СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.
Программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.
Содержание:
Пояснительная записка.
Основные принципы построения и реализации программы.
Формы организации работы с подростком.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА:
- 1. Диагностические процедуры в программе.
- 2. Коррекционно-развивающая работа с подростком.
- 3.Формирование положительной нравственной направленности.
- 4.Содержание индивидуальной работы с подростком.
- 5.Работа с педагогами.
5. Список литературы.
Пояснительная записка
К детям девиантного поведения мы отнесли следующие категории учащихся и их семей:
1) состоящие на учете в ПДН;
2) состоящие на внутришкольном учете под наблюдением координационного совета по профилактике;
3) учащиеся из семей социально опасного положения. Эта категория распределяется по таким критериям асоциальности:
а) алкоголизм родителей;
б) педагогическая несостоятельность родителей и лиц, их заменяющих;
в) аморально-криминальные.
Сюда относятся обучающиеся из:
1) с ослабленным здоровьем, в том числе инвалидов;
2) неблагополучных семей;
3) неполных семей, в которых также наличествует критерий неблагополучия;
4) многодетных семей;
5) дети суицидального поведения;
6) дети девиантного поведения;
7) дети деликвентного поведения, склонных к бродяжничеству;
8) дети аддиптивного поведения, склонных к укоренившемуся пристрастию к вредным, негативным привычкам до болезненного состояния, не выявлено, но в ходе наблюдений педагогов и специалистов вероятным по всем поведенческим, моти-вационным параметрам и внешним признакам;
9) слабоуспевающих детей;
10) детей, нуждающихся в защите своих прав.
Что мы должны учитывать и с чем вынуждены считаться при работе с трудными учащимися?
1. Это социально-экономические различия учащихся. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида. Весьма важны для педагогов и такие разделы социологии, как социология семьи, социология воспитания и образования. Необходимо учитывать все социальные аспекты во взаимосвязи с психологией воспитанников. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не варьировалось бы в зависимости от социально-классовых и средовых факторов.
В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической среды, состав, структуру и материальное положение семьи, его собственное социальное положение и вид занятия. Отсюда – необходимость тесной кооперации психолога, социолога и педагога как на уровне сбора, так и на уровне интерпретации данных. Психологические данные и особенности поведения трудного учащегося всегда отражают влияние социальных переменных, и наоборот.
2. Еще одно измерение, которое должна постоянно учитывать педагогическая деятельность, составляют дифференциально-психологические различия и вариации индивидуально-типологического порядка, производные от особенностей организма или типа личности.
Итак, универсальной схемы, определяющей свойства личности подростка, быть не может. Но, работая с детьми, надо иметь в виду следующее:
1) общие свойства культуры и общества, к которому учащийся принадлежит;
2) его социально-экономическое положение;
3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие и особенности его поколения (когорты);
4) его пол;
5) его индивидуально-типологические свойства.
Подросткам с девиантным поведением свойственны разные психические черты, обладающие неодинаковой степенью устойчивости и изменчивости индивидуально-личностных качеств. Но главное, они также обладают генотипической устойчивостью психических черт, то есть наличием каких-то низменных глубинных качеств (мы понимаем, не лучших!), которые могут проявляться постоянно, устойчиво сохраняются и детерминируют поведение индивида на протяжении всей его жизни. Мы должны брать во внимание тот факт, что велика степень (наследственность) наследуемости психических качеств и способов их проявления, низок уровень генетической регуляции психических свойств.
С 11 лет у детей резко проявляется девиантность в поведении: учащийся становится импульсивным, обостряется турбулентность, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей и педагогов, подросток становится более интровентированным, склонен к уходу в себя, чувствителен к критике. Это самая негативная фаза в препубертатном периоде. Ее характерные черты – беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность. Процесс работы с детьми такого поведения требует от педагога громадного терпения, большого такта, чтобы выявить реальный потенциал личности трудного ученика, чтобы предвидеть сферу ее преимущественных интересов, особенностей, в которой она максимально раскрывает свои способности, и формулировать задачи, строить взаимоотношения с упором на эти способности, лучшие особенности.
При стандартных измерениях уровень умственного развития юных правонарушителей большей частью оказывается значительно ниже среднего. В то же время в собственной среде, при решении своих жизненных задач такие ребята нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость, но только в рамках своего интеллекта.
Физиологи связывают подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.
Пик негативистских реакций ко взрослым приходится от 12 до 15 лет. Практически все психологи мира считают этот возраст наиболее трудным возрастом эмоционального развития. Пик эмоциональной напряженности, тревожности и отрицательных эмоций совпадает с максимумом общей эмотивности (эмоциональной чувствительности). Психодиагностика 14–15-летних подростков показала, что даже вполне нормальные дети имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статически нормальны. Отличается распространение у трудных детей синдрома дисморфофобии (бред физического недостатка), возрастает число личностных расстройств, в частности случаев деперсонализации. Трудные школьники обнаруживают самый высокий уровень тревожности в общении с родителями, а главное с теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят. Эти дети представляют собой критический период для психопатий, у них особенно остро проявляются, акцентируются нежелательные свойства характера; такие акцентуации повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. А если учесть, что у наших детей патологическая психика, то повышенная гипертимность (возбудимость), в том числе и при общении с педагогом, может привести к психологическому срыву, кризу.
Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. Если бы человек взрослый реагировал на все раздражители с непосредственностью ребенка, он бы неминуемо погиб от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости – ведь круг значимых для него отношений гораздо шире детского. Взрослого спасает развитие эффективных механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, а также способность избирательно реагировать на внешние воздействия.
У подростков девиантного поведения низкий уровень эмоциональной реактивности, что является фактором психологически неблагоприятным. Их эмоциональные проблемы и трудности в каждом конкретном случае должен учитывать преподаватель.
В этом возрасте в образе «идеального учителя» у подростков на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к «пониманию», эмоциональному отклику, сердечность, то есть в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью. Очень часто бывает, что сознание взрослых иллюзорно в том, что они переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего на них влияния.
Чтобы сохранить психологический контакт, учителя должны отказаться от авторитарных методов воспитания. Необходим личностный подход в воспитании – это последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к личности, как субъекту деятельности. А личность никогда не бывает однозначной, она всегда противоречива и изменчива. Не увидев в ученике чего-то ценного и интересного, свойственного только ему, учитель, в сущности, не может воспитывать школьника. В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.
Воспитание успехом. Ситуация успеха порождает психологическое условие принятия деятельности педагога и своего «Я» в деятельности как субъекта, закладывает основы для духовной потребности в успешной деятельности и потребности в повторном проживании успеха.
В нашем арсенале не так много рычагов – субъектов профилактики, но опора на них позволяет решать проблему девиантности, правонарушений с нашими детьми.
Поиски технологии создания успеха привели к ряду некоторых очень простых педагогических правил: поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности; авансировать, то есть предварительно огласить достоинства ребенка, которые позволят ему достигнуть успеха; подчеркнуть исключительные персональные качества личности ребенка; задавать высокий уровень мотивации: снять страх перед предстоящей работой; предложить скрытую инструкцию, облегчающую первые шаги предстоящих усилий; выразить свою уверенность, что успех станет обязательным исходом задуманного; а по окончании деятельности положительно оценить отдельные стороны исполнения, охарактеризовать их особенность.
Опытным педагогам-мастерам издавна известно большое влияние шутки на активность ученика и благоприятное психологическое состояние. Юмор сам по себе обладает колоссальной силой воздействия, он снимает напряжение, психологически расковывает человека, доставляет удовольствие, способствует установлению доброжелательного отношения.
Взаимная доброжелательность свойственна современной методике работы педагога с детьми, будь это групповая работа или работа индивидуальная, с одним ребенком. Психологически свободны, раскрепощены оба субъекта в их совместной деятельности, все естественно в их взаимоотношениях, все обусловлено культурой, уходит в прошлое образ воспитания как борьба двух противоборствующих сторон, одна из которых стоит на педагогических позициях (и озабочена своим авторитетом), сфокусирована на диктате, персонификации, другая чувствует свою зависимость, подчиненность, поэтому использует малейший повод, чтобы сопротивляться и ослабить агрессию ребенка.
В связи с этим необходимо создание и реализация в условиях образовательного учреждения программы работы с трудным подростком по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения, а также пропаганды здорового образа жизни, что в дальнейшем, поможет ему успешно интегрироваться в социум.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации подростка.
Задачи:
Коррекция агрессивного поведения;
Формирование положительной нравственной направленности личности;
Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;
Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
Обучение способам саморегуляции, релаксации;
Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.
Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростком следующими знаниями:
о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;
о приёмах саморегуляции, релаксации;
об индивидуально-личностных особенностях;
о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.
и умениями:
применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.
Основные принципы построения и реализации программы.
Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов.
К принципам построения содержания программы относятся:
единство диагностических и коррекционных мероприятий;
учёт психологических и возрастных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития;
взаимосвязь этапов реализации работы;
комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:
гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;
конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению;
компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии ребенка и не использует результаты работы ему во вред.
Формы организации работы с подростком:
1. Индивидуальная коррекционная работа с подростком – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика. Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте.
2. Консультативная работа с родителями и педагогами школы с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель-ученик», «родитель-ребенок».
Основные направления работы.
Диагностические мероприятия с подростком;
Коррекционно-развивающие занятия с подростком;
Профилактическая работа;
Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
1. Диагностические процедуры в программе:
Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития воспитанников и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.
Программа диагностики личности подростка
Название, автор | Цель |
Рисунок человека (К.Маховер) | Особенности личности |
Тест Филлипса | Диагностика свойств личности |
Опросник Леонгарда | Акцентуации характера |
Тест Айзенка «Самооценка психических состояний» | Тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность |
Шкала тревожности Кондаша | Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности |
Опросник С.Шварца | Ценностные ориентации |
Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю,Л, Ханина. | Диагностика свойств личности и психических состояний |
Методика «Пословицы» С.М.Петровой | Сформированность нравственных представлений, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе |
Опросник Басса-Дарки | Агрессивность, враждебность |
Тест Айзенка «Тип темперамента» | Особенности темперамента человека |
Проективные методики «Прогулка по лесу». Дверь в душу», «Коллективный рисунок» | Изучение эмоциональных, мотивационных и межличностных характеристик личности подростка. |
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей | Диагностика профессиональной ориентации. |
2. Коррекционно-развивающая работа с подростком:
Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростка.
№ | Задачи | Содержание |
1. | Коррекция и развитие самопознания, саморегуляции. Изучение взаимосвязей телесного и психологического. | Психологический тренинг. Арт-терапия. «Тело. Душа. Разум. Эмоции». Какой твой порядок? |
2. | Коррекция стрессового состояния и агрессивного поведения. | Тренинги: «Как научиться не унывать». «Все познается в сравнении», «Пойми меня». |
3. | Развитие когнитивных способностей; внимания, памяти, мыслительных операций. | «Планета Земля. Мир без людей». Научно-документальный фильм. Анализ данных и обсуждение. |
4. | Формирование положительной нравственной направленности. | Психологические занятия: «Позитивный взгляд на будущее», «Вопросы взросления», «Школа доброты». |
5. | Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения. | Тренинги «Мы уже не дети, но еще не взрослые». «Взросление – ответственность», «Влюбленность в подростковом возрасте». «Что плохо, а что хорошо». |
6. | Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я - концепции», уверенности в себе. | Психологические занятия и тренинги: «Я – полноценная личность», «Одиночество: за и против», «Мечта и страх», «Когда я один». |
7. | Развитие коммуникативных и социальных навыков. | Тренинг «Мы вместе», «Есть хорошие друзья!». |
8. | Обучение способам саморегуляции и релаксации, снятия негативных эмоций. | Тренинги с элементами арт-терапии и сказкотерапии.«Изобрази свое «Я»; «Инь - Янь: добро и зло во мне»; «Умей управлять собой». |
3.Формирование положительной нравственной направленности:
Нравственность (мораль) – одна из важнейших сфер человеческих отношений, полных страстей, внутренней борьбы, взлетов и падений. Моральные проблемы проходят через сердце каждого ребенка, касаются самых сокровенных желаний, стремлений, чаяний. Мораль – это единственное знание, которое лежит в основе оценки всех действий и деяний людей и, разумеется, всех направлений их общественной деятельности.
Задачи:
создание собственного отношения к жизни;
формирование нравственных основ личности;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей подростка;
формирование внутренней потребности к самосовершенствованию;
расширение культурного кругозора;
развитие культуры этического мышления;
развитие способности морального суждения и оценки;
развитие умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
обучение подростка сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
В личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.
Тематический план занятий-бесед с подростком
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Воспитание человечности. Настоящая мудрость. | 1 |
2. | Кто достоин уважения. Как стать лучше. | 1 |
3. | Разговор о совести. Помогаем другим. | 1 |
4. | Красота души. Учимся видеть хорошее. | 1 |
5. | Золотое правило жизни. Умение прощать. | 1 |
6. | Тропа милосердия. Сила любви. | 1 |
7. | Как стать счастливым.Жизнь в единстве. | 1 |
8. | Быть ответственным. Разговор о совести. | 1 |
4.Содержание индивидуальной работы с подростком:
2.Тематический план занятий
Тема занятия | Содержание, используемые упражнения | Цель занятия | Количество часов |
1.Знакомство с подростками. | Методика выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук). Тест Филипса. Оценка уровня школьной и личностной тревожности.
| Знакомство. Психодиагностика. | 1 |
2. «Вредные привычки».
| 1) «Приветствие». 2) «Причины – последствия». 3) «Мои вредные привычки». 5) Рефлексия «В дальнейшем я постараюсь…». | Профилактика девиантного поведения. | 1 |
3.«Учимся противостоять влиянию».
| 1) «Что я выиграю, что я потеряю». 2) «Письмо негодованию». 3) «Учимся противостоять влиянию». 4) Групповая дискуссия «Ответ за поступки». 5) «Рояль». 6) «Сказка». 7) «Мне нравится в тебе…». | Профилактика девиантного поведения, снижение уровня тревоги. | 1 |
4.«Образ моего будущего». | 1) «Угадай кто…». 2) «Плохое и хорошее прошлое». 3) «Радуга». 4) «Комплимент по кругу». | Профилактика суицидального поведения. | 1 |
5.«Я управляю стрессом». | 1) «Мое настроение». 2) «Карлики и великаны». 3) «Я управляю стрессом». 4) Релаксация «Заброшенный сад». 5) «Образ стресса». 6) «Рукопожатие». | Профилактика суицидального поведения, снижение уровня тревоги. | 1 |
6.«Самооценка». | 1) «Любимые фильмы и мультфильмы». 2) «Самооценка». 3) «Какой он?» 4) «Комплименты». | Профилактика девиантного поведения. | 1 |
7. «Суд над компьютерными играми». | 1) «Смысл моего имени». 2) «Ассоциации». Информирование: признаки компьютерной зависимости 3) «За и против». 4) «Компьютер». 5) «Волшебная подушка». 6) «Понимание целей». 7) «Счастье». 8) «Смех». 9) «Я – подарок для человечества». | Профилактика девиантного поведения. | 2 |
8. «На тропе доверия».
| 1) «Я и другие». 2) «Я+Я=Мы». 3) «Мой цветок». 4) «Доверяющее падение». | Профилактика суицидального поведения. | 1 |
9. «Трудные жизненные ситуации» | 1) «Подарок». 2) «Пересядьте те, кто…». 3) «Картинки взаимопомощи» Информирование: способы преодоления трудных жизненных ситуаций. 4) «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то…». | Профилактика суицидального поведения. | 1 |
Приложение 1
Занятие № 1
Тема: «Знакомство с подростками.Психодиагностика».
Цель занятия: знакомство с подростками. Определение
особенностей развития личности, выявления факторов риска.
1.Методика выявления детей «группы риска»
(М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)
2.Тест Филипса. Оценка уровня школьной и личностной
тревожности.
Занятие № 2
Тема: «Вредные привычки».
Цель занятия: профилактикадевиантного (аддиктивного) поведения.
Упражнение 1 «Приветствие».
Здравствуйте ребята! Я приветствую вас на занятии по профилактике зависимостей. Я думаю, можно начать наш тренинг, как всегда с приветствия, но для начала вспомним основные правила тренинга.
а) Общение по принципу “здесь и теперь”.
Во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
б) Конфиденциальность всего происходящего.
Все, что происходит во время занятия, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне него.
в) Персонификация высказываний.
Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
г) Уважение к говорящему. Говорим только по одному.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
Вам необходимо по кругу назвать своё имя, настроение и назвать какое-либо ваше качество на первую букву вашего имени.
Упражнение 2 «Причины - последствия».
Давайте подумаем, какие у людей существуют вредные привычки и назовём причины, по которым они возникают, а также последствия, то есть то, к чему та или иная привычка приводит (лист делится на 3 колонки, ведущий записывает все предложенные варианты).
Упражнение 3 «Мои вредные привычки».
Сейчас предлагаю по кругу поделиться с нами вашими вредными привычками. Например, так «Я – Анна, у меня нет вредных привычек» или «Я – Игорь, однажды пробовал курить» и т.д. В общем, необходимо представить себя «в свете нашей связи (или ее отсутствия) с вредными привычками.
Упражнение 4 «Коробочка».
Сейчас вам предлагается написать на листочках бумаги те вредные привычки, от которых вы хотели бы избавиться и положить в коробочку посередине. Поставьте себе такую цель! Рядом с привычкой напишите срок, в течение которого вы бы хотели, чтобы она исчезла.
Для того, чтобы помочь вам осознать опасность основных вредных привычек, которые чаще всего встречаются у людей, предлагаю посмотреть вам два видеоролика: «Опасное погружение», «Тайна едкого дыма».
Рефлексия «В дальнейшем я постараюсь…»
Расскажите нам о своих целях относительно своих вредных привычек.
Для этого по кругу, пожалуйста, продолжите фразу «В дальнейшем я постараюсь…»Когда вам было скучно или наоборот весело?
Как вы считаете, нужно ли нам было говорить о наших привычках?
Что понравилось и что не понравилось в процессе занятия?
Занятие № 3
Тема: «Учимся противостоять влиянию».
Цель занятия: профилактика девиантного поведения, снижение уровня тревоги
Задачи занятия:
1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.
2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.
3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения
4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.
1) «Что я выиграю, что я потеряю».
2) «Письмо негодованию».
3) «Учимся противостоять влиянию».
4) Групповая дискуссия «Ответ за поступки».
5) «Рояль».
6) «Сказка».
7) «Мне нравится в тебе…»
Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю».
Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.
Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.
На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.
Упражнение №2 «Письмо негодованию».
Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».
Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».
Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»
Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:
Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?
Всегда ли влияние отрицательно?
Каким образом можно отличить отрицательное влияние?
Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?
Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?
Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?
Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.
Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки».
В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача - попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.
Упражнение № 5 «Рояль».
Вступительное слово ведущего: «Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».
Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.
Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».
Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» - наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?»
Упражнение № 6 «Сказка».
Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
В какой стране народу жилось лучше? Почему?
Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?
Нужны ли законы вообще? Какова их роль?
Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…».
Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас - желающий - в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.
После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.
В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.
Занятие №4.
Тема: «Образ моего будущего».
Цель занятия:профилактика суицидального поведения.
Задачи занятия:
1) Повышение самооценки участников занятия.
2) Осознание своих целей и перспектив.
3) Улучшение взаимоотношений между воспитанниками.
Упражнение №1 «Угадай кто…»
Участники сидят в общем кругу. Тренер дает инструкцию: «Каждый из нас — уникальная личность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочках какую-нибудь информацию о себе, которая пока не известна вашим коллегам. Пусть это будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которой вы живете. Вы можете написать о своих увлечениях, например о том, что вы танцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете написать о местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живут восемь кошек, или о том, что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком, что вы не хотите сделать предметом обсуждения. Подписывать листочки не надо».
Все сдают тренеру листочки, и тренер их перемешивает.
Далее тренер зачитывает записки по одной, а группа должна угадать автора. Как правило, все группы успешно справляются с этой задачей, но если группа не может угадать автора после нескольких неверных предположений, то он может признаться.
Обсуждение. Не требуется.
Варианты ответов:
1. Любимая еда, животное, цвет, фильм, кинозвезда, вид спорта. (Не один из этих фактов, а весь набор, так как на основании одного ответа угадать, о ком идет речь, будет довольно сложно)
2. Продолжение фразы «Когда я учился в предыдущей школе, после уроков меня чаще всего можно было найти…» (Написать, где и за каким занятием, например:«В библиотеке читающим Вальтера Скотта» или «Во дворе со своей компанией»).
Упражнение № 2 «Плохое / хорошее прошлое».
Ведущий: Вы знаете, что бывает боль телесная: когда ударился, порезался. А бывает душевная. Это происходит, когда случаются неприятные истории. Так вот, в прошлом у каждого человека было что-нибудь плохое, неприятное (пример), то, что принесло боль. Но также в прошлом было и много хорошего, приятного (пример).
Подросткам предлагается поделиться, что было в прошлом плохого и что происходило с ними хорошего. Далее нужно нарисовать на листе, разделённом на 2 части, своё «плохое, неприятное» и «хорошее, приятное» прошлое.
Упражнение № 3 «Радуга».
Сейчас каждому из вас необходимо на рисунке с радугой свои надежды, мечты и планы на будущее, а затем разукрасить радугу. (Примечание: будущее не обязательно должно быть далёким – это могут быть, например, каникулы или следующий учебный год, если подросткам трудно думать о слишком отдалённом времени).
Важно время от времени задумываться о своих надеждах, мечтах и планах на будущее. Мысли о будущем действуют как магнит, который заставляет нас двигаться вперёд, узнавать что-то новое и расти. Мне очень хотелось бы узнать о ваших планах и желаниях на будущее. Кто хотел бы поделиться ими с нами?
Участники рассказывают группе, демонстрируя свои рисунки.
Упражнение № 4 «Комплимент по кругу».
Необходимо назвать положительные стороны, сказать несколько добрых слов каждому из участников занятия.
Занятие № 5
Тема: «Я управляю стрессом».
Цель занятия: Профилактика суицидального поведения, снижение уровня тревоги
1) «Мое настроение».
Инструкция: нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние. Опишите своё настроение словами - какое оно?
Подросткам можно задавать наводящие вопросы: грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение ты бы хотел? Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное...).
2) «Карлики и великаны».
Все стоят в кругу. На команду: "Великаны!" - все стоят, а на команду: "Карлики!" - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду "Великаны!".
3) «Я управляю стрессом».
Группа участников разбивается на подгруппы по 3 человека.
Инструкция: вам сейчас необходимо создать аптечку, которая поможет всем нам в дальнейшем справляться со стрессовой ситуацией. Какие способы управления стрессом вы можете всем нам предложить. Сейчас я раздам вам листы и мелки, ваша задача, нарисовать те самые способы борьбы со стрессом (не написать их, а именно нарисовать).
Затем каждая группа представляет свою аптечку.
4) Релаксация «Заброшенный сад».
«Сядь поудобнее в кресло и закрой глаза. Сделай глубокий вдох и выдох.
Представь, что ты входишь в заброшенный сад. И становишься его садовником.
Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь,разросшуюся траву, и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые-самые разные.
Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.
Ты ощущаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов…
Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.
Ещё раз несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза.
5) «Образ стресса».
Оборудование: цветная и обычная бумага формата А4, пластилин, маркеры, клей, салфетки, ножницы, и т. д.
Участники садятся по кругу перед ними раскладываются различные материалы: цветная и обычная бумага формата А4, пластилин, маркеры, клей, салфетки, ножницы, и т. д. Каждый из участников должен создать свой образ стресса, придумать ему имя и рассказать почему он именно так выглядит для человека.
Рефлексия упражнения. Становится ли легче, когда стресс приобретает материальность? Возможности справиться со стрессом?
6) «Рукопожатие».
Инструкция: Представьте, что вы все торопитесь, вам необходимо попрощаться с каждым человеком, как люди, которые куда-то торопятся.
Сейчас представляем, что все мы люди, которые очень стесняются, прощаемся как стесняющиеся люди.
А сейчас прощаемся как люди, которые очень рады были видеть друг друга.
Занятие № 6
Тема: «Самооценка».
Цель занятия: Профилактика девиантного поведения
1) Упражнение "Любимые фильмы и мультфильмы"
Предназначение. Участники пишут на карточках три своих самых любимых фильма. Другие должны угадать, кто это написал.
Содержание. Ведущий раздает участникам карточки одинакового размера (желательно из картона, чтобы было удобно писать). Каждый участник должен на своей карточке написать сначала свое имя, потом названия трех своих самых любимых фильмов либо мультфильмов. Сделать это надо втайне от других.
После этого ведущий собирает карточки, перемешивает их случайным образом. Достает одну и зачитывает вслух. Участники должны угадать, кто же является автором этой карточки (то есть они должны по любимым фильмам угадать личность). Сам автор карточки может или молчать, или же отводить от себя «подозрения», называя кого-то другого. Когда мнения высказаны, ведущий оглашает подлинное имя автора.
В конце проводится мини-обсуждение: – почему одни люди любят одни фильмы, а другие – другие?
2) Упражнение «Самооценка».
Нарисуйте извилистую дорогу, ведущую из глубокой пропасти «самый плохой человек» к горной вершине «самый хороший человек». Отметьте на этой дороге точку, где находитесь вы сейчас. Анализ:
Какие качества позволяют достичь этой высоты? (участники производят анализ самостоятельно, озвучивая свои выводы по желанию). Что мешает поставить отметку выше? ( Можно не произносить).
Нередко ваше впечатление о себе складывается из оценок, которые дают окружающие вас люди.
3) Упражнение «Какой он?»
Один из участников выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан
4) «Говорим друг другу комплименты».
Отдельно — так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.
Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.
Обсуждение. Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.
Занятие № 7
Тема: «Суд над компьютерными играми».
Цель занятия: Профилактика девиантного поведения
Упражнение 1 «Смысл моего имени».
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.
Упражнение 2 «Ассоциации»
«Сейчас возьмите листочки и напишите на них слово «Компьютер» так, как вам хочется. Теперь напишите рядом с этим словом ваши ассоциации с ним, писать можно все, что приходит в голову».
На столах лежат части открытки (монитор, мышь, процессор). Участникам необходимо с помощью только жестов объединиться в группы так, чтобы из отрезных частей открытки получилась сюжетная картинка. Затем группы рассаживаются за столами, соответствующими той открытке, которую они собрали (на столах лежат аналогичные целые открытки).
В образовавшихся микрогруппах участники обсуждают, что общего и какие отличия есть в их ассоциациях к слову «Компьютер», после рассказывают о своих результатах всей группе.
Рефлексия:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других люди?
- Было ли что-то для вас открытием?
Ведущий: Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Давайте подумаем, по каким признакам можно понять, что у человека появилась компьютерная зависимость?
Информирование: Признаки компьютерной зависимости
• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
• ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
• подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Упражнение 3 «За и против».
Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: первая – приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая – что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения оппоненты не только настаивают на своем, но и опровергают мнение соперника.
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Трудно ли было отстаивать свое мнение?
- Что для себя открыли?
- Что чувствуете сейчас?
Ведущий: Давайте подумаем, есть ли у компьютерных игр положительные стороны? Отрицательные? Какие?
Положительные стороны компьютерных игр.
- логические и обучающие игры; учат детей счету, иностранному алфавиту;
- интересное развлечение и способ занять свое свободное время;
- возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;
- общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины заядлых игроков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре;
- познавательность. Можно побродить, скажем, по Древнему Египту или поучаствовать в восстании Спартака.
Отрицательные стороны компьютерных игр.
- вырабатывается привычка уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы вообще;
- отрицательно сказываются на физическом здоровье, так как игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает зрение;
- отрицательно отражаются на нервной системе и психике, утомляемых постоянными перегрузками, вызванными многочасовым сидением за монитором. Игроманы стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры; большинство игроманов в жизни замкнутые, не общительные люди, отвыкшие (либо не научившиеся) общаться напрямую без помощи компьютера;
- после яркой, насыщенной событиями игры сложно переключатся на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.
Ведущий: А теперь предлагаю послушать рассказ.
Упражнение 4 «Компьютер».
– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то, какой славный, солнечный, – предложила мама.
– Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.
Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!
– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.
– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.
– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.
«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.
Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.
«Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.
– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.
– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.
– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…
– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.
– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.
– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.
– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.
– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.
– Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил:
– Расскажи мне про рыбалку.
– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.
– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.
Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.
Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.
– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.
– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.
Володя испуганно подскочил:
– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.
– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.
– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.
Рефлексия:
- Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?
- Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?
- По каким причинам ребенок уходит в виртуальный мир?
- Что для себя открыли?
Упражнение 5 «Волшебная подушка».
Цель: Упражнение дает возможность подросткам выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие участники группы внимательно выслушивают эти желания и принимают их всерьез.
«У нас есть волшебная подушка. Я ее положу в центр круга. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Возможно, оно будет связано с кем-то из группы, или со мной, или со школой. Но это может быть и совсем другое желание. Например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас была собака…Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать словами: «Я хочу… » Все остальные будут внимательно его слушать.
Рефлексия:
- Что вы чувствуете сейчас?
- Легко ли было рассказать окружающим о своем желании?
Ведущий: Скажите, строите ли вы планы на будущее? Чего вы хотите добиться в жизни? Ставите ли вы перед собой какие-нибудь цели? А что такое цели? Цель – это то к чему необходимо стремиться в жизни.
Упражнение 6. «Понимание целей».
Цель: Способствует раскрытию неосознанных жизненных целей, пониманию взаимодействия между целями и повседневной деятельностью.
« Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит вам в голову, каким бы общим, абстрактным или тривиальным написанное ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть весь список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.
Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.
Чтобы увидеть свои цели с другой точки зрения, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев начиная с сегодняшнего дня, как бы я их прожил?». Этот вопрос нужен, чтобы выявить, что важно для вас, но о чем при этом вы до сих пор даже не задумывались. Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.
На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка.
Обсуждение:
- Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний?
- Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной?
- Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках?
- Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?
Ведущий: А что такое счастье? Счастливы ли вы? А счастливы ли подростки, которые уходят в виртуальный мир? Иногда люди забывают, что счастье - это состояние души, и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния. Счастье — это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь — добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим. Эти качества переходят из поколения в поколение, что и образует полезный «микроклимат».
Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого, поэтому он деликатен. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям... Быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения.
Счастье — это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами. Мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем; нам есть за что благодарить судьбу.
Упражнение 7. «Счастье».
Сейчас я предлагаю вам составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир». Далее эти списки источников счастья зачитываются участниками по очереди.
Рефлексия:
- Что вы чувствуете сейчас?
- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других люди?
- Было ли что-то для вас открытием?
- Какое у вас сейчас настроение?
Упражнение 8. «Смех».
Ведущий: Говорят, если человеку грустно, то он может сам себя рассмешить. Давайте проверим, сможем ли мы без всякого повода посмеяться и поднять себе настроение?
Настройтесь повеселиться просто так, буквально без и кого повода. У каждого в жизни были такие моменты, когда смех появлялся без причины. Просто смешно - и все тут. Смех - прекрасная эмоциональная разгрузка, освобождение от напряжения, отличный отдых после трудной умственной деятельности.
На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое каждый из нас испытал в своей жизни, когда мы смеялись безудержно, от души, просто до слез. Итак, сейчас мы посмеемся все вместе, ха-ха-ха!
Рефлексия:
- Что вы чувствуете сейчас?
- Понравилось ли вам упражнение?
- Поднялось ли у вас настроение?
Упражнение 9 «Я - подарок для человечества».
Цель: Повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
«Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: Я подарок для человечества, потому что я...».
Рефлексия:
- За время работы узнали ли вы для себя что-то новое?
- Сравните свои ощущения и чувства в начале занятия и сейчас.
Происходит обсуждение — подводятся итоги.
Занятие № 8
Тема: «На тропе доверия».
Цель занятия:Профилактика суицидального поведения
Упражнение 1 «Я и другие» («Сходства и различия»).
Цель: эта игра помогает детям увидеть, что, с одной стороны, каждый из них по-своему уникален, а с другой стороны, у каждого можно найти такие черты и особенности, которые есть и у других.
Инструкция: кто из вас иногда радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других? А кто из вас бывает доволен тем, что в чем-то отличается от остальных? В каждом из нас есть и то и другое. Образуйте пары, найдите восемь отличий вас друг от друга, и восемь общих характеристик – это могут быть: черты характера, внешности, интересы, и т.д.
Обсуждение: что для вас было сложнее: найти сходства или различия? Что из того, что вас объединяет, нравится вам больше всего? Что вам больше всего нравится из того, чем вы отличаетесь от других?
Упражнение 2 «Я+Я=Мы» («Сходства и различия»).
Ведущий кидает одному из участников мячик (игрушку), нужно найти качество, вещи, увлечения, что объединяет с этим человеком.
- Нас объединяет, что мы сегодня хорошо провели время... Если участник согласен, он говорит да я согласен, если нет, я подумаю над этим (кидает предмет следующему участнику).
Рекомендации: Так как тренинг ориентирован для подростков, главная задача ведущего отслеживать эмоциональное состояние участников, направлять, если выполнение каких, либо упражнений заходит в тупик.
В результате проведенного тренинга дети научатся ценить себя и различия между людьми, принимать других такими, какие они есть; давать обратную связь через: «Я - сообщения», говорить о своих чувствах, как позитивных, так и негативных; понимать позицию другого человека, вместо того, чтобы изменить ее; принимать точку зрения другого человека, понимать его внутренний мир и находить возможности согласовывать свои интересы с интересами партнера. Среди его участников будет сформировано доверие друг к другу и чувство сплоченности, умение выслушивать и прислушиваться к мнению всех участников группы, подростки лучше будут чувствовать собственную ответственность и ответственность участников группы за общий результат команды, а также по итогам работы будет сформирована мотивация на совместную деятельность.
Упражнение 3 «Мой цветок».
Ведущий: Представьте, вы на лесной полянке увидели цветок. Рассмотрите его. А теперь вам говорят, что он единственный в своем роде. Почувствуйте, изменилось ли ваше отношение к цветку? Наверняка, да! Теперь вы более пристально рассматриваете его, бережно к нему относитесь. Хотя, не зная о его уникальности, вы не видели ничего особенного.
Вопросы: если цветок уникален, можно ли вас сравнивать с другими цветами? Если он в мире единственный, нужно ли ему давать хорошую или плохую оценку?
Упражнение 4 «Доверяющее падение».
Участники делятся по парам. Один человек в каждой паре должен упасть отвернуться от другого, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.
Важная задача ведущего – обеспечить полную физическую безопасность участников.
По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.
- Как называется способность, которую мы сейчас с вами развивали?
- Легко ли было довериться другому человеку? Почему?
Участникам по кругу предлагается закончить фразу: «Я доверяю другому, когда он…».
Предлагается сделать вывод о том, когда люди доверяют друг другу и что нужно делать, чтобы заслужить доверие другого.
Занятие № 9
Тема: «Трудные жизненные ситуации».
Цель занятия:Профилактика суицидального поведения
Упражнение 1 «Подарок».
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Упражнение 2 «Пересядьте те, кто…»
Ведущий выходит в центр круга. Участники сидят на своих креслах. При этом больше свободного кресла нет. Ведущий предлагает поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
Упражнение продолжается 10-15 минут, в конце можно спросить у участников:
- Как вы себя чувствуете?
- Как ваше настроение?
- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Упражнение 3 «Картинки взаимопомощи».
Для упражнения понадобится довольно много белого картона, на котором удобно рисовать (примерно формата А5). Примерное количество: 5 x кол-во участников. Также понадобится 2-3 набора фломастеров.
К началу этого упражнения группа должна быть настроена на вполне серьезный и конструктивный лад.
Упражнение начинается с того, что один доброволец делится собственной сложной жизненной ситуацией. Это могут быть и какие-то весьма драматические события (например, опасная болезнь кого-либо из близких), и не очень драматические (например, безуспешная борьба с собственным лишним весом) или совсем пустяковые или сиюминутные проблемы (например, вопрос о том, у кого бы одолжить денег).
Ведущий ставит задачу перед другими участниками:
– Давайте мы вместе, сообща поможем чуть-чуть, вселим немного оптимизма. Может быть, своими стараниями мы даже поможем решить проблему. Сообща мы нарисуем несколько открыток.
Ведущий раздает равномерно по кругу пять картонок. В центр на журнальный столик выкладываются фломастеры. Получившие картонку что-то на ней рисуют с помощью фломастеров, а потом передают по кругу следующему. Тот тоже что-то рисует – он добавляет к уже нарисованному. Потом передает дальше.
Каждая из пяти картонок-открыток должна сделать полный круг. В конце все они вручаются добровольцу – автору истории. Перед этим ведущий, если чувствует, что это надо сказать, говорит о том, что не надо обижаться, если какая-то открытка вдруг покажется оскорбительной, неуместной. Ведущий отмечает, что «мы все старались, но что-то могло пойти не так, ведь мы рисовали разобщенно».
Доброволец делится своими чувствами по поводу увиденного. Он может выбрать одну открытку и оставить её себе. Другие ведущий прячет, после чего вызывается следующий доброволец.
В некоторых случаях могут быть уместны дополнительные теплые слова добровольцу со стороны ведущего или других участников.
Информирование: способы преодоления трудных жизненных ситуаций
Упражнение 4 «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то…».
Пусть каждый участник закончит фразу: «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь...» Для этого упражнения можно взяться за руки.
5.Работа с педагогами:
Цель: оптимизация взаимодействия в системе «учитель-ученик».
Задачи:
Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований.
Обучение педагогов навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками.
Рекомендации по конструктивному общению с подростком.
1. Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.
Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)
Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).
Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!
Выставите требования «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).
Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).
2. Выработка единых правил и требований к ребёнку.
В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.
3. Включение подростка в работу секций, кружков.
4. Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:
Симптомы нарушений | Задачи развития | Методы развития |
Нарушение взаимодействия со сверстниками | Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем | Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи |
Нарушение взаимодействия с педагогами | Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю | Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств |
Несоблюдение социальных и этических норм | Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм | Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм |
Неадекватное отношение к себе | Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку | Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики |
Приложение 2
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Виды суицидов.
1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% — это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: «Сделай то-то и то-то, а то я…»
2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие люди могут начинать заниматься экстремальными видами спорта, добровольно едут в «горячие точки», рискованно ездят на автомобиле или мотоцикле, начинают употреблять алкоголь или наркотики.
3. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.
4. Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать человека от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная человеком в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.
Признаки готовящегося самоубийства:
1. Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).
2. Прощание в различных формах.
3. Письменные указания, раздача ценных вещей.
4. Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.
5. Угроза – прямая или косвенная.
Мотивы суицидального поведения следующие:
Зачем совсем юный человек лишает себя жизни? 90% самоубийц руководствуются следующими мотивами:
МЕСТЬ. Ребёнок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.
ПРИЗЫВ. Так он пытается привлечь к себе внимание.
САМОНАКАЗАНИЕ. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого либо поступка, ошибки.
ОТКАЗ. Нет ни сил, ни желания жить дальше.
ВНИМАНИЕ! 80% людей, уходящих добровольно из жизни – психически здоровы (люди, страдающие психическими заболеваниями совершают суицид по другим мотивам: самопожертвование, игра, «желание попасть в высший мир и т.д.).
Приложение 3
Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска" (рекомендации педагогам, постоянно работающим с данной категорией подростков).
Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков подростка.
Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между педагогом и подростком, установлению душевного контакта. К ним относится:
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
"авансирование" личности – предоставление подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о нём, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает: аванс побуждает к лучшему;
обходное движение – защита подростка от обвинения коллектива;
прощение; проявление огорчения;
проявление умений педагога, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у подростка правильного поведения:
убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
доверие;
моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
вовлечение в интересную деятельность;
Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:
опосредование. Педагог достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
активизация сокровенных чувств подростка. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные, тормозящие приемы:
констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает подростку, что его поступок педагогу известен;
осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
предупреждение;
Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития подростка и на его индивидуальные особенности.
Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у подростков самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны педагога. Опираясь на зону ближайшего развития подростка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.
Список литературы
1.Бадмаев, С. А.
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаева. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 240 с.
2. Белкин, А. С.
Внимание – ребёнок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А. С. Белкина. – Свердловск.: Сред.-Урал.кн.изд-во,1981. – 125 с.
3. Бодалёв, А. А., Столин, В. В.
Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалёва, В. В. Столина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 стр.
4. Личко, А. Е.
Основные типы нарушителей поведения у подростков. Патологические нарушения поведения у подростков [Текст] / А. С.Личко. – Л., 1973, - 216 с.
5. Мадорский, Л. Р., Зак, А. З.
Глазами подростков [Текст]: кн. для учителя / Л. Р. Мадорского, А. З. Зак. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.
6. Немов, Р. С.
Психология. [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, - 1994. – 496 с.
7. Психологические тесты [Текст] /Под ред. А. А. Карелина: В 2т. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.1. – 312 с.: ил.
8. Психолоигчксие тесты [Текст] / Под ред. А. А.Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.2. – 248 с.: ил.
9. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.
10. Семенюк, Л. М.
Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учебное пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 96 с.
.Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).