СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Разговор о правильном питании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Разговор о правильном питании" рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Разговор о правильном питании"»

Приложение № 4

к положению о Конкурсе



Форма предоставления конкурсной работы

(для регионального отборочного тура Конкурса)



Титульный лист



Название конкурсной работы

Программа «Разговор о правильном питании»

Автор(ФИО полностью)

Денисова Юлия Алексеевна

Должность автора

Учитель начальных классов

Школа( полное и краткое наименование)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Адрес, номер телефона, электронная почта педагога (должна совпадать с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте)

Г. Оренбург, ул. Туркестанская, д.11, кор.А, тел. 43-07-34, 43-05-34, электронная почта Metlinowa@mail.ru


Возраст обучающихся

7 – 11 лет

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

«Разговор о правильном питании»

Стаж работы в программе

4 года

Содержание

    1. Календарно-тематическое планирование 1 класс

    2. Календарно-тематическое планирование 2 класс

    3. Календарно-тематическое планирование 3 класс

    4. Календарно-тематическое планирование 4 класс

  1. Описание системы работы по реализации программы «Разговор о правильном питании»

  2. Содержание программы «Разговор о правильном питании »

  3. Планируемые результаты освоения программы

  4. Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании».

































































    1. Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»

1-й год обучения

п/п

Содержание занятия

Всего часов

Класс

дата


1

Знакомство с программой. Беседа «Правила поведения в столовой»

2





2

Как правильно есть. Гигиена школьника. Как правильно вести себя за столом.

2





3

Кто жить умеет по часам. Если хочешь быть здоров. Твой режим питания.

2





4

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Из чего варят каши. Как сделать кашу вкусной.

2





5

Плох обед, если хлеба нет. Народные праздники, их меню.

2





6

Время есть булочки. Полдник. Удивительные превращения пирожка.

2





7

Овощи, ягоды и фрукты – лучшие продукты

2





8

Всякому фрукту – своё время


2





9

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»


2









    1. Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»

2-й год обучения.

№ п/п

Содержание занятий.

Всего часов

Класс

Дата


1.

Вводное занятие. Повторение правил питания. Правила поведения в столовой.

2





2.

Путешествие по улице правильного питания. Значение витаминов в жизни человека.

2





3.

Молоко и молочные продукты. Оформление плаката молоко и молочные продукты. Конкурс – викторина «Знатоки молока»

2





4.

Пора ужинать. Практическая работа «Как приготовить бутерброды». Составление меню для ужина.

2





5.

«Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Посадка лука.

Оформление плаката «Витаминная страна»

2





6.

Как утолить жажду. Значение жидкости в организме. Практическая работа «Из чего приготовлен сок?»

Игра «Посещение музея воды»

2





7.

«На вкус и цвет товарища нет». Морепродукты. Почему полезно есть рыбу?

2





8.

Что надо есть, что бы стать сильнее Практическая работа «Меню спортсмена»

2





9.

Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей».


2





















    1. Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»

3-й год обучения

п/п

Содержание занятий

Всего часов

Класс

Дата


1.

Введение. Из чего состоит наша пища.

Практическая работа «Меню сказочных героев»

2





2.

Что нужно есть в разное время года

2





3.

Молоко и молочные продукты. Заочное путешествие на молокозавод. Игра-исследование «Это удивительное молоко»

2





4.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Составление меню для спортсменов.

2





5.

Игра «В гостях у тетушки Припасихи»

Экскурсия в столовую.

2





6.

Конкурс кулинаров.

Игра накрываем стол.

2





7.

Где и как готовят пищу. Как правильно накрыть стол.

2





8.

Путь от зерна к батону. Блюда из зерна. Праздник «Хлеб всему голова»

2





9

Экскурсия на хлебокомбинат. Оформление проекта « Хлеб- всему голова»

Игра – конкурс «Хлебопеки»

2













    1. Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»

4-й год обучения



№ п/п

Содержание занятия

Всего часов

Класс

Дата

1.

Вводное занятие. Правила поведения в столовой. Как правильно вести себя за столом.

2





2.

Какую пищу можно найти в лесу. Правила поведения в лесу. Лекарственные растения

2





3.

Игра – что можно приготовить из рыбы? Конкурсов рисунков «В подводном царстве»

2





4.

Дары моря. Викторина « В гостях у Нептуна». Оформление плаката «Обитатели моря»

2





5.

Меню из морепродуктов Эстафета поваров. Игра «Что приготовить из рыба»

2





6.

Кулинарное путешествие по России. Традиционные блюда нашего края.

2





7.

Праздник « Мы за чаем не скучаем» Конкурс пословиц поговорок

2





8.

Игра – проект « Кулинарный глобус.


2





9.

Накрываем праздничный стол. Изготовление книжки « Правила поведения за столом».


2












  1. Описание системы работы по реализации программы «Разговор о правильном питании»


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо


Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.

Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.

Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Но даже если родители беседуют с детьми на эти темы, желаемого эффекта это не приносит.

Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.

Реализация программы «Разговор о правильном  питании» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья.

Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний  об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.


Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель программы: формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

  • актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

  • деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.

Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.

Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.  Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.

Программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Культура питания» предназначена для учащихся 1- 4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 2 часов в месяц: 1- 4 классы - 18 часов в год.

Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:

  • разнообразие питания:

1. «Самые полезные продукты»,

2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,

3. «Где найти витамины весной»,

4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,

5. «Каждому овощу свое время»;

  • гигиена питания:

«Как правильно есть»;

  • режим питания:

«Удивительные превращения пирожка»;

  • рацион питания:

1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»

2. «Плох обед, если хлеба нет»,

3. «Полдник. Время есть булочки»,

4. «Пора ужинать»,

5. «Если хочется пить»;

  • культура питания:

1. «На вкус и цвет товарищей нет»

































  1. Содержание программы «Разговор о правильном питании »

1-й год обучения

Содержание

Теория

Практика

1. Знакомство с программой. Беседа «Правила поведения в столовой»

Знакомство с программой . Беседа о правилах поведения в столовой.

Экскурсия в столовую;

Родительское собрание.

2. Гигиена школьника. Как правильно есть. Как правильно вести себя за столом.

Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания. Повторение правил поведения за столом.

Игра – обсуждение «Законы питания»; игра – инсценировка «В кафе»; игра «Чем не стоит делиться»; моделирование ситуации.

3. Кто жить умеет по часам. Если хочешь быть здоров. Твой режим питания.

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

Формирование у школьников основных принципов гигиены питания. Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

Сюжетно – ролевая игра «В магазине»; демонстрация картинок, тематическое рисование

Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.

4. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Из чего варят каши. Как сделать кашу вкусной.

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню спортсмена», тест, родительское собрание « Меню младшего школьника»

5. Плох обед, если хлеба нет. Народные праздники, их меню.

Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.

Игра «Собери пословицу» Инсценирование сказки «Колосок», чтение по ролям, сюжетно – ролевая игра «За обедом», беседа.

6. Время есть булочки. Полдник. Удивительные превращения пирожка.

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

Соревнование «Покажи время»; игра, демонстрация, тест, знакомство с народным праздником «Капустник».

7. Овощи, ягоды и фрукты – лучшие продукты

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.

Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты»

8.Всякому фрукту – своё время


Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод

Праздник урожая

9. Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»


Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола.

Творческий отчет вместе с родителями.

Содержание программы «Разговор о правильном питании»

2-й год обучения

Содержание

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Повторение правил питания. Правила поведения в столовой.

Повторение правил питания и поведения

Ролевые игры

2. Путешествие по улице правильного питания. Значение витаминов в жизни человека.

Знакомство с вариантами полдника

Игра, викторины

3. Молоко и молочные продукты. Оформление плаката молоко и молочные продукты. Конкурс – викторина «Знатоки молока»

Значение молока и молочных продуктов

Работа в тетрадях, составление меню. Конкурс-викторина

4. Пора ужинать. Практическая работа «Как приготовить бутерброды». Составление меню для ужина.

Беседа «Пора ужинать»

Ужин, как обязательный компонент питания

Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать».Ролевыен игры

5. «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Посадка лука.

Оформление плаката «Витаминная страна»

Беседа «Где найти витамины в разные времена года». Беседа «О пользе витаминных продуктов». Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека.

КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры.

6. Как утолить жажду. Значение жидкости в организме. Практическая работа «Из чего приготовлен сок?»

Игра «Посещение музея воды»

Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков.

Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки»

7. «На вкус и цвет товарища нет». Морепродукты. Почему полезно есть рыбу?

Беседа «Где найти витамины в разные времена года». Беседа «О пользе витаминных продуктов». Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека.

Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры.

8. Что надо есть, что бы стать сильнее Практическая работа «Меню спортсмена»

Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты.

Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры.

9. Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей».

Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола.

Конкурсы, ролевые игры.



Содержание программы «Разговор о правильном питании »

3-й год обучения

Содержание

Теория

Практика

1. Введение. Из чего состоит наша пища.

Практическая работа «Меню сказочных героев»

Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания

Оформление дневника здоровья. Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища».

2. Что нужно есть в разное время года

Беседа «Что нужно есть в разное время года» Блюда национальной кухни

Ролевые игры. Составление меню. Конкурс кулинаров.

3. Молоко и молочные продукты. Заочное путешествие на молокозавод. Игра-исследование «Это удивительное молоко»


Беседа «Роль молока в питании детей». Ассортимент молочных продуктов.

Игра -исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню». Викторина.

4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Составление меню для спортсменов.

Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее». Рацион собственного питания.

Дневник «Мой день». Конкурс «Мама папа я - спортивная семья».

5. Игра «В гостях у тетушки Припасихи»

Экскурсия в столовую.

Беседа « Где и как готовят пищу» Устройство кухни. Правила гигиены.

Экскурсия на кухню в школьной столовой . Ролевые игры. Конкурсы

6. Конкурс кулинаров.

Игра накрываем стол.

Беседа «Как правильно накрыть стол» Столовые приборы

Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка».

7. Где и как готовят пищу. Как правильно накрыть стол.

Беседа «Как правильно накрыть стол» Столовые приборы

Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка».

8. Путь от зерна к батону. Блюда из зерна. Праздник «Хлеб всему голова»

Полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна.

Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова».

9. Экскурсия на хлебокомбинат. Оформление проекта « Хлеб- всему голова»

Игра – конкурс «Хлебопеки»

Полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна.

Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова».



Содержание программы «Разговор о правильном питании »

4-й год обучения

Содержание

Теория

Практика

1 Вводное занятие. Правила поведения в столовой. Как правильно вести себя за столом.

Повторение правил питания

Ролевые игры

2. Какую пищу можно найти в лесу. Правила поведения в лесу. Лекарственные растения

Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу» Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод.

Работа в тетрадях. Отгадывание кроссворда.

Игра « Походная математика»

Игра – спектакль « Там на неведомых дорожках»

3. Игра – что можно приготовить из рыбы? Конкурсов рисунков «В подводном царстве»

Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Важность употребления рыбных продуктов.

Работа в тетрадях.Эстафета поваров

« Рыбное меню»

Конкурс рисунков « В подводном царстве».

4. Дары моря. Викторина « В гостях у Нептуна». Оформление плаката «Обитатели моря»

Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря.

Работа в тетрадях. Викторина

« В гостях у Нептуна»

5. Меню из морепродуктов Эстафета поваров. Игра «Что приготовить из рыба»

Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря.

Работа в тетрадях. Викторина

« В гостях у Нептуна»

6 Кулинарное путешествие по России. Традиционные блюда нашего края.

Рассмотреть проблему « Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

Работа в тетрадях .

« Моё недельное меню»

Конкурс « На необитаемом острове»

7. Праздник « Мы за чаем не скучаем» Конкурс пословиц поговорок

Правила этикета. Беседа « Как правильно вести себя за столом». Знакомство со стихотворением « Назидание о застольном невежестве»

Работа в тетрадях.

Сюжетно – ролевые игры.

8. Игра – проект «Кулинарный глобус»


Правила этикета.

Конкурс кулинарных рецептов.

9. Накрываем праздничный стол. Изготовление книжки «Правила поведения за столом».

Определение тем и целей проектов, форм их организации

Разработка планов работы, составление плана консультаций с педагогом

Выполнение проектов по теме

Подбор литературы.

Оформление проектов.







  1. Планируемые результаты освоения программы

При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов.

Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;

  • В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий

  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией

  • Учиться работать по предложенному учителем плану

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

  • Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи

  • Слушать и понимать речь других

  • Читать и пересказывать текст

  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им

  • Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)


Планируемые результаты, которые формирует данная программа у младших школьников:

В 1 – м классе:

-знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

-навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

-умение определять полезные продукты питания.

Во 2 – м классе:

-знание о структуре ежедневного рациона питания;

-навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

-умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

В 3 – м классе:

-знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

-навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

-умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

В 4 м классе:

- знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

- навыки, связанные с этикетом в области питания;

- умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.

Формы реализации:

  • Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы реализации:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

  • Проблемный 

  • Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).

  • Объяснительно-иллюстративный.

Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, проектов.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»


Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий. Для занятий используются рабочие тетради « Разговор о правильном питании» и « Две недели в лагере здоровья». Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.

  1. Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании».

Здоровье – это главное жизненное благо. А правильное питание – основа здоровья людей. В наше время эта проблема очень актуальна, т.к. родители и дети уделяют этому мало внимания. Я считаю, что занятия по программе «Разговор о правильном питании» необходимы. Педагогам, медработникам, поварам нашей школы нравится заниматься по этой программе, она полезна и детям, и родителям.

Родители, бабушки и дедушки нашего класса принимают очень активное участие в практических занятиях по программе «Разговор о правильном питании»: проводят игры, организуют походы, поездки, различные экскурсии, помогают в организации внеклассных мероприятий. Родители для детей являются первыми помощниками:

  • Помогают в оформлении выставок «Хлеб – всему голова», «Дары осени», «Эх, Масленица!», «Мамины золотые руки».

  • Оформлять информационный стенд о правильном питании. (Родительский комитет)

  • Участие в родительских собраниях (О концепции внедрения программы «Разговор о правильном питании», «Воспитание сознательного отношения к организации правильного питания среди учащихся начальной школы», «Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08)» и лекториях «Роль семьи в нравственном воспитании детей».

Во время совместных практических занятий формируется не только культура здорового образа жизни и правильного питания детей, но одновременно формируется культура здорового образа жизни и правильного питания и всей семьи ребенка, включая родителей. Ведь семилетнему маленькому человеку невозможно самостоятельно без помощи взрослого члена семьи организовать правильное питание и культуру здорового образа жизни.

Для того, чтобы выполнить задачу сохранения здоровья детей, необходимо выполнить целую систему работы. Занятия по программе «Разговор о правильно питании» это лишь часть работы всей системы. В классе мы работаем командой: классный руководитель, учитель физической культуры, медработники, дети и родители. Совместно разрабатываем целый план мероприятий. Это и:

-система классных часов на тему здоровья;

- выход на природу осенью, зимой и весной;

- участие в спортивных соревнованиях;

- участие в конкурсах рисунков и поделок;

- различные экскурсии;

- беседа с врачами о здоровом образе жизни.

Всё это внеурочная деятельность, и на уроках мы выделяем время для зарядки, физкультминуток, бесед и т.д. и в основном это использование коллективных форм работы учащихся. О здоровье мы говорим много и часто, а вот правильному питанию больше всего времени мы уделяем на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».

Отзыв родителей о реализации программы «Разговор о правильном питании» 
Здоровое питание наших детей – это самое главное в жизни каждого из нас. После реализации данной программы в нашей школе возросла популярность правильного питания среди учащихся класса, школы, что нас, родителей, очень радует. Проводимые мероприятия нам нравятся. Интересно заниматься по этой программе, она полезна детям и родителям. Родители нашего класса принимают активное участие в ее реализации: проводят игры, организуют походы, поездки, различные экскурсии, выставки. Макарова Н.М.

В итоге своей работы предлагаю Вам провести самодиагностику на выявление «правильного питания», ответив на простой тест «Правильно ли вы питаетесь?»:

 1.Как часто в течение дня питаетесь?
 А) 3 раза и более; Б) 2 раза;  В) 1 раз. 
 2. Всегда ли вы завтракаете? 
А) всегда Б) не всегда В) никогда. 
 3. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином? 
А) никогда; Б) 1 – 2 раза в день; В) 3 раза и более. 
4. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты? 
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю. 
 5. Как часто вы едите жареную пищу? 
А) 1 раз в день; Б) 3 -4 раза в неделю; В) каждый день. 
6.Как часто вы едите выпечку? 
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день. 
 7.Что вы намазываете на хлеб? 
А) только масло; Б) Масло с маргарином; В) Маргарин. 
8.Сколько раз в неделю вы едите рыбу? 
А) 3 – 4 раза; Б) 1 – 2 раза;В) 1 раз и реже. 
 9. Как часто вы едите хлеб? 
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой. 
10. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день? 
А) 1 – 2; Б) от 3 до 5; В) 6 и более. 
 11. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы: 
А) уберете из тарелки весь жир; Б) уберете часть жира; В) оставите весь жир. 

 А теперь посмотрим, что получилось? 


Ключ к тесту: 
 0-13 очков - есть опасность;14-18 очков - улучшить питание; 19 -24 очков - хороший режим и качество питания. 

Хочется всем пожелать: БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! 



Дополнительные источники информации:

1.Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08

2.Программа «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.

3.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.

1.Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких.

2.«Книга о вкусной и здоровой пище»- М.: «Эксмо - Пресс», 2008г. 

3.http://vms-list.narod.ru/index.html – Сообщество педагогических интернет-объединений:

4.«Развивающие игры для младших школьников» сборник для родителей и педагогов.

5.М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. Возрастная физиология-М.:2002г.

6.М. Я. Студеникин. Книга о здоровье детей, М.:2006г.

7.И.С. Яхонтова. Будь здоров! М.:2000г.