Программа работы со способными и одаренными детьми
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 143
Неклюдова И. В.
Новосибирск, 2023
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства. Необходимость формировать конкурентоспособного выпускника школы составляет новую задачу совершенствования системы образования и все больше зависит от достижений в области внедрения и использования передовых педагогических технологий.
Программа работы с одаренными детьми важна как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала учащегося в целом.
Концепция программы.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Цели работы с одаренными детьми: • Выявление одаренных детей. • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся. Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся; - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация); - помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными учащимися;
формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
творческая самореализация выпускника начальной школы;
обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип развивающей и воспитывающей среды;
принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
принцип научности;
принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
Направления деятельности:
организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объединения;
Формы работы с одаренными учащимися.
объединения дополнительного образования;
внеурочная деятельность;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
проектная деятельность;
интеллектуальные игры, викторины.
Работа с родителями.
Диагностика
Цель: выявление индивидуальных способностей детей.
№ п/п | Вид диагностики | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания. | + | | | |
2 | Диагностика интересов ребенка (самим ребенком) | + | + | + | |
3 | Диагностика интересов ребенка (родителями) | + | + | + | |
4 | Диагностика одаренности детей (родителями) | | + | | |
5 | Диагностика общей одаренности (учитель) | | + | | |
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Этапы реализации программы
I этап. Диагностико-прогностический
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной и внеурочной работы по предмету.
II этап. Деятельностный
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
План работы со способными и одаренными детьми
2 «Б» класса на 2023-2024 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Диагностическая работа |
1. | Составление и уточнение списков учащихся успешных в освоении отдельных предметов и видов деятельности. | Сентябрь | Классный руководитель, психолог. |
2. | Диагностика учащихся на определение высокого интеллектуального развития. Анкета «Как распознать одаренность» | Октябрь | Психолог |
3. | Психолого-педагогическая деятельность: Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта Методика «Интеллектуальный портрет» Методика « Характеристика ученика» Педагогическая диагностика знаний, умений, навыков в соответствии с ГОСО и зоны ближайшего развития. | В течение учебного года | Учитель, психолог |
4. | Подведение итогов работы со способными и одаренными детьми | Май | Классный руководитель |
Интеллектуальная работа с одарёнными детьми |
1. | Подбор и размещение в классе выставки детской научно-популярной литературы. Знакомство с энциклопедиями по различным направлениям деятельности. Посещение библиотек и выставок. | В течение года | Учитель |
2. | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей. | В течение года | Учитель |
3. | Включение в уроки нестандартных заданий, способствующих развитию логического мышления и воображения учащихся | Ежедневно | Учитель |
4. | Преподавание вариативного компонента» | По календарно-тематическому плану | Учитель |
5. | Принимать участие в: -предметных олимпиадах; -интеллектуальных марафонах; -различных конкурсах и викторинах | В течение года | Учитель |
6. | Проведение -словесных игр и забав; -ролевых игр; -индивидуальных творческих заданий | В течение года | Учитель |
7. | Разработка и защита проектов по различной тематике; | В течение года | Учитель |
Проведение мониторинга |
1. | Проведение стартовых, промежуточных, итоговых срезов, тестирование и анализ результатов | В течение года | Классный руководитель. |
2. | Анализ результативности участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. | Май. | Классный руководитель. |
3. | Анализ результатов внутришкольного контроля усвоения предметных знаний по базовым предметам. | Апрель | Классный руководитель. |
4. | Проведение и анализ разноуровневых контрольных работ и тестов. | В течение года. | Классный руководитель, учителя - предметники |
Работа с родителями |
1. | Консультации родителей по вопросам: − организация работы учащихся над научно-исследовательскими проектами; − организация предметных и межпредметных олимпиад; − организация работы по дистанционным конкурсам и викторинам; − организация индивидуальных выставок работ учащихся. | Сентябрь В течение года | Классный руководитель, психолог |
2. | Информирование родителей об особенностях интеллектуального и личностного развития способных и одаренных детей | Ежемесячно | Классный руководитель |
3. | Организация индивидуального консультирования для родителей по вопросам освоения учащимися продвинутого уровня содержания программы. | Еженедельно | Классный руководитель |
4. | Итоговое родительское собрание «Забота об умственном здоровье и счастье детей в руках родителей» | | Классный руководитель |
Методическое сопровождение:
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатерина Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
Савенков А.И. У колыбели гения. – М., 2000.
Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М. :Книголюб, 2004.
Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : 1991.
Смирнова Е. С. Интеллект и творчество. Развивающий курс 5-7 класс М. : УЦ «Перспектива», 2004.
Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты // «Школьный психолог». - №45, 2001.