Пояснительная записка
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Цели работы с одаренными детьми
выявление одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
объединения дополнительного образования;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
сформировать банк данных «Одарённые дети».
Мониторинг результативности работы с учащимися
педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
изучение структуры интеллекта;
отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап.Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап.Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских олимпиадах
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2022–2027 гг.
№ | Мероприятия | Сроки |
| Диагностика одаренных детей | октябрь |
| Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | август |
| Составление индивидуальной программы обучения: - разработка планов индивидуальной работы с детьми; - проведения занятий с детьми; - отработка форм, методов, приёмов работы - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. | в течение года |
| Организация и проведение школьных олимпиад. | в течение года |
| Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах | в течение года |
| Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | в течение года |
| Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | в течение года |
| Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми | май |
| Распространение опыта работы с одаренными детьми | 2022–2027 |
| Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | 2022–2027 |
| Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | в течение года |
Срок реализации программы – 5 лет.
План работы с одаренными детьми на 2022–2023 учебный год
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры |
Участие в образовательном марафоне «Навстречу к знаниям» на образовательной платформе Учи.ру |
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия |
Октябрь | Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» |
| Участие в образовательном марафоне «Космическое путешествие» на образовательной платформе Учи.ру |
| Участие в образовательном марафоне «Волшебная осень» на образовательной платформе Учи.ру |
| |
Ноябрь | Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ» |
Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру для учеников 1–9 классов по математике |
Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру «Безопасные дороги» для учеников 1–9 классов |
Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио» |
Декабрь | Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню матери |
| Участие в школьном отборочном туре «Знатоки родного края» |
| Участие в школьном конкурсе творческих работ «Новогодние елки» |
| Участие в образовательном марафоне «Эра роботов» на образовательной платформе Учи.ру |
| Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру «Безопасный интернет» для учеников 1-9 классов |
Январь | Подготовка к муниципальной НПК «Золотое перо». Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований |
| Участие в школьном конкурсе «Быстрый счет» |
| Участие в образовательном марафоне «День Рождения Учи.ру» на образовательной платформе Учи.ру |
Февраль | Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Все это было не со мной…» Участие в муниципальной НПК «Золотое перо» |
| Участие в школьном отборочном туре «Юный Грамматик» |
| Участие в школьном отборочном туре метапредметной олимпиады «Нерпенок» |
| Участие в образовательном марафоне «Остров сокровищ» на образовательной платформе Учи.ру |
| Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по окружающему миру и экологии для учеников 1–9 классов |
| Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по русскому языку для учеников 1–9 классов |
Март | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» |
| Участие в республиканской олимпиаде «Моя Родина - Бурятия» |
| Участие в образовательном марафоне «Мистические Бермуды» на образовательной платформе Учи.ру |
| Участие в образовательном марафоне «Цветущие Гавайи» на образовательной платформе Учи.ру |
| Участие в «Неделе русского языка» |
Апрель | Участие во Всероссийской олимпиаде «ЧИП» Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год. Составление плана |
| Участие в школьной олимпиаде «Путешествие в Спортландию» |
| Участие в школьной олимпиаде «Удивительный космос» |
| Участие в образовательном марафоне «Весеннее пробуждение» на образовательной платформе Учи.ру |
| Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1–9 классов |
Май | Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного |
| Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто» |
В течение года | Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы |
Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет - он-лайн |
Создание в учебном кабинете материальной базы. |
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. |
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах |
Участие во Всероссийском конкурсе «Современная школа России» в 2023 году. Учи.ру |
Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество», конкурсы на сайте Инфоурок , «Золотая рыбка» и т.д. |
Составление и размещение на сайте школы олимпиадных заданий по математике. |