ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
имении 21 армии Вооружённых сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___ от «___» сентября 2015г. Руководитель МО ______________/Левченко О.В. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________Деревянова Л.П. | Утверждаю к исполнению в общеобразовательном процессе школы Директор ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»п.г.т. Стройкерамика _________________ Егоров А.В. |
Программа
работы с одарёнными детьми
на 2015-2019 учебные года
Классный руководитель:
Евдокимова Н.Б.
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
1.Введение
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
2.Пояснительная записка
Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать урок и дополнительное образование как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.
Программа развития одаренных детей, помогает построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 4 лет обучения в начальной школе.
Содержит простой алгоритм действий педагогов, психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного подхода.
-Конституция РФ
Основания для разработки программы:
Программа развития одарённых детей на уроках в начальной школе разработана на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-«Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.09. 2005г.
-Конвенция о правах ребенка
-Семейный кодекс РФ
- ООП НОО ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
-планируемых результатов начального общего образования,
Цель работы с одарёнными детьми
Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
Исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Основные задачи
1. Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
2.Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
3.Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей; самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
4.Давать современное образование, используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
5.Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
6.Забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
7.Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
8.Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
9.Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
10.Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
11.Социальная и психологическая поддержка одаренных детей
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными учащимися;
формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
творческая самореализация выпускника начальной школы;
обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
грамотное построение устной и письменной речи;
выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
самостоятельно создавать алгоритм действий;
обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
устанавливать аналогии;
владеть общим рядом приемом решения задач, выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
использовать разные географические средства;
замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:
основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего
ответственность за судьбу России;
Умения:
проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
стремление к самосовершенствованию;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД:
замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты);
адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
понимать значение работы над устранением ошибок;
находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
составлять внутренний план действий;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип развивающей и воспитывающей среды;
принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
принцип научности;
принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
Участниками реализации данной программы образования являются
Администрация школы (директор, заместители);
Учителя предметники, педагог – психолог, имеющие высшую квалификационную категорию;
Руководитель школьного МО учителей начальных классов;
Классный руководитель
Руководители школьных кружков и секций.
Учащиеся класса
Организация и функциональное обеспечение данной модели.
1. Функции директора:
2.Функции заместителей директора по УВР и ВР:
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).
Сбор банка данных по одарённым детям.
Функции учителей-предметников:
Выявление одарённых детей по своим предметам.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
4.Функции классных руководителей:
Выявление детей с общей одарённостью.
Оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
5.Функции руководителей кружков и секций:
Выявление одарённых детей.
Организация творческих отчётов детей.
Предоставление необходимой информации кл. руководителям.
6.Функции педагога-психолога:
Подготовка диагностических материалов.
Диагностическое исследование.
Анкетирование родителей.
Организация и проведение развивающей работы с учащимися .
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов;
наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития, использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий, развитие творческой направленности ребенка;
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
участие в конкурсном движении;
непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания; овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением, гуманизм в межличностных отношениях;
научность образования и воспитания;
индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
применение принципов развивающего обучения;
интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
Направления деятельности:
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объединения;
Формы работы с одаренными учащимися.
внеурочная деятельность;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
проектная деятельность;
ведение портфолио.
Образовательные технологии обучения одарённых детей
Образовательные технологии | Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» | · Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор. · Формирование культуры работы с информацией. · Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью. · Развитие исследовательского мышления. · Формирование культуры работы в команде. · Развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. |
Проектный метод обучения | · Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования. · Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других. · Стимулировать познавательные интересы учеников. · Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха. · Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта. |
Разноуровневое обучение | · Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. · Создание положительного микроклимата на уроке. · Эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей. |
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) | · Формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. · Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями. |
Исследовательские методы обучения | · Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: - мыслительных умений и навыков(анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; - специальных исследовательских умений и навыков. · Развитие мышления учащихся. · Формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности. · Создание положительной мотивации учения и образования. · Формирование глубоких, прочных и действенных знаний. · Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности. |
Технология «Дебаты» | · Развитие критического мышления. · Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления. · Формирование навыков исследовательской деятельности. · Формирование навыков организационной деятельности. · Формирование и развитие навыков, необходимых для ведения диалога. |
Лекционно-семинарско-зачётная система обучения | · Активизация самостоятельной познавательной деятельности ученика. · Формирование должного отношения к теории как инструменту оптимального решения научной проблемы. · Создание условий для осознанного выбора темы индивидуального проекта. · Формирование опыта коллективной исследовательской деятельности. · Расширение круга знаний по изучаемой проблеме. |
Технология проблемного обучения | · Обеспечение высокого уровня познавательной активности ученика. · Развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. · Приобретение опыта творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических исследований. |
Система инновационной оценки «портфолио» | · Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | · Формирование умения работать сообща на единый результат. · Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции. |
Технология модульного обучения | · Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации. · Формирование умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль. · Оптимизация процесса обучения. |
Методическая работа педагога:
самообразование;
повышение профессионального мастерства;
взаимопосещение занятий;
участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО;
проведение открытых занятий;
подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса работа с одаренными детьми
Учебные планы
Учебники, методическая литература
Дидактические, раздаточные материалы
Наглядные пособия
Компакт-диски по предметам
Компьютерные учебные программы: PowerPoint, Word, Notebook, ActivInspire, "Академия младшего школьника", ПМК "Учимся изучать историю", "Фантазёры".
DVD. Музыкальный центр. Интерактивная панель.
Формы выявления одаренных детей:
-наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Работа с родителями.
Диагностика
Цель: выявление индивидуальных способностей детей.
№ п/п | Вид диагностики | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания. | | | | |
2 | Диагностика интересов ребенка (самим ребенком) | | | | |
3 | Диагностика интересов ребенка (родителями) | | | | |
4 | Диагностика одаренности детей (родителями) | | | | |
5 | Диагностика общей одаренности (учитель) | | | | |
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Родительские собрания по развитию творческого потенциала ребенка.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
сформировать банк данных «Одарённые дети».
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
Модель одаренного ребенка:
Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;
личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- творческих мастерских;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной и внеурочной работы по предмету.
II этап. Деятельностный
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение ФГОС НОО.
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение олимпиад различного уровня.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся.
3.2. Проведение конференций, конкурсов, творческих отчетов.
№ | Мероприятия | Сроки |
| Диагностика одаренных детей | сентябрь - октябрь ежегодно |
| Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | август, ежегодно |
| Составление программы обучения: - проведения занятий с детьми; - отработка форм, методов, приёмов работы; - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми; | постоянно |
| Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | в течение года |
| Создание банка дидактических материалов повышенного уровня сложности. | в течение года |
| Составление портфолио. | в течение года |
| Организация и проведение олимпиад. | ежегодно |
| Неделя начальных классов | по плану МО |
| Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | май, ежегодно |
| Распространение опыта работы с одаренными детьми | постоянно |
| Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | Ежегодно |
План работы с одарёнными детьми на 2018-2019 учебный год
№п/п | Содержание | Сроки |
1 | Родительское собрание для родителей одаренных детей «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка» | Сентябрь |
2 | Составление карты интересов детей | Сентябрь |
Размещение информации о конкурсах и итогах конкурсов на информационном стенде класса (в течение года) | В течение учебного года |
Вовлечение детей в работу кружков, клубов, факультативов, секций. | Сентябрь |
Создание банка нестандартных заданий по предметам , размещение материалов внутренней олимпиады на "Столе заданий". | В течение учебного года |
Организация работы кружков «Хочу всё знать» «Проект и творчество» | Сентябрь |
3 | Конкурсы: Старт классных конкурсов «Пятёрочка» "Ученик года" «Король таблицы умножения» «Король письма» Старт классного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников "Исследователь года" | Сентябрь |
Экран конкурса «Пятёрочка» Экран конкурса "Ученик года" | Ежемесячно Ежемесячно |
2. Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» Школьный тур ПУ | Сентябрь Март |
3. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах | В течение учебного года |
4. Представление проектов конкурса путешественников. Итоги конкурса-проекта путешественников. Вручение сертификатов по итогам летнего чтения «Мой читательский дневник» | Сентябрь Октябрь Октябрь |
5. Участие в написании Всероссийского сочинения | Сентябрь |
5.Участие в конкурсе «Олимпус» | Октябрь |
6. Участие в конкурсе "Русский медвежонок" | Ноябрь |
7. Защита проектов в рамках кружка «Проект и творчество» | В течение учебного года |
8. Участие в интеллектуальных марафонах в рамках кружка "Хочу всё знать" | В течение учебного года |
9.Участие в конкурсе Эрудитов в рамках кружка "Хочу всё знать" | Январь |
| 10.Участив в территориальном конкурсе «Юный технолог 21 века» 11.Участие в территориальном конкурсе «Инфотешка» 12.Участие в конкурсе «ЧИП» 13.Полиотлон-мониторинг "Политоринг 2019" | Март Март Февраль-март Февраль |
| 13.Участие в школьной научно-практической конференции «Волонтёр -добрый творец » | Апрель |
| Участие в слёте «Юные таланты» | Май |
4 | Работа с проектами на уроках окружающего мира в 4 классе. 1. Путешествуем без опасности. 2.Всемирное наследие России. 3.Красная книга России. 4.Заповедники и национальные парки России. 5.Всемирное наследие за рубежом. 6.Международная Красная книга. 7.Национальные парки мира. 8.Как защищают природу. 8.Красная книга нашего края. 9.Экологическая обстановка в нашем крае. 10.Чему меня научили уроки экологической этики. Работа с проектами на уроках русского языка в 4 классе. I полугодие: 1.Похвальное слова знакам препинания. 2. Говорите правильно. II полугодие: 1.Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина 2. Пословицы и поговорки. Работа с проектами на уроках литературного чтения в 4 классе. I полугодие: 1.Создание календаря исторических событий. 2.Подготовка сообщения о важном историческом событии. II полугодие: 1.Они защищали Родину. 2.Россия Родина моя. 3.Как не гордиться мне тобой, о Родина моя! Работа с проектами на уроках математике в 4 классе. I полугодие: 1. Числа вокруг нас. Математический справочник "Наше село" II полугодие: 2. Составление сборника математических задач и заданий. | В течение учебного года |
5 | Работа психолога с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся по необходимости в течение года) | Сентябрь Анкетирование |
6 | Работа с портфолио одаренных детей | В течение учебного года |
7 | Проведение диагностики по уровню развития креативности у одаренных учащихся. | Декабрь |
8 | Награждение учащихся по итогам классного конкурса "Исследователь года" | Апрель |
9 | Итоги конкурсов «Пятёрочка» "Ученик года" «Король таблицы умножения» «Король письма» Награждение победителей. | Май |
10 | Индивидуальный подбор дополнительного материала для работы в летний период. | Май |
Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения талантливых детей.
№ | Мероприятие | Время проведения | Ответственный |
1 | Подбор и апробация пакета диагностических методик. | август сентябрь | Педагог-психолог |
2 | Изучение индивидуальных особенностей и интересов школьников | сентябрь | Педагог-психолог, специалисты ОУ |
3 | Изучение личности педагога | сентябрь | Педагог-психолог, ст. воспитатель |
4 | Консультирование педагогов и родителей | октябрь апрель | Педагог-психолог |
5 | Выступление на родительском собрании по теме «Творческое развитие вашего ребенка»! | ноябрь | Педагог- психолог, воспитатели групп |
6 | Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога в создании развивающей среды для одаренных детей» | декабрь | Педагог-психолог |
7 | Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком» | январь | Педагог-психолог |
8 | Групповое консультирование педагогов по теме «Родители одаренных детей: как с ними общаться? | февраль | Педагог-психолог |
9 | Отслеживание эмоционального настроя детей на занятиях. | октябрь апрель | Педагог-психолог |
10 | Подготовка детей для участия в конкурсах | март | Педагог-психолог учителя |
11 | Мониторинг эффективности работы. | май | Педагог-психолог, педагоги ОУ |
Приложение 1
Сопровождение ребенка,
одаренного в нескольких областях
Цель: гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.
Задачи:
выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;
составление и реализация программы сопровождения такого ребенка (класса);
создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.
В сопровождении принимают участие:
Психолог
Диагностический этап: подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности по возрастным группам. Проведение обследований детей по желанию родителей.
Информационный этап: просвещение и консультирование по особенностям ОД (одаренных детей) всех субъектов программы (по планам-графикам).
Развивающий этап: разработка программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Тренинги для детей, родителей, учителей. Индивидуальные и групповые развивающие занятия с ОД.
Учитель
Информационный этап: создание банка данных по ОД МО начальной школы , разработка и внедрение различными специалистами программ, включающих элементы повышенной сложности ,беседа с родителями по тематике различных типов специальных способностей.
– организация и проведение работы с родителями по воспитанию одаренных детей.
Развивающий этап: определение специальных способностей методом педагогической диагностики; разработка и использования на занятиях заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в классе.
Специалисты
Информационный этап: : Разработка рекомендаций для семьи, имеющей ОД в какой-либо области. Проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности в рамках дней «Открытых дверей» или в процессе проведения круглых столов.
др.
Организационный этап: Организация в рамках МО семинаров по обмену опытом по взаимодействию с конкретным одаренным ребенком в рамках программы сопровождения.
Этап контроля: контроль за выполнением программы сопровождения; мониторинг динамики развития ребенка (срезы).
Родители
Информационный этап: участие в круглом столе со специалистами МО по проблемам ОД. Посещение родительских клубов. Участие активных родителей в педагогическом процессе.
Развивающий этап: определение одаренного ребенка в специальные кружки и секции, в музыкальные, хореографические и спортивные школы. Обеспечение одаренному ребенку развивающей среды в домашних условиях. Выполнение рекомендаций по развитию специалистов МО.
Приложение2
Сопровождение ребенка,
имеющего незаурядные интеллектуальные способности
Цель: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
Создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
Социализация ребенка в группе сверстников.
Развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.
Психолог
Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей и итоговой диагностики с ОД.
Информационный этап: заседание круглого стола для педагогов и специалистов ОУ «У ребенка незаурядный интеллект». Проведение консультаций с родителями ОД. Организация индивидуального консультирования для педагогов и специалистов ОУ по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:
Индивидуальные занятия 1 раз в 2 недели;
Развивающие занятия с элементами тренинга;
Организация кружка интеллектуального развития.
Учитель
Диагностический этап: проведение педагогической диагностики и выделение детей с повышенными интеллектуальными способностями в отдельную группу развития. Ведение дневника наблюдения за данной категорией детей (по запросу администрации).
составление совместного плана работы со специалистами ОУ. Обучение кадров. Организация в рамках ОУ семинаров по особенностям взаимодействия с одаренным ребенком в рамках программы сопровождения. Организация открытых мероприятий по проблематике ОД.
Информационный этап: создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями.
консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье. Подбор и размещение в классе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.
Развивающий этап: использование в воспитательно-образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей ОД. Создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в группе. Создание уголка научно-исследовательской деятельности.
Этап контроля: контроль эффективности работы специалистов по данной теме. Анализ результатов деятельности специалистов. Построение перспективы дальнейшей работы по данной теме.
Приложение 3
Сопровождение ребенка
с ярко выраженными спортивными способностями
Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
Достижение детьми более высоких результатов.
Психолог
Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и учителей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.
Учитель
Информационный этап: пропаганда здоровьесберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.
Организационный этап: планирование работы руководителя по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.).
Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.
Учитель по физическому воспитанию
Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и учителей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность.
Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.
Родители
Развивающий этап: развитие физических способностей ОД посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.
Приложение 4
Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные
музыкальные способности
Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.
Задачи:
Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
Формирование эстетического вкуса.
Стимулирование развития творческой деятельности ОД.
Психолог
Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.
Музыкальный руководитель
Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии. Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.
Методы и формы развития музыкальных способностей:
развитие музыкального слуха,
развитие вокальных данных,
обучение азам нотной грамоты,
знакомство с деятельностью композиторов,
Учитель
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ОУ по проблемам музыкально одаренных детей.
оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.
Диагностический этап: педагогическая диагностика (наблюдение за музыкально одаренным ребенком)
Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь музыкальному руководителю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов МО по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ОУ и участие в районных, городских конкурсах.
Развивающий этап: привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в классе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.
Приложение 5
Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные
артистические способности
Цель: гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.
Задачи:
Создание условий для реализации артистического потенциала ОД.
Развитие артистический способностей.
Развитие эстетического вкуса.
Развитие коммуникативных способностей.
Психолог
Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.
Музыкальный руководитель
Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.
Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.
Информационный этап: консультации педагогов и родителей ОД. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках.
Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.
Учитель
Информационный этап: консультации для родителей ОД. Сбор и анализ полученной информации от всех специалистов.
Организационный этап: организация предметно-развивающей среды (уголок театрально-игровой деятельности).
Развивающий этап: использование в работе с детьми психологических этюдов и психогимнастики.
Организационный этап: организация учебы специалистов ОУ. Помощь музыкальному руководителю в организации театральных постановок. Обеспечение преемственности в работе специалистов. Разработка рекомендаций и контроль за работой специалистов.
Родители
Развивающий этап: участие в работе театрально-художественного кружка
Приложение 6
Сопровождение одаренного ребенка, имеющего
художественные и литературные способности
Цель: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.
Задачи:
Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.
Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.
Психолог
Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за ребенком и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.
Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности.
Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития ОД. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления. Коррекционная работа с ОД, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.
Учитель
Информационный этап: консультации для родителей ОД с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.
Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества на занятиях .
Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества . Обогащение предметного пространства класса.
Этап контроля: контроль за созданием предметно-развивающей среды в классах.
Родители
Развивающий этап: участие в работе художественного или литературного кружка, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие в деятельности клуба для родителей. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.
Список литературы:
1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
2.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994. – 68 с.
3. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
4. Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе (на материале преподавания гуманитарных дисциплин): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 1975. – 18 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. – 96 с.
6. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избр. психол. исследования. Т.1. - М., 1982. – 487 с.
7. Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб., 2003. – 192 с.
9. Зайцева Н.В., Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В., Калиш И.В. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003 гг.). – М., 2004. – 74 с.
10. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1989. – 256 с.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М. - Воронеж, 2003. – 464 с.
12. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997. – 137 с.
13. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.
14. Проблема творческого развития личности в ХХI веке: Сборник трудов участников Международной научно-практической конференции 12-14 мая 2004 г., г. Ульяновск. – М. – Ульяновск, 2004. – 447 с.
15. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1991. – 155 с.
16. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.
Каталог ссылок на интернет ресурсы (библиотеки, книги, статьи, и т.д.)
I. Нормативные документы: Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012) II. Библиотеки: Российская государственная библиотека Государственная публичная научно-техническая библиотека Российская национальная библиотека Библиотека по естественным наукам РАН Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино Psychology.ru.Каталог текстов по психологии III. Литература по проблеме одаренности: Рабочая концепция одаренности (разработана по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы « Одаренные дети») Личность школьника. От задержки психического развития до одаренности (И. Ю. Кулагина) Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; IV. Статьи по проблеме одаренности: Статья: Современные проблемы работы с одаренными детьми В. С. Юркевич Статья: Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы В. С. Юркевич Статья: Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся В. В. Рубцов, А. А. Марголис Статья: Программы обучения и поддержки одаренных детей и Молодежи (обзор материалов доклада «О положении дел в обучении одаренных. Национальная политика и практические данные в США) Статья: «Развивать одаренность в ребенке с малых лет должны родители» Юркевич В.С. Статья: «Особенности развития одаренных детей» интервью Юркевич В.С. Доклад Д.Б.Богоявленской «Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности» Статья: Н. Б. Шумакова Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте Статья: Образование одаренных – государственная проблема Рубцов В. В., Марголис А. А., Ушаков Д. В. Статья: «Одаренность в России: забота семьи или государства?» Фонд "Общественное мнение" провел исследование взглядов россиян относительно преград и необходимости поддержки одаренных детей в России. Стьатья: Системная работа в сфере образования с одаренными детьми и подростками: социально-психологическая составляющая (Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю.,) Статья: Полякова Т.А. Отчет о конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals. 2009. N1. Статья: И. А. Петухова «Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы» Статья: Проект "Оксиморон" посвящен детям с двойной исключительностью (сочетание нарушений здоровья различного типа и одаренности) Статья: Дистанционное обучение одаренных детей в США (И. Б. Рогожкин) Статья: Образовательные программы для одаренных в странах Европы Попова Л. В. V. Видеоматериалы по проблеме одаренности 1) Видеофрагмент лекции В.С.Юркевич «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками» (Лектор поделилась со слушателями своим практическим опытом, рассказала о противоречиях, которые существуют в научно-практической работе с одаренными детьми, о неоднозначности оценки перспектив развития одаренных детей и уровня их достижений в будущем.) Особенности развития одаренных детей http://psypress.ru/psynews/25201.shtml VI. Презентации: 1) Юркевич В.С. «Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками» (у меня на компьютере) 2) Презентация к выступлению Д.В. Ушакова «Работа с одаренными детьми сквозь призму интересов государства» на конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика»: http://psyjournals.ru/pj/2009/n1/22373_full.shtml 3) Презентация к выступлению Е.В. Маркелова «О необходимости Ресурсных центров по работе с одаренными детьми» на примере школы-интерната «Интеллектуал» на конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика»: http://psyjournals.ru/pj/2009/n1/22373_full.shtml VII. Полезные ссылки: «Детский телефон доверия» (далее – ДТД). Служба организована по инициативе Правительства Москвы, при поддержке Департамента образования г. Москвы. Цель деятельности – оказание экстренной психологической помощи средствами телефонного консультирования детям, родителям, а также специалистам, деятельность которых связана с обучением и воспитанием детей 8(499) 795-15-03, 8-800-2000-122 |