СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена программа работы с одарёнными детьми на текущий учебный год по историческому и обществоведческому направлениям. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ, например, программы НОУ.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми»

Программа работы с одаренными детьми


Цель программы: развитие детской одаренности в направлении гуманитарного познания, в т.ч. подготовка лицеистов к олимпиадам различных уровней по истории, обществознанию, праву, к предметным конкурсам, подготовка исследований, проектов к научно-практическим конференциям, чтениям др.

Задачи программы: психологическая, педагогическая и социальная поддержка одарённых детей в процессе обучения и самообразования; мотивация способных и одаренных детей; формирование навыков исследовательской, проектной деятельности, критического мышления; помощь в формировании портфеля достижений учащихся (Портфолио) с целью дальнейшей специализации и получения высшего профессионального образования.

Концептуальные основы программы.

Актуальность. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.

Проблема. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем: неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их особенностям, скучна для них; одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей; они, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами; их волнуют вопросы философского характера; они предпочитают общаться с детьми старшего возраста и из-за этого им бывает трудно стать лидерами. 

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 

1) одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня; стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера; 2) они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка; 3) зачастую ставят перед собой нереалистичные цели, не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать; стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам; 4) одаренный ребенок более уязвим, считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы; 5) требует к себе особого внимания взрослых, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания; 6) часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. Очень важно учитывать эти особенности.

В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа: I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе необходимо вызвать интерес к своему предмету. II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты. III этап – заключительный. На этом этапе проводится работа с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня. 

Формы работы: индивидуальные задания на уроках (карточки-информаторы, задания на критическое мышления, задания на отработку алгоритмов решения заданий части С, написания эссе и др.), индивидуальные и групповые занятия во внеурочное время - подготовка к предметным олимпиадам, исследовательская и проектная деятельность, в т.ч. в рамках НОУ "Арзамас", кружка "История Нижегородской области".

Партнеры учителя по реализации программы: родители, педагог-психолог, классный руководитель,учителя, педагоги дополнительного образования

Подходы, методы и технологии, используемые в программе: индивидуальный подход, системный подход, деятельный подход, культурологический подход, личностно-ориентированное обучение, информационные технологии, технологии критического мышления, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные методы — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

  • Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и/или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание курса, Позитивным примером такого обучения могут быть летние летние площадки, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей.

  • Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

  • Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ: НОУ "Арзамас", кружка "История Нижегородской области".

Ожидаемые результаты: Содержание программы может оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств учащихся: целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний. Количественным и качественным результатом являются достижения учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, исследовательских фестивалях муниципального, регионального и Всероссийского уровня. В конечном итоге - успешная социализация выпускников в рамках высшего профильного образования (юридический, исторический факультет)

Время реализации программы: 2018-2019 учебный год

Целевая группа программы: лицеисты разного возраста, проявляющие интерес к истории, обществознанию, праву, имеющие интеллектуальный потенциал и целевую направленность в изучении предметной области «История» и "Обществознание"

2018-19 учебный год: Гречко Николай 7Б, Фёдоров Владислав 9А, Волганов Владислав 9Б, Илюшин Валентин 10А, Романова Дарья 10А, Халеев Михаил 10А, Архипова Анастасия 11Б, Вагина Алёна 11Б, Головкина Анна 11Б, Емельянов Владислав 11Б, Костин Андрей 11Б, Спицына Екатерина 11Б

План мероприятий на 2018-2019 учебный год

Направление, мероприятие

Сроки

1

Формирование

банка данных и целевой аудитории программы

Сентябрь и далее по мере выявления

2

Индивидуальные задания на уроках

В течение всего учебного года

3

Решение тестовых заданий ОГЭ, ЕГЭ

В течение учебного года

4

Определение индивидуального маршрута

Сентябрь

5

Занятия в рамках кружка "История Нижегородской области", заседания НОУ "Арзамас"

В течение всего учебного года

6

Взаимодействие с родительской общественностью

Сентябрь-октябрь

7

Подготовка к школьному туру предметных олимпиад: решение заданий школьного и муниципального этапа ВОШ.

Сентябрь-октябрь

8

Подготовка к муниципальному туру предметных олимпиад: решение заданий муниципального и регионального этапа

Октябрь-ноябрь-

декабрь

9

Участие в конкурсах, фестивалях, межпредметных олимпиадах

Декабрь-март

10

Подготовка к региональному этапу ВОШ: решение заданий регионального и Всероссийского этапа олимпиады школьников

Декабрь-январь

11

Подготовка защиты исследований и проектов

Январь-март

12

Участие в фестивале "Я исследователь"

февраль

13

Участие в конференции "Открытие"

Март-апрель

14

Участие в проектной деятельности

В течение всего учебного года

15

Оформление портфолио достижений за учебный год

Апрель-май

16

Социальная практика лицеистов в рамках деятельности площадок: "Я исследователь",

"Волонтерского клуба "Контрэ"

Июнь-июль

17

Оформление результатов педагогической деятельности

Август

Описание программных мероприятий

п/п

Программные

мероприятия

Описание конкретных шагов

Время реализации

Ожидаемый результат

Формирование

банка данных и целевой аудитории программы:


Подбор заданий, тестов, анкетирование;

беседы, вводное тестирование и т.д.

Сентябрь и далее по мере выявления

Формирование целевой аудитории, определение методов, форм и направлений индивидуальной деятельности

Урочная деятельность

Индивидуальные задания на уроках:

Карточки-информаторы, задания на критическое мышления, задания на отработку алгоритмов

В течение всего учебного года

Ускорение,

обогащение и проблематизация учебного материала.

Развитие у лицеистов критического, аналитического мышления, формирование навыков решения проблемных задач.

Решение тестовых заданий ОГЭ, ЕГЭ

Задания повышенной сложности, решения заданий части С, историческое эссе

В течение учебного года

Формирование у лицеистов алгоритма решений заданий

Внеурочная деятельность

Определение индивидуального маршрута:


Выбор тем исследований, проектов,

направлений участия в конкурсных и предметных олимпиадах

Сентябрь


Выбор учащимися приоритетов в предметных областях: история, право, обществознание.

Определение форм подготовки, способов исследований, литературы, партнеров и т.д.

Занятия в рамках кружка "История Нижегородской области",

Заседания НОЛ "Арзамас"

Обучение навыкам работы с различными источниками информации, методами исследования.

Решение тестов, заданий, анализ текстов, задания на устранение допущенных ошибок и др.

Творческие и исследовательские задания, мини-конференции, диспуты, интеллектуальные игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», «Своя игра», «Брейн-ринг» и др.

В течение всего учебного года

Обогащение и проблематизация учебного материала,

вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность -

самообразование

Взаимодействие с родительской общественностью:

Родительские собрания "Развития и поддержки детской одаренности"

Сентябрь-октябрь


Привлечение родителей к партнерству

Подготовка к школьному туру предметных олимпиад: решение заданий школьного и муниципального этапа ВОШ.

Индивидуальные консультации и занятия подготовки для уч-ся. Групповые тренинги.



Сентябрь-октябрь

Определение глубины интереса лицеистов к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

Подготовка к муниципальному туру предметных олимпиад: решение заданий муниципального и регионального этапа

Победители и призёры школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, истории, праву; победители и призёры прошлого года (Халеев М., Емельянов В., Вагина А.)

Октябрь-ноябрь-

декабрь

Развитие личностных качеств учащихся: целеустремленность, настойчивость, ответственность, уверенность в себе, адекватный уровень притязаний.

Участие в конкурсах, фестивалях, межпредметных олимпиадах

- Всероссийский конкурс «Творчество против коррупции»

- Всероссийский конкурс исследовательских работ «Отечество»

- Региональный проект «Духовно-нравственное наследие нижегородской области»

- всероссийский конкурс «Познание и творчество»

-Региональный конкурс «Моя семья в истории страны» и др.

Ноябрь-март

Развитие личностных качеств учащихся: целеустремленность, настойчивость, ответственность, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний

Подготовка к региональному этапу ВОШ: решение заданий регионального и Всероссийского этапа олимпиады школьников

Победители и призёры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, истории, праву


Декабрь-январь

Развитие личностных качеств учащихся: целеустремленность, настойчивость, ответственность, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний

Подготовка защиты исследований и проектов

Консультации по научной организации труда

Январь-март

Приобретение знаний о публичном выступлении, научной дискуссии

Участие в лицейской конференции "Я исследователь"

Гречко Николай 7Б


февраль

Апробация навыков публичного выступления, защиты исследования

Участие в конференции "Открытие"

Костин Андрей 11Б

Спицына Екатерина 11Б

Фёдоров Владислав 9А


Март-апрель

Апробация навыков публичного выступления, научной дискуссии

Участие в проектной деятельности

Социальные проекты:

"Помню. Горжусь",

«Победа»

Интернет-проекты:

«Созидание и творчество», «Мосты дружбы» и др.

В течение учебного года

Опыт социальной практики Формирование общественной активности учащихся, воспитание гражданских и социально-значимых качеств личности

Оформление портфолио достижений за учебный год

Все учащиеся МБОУ «Лицей»


Апрель-май

Формирование портфолио с целью профилизации

Социальная практика лицеистов в рамках деятельности площадок: "Я исследователь",

"Волонтерского клуба "Контрэ"

Участие в организации и проведении интеллектуально-творческих мероприятий площадок


Июнь-июль

Реализация социальных проектов,

Выбор предмета исследования на следующий учебный год

Оформление результатов педагогической деятельности

Анализ работы

НОУ "Арзамас" за 2018-2019 уч.год

август

Презентация педагогического опыта по системе выявления одаренных детей, имеющих ярко выраженные способности, развития системы поддержки талантливых детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!