Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Улан-Удэ»
Программа
работы с одарёнными детьми
по русскому языку и литературе
учителя русского языка
и литературы
высшей квалификационной категории
Ринчиновой Натальи Цыбикдоржиевны
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цель: создание условий для развития учащихся, одарённых в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей.
Задачи:
помощь одарённым детям в самораскрытии;
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
создание условий, обеспечивающих развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности;
использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.
Формы и методы работы с одарёнными учащимися.
групповые и индивидуальные занятия с сильными учащимися;
факультатив;
театральный кружок;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
индивидуальные консультации;
предметные Недели.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
Основные направления программы
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы;
4) кружковая деятельность.
Результатом реализации программы должно стать:
положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
рост численности обучающихся в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.
При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся: дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.
Содержание работы
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах
по русскому языку и литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются сборники олимпиадных задач, авторские презентации:
Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2015
Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2015.
С. И. Львова Русский язык (5–11 классы): Лингвистические игры. Москва, «Эксмо», 2008
Г.Е.Крейдлин, М.А.Кронгауз. Семиотика, или азбука общения. Москва, «Флинта», «Наука», 2009.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Выполнение заданий олимпиад прошлых лет.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого планируется работа по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.
Этапы выполнения научно – исследовательской работы.
Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы.
Изучение научной литературы по теме исследования.
Выполнение практической части исследовательской работы.
Анализ результатов. Выводы.
При подготовке с детьми изучаются внимательно положения, требования, критерии оценки к научно-практическим конференциям. Научно-практические конференции («Серебряная альфа», «Шаг в будущее», «Серебряная весна», «Литература Бурятии», Верхнеудинские чтения, Калашниковские чтения и др.);
3. Творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к творческим конкурсам:
конкурсы чтецов («Живая классика», «Страница»);
конкурсы сочинений.
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, организацию внеурочной деятельности, познавательных мероприятий, направленных на развитие речи, творческого потенциала учащихся.
4. Кружковая работа
На развитие одаренности направлена и деятельность кружка «Маска» для 5-9 классов. Ребята не только читают, они принимают участие в инсценировках и обсуждениях произведений. Учащиеся 7-11 классов участвуют в акциях, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, краеведением.
План работы с одаренными детьми
на 2020-2023 г.г.
№ | Содержание работы | Направление и формы | Сроки |
1 | Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми | Внеурочная деятельность; организация познавательных мероприятий | сентябрь |
2 | Составление списка одаренных обучающихся по русскому языку и литературе | Диагностическая работа, анкетирование | сентябрь |
3 | Планирование работы с одаренными детьми | | сентябрь |
4 | Участие в школьном и муниципальном турах олимпиад по русскому языку и литературе | Консультации, выполнение олимпиадных заданий. Работа с интернет-ресурсами, словарями. Решение лингвистических задач. | Октябрь-декабрь |
| ВОШ по русскому языку и литературе | | октябрь |
| Городская олимпиада п русскому языку и литературе | | Декабрь-январь |
| Республиканская олимпиада по русскому языку «Фонетик» | | февраль |
| Республиканская олимпиада по литературе «Золотая литера». | | апрель |
| Городская олимпиада «КЛИО» | | апрель |
5 | Участие в конкурсах творческих работ. | Внеурочная деятельность; организация познавательных мероприятий | В течение года |
| Республиканский конкурс сочинений | | октябрь |
| Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» | | март |
6 | Участие в Школьных, Муниципальных, Республиканских НПК. | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми. Самоподготовка. | В течение года |
| «Шаг в будущее» | 9-11 классы | январь |
| «Серебряная альфа» | 5-6 классы | декабрь |
| «Литература и история Бурятии» | 8-11 классы | февраль |
7 | Участие в Республиканских, Всероссийских конкурсах | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми | В течение года |
| «Живая классика» | | март |
| Верхнеудинские чтения | | февраль |
| Калашниковские чтения | | январь |
8 | Совместная работа с филиалом №12 ЦГБ | Акции. Библиотечные уроки. Поисково-исследовательская деятельность. Работа с краеведческим материалом для. | В течение года |
9 | Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы | Проблемно-исследовательская деятельность. Диагностические работы, анкетирование | В течение года |
10 | Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность. | Индивидуальная работа, консультации | В течение года |
11 | Поощрение одаренных детей | Организация выездов. Грамоты, дипломы. | В течение года |