Приложение № 4
к положению о Конкурсе
Форма предоставления конкурсной работы
(для регионального отборочного тура Конкурса)
Титульный лист
Название конкурсной работы | Программа «Разговор о правильном питании» |
Автор(ФИО полностью) | Денисова Юлия Алексеевна |
Должность автора | Учитель начальных классов |
Школа( полное и краткое наименование) | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34» |
Адрес, номер телефона, электронная почта педагога (должна совпадать с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте) | Г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.11, кор.А, тел. 43-07-34, 43-05-34, электронная почта Metlinowa@mail.ru |
Возраст обучающихся | 7 – 11 лет |
Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» | «Разговор о правильном питании» |
Стаж работы в программе | 4 года |
Содержание
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Календарно-тематическое планирование 2 класс
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Описание системы работы по реализации программы «Разговор о правильном питании»
Содержание программы «Разговор о правильном питании »
Планируемые результаты освоения программы
Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании».
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
п/п | Содержание занятия | Всего часов | Класс | дата |
|
1 | Знакомство с программой. Беседа «Правила поведения в столовой» | 2 | 1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
2 | Как правильно есть. Гигиена школьника. Как правильно вести себя за столом. | 2 | 1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
3 | Кто жить умеет по часам. Если хочешь быть здоров. Твой режим питания. | 2 | 1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
4 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Из чего варят каши. Как сделать кашу вкусной. | 2 | 1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
5 | Плох обед, если хлеба нет. Народные праздники, их меню. | 2 | 1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
6 | Время есть булочки. Полдник. Удивительные превращения пирожка. | 2 | 1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
7 | Овощи, ягоды и фрукты – лучшие продукты | 2 | 1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
8 | Всякому фрукту – своё время | 2 | 1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
9 | Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | 2 | 1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
2-й год обучения.
№ п/п | Содержание занятий. | Всего часов | Класс | Дата |
|
1. | Вводное занятие. Повторение правил питания. Правила поведения в столовой. | 2 | 2а | |
2б | |
2в | |
2г | |
2. | Путешествие по улице правильного питания. Значение витаминов в жизни человека. | 2 | 2а | |
2б | |
2в | |
2г | |
3. | Молоко и молочные продукты. Оформление плаката молоко и молочные продукты. Конкурс – викторина «Знатоки молока» | 2 | 2а | |
2б | |
2в | |
2г | |
4. | Пора ужинать. Практическая работа «Как приготовить бутерброды». Составление меню для ужина. | 2 | 2а | |
2б | |
2в | |
2г | |
5. | «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Посадка лука. Оформление плаката «Витаминная страна» | 2 | 2а | |
2б | |
2в | |
2г | |
6. | Как утолить жажду. Значение жидкости в организме. Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» Игра «Посещение музея воды» | 2 | 2а | |
2б | |
2в | |
2г | |
7. | «На вкус и цвет товарища нет». Морепродукты. Почему полезно есть рыбу? | 2 | 2а | |
2б | |
2в | |
2г | |
8. | Что надо есть, что бы стать сильнее Практическая работа «Меню спортсмена» | 2 | 2а | |
2б | |
2в | |
2г | |
9. | Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей». | 2 | 2а | |
2б | |
2в | |
2г | |
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
3-й год обучения
п/п | Содержание занятий | Всего часов | Класс | Дата |
|
1. | Введение. Из чего состоит наша пища. Практическая работа «Меню сказочных героев» | 2 | 3а | |
3б | |
3в | |
3г | |
2. | Что нужно есть в разное время года | 2 | 3а | |
3б | |
3в | |
3г | |
3. | Молоко и молочные продукты. Заочное путешествие на молокозавод. Игра-исследование «Это удивительное молоко» | 2 | 3а | |
3б | |
3в | |
3г | |
4. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Составление меню для спортсменов. | 2 | 3а | |
3б | |
3в | |
3г | |
5. | Игра «В гостях у тетушки Припасихи» Экскурсия в столовую. | 2 | 3а | |
3б | |
3в | |
3г | |
6. | Конкурс кулинаров. Игра накрываем стол. | 2 | 3а | |
3б | |
3в | |
3г | |
7. | Где и как готовят пищу. Как правильно накрыть стол. | 2 | 3а | |
3б | |
3в | |
3г | |
8. | Путь от зерна к батону. Блюда из зерна. Праздник «Хлеб всему голова» | 2 | 3а | |
3б | |
3в | |
3г | |
9 | Экскурсия на хлебокомбинат. Оформление проекта « Хлеб- всему голова» Игра – конкурс «Хлебопеки» | 2 | 3а | |
3б | |
3в | |
3г | |
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
4-й год обучения
№ п/п | Содержание занятия | Всего часов | Класс | Дата |
1. | Вводное занятие. Правила поведения в столовой. Как правильно вести себя за столом. | 2 | 4а | |
4б | |
4в | |
4г | |
2. | Какую пищу можно найти в лесу. Правила поведения в лесу. Лекарственные растения | 2 | 4а | |
4б | |
4в | |
4г | |
3. | Игра – что можно приготовить из рыбы? Конкурсов рисунков «В подводном царстве» | 2 | 4а | |
4б | |
4в | |
4г | |
4. | Дары моря. Викторина « В гостях у Нептуна». Оформление плаката «Обитатели моря» | 2 | 4а | |
4б | |
4в | |
4г | |
5. | Меню из морепродуктов Эстафета поваров. Игра «Что приготовить из рыба» | 2 | 4а | |
4б | |
4в | |
4г | |
6. | Кулинарное путешествие по России. Традиционные блюда нашего края. | 2 | 4а | |
4б | |
4в | |
4г | |
7. | Праздник « Мы за чаем не скучаем» Конкурс пословиц поговорок | 2 | 4а | |
4б | |
4в | |
4г | |
8. | Игра – проект « Кулинарный глобус. | 2 | 4а | |
4б | |
4в | |
4г | |
9. | Накрываем праздничный стол. Изготовление книжки « Правила поведения за столом». | 2 | 4а | |
4б | |
4в | |
4г | |
Описание системы работы по реализации программы «Разговор о правильном питании»
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.
Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Но даже если родители беседуют с детьми на эти темы, желаемого эффекта это не приносит.
Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.
Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Программа построена на основе следующих принципов:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.
Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Культура питания» предназначена для учащихся 1- 4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 2 часов в месяц: 1- 4 классы - 18 часов в год.
Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:
1. «Самые полезные продукты»,
2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
3. «Где найти витамины весной»,
4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,
5. «Каждому овощу свое время»;
«Как правильно есть»;
«Удивительные превращения пирожка»;
1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»
2. «Плох обед, если хлеба нет»,
3. «Полдник. Время есть булочки»,
4. «Пора ужинать»,
5. «Если хочется пить»;
1. «На вкус и цвет товарищей нет»
Содержание программы «Разговор о правильном питании »
1-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Знакомство с программой. Беседа «Правила поведения в столовой» | Знакомство с программой . Беседа о правилах поведения в столовой. | Экскурсия в столовую; Родительское собрание. |
2. Гигиена школьника. Как правильно есть. Как правильно вести себя за столом. | Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания. Повторение правил поведения за столом. | Игра – обсуждение «Законы питания»; игра – инсценировка «В кафе»; игра «Чем не стоит делиться»; моделирование ситуации. |
3. Кто жить умеет по часам. Если хочешь быть здоров. Твой режим питания. | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Формирование у школьников основных принципов гигиены питания. Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. | Сюжетно – ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания. |
4. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Из чего варят каши. Как сделать кашу вкусной. | Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. | Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню спортсмена», тест, родительское собрание « Меню младшего школьника» |
5. Плох обед, если хлеба нет. Народные праздники, их меню. | Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре. | Игра «Собери пословицу» Инсценирование сказки «Колосок», чтение по ролям, сюжетно – ролевая игра «За обедом», беседа. |
6. Время есть булочки. Полдник. Удивительные превращения пирожка. | Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания. | Соревнование «Покажи время»; игра, демонстрация, тест, знакомство с народным праздником «Капустник». |
7. Овощи, ягоды и фрукты – лучшие продукты | Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма. | Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты» |
8.Всякому фрукту – своё время | Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод | Праздник урожая |
9. Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола. | Творческий отчет вместе с родителями. |
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
2-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. Повторение правил питания. Правила поведения в столовой. | Повторение правил питания и поведения | Ролевые игры |
2. Путешествие по улице правильного питания. Значение витаминов в жизни человека. | Знакомство с вариантами полдника | Игра, викторины |
3. Молоко и молочные продукты. Оформление плаката молоко и молочные продукты. Конкурс – викторина «Знатоки молока» | Значение молока и молочных продуктов | Работа в тетрадях, составление меню. Конкурс-викторина |
4. Пора ужинать. Практическая работа «Как приготовить бутерброды». Составление меню для ужина. | Беседа «Пора ужинать» Ужин, как обязательный компонент питания | Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать».Ролевыен игры |
5. «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Посадка лука. Оформление плаката «Витаминная страна» | Беседа «Где найти витамины в разные времена года». Беседа «О пользе витаминных продуктов». Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. | КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры. |
6. Как утолить жажду. Значение жидкости в организме. Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» Игра «Посещение музея воды» | Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. | Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки» |
7. «На вкус и цвет товарища нет». Морепродукты. Почему полезно есть рыбу? | Беседа «Где найти витамины в разные времена года». Беседа «О пользе витаминных продуктов». Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. | Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры. |
8. Что надо есть, что бы стать сильнее Практическая работа «Меню спортсмена» | Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. | Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры. |
9. Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей». | Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола. | Конкурсы, ролевые игры. |
Содержание программы «Разговор о правильном питании »
3-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Введение. Из чего состоит наша пища. Практическая работа «Меню сказочных героев» | Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания | Оформление дневника здоровья. Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». |
2. Что нужно есть в разное время года | Беседа «Что нужно есть в разное время года» Блюда национальной кухни | Ролевые игры. Составление меню. Конкурс кулинаров. |
3. Молоко и молочные продукты. Заочное путешествие на молокозавод. Игра-исследование «Это удивительное молоко» | Беседа «Роль молока в питании детей». Ассортимент молочных продуктов. | Игра -исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню». Викторина. |
4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Составление меню для спортсменов. | Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее». Рацион собственного питания. | Дневник «Мой день». Конкурс «Мама папа я - спортивная семья». |
5. Игра «В гостях у тетушки Припасихи» Экскурсия в столовую. | Беседа « Где и как готовят пищу» Устройство кухни. Правила гигиены. | Экскурсия на кухню в школьной столовой . Ролевые игры. Конкурсы |
6. Конкурс кулинаров. Игра накрываем стол. | Беседа «Как правильно накрыть стол» Столовые приборы | Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». |
7. Где и как готовят пищу. Как правильно накрыть стол. | Беседа «Как правильно накрыть стол» Столовые приборы | Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». |
8. Путь от зерна к батону. Блюда из зерна. Праздник «Хлеб всему голова» | Полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. | Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова». |
9. Экскурсия на хлебокомбинат. Оформление проекта « Хлеб- всему голова» Игра – конкурс «Хлебопеки» | Полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. | Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова». |
Содержание программы «Разговор о правильном питании »
4-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1 Вводное занятие. Правила поведения в столовой. Как правильно вести себя за столом. | Повторение правил питания | Ролевые игры |
2. Какую пищу можно найти в лесу. Правила поведения в лесу. Лекарственные растения | Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу» Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод. | Работа в тетрадях. Отгадывание кроссворда. Игра « Походная математика» Игра – спектакль « Там на неведомых дорожках» |
3. Игра – что можно приготовить из рыбы? Конкурсов рисунков «В подводном царстве» | Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Важность употребления рыбных продуктов. | Работа в тетрадях.Эстафета поваров « Рыбное меню» Конкурс рисунков « В подводном царстве». |
4. Дары моря. Викторина « В гостях у Нептуна». Оформление плаката «Обитатели моря» | Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря. | Работа в тетрадях. Викторина « В гостях у Нептуна» |
5. Меню из морепродуктов Эстафета поваров. Игра «Что приготовить из рыба» | Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря. | Работа в тетрадях. Викторина « В гостях у Нептуна» |
6 Кулинарное путешествие по России. Традиционные блюда нашего края. | Рассмотреть проблему « Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен» | Работа в тетрадях . « Моё недельное меню» Конкурс « На необитаемом острове» |
7. Праздник « Мы за чаем не скучаем» Конкурс пословиц поговорок | Правила этикета. Беседа « Как правильно вести себя за столом». Знакомство со стихотворением « Назидание о застольном невежестве» | Работа в тетрадях. Сюжетно – ролевые игры. |
8. Игра – проект «Кулинарный глобус» | Правила этикета. | Конкурс кулинарных рецептов. |
9. Накрываем праздничный стол. Изготовление книжки «Правила поведения за столом». | Определение тем и целей проектов, форм их организации Разработка планов работы, составление плана консультаций с педагогом | Выполнение проектов по теме Подбор литературы. Оформление проектов. |
Планируемые результаты освоения программы
При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других
Читать и пересказывать текст
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Планируемые результаты, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1 – м классе:
-знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
-навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
-умение определять полезные продукты питания.
Во 2 – м классе:
-знание о структуре ежедневного рациона питания;
-навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
-умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В 3 – м классе:
-знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
-навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
-умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
В 4 м классе:
- знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
- навыки, связанные с этикетом в области питания;
- умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Формы реализации:
Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы реализации:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстративный.
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, проектов.
Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий. Для занятий используются рабочие тетради « Разговор о правильном питании» и « Две недели в лагере здоровья». Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.
Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании».
Здоровье – это главное жизненное благо. А правильное питание – основа здоровья людей. В наше время эта проблема очень актуальна, т.к. родители и дети уделяют этому мало внимания. Я считаю, что занятия по программе «Разговор о правильном питании» необходимы. Педагогам, медработникам, поварам нашей школы нравится заниматься по этой программе, она полезна и детям, и родителям.
Родители, бабушки и дедушки нашего класса принимают очень активное участие в практических занятиях по программе «Разговор о правильном питании»: проводят игры, организуют походы, поездки, различные экскурсии, помогают в организации внеклассных мероприятий. Родители для детей являются первыми помощниками:
Помогают в оформлении выставок «Хлеб – всему голова», «Дары осени», «Эх, Масленица!», «Мамины золотые руки».
Оформлять информационный стенд о правильном питании. (Родительский комитет)
Участие в родительских собраниях (О концепции внедрения программы «Разговор о правильном питании», «Воспитание сознательного отношения к организации правильного питания среди учащихся начальной школы», «Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08)» и лекториях «Роль семьи в нравственном воспитании детей».
Во время совместных практических занятий формируется не только культура здорового образа жизни и правильного питания детей, но одновременно формируется культура здорового образа жизни и правильного питания и всей семьи ребенка, включая родителей. Ведь семилетнему маленькому человеку невозможно самостоятельно без помощи взрослого члена семьи организовать правильное питание и культуру здорового образа жизни.
Для того, чтобы выполнить задачу сохранения здоровья детей, необходимо выполнить целую систему работы. Занятия по программе «Разговор о правильно питании» это лишь часть работы всей системы. В классе мы работаем командой: классный руководитель, учитель физической культуры, медработники, дети и родители. Совместно разрабатываем целый план мероприятий. Это и:
-система классных часов на тему здоровья;
- выход на природу осенью, зимой и весной;
- участие в спортивных соревнованиях;
- участие в конкурсах рисунков и поделок;
- различные экскурсии;
- беседа с врачами о здоровом образе жизни.
Всё это внеурочная деятельность, и на уроках мы выделяем время для зарядки, физкультминуток, бесед и т.д. и в основном это использование коллективных форм работы учащихся. О здоровье мы говорим много и часто, а вот правильному питанию больше всего времени мы уделяем на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».
Отзыв родителей о реализации программы «Разговор о правильном питании»
Здоровое питание наших детей – это самое главное в жизни каждого из нас. После реализации данной программы в нашей школе возросла популярность правильного питания среди учащихся класса, школы, что нас, родителей, очень радует. Проводимые мероприятия нам нравятся. Интересно заниматься по этой программе, она полезна детям и родителям. Родители нашего класса принимают активное участие в ее реализации: проводят игры, организуют походы, поездки, различные экскурсии, выставки. Макарова Н.М.
В итоге своей работы предлагаю Вам провести самодиагностику на выявление «правильного питания», ответив на простой тест «Правильно ли вы питаетесь?»:
1.Как часто в течение дня питаетесь?
А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете?
А) всегда Б) не всегда В) никогда.
3. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда; Б) 1 – 2 раза в день; В) 3 раза и более.
4. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю.
5. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в день; Б) 3 -4 раза в неделю; В) каждый день.
6.Как часто вы едите выпечку?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
7.Что вы намазываете на хлеб?
А) только масло; Б) Масло с маргарином; В) Маргарин.
8.Сколько раз в неделю вы едите рыбу?
А) 3 – 4 раза; Б) 1 – 2 раза;В) 1 раз и реже.
9. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.
10. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
11. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) уберете из тарелки весь жир; Б) уберете часть жира; В) оставите весь жир.
А теперь посмотрим, что получилось?
Ключ к тесту:
0-13 очков - есть опасность;14-18 очков - улучшить питание; 19 -24 очков - хороший режим и качество питания.
Хочется всем пожелать: БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Дополнительные источники информации:
1.Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08
2.Программа «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
3.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
1.Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких.
2.«Книга о вкусной и здоровой пище»- М.: «Эксмо - Пресс», 2008г.
3.http://vms-list.narod.ru/index.html – Сообщество педагогических интернет-объединений:
4.«Развивающие игры для младших школьников» сборник для родителей и педагогов.
5.М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. Возрастная физиология-М.:2002г.
6.М. Я. Студеникин. Книга о здоровье детей, М.:2006г.
7.И.С. Яхонтова. Будь здоров! М.:2000г.