СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. 

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе»


Пояснительная записка

 

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

  • проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.

  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

  • организация проектной деятельности;

  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

  • Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

    • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

    • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

    • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).


Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

  • Гуманизм в межличностных отношениях.

  • Научность и интегративность.

  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

  • Применение принципов развивающего обучения.

  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;

  • повышать профессиональное мастерство;

  • посещать занятия других педагогов;

  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

  • проводить открытые занятия;

  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;

  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

  • сформировать банк данных «Одарённые дети».


Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

  • изучение структуры интеллекта;

  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);

  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.


Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Этапы реализации


I этап.Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.


II этап.Деятельностный:

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.


III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.






Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.


2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских  олимпиадах
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций


3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.


План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2022–2027 гг.


Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

октябрь

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

август

Составление индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

в течение года

Организация и проведение школьных олимпиад.

в течение года

Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах

 
в течение года

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

в течение года

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

в течение года

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми

май

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2022–2027

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

2022–2027

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

в течение года



Срок реализации программы – 5 лет.

План работы с одаренными детьми на 2022–2023 учебный год



Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры

Участие в образовательном марафоне «Навстречу к знаниям» на образовательной платформе Учи.ру

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия


Октябрь

Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»


Участие в образовательном марафоне «Космическое путешествие» на образовательной платформе Учи.ру


Участие в образовательном марафоне «Волшебная осень» на образовательной платформе Учи.ру



Ноябрь

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»

Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру для учеников 1–9 классов по математике

Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру «Безопасные дороги» для учеников 1–9 классов

Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио»

Декабрь

Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню матери


Участие в школьном отборочном туре «Знатоки родного края»


Участие в школьном конкурсе творческих работ «Новогодние елки»


Участие в образовательном марафоне «Эра роботов» на образовательной платформе Учи.ру


Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру «Безопасный интернет» для учеников 1-9 классов

Январь

Подготовка к муниципальной НПК «Золотое перо». Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований


Участие в школьном конкурсе «Быстрый счет»


Участие в образовательном марафоне «День Рождения Учи.ру» на образовательной платформе Учи.ру

Февраль

Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Все это было не со мной…»

Участие в муниципальной НПК «Золотое перо»


Участие в школьном отборочном туре «Юный Грамматик»


Участие в школьном отборочном туре метапредметной олимпиады «Нерпенок»


Участие в образовательном марафоне «Остров сокровищ» на образовательной платформе Учи.ру


Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по окружающему миру и экологии для учеников 1–9 классов


Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по русскому языку для учеников 1–9 классов

Март

Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»


Участие в республиканской олимпиаде «Моя Родина - Бурятия»


Участие в образовательном марафоне «Мистические Бермуды» на образовательной платформе Учи.ру


Участие в образовательном марафоне «Цветущие Гавайи» на образовательной платформе Учи.ру


Участие в «Неделе русского языка»

Апрель

 

Участие во Всероссийской олимпиаде «ЧИП»

Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год.

Составление плана


Участие в школьной олимпиаде «Путешествие в Спортландию»


Участие в школьной олимпиаде «Удивительный космос»


Участие в образовательном марафоне «Весеннее пробуждение» на образовательной платформе Учи.ру


Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1–9 классов

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного


Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто»

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет - он-лайн

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах

Участие во Всероссийском конкурсе «Современная школа России» в 2023 году. Учи.ру

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество», конкурсы на сайте Инфоурок , «Золотая рыбка» и т.д.

Составление и размещение на сайте школы олимпиадных заданий по математике.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!