СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с неадаптированными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы классного руководителя с социально неадаптированными детьми «Первоклассник»

 

Обоснование актуальности программы «Первоклассник»

Адаптация первоклассников к образовательно-развивающей среде начальной школы - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую он активно включается, наконец, изменяется весь уклад его жизни.

Адаптация является одним из универсальных способов преодоления кризисных явлений и подготовки к деятельности в новых социальных условиях, поэтому необходимо расширение педагогического кругозора их психологических позиций (адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде), и педагогических позиций (вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи).

Адаптация младших школьников зависит от многих внешних, внутренних, биологических, социальных, зависящих и не зависящих от учителя и начальной школы факторов, ее следует рассматривать как процесс активного освоения ребенком социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие ребенка в данной среде. Поэтому необходимо создавать школьнику условия для саморазвития и самореализации, считая его субъектом собственной деятельности.

Если у старшего дошкольника не сформирована готовность к обучению в школе на морфофункциональным, умственном и личностном развитии, то его адаптация к условиям образовательной среды будет проходить сложно. При возникновении проблем адаптации младших школьников необходимо выяснить, каковы степень обучаемости и адаптационная направленность ребенка.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения, это длительный многоаспектный процесс, решающую роль в успешности которого играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Педагогу необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе обучать его конструктивному решению своих трудностей, цивилизованному выражению возникающих чувств, создавать ситуации успешности обучения.

Система адаптации детей к условиям образовательно-развивающей среды концентрирует методологический и методический инструментарий помощи детям в принятии новых жизненных условий, налаживании позитивных коммуникаций с одноклассниками, достижении успехов в учении, уверенности в себе, умений толерантными способами решать возникшие проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхами, гневом, обидой, способности к эмпатии, что, в конечном итоге, что позволит укрепить психическое и физическое здоровье детей, научит их жить в мире с собой и окружающими.

Цель программы: помочь первокласснику осознать свою новую социальную роль и адаптироваться к школьной жизни.

Задачи программы:

- формирование представления о важности и необходимости соблюдения в школе школьных правил, правил этикета, толерантных отношений к другим людям;

- формирование устойчивого интереса к знаниям;

- совершенствование условий для развития личности первоклассника;

- создание условий социальной защищенности первоклассника.

Ожидаемые результаты:

Портрет первоклассника:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • умеющий соблюдать правила ученика;
  • толерантно относится к другим людям;
  • уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Мероприятия по реализации программы:

 

Основные направления работы классного руководителя

Содержание деятельности классного руководителя

Задачи

Ответственные

Сроки

Диагностика первоклассников

Анкетирование, изучение школьной документации «Социальное благополучие обучающихся»

Выявление социально неадаптированных детей

Кл. рук

1-я неделя сентября

Встречи-беседы с родителями учащихся о трудностях в воспитании ребенка

Оказание педагогической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании ребенка

Кл. рук.

2-я неделя сентября

Оказание психологической помощи

Включение в содержание изучения предметов материала развивающего характера

Развитие познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка

Кл. рук.

В теч. уч. года

Тестирование психо-эмоциональной сферой личности ребенка

Изучение психического своеобразия учащихся

Психолог

сентябрь

Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

Формирование толерантных отношений к другим людям

Психолог

В течение уч. года

Педагогическая поддержка учащихся

Создавать на уроке ситуацию успеха

Формирование положительной мотивации к учению

Учителя

В течение уч. года

Способствовать успешному принятию исполнению роли ученика

Создание благоприятных условий для школьной адаптации

Кл.рук., учителя

Сентябрь

Создание условий для саморазвития и самореализации личности первоклассника

Помогать в выборе жизненного пути

Создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности учащегося

Кл.рук., психолог, учителя

В течение уч. года

Поддерживать в различных жизненных ситуациях

Изучение семьи ребенка

Кл.рук., соц.педагог

В теч. уч. года

Расширение познавательных и творческих способностей обучающегося

Использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей, стимулирования их самоопределения, саморазвития

Вовлечение учащихся в кружки по интересам

Обучающиеся, родители, педагоги-организаторы.

В течение уч. года

 

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с неадаптированными детьми»

Программа работы классного руководителя с социально неадаптированными детьми «Первоклассник»



Обоснование актуальности программы «Первоклассник»

Адаптация первоклассников к образовательно-развивающей среде начальной школы - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую он активно включается, наконец, изменяется весь уклад его жизни.

Адаптация является одним из универсальных способов преодоления кризисных явлений и подготовки к деятельности в новых социальных условиях, поэтому необходимо расширение педагогического кругозора их психологических позиций (адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде), и педагогических позиций (вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи).

Адаптация младших школьников зависит от многих внешних, внутренних, биологических, социальных, зависящих и не зависящих от учителя и начальной школы факторов, ее следует рассматривать как процесс активного освоения ребенком социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие ребенка в данной среде. Поэтому необходимо создавать школьнику условия для саморазвития и самореализации, считая его субъектом собственной деятельности.

Если у старшего дошкольника не сформирована готовность к обучению в школе на морфофункциональным, умственном и личностном развитии, то его адаптация к условиям образовательной среды будет проходить сложно. При возникновении проблем адаптации младших школьников необходимо выяснить, каковы степень обучаемости и адаптационная направленность ребенка.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения, это длительный многоаспектный процесс, решающую роль в успешности которого играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Педагогу необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе обучать его конструктивному решению своих трудностей, цивилизованному выражению возникающих чувств, создавать ситуации успешности обучения.

Система адаптации детей к условиям образовательно-развивающей среды концентрирует методологический и методический инструментарий помощи детям в принятии новых жизненных условий, налаживании позитивных коммуникаций с одноклассниками, достижении успехов в учении, уверенности в себе, умений толерантными способами решать возникшие проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхами, гневом, обидой, способности к эмпатии, что, в конечном итоге, что позволит укрепить психическое и физическое здоровье детей, научит их жить в мире с собой и окружающими.

Цель программы: помочь первокласснику осознать свою новую социальную роль и адаптироваться к школьной жизни.

Задачи программы:

- формирование представления о важности и необходимости соблюдения в школе школьных правил, правил этикета, толерантных отношений к другим людям;

- формирование устойчивого интереса к знаниям;

- совершенствование условий для развития личности первоклассника;

- создание условий социальной защищенности первоклассника.

Ожидаемые результаты:

Портрет первоклассника:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • умеющий соблюдать правила ученика;

  • толерантно относится к другим людям;

  • уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Мероприятия по реализации программы:



Основные направления работы классного руководителя

Содержание деятельности классного руководителя

Задачи

Ответственные

Сроки

Диагностика первоклассников

Анкетирование, изучение школьной документации «Социальное благополучие обучающихся»

Выявление социально неадаптированных детей

Кл. рук

1-я неделя сентября

Встречи-беседы с родителями учащихся о трудностях в воспитании ребенка

Оказание педагогической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании ребенка

Кл. рук.

2-я неделя сентября

Оказание психологической помощи

Включение в содержание изучения предметов материала развивающего характера

Развитие познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка

Кл. рук.

В теч. уч. года

Тестирование психо-эмоциональной сферой личности ребенка

Изучение психического своеобразия учащихся

Психолог

сентябрь

Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

Формирование толерантных отношений к другим людям

Психолог

В течение уч. года

Педагогическая поддержка учащихся

Создавать на уроке ситуацию успеха

Формирование положительной мотивации к учению

Учителя

В течение уч. года

Способствовать успешному принятию исполнению роли ученика

Создание благоприятных условий для школьной адаптации

Кл.рук., учителя

Сентябрь

Создание условий для саморазвития и самореализации личности первоклассника

Помогать в выборе жизненного пути

Создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности учащегося

Кл.рук., психолог, учителя

В течение уч. года

Поддерживать в различных жизненных ситуациях

Изучение семьи ребенка

Кл.рук., соц.педагог

В теч. уч. года

Расширение познавательных и творческих способностей обучающегося

Использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей, стимулирования их самоопределения, саморазвития

Вовлечение учащихся в кружки по интересам

Обучающиеся, родители, педагоги-организаторы.

В течение уч. года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!