СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития и воспитания классного коллектива "Ступеньки успеха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа развития и воспитания классного коллектива. Рассчитана на учеников 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития и воспитания классного коллектива "Ступеньки успеха"»



ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА


1-4 «В» класса

МОУ СШ с кадетскими классами № 22




Классный руководитель:

Косокина О. Г.





СОДЕРЖАНИЕ
  1. Пояснительная записка

    • актуальность программы для данного классного коллектива

  2. Цели и задачи программы

  3. Принципы реализации программы

  4. Содержание программы

    • направления деятельности

    • внутреннее и внешнее взаимодействие

  5. Этапы и формы реализации программы

  6. Условия реализации программы

  7. Кадровое обеспечение программы

  8. Ожидаемые результаты

  9. Перспективный план мероприятий

  10. Список используемой литературы

  11. ПРИЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка
Актуальность программы

развития и воспитания классного коллектива

В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности. Кроме того, этот период социального становления связан у детей с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у них творческого отношения к дейст- вительности. Происходит формирование внутреннего плана действия, рефлек- сии собственного поведения, что обеспечивает к концу обучения в начальной школе развитие потребностей ребёнка в получении признания другими людь- ми, в развёртывании системы взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельностью.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного разви- тия классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Степень успешности определяет самочувствие обучающего- ся, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стиму- лирует творчество и сотрудничество.

Обучающимся необходимо стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия. Взаи- модействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется самодоста- точная личность каждого ребенка.

Программа «Ступеньки успеха» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы духовно- нравственного воспитания и составлена для обучающихся 1-в класса, с учетом

их индивидуальных особенностей. Педагогическая деятельность нацелена на включение воспитанника в ситуацию успеха, которую должен пережить личностно каждый обучающийся. Ситуация успеха – это субъективное пережи- вание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.

Предполагается, что в ходе реализации данной программы обучающиеся получат возможность участвовать в подготовке классных и школьных меро- приятий, реализовывать свой творческий потенциал, развивать интеллектуаль- ные и творческие способности; научатся соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – моделирование и построение воспитательной системы классного коллектива, направленной на формирование разносторонне развитой личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой сохранения собственного здоровья.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать благоприятные условия для формирования классного кол- лектива, в котором для каждого обучающегося будет создана атмосфера эмоционального комфорта;

  • интегрировать различные виды деятельности, предоставляя возмож- ность для физического, интеллектуального, нравственного и духовного разви- тия личности каждого обучающегося;

  • содействовать развитию активности и инициативности, организатор- ских навыков обучающихся, устойчивой потребности в постоянном саморазви- тии и самореализации;

  • способствовать формированию здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принцип научности

Предполагает построение воспитательного процесса с учетом психологи- ческих и половозрастных особенностей обучающихся и достижений педагоги- ческой, психологической и других наук о человеке.

Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с учениче- ским коллективом, оптимально сочетая различные воспитательные модели с жизненным опытом обучающихся. При этом педагог содействует развитию способности обучающегося осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия. Границы принятия личности обучающегося отражены в двух запретах – «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя».

Принцип привлекательности

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела. Это активизирует мыслительный процесс, стимулирует интерес к процессу творчества.

Принцип деятельности

Предполагает, что воспитание личности плодотворно только в процессе включения ее в активную, полезную и значимую деятельность, развитие обучающегося происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях.

Принцип свободы выбора

Классный руководитель предоставляет каждому обучающемуся возмож- ность выбора заданий, учитывает его мнение, интересы, личные качества и возможности. Такой подход формирует у обучающегося ответственность за выполнение порученного дела и соизмерение своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.

Принцип обратной связи

Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Со- вместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получи- лось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагог должен участвовать сам в проводимом меро- приятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни классного коллектива.

Принцип сотворчества

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество. Педагог предоставляет обучающимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует ее успешность. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия, проявления само- стоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности

Степень успешности обучающегося определяет его отношение к окру- жающим людям, окружающему миру. Классный руководитель отмечает участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству его оценива- ет. Если обучающийся будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип гуманизации

Гуманное отношение к личности обучающегося, уважение его прав и сво- бод, предъявление посильных и разумно сформулированных требований; уважения права быть самим собой; ненасильственное формирование требуемых качеств. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. й год реализации программы (1-й класс)

Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопро- сов, с которыми ребенок приходит в школу:

  • обеспечение успешной адаптации обучающихся на первом этапе образо- вания;

  • обеспечение положительного эмоционального настроя обучающихся к активной коллективной деятельности через проведение интеллектуаль- ных и творческих конкурсов, игр, спортивных мероприятий;

  • создание психолого-педагогических условий для общения и коллектив- ной творческой деятельности обучающихся класса, для развития лично- сти и самоутверждение каждого обучающегося, сохранения неповтори- мости и раскрытия потенциальных способностей;

  • нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчи- вость, личное старание и трудолюбие;

  • формирование у обучающихся способности стремиться к здоровому об- разу жизни, соблюдению правил безопасной жизнедеятельности;

  • использование разнообразных форм организации воспитательной рабо- ты;

  • привлечение родителей к реализации данной программы.

  1. й год реализации программы (2 класс):

Во втором классе уделяется внимание обучению коллективной деятельно-

сти:



  • создание психолого-педагогических условий для общения и коллектив- ной творческой деятельности обучающихся класса, для развития лично- сти, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  • формирование коммуникативной культуры обучающихся – умения ра- ботать в паре, группе, коллективе;

    • нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчи- вость, личное старание и трудолюбие;

    • формирование у обучающихся способности стремиться к здоровому об- разу жизни и безопасной жизнедеятельности;

    • использование разнообразных форм организации работы с детьми.

  1. й год реализации программы (3-й класс):

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в третьем классе является формирование культуры личности:

    • совершенствование познавательной активности обучающихся;

    • нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчи- вость, личное старание и трудолюбие;

    • формирование у обучающихся потребности к расширению своего куль- турного кругозора;

    • создание условий для общения и коллективной творческой деятельно- сти обучающихся класса;

    • формирование организаторских умений обучающихся;

    • формирование устойчивой потребности вести здоровый образ жизни;

    • использование разнообразных форм организации работы с детьми.

  1. й год реализации программы (4 класс):

При условии доверительного отношения к классу и каждому обучающему- ся в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе стано- вится формирование самосознания:

    • обеспечение устойчивой потребности у обучающихся к совершенство- ванию своих способностей;

    • формирование активной жизненной позиции через проведение вне- урочных дел, участие класса в общешкольных и городских мероприя- тиях;

    • ведение здорового образа жизни и соблюдение правил безопасной жизнедеятельности.

Реализация программы развития и воспитания классного коллектива осу- ществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
    • формирование у обучающихся знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между лич- ностью и государством, требующих самостоятельного осознанного вы- бора и ответственности за него;

    • формирование правовой культуры, свободного и ответственного само- определения в сферах правовых отношений;

    • формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

    • формирование чувства любви к Родине, семье, школе;

    • формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;

    • формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа;

    • формирование целостного восприятия мира при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры каждого на- рода;

    • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение к изучению истории род- ного края, города.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
    • формирование нравственных чувств и навыков нравственного поведе- ния;

    • формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отноше- ний;

    • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как соб- ственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
    • воспитание сознательного отношения к учению, развитие познаватель- ной активности и культуры умственного и физического труда;

    • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любозна- тельности, мотивов познания и творчества;

    • формирование умения учиться и способности к организации своей дея- тельности (планированию, контролю, оценке).

  1. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

    • организация психолого-педагогического просвещения родителей;

    • воспитание культуры здорового образа жизни, нетерпимого отношения к вредным привычкам;

    • знакомство с опытом и традициями людей по сохранению и укрепле- нию здоровья;

    • формирование навыков безопасного поведения;

    • формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

    • участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секций.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей сре-

де.


  • расширение представлений о природе и окружающей среде;

  • формирование эстетического, нравственного и практического отноше- ния к окружающей среде;

    • формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;

    • формирование умения понимать природу, чувствовать её красоту, чи- тать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зве- рях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные слу- чаи обращения человека с живой и неживой природой;

    • формирование навыков природоохранительного поведения в окру- жающем мире, экологического сознания школьников.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
    • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

    • развитие творческих задатков, способностей и склонностей обучаю- щихся, эстетического вкуса, воображения;

    • развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;

    • участие в творческих конкурсах;

    • организация совместной творческой деятельности обучающихся и ро- дителей.

  1. Интеллектуально-познавательная деятельность.
    • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию;

    • формирование ценностного отношения к знаниям;

    • создание условий для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии: участие в викторинах, олимпиадах, конкурсах, научно-

практических конференциях;

    • проектная и исследовательская деятельность;

    • развитие способности действовать целесообразно, мыслить рацио- нально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения;

      • максимальное сближение интересов обучающихся, родителей и пе- дагогов по формированию интеллектуально развитой личности.

ЭТАПЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы: 4 года (2016-2020 учебный год)

  1. этап – проектный – изучение классного коллектива, подготовка условий создания системы развития и воспитания классного коллектива, проектирова- ние деятельности (сентябрь-декабрь 2019 учебного года).

  1. Изучение нормативно-правовой базы.

  2. Изучение личности обучающихся:

  • изучение медицинских карт обучающихся, особенностей их физиче- ского и психического развития;

  • наблюдение за обучающимися на учебных занятиях, во время пере- мен, прогулок и внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий;

  • углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, вы- явление индивидуальных особенностей развития и самооценки обучающихся (анкетирование, диагностики);

  1. Изучение межличностных отношений, психологического климата в классном коллективе:

  • анкетирование;

  • социометрия;

  • экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в коллективе;

  • беседы;

  • наблюдение.

  1. этап – практический – формирование и развитие классного коллектива (январь 2020 - март 2023 учебного года).

  1. Обеспечение реализации программы развития и воспитания классного коллектива «Ступеньки успеха».

  2. Регулярный промежуточный мониторинг эффективности программы, внесение корректировки по необходимости.

  1. этап – обобщающий (аналитический) – осуществление мониторинга эффективности программы, анализ итогов реализации программы, обобщение опыта, разработка методических рекомендаций (апрель, май 2023 учебного года).

Формы организации деятельности:
  • классные часы, классные собрания, беседы, обсуждения;

  • конкурсы, викторины, игры, праздники, фестивали, экскурсии, со- ревнования;

  • творческие и интеллектуальные конкурсы, олимпиады, марафоны;

  • индивидуальные и групповые занятия, беседы, консультации;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • встречи с интересными людьми;

  • заочные путешествия;

  • родительские собрания, консультации.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовые условия.

  • Работа по организации развития и воспитания классного коллектива строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.

Психолого-педагогические условия:
  • обеспечение педагогической целостности воспитательного процесса;

  • осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательного процесса;

  • обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.

Организационные условия:
  • создание условий для самореализации каждого обучающегося;

  • актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;

  • развитие лидерских качеств и привлечение членов классного коллек- тива к решению социально значимых проблем;

  • сотрудничество с социумом, учреждениями культуры и дополни- тельного образования города;

  • включение обучающихся в реальные социально значимые дела;

Кадровые условия:
  • развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области развития и воспитания классного коллектива;

  • обеспечение педагогами комфортных условий для обучающихся в воспитательной деятельности;

  • создание условий для развития способностей педагога, его профес- сиональной деятельности, самосовершенствования.

Методическое обеспечение:
  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого- педагогической подготовки учителей в области воспитания;

  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и ме- тодами воспитания;

  • работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно- методических материалов по развитию и воспитанию обучающихся.

Материально-технические условия:
  • учебное пространство (учебный кабинет, кабинеты для занятий вне- урочной деятельности);

  • спортивное пространство (2 спортивных зала);

  • компьютерные места для обучающихся (компьютерный кабинет);

  • здоровьесберегающее пространство (спортивная площадка во дворе школы);

  • ИКТ-ресурсы:

  • аудиозаписи в соответствии с программой;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы;

  • электронные учебники;

  • интерактивные ресурсы;

  • тематические презентации.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В реализации программы участвуют:

  • классный руководитель;

  • родители обучающихся класса;

  • учителя-предметники;

  • преподаватели внеурочной деятельности;

  • педагог-психолог;

  • социальный педагог;

  • преподаватель ОБЖ;

  • медицинский персонал школы;

  • библиотекарь

  • инспекторы ГИБДД;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Образование сплоченного, организованного, самоуправляющегося, с демократично сформированными органами самоуправления, содружества педагогов, обучающихся и родителей, создание положительной репутации классного коллектива.

  • Вовлечение всех обучающихся в активную деятельность.

  • Формирование у обучающихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения.

  • Раскрытие и развитие способностей каждого обучающегося, повы- шение учебной мотивации.

  • Обучающиеся обладают настойчивостью в достижении поставлен- ных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность.

  • Стабильный положительный настрой учащихся к активной познава- тельной и творческой деятельности.

  • Осознание обучающимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;

  • Заинтересованность и активное участие родителей по развитию спо- собностей своих детей, организации их досуга.

  • Увлечённость обучающихся занятиями внеурочной деятельности.

  • Овладение навыками самостоятельной организации учебной и вне- урочной деятельности.



ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

1-4 класс

Воспитание граж- данственности, пат-

риотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям че- ловека


Воспитание нрав- ственных чувств и этического соз- нания


Воспитание тру- долюбия, творче- ского отношения к учению, труду, жизни


Формирование ценно- стного отношения к семье, здоровью и здо- ровому образу жизни


Воспитание цен- ностного отноше- ния к природе, ок- ружающей среде

Воспитание ценност- ного отношения к прекрасному, форми- рование представле- ний об эстетических идеалах и ценностях



Интеллекту- ально- познаватель- ная деятель- ность

  • встречи с инте- ресными людьми;

  • поздравления ве- теранов;

  • концерт для ве- теранов;

  • классные часы:

«Мой город»,

«Я – гражданин России», «Мои права и обязанно- сти», «Край, в ко- тором я живу»;

  • цикл классных часов, посвящен- ных Дням Воин- ской славы;

  • беседы;

  • инсценировки;

  • художественные выставки,

  • уроки этики;

  • классные часы;

  • просмотр и об- суждение мультфильмов;

  • коллективные игры;

  • акции благотво- рительности;

  • творческие про- екты, презента- ции

  • экскурсии, встречи с пред- ставителями разных профес- сий;

  • беседы;

  • просмотр и об- суждение пре- зентаций;

  • сюжетно- ролевые игры;

  • конкурсы;

  • проектная дея- тельность

  • беседы, просмотр и обсуждение фильмов;

  • чтение и обсуждение произведений;

  • прогулки;

  • посещение спортив- ных секций;

  • подвижные игры;

  • спортивные соревно- вания;

  • «Папа, мама, я – спортивная семья»

  • тематические празд- ники и образователь- ные события с уча- стием родителей;

  • оформление Уголка Безопасности по ПДД и ОБЖ.

  • предметные уро- ки;

  • классные часы;

  • экскурсии;

  • опыты и практи- ческие работы;

беседы, просмотр учебных фильмов экскурсии, про- гулки;

  • экологические акции «Помоги птицам»;

  • коллективный природоохранный проект «Спаси

деревце»;

  • акция «Сохраним жизнь книги»;

  • проектная дея- тельность.

  • предметные уроки;

  • беседы, просмотр учебных фильмов;

  • экскурсия в художе- ственную школу;

  • посещение конкур- сов детского творче- ства;

  • проведение выста- вок семейного ху- дожественного творчества;

  • участие в художест- венном оформлении помещений школы (класс, фойе)

  • конкурсы;

  • тематиче- ские викто- рины;

  • олимпиады;

  • проектная деятель- ность;

  • библиотеч- ные уроки;

  • интеллекту- альные ма- рафоны


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж- данина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвеще- ние, 2011.

  2. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические реко- мендации/Под ред. Е. Н. Степанова. - М.,ТЦ Сфера, 2005.

  3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И. С. Артюховой. – М., ВАКО, 2005.

  4. Рожков М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:ГИЦ Владос, 2001.

  5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические реко- мендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г.

  6. Ресурсы Интернет: http://nsportal.ru http://festival.1september.ru/ http://standart.edu.ru/ http://www.doinhmao.ru/