СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Разговор о правильном питании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Разговор о правильном питании"»






Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во внеурочное время.

Программа «Разговор о правильном питании» представляет собой систему учебных модулей со здоровьесберегающей направленностью, разработанную для детей. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме кружка.

Выбор содержания программы не случаен. В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес.

Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами – красочными рабочими тетрадями, методическими пособиями.

Программа построена с учётом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладеть определёнными теоретическими знаниями.

Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность  программы

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества.

Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании.

Содержание программы отвечает следующим принципам:

 - возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения

   возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;

 - научная обоснованность;

 - практическая целесообразность;

 - динамическое развитие и системность;

 - необходимость и достаточность предоставляемой информации;

 - вовлечение в реализацию программы родителей;

 - культурологическая сообразность.

Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения каждого ребенка важность соблюдения режима питания.

Основными формами реализации программы являются игровая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей и проектно-исследовательская работа.

Программа имеет большую практическую направленность.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

Цель: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

Задачи:

-формирование и развитие представления  у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

- формирование у школьников знаний о правилах рационального  питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также  готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми   практических навыков рационального питания;

- формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа  жизни;

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Место программы внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» рассчитана для проведения занятий во второй половине дня. Продолжительность обучения 1 учебный год. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1 час. Количество часов за год: 34 часа.

Результаты освоения курса «Разговор о правильном питании»

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебном пособии (в оглавлении, в условных обозначениях, в предлагаемых ролях при чтении текста);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебного пособия , обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты

  • осмысленно, правильно читать ;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • формулировать правила питания,

  • понимать полезность одних продуктов питания и вред других,

  • соблюдать режим питания.

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • соблюдать правила поведения за столом, личную гигиену;

  • составлять меню приёма пищи.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание».

Содержание курса «Разговор о правильном питании».

В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

Программа состоит из двух модулей.

1 модуль: «Разговор о правильном питании»

2 модуль: «Две недели в лагере здоровья»

1 модуль "Разговор о правильном питании"

разнообразие питания:

  1. Введение. Если хочешь быть здоров.

  2. Поговорим о пище.

  3. Полезные и вредные привычки.

  4. Самые полезные продукты.

  5. Как правильно составить свой рацион питания.

  6. Как готовят пищу.

  7. Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна.

  8. Хлеб – всему голова.

гигиена питания: "Как правильно есть";

режим питания: "Удивительные превращения пирожка";

рацион питания:

  1. Молоко и молочные продукты.

  2. Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда.

  3. Мясо и мясные блюда.

  4. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.

культура питания:

  1. Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.

  2. Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.

  3. Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.

  4. Всякому овощу – своё время. Дары леса.

  5. Где найти витамины зимой и весной.

2 модуль "Две недели в лагере здоровья"

разнообразие питания:

  1. Что нужно есть в разное время года

  2. Как правильно питаться, если занимаешься спортом

  3. Где и как готовят пищу

  4. Как правильно накрыть стол

  5. Молоко и молочные продукты

  6. Блюда из зерна

гигиена питания и приготовление пищи:

  1. Какую пищу можно найти в лесу

  2. Что и как можно приготовить из рыбы

  3. Дары моря

  4. «Кулинарное путешествие» по России

  5. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

этикет:

  1. Как правильно вести себя за столом

  2. Как правильно вести себя за столом

рацион питания:

  1. Режим питания

  2. Энергия пищи

  3. Где и как мы едим

  4. Наши итоги

традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".


Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия.

Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения

фронтальный метод;

групповой метод;

практический метод;

познавательная игра;

ситуационный метод;

игровой метод;

соревновательный метод;

активные методы обучения.



 Формы обучения

Ведущими формами деятельности предполагаются:

чтение и обсуждение;

экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;

встречи с интересными людьми;

практические занятия;

творческие домашние задания;

праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;

конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);

ярмарки полезных продуктов;

сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

мини – проекты;





  1. Тематическое планирование



Тема занятия

Содержание и форма занятия

Дата П Ф

 

Разговор о правильном питании

разнообразие питания:





1

Введение. Если хочешь быть здоров.

Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование.



2

Поговорим о пище.

Из чего состоит наша пища.

Исследование.

Опыт



3

Полезные и вредные привычки.

Беседа по теме. Игра.



4

Самые полезные продукты.

Игра. Выбор полезных продуктов



5

Как правильно составить свой рацион питания.

Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа «Составление меню». Игра.



6

Как готовят пищу.

Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи»



7

Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна.

Исследование «Получение муки и крупы из зерна».

Путешествие по дороге «Хлебной». Игра.



8

Хлеб – всему голова.



Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки.



гигиена питания: "Как правильно есть";

режим питания: "Удивительные превращения пирожка";

рацион питания:







9

Молоко и молочные продукты.

Беседа о производстве молока. Игра.



10

Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда.

Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма.



11

Мясо и мясные блюда.

Рассказ, беседа, игра-конкурс.



12

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.

Рассказ, видеофильм, игра, анкета.



культура питания:



13

Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.

Рассказ, исследование, игра.



14

Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.

Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов».



15

Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.

Рассказ, загадки, рисунки.



16

Всякому овощу – своё время. Дары леса.

Беседа, загадки, кроссворд.



17

Где найти витамины зимой и весной.

Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата.



Две недели в лагере здоровья

разнообразие питания:





18

Что нужно есть в разное время года

Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня»



19

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола».



20

Где и как готовят пищу

Игра, конкурс рисунков по теме.



21

Как правильно накрыть стол

Рассказ. Исследование. Практическая работа «Сервировка стола»



22

Молоко и молочные продукты

Исследование. Игра.



23

Блюда из зерна

Рассказ. Практическая работа.



гигиена питания и приготовление пищи



24

Какую пищу можно найти в лесу

Рассказ. Игра.



25

Что и как можно приготовить из рыбы

Исследование.



26

Дары моря

Рассказ. Исследование. Составление меню.



27

«Кулинарное путешествие» по России

Встреча с поварами. Исследование.



28

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

Праздник – отчёт по теме.




этикет



29

Как правильно вести себя за столом

Этикет, правила поведения за столом, сервировка



30

Как правильно вести себя за столом

Этикет, правила поведения за столом, сервировка



рацион питания



31

Режим питания

Режим питания, режим дня, образ жизни



32

Энергия пищи

Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты



33

Где и как мы едим

Общественное питание, правила гигиены, режим питания



34

Наши итоги

тест



Итого 34 часа