ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Российская Федерация
Ростовская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
ПРОГРАММА работы
родительско-детского клуба «Моя Семья»
Автор:
учитель нач.классов,
педагог-психолог
Пасько Т.Н.
г. Шахты
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для проведения совместных занятий в родительско-детском клубе «Моя семья» (на базе МБОУ СОШ №50) и ориентирована на помощь родителям в организации эффективного построения отношений: «родитель-ребенок». Работа ведется в течение всего учебного года как поиск контактов к взаимопониманию с ребенком. Автор опирается на групповую форму работы учащихся и их родителей, т.к. проведение родительских групп является наиболее эффективной моделью консультативной работы с родителями, чем индивидуальное консультирование.
Содержание программы дает ясное представление об организации работы в совместных парах. Примерный конспект занятий включает упражнения и игры, помогающие сделать родительско-детские отношения более гармоничными и успешными.
Основой работы является идея «трех СО»: идея сотрудничества, идея сотворчества, идея сопереживания родителя с ребенком.
Цель программы: исправление с помощью психотерапии и психологической коррекции, причин искажения родительско-детских отношений.
Целью программы является:
- улучшение родительско-детских отношений за счет выработки навыков эффективного взаимодействия с ребенком;
- выработка умения активизировать коммуникацию в семье;
- отработка рефлексии отношений в паре «родитель-ребенок»;
- расширение границ взаимопонимания;
- установление партнерства и сотрудничества во взаимоотношениях «родитель-ребенок».
Данная программа направлена на учащихся и их родителей и является одним из элементов деятельности родительско-детского клуба «Моя семья» МБОУ СОШ №50 в работе с семьей.
Программа направлена прежде всего на профилактическую и психокоррекционную работу с семьей.
Актуальность данной программы обоснована тем, что родители, обратившиеся к психологу, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.
Причины неэффективного родительского отношения:
- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
- ригидные стереотипы воспитания;
- личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
- влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель-ребенок», все эти причины могут быть устранены с помощью психологической коррекции.
Задачи программы:
1. Формирование доверия во взаимодействиях «родитель-ребенок»
2. Обучение умению самостоятельно находить эффективные методы воспитания и занимать верную родительскую позицию.
3. Формирование эффективной самооценки у детей.
4. Развитие эмоций и коммуникативных навыков.
Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Группа обсуждает проблемы воспитания учащихся и общения с ними, а свои личные проблемы лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.
Предмет психокоррекции: проблемы воспитания и обучения с детьми в семье.
Объект психокоррекции: учащиеся и их родители.
Методы психокоррекции: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, пробы на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения.
Основной метод групповой коррекции родительско-детских отношений, когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр, психодрамы, пробы на совместную деятельность.
Обоснование метода: семья - целостная система. И именно поэтому проблемы диады «Родитель-ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка и родителя. Совместная работа позволяет усилить эффективность занятий в клубе «Моя семья».
Специфические эффекты работы в родительской группе: повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации ребенком, динамика его поведения в группе.
По стилю ведения занятий - группы структурированные.
В группе участвуют учащиеся и их родители (оба или один). Занятие проводится 1 раз в месяц. Продолжительность занятия: 1 час. Весь курс - 9 занятий (9 ч.) Группа состоит из 10 - 15 человек.
Программа реализуется в течение всего учебного года (сентябрь-май).
В результате реализации данной программы через каждые три занятия отслеживается результативность: основным критерием результативности программы служит восстановление родительско – детских отношений. В конце каждого совместного занятия родителей с детьми проводится обсуждение «в круге чувств»: выслушиваются все участники группы. Особое внимание следует обращать на впечатления, чувства и следить за динамикой родительских установок.
Результативность программы проявляется (промежуточные результаты):
- в увеличении открытости коммуникации (увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, идеалах, опасениях, чувствах, ценностях и т.п.);
- в закреплении новых способов общения в семье (осознание способов взаимодействия и изменения своего поведения, свободный выбор способов коммуникации);
- осознание каждым членом семьи своих ролей (их закрепление или замена).
К показателям итоговой результативности автор программы относит и следующее:
- разрушение внутрисемейных стереотипов, семейного мифа;
- осознание семьёй своего единства и взаимозависимости;
- возможность каждого участника семьи выражать гамму чувств и эмоционально абстрагировать их;
- построение эффективных родительско-детских отношений.
Примерное тематическое планирование занятий в родительско-детском клубе «Моя семья» включает следующие темы:
Воспитательный потенциал семьи. Искусство быть родителем.
Типы нарушений семейного воспитания. «Трудный» ребенок в семье.
Как любить ребенка?
Наше общение в семье и др.
Занятия могут иметь следующую структуру:
1.Представление, т.е.в круге общения участники сообщают о своей проблеме, формулируют цель участия («посылают» психологу запрос).
2. Разъяснение задач, также занятия, а также сообщение темы занятия психологом.
3. Обсуждение по теме (дискуссия).
4. Дальнейшее проигрывание темы (то, что возникло в ходе ее обсуждения) может проходить в форме: ролевой игры или психодрамы; анкетирования или тестирования; анализа ситуации.
5.Особенно актуальна совместная деятельность в парах «родитель-ребенок»:
пробы на совместную деятельность;
упражнение на развитие навыков общения;
проективные методики, игры.
6. Обсуждение в круге чувств.
Примерное содержание программы
Занятие №1
Современная семья: трудности и надежды.
Знакомство. Уяснение групповых норм и принятие правил общения в группе.
Обмен ожиданиями. Обсуждение семейных проблем (описание качеств семьи).
Ролевая игра: психологические упражнения в парах.
Составление семейного коллажа.
Занятие №2
Роль семьи в формировании личности.
Постановка проблемы (тестирование).
Упражнение «Восприятие чувств ребенка».
Рисунок «Моя семья».
Психологические упражнения: «Цветок», «Стрельба глазами», «Чувства». Работа в парах: «родитель - ребенок»
Занятие № 3
Слагаемые семейного счастья.
Введение ритуала вхождения в группу, опоздавших.
Постановка проблемы (дискуссия).
Психодрама «Я хочу пожить один».
Социометрические методики: выбор, сравнение.
Диагностика и тренировка эмоционального понимания. Ролевая игра «Мой выбор семьи»
Занятие №4
Воспитательный потенциал семьи. Искусство быть родителем.
Тестирование.
Интерпретация психологом детско-родительских отношений в семьях
участников.
Рекомендации по воспитанию.
Психодрама.
Обсуждение проблемы.
Невербалонные приемы прикосновение, качание. Упражнения на снятие напряжения участникам психодрамы
Игра «Центр».
Занятие №5
Типы нарушений семейного воспитания. «Трудный» ребенок в семье.
Психологическое упражнение: «Рассказ о прошлом».
Имитация проблемных ситуаций (ролевые игры «мостик через ущелье»,
«Автобус в часы пик»)
Психогимнастика: «гравитационный стресс», «узнавание на ощупь»,
«глядение в глаза».
Игра-воспоминание (проигрывание ссоры с ребенком).
Круг чувств.
Занятие №6
Что надо знать о своем ребенке.
Ритуал вхождения в группу.
Игра «Восковая палочка»
Дискуссия.
Упражнение «Зеркало».
Отработка навыков коммуникативной экспрессии.
Социометрическая методика «За дверью» (выбор за другого участника, сравнение выбора) Упражнение «Горячий стул»
Занятие №7
Как любить ребенка?
Психологические игры: «Архитектор и строитель», «Брызгание водой»,
«Благодарность» (техника «ассоциаций»)
Ролевая игра «Воспоминание» (вспомнить и поговорить о чем-то приятном
для родителя и ребенка и показать, как это было)
Анкетирование родителей (на отношение к совместной деятельности с
ребенком)
Проективные методики «Родители в виде несуществующего животного»
Психогимнастика. Игра «Восковая палочка»
Игра «Центр»
Занятие № 8
Наше общение в семье.
Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации «родители-
ребенок»
Как строить «Я - сообщение» (рекомендации).
Тестирование родителей (определение эффективности коммуникативных
актов (речевых сообщений) родителей, адресованных ребенку.
Занятие № 9
Праздник семьи: «Какая у нас семья»
Психодрама (произнеси свое имя ласково, грубо)
Ролевая игра «Поводырь и слепец»
Игра «Центр»
Составление коллажа «Какая у нас семья?» Круг чувств.
Описание применяемых методик:
Занятие 1
Руководитель группы знакомит участников с основными правилами ее функционирования (обращаться по имени и на «ты», открыто высказывать мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь», избегать непосредственных оценок друг друга). Члены группы представляют друг другу (называют имя, возраст, профессию). В ходе занятия происходит уяснение и принятие групповых норм участниками, знакомство их с групповым напряжением, обмен ожиданиями от предстоящего группового опыта, первыми впечатлениями друг о друге. Делается первая попытка обсуждения семейных проблем (на рациональном уровне).
Группа выполняет психологические упражнения (изобразить «дерево», «белье на веревке», «памятник», «резиновую игрушку», «бросание мяча», «снежка», «брызгание водой», «передачу по кругу хлопков», «цветка», «благодарности», «чувства злости», «раздражения»), направленные на уменьшение напряжения, активизацию и сближение группы, преодоление сопротивления отдельных участников, а также на подготовку их к ролевым играм.
Элемент драматизации на первом занятии представлен заданием произнести свое имя и имена своих детей (ласково, грубо). Для акцентирования чувства принадлежности к группе участники выработали ритуал группового прощания.
Занятие 2
Основные темы групповых дискуссий: впечатление от первого занятия; индивидуальные цели участия в группе; цели группы. Отрабатываются первые впечатления друг о друге (техника «ассоциаций», «горячий стул» - доверие к каждому участнику).
Невербальные психогимнастические приемы («движение в темноте», «восковая палочка», ролевая игра «Поводырь и слепец»), направленные на сплочение группы и знакомство с помощью тактильных контактов.
Игра «Центр» (кто как себя ощущает по отношению к центру группы) и оценка эмоциональной близости группы по отношению к некоторым участникам (как ее ощущает группа и сам участник) применяются в качестве вариантов открытой социометрии.
Занятие 3
Рассказ о прошлом. Дискуссии: об отношении к очереди, толпе; о реакции всех участников на игровые занятия; о целях группы, о роли и тактике психолога; о линиях притяжения и отталкивания в группе.
Ролевые игры «Мостик через ущелье», «Автобус в часы пик» выступают имитационными моделями проблемных ситуаций межличностного общения участников.
Психогимнастические приемы: выражение своего отношения к человеку, сидящему с закрытыми глазами (тренировка невербального взаимодействия), «гравитационный стресс» (проверка и повышение доверия в группе), «узнавание на ощупь», «глядение в глаза» (диагностика некоторых внутриличностных и межличностных проблем) и тренировка соответствующих навыков.
Занятие 4
Обсуждаются темы: должны ли супруги вместе ходить в гости; проблема ухода из семьи; об отношение к женщине и мужчине (одинаково ли оно); о вежливости; о прошлых обидах.
Невербальное выражение чувств к некоторым участникам направленно на демонстрацию недифференцированного эмоционального отношения в группе, стимуляцию ее активности, а в другом случае - на оказание эмоциональной поддержки и выход из напряженной для участников ситуации.
Если на каком-то занятии участники вынуждены прекратить посещение занятий клуба, то группа прощается с ними: уходящих качают, обмениваются впечатлениями и высказывают свои пожелания.
Занятие 5
Психодраматическое разыгрывание конфликта одной из супружеских пар (в своих ролях, поменявшись ролями, в том виде, в котором ситуация приемлема для участников) применяется в качестве вспомогательного средства в ходе групповой дискуссии (вместо рассказа о конфликте) с целью разрешения конфликта и создания условий для обучения новым формам поведения.
Обсуждаются проблемы ревности к родителям и воспитательные требования, предъявляемые к детям; отношения с собственными родителями; допустимая грань откровенности между людьми.
Занятие 6
Вводится ритуал вхождения в группу опоздавших (акцент на причастность к группе). Дискуссия о конфликте между привязанностью к мужу и родительской семье у женщин; об объективной правоте, о том, насколько может принадлежать себе человек после вступления в брак; о «приходящей жене»; о взаимоотношениях в семье при посторонних взрослых; о мужских и женских ролях.
Разыгрывание психодрамотической сцены «Я хочу пожить один», где роль жены по очереди выполняют женщины группы. Социометрические методики: осуществление выбора за другого участника с последующим сравнением его результатов с собственными (диагностика и тренировка способности к эмоциональному пониманию); выбора «семьи» из членов группы.
Занятие 7
Ритуал вхождения в группу и игра «Восковая палочка» для отсутствовавших на прошлом занятии, их ознакомление с содержанием прошлого занятия (акцентирование принадлежности группе и отработка некоторых индивидуальных проблем).
Основные темы дискуссий: впечатление от совместных занятий; об изменениях в поведении (в клубе и дома); проблема «разных интересов», о женственности и мужественности; как должна выглядеть женщина дома; отношение к матери, отношение к брату. Строят семью те, кто еще не строил.
Невербальные приемы - выражение отношения прикосновением и качание (направлены на снятие и демонстрацию групповой поддержки участнице, чьи проблемы обсуждались в ходе занятия).
Занятие 8
Дискуссия: впечатления о детях после критического анализа игрового занятия; о допускаемой границе фантазии в отношениях с детьми; о пользе занятий в группе; проблема взаимопонимания между супругами; проблема «вечной занятости»; о гедонистической позиции; о неуверенности в себе. Одной из участниц демонстрируется неэффективность некоторых форм ее поведения по отношению к детям; отрабатываются навыки коммуникативной экспрессии, для чего используется вариант «зеркального» метода с элементами драматизации.
Социометрическая методика «За дверью» (осуществление выбора за другого участника в его отсутствие и сравнение его с собственным выбором).
Психолог интерпретирует детско-родительские отношения в семьях участников группы и дает ряд рекомендаций по воспитанию.
Разыгрывается психодрама. Обсуждаются темы: проблема «мужа-отца»; должна ли жена встречать мужа. Спонтанные высказывания о том, что дала группа.
Занятие 9
Обсуждаются необходимость эмоциональной сдержанности в присутствии ребенка, важность для воспитания правильной женской позиции и супружеских отношений. Проводятся психогимнастическая разминка (напряжение-расслабление), игра «Восковая палочка» - укрепление игровой сплоченности. Невербальный прием - для облегчения выражения чувств одного из участников к другому группа выстраивается спиной к ним.
Результаты социометрической игры «Центр» сравниваются с результатами второго занятия. Каждый участник рассказывает, что ему дала группа.
В начале и конце цикла занятий проводятся совместные ролевые и психогимнастические игры родителей с детьми. В заключении каждого занятия проводится обсуждение в «Круге чувств».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Данная программа апробирована в условиях работы с семьями учащихся МОУ ООШ № 17 , МОУ СОШ № 43, МОУ СОШ № 8 (на базе Государственного учреждения Ростовской области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» г. Шахты), ВКЭС ЮРГУЭС( Высший колледж экономики и сервиса Южно-Российского Государственного университета Экономики и сервиса г. Шахты) в рамках проведения занятий родительско-детского клуба.
Одним из её приоритетных направлений является исправление причин искажения родительско-детских отношений (с помощью психотерапии и психокоррекции).
Семья – целостная система, поэтому проблемы нарушения родительско-детских отношений не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий.
Основной задачей этого направления является формирование доверия во взаимодействии «родитель – ребёнок».
Программа ориентирована:
1)на обучение умению самостоятельно находить эффективные методы воспитания и занимать верную родительскую позицию (у родителей);
2)на формирование эффективной самооценки, развитие эмоций и коммуникативных навыков.
Принципы программы. Отличительная особенность программы – пробы на совместную деятельность ребёнка и родителя. Автор выделяет предмет и объект психокоррекции, а так же методы работы. Особое внимание обращено на предполагаемые (специфические и неспецифические) эффекты в родительско-детской группе. В пояснительной записке к программе отражена актуальность работы по этому направлению, дано обоснование методов, поставлены конкретные цели и задачи данной работы.
Методика работы приемлема в родительско-детских парах и соответствует возрастным особенностям участников и запросам родителей.
Содержание программы предусматривает работу в течение всего учебного года (1 раз в месяц). Цикл занятий разработан на 9 часов, в соответствии с темами занятий, которые являются наиболее актуальными для участников группы (на основе их запросов).
В содержании каждого занятия выделяется три этапа:
1)постановка проблемы;
2)работа над проблемой (её обсуждение, анализ);
3)окончание занятия (выводы, «круг чувств»).
Реализация программы. Данная программа осуществляется с небольшой группой родителей и учащихся в совместной работе (в группе участвует не более 15 человек). Для облегчения работы по этой программе автор приводит примерную структуру проведения занятий, а так же конспекты проведения занятия.
В теоретической части работа ведётся на основе психологического запроса участников. Используется дискуссия, обсуждение семейных проблем, обмен ожиданиями, а так же даются рекомендации по воспитанию детей, интерпретации психологом родительско – детских отношений, обобщение опыта родителей по воспитанию детей.
В практической части используются анкетирование, тестирование, ролевые игры или психодрама, анализ ситуации. Совместная деятельность в парах «родитель – ребёнок» предполагает использование проб на совместную деятельность, упражнения на развитие навыков общения проективных методик, игр, психогимнастических упражнений.
Выводы:
Основным критерием результативности программы служило восстановление родительско – детских отношений. В конце каждого совместного занятия родителей с детьми проводилось обсуждение «в круге чувств»: выслушиваются все участники группы. Автор программы обращал внимание на то, что следует активно интересоваться их впечатлениями, чувствами, следить за динамикой родительских установок.
Планируемые результаты работы по данной программе:
увеличение открытости коммуникации (увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, идеалах, опасениях, чувствах, ценностях и т.п.);
закрепление новых способов общения в семье (осознание способов взаимодействия и изменения своего поведения, свободный выбор способов коммуникации);
осознание каждым членом семьи своих ролей (их закрепление или замена).
К показателям результативности можно отнести также следующее:
Данная программа позволяет построить эффективные родительско-детские отношения. Это особенно важно, когда педагогическая и психологическая неграмотность родителей, ригидные стереотипы воспитания, личностные проблемы родителей, вносимые в общение с ребёнком, а также влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребёнком и другие причины, искажают родительско-детские отношения. Они могут быть исправлены с помощью проведения занятий по данной программе.
Используемая литература:
1. Р.В. Овчарова. Справочная книга школьного психолога. «Просвещение», М, 1996г.
2. Р.В. Овчарова. Психологический портрет социокультуры и педагогически запущенного ребенка. - Архангельск, 1994 г.
3. X. Кэдьюсон., Ч. Шефер. Практикум по игровой психотерапии. «Питер», Санкт-Петербург, 2000 г.
4. Ю.Е. Алешина. Индивидуальное и семейное консультирование. - М., 1994г.
5. Р.Т. Баярд, Д. Баярд, Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М., 1991 г.
6. Ю.Е. Алешина. Организация консультативной беседы // Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. М., 1994 №2