
Утврждаю. ___________
С.Н. Амарина
Директор МБОУ СОШ № 11
__________________ 2017г.
ПРОГРАММА по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся
«Разноцветный мир»
Шклярова
Надежда Валентиновна –
учитель начальных классов
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7- 10 лет
2017 – 2018 учебный год
с. Су-Псех, г-к Анапа, Краснодарский край
Объяснительная записка Перемены в общественной жизни привели к разрушению идеалов, нравственных и духовных ценностей, которые сейчас необходимо восстанавливать.
Становление гражданского общества во многом зависит от духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Каждый человек в настоящее время получил большие возможности для реализации своих способностей в различных областях жизни, в то же время возросла ответственность за свою судьбу, а также за судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей разные аспекты: социальные и идеологические, культурно-исторические, духовно-нравственные.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к инициативному труду, к участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, к укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
И сейчас главное - воспитание принципиально нового типа личности, такой личности, которая способна к инновациям, к управлению собственной жизнью и делами общества, такой личности, которая сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру.
Детский и подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания невозможна без индивидуального подхода к каждому ребенку, без учета его особенностей и способностей.
Новое время требует от педагогов дополнительного образования такого содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, которое соответствует современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы содружества можно достигнуть успеха в этом направлении.
Программа «Разноцветный мир» составлена в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Программа «Разноцветный мир» определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Я решила использовать игровые формы работы с детьми и составила дополнительную программу «Разноцветный мир», в основу которой положен личностно - ориентированный подход.
Каждый ребенок, как личность способен ставить и решать задачи в различных сферах деятельности:
Сфера познания | Поиск необходимой информации, изучение и восприятие новой информации, ее использование в определенных условиях. |
Сфера отношений | Взаимодействие с разными людьми, налаживание контактов, общение, понимание и восприятие других точек зрения, отстаивание своих интересов. |
Сфера практической деятельности | Применение имеющихся знаний, умений и навыков, приобретение и развитие новых в практической деятельности. |
Сфера физического развития | Стремление к здоровому образу жизни: занятия физкультурой, увлечение спортом, соблюдение гигиенических правил и норм питания. |
Сфера игры | Стремление проявить свои способности, показать свои умения в игровой деятельности: развитие фантазии; умение общаться с соперниками и подчиняться правилам; артистизм и увлеченность. |
Нравственные и духовные качества личности формируются в деятельности. Гуманистический принцип воспитания сочетается с воспитанием через деятельность. Организация этой деятельности и составляет суть работы руководителя программы «Разноцветный мир».
При проведении воспитательных мероприятий все обучающиеся группам, в которых распределяются поручения по желанию ребят.
В течение года дети участвуют в конкурсах, играх, викторинах, а в конце каждого месяца мы вместе подводим итоги и награждаем активных участников. Ребята приучаются к ответственности, у них развиваются навыки организаторской работы, повышается активность и самостоятельность.
Программа предлагает примерные ориентиры для определения ступеней роста детей и подростков с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и творческих способностей.
Воспитательная работа проходит в форме игры. Игра для детей - это способ научиться исследовать реальный мир. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире ценностей. В игре развивается инициатива самих ребят, идет формирование личного достоинства каждого ребенка, воспитывается уважение к людям, приобретаются навыки и умения работать в коллективе. Эта форма интересна детям не только потому, что им приходится преодолевать препятствия, но и тем, какова степень их трудности. Смысл игровых ситуаций состоит в возможности, играя, решать предлагаемые задачи и свободно проявлять свои творческие способности.
В основе программы заложены следующие положения:
участие всех желающих в конкурсах, играх, состязаниях, развитие у детей активной позиции: от болельщика к участнику, от участника к организатору;
Я, как организатор игры, руководствуюсь принципами:
общественная значимость;
принцип гуманизации воспитания личности;
самодеятельность и индивидуальный подход;
занимательность и развлекательность.
Игра может увлечь ребят только тогда, когда взрослые и дети будут действовать вместе. Интерес к игре зависит и от того, как сформированы группы. Организовывать и направлять развитие игры, помогать преодолевать трудности, заметить хорошие качества, исправить ошибки – все это входит в компетенцию педагога.
Программа «Разноцветный мир» позволяет организовать воспитательную деятельность так, чтобы она дополняла учебный процесс.
Цель: формирование личности гражданина и патриота с присущими ему качествами и взглядами, ориентациями и установками; привлечение обучающихся к работе по сохранению духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
- создать благоприятные условия для проведения воспитательной работы с детьми; для развития у них гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социально-значимых качеств;
- воспитать уважение к культурному и историческому наследию, к народным традициям, к духовным ценностям;
- сформировать разностороннюю личность, которая готова к активному проявлению своих способностей в различных сферах жизни общества.
Участники: обучающиеся от 7 до 10 лет
Организаторы:
классный руководитель, педагоги дополнительного образования, руководители кружков и секций;
педагог- организатор, психолог.
Руководитель:
1) заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ 11
Содержание:
В ходе воспитательной работы предусматривается проведение мероприятий ознакомительного характера, с учетом интересов детей, их возможностей и способностей. Идет работа по выявлению актива, по формированию традиций. Ребята знакомятся с деятельностью в разы аправлия и участвуют в мероприятиях по программе «Разноцветный мир», двигаясь по разным направлениям.
Направления работы | Цели | Задачи | Мероприятия |
Гражданско-патриотическое | Воспитание нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине, ... | Продолжить знакомство с историческими событиями России, памятными датами. | Государственная символика. Государственные праздники. Традиции народов, проживающих на территории России, в том числе в Краснодарском крае |
Духовно-нравственное | Формирование духовных ценностей. | Познакомить с основными православными праздниками. | «Рождественская сказка», «Раз в крещенский вечерок...», «Пасхальный рисунок» и другие. |
Экологи- ческое и трудовое | Воспитание любви к природе, воспитание трудолюбия. | Изучать законы природы, привлекать детей к труду, к охране окружающей среды. | Экскурсии на предприятия города, походы, встречи со специалистами по охране природы, с людьми разных профессий. |
Оздорови тельное | Укрепление здоровья. | Развивать физические и моральные качества. | Спортивные соревнования, дни здоровья. Посещение спортивных соревнований, в которых участвуют дети. |
Досуговое | Организация свободного времени учащихся. | Раскрыть творческие способности детей. | Праздники, игры, путешествия, викторины, конкурсы, вечера. |
Программа предполагает 7 игровых блоков:
«Осенний фейерверк»
«Спорт и здоровье»
«Зимний калейдоскоп»
«Армейский марш-бросок»
«Весенний букет»
«Космический полет»
«Праздничный салют»
Каждый игровой блок предполагает выполнение определенных заданий по маршрутному листу, участие детей в конкурсах и соревнованиях, концертах и выставках, походах и экскурсиях и других воспитательных мероприятиях:
конкурсы, позволяющие увидеть в каждом ребенке личность;
игры и викторины, которые развивают детей;
праздники, на которых ребята раскрывают свои способности и таланты;
встречи, на которых учащиеся знакомятся с интересными людьми;
соревнования, где определяются физические возможности обучающихся;
экскурсии и походы, в ходе которых формируется дружный коллектив, закаляется характер, улучшается дисциплина.
Участвуя в разных игровых блоках ребята организуют:
1) Мероприятия духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности.
Цель: формирование важных личностных качеств, организация мероприятий нацеленных на воспитание любви к Родине, к родному краю.
2) Творческие дела.
Цель: развитие художественно- эстетического вкуса детей, привлечение к организации и проведению праздников, концертов, конкурсов разного уровня.
3) Мероприятия по укреплению здоровья.
Цель: формирование у детей таких качеств, как быстрота и ловкость, сила и выносливость, смелость и находчивость, коллективизм и дисциплина.
4) Трудовые дела.
Цель: воспитание трудолюбия, стремление каждого ребенка вносить свой вклад в улучшение действительности, работать самостоятельно, творчески.

Игровые блоки:
«Осенний фейерверк»
№ | Мероприятия | Дата проведения | Количество участников | Достижения |
-
| Конкурс рисунков и фотографий, рассказов и стихов по темам «Праздничный город», «Дары осени», «Радостное лето». | Сентябрь-октябрь 2017г. | 27 | Победители награждены грамотами и призами |
-
| Познавательная игра «Счастливый случай» | Сентябрь-октябрь 17г | 19 | Победителям вручены призы |
-
| Викторина «Самый, самый...» | 22.10.2017г | 29 | Победителям вручены призы |
-
| Игровая программа «Мы знаем ПДД» | 28.10.2017г | 28 | Победителям вручены призы |
-
| Конкурсная развлекательная программа «Осенний бум» | 30.10.2017г | 22 | Победителям вручены призы |
-
| Беседа «День народного единства» | 1.11.2017г | 26 | - |
-
| Викторина «Загадки истории» | 2.11.2017г | 26 | Благодарность участникам |
-
| День толерантности «Наши руки-наши дела» | 14-17.11.17 | 25 | Благодарность участникам |
-
| Выставка рисунков «Моя любимая мама» | 20-30.11.17 | 18 | Благодарность участникам |
-
| Конкурс «Мамины помощники» | 24.11.17г | 12 | Благодарность участникам |
«Спорт и здоровье»
№ | Мероприятие | Дата проведения | Количество участников | Достижения |
-
| «Быстрее, выше, сильнее» - спортивная игра | 29.10.2017г | 16 | Призы участникам |
-
| «Кто быстрее?» - спортивная игра | 6.01.2017г | 7 | Призы участникам |
-
| «Эстафета олимпийского огня» - презентация | 8.02.18 | | |
-
| «Страницы из истории Олимпийских игр» - викторина | 12.02.18г | | |
-
| «Вести с 23 Олимпийских игр» - беседа с презентацией, «Призёры зимней олимпиады» - материалы на информационный стенд | Февраль 2018г | | |
-
| «Мы знаем ПДД» - викторина | Февраль 2018г | | Призы участникам |
-
| «Жизнь - главная ценность» - беседа с использованием презентации | 2.02.2018г | | |
-
| Всемирный день здоровья | 7.04.2018г | | |
-
| Поход в лес, в горы, др. | Май 2018г | | |
«Зимний калейдоскоп»
№ | Мероприятие | Дата проведения | Количество участников | Достижения |
-
| Зимняя и морозная викторина | 1.12.2017г | 25 | Благодарность участникам и призы |
-
| Выставка рисунков «Символы России» | 1-10.12. 2017г | 16 | Благодарность участникам |
-
| Презентация «Мой крайуг - моя Кубаь» | 10.12.2017 | 15 | |
-
| «Споём для вас» - конкурс исполнителей караоке | 4.12.2017г | 3 | Благодарность участникам и призы |
-
| Конкурс рисунков и рассказов, сказок и стихов по теме «Новогодние мечты», «Рождественская сказка». | декабрь17г - январь18г | 26 | Победители награждены грамотами и призами |
-
| День Конституции Российской Федерации — познавательная программа с презентацией | 12.12.2017г | 18 | Благодарность участникам |
-
| Поле чудес «Новогодняя сказка» | 24-25.12. 2017г. | 15 | Призы победителям и участникам |
-
| «Посвящается 75-летию снятия блокады Ленинграда» - беседа с использованием презентации | 27-28.01. 2018г | 26 | |
-
| «Посвящается 75-летию освобождения Анапы и других городов Краснодарского края от фашистских захватчиков» - беседа с использованием презентации | Январь- февраль 2018г | | |
-
| Викторина «Рождественская сказка» | 8.01.2018г | 22 | Благодарность и призы участникам |
-
| Игра «Счастливый случай» по теме «Новый год по старому стилю» | 13.01.2018г | 15 | Призы участникам |
-
| «Раз в крещенский вечерок...» - беседа о православном празднике. | 19.01.2018г | 17 | |
«Армейский марш-бросок»
№ | Мероприятие | Дата проведения | Количество участников | Достижения |
-
| «С днем защитника Отечества!»- открытка папе. | Февраль 2018г | | |
-
| «Посылка и поздравительные открытки солдатам» | Февраль 2018г | | |
-
| «Вперед, мальчишки!» - игровая программа | 23.02.2018г | | |
-
| «Героями не рождаются - героями становятся!» - беседа с использованием презентации. | Февраль 2018г | | |
«Весенний букет»
№ | Мероприятие | Дата проведения | Количество участников | Достижения |
-
| Конкурсная программа для девочек «Модница» | 9.03.2018г | | |
-
| Выставка рисунков «Весенний букет» | Март 2018г | | |
-
| Экскурсия на предприятия «Здесь работает моя мама» | Март 2018г | | |
-
| Конкурс презентаций «Мир моих увлечений» | Март - май 2018г | | |
-
| Концертная программа «Весенние нотки» | Апрель- май 2018г | | |
-
| «Бал звёзд» - конкурс талантов | 14-16.03. 2018г | | |
«Космический полёт»
№ | Мероприятие | Дата проведения | Количество участников | Достижения |
-
| Игровая программа «День смеха» | 1.04.2018г | | |
-
| «День космонавтики» - беседа с использованием презентации | 12 апреля 2018г | | |
-
| Выставка рисунков «НЛО» | Апрель 2018г | | |
-
| Конкурс «Космические фантазёры» | Апрель 2018г | | |
-
| Участие в экологической акции «Когда природа просыпается» | Апрель-май 2018г | | |
-
| Презентация «Забавный кадр» | 1 апреля 2018г | | |
«Праздничный салют»
№ | Мероприятие | Дата проведения | Количество участников | Достижения |
-
| «С днем Победы!» - беседа с использованием презентации | Май 2018г | | |
-
| Возложение цветов к памятнику погибших земляков. | Май 2018г | | |
-
| Экскурсии в музей «Дорогами войны» | Май 2018г | | |
-
| «Моя семья» - конкурс проектов, выставка творческих работ «Мастерица» | Май 2018г | | |
Воспитательные мероприятия, проводимые в игровой форме помогают ребятам стать самостоятельнее, найти настоящих друзей, пополнить свои знания, закрепить умения и навыки, приобретенные в школе. Игровая форма привлекает младших школьников тем, что она соответствует их интересам, развивает фантазию, воспитывает и обучает. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что для детей и подростков является основой усвоения нравственных норм.
Прогнозируемые результаты:
Развитие интереса к патриотическим мероприятиям, к мероприятиям духовно-нравственной направленности.
Стремление к активной творческой работе, проводимой в школе
Участие в выпуске детской газеты; в оформлении стенда «Это интересно: события, факты, мнения».
Механизм реализации программы:
Совместное планирование и проведение мероприятий, с учетом годового плана работы МБОУ СОШ.
Опросы детей, анкетирование, тестирование.
Анализ результатов деятельности, оценка и коррекция развития обучающихся.
Примечание
Проведенные мероприятия до дня отправки программы отмечены, участники награждены.