Программа работы классного руководителя с социально неадаптированными детьми «Первоклассник»
Обоснование актуальности программы «Первоклассник»
Адаптация первоклассников к образовательно-развивающей среде начальной школы - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую он активно включается, наконец, изменяется весь уклад его жизни.
Адаптация является одним из универсальных способов преодоления кризисных явлений и подготовки к деятельности в новых социальных условиях, поэтому необходимо расширение педагогического кругозора их психологических позиций (адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде), и педагогических позиций (вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи).
Адаптация младших школьников зависит от многих внешних, внутренних, биологических, социальных, зависящих и не зависящих от учителя и начальной школы факторов, ее следует рассматривать как процесс активного освоения ребенком социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие ребенка в данной среде. Поэтому необходимо создавать школьнику условия для саморазвития и самореализации, считая его субъектом собственной деятельности.
Если у старшего дошкольника не сформирована готовность к обучению в школе на морфофункциональным, умственном и личностном развитии, то его адаптация к условиям образовательной среды будет проходить сложно. При возникновении проблем адаптации младших школьников необходимо выяснить, каковы степень обучаемости и адаптационная направленность ребенка.
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения, это длительный многоаспектный процесс, решающую роль в успешности которого играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Педагогу необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе обучать его конструктивному решению своих трудностей, цивилизованному выражению возникающих чувств, создавать ситуации успешности обучения.
Система адаптации детей к условиям образовательно-развивающей среды концентрирует методологический и методический инструментарий помощи детям в принятии новых жизненных условий, налаживании позитивных коммуникаций с одноклассниками, достижении успехов в учении, уверенности в себе, умений толерантными способами решать возникшие проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхами, гневом, обидой, способности к эмпатии, что, в конечном итоге, что позволит укрепить психическое и физическое здоровье детей, научит их жить в мире с собой и окружающими.
Цель программы: помочь первокласснику осознать свою новую социальную роль и адаптироваться к школьной жизни.
Задачи программы:
- формирование представления о важности и необходимости соблюдения в школе школьных правил, правил этикета, толерантных отношений к другим людям;
- формирование устойчивого интереса к знаниям;
- совершенствование условий для развития личности первоклассника;
- создание условий социальной защищенности первоклассника.
Ожидаемые результаты:
Портрет первоклассника:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- умеющий соблюдать правила ученика;
- толерантно относится к другим людям;
- уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Мероприятия по реализации программы:
Основные направления работы классного руководителя
Содержание деятельности классного руководителя
Задачи
Ответственные
Сроки
Диагностика первоклассников
Анкетирование, изучение школьной документации «Социальное благополучие обучающихся»
Выявление социально неадаптированных детей
Кл. рук
1-я неделя сентября
Встречи-беседы с родителями учащихся о трудностях в воспитании ребенка
Оказание педагогической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании ребенка
Кл. рук.
2-я неделя сентября
Оказание психологической помощи
Включение в содержание изучения предметов материала развивающего характера
Развитие познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка
Кл. рук.
В теч. уч. года
Тестирование психо-эмоциональной сферой личности ребенка
Изучение психического своеобразия учащихся
Психолог
сентябрь
Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей
Формирование толерантных отношений к другим людям
Психолог
В течение уч. года
Педагогическая поддержка учащихся
Создавать на уроке ситуацию успеха
Формирование положительной мотивации к учению
Учителя
В течение уч. года
Способствовать успешному принятию исполнению роли ученика
Создание благоприятных условий для школьной адаптации
Кл.рук., учителя
Сентябрь
Создание условий для саморазвития и самореализации личности первоклассника
Помогать в выборе жизненного пути
Создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности учащегося
Кл.рук., психолог, учителя
В течение уч. года
Поддерживать в различных жизненных ситуациях
Изучение семьи ребенка
Кл.рук., соц.педагог
В теч. уч. года
Расширение познавательных и творческих способностей обучающегося
Использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей, стимулирования их самоопределения, саморазвития
Вовлечение учащихся в кружки по интересам
Обучающиеся, родители, педагоги-организаторы.
В течение уч. года
Просмотр содержимого документа
«Программа работы с неадаптированными детьми»
Программа работы классного руководителя с социально неадаптированными детьми «Первоклассник»
Обоснование актуальности программы «Первоклассник»
Адаптация первоклассников к образовательно-развивающей среде начальной школы - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую он активно включается, наконец, изменяется весь уклад его жизни.
Адаптация является одним из универсальных способов преодоления кризисных явлений и подготовки к деятельности в новых социальных условиях, поэтому необходимо расширение педагогического кругозора их психологических позиций (адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде), и педагогических позиций (вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи).
Адаптация младших школьников зависит от многих внешних, внутренних, биологических, социальных, зависящих и не зависящих от учителя и начальной школы факторов, ее следует рассматривать как процесс активного освоения ребенком социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие ребенка в данной среде. Поэтому необходимо создавать школьнику условия для саморазвития и самореализации, считая его субъектом собственной деятельности.
Если у старшего дошкольника не сформирована готовность к обучению в школе на морфофункциональным, умственном и личностном развитии, то его адаптация к условиям образовательной среды будет проходить сложно. При возникновении проблем адаптации младших школьников необходимо выяснить, каковы степень обучаемости и адаптационная направленность ребенка.
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения, это длительный многоаспектный процесс, решающую роль в успешности которого играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Педагогу необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе обучать его конструктивному решению своих трудностей, цивилизованному выражению возникающих чувств, создавать ситуации успешности обучения.
Система адаптации детей к условиям образовательно-развивающей среды концентрирует методологический и методический инструментарий помощи детям в принятии новых жизненных условий, налаживании позитивных коммуникаций с одноклассниками, достижении успехов в учении, уверенности в себе, умений толерантными способами решать возникшие проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхами, гневом, обидой, способности к эмпатии, что, в конечном итоге, что позволит укрепить психическое и физическое здоровье детей, научит их жить в мире с собой и окружающими.
Цель программы: помочь первокласснику осознать свою новую социальную роль и адаптироваться к школьной жизни.
Задачи программы:
- формирование представления о важности и необходимости соблюдения в школе школьных правил, правил этикета, толерантных отношений к другим людям;
- формирование устойчивого интереса к знаниям;
- совершенствование условий для развития личности первоклассника;
- создание условий социальной защищенности первоклассника.
Ожидаемые результаты:
Портрет первоклассника:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
умеющий соблюдать правила ученика;
толерантно относится к другим людям;
уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Мероприятия по реализации программы:
Основные направления работы классного руководителя
Содержание деятельности классного руководителя
Задачи
Ответственные
Сроки
Диагностика первоклассников
Анкетирование, изучение школьной документации «Социальное благополучие обучающихся»
Выявление социально неадаптированных детей
Кл. рук
1-я неделя сентября
Встречи-беседы с родителями учащихся о трудностях в воспитании ребенка
Оказание педагогической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании ребенка
Кл. рук.
2-я неделя сентября
Оказание психологической помощи
Включение в содержание изучения предметов материала развивающего характера
Развитие познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка
Кл. рук.
В теч. уч. года
Тестирование психо-эмоциональной сферой личности ребенка
Изучение психического своеобразия учащихся
Психолог
сентябрь
Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей
Формирование толерантных отношений к другим людям
Психолог
В течение уч. года
Педагогическая поддержка учащихся
Создавать на уроке ситуацию успеха
Формирование положительной мотивации к учению
Учителя
В течение уч. года
Способствовать успешному принятию исполнению роли ученика
Создание благоприятных условий для школьной адаптации
Кл.рук., учителя
Сентябрь
Создание условий для саморазвития и самореализации личности первоклассника
Помогать в выборе жизненного пути
Создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности учащегося
Кл.рук., психолог, учителя
В течение уч. года
Поддерживать в различных жизненных ситуациях
Изучение семьи ребенка
Кл.рук., соц.педагог
В теч. уч. года
Расширение познавательных и творческих способностей обучающегося
Использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей, стимулирования их самоопределения, саморазвития
Вовлечение учащихся в кружки по интересам
Обучающиеся, родители, педагоги-организаторы.
В течение уч. года