СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития дополнительного образования МБОУ «Центр образования с. Марково»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образования детей - целенаправленный процесс воспитания,развитие личности и обучение посредствам реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг  и информационно - образовательной деятельности  за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития дополнительного образования МБОУ «Центр образования с. Марково»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования села Марково»














ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



































Срок реализации программы: 2022-2027 г.

Паспорт Программы


Наименование программы

Программа развития дополнительного образования МБОУ «Центр образования с. Марково»

Нормативно-

правовые

основания для разработки

Программы


Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»;
«Концепция общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ
03.04.2012 NoПр-827);
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 No1726-р
«Концепция развития дополнительного образования
детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 No996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
Национальный проект «Образование» 2019-2024гг.
утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам
протокол No16 от 24.12.2018г

План мероприятий («дорожной карты») по реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» на территории Чукотского автономного округа №01-21/311, от 16.05.2019 г.

Приказ ДОиН ЧАО Об использовании информационной системы «Навигатор дополнительного образования Чукотского автономного округа» №01-21/568, от15.11.2021 г.

Разработчики Программы

Педагогический коллектив МБОУ «Центр образования с. Марково»

Исполнители Программы

Участники образовательного процесса МБОУ «Центр образования с. Марково»

Срок реализации

2022-2027

Цель

Обеспечение к 2024 году детей в возрасте от 5 до 18 лет расширенными возможностями в получении качественного
и доступного дополнительного образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, запросами сообщества села Марково, задачами
российского образования через создание единой интеграционной социокультурной и информационно- образовательной среды.

Задачи

  1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся.

  2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.

  3. Сформировать условия для успешности обучающихся.

  4. Организовать социально-значимый досуг.

  5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурно-досуговые программы и программы внеурочной деятельности, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.

  6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.

  7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков.

  8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость подростков «группы риска».

  9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических технологий, образовательных моделей, технологий.

Ожидаемые результаты

  • Охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием 85%

  • Расширение образовательных возможностей для
    обучающихся (развитие направлений программ дополнительного образования)

  • Положительная динамика участия в конкурсах разного уровня

  • Уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, на внутришкольном контроле;

  • Положительная динамика физического и психического здоровья школьников

  • Укрепление материально-технической базы дополнительного образования

  • Укрепление партнёрских взаимоотношений с ДШИ, ДК
    для реализации дополнительных общеобразовательных программ и образовательных проектов.

  • Повышение профессиональной компетенции
    педагогов, проявление профессионального творчества,
    обмен опытом, самореализация, личностное развитие и
    карьерный рост.

Адрес

689530, Чукотский АО, Анадырский района, с. Марково, ул. Берзина 19

Телефон

8 (427)3291190

Е-mail: moyсmarkovo@mail.ru























  1. Пояснительная записка


1. Актуальность и педагогическая целесообразность.


Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание,
обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами.

Все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Многие дополнительные образовательные программы являются прямым продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические навыки. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования в дальнейшем может активно использоваться в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации
внеурочной деятельности детей за пределами времени, отведенного на основные школьные предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по различным направлениям творческой деятельности детей, в МБОУ «Центр образования с. Марково» действуют кружки, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями.
Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования – дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно!). Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент черезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.


2. Принципы:

При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетныепринципы:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное. Здесь
могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания;
одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых школой услуг.
2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все программы
отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный стандарт). Если в дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто "уходит со сцены".
3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка
на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям. Тесно взаимосвязаны между собой принцип свободного выбора
и ответственности и принцип развития.
4. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и
педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
5. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования,
которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов
дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой
статус системы дополнительного образования – развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования. Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.
7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых
условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
8. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование
дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную
корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый
мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существую такие программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему
адаптироваться в многообразии окружающей жизни, например, «Вундеркинд», «Репортёр», «Видеооператор».
9. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает
формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно-
эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
10. Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает
не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и
этических ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Результатом данной ориентации
являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
11. Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
12. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, разучивание танца и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
13. Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
14. Принцип поддержки инициативности и активности Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
15. Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, ДШИ, ДК, направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.


3. Цели и задачи.

Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и внеурочной деятельности в интересах личности.

Задачи:

  1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся.

  2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.

  3. Сформировать условия для успешности обучающихся.

  4. Организовать социально-значимый досуг.

  5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурно-досуговые программы и программы внеурочной деятельности, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.

  6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.

  7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков.

  8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость подростков «группы риска»

  9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических технологий, образовательных моделей, технологий..


С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Ступень (начальная школа). Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
II. Ступень (средняя школа). Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
III. Ступень (старшая школа). Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

  1. Модель интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ «Центр образования с. Марково»

Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования,
предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
В данный момент в МБОУ «Центр образования с. Марково» реализуется следующая модель интеграции:
«Урок – занятия объединений дополнительного образования детей – воспитательная
деятельность – внеурочная деятельность в рамках ФГОС».
Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего образования
реализуется через осуществление межпредметных связей, включение в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ углубленного изучения предметов, реализацию проектов по воспитанию и дополнительному образованию.
Но существует ещё одно важное звено в данной системе. Это макросоциум, который
влияет на образование ребёнка – ДШИ и ДК с. Марково, которые предлагают свои образовательные услуги, тем самым, расширяя спектр дополнительного образования детей и подростков и, конечно же, положительно влияя на рост личности во всех её проявлениях.

Дополнительное
образование
по направленностям:
- художественно- эстетическая;
- физкультурно- спортивная;
- социально-педагогическая;
- туристско-краеведческая;
- научно-техническая;
- естественно-научная.

Внеурочная деятельность
в рамках ФГОС
по направленностям:
- общекультурная;
- общеинтеллектуальная;
- спортивно-оздоровительная;
- социально-педагогическая;
- духовно-нравственная


Общее
образование
(общеобразовательные
программы)















ОБРАЗОВАНИЕ

Воспитательные
мероприятия
различного
уровня,
направленности

Микросоциум:

ДШИ;

ДК

Воспитательная работа

Участие в
олимпиадах

Участие
в конкурсах
различной
направленности

































  1. Направления дополнительного образования МБОУ «Центр образования с. Марково»


В соответствии с ФГОС определяются направления дополнительного образования – шесть основных профилей: художественный, технический, естественнонаучный, туристско-краеведческий, социально-педагогический, физкультурно-спортивный.

Каждый из них состоит из специализированных сегментов.

Художественно-эстетическое направление. Развивает эстетическую культуру и коммуникативные навыки. Помогает выявить способности детей к определенным видам творчества:

  • хореография;

  • музыка;

  • театр;

  • эстрада;

  • изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Техническое дополнительное образование. Приоритетность и стратегическая важность этого направления ДО установлена на высшем правительственном уровне. Развивает потенциал подрастающего поколения, повышает престиж профессий в технической сфере. Реализуется по программам:

  • моделирование;

  • интеллектуальные системы и робототехника

  • программирование и компьютерные технологии.

Естественно-научное направление. Развивает познавательную активность. Формирует целостную научную картину окружающего мира. Тематические циклы:

  • физическая география;

  • биология;

  • экология;

  • физико-химические процессы;

  • изучение и охрана объектов природы.

Туризм и краеведение. Объекты изучения – история страны и родного края, судьбы знаменитых земляков, родословные династий. Виды деятельности охватывают такие интересы школьников:

  • краеведение;

  • исторические исследования;

  • музееведение.

Социально-педагогический профиль. Сложный многоаспектный комплекс программ. Основная цель – помочь ребенку социально адаптироваться и реализоваться в обществе. Спектр профильной тематики очень широк:

гуманитарные направления;

  • гражданское право;

  • профориентация;

  • экономика и финансы;

  • социальная культура.

Физкультура и спорт. Направлены на физическое совершенствование детей, укрепление здоровья, приобщение к ЗОЖ. Развивают индивидуальные способности к отдельным видам спорта.


  1. Этапы реализации Программы развития дополнительного образования МБОУ «Центр образования с. Марково»


В Программе предусматривается прохождение трёх этапов, каждый из которых является качественно новой ступенью в развитии МБОУ Центр образования с. Марково»

1 этап (2022 гг.) – подготовительный:
1. Анализ исходного состояния МБОУ «Центр образования с. Марково» на 2022 год.

2. Изучение социального заказа на образовательные услуги и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.
3. Разработка Программы развития дополнительного образования.
4. Создание условий, необходимых для обеспечения внедрения Программы.
5. Мотивация педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию.

6. Регистрация на сайте-навигатор по дополнительным общеобразовательным программам

2 этап (2023-2026 гг.) – основной:
1. Модернизация содержания образования и образовательного пространства МБОУ Центр образования с. Марково»

2. Работа на сайте-навигатор по дополнительным общеобразовательным программам.

3. Реализации «дорожной карты» регионального проекта «Успех каждого»

4. Создание Центра «Точка роста»
5. Внедрение и реализация новых проектов, современных дополнительных общеобразовательных программ.

6. Обеспечение оптимальных условий (кадровых, методических, информационных) для реализации программных мероприятий
7. Промежуточный анализ реализации Программы развития и её
корректировка.

3 этап (2027 г.) – обобщающий:
1. Разработка методических материалов по предъявлению результатов
деятельности, реализации мероприятий, направленных на внедрение и
распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
2. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего
развития образовательной организации. Запуск разработки Программы
развития на следующий период


  1. Заключение


Эффективность реализации программы развития дополнительного образования выразится в МБОУ «центр образования с. Марково» следующих интегративных результатах:

1. Повысится качество дополнительного образования детей в условиях МБОУ «Центр образования с. Марково»
2. Повысится открытость и доступность образовательных услуг для населения.
3. Расширится спектр образовательных услуг дополнительного образования.

Ожидаемые результаты

  • Охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием 85%

  • Повышение имиджа учреждения, расширение информационной представленности учреждения в сети Интернет.

  • Рост числа обучающихся охваченных дополнительным образованием

  • Расширение образовательных возможностей для обучающихся (развитие направлений программ дополнительного образования)

  • Положительная динамика участия в конкурсах разного уровня

  • Уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, на внутришкольном контроле;

  • Положительная динамика физического и психического здоровья школьников

  • Укрепление материально-технической базы дополнительного образования

  • Укрепление партнёрских взаимоотношений с ДШИ, ДК для реализации дополнительных общеобразовательных программ и образовательных проектов.

  • Повышение профессиональной компетенции педагогов, проявление профессионального творчества, обмен опытом, самореализация, личностное развитие икарьерный рост.

Конечный результат


Устойчивое функционирование и развитие дополнительного образования МБОУ «Центр
образования с. Марково» в соответствии с потребностями жителей
села, общества и государства.