Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
(МАДОУ детский сад № 31)
ПРИНЯТА педагогическим советом (протокол от ___№ __) СОГЛАСОВАНА с учетом мнения Совета родителей МАДОУ детский сад № 31 (протокол от ____№ __) | УТВЕРЖДЕНА приказом МАДОУ детский сад № 31 от_г. № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности
«Волшебный карандаш»
Возраст воспитанников 6-7 лет.
Срок реализации 1 год.
Автор-составитель: Сергеева Юлия Геннадьевна,
воспитатель
г. Нефтекамск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Волшебный карандаш» разработана в соответствии основными нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Распоряжения Правительства РФ №1726 от 4 сентября 2014г. «Концепции развития дополнительного образования детей»;
Распоряжения Правительства РФ № 729-р от 24 апреля 2015 г. "Плана мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации";
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12. 2006г № 06-1844 " Примерные требования к программам дополнительного образования детей";
Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Устава Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 31 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан – далее Учреждение.
Программа дополнительного образования дошкольников от 5-6 лет «Чудо-пальчики» составлена на основе программы Леоновой Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет»
Направленность образовательной пограммы: социально-педагогическая.
Направление программы: развивающее.
Новизной программы дополнительного образования детей дошкольного возраста и отличительной особенностью программы является использование современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму. Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Педагогическая целесообразность программы «Подготовка руки к письму» определяется возможностью дальнейшего общего разностороннего развития личности ребенка. Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук можно стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать улучшению артикуляциооных движений.
Цель программы:
Обучающие:
развитие тонкокоординированных движений рук, слухового внимания и графического воспроизведения, формирование элементарные графических умений.
Развивающие:
развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторный координации, мышления, внимания, памяти, речи, слухового восприятия.
Воспитательные:
воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Отличительные особенности программы:
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.
При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, позволит развить зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко-координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в течение 1 года.
Формы и режим образовательной деятельности:
Продолжительность образовательной деятельности - не более 30 минут, 1 раз в неделю, в месяц 4 занятия, в год - 36 .
Возраст воспитанников:
Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы:
Подготовительная группа с 6-7 лет.
Формы организации деятельности воспитанников: групповая.
игра, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Ожидаемые результаты:
К концу реализации программы дети должны знать и уметь:
-знать гигиенические правила письма
-знать правила штриховки.
-знать правила работы с тетрадью.
-уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
-уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
-уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков проводится 2 раза в год (вводный - в октябре, итоговый - в мае).
Диагностирование уровня развития мелкой моторики в подготовительной группе по Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой
Таблица мониторинга заполняется два раза в год–в начале и конце учебного года (использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительной диагностики.
Обследование мелкой моторики разделено на три блока:
- диагностика произвольной моторики пальцев рук;
- диагностика навыков работы с карандашом;
- диагностика навыка манипуляции с предметами.
К каждому блоку подобраны различные задания с учетом возраста, физического и психического развития ребенка. За каждое правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл, если с заданием ребенок не справился, то ставится 0 баллов. В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.
При подсчете результатов необходимо было отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.
1 блок: диагностика произвольной моторики пальцев рук.
Инструкция: детям были предложены следующие задания, которые выполнялись под счет:
Пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз);
2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз);
3. Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз);
4. Проба «кулак - ребро - ладонь» - данная проба выполняется и правой и левой рукой по очереди и вместе,
Общий подсчет результатов по 1 блоку:
Высокий уровень - 4 балла.
Средний уровень - 3-2 балла.
Низкий уровень - 1-0 баллов.
2 блок: диагностика навыков работы с карандашом.
Инструкция: детям были предложены цветные карандаши, лист бумаги и трафареты и были даны следующие задания:
1. Нарисуй прямую, ломаную, замкнутую и волнистую линию.
2. Обведи по трафарету.
3. Нарисуй человека.
Общий подсчет результатов по 2 блоку:
Высокий уровень - 3 балла.
Средний уровень - 2 балла.
Низкий уровень - 1-0 баллов.
3 блок: диагностика навыка манипуляции с предметами.
Инструкция: детям были предложены следующие игры:
1.«Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и застегнуть пуговицы.
2.«Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.
3.«Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный узор.
4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы
Общий подсчет результатов по 3 блоку:
Высокий уровень - 4 балла.
Средний уровень - 3-2 балла.
Низкий уровень -1-0 баллов.
Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 3.
Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.
Таблица 3
№ блока | Количество баллов | Уровень развития мелкой моторики |
1 блок | 4 балла | Высокий уровень |
| 3-2 балла | Средний уровень |
| 1-0 баллов | Низкий уровень |
2 блок | 3 балла | Высокий уровень |
| 2 балла | Средний уровень |
| 1-0 баллов | Низкий уровень |
3 блок | 4 балла | Высокий уровень |
| 3-2 балла | Средний уровень |
| 1-0 баллов | Низкий уровень |
Учебно - тематическое планирование
Месяц, неделя | Тема | Программное содержание | оборудование | Количество часов |
Сентябрь 1 неделя | Диагностическое обследование | | | 1 час |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки» Штриховка (поставь карандаш на точку и медленно веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги) | развитие мелкой моторики рук; - развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
3 неделя | Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки» Рисование по клеточкам "Рыбка" Работа в прописях | развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
4 неделя | Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки» Дорисуй цветок по пунктирным линиям. Заштрихуй лепестки у цветочка. | развитие устойчивого внимания | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
Октябрь 1 неделя | Пальчиковая игра «Помощники». Графический диктант «Зигзаг» и «Змейка» Работа в прописях | развитие устойчивого внимания | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
2 неделя | Пальчиковая игра «Помощники». Графическое упражнение "Волна" | развитие устойчивого внимания | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
3 неделя | Пальчиковая игра «Помощники». Продолжи узор Штриховка | учить ориентироваться на листе в клеточку | пропись, карандаш, ручка раскраска | 1 час |
4 неделя | Пальчиковая игра «Помощники». Дорисуй тополиный и дубовый листики. Заштрихуй их. | учить ориентироваться на листе в клеточку | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
Ноябрь 1 неделя | Пальчиковая игра «Братцы». Выкладывание узоров из палочек. Продолжи узор | развитие устойчивого внимания | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
2 неделя | Пальчиковая игра «Братцы». Изображение животных ладошками. Штриховка Работа в прописях | развитие мелкой моторики рук | Прописи, раскраска. | 1 час |
3 неделя | Пальчиковая игра «Братцы». Дорисуй пирамидку и мячик по пунктирным линиям. Графический диктант «Зонтик и дом» | развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
4 неделя | Пальчиковая игра «Братцы». Графическое упражнение «Дорожки» Графический диктант «Елки» | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
Декабрь 1 неделя | Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» Продолжи узор Игра «Волшебный мешочек» | развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» Массаж карандашом. Выкладывание узоров из спичек Работа в прописях | развитие мелкой моторики рук | Карандаши, спички | 1 час |
3 неделя | Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» Дорисуй деревья по пунктирным линиям. Графический диктант «Жук» | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
4 неделя | Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» Обведение предметов по контуру Графический диктант «Заборчик» | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
Январь 1 неделя | Пальчиковая игра «Братцы». Рисование по клеточкам машины Штриховка | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | Прописи, раскраска, карандаши | 1 час |
2 неделя | Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики» Графический диктант летящей птицы. Штриховка | развитие мелкой моторики рук | Прописи, карандаши | 1 час |
3 неделя | Пальчиковая игра «Братцы». Штриховка наклонными линиями сверху вниз и снизу-вверх Графический диктант «Экскаватор» | развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
4 неделя | Пальчиковая игра «Помощники». Работа в прописях. Штриховка | развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
Февраль 1 неделя | Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Составлении фигурок из палочек Графический диктант «Паровоз» Работа в прописях | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | Палочки, Прописи, карандаши | 1 час |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» Штриховка прямыми линиями сверху вниз. Графический диктант «цыплёнок» | развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
3 неделя | Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» Штриховка прямыми линиями сверху вниз и снизу-вверх Графический диктант «Кукла» | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
4 неделя | Пальчиковая гимнастика «Десять котят» Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Графический диктант «Олень» | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
Март 1 неделя | Пальчиковая гимнастика «Десять котят» Рисование по клеточкам бабочки Штриховка | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | Прописи, Раскраска, карандаши | 1 час |
2 неделя | Пальчиковая игра «Помощники». Работа в прописях. Штриховка | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | Прописи, раскраска, карандаши | 1 час |
3 неделя | Пальчиковая игра «Помощники». Работа в прописях. Штриховка | развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук | Прописи, раскраска, карандаши | 1 час |
4 неделя | Пальчиковая гимнастика «Десять котят» Работа в прописях. Штриховка | развитие мелкой моторики рук | Прописи, раскраска, карандаши | 1 час |
Апрель 1 неделя | Пальчиковая игра «Братцы». Графический диктант «Белка» Составление фигурок из палочек | развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, ручка | 1 час |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Астрономическая считалка» Графический диктант «Ракета» Работа в прописях. | развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, палочки, ручка | 1 час |
3 неделя | Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики". Составление фигурок из палочек Рисование по клеточкам " Корабль" | развитие мелкой моторики рук | пропись, карандаш, палочки, ручка | 1 час |
4 неделя | Пальчиковая игра "Братцы". Штриховка Рисование по клеточкам "Цветка" | развитие мелкой моторики рук | Прописи, раскраска, карандаши | 1 час |
Май 1 неделя | Пальчиковая гимнастика Пчёлки Составление фигурок из палочек Графический диктант «улитка» | развитие мелкой моторики рук | Палочки, Прописи, карандаши | 1 час |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Пчёлки» Составление фигурок из палочек «Бабочка» Работа в прописях | развитие мелкой моторики рук | Палочки, Прописи, карандаши | 1 час |
3 неделя | Итоговое диагностическое обследование | | | 1 час |
4 неделя | Фотовыставка работ, презентация | | | 1 час |
| | | Итого | 36 часов |
Литература
Журнал «Дошкольное воспитание» №1-8 2012.
З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М.Просвещение» 1990г.
Л. Генденштейн. Е. Мадышева Энциклопедия развивающих игр
«Арифметические игры для детей 6-7 лет»
С. А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г
К.Утехина. "Развитие графических навыков у дошкольников" //Дошкольное воспитание №5 1998
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ˗ М.: Издательство АСТ, 20028
Шевелев, К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / К.В. Шевелев. – М.: Ювента, 2014. – 64 с. (соответствует ФГОС)
Беззубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и к письму / Г.В. Беззубцева. – М.: ГНОМ и Д, 2003 – 120 с.