СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.А. Сорокина Петровского района Тамбовской области



Утверждаю

Директор школы _________ Моисеева А. И.

Приказ №177от26.08.19








Программа и план работы с одаренными детьми по биологии









Разработала программу

Булыгина Ольга Григорьевна

учитель биологии и химии

МБОУ Волчковсой СОШ



с. Волчки

2019




Цель программы:

Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

1. развитие творческой, исследовательской активности детей;

2. развитие творческого мышления;

3. развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.

4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

5. Создать условия для самореализации одарённых детей.

6. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

Аналитическая справка.

Накоплен определенный опыт работы с одарёнными детьми.

• В начале учебного года проводится опрос учащихся о возможном участии в школьных и районных олимпиадах, конкурсах и фестивалях.

• Учащимся своевременно предоставляется информация и положения о проведении конкурсов.

• Создан банк данных результатов участия детей в конкурсах.

Программа разработана для обучающихся возраста 11 -17 лет.

Пояснительная записка

1. Выявление одаренных детей.

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяют три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».

Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа.

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  1. Формы работы с одаренными учащимися.

  • Подготовка к олимпиаде;

  • Овладение исследовательской деятельности;

  • Выполнение творческих работ;

  • Работа с дополнительной литературой и оформление рефератов;

  • Проведение анкетирования и опросов;

  • Работа с презентациями, построение графиков;

  • Индивидуальные консультации

  • Практические работы

  • Просмотр видеоиллюстраций

  • Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.


План работы с одарёнными детьми

Мероприятие

Сроки

1

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно познавательной деятельности.

сентябрь



2

Выявление одаренных детей. Проведение тест- методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся

октябрь

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

в течение года

4

Участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах

ежегодно

5

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся

Регулярно

6

Разработка планов индивидуальной работы с детьми;

  • проведения занятий с детьми;

  • отработка форм, методов, приёмов работы;

  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

Еженедельно

7

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе

май


Содержание программы

  1. Диагностика обучающихся – методика оценки общей одаренности.

  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработан широкий спектр заданий, исходя из конкретной учебной ситуации и учёта особенностей ребенка, уровня его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности (задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятия, расположение понятий от частных к общим, задания на развитие творческого мышления, задания на выполнение исследовательских и творческих проектов, задания на прогнозирование ситуаций и др.)

  3. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (экологический кружок) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.

  4. Тематический план занятий.

  5. Название темы:

1. Развитие умения видеть проблемы.

2. Наблюдение как способ видения проблем.

3. Развитие умения выдвигать гипотезы.

4. Развитие умения задавать вопросы.

5. Развитие умения давать определения понятиям.

6. Развитие умения классифицировать.

7. Развитие умений и навыков взаимодействовать с парадоксами.

8. Развитие умения наблюдать.

9. Развитие умений и навыков экспериментирования.

10. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

11. Развитие метафоричности мышления.

12. Развитие дивергентного и конвергентного мышления.

  1. Структура занятия.

  1. Беседа ведущего с детьми, направленная на включение детей в тему и проблематику

занятия.

2. Выполнение упражнений, направленных на развитие навыков исследовательской деятельности и творческого мышления.

3. Выполнение проектов по заданным темам.

4. Представление и защита выполненных проектов.

5. Обсуждение занятия. Подведение итогов.

Ресурсное обеспечение программы:

- наличие учебной аудитории;

- библиотечный фонд – наличие литературы;

- ИКТ.

Критерий эффективности:

1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;

2. Отсутствие неуспевающих по предмету;

3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его;

4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня;

5. Результаты реализации программы.

Индивидуальная работа с учащимися (подготовка к олимпиадам, конкурсам, научным конференциям и т.д.) в 2017-2018 учебном году

Участие Демидовой Валентины в различных олимпиадах и конкурсах 2017 – 2018 учебный год


1

Наименование конкурса

Результат


Муниципальный уровень


1

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников



Химия

Победитель


Биология

Призер

2

Областная научно – практическая конференция учащихся «Живая земля»

участник

3

Районная научно – практическая конференция учащихся «Шанс»

призер

4

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды

участник

5

Всероссийский конкурс «Юннат»

участник


Региональный уровень


1.

Олимпиада им. И.В.Мичурина I тур



Химия

Призер


Биология

Участник

2

Олимпиада им. И.В.Мичурина II тур (пока нет результатов)



Химия

Участник

3

Областной конкурс «Мой вклад в экологию родного края»

Финалист

4

Областной научно – практическая конференция учащихся «Человек и Природа»

участник

5

VI областной конкурс «Мой вклад в экологию родного края»

участник

6

Всероссийский конкурс «Юннат»

участник


Всероссийский уровень


1

«Лучшая исследовательская работа в естественно – научной и технической области» 2017 – 2018 учебный год

Лауреат III степени

2

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке»

Лауреат II степени




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!