СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы кружка по истории для учащихся 5-7 классов "Машина времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы кружка по истории расчитана на учащихся 5-7 классов. Направлене на повышения интереса учащихся к предмету и индивидуализацию работы с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Программа работы кружка по истории для учащихся 5-7 классов "Машина времени"»

Рассмотрено

Руководитель МО

__________/ ___________________/

Протокол от ____________. № ____


Согласовано

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани

__________/__________________/

«________» сентября 20____ г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани

__________/ А.Г. Урманчеева /

Приказ от _________№ _______








Программа работы кружка «Машина времени»

для учащихся 5-х, 6-х классов

МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани

на 2018-2019, 2019-2020 уч. год


Учитель истории и обществознания: Тумакаева Зухра Наилевна




Принято на заседании

Педагогического совета

МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер»

Приволжского района г.Казани

Протокол от «___» ______.20___г. № ___



Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, края, района в ближайшей перспективе. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Программа учителя истории предполагает организацию системной и результативной работы педагога по подготовке учащихся к предметным олимпиадам по истории и обществознанию на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Нормативно-правовые документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года. 3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы". 4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы». 5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является, развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем: 1. Неприязнь к школе, так как учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 4. Их волнуют вопросы философского характера. 5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Педагогическая целесообразность

Интерес учащихся к углубленному изучению истории и обществознания и ограниченное количество часов на изучение этих предметов в школьной программе – вот противоречие, которое можно разрешить на занятиях кружка. Именно в рамках дополнительного образования возможно более глубокое изучение материала, которое позволит разрешить это противоречие. В рамках кружковой работы возможно формирование устойчивых навыков использования теоретических знаний для решения практических задач разного уровня.

Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление историко-обществоведческих знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, особенностей.

Актуальность программы состоит, прежде всего, в том, что, приток свежих кадров в науку (весьма мал. Поэтому столь необходимо заинтересовать школьников, особенно на уровне основного общего образования, которые находятся на стадии выбора своего будущего жизненного пути или уже делают выбор своей дальнейшей жизни и деятельности, проблемами историко-обществоведческих наук; помочь в саморазвитии истоической культуры, осознания ответственности подрастающего поколения за ситуацию, помочь им научиться самостоятельно мыслить и проводить исследования.


Цели и задачи программы «Машина времени»


Цель программы: создание системы деятельности учителя истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Основные задачи:

1. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

2. Создание методики выявления одарённых детей;

3. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

4. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

5. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;

6. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

7. Создание банка данных «Одаренные дети».

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми по истории и обществознанию:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.


Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой, которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.

Дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, необходимо прививать устойчивый интерес детей к предмету – истории.

Для выявления среди учащихся класса детей с признаками необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого используются разнообразные методы диагностики детской одаренности. Источниками информации об особенностях, интересах ребенка являются: родители, учителя, классные руководители, психолог школы, одноклассники, также необходимо проводить анализ результатов работ, достижений учащегося.

Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих.

Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:

- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

- развитие индивидуальности одаренного ребенка.

Для выявления трудностей испытываемых одаренными детьми в учебном процессе необходимо учитывать возрастные и личностные особенности ребенка, а также проводить мониторинг, с целью последующей корректировки деятельности учителя.

В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера:

• проблемный,

• поисковый,

• эвристический,

• исследовательский,

• проектный.

Данные методы необходимо применять в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, необходимо останавливаться на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.

Образовательные технологии

Технология развития критического мышления

• Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления.

• Формирование культуры работы с информацией.

Проектный метод обучения

• Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.

• Стимулирование познавательного интереса.

• Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов,построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое обучение

• Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

• Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

• Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Исследовательские методы обучения

• Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

• специальных исследовательских умений и навыков.

Технология «Дебаты»

• Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Система инновационной оценки «портфолио»

• Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Интерактивное обучение

• Формирование умения работать сообща на единый результат.

• Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

Данные педагогические технологии развивают умения управлять информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам

Формы работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию:

Основные формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;

• элективы;

• занятия исследовательской и проектной деятельностью;

• интеллектуальный марафон;

• участие в олимпиадах;

• конкурсы;

• предметные недели (декады);

• работа по индивидуальным планам

Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории и с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основная цель исследовательской деятельности учащихся это формирование культуры мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.

Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используем электронные пособия, ресурсы сети «Интернет».

Работа с одаренными детьми по предмету история строится на основе индивидуальных программ работы.

Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам).

Вне зависимости от этого этапы проектирования индивидуального образовательного плана ученика таковы:

1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.

2-й этап – постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.

3-й этап – экспертиза индивидуального образовательного плана ученика, ее презентация автором.

4-й этап – реализация индивидуального образовательного плана и подведение итогов работы. Результатом реализации может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, поступление в ВУЗ.

Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуального плана. Цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном уровне, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка. Таким образом, индивидуальный образовательный план - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

• мастерская художественного слова;

• дебаты

• музыкальная мастерская (музыкальный класс ).

• «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность)

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка

На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.


5-6 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся

Формы:

Внеклассная работа.

Школьные олимпиады.

Муниципальные олимпиады

7 класс

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Районные олимпиады.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов.


Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям:

  1. Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях кружка по истории и обществознания.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных.

Эта работа подразделяется на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского: « Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых классными руководителями.

  1. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

  2. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

  3. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?   Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов. Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры заняий интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории и обществознании можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории и обществознания предоставляет дифференциация домашнего задания:

прием «три уровня домашнего задания»: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Пер­вый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

прием «особое задание»: продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания по­вышенной сложности.

прием «энциклопедист»: предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок

прием «молодой учитель»: ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.

2. Метод проектов

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Ежегодно в конце учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители получают награды. Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством систематически получают высокие оценки. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается макет и компьютерная презентация.

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам.

Индивидуальные и коллективные занятия также я провожу с учащимися, сдающими государственный экзамен по истории и обществознанию в 9 и 11 классе, оказываю им консультативную помощь. Мной разработана специальная информационно-методическая система подготовки к сдаче Единого государственного экзамена по истории и обществознанию, не раз продемонстрировавшая свою эффективность, подтвержденную в том числе результатами государственной аттестации.

4. Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознании.

  1. Информационно-коммуникационные технологии:

В работе с одарёнными детьми наибольшей эффективность демонстрируют следующие инновационные технологии:

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфо-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. На уроках истории используются такие формы работы как подготовка учениками докладов и рефератов. Ребята стараются самостоятельно применять проектор.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на три группы:

  1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

  2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

  3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

2. Проблемное обучение:

Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания мне помогает использование элементов проблемного обучения.

В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. рамках данной методики мной организуются имитационные, операционные, деловые игры, такие как «Ремесленный цех», «Историческая типография», «Коллективизация С/Х», «Выборы в государственную Думу» и т.д.

Исследовательская атмосфера занятий проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

3. «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» (В.Ф.Шаталов)

В условиях модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. В этих условиях школьник сталкивается с огромным потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть из разных источников. Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной исторической информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.

Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории». Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

1. Блочное модульное построение учебного материала;

2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий — вот главная суть опорных конспектов на уроках истории и во внеурочное время.

Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Незакомплексованное живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний». По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельныхподтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.

Способы определения результативности

Педагогическое наблюдение; тестирование, зачёты, опросы, дискуссии, проектно-исследовательская работа, участие в конференции, выполнения обучающимися диагностических заданий, решение задач поискового характера, отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

Мониторинг

Для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты.

Виды контроля

Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.

Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.

Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.

Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Формы подведения итогов

дневники достижений обучающихся

Формы подведения итогов реализации программы

Главной формой проверки реализации программы является участие обучающихся в различных школьных, районных, областных и Всероссийских мероприятиях историко – обществоведческой направленности.

По результативности участия учащихся в данных мероприятиях вполне можно судить об уровне их знаний по истории и обществознанию, умению самостоятельно мыслить, решать поставленную задачу и научности мышления.


Форма и режим занятий

1 год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).

Занятия проводятся в группе, в которую зачисляются учащиеся, отбор производится по желанию.

Занятия проводятся в кабинете биологии в форме бесед, лекций, практических занятий, творческих мастерских, дидактических игр, индивидуальных и групповых занятий, экскурсий, учебных исследований, природоохранных акций на свежем воздухе.


Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.


Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.

В результате изучения курса «Машина времени» учащиеся:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

получат возможность осознать своё место в мире;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


Личностные универсальные учебные действия

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.


Формирование:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

адекватного понимания причин успешности/не успешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни.


Регулятивные универсальные учебные действия

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся по истории и обществознанию

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.


Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию
План реализации программы «Машина времени»

Этап

Мероприятия программы

2019-2020 учебный год -

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

  • Участие в районном туре олимпиад по истории и обществознанию.

  • Описание системы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка Программы «Одаренные дети».

  • Участие в конкурсах, проектных мероприятиях.

2020-2021 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка элективного курса «Политология», «Мировые религии»

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

2021-2022 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • элективный курс «Политология», «Мировые религии»

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

2023-2024 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Элективный курс «Политология», «Мировые религии»

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

  • Разработка методических рекомендаций.

  • Анализ итогов реализации программы «Одаренные дети».

  • Обобщение результатов работы.

Ожидаемые результаты
  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  • Творческая самореализация выпускника школы.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

  • Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми,  в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.


Показатели эффективности:

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  • Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

  • Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

  • Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

  • Повышению качества образования и воспитания школьников.


Литература

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. 2007.

2. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.

3. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008.

4. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75.

5. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс. 1991.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1991.

7. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание. 1991.

8. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО. 2006.

9. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания// 5.Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой - М.; Просвещение, 2010

10. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.

11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика. 1971.


Интернет ресурсы

1. http://pedsovet.su/

2. http://festival.1september.ru/

3. http://it-n.ru/



Краткое содержание изучаемого курса


1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания об истории и окружающем мире, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.

2. Исторические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Исторические занятия  предполагают знакомство с вехами истории человечества (в том числе просмотр видеофильмов из коллекции кабинета истории и обществознания.

3. Обществоведческие  занятия  (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление  и  просмотр компьютерных презентаций). На обществоведческих занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных со сферой человек-человек (ученые – социологт, историки, политологи и  т.п..), узнают как можно изучать общество и где могут пригодиться эти знания

4. Историко-социологические занятия (доклады учащихся, исследовательские и практические работы, составление и просмотр компьютерных презентаций). Историко-социологические занятия помогут лучше узнать окружающее общество, его историю, методы исследования общественных проблем и пр.

5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, кроссворды, викторины и др.


Учебно-тематический план


№ п/п

Разделы

Количество часов



Всего

Теория

Практика


Организационное занятие

1

1

-


Исторические  занятия

10

5

5


Обществоведческие  занятия

9

5

4


Историко-социологические  занятия

6

3

3


Творческие  занятия

8

4

4


Итого:

34

18

16





Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Дата

Тема занятия

Вид занятия


План

Факт



1

2.09


Введение. Организационное занятие


2

9.09


Мир истории. Особенности и разнообразие исторической оценки событий.


3

16.09


История Татарстана в контексте российской истории

Экскурсия

4

23.09


Вспомогательные исторические дисциплины

Практическая работа

5

30.09


Тайны архивов.

Практическая работа

6

7.10


Сложные вопросы истории.


7

14.10


Сложные вопросы истории.


8

21.10


Практические задания олимпиадного уровня по МХК

Практическая работа

9

28.10


Практические задания олимпиадного уровня по ОДНРК НР

Практическая работа

10

11.11


Практические задания олимпиадного уровня по истории

Практическая работа

11

18.11


Практические задания олимпиадного уровня по истории

Практическая работа

12

25.11


Особенности обществоведческих дисциплин


13

2.12


Мир экономики, права, социологии.


14

9.12


Особенности обществоведческого сочинения.

Практическая работа

15

16.12


Задания повышенной сложности на олимпиадах различного уровня.


16

23.12


Практические задания олимпиадного уровня по обществознанию

Практическая работа

17

13.01


Практические задания олимпиадного уровня по праву

Практическая работа

18

20.01


Практические задания олимпиадного уровня по праву

Практическая работа

19

27.01


Практические задания олимпиадного уровня по обществознанию

Практическая работа

20

3.02


Практические задания олимпиадного уровня по обществознанию

Практическая работа

21

10.02


Методы исследования истории и обществознания.

Правила написания исследовательского проекта


22

17.02


Практико-ориентированные проекты и их особенности


23

24.02


Выбор темы и методы исследований

Практическая работа

24

2.03


Правила написания введения и заключения исследовательской и проектной работы

Практическая работа

25

09.03


Правила оформления творческих работ учащихся

Практическая работа

26

16.03


Как защитить проекты школьника


27-34

6.04

13.04

20.04

27.04

3.05

11.05

18.05

25.05


Творческие занятия. Подготовка работ для защиты на мероприятиях

Практические и теоретические занятия


Название раздела

Количество часов

Содержание программы занятия

Формы организации и виды деятельности

Планируемые результаты и способы их проверки

Введение (1 ч)

Введение. Организационное занятие

1

Члены кружка демонстрируют свои знания об истории и обществознании, основных понятиях истории и вехах исторического развития человечества, высказывают свои замечания и пожелания по работе кружка, распределяют между собой основные темы лекционных выступлений.

Теоретическое занятие

Познавательные УУД знакомство с целями, методами и структурой истории, владеть смысловым чтением, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения

Регулятивные УУД

осуществляют постановку учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные УУД 

Монологически высказывают собственные суждения, приводят примеры по теме

Личностные

осознают мотивацию изучения.

формировать основы гражданской идентичности личности, осознание целостности мира.

Исторические занятия (10 ч)

Мир истории. Особенности и разнообразие исторической оценки событий.

1

На исторических занятиях происходит знакомство с особенностями истории человечества и историографической оценкой различных периодов истории

Теоретическое занятие

Познавательные УУД находить достоверную информацию, необходимую для решения жизненных задач, устанавливать причинно – следственные связи, строить логически обоснованные рассуждения

Регулятивные УУД определить цели деятельности, провести отбор информации, оценить уровень владения учебными действиями.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в обсуждении информации

Личностные формировать основы гражданской идентичности личности, формировать экологическое мышление, умение оценивать поступки людей и отвечать за свои.

Способы проверки - опрос

История Татарстана в контексте российской истории

1

Рассматривается особенности истории и культуры родного края. Роли и месте истории Татарстана и российской истории. Так же о роли Казани в основных событиях истории России

Экскурсия

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные

уметь находить ответ.

Вспомогательные исторические дисциплины

1

Учащиеся знакомятся и изучают сфрагистику, геральдику, топонимику, этимологию, нумизматику хронологию и др. и их значение для изучения истории

Практическая работа

Познавательные УУД

составлять план работы, анализировать деятельность, строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель деятельности, выбирать направления проекта, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Коммуникативные УУД излагать своё мнение, аргументируя его, понимать позицию другого. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проекта.

Личностные аргументировано оценивать свои и чужие мнения, формулировать собственное суждение.

Способы проверки - тестирование

Тайны архивов.

1

Работа с архивными и другими видами документов, их систематизация и умение использовать информацию и знания доскональных источников

Практическая работа

Познавательные УУД

составлять план работы, анализировать деятельность, строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель деятельности, выбирать направления проекта, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Коммуникативные УУД излагать своё мнение, аргументируя его, понимать позицию другого. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проекта.

Личностные аргументировано оценивать свои и чужие мнения, формулировать собственное суждение.

Способы проверки - отчет о проведении исследования

Сложные вопросы истории.

1

Учащиеся изучают основы таких проблем, как:

1) образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

2) существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

3) исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;

4) причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;

5) роль Ивана IV Грозного в российской истории;

6) попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

7) присоединение Украины к России (причины и последствия);

8) фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

9) причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

10) сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия;

11) оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

12) характер общественного движения XIX – начала XX вв. и оценка его роли в истории России;

13) оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале XX вв.;

14) характер национальной политики самодержавия и ее оценка;

15) оценка уровня развития Российской империи в начале XX в.;

Теоретическое занятие

Познавательные УУД находить достоверную информацию для решения задач, владеть смысловым чтением, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в виде текста, контурной карты, таблиц

Регулятивные УУД определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели

Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в обсуждении информации, высказывание по проблеме, оценка ответов.

Личностные

вырабатывать уважительное отношение к участникам исследования и любовь к малой родине.

Способы проверки - тестирование

Сложные вопросы истории.

1

Учащиеся изучают основы таких проблем, как:

16) причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

17) русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье;

18) причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

19) характер национальной политики большевиков и ее оценка;

20) причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;

21) оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

22) цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

23) оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;

24) советская национальная политика;

25) причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

26) оценка периода правления Л.И. Брежнена и роли диссидентского движения;

27) причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

28) оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»);

29) роль Б.Н. Ельцина в истории России;

30) оценка внешней политики России в 1990-е гг.;

31) причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные - уметь находить ответ.

Способы проверки - выполнения обучающимися диагностических заданий

Практические задания олимпиадного уровня по МХК

1

Особенности сочинения - рассуждения по МХК

Основы изобразительного искусства, художественное наследие России

Крупнейшие музеи России

Основа музыкальной истории

1. Узнайте произведение по его описанию.

2. Напишите имена 3-4 действующих в нем персонажей.

3. Напишите имена деятелей искусства, имеющих отношение к созданию определенного Вами произведения.

4. Узнайте произведение по цитате.

5. Напишите имя персонажа, который произносит цитируемые слова

Практическая работа

Познавательные УУД

составлять план работы, анализировать деятельность, строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель деятельности, выбирать направления проекта, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

Коммуникативные УУД излагать своё мнение, аргументируя его, понимать позицию другого. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проекта.

Личностные аргументировано оценивать свои и чужие мнения, формулировать собственное суждение.

Способы проверки - выполнения обучающимися диагностических заданий

Практические задания олимпиадного уровня по ОДНРК НР

1

Духовно-нравственная культура народов России и Татарстана. Особенности Татарстана как поликонфессионального региона России

Основы мировых религий

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные - уметь находить ответ.

Способы проверки -опрос

Практические задания олимпиадного уровня по истории

1

Основные типы олимпиадных заданий.

1. Тестовые вопросы.

2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами.

3. Ряды на определение принципа их построения.

4. Ряды «на включение» - «на исключение».

5. Хронологические последовательности.

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания.

Способы проверки –практическая работа

Практические задания олимпиадного уровня по истории

1

Основные типы олимпиадных заданий.

  1. Текст с пропусками.

  2. Задания по работе с иллюстративными источниками.

  3. Задания на анализ карты.

  4. Задания на анализ документов.

  5. Развернутый письменный ответ.

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные - уметь находить ответ.

Способы проверки - дискуссия

Обществоведческие занятия (9 ч)

Особенности обществоведческих дисциплин

1

Члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с обществознанием.

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные - уметь находить ответ.

Способы проверки - опрос

Мир экономики, права, социологии.

1

Многообразие и динамизм современного общества

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные - уметь находить ответ.

Способы проверки -опрос

Особенности обществоведческого сочинения.

1

Таким образом, можно выделить жанровые особенности эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса;

  • личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;

  • небольшой объем;

  • свободная композиция;

  • непринужденность, свободное владение темой;

  • многоаспектный взгляд на явление;

  • парадоксальность;

  • внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;

  • открытость; оно не претендует на полный законченный анализ.

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания на практике

Способы проверки - выполнение обучающимися диагностических заданий

Задания повышенной сложности на олимпиадах различного уровня.

1

Учащиеся изучают основы таких заданий как:

1. Выбор одного из нескольких вариантов.

2. Множественный выбор.

3. Принцип образования рядов

4. Заполнение пропуска в ряду

5. Определение лишнего в ряду

6. Определение правильности и ошибочности утверждений

7. Установление соответствия

8. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний

Практическая работа

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные - уметь находить ответ.

Способы проверки - выполнения обучающимися диагностических заданий

Практические задания олимпиадного уровня по обществознанию

1

Учащиеся изучают основы таких заданий как:

14. Работа с картой

15. Составление схемы отношений обществоведческих понятий

16. Заполнение пропусков в предложенных схемах

17. Работа с диаграммой

18. Анализ обществоведческого текста

19. Заполнение пропусков в обществоведческом тексте

20. Составление плана ответа

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания на практике

Способы проверки -опрос

Практические задания олимпиадного уровня по праву

1

Многообразие животных. Среды обитания. Пищевые связи. Животный мир и его значение для человека.

Условия жизни диких животных. Жизнь домашних животных. Животные-путешественники. Чувства и ум животных. Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных.

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные

уметь находить ответ.

Способы проверки -опрос

Практические задания олимпиадного уровня по праву

1

Основные типы олимпиадных заданий.

1. Множественный выбор.

2. Заполнение пропуска в ряду

3. Определение лишнего в ряду

4. Установление соответствия

5. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний

6. Обществоведческий кроссворд

7. Заполнение пропусков в предложенных схемах

8. Заполнение пропусков в обществоведческом тексте

9. Аргументация выбранной позиции

10. Правовая задача

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные - уметь находить ответ.

Способы проверки - дискуссия

Практические задания олимпиадного уровня по обществознанию

1

Учащиеся изучают основы таких заданий как:

9. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний)

10. Закончите определения:

11. Обществоведческий кроссворд

12. Группировка приведенных изображений по определенным признакам.

13. Задания культурологической тематики в олимпиадах по обществознанию

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные - уметь находить ответ.

Способы проверки - выполнение обучающимися диагностических заданий

Практические задания олимпиадного уровня по обществознанию

1

Учащиеся изучают основы таких заданий как:

21. Аргументация выбранной позиции

21. Правовая задача

22. Экономические задачи

23. Логические задания

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания на практике.

Способы проверки - выполнение обучающимися диагностических заданий

Историко-социологические  занятия (6 ч)

Методы исследования истории и обществознания.

Правила написания исследовательского проекта

1

Методы общенаучные, экспериментальные, методологическая основа, наблюдение, описательный, сравнительный методы. Правила поведения социологического опроса.

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные

уметь находить ответ.

Способы проверки - опрос

Практико-ориентированные проекты и их особенности

1

Правила работы и систематизации материала.

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные

уметь находить ответ.

Способы проверки - выполнение обучающимися диагностических заданий

Выбор темы и методы исследований

1

Как выбрать актуальную тему исследования

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе и анализе информации

умение применять полученные знания на практике.

Способы проверки - тестирование

Правила написания введения и заключения исследовательской и проектной работы

1

Как написать введение: актуальность, цели, задачи, гипотеза исследования, предмет и объект исследования

Как правильно структурировать работу, написать заключение

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания на практике.

Способы проверки - тестирование

Правила оформления творческих работ учащихся

1

Как написать введение: актуальность, цели, задачи, гипотеза исследования, предмет и объект исследования

Как правильно структурировать работу, написать заключение

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания на практике.

Способы проверки - опрос

Как защитить проекты школьника

1

Итоговое занятие. Правила защиты работы.

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные

уметь находить ответ.

Способы проверки - выполнения обучающимися диагностических заданий

Творческие занятия (8 ч)

Подготовка работ для защиты на мероприятиях

1

Работа по темам исследований

Представление промежуточных результатов

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания на практике

Способы проверки - проектно-исследовательская работа

Подготовка работ для защиты на мероприятиях

1

Работа по темам исследований

Представление промежуточных результатов

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания на практике.

Способы проверки - проектно-исследовательская работа, участие в конференции

Подготовка работ для защиты на мероприятиях

1

Работа по темам исследований

Представление промежуточных результатов

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные

уметь находить ответ.

Способы проверки - проектно-исследовательская работа, участие в конференции

Подготовка работ для защиты на мероприятиях

1

Работа по темам исследований

Представление промежуточных результатов

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания на практике.

Способы проверки - проектно-исследовательская работа, участие в конференции

Подготовка работ для защиты на мероприятиях

1

Работа по темам исследований

Представление итоговых результатов

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные

уметь находить ответ.

Способы проверки - проектно-исследовательская работа, участие в конференции

Подготовка работ для защиты на мероприятиях

1

Работа по темам исследований

Представление итоговых результатов

Теоретическое занятие

Познавательные УУД

самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию, сравнивать и находить общее и различие в изученных водных объектах, представлять информацию в разных формах (контурные карты, таблицы, схемы, тезисы).

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные

уметь находить ответ.

Способы проверки - проектно-исследовательская работа, участие в конференции

Подготовка работ для защиты на мероприятиях

1

Работа по темам исследований

Представление итоговых результатов

Практическая работа

Познавательные УУД

поиск и выделение информации, установление причинно – следственных связей, моделирование.

Регулятивные УУД

определять цели деятельности, планировать пути их реализации, работать по плану, оценивать образовательные успехи.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, в проведении простейших экспериментах.

Личностные

умение применять полученные знания на практике

Способы проверки - проектно-исследовательская работа, участие в конференции




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!