СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы кружка "Волшебный карандаш" в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Волшебный карандаш» разработана в соответствии основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155

Просмотр содержимого документа
«Программа работы кружка "Волшебный карандаш" в подготовительной группе»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

(МАДОУ детский сад № 31)


ПРИНЯТА

педагогическим советом

(протокол от ___№ __)


СОГЛАСОВАНА

с учетом мнения

Совета родителей

МАДОУ детский сад № 31

(протокол от ____№ __)

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАДОУ детский сад № 31

от_г. №










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности

«Волшебный карандаш»

Возраст воспитанников 6-7 лет.

Срок реализации 1 год.






Автор-составитель: Сергеева Юлия Геннадьевна,

воспитатель








г. Нефтекамск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Волшебный карандаш» разработана в соответствии основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Распоряжения Правительства РФ №1726 от 4 сентября 2014г. «Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Распоряжения Правительства РФ № 729-р от 24 апреля 2015 г. "Плана мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации";

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12. 2006г № 06-1844 " Примерные требования к программам дополнительного образования детей";

  • Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

  • Устава Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 31 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан – далее Учреждение.

Программа дополнительного образования дошкольников от 5-6 лет «Чудо-пальчики» составлена на основе программы Леоновой Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»

Направленность образовательной пограммы: социально-педагогическая.

Направление программы: развивающее.

Новизной программы дополнительного образования детей дошкольного возраста и отличительной особенностью программы является использование современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму. Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

Педагогическая целесообразность программы «Подготовка руки к письму» определяется возможностью дальнейшего общего разностороннего развития личности ребенка. Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук можно стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать улучшению артикуляциооных движений.


Цель программы:

Обучающие:

развитие тонкокоординированных движений рук, слухового внимания и графического воспроизведения, формирование элементарные графических умений.

Развивающие:

развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторный координации, мышления, внимания, памяти, речи, слухового восприятия.

Воспитательные:

воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Отличительные особенности программы:

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.

При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, позволит развить зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко-координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Сроки реализации программы:

Программа реализуется в течение 1 года.

Формы и режим образовательной деятельности:

Продолжительность образовательной деятельности - не более 30 минут, 1 раз в неделю, в месяц 4 занятия, в год - 36 .

Возраст воспитанников:

Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы:

Подготовительная группа с 6-7 лет.

Формы организации деятельности воспитанников: групповая.

игра, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.

Ожидаемые результаты:

К концу реализации программы дети должны знать и уметь:

-знать гигиенические правила письма

-знать правила штриховки.

-знать правила работы с тетрадью.

-уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

-уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

-уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.


Педагогический анализ знаний, умений и навыков проводится 2 раза в год (вводный - в октябре, итоговый - в мае).


Диагностирование уровня развития мелкой моторики в подготовительной группе по Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой

Таблица мониторинга заполняется два раза в год–в начале и конце учебного года (использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительной диагностики.

Обследование мелкой моторики разделено на три блока:

     - диагностика произвольной моторики пальцев рук;

     - диагностика навыков работы с карандашом;

     - диагностика навыка манипуляции с предметами.

К каждому блоку подобраны различные  задания с учетом возраста, физического  и  психического развития  ребенка.  За каждое  правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл,  если с заданием ребенок не справился, то ставится 0 баллов.  В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл. 

При  подсчете результатов необходимо  было отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность,  скованность   движений;  нарушение  темпа  выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.


 1  блок:  диагностика  произвольной  моторики  пальцев  рук.

Инструкция:  детям  были  предложены  следующие  задания,  которые выполнялись под счет:

  1. Пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз);

     2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз);

     3. Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз);

     4. Проба «кулак - ребро - ладонь» - данная проба выполняется и правой и левой рукой по очереди и вместе,

     Общий подсчет результатов по 1 блоку:

     Высокий уровень - 4 балла.

     Средний уровень - 3-2 балла.

     Низкий уровень - 1-0 баллов.

 2 блок: диагностика навыков работы с карандашом.

     Инструкция: детям были предложены цветные карандаши, лист бумаги и трафареты и были даны следующие задания:

     1. Нарисуй прямую, ломаную, замкнутую и волнистую линию.

     2. Обведи по трафарету.

     3. Нарисуй человека.

     Общий подсчет результатов по 2 блоку:

     Высокий уровень - 3 балла.

     Средний уровень - 2 балла.

     Низкий уровень - 1-0 баллов.

     3 блок: диагностика навыка манипуляции с предметами.

     Инструкция: детям были предложены следующие игры:

     1.«Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и  застегнуть пуговицы.

     2.«Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.

     3.«Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный узор.

     4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы

    Общий подсчет результатов по 3 блоку:

     Высокий уровень - 4 балла.

     Средний уровень - 3-2 балла.

     Низкий уровень -1-0 баллов.

     Общий подсчет  баллов и уровней  развития мелкой  моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 3.

     Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.

                                                                                                      Таблица 3

№ блока

Количество баллов

Уровень развития мелкой моторики

1 блок

4 балла

Высокий уровень

 

3-2 балла

Средний уровень

 

1-0 баллов

Низкий уровень

2 блок

3 балла

Высокий уровень

 

2 балла

Средний уровень

 

1-0 баллов

Низкий уровень

3 блок

4 балла

Высокий уровень

 

3-2 балла

Средний уровень

 

1-0 баллов

Низкий уровень

 

Учебно - тематическое планирование


Месяц,

неделя

Тема

Программное содержание

оборудование

Количество часов

Сентябрь

1 неделя

Диагностическое обследование



1 час

2 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Мои игрушки»


Штриховка (поставь карандаш на точку и медленно веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги)


развитие мелкой моторики рук;

- развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку

пропись, карандаш, ручка

1 час

3 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Мои игрушки»

Рисование по клеточкам "Рыбка"

Работа в прописях

развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку

пропись, карандаш, ручка

1 час

4 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Мои игрушки»

Дорисуй цветок по пунктирным линиям. Заштрихуй лепестки у цветочка.

развитие устойчивого внимания

пропись, карандаш, ручка

1 час

Октябрь

1 неделя

Пальчиковая игра «Помощники».

Графический диктант «Зигзаг» и «Змейка»

Работа в прописях


развитие устойчивого внимания

пропись, карандаш, ручка

1 час

2 неделя

Пальчиковая игра «Помощники».


Графическое упражнение "Волна"

развитие устойчивого внимания

пропись, карандаш, ручка

1 час

3 неделя

Пальчиковая игра «Помощники».


Продолжи узор

Штриховка 

учить ориентироваться на листе в клеточку

пропись, карандаш, ручка

раскраска

1 час

4 неделя

Пальчиковая игра «Помощники».


Дорисуй тополиный и дубовый листики. Заштрихуй их.


учить ориентироваться на листе в клеточку

пропись, карандаш, ручка

1 час

Ноябрь

1 неделя

Пальчиковая игра «Братцы».

Выкладывание узоров из палочек.

Продолжи узор 


развитие устойчивого внимания

пропись, карандаш, ручка

1 час

2 неделя

Пальчиковая игра «Братцы».

Изображение животных ладошками. Штриховка 

Работа в прописях

развитие мелкой моторики рук

Прописи, раскраска.

1 час

3 неделя

Пальчиковая игра «Братцы».

Дорисуй пирамидку и мячик по пунктирным линиям.

Графический диктант «Зонтик и дом»


развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

4 неделя

Пальчиковая игра «Братцы».

Графическое упражнение «Дорожки» 

Графический диктант «Елки»

развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

Декабрь

1 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Дружная семья»

Продолжи узор 

Игра «Волшебный мешочек»


развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

2 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Дружная семья»

Массаж карандашом. Выкладывание узоров из спичек

Работа в прописях

развитие мелкой моторики рук

Карандаши, спички

1 час

3 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Дружная семья»

Дорисуй деревья по пунктирным линиям.

Графический диктант «Жук»


развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

4 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Дружная семья»

Обведение предметов по контуру

Графический диктант «Заборчик»


развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

Январь

1 неделя

Пальчиковая игра «Братцы».

Рисование по клеточкам машины 

Штриховка 


развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

Прописи, раскраска, карандаши

1 час

2 неделя

Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»

Графический диктант летящей птицы.

Штриховка


развитие мелкой моторики рук

Прописи, карандаши

1 час

3 неделя

Пальчиковая игра «Братцы».

Штриховка наклонными линиями сверху вниз и снизу-вверх

Графический диктант

«Экскаватор»



развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

4 неделя

Пальчиковая игра «Помощники».

Работа в прописях. Штриховка 

развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

Февраль

1 неделя

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Составлении фигурок из палочек

Графический диктант «Паровоз»

Работа в прописях

развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

Палочки,

Прописи,

карандаши

1 час

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Штриховка прямыми линиями сверху вниз.

Графический диктант «цыплёнок»



развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

3 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Дружная семья»

Штриховка прямыми линиями сверху вниз и снизу-вверх

Графический диктант «Кукла»



развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

4 неделя

Пальчиковая гимнастика «Десять котят»

Штриховка наклонными линиями сверху вниз.

Графический диктант «Олень»

развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

Март

1 неделя

Пальчиковая гимнастика «Десять котят»

Рисование по клеточкам бабочки 

Штриховка 




развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

Прописи,

Раскраска, карандаши

1 час

2 неделя

Пальчиковая игра «Помощники».

Работа в прописях. Штриховка 

развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

Прописи,

раскраска, карандаши

1 час

3 неделя

Пальчиковая игра «Помощники».

Работа в прописях. Штриховка 


развитие устойчивого внимания,

развитие мелкой моторики рук

Прописи,

раскраска, карандаши

1 час

4 неделя

Пальчиковая гимнастика «Десять котят»

Работа в прописях.

Штриховка 

развитие мелкой моторики рук

Прописи,

раскраска, карандаши

1 час

Апрель

1 неделя

Пальчиковая игра «Братцы».

Графический диктант «Белка»

Составление фигурок из палочек


развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш, ручка

1 час

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «Астрономическая считалка»

Графический диктант «Ракета»

Работа в прописях.


развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш,

палочки,

ручка

1 час

3 неделя

Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики".

Составление фигурок из палочек

Рисование по клеточкам " Корабль"


развитие мелкой моторики рук

пропись, карандаш,

палочки,

ручка

1 час

4 неделя

Пальчиковая игра "Братцы".

Штриховка 

Рисование по клеточкам "Цветка" 


развитие мелкой моторики рук

Прописи,

раскраска, карандаши

1 час

Май

1 неделя

Пальчиковая гимнастика

Пчёлки

Составление фигурок из палочек

Графический диктант «улитка»


развитие мелкой моторики рук

Палочки,

Прописи, карандаши

1 час

2 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Пчёлки»

Составление фигурок из палочек «Бабочка»

Работа в прописях

развитие мелкой моторики рук

Палочки,

Прописи, карандаши

1 час

3 неделя

Итоговое диагностическое обследование




1 час

4 неделя

Фотовыставка работ, презентация




1 час




Итого

36 часов






Литература

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №1-8 2012.

  2. З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М.Просвещение» 1990г.

  3. Л. Генденштейн. Е. Мадышева Энциклопедия развивающих игр

  4. «Арифметические игры для детей 6-7 лет»

  5. С. А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г

  6. К.Утехина. "Развитие графических навыков у дошкольников" //Дошкольное воспитание №5 1998

  7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ˗ М.: Издательство АСТ, 20028

  8. Шевелев, К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / К.В. Шевелев. – М.: Ювента, 2014. – 64 с. (соответствует ФГОС)

  9. Беззубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и к письму / Г.В. Беззубцева. – М.: ГНОМ и Д, 2003 – 120 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!