СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ожидает практическую помощь администрации,  учителям физической культуры, классным руководителям, родителям общеобразовательных  учреждений в организации эффективной работы при планировании  и проведении внеклассной деятельности по олимпийскому движению в школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в школе»







«Олимпийцы среди нас »



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ступишинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя РФ С.Н.Морозова»







О.С.Черновец







«Олимпийцы среди нас »



ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ШКОЛЕ














Ступишино 2016

Автор идеи

О.С.Черновец, учитель физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ступишинская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ С.Н.Морозова»



Авторы – составители:

Е.М.Хейльман, директор школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ступишинская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ С.Н.Морозова»

О.В.Прохорова, библиотекарь муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ступишинская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ С.Н.Морозова»





















Данная программа ожидает практическую помощь администрации, учителям физической культуры, классным руководителям, родителям общеобразовательных учреждений в организации эффективной работы при планировании и проведении внеклассной деятельности по олимпийскому движению в школе.Содержание:

  1. Актуальность создания программы: Цель и задачи. 4

  2. Методы и средства 6

  3. Сроки реализации программы 6

  4. Содержание программы 6

  5. Механизм реализации программы 9

  6. Ресурсное обеспечение программы 10

  7. Ожидаемые результаты 11

  8. Критерии эффективности 12

  9. Календарный план реализации программы 13

  10. Материально-техническая база. 18

  11. Используемая литература 19








Актуальность создания программы:

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Именно в решении этих вопросов и заключается   привлечение подрастающего поколения к занятиям физической культурой, спортом. В настоящее время развитию физической культуры и массового детско-юношеского спорта, как важных средств профилактики и преодоления указанных негативных явлений, уделяется недостаточное внимание. Важнейшим компонентом развития массовых форм физкультурно-спортивной деятельности является участие в этом средств массовой информации: пропаганда и популяризация детско-юношеского спорта должным образом не ведется.

На основании вышеизложенного можно считать, что школе необходима программа по внеурочной деятельности развития физической культуры и спорта, олимпийского образования.

Программа «Олимпийцы среди нас!» разработана для формирования здорового образа жизни посредством вовлечения учащихся в спортивно – массовые мероприятия школы и приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям «олимпизма», период реализации программы с 2015 по 2018 годы.

      Цель программы:

Создание условий для повышения эффективности работы школы по формированию культуры здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей обучающихся связанных со спортом, олимпийским движением.

Задачи:

1. Пропаганда среди школьников основополагающих принципов «олимпизма», здорового образа жизни и олимпийского образования среди обучающихся.

2. Приобщать школьников, их родителей  и  педагогов к регулярным занятиям физической культурой  и  спортом и ведению здорового образа жизни.

3. Предоставить возможность школьникам в развитии, совершенствовании и реализации своих физических навыков.

4. Познакомить с  играми, традициями, историей и культурой разных народов.

5. Проводить работу по пополнению материально-технической базы школы для повышения результатов школьников в области физической культуры и спорта.

Методы и средства

  • Анкетный опрос;

  • анализ методической литературы,

  • изучение школьной документации,

  • наблюдение,

  • тестирование,

  • участие во внутришкольных и районных спортивных мероприятиях.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 учебных года с сентября 2016 по май 2019 года:

I этап:  сентябрь-декабрь 2016 года – подготовительный.

II этап: январь 2017 года – май 2019 года – реализация программы.

III этап:  июнь 2019 года – анализ и обобщение достигнутых результатов,

выявление перспектив дальнейшего развития.

Содержание программы:

Основными элементами содержания программы являются следующие пункты:

  • включить в предметное календарно-тематическое планирование уроки олимпийского образования;

  • активизировать внеурочную деятельность физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности;

  • развивать инфраструктуру общеобразовательного учреждения физкультурно-спортивного и оздоровительного назначения.

Олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

Содержание данной программы предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:

1) об  олимпийских  играх и  олимпийском  движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма .

2) о спорте, его разновидностях, о средствах  и  методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие  и  другие способности, о путях реализации этих возможностей.

В рамках системы  олимпийского   образования  должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование  и   развитие  у детей  и молодежи:

- интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;

- потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего  развития , совершенствования как физических, так  и  духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.;

- стремления быть участником  олимпийского  движения, разъяснять и  пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его  развитию;

- гуманистически ориентированной системы чувств  и  переживаний (чувства личной ответственности за реализацию в  спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное  развитие   олимпийского  движения;

- привычки всегда вести честную  и  справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;

- эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по законам красоты» и отображать его средствами искусства;

- умений  и  навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;

- умений разъяснять  и  пропагандировать идеи олимпизма.

Для реализации программы на базе школы ведутся спортивные секции по волейболу, баскетболу и лыжным гонкам.

Механизм реализации программы:

Этап

Мероприятия

Исполнители

1.

Подготовительный


1.Разработка программы формирования культуры здорового образа жизни и олимпийского образования.

2. Разработка анкет, опросников для родителей, педагогов по олимпийскому движению.

Администрация школы, рабочая группа

2.

Практический

1.Введение в рабочие программы по физической культуре, внеурочной деятельности изучение олимпийских видов спорта.

2. Введение элективного курса по физической культуре «Мы со спортом дружим»

3. Привлечение максимального числа учащихся школы в спортивные соревнования различных уровней.

4. Сформировать школьную комиссию по приему испытаний ВФСК «ГТО»

5. Организация проведения испытаний ВФСК «ГТО» учащимися 1-11 классов +родители +педагоги.

6. Беседы, часы общения о здоровье и здоровом образе жизни, об истории олимпийских игр, о развитии олимпийского движения, об Олимпийских чемпионах; ВФСК «ГТО»

7. Олимпийское образование во внеурочное время (спортивно – массовые мероприятия; соревнования различного уровня);

8. Олимпийское образование во внеклассной работе (спортивные традиции школы)

9. Совместная работа с родителями, молодёжью села

10. Родительские собрание о здоровье и здоровом образе жизни, об истории олимпийских игр, о развитии олимпийского движения, об Олимпийских чемпионах; ВФСК «ГТО»

Учитель физкультуры, учителя предметники, классные руководители, учащиеся, родители, молодёжь села

3

Рефлексивный - обобщающий


1. Мониторинг здоровья учащихся (ведения паспорта здоровья школьника);

2. Тестирование оценки физических качеств учащихся и двигательной активности.

3. Отслеживание результатов участия в соревнованиях различного уровня;

4. Результативность участия в конкурсах;

5. Публикации в прессе и на сайтах;

6. Обобщение опыта работы об олимпийском обучении и воспитании здоровому образу жизни в процесс образования.

Администрация школы, учитель физкультуры, классные руководители, медперсонал, родители.

Ресурсное обеспечение программы:

В школе создана группа по реализации программы.


№ п/п

Фамилия Имя Отчество

Должность

1

Хейльман Екатерина Михайловна

Директор школы

2

Пожидаева Наталья Алексеевна

Заместитель директора по учебной работе

3

Прохорова Ольга Владимировна

Заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь,

4

Пугаева Ольга Тимофеевна

Учитель русского языка и литературы, классный руководитель

5

Хохрякова Елена Анатольевна

Социальный педагог, учитель биологии

6

Ерёмина Инна Анатольевна

Медработник

7

Черновец Ольга Сергеевна

Учитель физической культуры

8

Платицина Екатерина Тимуровна

Председатель общешкольного родительского комитета

10

Екимова Анна

Председатель ученического Совета школы

В школе функционирует Совет спорта в состав которой входят обучающиеся 6-11 классов. Члены Совета спорта организуют и проводят различные спортивные мероприятия: конкурсы, дни здоровья, спортивные праздники, весёлые старты, спартакиады, малые олимпийские игры и др.

Для софинансирования программы планируется привлечение средств местного бюджета, спонсорская помощь, родительская помощь.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование культуры здорового, безопасного образа жизни и олимпийского образования.

2. Паспорт здоровья на каждого обучающегося школы.

3. Модернизация материально-технической базы школы (обеспечить общеобразовательное учреждение недостающим спортивным оборудованием и инвентарем).

4. Улучшение условий для занятия физической культурой.

5. Повышение результатов участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.

6. Сохранение положительной динамики состояния здоровья обучающихся.

Критерии эффективности:

1. Охват обучающихся в спортивных кружках и секциях.

2. Положительная динамика массовости участия обучающихся в спортивных соревнованиях (мониторинг участия).

3. Участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.

4. Снижение заболеваний у обучающихся (ведения Паспорта здоровья)

5. Отсутствие травм на уроках физической культуры.

6. С 1 класса на каждого обучающегося ведется таблица «Президентские тесты» в которой ежегодно фиксирую динамику показателей, а именно: антропометрические показатели, физиометрические показатели, физическая подготовленность.








План реализации программы


п/п

Основные мероприятия

Сроки проведения

Вид отчетных документов, материалов

2016-2017 учебный год

1

Изучение передового опыта по организации физкультурно-спортивной работы с учащимися


сентябрь- декабрь 2016 года

Банк данных о передового опыта по организации физкультурно-спортивной работы с обучающимися

2

Разработка модели физкультурно-спортивного движения

сентябрь-декабрь 2016 года

Модель физкультурно-спортивного движения

3

Анализ имеющихся условий в школе для успешной реализации модели физкультурно-спортивного движения

сентябрь-декабрь

2016 года

Анализ условий в школе для успешной организации и функционирования модели

4

Анализ и структурирование информации о состоянии учебно-материальной базы, кадрового потенциала, дидактического и методического обеспечения

сентябрь-декабрь 2016 года

Информация о состоянии учебно-материальной базы, кадрового потенциала, дидактического и методического обеспечения

5

Разработка диагностического инструментария для отслеживания функционирования модели

сентябрь-ноябрь 2016 года

Банк диагностического инструментария

6

Легкоатлетический кросс, посвящен-ный Всероссийскому дню бега «Кросс нации»

сентябрь 2016 г.

Методическая разработка

7

Практико-ориентированный семинар для учащихся по теме «Мы со спортом дружим!»

январь-апрель 2016- 2017 уч.года

Информация о проведении семинара

8

Соревнования по лыжам «Лыжня России »

Март 2017 г., 2018 г., 2019г.

Итоговые таблицы

9

Тестирование обучающихся в области Олимпийского движения, ЗОЖ

январь-апрель 2016- 2017 уч.года

Результаты диагностики

10

Традиционный областной турнир по волейболу, посвященный памяти Героя Советского Союза А.П.Назарова.

Февраль 2016-2017 уч.год,

Сценарий

11

Традиционный районный турнир по волейболу, посвященный памяти В.Н.Кравченко

Февраль 2016-2017 уч.год,

Сценарий

12

Традиционный районный турнир по волейболу, посвященный памяти Героя РФ С.Н.Морозова.

Апрель 2016-2017 уч.год,

Сценарий

13

Всемирный День Здоровья ««Если хочешь быть здоров – спортом занимайся!»

Апрель 2016-2017 уч.год

Сценарий

14

Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы


Май 2016-2017 уч.год,

Сценарий

15

Однодневные походы в зимний и летний сезон.

Январь – май

2016-2017уч.год


Маршрутный лист

16

Многодневный выезд на озёра р. Хакасия.

Июль 2017 уч.год,


Маршрутный лист

17

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

декабрь-февраль 2016- 2017 уч.года,


Олимпиадные задания

18

Веселая переменка «На зарядку становись!»

Весь период

(еженедельно - пятница)

Информация о проведении в школе мероприятий физкультурно-спортивной направленности

10

Совещание директоров на базе МБОУ « Ступишинская СОШ имени Героя РФ С.Н.Морозова»

По теме: «Здоровьесбережение в общеобразовательных организациях в условиях ФГОС»

Февраль 2017 уч.год

Информация о проведении совещания

20

Развитие материально-технической базы школы, приобретение спортивного инвентаря и оборудования.

Январь-август 2016 -2017 уч.года

План финансово-хозяйственной деятельности на

2018-2019 уч.год

21

Педагогический совет.

Тема: «Проектирование

образовательного процесса как здоровьесберегающей

деятельности всех его участников»

(деловая продуктивная игра)

май 2017 г.

Материалы педагогического совета

22

Информационные стенды по реализации программы

июнь 2016-2017 г.


Информационный материал


2017-2018 учебный год

1

Открытие спортивного клуба

сентябрь 2017-2018 уч.года)

Дополнительная образовательная программа

2

Тестирование обучающихся в области Олимпийского движения, ЗОЖ

сентябрь-ноябрь 2017-2018 уч.года

Результаты диагностики

3

Легкоатлетический кросс, посвященный Всероссийскому дню бега «Кросс нации»

сентябрь 2017 г.

Методическая разработка

4

Участие в школьных, районных соревнованиях по лёгкой атлетике, мини-футболу, лапта, баскетболу, волейболу, настольному теннису, лыжным гонкам, гиревому спорту, шашкам, шахматам.

сентябрь-июнь 2017 -2018 уч.года

Методические разработки, итоговые таблицы

5

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

декабрь-апрель 2017 -2018 уч.года

Олимпиадные задания

6

Веселая переменка «На зарядку становись!»

Весь период

(еженедельно - пятница)

Информация о проведении в школе мероприятий физкультурно-спортивной направленности

7

Спортивный лагерь (по отдельному плану)

ноябрь 2017 -2018 уч.года

Информация об организации и проведении спортивного лагеря

8

Традиционный областной турнир по волейболу, посвященный памяти Героя Советского Союза А.П.Назарова.

Февраль 2018 уч.год

Сценарий

9

Традиционный районный турнир по волейболу, посвященный памяти В.Н.Кравченко

Февраль 2018 уч.год

Сценарий

10

Традиционный районный турнир по волейболу, посвященный памяти Героя РФ С.Н.Морозова.

Апрель 2018уч.год

Сценарий

11

Конкурс литературных эссе «"Я -участник Олимпийских Игр в Греции.



декабрь-апрель 2017- 2018 уч.года

Эссе

12

Спортивно-просветительский фестиваль «Олимпиада начинается в школе»

декабрь-апрель 2017- 2018 уч.года

Сценарий

13

Соревнования по лыжам «Лыжня России »

декабрь- март 2017- 2018 уч.года

Сценарий, итоговая таблица

14

Неделя физкультуры и спорта.

День здоровья: «Берегите здоровье с молоду»


апрель 2018 г

Сценарий

18

Часы общения: « От олимпийского резерва к олимпийским рекордам».

Январь–Апрель 2017 -2018 уч.год

Компьютерная презентация

19

Спортивный праздник «Олимпийское будущее России-2017»

Январь- Май 2018 г.

Сценарий

20

Динамичные перемены, физкультминутки, др. элементы здоровьесберегающих технологий

Весь период

Информация об использовании при организации УВП здоровьесберегающих технологий

21

Информирование УО о деятельности школы по вопросам организации физкультурно-спортивной работы

Весь период

Прес-релиз, видеоролик

2018-2019 учебный год

1

Создание и корректировка нормативно-правовых актов школы:

Должностные обязанности классного руководителя, учителя физической культуры.

План внеурочной деятельности на 2018-2019 учебный год

аналитический

(сентябрь 2018-2019 уч.г.)

Должностные обязанности классных руководителей, учителя ф/к

План внеурочной деятельности на

2018-2019 учебный год

2

Развитие материально-технической базы школы, приобретение спортивного инвентаря и оборудования

Сентябрь-май 2018-2019 уч.г.)

План финансово-хозяйственной деятельности на 2018-2019 уч.год


3

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

декабрь-апрель 2018- 2019 уч.года

Олимпиадные задания

4

Спортивная викторина «Знатоки олимпийских игр»


декабрь-апрель 2018- 2019 уч.года

Методическая разработка

5

Конкурс литературных эссе «Герой

Олимпиады»

декабрь-апрель 2018- 2019 уч.года

Эссе

6

Связь физической культуры с предметами: истории, географии, иностранным языкам,

изобразительному искусству, МХК,

окружающему миру, литературе по олимпийскому движению


декабрь-апрель 2018- 2019 уч.года

Конспект занятия

7

Легкоатлетический кросс, посвященный Всероссийскому дню бега «Кросс нации»

сентябрь 2018 г.

Методическая разработка

8

Участие в школьных, районных соревнованиях по лёгкой атлетике, мини-футболу, лапта, баскетболу, волейболу, настольному теннису, лыжным гонкам, гиревому спорту, шашкам, шахматам.

сентябрь-июнь 2018 -2019 уч.года

Методические разработки, итоговые таблицы

9

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

декабрь-апрель 2018 -2019 уч.года

Олимпиадные задания

10

Веселая переменка «На зарядку становись!»

Весь период

(еженедельно - пятница)

Информация о проведении в школе мероприятий физкультурно-спортивной направленности

11

Традиционный областной турнир по волейболу, посвященный памяти Героя Советского Союза А.П.Назарова.

Февраль 2019 уч.год

Сценарий

12

Традиционный районный турнир по волейболу, посвященный памяти В.Н.Кравченко

Февраль 2019 уч.год

Сценарий

13

Традиционный районный турнир по волейболу, посвященный памяти Героя РФ С.Н.Морозова.

Апрель 2019 уч.год

Сценарий

14

Всемирный День Здоровья: «Спорт равных возможностей»

Апрел 2019 г.

Сценарий

15

Проведение семинаров, РМО для учителей физкультуры, руководящих работников общеобразовательных учреждений по реализации программы

Июнь 2019 г.

Информация о проведении семинаров для учителей ф/к, руководящих работников общеобразовательных учреждений и социальных партнеров по реализации программы

16

Выступление на заседании педагогического совета школы с итогами деятельности школы в рамках реализации программы

май 2019 г.


Выписка из протокола заседания педагогического совета школы

17

Анкетирование, диагностика обучающихся по итогам работы по программе

май 2019 г

Анализ анкетирования



Материально-техническая база.

Наименование спортивного инвентаря, количество шт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Лыжи- 30 пар,

Ботинки -30 пар,

Палочки лыжные – 30 пар,

Мячи волейбольные – 3 шт.

Мячи футбольные – 5 шт.

Мяч баскетбольный- 3 шт.

Маты гимнастические – 5 шт.

Граната для метания – 7 шт.;

Мячи для метания 150 гр. – 3 шт.;

Теннисные мячи – 10 шт.,

Набивные мячи – 3 шт.

Обручи – 15 шт.

Скакалки – 15 шт.

Спортивное оборудование:

Шведская стенка – 10 шт.

Сеть волейбольная – 2 шт.

Мостик гимнастический – 1 шт.

Канат-2 шт.

Перекладина навесная – 8 шт.

Гири – 4 шт.

Штанга – 1 шт.

Козел гимнастический – 1 шт.

Конь гимнастический – 1 шт.

Скамейка гимнастическая – 6 шт.

Щит баскетбольный – 2 шт.

Кольца баскетбольные – 2 шт

Тренажёр -2 шт

Стойки и планка для прыжков в высоту – 1комп.

Стол для настольного тенниса- 1комп.

Секундомер - 1



Используемая литература

  1. Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков.

  2. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991г.

  3. 3.Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». – М.: Физкультура и Спорт, 2006.

4. Исаев А.А. « Олимпийцы среди нас или наука выходить победителем всегда и везде» М.: Физкультура и спорт, 1998

5. Киселев П.А., Киселева С.Б. «Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам» М.,: Глобус, 2008 г.

6. Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1-11 классов» М.: Просвещение, 2010 г.

7. Олимпийский комитет России: В.С.Родинко «Твой олимпийский учебник» Советский Спорт, 2007 г.

8. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва,1997













10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!