СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы с одарёнными детьми составлена  на четыре года.Содержит простой алгоритм действий педагогов, психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного падхода.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

имении 21 армии Вооружённых сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области



Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № ___

от «___» сентября 2015г.

Руководитель МО

______________/Левченко О.В.




Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________Деревянова Л.П.

Утверждаю к исполнению

в общеобразовательном

процессе школы

Директор ГБОУ СОШ №1

«ОЦ»п.г.т. Стройкерамика

_________________ Егоров А.В.



Программа

работы с одарёнными детьми

на 2015-2019 учебные года














Классный руководитель:

Евдокимова Н.Б.













Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский


1.Введение

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.


2.Пояснительная записка

Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать урок и дополнительное образование как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

Программа развития одаренных детей, помогает построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 4 лет обучения в начальной школе.

Содержит простой алгоритм действий педагогов, психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного подхода. 

-Конституция РФ



Основания для разработки программы:

Программа развития одарённых детей на уроках в начальной школе разработана на основе:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-«Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.09. 2005г.

-Конвенция о правах ребенка

-Семейный кодекс РФ

- ООП НОО ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика

- Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования

- Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России

-планируемых результатов начального общего образования,


Цель работы с одарёнными детьми

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, профессионального самоопределения в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Основные задачи

1. Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;

2.Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;

3.Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей; самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

4.Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

5.Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

6.Забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

7.Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;

8.Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

9.Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

10.Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

11.Социальная и психологическая поддержка одаренных детей


Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • формирование положительной мотивации к учению у учащихся;

  • творческая самореализация выпускника начальной школы;

  • обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

  • призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;

  • грамотное построение устной и письменной речи;

  • выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;

  • извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;

  • самостоятельно создавать алгоритм действий;

  • обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

устанавливать аналогии;

  • владеть общим рядом приемом решения задач, выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;

  • понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;

  • использовать разные географические средства;

  • замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;

Личностные УУД:

  • основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;

  • чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего

ответственность за судьбу России;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;

Умения:

  • проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

  • работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

  • стремление к самосовершенствованию;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД:

  • замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;

  • оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты);

  • адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;

  • составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;

  • прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;

  • самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;

  • понимать значение работы над устранением ошибок;

  • находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;

  • подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;

  • различать способ и результат действия;

Коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;

  • с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

  • брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;

  • анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;

  • выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

  • составлять внутренний план действий;


Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

  • принцип развивающей и воспитывающей среды;

  • принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;

  • принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);

  • принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

  • принцип  научности;

  • принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);

  • принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;

  • принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;

  • принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

  • принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;

  • принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;

Участниками реализации данной программы образования являются

  • Администрация школы (директор, заместители);

  • Учителя предметники, педагог – психолог, имеющие высшую квалификационную категорию;

  • Руководитель школьного МО учителей начальных классов;

  • Классный руководитель

  • Руководители школьных кружков и секций.

  • Учащиеся класса

Организация и функциональное обеспечение данной модели.

1.      Функции директора:

  •       Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.

  •      Материальное стимулирование одарённых детей.

2.Функции заместителей директора по УВР и ВР:

  •      Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. 

  •      Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. 

  •      Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. 

  •       Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей.  (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).

  •       Сбор банка данных по одарённым детям.

      Функции учителей-предметников:

  •       Выявление одарённых детей по своим предметам.

  •       Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

  •       Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

  •       Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.

  •       Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.

  •       Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.

  •       Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

  •      Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

4.Функции классных руководителей:

      • Выявление детей с общей одарённостью.

      • Оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.

      • Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

       5.Функции руководителей кружков и секций:

        • Выявление одарённых детей.

        • Организация творческих отчётов детей.

        • Предоставление необходимой информации кл. руководителям.

6.Функции педагога-психолога:

  • Подготовка диагностических материалов.

  • Диагностическое исследование.

  • Анкетирование родителей.

  • Организация и проведение развивающей работы с учащимися .

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

    • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

    • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

    • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов;

  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития, использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий, развитие творческой направленности ребенка;

  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;

  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

  • участие в конкурсном движении;

  • непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания; овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением, гуманизм в межличностных отношениях;

  • научность образования и воспитания;

  • индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;

  • применение принципов развивающего обучения;

  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;

проведение массовых мероприятий внутри объединения;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.


Формы работы с одаренными учащимися.

  • внеурочная деятельность;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;

  • дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;

  • проектная деятельность;

  • ведение портфолио.


Образовательные технологии обучения одарённых детей


Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»

·         Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор.

·         Формирование культуры работы с информацией.

·         Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью.

·         Развитие исследовательского мышления.

·         Формирование культуры работы в команде.

·         Развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Проектный метод обучения

·         Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.

·         Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других.

·         Стимулировать познавательные интересы учеников.

·         Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха.

·         Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое обучение

·         Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

·         Создание положительного микроклимата на уроке.

·         Эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

·         Формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

·         Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Исследовательские методы обучения

·           Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

- мыслительных умений и навыков(анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навыков.

·           Развитие мышления учащихся.

·           Формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности.

·           Создание положительной мотивации учения и образования.

·           Формирование глубоких, прочных и действенных знаний.

·           Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности.

Технология «Дебаты»

·         Развитие критического мышления.

·         Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления.

·         Формирование навыков исследовательской деятельности.

·         Формирование навыков организационной деятельности.

·         Формирование и развитие навыков, необходимых для ведения диалога.

Лекционно-семинарско-зачётная система обучения

·         Активизация самостоятельной познавательной деятельности ученика.

·         Формирование должного отношения к теории как инструменту оптимального решения научной проблемы.

·         Создание условий для осознанного выбора темы индивидуального проекта.

·         Формирование опыта коллективной исследовательской деятельности.

·         Расширение круга знаний по изучаемой проблеме.

Технология проблемного обучения

·         Обеспечение высокого уровня познавательной активности ученика.

·         Развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей.

·         Приобретение опыта творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических исследований.

Система инновационной оценки «портфолио»

·         Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

·         Формирование умения работать сообща на единый результат.

·         Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

Технология модульного обучения

·         Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации.

·         Формирование умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль.

·         Оптимизация процесса обучения.


Методическая работа педагога:

  • самообразование;

  • повышение профессионального мастерства;

  • взаимопосещение занятий;

  • участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО;

  • проведение открытых занятий;

  • подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;

  • занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса работа с   одаренными детьми

  • Учебные планы

  • Учебники, методическая литература

  • Дидактические, раздаточные материалы

  • Наглядные пособия

  • Компакт-диски по предметам

  • Компьютерные учебные программы: PowerPoint, Word, Notebook, ActivInspire, "Академия младшего школьника", ПМК "Учимся изучать историю", "Фантазёры".

  • DVD. Музыкальный центр. Интерактивная панель.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.


Работа с родителями.

Диагностика


Цель: выявление индивидуальных способностей детей.


п/п

Вид диагностики

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания.





2

Диагностика интересов ребенка (самим ребенком)





3

Диагностика интересов ребенка (родителями)





4

Диагностика одаренности детей (родителями)





5

Диагностика общей одаренности (учитель)






  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

  • Родительские собрания по развитию творческого потенциала ребенка.

  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;

  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

  • призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся;


Модель одаренного ребенка:

  • Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследова­ния, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

  • личность, способная осуществить самостоятельную дея­тельность;

  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторны­ми способностями, высоким уровнем культуры;

  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечелове­ческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональ­ных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможно­стей.


Этапы реализации


I этап. Диагностико-прогностический


1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- творческих мастерских;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной и внеурочной работы по предмету.


II этап. Деятельностный

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование проектной деятельности.


III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;


  • Содержание программы


1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1.1. Исполнение ФГОС НОО.
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.


2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение олимпиад различного уровня.

2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.


3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся.

3.2. Проведение конференций, конкурсов, творческих отчетов.


  • План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»


Мероприятия

Сроки


Диагностика одаренных детей

сентябрь - октябрь
ежегодно


Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

август, ежегодно


Составление программы обучения:
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы;
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми;

постоянно


Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

в течение года


Создание  банка дидактических материалов повышенного уровня сложности.

в течение года


Составление портфолио.

в течение года


Организация и проведение олимпиад.

ежегодно


Неделя начальных классов

по плану МО


Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

май,
ежегодно


Распространение опыта работы с одаренными детьми

постоянно


Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно



План работы с одарёнными детьми на 2018-2019 учебный год

п/п

Содержание

Сроки

1

Родительское собрание для родителей одаренных детей «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Сентябрь

2

Составление карты интересов детей

Сентябрь

Размещение информации о конкурсах и итогах конкурсов на информационном стенде класса (в течение года)


В течение учебного года

Вовлечение детей в работу кружков, клубов, факультативов, секций.


Сентябрь

Создание банка нестандартных заданий по предметам , размещение материалов внутренней олимпиады на "Столе заданий".


В течение учебного года

Организация работы кружков

«Хочу всё знать»

«Проект и творчество»

Сентябрь

3

Конкурсы:

Старт классных конкурсов

«Пятёрочка»

"Ученик года"

«Король таблицы умножения»

«Король письма»

Старт классного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников "Исследователь года"


Сентябрь


Экран конкурса «Пятёрочка»

Экран конкурса "Ученик года"

Ежемесячно

Ежемесячно

2. Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»

Школьный тур

ПУ

Сентябрь



Март

3. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах


В течение учебного года

4. Представление проектов конкурса путешественников.

Итоги конкурса-проекта путешественников.


Вручение сертификатов по итогам летнего чтения «Мой читательский дневник»


Сентябрь

Октябрь


Октябрь

5. Участие в написании Всероссийского сочинения

Сентябрь

5.Участие в конкурсе «Олимпус»

Октябрь

6. Участие в конкурсе "Русский медвежонок"


Ноябрь

7. Защита проектов в рамках кружка

«Проект и творчество»

В течение учебного года

8. Участие в интеллектуальных марафонах в рамках кружка "Хочу всё знать"

В течение учебного года

9.Участие в конкурсе Эрудитов в рамках кружка "Хочу всё знать"

Январь


10.Участив в территориальном конкурсе «Юный технолог 21 века»

11.Участие в территориальном конкурсе «Инфотешка»

12.Участие в конкурсе «ЧИП»

13.Полиотлон-мониторинг "Политоринг 2019"

Март


Март


Февраль-март


Февраль


13.Участие в школьной научно-практической конференции «Волонтёр -добрый творец »

Апрель


Участие в слёте «Юные таланты»

Май

4

Работа с проектами на уроках окружающего мира в 4 классе.

1. Путешествуем без опасности.

2.Всемирное наследие России.

3.Красная книга России.

4.Заповедники и национальные парки России.

5.Всемирное наследие за рубежом.

6.Международная Красная книга.

7.Национальные парки мира.

8.Как защищают природу.

8.Красная книга нашего края.

9.Экологическая обстановка в нашем крае.

10.Чему меня научили уроки экологической этики.

Работа с проектами на уроках русского языка в 4 классе.

I полугодие:

1.Похвальное слова знакам препинания.

2. Говорите правильно.

II полугодие:

1.Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

2. Пословицы и поговорки.

Работа с проектами на уроках литературного чтения в 4 классе.

I полугодие:

1.Создание календаря исторических событий.

2.Подготовка сообщения о важном историческом событии.

II полугодие:

1.Они защищали Родину.

2.Россия Родина моя.

3.Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!


Работа с проектами на уроках математике в 4 классе.

I полугодие:

1. Числа вокруг нас. Математический справочник "Наше село"

II полугодие:

2. Составление сборника математических задач и заданий.



В течение учебного года



5

Работа психолога с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся по необходимости в течение года)

Сентябрь

Анкетирование

6

Работа с портфолио одаренных детей

В течение учебного года


7

Проведение диагностики по уровню развития креативности у одаренных учащихся.

Декабрь


8

Награждение учащихся по итогам классного конкурса "Исследователь года"

Апрель

9

Итоги конкурсов

«Пятёрочка»

"Ученик года"

«Король таблицы умножения»

«Король письма»

Награждение победителей.

Май

10

Индивидуальный подбор дополнительного материала для работы в летний период.


Май


Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения  талантливых детей.


Мероприятие

Время

проведения

Ответственный

1

Подбор и апробация пакета диагностических методик.

август

сентябрь

Педагог-психолог

2

Изучение индивидуальных особенностей и интересов школьников

сентябрь

Педагог-психолог,                                                                                                                                                 специалисты ОУ

3

Изучение личности педагога

сентябрь

Педагог-психолог,

ст. воспитатель

4

Консультирование педагогов и родителей                                                  

октябрь

апрель

Педагог-психолог

5

Выступление на родительском собрании по теме «Творческое развитие вашего ребенка»!

ноябрь

Педагог- психолог,

воспитатели групп

6

Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога в создании развивающей среды для одаренных детей»                                                              

декабрь

Педагог-психолог  

7

Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком»                                                                                                

январь

Педагог-психолог

8

Групповое консультирование педагогов по теме «Родители одаренных детей: как с ними общаться?

февраль

Педагог-психолог

9

Отслеживание эмоционального настроя детей  на занятиях.

октябрь апрель

Педагог-психолог

10

Подготовка детей для участия в конкурсах

март

Педагог-психолог

учителя

11

Мониторинг эффективности работы.

май

Педагог-психолог, педагоги ОУ


Приложение 1


Сопровождение ребенка,
одаренного в нескольких областях

Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;

  • составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (класса);

  • создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.

В сопровождении принимают участие:

  • Психолог.

  • Учитель.

  • Другие субъекты педагогической деятельности.

  • Родители.

Психолог

Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.

Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям ОД (одаренных детей) всех субъектов программы (по планам-графикам).
Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, учителей. Индивидуальные и групповые развивающие занятия с ОД.

Учитель

Информационный этап: создание банка данных по ОД МО начальной школы , разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности ,беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей.

– организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренных детей.
Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в классе.

Специалисты

Информационный этап: :  Разработка рекомендаций для семьи, имеющей ОД в какой-либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов.
др.
Организационный этап: Организация в рамках МО семинаров по обмену опытом по взаимодействию с конкретным одаренным ребенком в рамках программы сопровождения.
Этап контроля: контроль за выполнением программы сопровождения; мониторинг динамики развития ребенка (срезы).

Родители

Информационный этап: участие в круглом столе со специалистами МО по проблемам ОД. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.
Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций по развитию специалистов МО.






Приложение2

Сопровождение ребенка,
имеющего незаурядные интеллектуальные способности

Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.

  • Социализация ребенка в группе сверстников.

  • Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.

Психолог

Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с ОД.

Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов и специалистов ОУ «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями ОД. Организация индивидуального консультирования для педагогов и специалистов ОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:

  • Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;

  • Развивающие занятия с элементами тренинга;

  • Организация кружка интеллектуального развития.

Учитель 

Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации).

составление совместного плана работы со специалистами ОУ. Обучение кадров. Организация в рамках ОУ семинаров по особенностям взаимодействия с одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация открытых мероприятий по проблематике ОД.



Информационный этап: создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями.

консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в классе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.

Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.

Этап контроля: контроль эффективности работы специалистов по данной теме. Анализ результатов деятельности специалистов. Построение перспективы дальнейшей работы по данной теме.

 



























Приложение 3

Сопровождение ребенка
с ярко выраженными спортивными способностями

Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

  • Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.

  • Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.

  • Достижение детьми более высоких результатов.

Психолог

Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и учителей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.

Учитель

Информационный этап: пропаганда здоровьесберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.

Организационный этап: планирование работы руководителя по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.). 
Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.

Учитель по физическому воспитанию

Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и учителей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность. 
Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.

Родители

Развивающий этап: развитие физических способностей ОД посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.

































Приложение 4


Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные

музыкальные способности


Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.

Задачи:

  • Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.

  • Формирование эстетического вкуса.

  • Стимулирование развития творческой деятельности ОД.

Психолог

Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.

Музыкальный руководитель

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии. Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.

Методы и формы развития музыкальных способностей:

  • развитие музыкального слуха,

  • развитие вокальных данных,

  • обучение азам нотной грамоты,

  • знакомство с деятельностью композиторов,

Учитель

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ОУ по проблемам музыкально одаренных детей. 

оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.


Диагностический этап: педагогическая диагностика (наблюдение за музыкально одаренным ребенком)


Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь музыкальному руководителю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов МО по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ОУ и участие в районных, городских конкурсах.


  Развивающий этап: привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в классе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.

















Приложение 5


Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные

артистические способности


Цель: гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.

Задачи:

  • Создание условий для реализации артистического потенциала ОД.

  • Развитие артистический способностей.

  • Развитие эстетического вкуса.

  • Развитие коммуникативных способностей.

Психолог

Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей. 
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.

Музыкальный руководитель

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.
Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли. 
Информационный этап: консультации педагогов и родителей ОД. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках.
Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.

Учитель

Информационный этап: консультации для родителей ОД. Сбор и анализ полученной информации от всех специалистов.

Организационный этап: организация предметно-развивающей среды (уголок театрально-игровой деятельности).
Развивающий этап: использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.

Организационный этап: организация учебы специалистов ОУ. Помощь музыкальному руководителю в организации театральных постановок. Обеспечение преемственности в работе специалистов. Разработка рекомендаций и контроль за работой специалистов.

Родители

Развивающий этап: участие в работе театрально-художественного кружка





































Приложение 6


Сопровождение одаренного ребенка, имеющего

художественные и литературные способности


Цель: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.

Задачи:

  • Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.

  • Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.

  • Формирование осознанного интереса к художественной культуре.

  • Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.

  • Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Психолог

Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за ребенком и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.
Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности. 
Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития ОД. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с ОД, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.

Учитель

Информационный этап: консультации для родителей ОД с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.
Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества на занятиях .
Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества . Обогащение предметного пространства класса.

Этап контроля: контроль за созданием предметно-развивающей среды в классах.

Родители

Развивающий этап: участие в работе художественного или литературного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в деятельности клуба для родителей. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.


































Список литературы:
1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.

2.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994. – 68 с.
3. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
4. Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе (на материале преподавания гуманитарных дисциплин): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 1975. – 18 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. – 96 с.
6. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избр. психол. исследования. Т.1. - М., 1982. – 487 с.
7. Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб., 2003. – 192 с.
9. Зайцева Н.В., Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В., Калиш И.В. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003 гг.). – М., 2004. – 74 с.
10. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1989. – 256 с.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М. - Воронеж, 2003. – 464 с.
12. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997. – 137 с.
13. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.
14. Проблема творческого развития личности в ХХI веке: Сборник трудов участников Международной научно-практической конференции 12-14 мая 2004 г., г. Ульяновск. – М. – Ульяновск, 2004. – 447 с.
15. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1991. – 155 с.
16. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.
 

 

Каталог ссылок на интернет ресурсы (библиотеки, книги, статьи, и т.д.)


I. Нормативные документы:

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012)

II. Библиотеки:

  • Российская государственная библиотека

  • Государственная публичная научно-техническая библиотека

  • Российская национальная библиотека

  • Библиотека по естественным наукам РАН

  • Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино

  • Psychology.ru.Каталог текстов по психологии

III. Литература по проблеме одаренности:

  1. Рабочая концепция одаренности (разработана по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы « Одаренные дети»)

  2. Личность школьника. От задержки психического развития до одаренности (И. Ю. Кулагина)

  3. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации

  4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера;

IV. Статьи по проблеме одаренности:

  • Статья: Современные проблемы работы с одаренными детьми В. С. Юркевич

  • Статья: Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы В. С. Юркевич

  • Статья: Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся В. В. Рубцов, А. А. Марголис

  • Статья: Программы обучения и поддержки одаренных детей и Молодежи (обзор материалов доклада «О положении дел в обучении одаренных. Национальная политика и практические данные в США)

  • Статья: «Развивать одаренность в ребенке с малых лет должны родители» Юркевич В.С.

  • Статья: «Особенности развития одаренных детей» интервью Юркевич В.С.

  • Доклад Д.Б.Богоявленской «Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности»

  • Статья: Н. Б. Шумакова Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте

  • Статья: Образование одаренных – государственная проблема Рубцов В. В., Марголис А. А., Ушаков Д. В.

  • Статья: «Одаренность в России: забота семьи или государства?» Фонд "Общественное мнение" провел исследование взглядов россиян относительно преград и необходимости поддержки одаренных детей в России.

  • Стьатья: Системная работа в сфере образования с одаренными детьми и подростками: социально-психологическая составляющая (Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю.,)

  • Статья: Полякова Т.А. Отчет о конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals. 2009. N1.

  • Статья: И. А. Петухова «Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы»

  • Статья: Проект "Оксиморон" посвящен детям с двойной исключительностью (сочетание нарушений здоровья различного типа и одаренности)

  • Статья: Дистанционное обучение одаренных детей в США (И. Б. Рогожкин)

  • Статья: Образовательные программы для одаренных в странах Европы Попова Л. В.

V. Видеоматериалы по проблеме одаренности

1) Видеофрагмент лекции В.С.Юркевич «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками» (Лектор поделилась со слушателями своим практическим опытом, рассказала о противоречиях, которые существуют в научно-практической работе с одаренными детьми, о неоднозначности оценки перспектив развития одаренных детей и уровня их достижений в будущем.)

Особенности развития одаренных детей

http://psypress.ru/psynews/25201.shtml

VI. Презентации:

1) Юркевич В.С. «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками» (у меня на компьютере)

2) Презентация к выступлению Д.В. Ушакова «Работа с одаренными детьми сквозь призму интересов государства» на конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика»:

http://psyjournals.ru/pj/2009/n1/22373_full.shtml

3) Презентация к выступлению Е.В. Маркелова «О необходимости Ресурсных центров по работе с одаренными детьми» на примере школы-интерната «Интеллектуал» на конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика»:

http://psyjournals.ru/pj/2009/n1/22373_full.shtml

VII. Полезные ссылки:

«Детский телефон доверия» (далее – ДТД). Служба организована по инициативе Правительства Москвы, при поддержке Департамента образования г. Москвы.

Цель деятельности – оказание экстренной психологической помощи средствами телефонного консультирования детям, родителям, а также специалистам, деятельность которых связана с обучением и воспитанием детей 8(499) 795-15-03, 8-800-2000-122






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!