СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа развития класса»


«Мы - будущее России!» 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 

Название программы

«Мы – будущее России!»

Сроки реализации

 7 — 9 классы, 2018 — 2020 учебные годы

Разработчик программы

Гришенькова Н.П. - классный руководитель, учитель МБОУ «Меленская СОШ»

Участники программы

Учащиеся  классного коллектива, классный руководитель, родители, учителя-предметники, работающие в классе, школьная медсестра, педагог-психолог.

Краткая аннотация

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной программы «Мы -  будущее России!» являются идеи педагогики гуманизма, толерантности и общей заботы. Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. И именно с толерантного отношения к окружающим начинается большая любовь к Родине. В формировании единого воспитательного пространства основной стратегией является четкая линия. Родная школа  – родной поселок – родной район – родная страна.

Связи, устанавливаемые для реализации программы.

Внутренние:  администрация школы, педагог-организатор ОБЖ , библиотекарь школы, вожатая, учителя-предметники и родители, педагог-психолог

Внешние: сельская библиотека, участковый инспектор, ФАП

Управление программой

Осуществляет классный руководитель. В основу воспитательной программы положена  совместная деятельность детей, педагогов и родителей. 

Система организации контроля над исполнением программы

 Контроль над исполнением программы осуществляется заместитель директора по воспитательной работе.

 

















Содержание:

 

 

 

  1. Введение……………………………………..……..

  2. Пояснительная записка………………….……….

  3. Задачи воспитания……………………………………………….….6

  4. Предполагаемый результат программы……………………..…...6-7

  5. Список класса и поручения………………………………………....8

  6. Социальный паспорт класса……………………………………...8-9

  7. Внеурочная деятельность………………………………………..9-10

  8. Характеристика содержания воспитательной работы…………...10

  9. Содержание программы………………………………………..10-12

  10. План реализации программы…………………………………..13-17

  11. Диагностика учащихся класса…………………………………17-33

 

Нормативно - правовые основы Программы

Программа воспитательной работы«Мы- будущее!»разработана в соответствии с:

1.Законом РФ «Об образовании»,

2.Конвенцией ООН «О правах ребенка»,

3.Концепцией модернизации содержания и структуры российского образования;

4.Концепция воспитания в образовательной среде Челябинской области;

5.Уставом МОУ Гумбейская СОШ,

6.Локальными правовыми актами школы

7.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан   Российской Федерации  на  2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);

8.Рекомендацией  “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16);

9.Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);

10.Ф З “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”;

11.Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»

12.Концепцией духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение ,2009.

13.ФГОСами  нового поколения,2010.

   -   Программой  развития МОУ Гумбейская СОШ 2014г.

ВВЕДЕНИЕ

Программа воспитательной работы с классным коллективом разработана мною на период с 2017г. по 2019г. В программе учтены требования ФГОС нового поколения, отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его особенностей, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы классного руководителя и ученического, педагогического коллективов, родителей.
Воспитание сегодня рассматривается в контексте процесса социализации человека, оно опирается на освоение им комплекса социальных ролей. Поэтому одним из самых главных и актуальных направлений деятельности классного руководителя на современном этапе является воспитание нравственной культуры школьника. Именно на воспитание высоконравственной, всесторонне-развитой личности нацелена воспитательная система. 
Воспитание учащихся должно опираться на традиционные базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, политкультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; 
• мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, 
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
А базовые национальные ценности, в свою очередь, лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников. 
Именно поэтому основной целью моей программы является формирование и развитие личности учащегося 7- 9 классов, принимающей духовно-нравственные, социальные, семейные и другие ценности.
Программа рассчитана на учащихся 7- 9 классов.План воспитательной работы дорабатывается ежегодно в соответствии с возрастными особенностями учащихся.







             Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит важную социальную роль ПАТРИОТА. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё только становится объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания. Именно в патриотической направленности этой программы я вижу её актуальность.

              Для достижения цели необходимо четко представлять качественные характеристики личности ребёнка, а это модель выпускника - творчески развитая, социально - ориентированная личность, способная к самореализации.

              Моя задача - создать условия для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.

              Данная программа помогает целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной программы «Мы – будущее России!», можно назвать идеи культурно-исторической педагогики, педагогики гуманизма, патриотизма,  толерантности и общей заботы.

В формировании единого воспитательного пространства основной стратегией является четкая линия: родная школа, родной поселок, родной район, родная страна. Ведь любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. И именно с толерантного отношения к окружающим начинается большая любовь к Родине.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Воспитание – великое дело: 
им решается судьба человека. 
В.Г.  Белинский

 Воспитание человека всегда было сложной задачей. Сегодня время требует от учителей  строить воспитательные отношения на основе принципов гуманистической личностно-ориентированной педагогики, видеть смысл воспитательной деятельности не в формировании личности ребёнка  по какому-либо заданному образцу, а в мобилизации внутренних сил ученика для работы по самосовершенствованию, не в решении своими действиями проблем, а в актуализации и поддержке их собственных устремлений, в преодолении трудностей, возникающих на их жизненном пути. Учителю доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни. Потребности  современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Разрабатывая программу  воспитательной работы, я учитывала  и специфику сельской образовательной системы,  тенденции в развитии современного российского общества:

- Возникновение в обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации, развитие умений и навыков выхода из таких ситуаций.

- Появление новых требований со стороны общества к личности, разрушение системы традиционных ценностей, разрыв связей, нарушение преемственности между поколениями  - воспитание уважения к родителям, старшему поколению,  традициям российского общества.

- Усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня определенной части молодежи -  умение ценить духовное начало, ценить традиции культуры России

- Пренебрежение задачами воспитания подрастающего поколения- в противовес этой тенденции -  саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование и самоактуализация.

- Внедрение чуждых обществу духовных ценностей, вытеснение и забвение отечественной истории, народных обычаев и традиций -  на примере культуры своего района и области уметь понимать и развивать культурные традиции своей страны.

   Этим и обусловлена постановка в центр внимания духовного, нравственно-эстетического, патриотического воспитания, возрождение народных традиций, обрядов, нацеленных на формирование основных качеств личности.

Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной. Моя воспитательная работа с детьми начинается с того, что я сначала чётко представляю себе, чего же хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими хочу увидеть их в конце года, что могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.

Составить план – значит продумать и представить себе в общем  и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

  Я разработала свою программу воспитательной работы «Мы – будущее России! », которая поможет  мне организовать работу в своём классе в течение трех  лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в средней школе является важным звеном в становлении личности подростка.

 

I. Цель и задачи воспитательной работы.

 Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе на основе индивидуальных и подходов в урочное и внеурочное время.

 Задачи:

- Воспитать преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций, формирование у детей гражданско-патриотического сознания.

Организация индивидуальной работы по выбору профессии.

 - Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности.

 - Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных.

 - Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.

 - Физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.

- Организация индивидуально-профилактической работы с учащимися группы «риска» на основе взаимодействия с инспекторами ПДН,  пропаганда правовых знаний.

- Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования при организации внеурочной деятельности для учащихся.

- Вовлечение в работу органов ученического самоуправления большого количества учащихся, развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма  среди учащихся класса.

 

Средствами воспитания являются деятельность, обще­ние и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп­ленным Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успе­ху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно значимой и общественно полезной.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать ученика до конца;

  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоя­тельно;

  • открытость и доступность учащимся,

  • сотрудничество.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,

доверии, справедливости и требовательности.

 

2. Приоритетные  направления  в  воспитательной  работе:

 

  •   воспитание патриотизма, любви к малой и большой Родине,

  •   гражданское и военно- патриотическое воспитание ,

  • экологическое воспитание ,

  •   нравственно-этическое воспитание,

  •   формирование  навыки здорового образа жизни,

  •   развитие  самоуправления в классе.

 

1)воспитание патриотизма, любви к малой и большой Родине,

-воспитать патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к  Отечеству, к  своему народу;

- вести воспитательную работу на примере жизни выпускника школы Николая Чирко, воевавшего в Чечне, награждённого  орденом Мужества посмертно,

- воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труда, оказывать им посильную помощь,

- воспитывать любовь к своему району, селу, родной школе.

 

2)гражданское и военно- патриотическое воспитание:

- становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях;

- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;

 -воспитывать у учащихся любовь к своему родному поселку,  к малой родине;

- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

- воспитывать у учащихся интернациональные чувства;

-формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство;

- воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.

 

2) экологическое воспитание:

 -изучение учащимися природы и истории родного края (походы, исследовательские  работы, сбор  краеведческой  информации);

- формировать и развивать бережное  отношение к     охране окружающей среды;

- проведение природоохранных акций «Кормушка», «Ни синицу ни скворца не оставим без дворца», «Цветник», «Чистый школьный двор» и др.

 

3) нравственно-этическое воспитание:

- формировать у учащихся такие качества как: культура поведения в школе, в классе, в  столовой, в  коллективе, развивать  эстетический вкус, уважение к личности;

- создание условий для развития у учащихся творческих способностей;

-формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство».

 

4) формирование  навыков  здорового образа жизни (физкультурно- оздоровительная деятельность):

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- популяризация занятий физической культурой и спортом, привлечение внимания детей к ценностям современного олимпийского движения;

- пропаганда здорового образа жизни, норм и правил  личной  гигиены.

 

5)развитие  самоуправления в классе:

- развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициативность;

- развивать самоуправление в школе и в классе.

 

Данные направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга

и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных,

нравственных и культурных традиций.

Все эти направления осуществляются через  следующие

формы и методы работы:

 

1) проектная и исследовательская  деятельность:

- мотивировать и стимулировать интерес у учащихся к  исследовательской деятельности, научной работе;

- научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности,

- участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах

2) экскурсии и встречи с  интересными людьми нашего района:

- посещение картинной галереи,

- встречи с работниками библиотек,

- посещение музеев,

- классные мероприятия и воспитательные часы.

3) создание и пополнение портфолио учащихся,

4) повышение уровня учебной мотивации через заинтересованность учеников разными видамиинтеллектуальной деятельности.

 

 

3. Содержание воспитательной работы.

  Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии.

 Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.

Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни.

  Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую  позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.

  Ценностно-ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду.

  Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

  Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно- полезного труда.

 

4. Актуальность.

   Подростковый возраст и сложен, с точки зрения воспитания детей, и в то же время интересен. Подросток стремится вырваться из-под опеки взрослых -  надо учить его самостоятельности. Он неуравновешен, склонен к негативизму – пора учить его владеть собой. Но именно в это время он познаёт, что такое преданность, верность. И нет другого такого времени, как пубертатный период, чтобы воспитывать в нём высокое чувство патриотизма, верности и преданности своей Родине.

  Главное направление моей  программы и воспитательной работы – формирование патриотизма. Россия переживает время духовного подъёма. События на Украине, присоединение Крыма, борьба с терроризмом в Сирии изменили наше общество. Стало модно называть себя патриотом. И часто это делают люди, не знающие, что такое патриотизм. Я хочу научить  своих учеников быть настоящими патриотами своей страны в большом и малом. Не говорить о любви к Родине, а действовать. Поэтому  не важно, в какой работе ты будешь принимать участие: в интеллектуальной деятельности или делать кормушку для птиц. Важно, чтобы эта работа была направлена на пользу природе, людям, обществу, а значит, и всей нашей России. Важно, чтоб это было по твоим силам и по твоим возможностям. Важно, чтоб эта работа приносила тебе радость, труд был бескорыстным. А для этого необходимо сформировать духовные качества: честность, благородство, трудолюбие, гуманизм, преданность Родине. На это и направлена данная программа.

 

                Принципы,  определяющие  цель, содержание, пути и способы воспитания:

 1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

 2. Принцип природосообразности предполагает: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.

 3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.

 4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.

 5. Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.

 6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий для успешной социализации, умения найти себя, своё место в этом мире. И в конкретных условиях сельской жизни, когда  многие из класса уедут по окончании школы в город, - умение адаптироваться в городских условиях.

 7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.

 8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.

 

5. Воспитывающая деятельность.

   1. Участие класса в общешкольных мероприятиях.

 Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:

 • Повышению уровня общительности каждого;

 • Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;

 • Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.

 Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым  сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.

   2. Связь с социумом.

    Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с социумом района, активно откликаться на поступающие предложения и самим проявлять инициативу, тем более возможность выхода коллектива за рамки школы повышает уровень значимости и каждого учащегося для коллектива. 

    Взаимодействие с культурно-досуговым социумом подразумевает посещение выставок, спектаклей, концертов. Очень важным является взаимодействие с организациями, ведущими работу по гражданско-патриотическому воспитанию. Взаимосвязь со спортивными школами района осуществляется через показательные выступления воспитанников, участие класса в школьных и районных  соревнованиях, вовлечение учащихся в спортивные секции.

 Привлечь представителей просветительско-оздоровительного социума с целью организации с учащимися разъяснительной работы по различным темам:

 - правила дорожного движения (ГИБДД);

 - противопожарная безопасность (работники пожарной охраны);

 - профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся (инспекция по делам несовершеннолетних и реабилитационный центр);

 - формирование здорового образа жизни.

 Взаимодействие с учебными заведениями области, района, школьным психологом и центром занятости помогает определиться в выборе будущей профессии.

    3. Работа с родителями учащихся.

 Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве.

   Но это не умаляет роль классного коллектива в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива, учителей и классного руководителя.

   Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется по четырём направлениям.

-  Участие родителей в проведении классных и школьных мероприятий

-  Посещение родительским комитетом неблагополучных семей

- Участие родителей в проведении родительских классных и общешкольных собраний.

-  Участие родителей в экскурсиях и поездках.

 

  Чтобы совместная деятельность классного руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план родительского всеобуча.

 

№п/п

Класс

Тема собрания

1

7

Возрастные особенности среднего школьного возраста. О

 вредных привычках. Основные задачи развития.

2

7

Итоги I четверти.  Рекомендации по повышению качества

 знаний.

3

7

В семье растёт сын. В семье растёт дочь.

4

7

Подросток  и окружающая среда.

5

8

Возрастные особенности старшего подросткового возраста.

О задачах обучения и воспитания учащихся 8 класса.

6

8

Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания.

7

8

Семейные проблемы. Как их решать?

8

8

Проблема вредных привычек у подростков.

9

8

Участие родителей в воспитании у подростков

положительного отношения к труду.

10

9

Особенности организации учебного труда девятиклассника.

11

9

Выбор профессии и социально-нравственное

самоопределение.

12

9

Курение, алкоголизм и развивающийся организм.

13

9

Правовое воспитание подростков в школе и дома

 

Циклограмма годовых мероприятий с родителями

месяц

тематика

консультанты

сентябрь

Обновление родительского комитета. Предложения к воспитательному плану. Реклама кружков, факультативов, секций.

 

учителя – предметники

завуч

учитель физкультуры

октябрь

Родительское собрание «Воспитание ответственного отношения к учебе». Консультация «Собираем Портфолио с ребенком»

 

завуч школы

 

ноябрь

Индивидуальная беседа с семьями

 

 родители учеников

классный руководитель

декабрь

Итоги полугодия. Записки – оповещения. Подготовка Нового года.

 

родительский комитет

январь

Спортивные каникулы вместе с родителями

 

родительский комитет, учитель физкультуры

февраль

День Защитника Отечества – поздравление пап.

Род. собрание «Формирование у подростка культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье общественных местах».

 

 

 

 

Участковый, кл. руководитель

март

Род. собрание «Формирование гуманности у подростков», итоги III четверти. Награждаем родителей медалями за помощь в развитие способностей детей»

 

классный руководитель

апрель

Наши семейные альбомы. Готовим фотоконкурс «Старые фотографии расскажут». Что готовят родители?

 

род. комитет

май

Род. собрание «Роль родителей в становлении индивидуального образа жизни подростка».  Итоги года.

 

классный руководитель

 

   4 Внутриклассные мероприятия.

   Эта работа проводится в двух направлениях: с участием родителей и самостоятельная деятельность учащихся. На организационной диаграмме отражены основные формы работы, которые позволяют получить положительный результат работы.

 В течение месяца проводится 4 классных часа:

 - организационный;

 - этический;

 - тематический;

 - "свободный”.

    На организационном часе ребята подводят итоги прошедшего месяца и планируют свою дальнейшую жизнь.

    Тематика классных часов определяется общешкольным тематическим планированием

Занятия в рамках этической программы "Я живу среди людей” проводятся по следующему плану:

 

№п/п

                           Тематика

1  7кл.

Мир претензий к окружающим.

2

Нравственные ценности.

3

Умение слышать и слушать другого.

4

 Человеческие ценности: 

 - совесть 

 - честь 

 - благодарность 

5

Речевой этикет.

6

Характер личности.

7  8 кл.

Виды общения.

8

На чем основано взаимопонимание.

9

Человеческие ценности: 

 - память 

 - правда 

 - жизнь 

10

Конфликты в общении и способы их разрешения

11

Подросток и законы.

12   9 кл.

Темперамент.

13

Правила организации пространства общения.

14

Организация знакомства.

15

Как сохранить достоинство.

16

Человеческие ценности: 

 - надежда 

 - гордость 

 -свобода 

17

Секреты обаяния.

18

Осторожно, "Секта”.

 

 

   5. Индивидуальная работа.

      В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями.

 Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы - это закон индивидуальной работы классного руководителя с родителями.

    6. Работа с учителями - предметниками.

 Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с учителями- предметниками подразумевается уже самими обязанностями. Тем не менее, и пренебрегать этим направлением работы не стоит.

v  Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами.

v  Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;

v  Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка;

v  Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов;

v  Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место.

v  Вот перечень тех не многих мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.

   7. Работа с правоохранительными структурами.

Планируется проводить разъяснительную работу с целью профилактики правонарушений. Организация встреч с социальным педагогом, сотрудниками ПДН,РОВД, МСЧ, родительской общественностью формирует у ребят навыки ассоциативного правильного поведения в обществе. Кроме того, указанные беседы направлены на повышении бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой и т.д.

    8Каникулярная работа.

 Следует помнить, что в воспитании каникул не бывает, тем более, что каникулы – время, которое ребёнок проводит, будучи предоставленный сам себе. Следовательно, возрастает риск не только травматизма, но и негативного влияния улицы. Поэтому, являясь периодом отдыха для детей, каникулы становится временем наиболее активной работы классного руководителя по организации интересного, познавательного, развлекательного досуга своих воспитанников. Для реализации этой цели наиболее приемлемыми являются поездки в города республики, музеи. Они дают возможность детям пообщаться, почувствовать себя взрослыми, отдохнуть от школы и дома, кроме того, в своей основе несут богатый информационный материал по истории и развитию родного края.

Уровень личностных особенностей учащихся

Из диаграммы видим, что в классе значительно выросла мотивация достижения. Удовлетворённость шкльной жизнью стала намного выше к 8 классу. А вот учебная мотивация – это та область, над которой предстоит поработать совместно с учителями, работающими в 8 классе.

Выявление уровня развития самоуправления

 Из диаграммы мы видим, что все показатели растут от класса к классу. Я считаю, что это хороший результат.

                                Календарно - тематическое планирование

 Оценка эффективности реализации Программы.

  Для меня эффективность воспитательной программы заключается не только в результатах диаграмм. Она прежде всего в том, что класс одобряет мою работу, что с этой программой согласны родители и поддерживают её. В классе много детей, которые не сильны в учёбе, а значит после 9 класса они пойдут в колледжи, училища. И я думаю, что  эта программа работы помогла им создать хорошее портфолио, воспитала у них активную жизненную позицию, развила коммуникативность и умение достигать поставленные цели.

В ходе работы применяются различные формы: наблюдения, анализ, анкетирование, тестирование, опрос. Примеры анкет представлены в приложении.

Уровень личностных особенностей учащихся

 

Выявление уровня развития самоуправления

 

Список литературы

 1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.

 2. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М.: педагогика. 1986.

 3. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006.

 4. Кушнер Ю. Формирование профессиональных интересов учащихся в семье. Воспитание школьников. 1992. №3 -4.

 5. Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2006.

 6. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: педагогическое общество России, 2005.

 

 Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

 Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

 Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

 4- совершенно согласен;

 3- согласен;

 2- трудно сказать;

 1- не согласен;

 0- совершенно не согласен.

 1. Я иду утром в школу с радостью.

 2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

 3. В нашем классе хороший классный руководитель.

 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

 5. У меня есть любимый учитель.

 6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

 8. У меня есть любимые школьные предметы.

 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

 10. На летних каникулах я скучаю по школе.

 Обработка полученных данных.

 Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью "У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости. Если же "У” больше 2, но меньше 3 или "У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

 

                      Методика выявления уровня развития самоуправления

 Цель: определение уровня развития детского самоуправления.

 Проведение.

 Каждый ребёнок заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений.

 Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценке: 4- " да”, 3- "скорее да, чем нет”, 2- "трудно сказать”, 1-"скорее нет, чем да”, 0-"нет”.

 пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка

 1 5 9 13 17 21

 2 6 10 14 18 22

 3 7 11 15 19 23

 4 8 12 16 20 24

 1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

 3. самостоятельно организую интересные дела со своими друзьями.

 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми.

 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

 8. Считаю, что актив хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

 9. Считаю, что все в нашем классе добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей.

 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом.

 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.

 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

 13. Мы хорошо представляем задачи, которые стоят перед коллективом.

 14. Мои товарищи часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.

 15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед школой.

 16. Мои друзья и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.

 17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами, организациями и объединениями.

 18. Удовлетворён отношением моих друзей к учащимся других классов, объединений.

 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.

 20. Считаю, что товарищи, выбранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

 21. Мои друзья добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.

 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы, объединения достиг более высоких результатов.

 23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.

 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы, объединения.

 Обработка результатов.

 При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

 1. Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность

 ( предложения 1,2,3,4);

 2. Организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8);

 3. Ответственность за результаты совместной работы в коллективе

 ( предложения 9,10,11,12);

 4. Участие коллектива в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16);

 5. Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни ( предложения 17,18,19,20);

 6. Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы, объединения ( предложения 21,22,23,24).

 

 

Список литературы

  1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.

  2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. -  М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

  3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.

  4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.

  5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.

  6. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.

  7. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.

  8. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.

  9. Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.

  10. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.

  11. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.

  12. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

  13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

  14. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе /  М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.

  15. Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 175 с.

16. Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.

 

 

 

  • Самооценка психических состояний. Тест Айзенка.

  • Крепкие ли у вас нервы

  • Способны ли вы обрести счастье.

  • Знаете ли вы себя

  • Диагностика мотивации учения

  • Мотивация младшего школьника

  • Тип темперамента

  • Риск возникновения алкозависимости ребенка

  • Диагностика состояния агрессии

  • Диагностика склонности к виктимному поведению




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс