СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»








Пояснительная записка 

Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей.

Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учет индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Цель: создание благоприятных условий для выявления и развития одарённых учащихся через оптимальную структуру урочной и внеурочной деятельности; повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Задачи: выявлять и развивать языковые способности обучающихся; формировать устойчивый интерес к немецкому языку; совершенствовать методы и приемы преподавания немецкого языка, способствующие практическому усвоению языковых знаний; формировать представления о немецком языке как части общечеловеческой культуры, понимание значимости немецкого языка для общественного прогресса; использовать на уроках немецкого языка дифференцированный подход на основе индивидуальных особенностей детей; отбирать средства обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления; развивать творческие способности детей в урочной и внеурочной деятельности; организовывать разнообразную внеурочную деятельность и консультационные занятия по предмету; привлекать детей к участию в языковых (онлайн)олимпиадах, (онлайн)конкурсах.

Планируемые результаты  

-   Создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

-   Внедрение новых образовательных технологий.

-   Расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в российских творческих конкурса, олимпиадах.

Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:

-  принцип комфортности в любой деятельности;

-  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-   принцип развивающего обучения;

-   принцип добровольности;

-  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-  принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


-   Создание обогащенной образовательной среды, которая благоприятна для развития одаренности.

Формы работы 

-  Групповые и индивидуальные занятия со способными детьми

-  Занятия исследовательской и проектной деятельностью

-   Предметные недели (декады), внеурочные мероприятия по предмету

-  Олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуально-развлекательные игры 

-  Творческие мастерские.

План работы с одарёнными детьми на 2023-2025 учебный год

Мероприятие

сроки

Формы работы (урочная, внеурочная)

результаты

участники

Призовые места

1


Диагностика одарённых детей, составление базы данных учащихся, имеющий высокий интеллектуальный и учебнопознавательный интерес.

сентябрь

анкетирование

список


2

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми

в течение года

составление графика

 

 

3

Индивидуальные занятия

1 раз в

неделю

консультирование

 

 

4

Подготовка к участию в олимпиадах по предмету, в том числе, в Интернет-олимпиадах

в течение года

выполнение тренировочных упражнений, тестов

 

 

5

Участие учащихся в общешкольных мероприятиях по немецкому языку, выполнение творческих заданий и проектов.

в течение года

индивидуальные и групповые занятия

 

 

6

Проведение предметной недели

по плану школы

викторины, праздники, конкурсы

 

 

7

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей, создание банка заданий.

в течение года

составление рабочих листов, упражнений

 

 

8

Привлечение способных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим ученикам.

в течение года

организация работы

 

 

9

Участие в Всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах

В течение года

организация работы

 

 

10

Анализ работы с одаренными детьми, перспективы работы на будущий год.

май

консультации с

учителями, заседания

ШМО

 

 

Анкета по типам интеллекта (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера) Отметьте утверждения, которые вам соответствуют: 1.      Я умело работаю с предметами. 2.      У меня хорошее чувство направления. 3.      У меня есть естественная способность решать споры между друзьями. 4.      Я могу легко запоминать слова песен. 5.      Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело. 6.      Я всегда делаю все поэтапно. 7.      Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе. 8.      Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия. 9.      Я хорошо учусь, слушая других. 10.  Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение. 11.  Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи. 12.  Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы. 13.Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих. 14. Я учусь лучше, когда мне нужно делать что-то самостоятельно. 15.Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное. 16.  Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений. 17.  В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты. 18.  Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал. 19.У меня богатый словарный запас. 20.  Я люблю делать записи, письменные зарисовки. 21.  У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение. 22.  Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями. 23.  В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям. 24.  Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие. 25.  Меня легко вывести из себя. 26.  Я люблю работать и учиться отдельно от других. 27.  Я люблю сочинять музыку. 28.  Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.  Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты

Типы интеллекта

Пункты анкеты

 Общая сумма

Лингвистический

5, 9, 19, 20

 

Математико-логический

6, 11, 22, 28

 

Визуально-пространственный

2, 12, 18, 24

 

Музыкальный

4, 10, 17, 27

 

Межличностный

3, 8, 13, 23

 

Внутриличностный

7, 15, 16, 26

 

Кинестетический

1, 14, 21, 25

 



Способности к изучению иностранных языков (B.C. Сабельникова)

1.      Внимательно вслушивается в иностранную речь и пытается воспроизвести ее.

2.      Отзывается очень быстро и легко на звуковую форму речи и имитирует их, т.е.

обладает способностью к подражанию.

3.      Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что необходимо запомнить.

4.      Имеет хорошую артикуляционную базу.

5.      Существует хорошая координация между слуховым и моторным анализаторами, т.е. быстро воспроизводит услышанное вслух или быстро записывает.

6.      Легко пользуется новыми словами, быстро выражает свою мысль на иностранном языке.

7.      Может самостоятельно читать иностранный текст со словарем и быстро запоминать орфограммы.

8.      Высокий уровень ассоциаций родного языка с иностранным, т.е  название  предмета, действия, процесса, явления быстро соединяет в словесно- логическую цепочку.

9.      Потребность и склонность иностранный текст читать в оригинале, в подлиннике.

10.  Обгоняет своих сверстников в изучении иностранного языка.

11.  В произношение иностранных слов вкладывает много чувств и энергии, владеет выразительной экспрессией и имеет лексическое чутье, дети видят сходство между корнями слов разных языков, чувствуют внутреннюю форму речи.

12.  После учебных занятий любит читать газеты, книги, прослушивать и просматривать видео-аудиокассеты на иностранных языках и делает это с большим удовольствием, внимательно вслушивается в иностранную речь минуя перевода на родной язык.

13.  Любит решать лингвистические и стилистические задач проводить этимологические исследования.

14.  Интересуется культурой того народа, язык которого хочет изучать; или уже изучает.

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

•  он энергичен и все время хочет двигаться

•  он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

•  не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

•  лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

•  предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

•  кажется, что он всерьез никогда не устает;

•  неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности

Если…

•  ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

•  любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

•  сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

•  может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

•  любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

•  интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование

Если…

•  рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

•  любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

•  выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

•  изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

•  любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант

Если…

•  ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

•  очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

•  если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

•  сочиняет свои собственные мелодии;

•  научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

•  не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

•  в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

•  серьезно относиться к произведениям искусства;

•  когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

•  стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значениеукрашение для дома, одежды;

•  не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе

Если ребенок…

•  обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

•  умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

•  любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

•  часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

•  с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

•  не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Если ребенок…

•  часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

•  стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

•  меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

•  с большим желанием выступает перед аудиторией;

•  с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

•  пластичен и открыт всему;

•  любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…

•  хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

•  обладает хорошей памятью;

•  легко и быстро схватывает новый школьный материал;

•  задает очень много продуманных вопросов;

•  любит читать книги, причем по своей собственной программе;

•  обгоняет сверстников по учебе,

•  гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников; • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

•  очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Критерии для классификации видов одаренности

Крите-рии

вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики

Степень сформированности одаренности

форма проявления

широта проявлений в различных видах деятельности

Виды одарен-ности

1) одаренность в ремеслах

1)Актуальная одаренность (показатели психического развития ребенка проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальными нормами)

1) Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа ее продуктивности, определяя уровень понимания ребенком происходящего глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

2) спортивная и организационная одаренность

3) интеллектуальная одаренность (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр)

4) художественно - эстетическая одаренность (хореографическая, сценическая, литературно - поэтическая, изобразительная и музыкальная)

2)Потенциальная одаренность (ребенок имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности)

2) Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими.

2) Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).