СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы со способными и одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и план работы со способными и одаренными детьми во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Программа работы со способными и одаренными детьми»















Программа работы со способными и одаренными детьми










Составитель:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 143

Неклюдова И. В.









Новосибирск, 2023


Пояснительная записка


Актуальность программы.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства. Необходимость формировать конкурентоспособного выпускника школы составляет новую задачу совершенствования системы образования и все больше зависит от достижений в области внедрения и использования передовых педагогических технологий.

Программа работы с одаренными детьми важна как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала учащегося в целом.

Концепция программы.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

  2. имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

  1. Цели работы с одаренными детьми:
  2. • Выявление одаренных детей.
  3. • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
  4. • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
  5. Задачи:
  6. - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
  7. - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
  8. - помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • формирование положительной мотивации к учению у учащихся;

  • творческая самореализация выпускника начальной школы;

  • обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

  • призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

  • принцип развивающей и воспитывающей среды;

  • принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;

  • принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);

  • принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

  • принцип  научности;

  • принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);

  • принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;

  • принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;

  • принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

  • принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;

  • принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;

Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;

проведение массовых мероприятий внутри объединения;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;

  • внеурочная деятельность;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;

  • дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;

  • проектная деятельность;

  • интеллектуальные игры, викторины.

Работа с родителями.

Диагностика


Цель: выявление индивидуальных способностей детей.


п/п

Вид диагностики

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания.

+




2

Диагностика интересов ребенка (самим ребенком)

+

+

+


3

Диагностика интересов ребенка (родителями)

+

+

+


4

Диагностика одаренности детей (родителями)


+



5

Диагностика общей одаренности (учитель)


+




  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Этапы реализации программы


I этап. Диагностико-прогностический

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной и внеурочной работы по предмету.

II этап. Деятельностный

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

План работы со способными и одаренными детьми

2 «Б» класса на 2023-2024 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностическая работа

1.

Составление и уточнение списков учащихся успешных в освоении отдельных предметов и видов деятельности.

Сентябрь

Классный руководитель, психолог.

2.

Диагностика учащихся на определение высокого интеллектуального развития.

Анкета «Как распознать одаренность»

Октябрь

Психолог

3.

Психолого-педагогическая деятельность:

Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта

Методика «Интеллектуальный портрет»

Методика « Характеристика ученика»

Педагогическая диагностика знаний, умений, навыков в соответствии с ГОСО и зоны ближайшего развития.

В течение учебного года

Учитель, психолог

4.

Подведение итогов работы со способными и одаренными детьми

Май

Классный руководитель

Интеллектуальная работа с одарёнными детьми

1.

Подбор и размещение в классе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок.

В течение года

Учитель

2.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей.

В течение года

Учитель

3.

Включение в уроки нестандартных заданий, способствующих развитию логического мышления и воображения учащихся

Ежедневно

Учитель

4.

Преподавание вариативного компонента»

По календарно-тематическому плану

Учитель

5.

Принимать участие в:

-предметных олимпиадах;

-интеллектуальных марафонах;

-различных конкурсах и викторинах

В течение года

Учитель

6.

Проведение

-словесных игр и забав;

-ролевых игр;

-индивидуальных творческих заданий

В течение года

Учитель

7.

Разработка и защита проектов по различной тематике;

В течение года

Учитель

Проведение мониторинга

1.

Проведение стартовых, промежуточных, итоговых срезов, тестирование и анализ результатов

В течение года

Классный руководитель.

2.

Анализ результативности участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Май.

Классный руководитель.

3.

Анализ результатов внутришкольного контроля усвоения предметных знаний по базовым предметам.

Апрель

Классный руководитель.

4.

Проведение и анализ разноуровневых контрольных работ и тестов.

В течение года.

Классный руководитель, учителя - предметники

Работа с родителями

1.

Консультации родителей по вопросам:

−    организация работы учащихся над научно-исследовательскими проектами;

−    организация предметных и межпредметных олимпиад;

−    организация работы по дистанционным конкурсам и викторинам;

−    организация индивидуальных выставок работ учащихся.



Сентябрь



В течение года






Классный руководитель, психолог

2.

Информирование родителей об особенностях интеллектуального и личностного развития способных и одаренных детей

Ежемесячно

Классный руководитель

3.

Организация индивидуального консультирования для родителей по вопросам освоения учащимися продвинутого уровня содержания программы.

Еженедельно

Классный руководитель

4.

Итоговое родительское собрание «Забота об умственном здоровье и счастье детей в руках родителей»


Классный руководитель



Методическое сопровождение:

  1. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатерина Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981. 

  2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989. 

  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. 

  5. Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

  6. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

  7. Савенков А.И. У колыбели гения. – М., 2000.

  8. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

  9. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М. :Книголюб, 2004.

  10. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : 1991.

  11. Смирнова Е. С. Интеллект и творчество. Развивающий курс 5-7 класс М. : УЦ «Перспектива», 2004.

  12. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты // «Школьный психолог». - №45, 2001.