СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития классного коллектива 9-11 класса «Жить с увлечением»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа развития классного коллектива 9-11 класса

«Жить с увлечением»

        на 2019- 2022 гг.

Актуальность программы: Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития классного коллектива 9-11 класса «Жить с увлечением»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В.В.Андреева



Рассмотрена на заседании ШМО классных руководителей

Протокол №_____от____________20__ г

Руководитель ШМО:

_______(Николаева Е.Д.)

Согласована:

Зам. директора по ВР:

_________ (Меметова М.А.)

__________ .20___ г.

Утверждена приказом по школе

от __________ .20___г.

№ _______


Директор школы:

___________(Чернова И. И.)


Яльчикского района Чувашской Республики»





Программа

развития классного коллектива 9-11 класса

«Жить с увлечением»

на 2019- 2022 гг.

Составитель программы:

Салмина Ольга Александровна,

учитель физической культуры,

классный руководитель

Реализация программы: 2019-2022 годы






с. Лащ-Таяба, 2019







Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание деятельности классного руководителя 1 Цель и задачи программы.

  1. Сроки реализации

  2. Этапы реализации программы 4 Содержание программы

5Мониторинг эффективности реализации программы


6Методическое обеспечение программы


  1. Ресурсное обеспечение программы

  1. Список литературы

IV.Приложения

Пояснительная записка


Актуальность программы: Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Очень важно именно в эти годы окончательно выявить и по мере возможностей развить те способности, на основе которых можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии. Современные условия диктуют необходимость наряду с общеобразовательными предметами организовывать и специальное обучение и воспитание детей, профессионально ориентирующее их в соответствии с имеющимися задатками и способностями на выбор вида и рода занятий. Новизна данной программы заключается в том, что программа является комплексной и состоит из 5 направлений. В ходе реализации программы происходит обновление традиционных форм и методов воспитательной работы, используются

приемы современных воспитательных технологий и рефлексии.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают детей к осознанному выбору профессии, активизируют у учащихся процессы самопознания, определения профессиональных склонностей, формируют потребность в здоровом образе жизни, способствуют развитию моральных качеств личности.

Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами: интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры; быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям; инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека; потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией; умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем; диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе; высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению профессиональных стремлений учащихся. При этом важно использовать не только знания классного руководителя, но и учитывать опыт и знания родителей, педагогов и всего социального окружения учащихся, помочь им освоить социально-профессиональный опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой собственный опыт жизнедеятельности.


Прогнозируемый результат реализации программы: осознание ценностей и сохранения семейных традиций и уважение профессионального выбора своих родителей. Активизация процесса профессионального самоопределения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Понимание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни. Развитие в себе таких качеств как милосердие, доброжелательность, толерантность,

способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства и чужого мнения, бескорыстия и справедливости. Повышение уровня психологических знаний, исследование собственных познавательных ресурсов и возможностей, соотнесение своих интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности.

Эффективное воспитание требует определенных методик, которые помогают приобрести необходимые знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся выпускникам школы.


Формы работы с учащимися:

беседы и лекции; разнообразные классные часы;

совместные с родителями мероприятия; деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы; встречи с интересными людьми;

занятия-практикумы; тестирование, анкетирование; психологические тренинги;


Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно- духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

    1. Сформированность гражданских навыков:

-умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-умение принимать и защищать свои решения;

-готовность к участию в общественных делах;

-готовность к образованию;

    1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-патриотизм и любовь к Родине;

-правам и свободам человека и гражданина;

- экологическая ответственность

-здоровью

-семье.

Количественные параметры:

  1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

  2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

  3. Участие в конкурсах .

  4. Проведение мероприятий.

Для оценки эффективности работы программы используется методика оценки уровня социализации личности. (Приложение №1 ) Диагностическая методика

«Профессиональная готовность» (Приложение №2 ) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению ( Приложение 3) Диагностические материалы для определения уровня сформированности семейных ценностей у старшеклассников, экспресс диагностика «Уровень родительской компитенции»( приложение 4) Диагностика « Мое отношение к здоровью»


Срок реализации программы – 3 года, ориентирована она на старшеклассников 9-11 классов и включает в себя 5 направлений.

Содержание программы

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению профессиональных стремлений учащихся. При этом важно использовать не только знания классного руководителя, но и учитывать опыт и знания родителей, педагогов и всего социального окружения учащихся, помочь им освоить социально-профессиональный опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой собственный опыт жизнедеятельности.


Прогнозируемый результат реализации программы: осознание ценностей и сохранения семейных традиций и уважение профессионального выбора своих родителей. Активизация процесса профессионального самоопределения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Понимание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни. Развитие в себе таких качеств как милосердие, доброжелательность, толерантность, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства и чужого мнения, бескорыстия и справедливости. Повышение уровня психологических знаний, исследование собственных познавательных ресурсов и возможностей, соотнесение своих интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности. Эффективное воспитание требует определенных методик, которые помогают приобрести необходимые знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся выпускникам школы.


Срок реализации программы:

1 этап 2019-2020 уч.г.

2 этап 2020 -2021уч.г.

3 этап 2021- 2022 уч.г.


Основные направления программы развития классного коллектива


  1. Семья

В настоящее время большинство семей озабочено не только вопросами экономического и материального процветания, но порой и просто физического выживания. Вопросы же воспитания отходят на второй план, и происходит самоустранение родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. В этих условиях педагогу необходимо тщательно выбирать направления и формы работы с родителями, так как становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды.

Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.

Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.

Мероприятия по реализации данного направления работы



Название мероприятия

Класс

Ответственные

Время проведения

1

Составление социального

паспорта класса

9 и 10

Актив класса, классный

руководитель

В течение года

2

Тематические

родительские собрания

9-11

Классный руководитель

1 раз в четверть

3

Совместные турпоходы

9-11

Классный руководитель,

родители, актив класса

июнь

4

День матери

9-11

Весь класс

ноябрь

5

Празднование 8 марта,

23 февраля

9-11

Ученический актив, классный руководитель

Март, февраль

6

«Новый год и Рождество–

семейный праздник»

9-11

Родительский актив

Декабрь, январь

7

Экскурсии

9,10

Родительский актив

Декабрь, июнь

8

Индивидуальные встречи

с родителями, приглашение их в школу, посещение на дому, консультации психолога

9-11

Классный руководитель, родительский актив

В течение года


  1. Профессиональное самоопределение


Дать подросткам знания по различным дисциплинам – одна из основных задач школы и учащиеся должны получить образовательный минимум, определенный государственными стандартами. Это их основной труд в школе. Но для подростков в рамках учебного плана должны быть организованы профориентационное обучение и трудовая деятельность, в процессе которых они приобретают теоретические знания, практические умения и определенные качества личности.

Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ. Формирование мотивов труда.

Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Развитие культуры труда.

Предполагаемый результат: успешное окончание школы и получение документов об образовании, формирование профессиональных умений и навыков, понимание учащимися необходимости выбора пути человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Формирование доброжелательного отношения к миру.


Мероприятия по реализации данного направления работы.


Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1

Найти себя

Классный час

9

Классный

сентябрь





руководитель


2

«Выбор профессии это серьезно»

Классный час

9,11

Классный руководитель

сентябрь

3

Профессия учителя.

Классный час

10

Классный

руководитель

октябрь

4

Экологические субботники по уборке территории школы

Трудовой десант волонтеров

9-11

Весь класс

Осень- весна

6

Посещение образовательные учреждения

Яльчикского района

экскурсия

9-11

Классный руководитель Соц.педагог

Октябрь, февраль

7

Анкетирование тестирование с целью выявления

наклонностей и т.д.

Анкетирование, тестирование

9- 11

Классный руководитель, психолог

В течение года

8

Профессии в мире

рекламы

Классный час

9

Классный

руководитель

декабрь

9

Путь в профессию, или в поисках

призвания

Классный час

11

Классный руководитель

ноябрь

10

Я в мире профессий

Классный час -

презентация

11

Классный

руководитель

январь

11

Конкурентоспособная

личность

Классный час

10

Классный

руководитель

январь

12

«Мои успехи в

школе»

Круглый стол

10, 11

Классный

руководитель

В течение

года

13

Дороги, которые мы выбираем.

Круглые столы, встречи с людьми

разных профессий

9-11

Классный руководитель

февраль







15

«Стратегия

трудоустройства»

Занятия - практикумы

10, 11

Школьный

психолог

В течение

года

16

«Об образовании»

Классное собрание – ознакомление родителей и детей с Положением о государственной

итоговой аттестации

11

Классный руководитель

В течение года

17

Как найти дело по

душе.

Тренинги, беседы

(по плану психолога)

9,10

психолог

В течение

года

18

Олимпиады

Участие в

предметных олимпиадах

9-11

Преподаватели,

классный руководитель

Ноябрь- март

19

Конкурсы, конференции

Музыкальные,

танцевальные, творческие,

9-11

классный

руководитель, преподаватели

В течение года




исследовательские


допобразования



  1. Здоровье

«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье». Генрих Гейне

Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно- психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.

Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.

Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.


Мероприятия по реализации данного направления работы.


Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время

проведения

1

«Профилактика и способы лечения простудных

заболеваний»

Беседа с врачем

9-11

Классный руководитель,

врач

Осень, весна

2

Кросс нации

осенний кросс

9- 11

Классный руководитель,

преподаватели физкультуры

сентябрь

3

«Чипсы: вред или польза?»

диспут

11

Классный

руководитель

Октябрь

4

О здоровье знаю все, но…

беседа

10

Классный

руководитель

Октябрь

5

Энергетические напитки: за и против

Классный час

10

Классный руководитель,

актив класса

Ноябрь

6

Горькая правда о горьком пиве

Информационно

познавательна я лекция

11

Классный руководитель

Ноябрь

7

«Формула здоровья»

Беседа, посвященная

Всемирному

9- 11

Классный руководитель,

актив класса

декабрь




дню борьбы

со СПИД




8

Профилактика стресса

Тренинг

11

Классный руководитель,

школьный психолог

январь

9

«Украшение тела современного человека: вся

правда о последствиях»

Классный час- презентация

10

Классный руководитель

Февраль

10

Современная чума – пирсинг

Классный час

11

Классный

руководитель

Февраль

11

«Имя беды наркотики»

Пресс- конференция

9-11

Классный руководитель,

актив класса

Март

12

«Хочешь быть здоровым?»

Классный час в форме

ролевой игры

10

Классный руководитель,

актив класса

март

13

Дыхательные упражнения. Виды и способы самомассажа

Тренинг

9

Классный руководитель Учитель

физкультуры

апрель

14

Пищевые добавки.

Информацион но- познавательна

я лекция

11

Классный руководитель

апрель

15

«Солнце, воздух и вода – наши

лучшие друзья»

Турпоход

9- 11

Весь класс

лето

16

«Лыжня России»

соревнование

9-11

Спортивные

активисты

По плану

района

17

Легкоатлетические пробеги

соревнования

9-11

Юные

космонавты

Сентябрь,

апрель

18

Республиканский фестиваль спорта «Через тернии к

звездам»

соревнования

9

Юные космонавты

февраль

19

Школьная волейбольная лига

соревнования

9-11

Юноши девушки в составе

школьной команды

По плану района Декабрь, май

20

Школьная лига баскетбола

соревнования

9-11

Юноши девушки в составе школьной

команды

По плану района


4.Патриот


Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.

Цель работы: формировать правосознание и гражданскую ответственность; воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.


Мероприятия по реализации данного направления работы.


Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Участие в праздновании 9 мая

9- 11

Классный

руководитель, актив класса

май

2

День знаний

Классный час

10, 11

Классный

руководитель

сентябрь

3

День пожилых людей

Поздравления,

участие в мероприятии

9-11

Классный руководитель

октябрь

4

День согласия и

примирения

беседа

10, 11

Классный

руководитель

ноябрь

5

Я и закон.

Классный час в

форме игры

10

классный

руководитель

декабрь

6

МВД предупреждает…

Информационный

классный час

11

классный

руководитель

декабрь

7

Традиции чувашского народа.

Устный журнал

10

Классный

руководитель, актив класса

апрель

8

Уроки Мужества

Беседы, смотр строя и песни, конкурс рисунков, песен и т.д.

9- 11

Классный руководитель, актив класса

Февраль, в течение года по плану

школы

9

«Великие женщины России»

Классный час

9

Классный

руководитель, актив класса

март

10

Мы будем вечно прославлять ту женщину,

чье имя мать.

Концерт

9-11

Классный руководитель,

актив класса

март

11

День космонавтики

Зачетные

сессии

9- 11

Классный

руководитель,

апрель





актив класса


12

«Мы помним о вас,

ветераны»

Оказание шефской

помощи ветеранам

9- 11

Актив класса

В течение

года

13

Акция «Обелиск»

Уборка могил

ветеранов войны, уход за обилиским

9- 11

Весь класс

Сентябрь- май

14

Акция «Подарок

ветерану»

Изготовление

подарков

9-11

Весь класс

Март-май

15

День призывника

Встречи с курсантами военных

училищ, концерт.

9-11

юноши

февраль

16

Движение «Юнармия»

Соревнования, конкурсы, встречи

10,11

Весь класс

По плану

школы и района

17

Орленок

Военизированная

игра

10

Весь класс

Май, июнь

18

Николаевские чтения

конференция

9-11

Актив отряда

ЮК

Февраль-

март

19

Акция «Нам этот мир

завещенно беречь»

конкурс

9,10

Весь класс

февраль

20

Акция «Память

поколений»

конкурс

9-11

Весь класс

В течение

года

21

День учителя

Концерт, день

самоуправления

10,11

Весь класс

октябрь

22

Фестиваль танца

Районные, республиканские конкурсы

9-11

Участники танцевальной группы


В течение года



  1. Общение и досуг


Досуговая деятельность – необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.

Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.

Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.


Мероприятия по реализации данного направления работы.



Название мероприятия

Форма

класс

ответственные

Время проведения

1

Осенний бал

праздник

9-, 11

Актив класса,

классный руководитель

сентябрь

2

День

самоуправления

Ролевая игра

10, 11

Заместитель

директора по ВР

Октябрь

3

Скажем «нет»

сквернословию.

беседа

9

Классный

руководитель

октябрь

4

Беседа о

милосердии

беседа

9

Классный

руководитель

ноябрь

5

Поздравительная открытка ко Дню

Учителя, 8 марта

поздравление

9- 11

Актив класса

Октябрь, февраль, март

6

Новогодний бал

праздник

9- 11

Классный руководитель,

актив класса

декабрь

7

Экскурсии в музее

Проведение экскурсий и волонтерское сопровождение гостей музея

9

Учитель истории

Сентябрь-май

10

Космические

викторины и КВНы

Конкурсы


9-11

Весь класс

Сентябрь-май

9

Страхи, их профилактика и

преодоление

Психологический тренинг

10

Соц.педагог

классный

руководитель

январь

10

Встреча с выпускниками

Вечер-встреча

10,11

Классный руководитель,

актив класса

февраль

11

«Созвездие добра и красоты»

праздник

9

Классный

руководитель, актив класса

Февраль, март

12

Огонек «А ну-ка, девочки»

праздник

9- 11

Классный

руководитель, актив класса

Март

13

День смеха и шуток.

праздник

9- 11

Классный руководитель,

актив класса

Апрель

14

Сотовый телефон:

враг или друг

Диспут

9,11

классный

руководитель

март

15

Последний звонок

праздник

11

Классный руководитель,

актив класса

май

16

День музеев

экскурсии

9-11

Весь класс,

По плану





классный

руководитель


17

День Кино

Посещение

СДК с.Лащ-Таяба

9-11

Классный

руководитель, весь класс

По плану школы

18

Мой край - моя любовь!

Экологическая экскурсия в лес д.Яманчурино

9-11

Классный руководитель, учитель

биологии, весь класс

Май, июнь


Мониторинг эффективности реализации Программы


Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;

  • тестирование;

  • микроисследования.

Для исследования результативности Программы, отслеживания уровня развития ребенка и коллектива предлагаются следующие критерии и средства



п/п

Критерии

Показатели

Диагностические средства

1

Интеллектуальная развитость учащихся

Освоенность образовательных программ. Познавательная активность

Опросник Айзенка. Диагностика уровня развития теоретического мышления.

Методика Х. Гарднера

Педагогическое наблюдение Методы статистического анализа текущей и итоговой

успеваемости

2

Нравственная развитость учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Социальная активность

Педагогическое наблюдение. Методика для определения общественной активности учащихся

3

Эстетическая развитость учащихся

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

Проявление эстетических чувств в актах творчества

Методы экспертной оценки и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение

4

Самоактуализирован ность личности учащихся

Стремление к самопознанию и самореализации. Наличие положительной самооценки. Креативность личности, наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Социальная направленность личности

Оценка психологического состояния по Айзенку.

Профессиональные наклонности.

Рефлексивные методики

Рейтинговая таблица «Активная жизненная позиция»

Тест Д. Голланда


5

Развитость коммуникативности

Коммуникабельность. Сформированность

коммуникативной культуры учащихся

Методика выявления коммуникативных склонностей

учащихся. Педагогическое наблюдение

6

Физическая разви- тость

Состояние здоровья учащихся. Развитость физических качеств

Статистический медицинский анализ состояния здоровья

учащихся

Выполнение контрольных нормативов по физической

подготовке

Результативность участия в спортивных мероприятиях

школы и города

7

Удовлетворенность

Комфортность,

Экспресс-методика по изучению


учащихся, педагогов

защищенность личности

социально-психологического


и родителей

учащегося.

климата в коллективе. Методика


жизнедеятельностью

Удовлетворенность

Филлиппса


в классном

педагогов деятельностью

Методика Е.Н. Степанова


коллективе

учащихся и

«Изучение удовлетворенности



взаимоотношениями в

родителей работой



классном сообществе.

образовательного учреждения»



Удовлетворенность

Методика А.А. Андреева



родителей результатами

«Изучение удовлетворенности



обучения и воспитания

учащихся школьной жизнью».



ребенка, его положением в




классном коллективе


Условия реализации программы


  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации, школы, педагогического коллектива.

  • совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, службой занятости населения, предприятиями села.


Методическое обеспечение программы

Программно – методическое:

Диагностические материалы (тесты, анкеты, проективные методы);

Программа воспитательной работы школы;

План воспитательной работы классного руководителя;

Банк методических разработок.


Ресурсное обеспечение программы

1. Нормативно – правовое:

Должностная инструкция классного руководителя;

Устав школы

Программа развития школы

Конвенция о правах ребёнка

Закон «Об образовании»

2. Организационное:

Изучение социального запроса;

Определение направлений работы с классным коллективом;

Презентация программы на методическом объединении классных руководителей.

Список литературы


  1. Воспитательная система класса: теория и практика. Под ред. Степанова Е.Н. М., Сфера, 2005.

  2. Борисова Е.М.Индивидуальность и профессия. – М., 1991.

  3. Газман О.С., Иванов И.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. – М., 1992.

  4. Завьялова У.С. Воспитательный план – помощник, справочник, путеводитель в работе классного руководителя // Классный руководитель. – 2000. - №8.

– С. 24-39.

  1. Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1983.

  2. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

  3. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученического коллективов. – М., 1988.

  4. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы ВР классного руководителя на диагностической основе. М., Центр «Педагогический поиск», 2004.

  5. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. – 2001. - №5. – С. 40-45

  6. Классные часы: 8 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.

  7. Классные часы: 9 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.

  8. Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А.М. Байков А.М. и др. – Волгоград: Учитель, 2006

  9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.:

«ВАКО», 2003

  1. http://unitex-center.ru/news/respublikanskiy-konkurs-detskih-tvorcheskih- rabot-doroga-k-zvezdam-posvyashchennyy-polyotu

  2. http://ethos.narod.ru/

  3. http://www.uchportal.ru/

  4. https://azbyka.ru/deti/

  5. http://pedsovet.su/load/10

Приложения

Инструментарий мониторинга воспитательной работы

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ


Анкета ученика (цы) класса

Долг и ответственность

  1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4 3 2 1 0

  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0

  3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0

  4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0

Бережливость

  1. Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0

  2. Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. 4 3 2 1 0

  3. Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 4 3 2 1 0

  4. Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). 4 3 2 1 0

Дисциплинированность

  1. Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. 4 3 2 1 0

  2. Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 4 3 2 1 0

  3. Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 4 3 2 1 0

  4. Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 4 3 2 1 0

Ответственное отношение к учебе

  1. Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0

  2. При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 4 3 2 1 0

  3. Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). 4 3 2 1 0

  4. Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0

Отношение к общественному труду

  1. Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 4 3 2 1 0

  2. Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). 4 3 2 1 0

  3. Выполняю трудовые поручения родителей. 4 3 2 1 0

  4. Добросовестно выполняю все поручения. 4 3 2 1 0

Коллективизм, чувство товарищества

  1. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0

  2. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 4 3 2 1 0

  3. Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 4 3 2 1 0

  4. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0

Доброта и отзывчивость

  1. Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0

  2. Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0

  3. Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 4 3 2 1 0

  4. Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0

Честность и справедливость

  1. Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 4 3 2 1 0

  2. Честно сознаюсь, если что-то натворил. 4 3 2 1 0

  3. Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 4 3 2 1 0

  4. Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3 2 1 0

Простота и скромность

  1. Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0

  2. Понимаю, что человека уважают не за деньги. 4 3 2 1 0

  3. Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0

  4. Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0

Культурный уровень

  1. Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0

  2. Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3 2 1 0

  3. Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0

  4. Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) 4 3 2 1 0


Расчет делать по каждому пункту. Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”


  • “0” - всегда нет или никогда.

  • “1” - очень редко, чаще случайно.

  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

  • “4”- всегда да, постоянно.


Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16. Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10


  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности

  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

  • 1- высокий уровень воспита



2.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. ( Андреев А.А.)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.



С каким настроением ты идешь в школу?

  • с радостью

  • равнодушен

  • с предчувствием неприятностей

  • скорей бы все это закончилось

  1. Если происходят неприятности, от кого они чаще всего исходят:

  • от учителя-предметника;

  • от классного руководителя;

  • от товарищей по классу;

  • от администрации;

  • другое;

  1. Какие должны быть, по-твоему, функции классного руководителя:

  • второй мамы;

  • старшего товарища;

  • контролера за успеваемостью и дисциплиной;

  1. Каковы должны быть черты классного руководителя? (написать)

  2. Какие отношения хотелось бы тебе установить с классным руководителем?

  3. Чего не должен делать классный руководитель?

  4. Какое чувство испытываешь ты к своему классному руководителю?

  5. Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?

  • часто;

  • редко;

  • никогда;

  1. Каковы причины конфликтов?

  • плохой характер классного руководителя;

  • плохой характер класса;

- внешние обстоятельства;

  1. Ты совершил проступок (разбил окно, испортил мебель…..). Ты ожидаешь, что, в этом случае классный руководитель:

    • тебя защитит;

    • сделает вид, что не заметил случившегося;

    • будет защищать себя от упреков администрации;

    • воспользуется случаем, чтобы тебя унизить;

  1. Ты считаешь, что твой класс

    • сплочен и дружен;

    • разбит на группы;

    • каждый живет сам по себе;

  1. Как часто проводятся мероприятия в твоем классе?

    • часто;

    • редко;

    • не проводятся;

  1. Каков характер классных мероприятий?

    • Беседы об интересном и важном в жизни;

    • Походы, экскурсии, поездки;

    • Трудовые дела;

    • Работа по успеваемости и дисциплине;

    • Коллективные мероприятия с родителями;

    • Другое;

  1. Какие мероприятия запомнились тебе больше всего?

  2. Что бы ты посоветовал своему классному руководителю?



3.Пословицы»

(методика С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл – согласен в очень незначительной степени; 2 балла – частично согласен;

  1. балла – в общем согласен;

  2. балла – почти полностью согласен; 5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б»,

«в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:



грехом;






тужит;

а) счастлив тот, у кого совесть спокойна; б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со


г) что за честь, коли нечего есть.

а) не хлебом единым жив человек; б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, своей души не слышу.

а) кому счастье служит, тот ни о чем не


б) где счастье плодится, там и зависть родится; в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь пройти – не поле перейти.

  1. а) бояться несчастья - и счастья не видать; б) людское счастье, что вода в бредне;




делает;

в) деньги – дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

  1. а) только тот не ошибается, кто ничего не

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай; г) не зная броду, не суйся в воду.

  1. а) всяк сам своего дела кузнец; б) бьется, как рыба об лед;

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

  1. а) добрая слава лучше богатства; б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь; г) выше головы не прыгнешь.

  1. а) мир не без добрых людей; б) на наш век дураков хватит; в) люди - всѐ, а деньги – сор; г) деньгам не повинуются.

  2. а) что в людях живет, то и нас не минет; б) живу, как живется, а не как люди хотят; в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ.

  1. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, ничего не знаю; г) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона.

  1. а) сам пропадай, а товарища выручай; б) делай людям добро, да себе без беды; в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь добра, то никому не делай зла.

9.а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет – приятели откажутся.

10.а) ученье – свет, а неученье – тьма; б) много будешь знать, скоро состаришься; в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

11.а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь

6)а, в – самоопределение в жизни, отсутствие самоопределения;

7)а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям;

8)а, в – хорошее отношение к людям, б, г – негативное отношение к людям;

9)а, в – коллективистическое отношение к людям, б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

10)а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г – эгоистическое отношение к людям;

11)а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г – паритетное отношение к людям;

12)а, в – значимость дружбы, б, г – незначимость дружбы;

13)а, в – значимость ученья, б, г - незначимость ученья;

14)а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда;

15)а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов.

горбат.

12.а) на что и законы писать, если их не

исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха

увязнет; вышло.


в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и


Обработка результатов.

Текст методики содержит 30 пар ценностных

суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1)а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни;

2)а, в – незначимость материального благополучия в жизни; б, г – материально благополучная жизнь;

3)а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г

– трудная, сложная жизнь;

4)а, в оптимистическое отношение к жизни, б, г – пессимистическое отношение;

5)а, в, – решительное отношение к жизни, б, г – осторожное отношение;

4. Тест профессиональной готовности (ОПГ)

В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работу) в определенной профессиональной сфере.

Основные принципы, положенные в основу ОПГ

Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике оптанту для оценки, должны быть близки и понятны ему, т.е. должны быть обязательно представлены в его прошлом опыте.

Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное положение, оптант лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту легко определить и обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.

Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер:

  • Ч-З (Человек – знак)

  • Ч-Т (Человек – техника)

  • Ч-П (Человек – природа)

  • Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

  • Ч-Ч (Человек – человек) Инструкция испытуемому

Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):

  1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:

  • делаю, как правило, хорошо - 2 балла

  • делаю средне - 1 балл

  • делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов

  1. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:

  • положительные (приятно, интересно, легко) – 2 балла

  • нейтральные (все равно) – 1 балл

  • отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0 баллов

  1. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:

  • да – 2 балла

  • все равно – 1 балл

  • нет – 0 баллов

Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответом на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его Вы и оцениваете тремя оценками.

Работайте внимательно, не спешите! Порядок работы с опросником.

Оптанту предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту как он собирается с ним работать. При проведении групповой консультации профконсультант сам подробно рассказывает оптантам порядок заполнения опросника, обращая их внимание на следующее:

  1. Отвечать «хорошо умею делать», т.е. ставить 2 балла можно только в том случае, если он это делал не один раз, а много раз, и у него, как правило, это хорошо получалось.

  2. Ставить «0» баллов в «умениях» надо и года школьник что-то делает плохо, и когда он не умеет это делать (т.е. пробовал, но не получалось);

  3. Если школьник никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк при оценке умений и своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3 вопрос о своем профессиональном предпочтении; если не сможет, то вместо 3-й оценки он так же ставит прочерк.

Фиксация результатов

В процессе работы с опросником оптант заполняет специальную таблицу ответов, которая содержит 4 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначения вопросов.

Обработка результатов

Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо: 1. Ч-З 2. Ч-Т 3. Ч-П 4. Ч-Х.О. 5. Ч-Ч

В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:

  1. Оценка своих умений

  2. Оценка своего эмоционального отношения

  3. Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения.

Приступая к обработке результатов, профконсультант сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценки умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант учитывает только при качественном анализе каждой сферы.

Профконсультант подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета профконсультант имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Оценка результатов

Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере. Суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т.е. с 1 оценкой. Например, соотношение трех оценок типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12. Предпочтение оптанта в первом примере более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые оптант дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней. Это

необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч-З может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), с математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (Ч-Ч и Ч-З), модельер (Ч-Х.О. и Ч-Т) и т.д.

Выводы

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют профконсультанту возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.

Все выводы и гипотезы, сделанные профконсультантом в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.

2.ТЕКСТ ОПГ

Умею, могу (часто, легко, систематически, нравится, хочу)

  1. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.

  2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг, светильник, велосипед, мотоцикл).

  3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.).

  4. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко. 5. При общении с людьми одерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.

  1. Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.

  2. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.

  3. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.

  4. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).

  5. Объяснять содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т.п. ясным, легко понятным каждому языком.

  6. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге.

  7. По четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие - кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.

  8. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

  9. Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.

  10. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.

  11. Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править. 17.Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.

  1. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.

  2. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых. 20.Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр.

  1. Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

  2. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п.) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно

  3. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.

  4. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.

  5. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т.е. понимать причины его поступков, видеть "истинное лицо", часто скрытое за внешним поведением.

  6. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.

  7. Выполнять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.

  8. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб; их характерных внешних признаках и повадках.

  9. Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.

  10. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.

  11. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.

  12. Находить более рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: логической, технической, конструкторской, и т.п.

  13. Изучать строение "живой ткани" и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.

  14. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.

  15. Организовывать коллективные вечера , походы и другие мероприятия.

  16. Запоминать правила, законы , теоремы , условные обозначения , формулы.

  17. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.

  18. При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др.

  19. Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.

  20. Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.

  21. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.

  22. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

  23. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.

  24. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.

  25. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми. 46.Тщательно выполнять " бумажную работу ": писать, чертить, вычислять, проверять и т.п.

  1. Работать на ЭВМ, решать какие либо задачи с помощью дисплея.

  2. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.

  3. Настойчиво и терпеливо "отделывать", обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.

  4. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говорить без "бумажки").

5.Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Содержит 7 шкал:

  1. Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов.

  2. Шкала склонности на социальную желательность - 17 пунктов.

  3. Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов.

  4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.

  5. Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.

  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов.

  7. Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.

В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).

Ключи и процедура подсчета тестовых баллов.

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше на 1S измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 1S, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к "делинквентной" популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для "делинквентной" подвыборки.

Ключи

  1. Шкала установки на социально-желательные ответы:

2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 23(нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).

  1. Шкала склонности к преодолению норм и правил:

1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).

  1. Шкала склонности к аддиктивному поведению:

14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да). 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).

Опросник

  1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

  3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

  4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

  5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастет «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

  6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

  8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

  9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

  10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

  11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

  12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

  13. Я всегда говорю только правду.

  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.

  15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

  16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

  17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

  18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и, где он хочет.

  19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

  20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

  21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

  22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

  23. Я иногда не слушаюсь родителей.

  24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

  25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

  26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

  28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.

  29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

  30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсичные вещества.

  32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

  35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

  36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

  37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

  38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

  41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

  42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

  45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

  46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

  47. Иногда я скучаю на уроках.

  48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то обязательно потребую от него извинений.

  49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

  50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

  51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

  52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

  53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

  54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

  55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

  56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

  57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

  58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

  59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

  60. Мне нравится быть в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

  61. Меня раздражает, когда девушки курят.

  62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

  63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

  64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

  65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

  66. Я смог бы своею рукою казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

  67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

  68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

  69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

  70. Иногда у меня бывает такое настроение, что готов первым начать драку.

  71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руки вещь и ломал ее.

  72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

  73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

  74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

  75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

  76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

  77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.

  78. Я часто не могу сдержать свои чувства.

  79. Бывало, что я опаздывал на уроки.

  80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

  81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

  82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

  83. Иногда случалось, что я не выполнял школьные домашние задания.

  84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

  85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

  86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

  87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

  88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

  89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

  90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

  91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью, и не повлечет наказания.

  92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

  93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

  94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

  95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

  96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

  97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям

  98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.


6. Экспресс диагностика родительской компетенции.

Часть 1. Самодиагностика типового семейного состояния

Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны – зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.

  1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

  2. Чувствую, как бы я не поступил(а), все равно будет не так.

  3. Я многое не успеваю сделать.

  4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.

  5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).

  6. Дома мне часто приходится нервничать.

  7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).

  8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

  9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.

  10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.

  11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие.

  12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.

  13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).

  14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

  15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

  16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.

  17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.

  18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.

  19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

  20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.

  21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать. Бланк для ответов


Номера вопросов

Сумма балов

Шкалы

Д/з

1 4 7 10 13 16 19


В

5

2 5 8 11 14 17 20


Т

5

3 6 9 12 15 18 21


Н

6

Итого


С

14

Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» - чувство вины, «Т» - тревога, «Н» - нервно- психическое напряжение, «С» - общая семейная тревога, «Д/з» - значение, при котором состояние диагностируется.


Часть 2. Самодиагностика родительского отношения к детям

Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.

  1. Я всегда сочувствую моему ребенку.

  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

  3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

  4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

  5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

  6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.

  7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.

  8. Строгая дисциплина в детстве развивает характер.

  9. Я разделяю увлечения моего ребенка.

  10. За строгое воспитание дети потом благодарят.

  11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.

  12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

  13. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка. Бланк для ответов

Ф. И. О. (шифр)

Пол Возраст Образование

Специальность

1 2 3 4 5 6 7

8 9 10 11 12 13

1. сумма баллов № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12

2. Сумма баллов № 1, 3, 6, 7, 9, 13

Дата исследования: « _20 г.

Обработка данных

При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. Оценивается только сумма ответов № 1, которая сравнивается со шкалой:

Сырой балл

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный

ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,83

92,43

96,66

При высоких значениях диагностируются три типа родительского отношения (отвержение ребенка, его социальная нежелательность, отсутствие кооперации). Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:

«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность».


Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».


Изучение эмоционально-психологического климата (ЭПК)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Присутствовало на анкетировании:

Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни класса.

Устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в классе. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива"


В нашем классе всегда весело

4 3 2 1 0


Все ребята в общем-то добрые

4 3 2 1 0


Ребята в классе вежливые,

воспитанные

4 3 2 1 0


Мы никогда не ссоримся

4 3 2 1 0


Мне в нашем классе хорошо,

спокойно.

4 3 2 1 0


У нас все равны

4 3 2 1 0


Мы все сплоченные, все дела

4 3 2 1 0



делаем вместе.



Обработка результатов:

Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия 7* 4 =28 баллов. Находим максимальный групповой индекс ЭПК класса. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимают за 100%; вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:

Реальный групповой индекс класса

Э= * 100%

Максимальный групповой индекс ЭПК класса

Оценочная шкала:

Уровень ЭПК

Величина индекса в %

Очень высокий

Более 80%

высокий

71-80%

Выше среднего

66-70%

средний

45-65%

Ниже среднего

40-44%

низкий

Менее 40%



7.МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ


(составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы:

  1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

  2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

  4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

  5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

  7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

  8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

  9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

  10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

  11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

  12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?


  1. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

  2. Принимаете ли Вы участие в общественной работе?

  3. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

  4. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

  5. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

  6. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

  7. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов

1 б 11 16

2 7 12 17

3 8 13 18

4 9 14 19

5 10 15 20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По лученному

таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка:

  • низкий уровень – 0,1–0,45,

  • ниже среднего – 0,46–0,55;

  • средний уровень – 0,56–0,65;

  • выше среднего – 0,66–0,75;

  • высокий уровень – 0,76–1.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!