Содержание программы
1. | Целевой раздел |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Принципы реализации программы |
1.3. | Ожидаемые результатыреализации программы |
2. | Содержательный раздел |
2.1. | Общая характеристика программы |
2.2. | Основные формы и направления работы по реализации программы |
2.3. | Этапы реализации программы |
2.4. | Перспективное планирование работы с родителями |
3. | Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы |
4. | Методическое обеспечение программы |
4.1. | Законодательно-нормативное обеспечение программы |
4.2. | Список используемой литературы |
«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа
была бы совершенно немыслима, если бы не система
педагогического просвещения, повышение
педагогической культуры родителей».
В.А. Сухомлинский
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольногообразовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок.В действующих на сегодняшний день нормативных документахМинистерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленныхперед нами направлений в педагогической деятельности – это более полноеиспользование потенциала семьи в воспитании детей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольногоучреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственностьродители, а все остальные социальные институты призваны поддержать идополнить их воспитательную деятельность.«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласитЗакон РФ «Об образовании».
В основе разработанной нами программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ейпедагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единыхподходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.
В своей программе мы аккумулировали передовой педагогический опыт по проблеме сотрудничества с семьями, который представлен по направлениям:
- подходы и приемы налаживания контакта с семьями и активизации их участия в жизнедеятельности дошкольников;
- интересные идеи в организации различных форм мероприятий для родителей и вместе с родителями в течение года.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственнойдеятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует активному участиюв процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОО на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной средычерез внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
1.2. Принципы реализации программы
Основными принципами, определяющими концептуальные положениявзаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОО по созданиюединого пространства развития ребенка, являются следующие.
1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступаеткак организатор, проявляет инициативность; нацеливаетродителей на роль полноправных союзников с педагогами в решениипоставленных задач образования и воспитания детей).
2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных попринципу единства, уважения и требований к ребенку).
3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
5. Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОО (формывыбираютсявсоответствии с региональными,культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическимиусловиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобыизучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОО).
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задачпрограммы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
создана прочная система взаимодействия ДОО с семьей, установлено единство с педагогами ДОО в воспитании, обучении и развитии детей;
сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОО;
родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизациивоспитательно-образовательного процесса.
2. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на 3 года: первый год – работас родителями детей младшего дошкольного возраста, второй и третий год – работа с родителями детей старшего дошкольного возраста. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.
Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОО. Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОО и специалисты ДОО.
Для реализации программы нет необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы. Технологичность программы даёт возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа открыта к изменениям и дополнениям.
2.2.Основные формы и направления работы по реализации программы
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОО:
Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
Цель:обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя ссемьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Таблица 1
Основные формы работы с родителями при реализации программы
Формы работы с родителями | Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Информационно-аналитические | Анкетирование Беседа Наблюдение | Социологический срез, опрос «Почта (телефон) доверия» |
Познавательные | Родительское собрание Консультация Тематическая беседа Круглый стол | Семинар-практикум Тренинг Педагогическая гостиная Проектная деятельность «Вечер вопрос и ответов» Мастер-класс Творческая мастерская |
Наглядно-информационные | Папка-передвижка Информационный стенд Выставка детских работ Фотовыставка Брошюра, памятка, буклет | Сайт детского сада День открытых дверей Открытый просмотр занятий Презентация Видеоролик Выставка семейных газет и плакатов |
Досуговые | Совместный праздник, развлечение, утренник | Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах Совместная прогулка, экскурсия |
2.3. Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Первый этап – подготовительный (организационный), 2 месяца
Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
- изучается методическая литература по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
Второй этап – основной (практический), 31 месяц
Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – заключительный, 3 месяца
Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
2.4. Перспективное планирование работы с родителями
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе
(2019-2020учебный год)
Месяц | Мероприятия | Цели |
Сентябрь | Родительское собрание: «Возрастные особенности детей старшего дошкольноговозраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год» Буклет «Возрастные особенности детей 3-4 лет» Фотовыставка «Вот и лето прошло» Мастер – класс «Изготовление нетрадиционного оборудования в спортивный уголок» «Дни добрых дел:помощь в создании предметно – развивающей среды в группе» Смотр-конкурс поделок из природного материала | Познакомить родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 3-4года Педагогическое просвещение родителей. Привлечь родителей к воспитательно-образовательной деятельности, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей, особенности детско-родительских отношений. Познакомить родителей с методиками и приемами развития речи детей. Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования для спортивного уголка в детском саду и дома. Приобщить родителей к созданию предметно – развивающей среды в группе. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. |
Октябрь | Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания» Осенний праздник для детей и родителей Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье» Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?» Совместное посещение с родителями и детьми театра | Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. Способствовать реализации в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Распространять педагогических знаний среди родителей. Способствовать сплочению родителей, детей и педагогов; объединить усилия для развития и воспитания детей. |
Ноябрь | Стендовая информация «Семейное чтение», «Роль художественной литературы в развитии речи детей». Выставка «Книги, которые мы читаем дома» | Демонстрировать уважительное отношение детского сада к семейным ценностям. Воспитывать любовь к матери. Способствовать проведению полезного семейного досуга. Распространять педагогические знания среди родителей. Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей. Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. |
Декабрь | Папка-передвижка «Лексическая тема «Зима». Домашнее задание» Консультация «Безопасный Новый год» «Дни добрых дел» - изготовление совместно с детьми кормушек для птиц Мастер-класс «Развивающие игры с камешками Марблс» Новогодний утренник | Распространять педагогических знаний среди родителей, способствовать речевому развитию детей. Способствовать формированию ОБЖ дошкольников. Побуждать родителей к активному участию в воспитательно-образовательной деятельности. Научить родителей изготавливать развивающие игры своими руками. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы. |
Январь | Буклет «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье». Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». Семейная фотовыставка: «В здоровом теле, здоровый дух» | Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей. Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения. Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. Содействовать укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. |
Февраль | Родительское собрание: «Особенности речевого развития у детей старшего возраста. Мастер-класс «Обучение рассказыванию детей по мнемотаблицам» Видеоролик «Ах, как весело зимой» Стендовая информация «Речевые игры с ребёнком по дороге из детского сада» Анкетирование «Какова роль отца в семье?» Фотогазета «Мой папа смелый, ловкий!» Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой» | Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам речевого развития дошкольников. Практическая помощь родителям. Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду, вызывать интерес к воспитательно-образовательному процессу. Вооружить родителей практическими инструментами по развитию речи детей. Выявить роль отца в семейном воспитании. Формировать понимание роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада. |
Март | Выставка детских работ «Портрет моей мамы» Стенгазета «Мамин помощник» Совместная проектная деятельность родителей «Огород на окне» Опрос «Семейные традиции» Родительская гостиная «Семейные традиции» Праздник, посвященный 8 марта | Укреплять взаимодействие семьи и детского сада, воспитание любви и уважения детей к маме. Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, побуждать родителей к создания предметно-развивающей среды в группе. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Способствовать обмену положительным опытом семейного воспитания, традициями. Показывать достижения детей в художественно-эстетической деятельности. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. |
Апрель | Консультация для родителей «Как организовать предметно-развивающую среду в семье». Папка-передвижка «Береги себя» (ОБЖ: о чем можно побеседовать с ребенком) Конкурс совместного детско-родительского творчества на тему «Космос» Природоохранная акция «Делаем дом для птиц своими руками». Проектная деятельность «Пословицы как средство познавательно-речевого развития детей» Открытый показ образовательной деятельности | Содействовать созданию единого воспитательного пространства в семье и детском саду. Формировать педагогическую компетентность родителей. Продолжать внедрять в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. Привлечь родителей к изготовлению и развешиванию скворечников. Способствовать взаимодействию педагогов и родителей с целью совершенствования педагогического процесса Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми. |
Май | Итоговое родительское собрание по теме: «Вот и стали мы на год взрослее» с просмотром презентации Папка-передвижка «День Победы: что и как рассказать ребёнку Совместная прогулка по местам воинской славы г. Смоленска Беседы с родителями «Дисциплина на улице – залог безопасности» «Дни добрых дел»: помощь родителей в подготовке участка и веранды к летнему сезону, высадка цветов на клумбы Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение) | Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей. Просвещать родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей. Продолжать работу по развитию сотрудничества между педагогами и родителями. Развивать чувство патриотизма Способствовать единым воспитательным воздействиям родителей и педагогов, направленных безопасное поведение детей Способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру.Приобщать дошкольников и родителей к коллективному социально-значимому труду. Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями. |
В течение года | Работа «Родительской почты» («Почты доверия») Участие в конкурсах различного уровня | |
Перспективный план работы с родителями в средней группе
(2020-2021 учебный год)
Месяц | Мероприятия | Цели |
Сентябрь | Родительское собрание: «Возрастные особенности детей старшего дошкольноговозраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год» Буклет «Возрастные особенности детей 4-5 лет» Фотовыставка «Вот и лето прошло» Мастер – класс «Изготовление нетрадиционного оборудования в спортивный уголок» «Дни добрых дел:помощь в создании предметно – развивающей среды в группе» Смотр-конкурс поделок из природного материала | Познакомить родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 4-5 лет. Педагогическое просвещение родителей. Привлечь родителей к воспитательно-образовательной деятельности, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей, особенности детско-родительских отношений. Познакомить родителей с методиками и приемами развития речи детей. Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования для спортивного уголка в детском саду и дома. Приобщить родителей к созданию предметно – развивающей среды в группе. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. |
Октябрь | Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания» Осенний праздник для детей и родителей Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье» Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?» Совместное посещение с родителями и детьми театра | Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. Способствоватьреализации в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Распространять педагогических знаний среди родителей. Способствовать сплочению родителей, детей и педагогов; объединить усилия для развития и воспитания детей. |
Ноябрь | Стендовая информация «Семейное чтение», «Роль художественной литературы в развитии речи детей». Выставка «Книги, которые мы читаем дома» | Демонстрировать уважительное отношение детского сада к семейным ценностям. Воспитывать любовь к матери. Способствовать проведению полезного семейного досуга. Распространять педагогические знания среди родителей. Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей. Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. |
Декабрь | Папка-передвижка «Лексическая тема «Зима». Домашнее задание» Консультация «Безопасный Новый год» «Дни добрых дел» - изготовление совместно с детьми кормушек для птиц Мастер-класс «Развивающие игры с камешками Марблс» Новогодний утренник | Распространять педагогических знаний среди родителей, способствовать речевому развитию детей. Способствовать формированию ОБЖ дошкольников. Побуждать родителей к активному участию в воспитательно-образовательной деятельности. Научить родителей изготавливать развивающие игры своими руками. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы. |
Январь | Буклет «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье». Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». Семейная фотовыставка: «В здоровом теле, здоровый дух» | Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей. Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения. Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. Содействовать укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. |
Февраль | Родительское собрание: «Особенности речевого развития у детей старшего возраста. Мастер-класс «Обучение рассказыванию детей по мнемотаблицам» Видеоролик «Ах, как весело зимой» Стендовая информация «Речевые игры с ребёнком по дороге из детского сада» Анкетирование «Какова роль отца в семье?» Фотогазета «Мой папа смелый, ловкий!» Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой» | Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам речевого развития дошкольников. Практическая помощь родителям. Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду, вызывать интерес к воспитательно-образовательному процессу. Вооружить родителей практическими инструментами по развитию речи детей. Выявить роль отца в семейном воспитании. Формировать понимание роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада. |
Март | Выставка детских работ «Портрет моей мамы» Стенгазета «Мамин помощник» Совместная проектная деятельность родителей «Огород на окне» Опрос «Семейные традиции» Родительская гостиная «Семейные традиции» Праздник, посвященный 8 марта | Укреплять взаимодействие семьи и детского сада, воспитание любви и уважения детей к маме. Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, побуждать родителей к создания предметно-развивающей среды в группе. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Способствовать обмену положительным опытом семейного воспитания, традициями. Показывать достижения детей в художественно-эстетической деятельности. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. |
Апрель | Консультация для родителей «Как организовать предметно-развивающую среду в семье». Папка-передвижка «Береги себя» (ОБЖ: о чем можно побеседовать с ребенком) Конкурс совместного детско-родительского творчествана тему «Космос» Природоохранная акция «Делаем дом для птиц своими руками». Проектная деятельность «Пословицы как средство познавательно-речевого развития детей» Открытый показ образовательной деятельности | Содействовать созданию единого воспитательного пространства в семье и детском саду. Формировать педагогическую компетентность родителей. Продолжать внедрять в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. Привлечь родителей к изготовлению и развешиванию скворечников. Способствовать взаимодействию педагогов и родителей с целью совершенствования педагогического процесса Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми. |
Май | Итоговое родительское собрание по теме: «Вот и стали мы на год взрослее» с просмотром презентации Папка-передвижка «День Победы: что и как рассказать ребёнку Совместная прогулка по местам воинской славы г. Смоленска Беседы с родителями «Дисциплина на улице – залог безопасности» «Дни добрых дел»: помощь родителей в подготовке участка и веранды к летнему сезону, высадка цветов на клумбы Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение) | Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей. Просвещать родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей. Продолжать работу по развитию сотрудничества между педагогами и родителями. Развивать чувство патриотизма Способствовать единым воспитательным воздействиям родителей и педагогов, направленных безопасное поведение детей Способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру.Приобщать дошкольников и родителей к коллективному социально-значимому труду. Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями. |
В течение года | Работа «Родительской почты» («Почты доверия») Участие в конкурсах различного уровня | |
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
(2021-2022 учебный год)
Месяц | Мероприятия | Цели |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Что вы ждёте от детского сада в новом учебном году?» Опрос родителей на тему «Об организации дополнительных платных образовательных услуг в ДОО» Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 5-6 лет, задачи воспитания и обучения на новый учебный год. На пути к школе». Презентация «Вот оно, какое наше лето» Консультация для родителей: «Развитие внимания – основа подготовки детей к школе» Папка-передвижка «Как знакомить ребенка с родным краем?» Фотовыставка: «Мой город, мой край». | Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей. Выявить запросов, интересы и пожелания при организации образов. Знакомить родителей с задачами воспитания и обучения детей в новом учебном году, с психологическими и возрастными особенностями детей 5-6 лет. Отчёт о прошедшем летне-оздоровительном периоде. Распространять психолого-педагогические знания среди родителей. Повышать педагогическую компетентность родителей. Побуждать родителей к активному включению в воспитательно-образовательный процесс. |
Октябрь | Памятка «Вакцинация детей» Консультация «Формирование у детей бережного отношения к животным» Совместное посещение с детьми и родителями Смоленского зоопарка Осенний праздник для детей и родителей «Вечер вопросов и ответов» с приглашением специалистов детского сада «Дни добрых дел:совместная деятельность по обогащению предметно-развивающей среды в группе | Способствовать развитию педагогической культуры родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. Показывать родителям результаты совместной воспитательно-образовательной деятельности. Вооружить родителей знаниями по интересующим вопросам, оказывать практическую помощь. Приобщить родителей к обновлениюпредметно – развивающей среды в группе. |
Ноябрь | Стенгазета ко Дню матери «Ах, какая мамочка!» Выпуск буклета «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Анкетирование «Портрет моего ребенка» Семинар – практикум «Детское экспериментирование» Санбюлетень «Укрепляем иммунитет», «Профилактика простудных заболеваний» | Воспитывать любовь и уважение к матери. Педагогическое просвещение родителей. Получить информацию для качественного и количественного анализа. Распространять педагогические знания среди родителей.Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей. Вооружить родителей информацией с целью сохранения и укрепления здоровья детей. |
Декабрь | Творческая мастерская «Игрушка на ёлку своими руками» Стендовая информация «Чем и как занять ребенка на новогодних каникулах?» Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!» Новогодний утренник | Побуждать родителей к творческой совместной деятельности с детьми. Активизировать педагогические знанияи умения родителей. Создавать условия для организации совместной деятельности родителей и детей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы. |
Январь | Оформление фотовыставки: «Мой волшебный Новый год!» Родительское собрание: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» Психолого-педагогический тренинг «Коммуникативные игры» Папка-передвижка «Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников» Смотр-конкурсснежных построек на участке Театрализованное представление для родителей | Поделиться семейными традициями проведения Нового года в кругу семьи. Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников. Формировать практические навыки, направленные на развитие коммуникативных способностей детей и родителей. Повышать педагогическую культуру родителей. Содействовать укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. Показывать родителям результаты совместной воспитательно-образовательной работы с детьми. |
Февраль | Буклет «Рекомендации и практические приёмы развития памяти и внимания дошкольников» Анкетирование родителей «Скоро в школу!» Круглый стол для родителей будущих первоклассников Тематическая выставка «Скоро в школу мы пойдем» Организация фоторепортажа «Из жизни папы» | Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду. Оказывать теоретическую и практическую помощь семье в вопросах развития и обучения детей. Изучить полученные данные для целенаправленной работы с детьми и родителями. Совершенствовать педагогическую компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Повышать значимость роли отца в воспитании ребенка, развивать эмоциональные связи между отцом и ребёнком. Повысить роль и статус отца.Привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям. |
Март | Оформление папки передвижки «Весна – наблюдаем, играем, читаем» Памятка для родителей «Права детей, обязанности родителей» Стенгазета «Какая у меня мама?» Праздник, посвященный 8 марта Мастер-класс для родителей «Герб моей семьи» Выставка совместных детско-родительских работ «Герб моей семьи» | Повышать педагогическую компетентность родителей. Педагогическое просвещение родителей. Укрепление взаимодействия семьи и детского сада. Создать возможность выразить любовь и нежное отношение детей к своим мамам. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Побуждать детей и родителей к совместному творчеству.Способствовать укреплению семейных уз. |
Апрель | Консультация для родителей «Профилактика детского травматизма» Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет?» Стендовая информация «Ю.А. Гагарин – первый космонавт» Совместный детско-родительский досуг «Путешествие в космос» «Дни добрых дел: проведение субботника на территории ДОУ» Открытый показ образовательной деятельности | Распространять знания по вопросам безопасного поведения дошкольников среди родителей. Дать родителям информацию для анализа знаний и умений своего ребёнка. Повышать педагогическую культуру родителей. Совершенствовать уровень включенности родителей в педагогический процесс. Сплочение родителей и детей. Продолжать работу по взаимодействию с семьями воспитанников. Пропаганда коллективной трудовой деятельности. Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми. |
Май | Итоговое родительское собрание по теме: «Наши успехи и достижения. До свидания, детский сад!» с просмотром презентации Посещение совместно с родителями и детьми «Музея ВОВ» Конкурс чтецов «Говорим стихами о войне» Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение) | Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей. Демонстрировать достижения детей. Продолжать работу по включению родителей в воспитательно-образовательный процесс. Развивать чувство патриотизма Создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зелёного ландшафта для детей. Создать обстановку радости для детей и гордости для родителей от того, что дети уже совсем самостоятельные, многое знают и готовы пойти учиться в школу Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями. |
В течение года | Работа «Родительской почты» («Почты доверия») Участие в конкурсах различного уровня | |
II. Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы Изучение результатов взаимодействия ДОО и семьи, выявление проблем, поиск путей их решения так же совместно силами ДОО и родителей - все подчинено одной цели - гармоничного развития ребенка через развитие семьи в целом.
Система диагностики результативности программы предполагает изучение психолого-педагогической компетентности родителей, а также активности родителей в мероприятиях ДОО и группы, в том числе и в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания.
Изучение психолого-педагогическойкомпетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.
Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.
Анкета для родителей № 1 (автор-составитель Палушкина О.В.)
Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности.
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и отметитьгалочками:
- На основании каких знаний вы воспитываете ребенка:
1) слушаете передачи по телевидению;
2) на основе устных рекомендаций педагогов;
3) читаете информационные стенды детского сада;
4) черпаете опыт у ближайших знакомых;
5) используете жизненный опыт своей семьи;
6) читаете педагогическую литературу из домашней библиотечки;
7) используете интернет - ресурсы.
Анкета для родителей №2 (автор-составитель Палушкина О.В.)
Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье
Уважаемые, родители, просим Вас ответить на вопрос и подчеркнуть:
1. Считаете ли вы, что у вас с ребенком существует взаимопонимание (да, нет, иногда)?
2. Советуется ли с вами ребенок по личным вопросам (да, нет, иногда)?
4. Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам (да, нет, иногда)?
5. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах (да, нет, иногда)?
6. Делится ли с вами ребенок своими впечатлениями (да, нет, иногда)?
7. Организуете ли Вы совместные прогулки, выезды на природу (да, нет, иногда)?
8. Проводите ли вы отпуск вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
9. Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
10. Поощряете ли вы попытки ребенка оказать вам помощь в домашнем труде, если он еще не очень хорошо может это сделать?
11. Чем вы занимаетесь вместе с ребенком дома?
12. Знакомите ли вы ребенка со своим трудом? Может ли он назвать место вашей работы, профессию, коротко рассказать о том, чем вы занимаетесь на работе?
13. Налажена ли в вашей семье согласованность всех её членов в системевоспитательных воздействий к ребёнку?
Анкета для родителей №3(автор-составитель Палушкина О.В.)
Цель: оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Уважаемые, родители, для налаживания более тесных отношений междуДОО и семьями воспитанников, просим Вас ответить на предложенныевопросы:
1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьей?
2. Имеются ли у Вас представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду?
3. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьей?
4. По каким вопросам Вы обращаетесь к воспитателям?
5. По каким вопросам воспитатели обращаются к Вам?
6. Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей?
7. Ваши предложения по эффективности взаимодействия детского сада семьей.
Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный и качественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 2.
1- 3 показатели: по результатам анкеты №1, и наблюдений;
4- 6 показатели: по результатам анкеты №3, и наблюдений;
7 - 8 показатели: по результатам анкеты №2;
9, 10, 11 показатели по результатам наблюдений и индивидуальныхбесед.
Таблица 2
Оценка психолого-педагогической компетентности родителей
№ п/п | Показатели | Результаты диагностики на начало года | Результаты диагностики на конец года |
1. | Позитивное отношение родителей к источникам информации, предоставляемых детским садом | | |
2. | Наличие в семье педагогической литературы, использование интернет - ресурсов | | |
3. | Не испытывают затруднения в общении с педагогом | | |
4. | Имеют представления о содержании воспитания, образования детей в детском саду | | |
5. | Положительно оценивают взаимодействия дошкольного учреждения с семьей | | |
6. | Активность по внесению предложений по повышению эффективности взаимодействия детского сада с семьей | | |
7 | Согласованность всех членов семьи в системе воспитательных воздействий к ребёнку | | |
8. | Комфортные, гармоничные детско-родительские отношения в семье; высокая степень вовлеченности родителя и ребёнка | | |
9. | Самостоятельно замечают, адекватно оценивают и проявляют озабоченность в решении коррекции имеющейся проблемы развития ребёнка | | |
10. | В общении с педагогами чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, понимающими друг друга. | | |
11. | Проявление интереса к жизни ребенка в условиях детского сада | | |
2. Выявление активности родителей в мероприятиях ДОО и группы, и участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания
Методы изучения: изучение протоколов родительских собраний, наблюдение и фиксация участников проектов, праздничных досугов, семинаров, мастер-классов и т.д.
Педагог группы анализирует ответы родителей, осуществляет количественный анализ и в % выражении заносит в таблицу 3.
Таблица 3
Оценка активности родителей в мероприятиях ДОО, в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания
№ п/п | Показатели | Результаты диагностики на начало года | Результаты диагностики на конец года |
1. | Посещение родительских собраний | | |
2. | Родители, выполняющие рекомендации, советы педагогов ДОО | | |
3. | Посещение родителями детских мероприятий, недели открытых дверей | | |
4. | Оказание помощи в оформлении, оборудования групповой комнаты, участка ДОО, в подготовке к праздникам | | |
5. | Участие в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания | | |
Диагностика результативности программы проводится ежегодно в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Данные заносятся в таблицу 2,3 , что поможет в осуществлении сравнительного анализа. Низким уровнем результативности программы будет считаться, если рост показателей ниже 10%, средним – от 10 до 20% , высоким уровнем результативности реализации программы будет считаться, если наблюдается рост показателей не менее чем на 20% ежегодно.
4. Методическое обеспечение программы
4.1.Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил»).
Устав МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка»
4.2. Список используемой литературы:
1. Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.:ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М., 2002. - 120 с.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.
4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.
6. Комплексная программа дошкольного образования «Мир открытий». Соответствует ФГОС ДО. / Под ред. Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2016.
7.Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
/ О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с
8. Шакурова М.В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья»/Социальная педагогика. - 2006 № 1.- С.87-98