и профессиональной ориента­ции.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества; формирование целостного представ­ления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения ме­тодов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствую­щих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях созда­ния объектов труда;

  • уяснение социальных и экологических последствий разви­тия технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание ви­дов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологическихпроцессах;оценка техно­логических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проекти­рования и создания объектов труда;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь зна­ний по разным учебным предметам для решения приклад­ных учебных задач; применение общенаучных знаний по пред­метам естественно-математического цикла в процессе под­готовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса тру­да; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и обо­рудования с учётом требований технологии и материально - энергетических ресурсов;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, пра­вил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и тех­нологической информации в соответствии с коммуникатив­ной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и из мерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сло­жившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной пред­метной деятельности; осознание ответственности за качест­во результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потреб­ностями и требованиями других участников познавательно­-трудовой деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, свя­занных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору про­филя технологической подготовки в старших классах пол­ной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способно­сти и готовности к предпринимательской деятельности;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие эко­логической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы­полненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований экономики;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах худо­жественно-прикладного творчества; художественное оформ­ление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное со­держание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении при­школьного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом пози­ции другого и уметь согласовывать свои действия; устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуа­цию, учитывать намерения и способы коммуникации парт­нёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием реше­ния и осуществлением выбора; аргументирование своей точ­ки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждеб­ным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и пись­менной речью;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологи­ческих операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проект­ной деятельности.





















Список литературы

  1. Введение в специальность «Социальная работа»: Учебное пособие/Сост. Р. Б.Квеско, О. И.Тюкульмина – Томск: Изд-во ТПУ, 20с.

  2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреж­дений сред.проф. образования / В.П.Галаганов. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с.

  3. Галаганов В.П. Организация работы социального обеспечения в Российской Федерации: учебник/В.П. Галаганов.-М.:КНОРУС,2010.-160с.

  4. Горбунова М.Ю. Общая социология: конспект лекций

  5. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. М: Издательский центр «Академия», 2007.

  6. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения : конспект лекций. — М. :Юрайт-Издат, 2007. — 187 с.

  7. Зубкова Т.С.Организация и содержание работы по социальной защи­те женщин, детей и семьи: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т. С.Зубкова, Н. В.Тимошина. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с

  8. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практика социального работника.-М.,2001

  9. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред.проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Про­копенко. — 9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 336 с.

  10. Кузин Ф. А.Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.- 320 с

  11. Курс лекций «Основы профессионального общения»

  12. Малофеев И. В. Социальные услуги в системе социального обслужи­вания населения / И. В. Малофеев. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 176 с.

  13. Нагорнова А.Ю. Теория и технология социальной работы с по­жилыми людьми. Ульяновск: УлГПУ, 2012. 149 с.

  14. Румынина Л. А. Документационное обеспечение управления : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Л. А. Румынина. — 6-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 224 с

  15. Солдатенко С.А. Основы социальной медицины: учебно-методическое пособие - Кемерово: Кемеровский профессионально-технический колледж, 2011. - 274с.

  16. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!