МОУ Криушинская средняя школа г. Новоульяновск Ульяновской области
Рассмотрено на заседании МО классных руководителей, протокол № 1 от 04.09.2015г.
Принято на заседании педагогического совета протокол № 3 от 30. 10. 2015г.
УТВЕРЖДАЮ Приказ № 545 от 09.11. 2015г.
Директор МОУ Криушинская СОШ: Ершова Т.А./_________ /
М.П.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОМНАТЫ БОЕВОЙ СЛАВЫ «ПАМЯТЬ ХРАНЯ»
Составитель:
руководитель комнаты Боевой славы, учитель истории и обществознания Малова И.В.
2015-18 учебные годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы: | программа развития комнаты Боевой славы «Память храня» |
Цели программы: | - Осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами комнаты Боевой славы |
Задачи: | Интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития. Воспитание культуры как части общей культуры человека. Обучение детей основам краеведческих знаний . Воспитание у обучающихся нравственности, гуманизма, гражданственности, культуры межличностных отношений, активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны. Активизация работы школьного и классного самоуправления. Развитие у обучающихся самостоятельности в процессе научно-исследовательской деятельности. Развитие творческих способностей через дифференцированный подход к обучающимся. |
Направление деятельности: | Укрепление материально-технической базы; организационное; урочное; внеурочное; методическое. |
Основной разработчик программы: | Муниципальное общеобразовательное учреждение Криушинская средняя общеобразовательная школа |
География участников программы: | 433303, Ульяновская область, город Новоульяновск, с. Криуши, ул. Полевая, дом 5, Т. |
Сроки проведения: | 2015- 2018 г.г. |
Кадровое обеспечение: | Руководитель комнаты Боевой славы «Память храня», заместитель директора по ВР, старшая вожатая, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители. |
Организация контроля за исполнением программы: | Администрация МОУ Криушинская СОШ г. Новоульяновска Ульяновской области |
Содержание программы.
1. Пояснительная записка:
1.1. Основополагающие документы.
1.2. Цель реализации программы.
1.3. Задачи реализации программы.
1.4.Принципы построения программы.
1.5. Педагогические технологии.
1.6. Методы работы комнаты Боевой славы.
1.7. Обеспечение программы.
1.8. Направления деятельности комнаты Боевой славы.
1.9. Использование комнаты Боевой славы в образовательном процессе.
1.10. Система взаимодействий.
2. Сроки и этапы реализации программы.
3. План развития комнаты боевой славы на период до 2017 года.
4. Управление реализацией программы развития.
5. Ожидаемые результаты и диагностика реализации программы.
6. Список литературы.
Пояснительная записка
«Добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны, - одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в отрочестве. Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность – это основа человеческого достоинства». (В.А.Сухомлинский)
Сегодня воспитание рассматривается как создание благоприятных условий для развития личности обучающихся. То есть на первое место в воспитательной деятельности выходит раскрытие личностного потенциала, которым изначально обладает каждый ребёнок, формирование у него ключевых компетенций.
Задача школы заключается в том, чтобы помочь ему осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Помощь и стимулирование саморазвития личности – наиболее эффективная стратегия организации воспитательного процесса. Исходя из этого, в программе воспитательной работы школы определена миссия школы: - развитие личности обучающихся с учетом способностей в соответствии с его профессиональными интересами;
- обеспечение качественного и доступного образования в условиях комфортной образовательной среды;
- создание условий для успешной социализации школьников;
- формирование ответственности, социально компетентной личности обучающихся с активной жизненной позицией.
Особая роль в достижении этих целей отводится и комнате Боевой славы. Комната Боевой славы «Память, храня» является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды исторических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Тесно связанная с уроками, со всем образовательным процессом школы комната создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности обучающихся. Она способствует привитию им умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
Работая в комнате Боевой славы, дети приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой научной информации; учатся анализировать и оценивать события и явления современной общественной жизни. Школьная комната Боевой славы в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания обучающихся. Будучи тесно связанной с краеведением, она воспитывает у детей любовь и уважение к родному краю, своей стране, к её историческому прошлому и настоящему. Комната Боевой славы «Память храня» выступает важным фактором формирования общественной активности обучающихся, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Таким образом, работа комнаты Боевой славы способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у обучаемых следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых:
принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных:
духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, опыт освоения обучаемым окружающего мира, познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;
- учебно-познавательных:
владение способами анализа, рефлексии, самооценки, целеполагания, планирования, организации; навыками самостоятельной познавательной деятельности; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных:
владение современными средствами информации, информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации;
- коммуникативных:
владение различными социальными ролями, навыками работы в группе, коллективе, знание способов взаимодействия с окружающими;
- социально-трудовых:
способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе целостной научной картины окружающего мира с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства;
- личностного совершенствования:
духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения.
В воспитании нельзя полагаться только на уже найденные ответы и решения; нужны анализ, диалог, размышление. Для успешной работы в нынешних условиях необходим системный подход, который воплощается в реализации долгосрочных программ развития, определяющих цели, задачи и основные направления деятельности на перспективу. Программно-целевой метод управления (на основе долгосрочной программы) в отличие от традиционного управления на основе планирования работы на год способствует осознанию перспектив дальнейшей деятельности, консолидации усилий всех её участников для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.
Следовательно, в настоящее время основная деятельность комнаты Боевой славы требует планомерного развития, рассчитанного на длительный период времени, с учетом современного подхода к образованию.
Основополагающие документы.
1.Программа развития комнаты Боевой славы «Память храня» базируется на нескольких основополагающих документах:
2.Закон «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 5 октября 2010 года № 795.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (РП РФ № 163-р от 07.02.2011г.).
5. Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 23.02.2011 года № 19–ФЗ).
6. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (Одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. N ПК-2).
7. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (Приложение к письму Минобрнауки России от 24.09.2007 № 06-1549).
8. Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2018 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761.
9. План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (распоряжение правительства РФ от 30.12.2012 года №2620-р).
10. Федеральный закон "О Днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г.
11.Программа развития МОУ Криушинская СОШ г. Новоульяновска.
12.Устав и Положение о школьной комнате Боевой славы МОУ Криушинская СОШ.
Программа деятельности школьной комнаты Боевой славы рассчитана на обучающихся с 1 по 11 классы, разновозрастные группы. Она основана на достигнутых результатах данной деятельности комнаты. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе комнаты. Это обусловлено её спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и школы.
Центральной идеей программы
является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. Комната Боевой славы «Память храня», является частью открытого образовательного пространства, призван быть Центром и координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Цель реализации программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами школьной комнаты Боевой славы.
1.3. Задачи реализации программы:
Интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
Воспитание культуры как части общей культуры человека.
Обучение детей основам краеведческих знаний.
Воспитание у обучающихся нравственности, гуманизма, гражданственности, культуры межличностных отношений, активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны.
Активизация работы классного и школьного самоуправления.
Развитие у обучающихся самостоятельности в процессе научно- исследовательской деятельности.
Развитие творческих способностей через дифференцированный подход к обучающимся.
Принципы построения программы.
принцип дифференциации, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
принцип системности;
принцип самовыражения участников образовательного процесса;
принцип обеспечения успешности – успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребёнка, но и открывает перед ним новые возможности. Воспитание обучающихся должно быть направлено на формирование ключевых компетенций личности ребёнка.
Кроме того, реализуя данную программу, мы исходим из позиции, что воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами образовательного процесса.
Педагогические технологии.
Решение задачи формирования и развития ключевых компетенций обучаемых невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включения школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность.
Таким образом, реализация компетентностного подхода, использование современных педагогических технологий сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными образовательными задачами. Успех работы комнаты Боевой славы зависит, прежде всего, от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их использовании.
Реализация цели и задач программы предполагает активное участие школьников в работе, а, следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому краеведческая работа строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
метода проектов;
ученического исследования;
игровых технологий;
образовательных путешествий;
технологии коллективных творческих дел (КТД);
технологии проблемного обучения.
1.6. Методы работы комнаты Боевой славы «Память храня»:
1.Словесные – беседы, рассказ, объяснение.
2.Наглядные – фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3.Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д. 4.Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала.
5.Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д. 6.Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
7.Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации. 8.Практический метод – оформление краеведческого материала.
1.7. Обеспечение программы.
Для осуществления программы школа располагает обеспечением: - материальной и научно-методической базой:
классная комната на третьем этаже школы , 3 окна с затемнением, одна входная дверь; компьютерный класс и выход в Интернет;
копировальное оборудование;
школьное методическое объединение классных руководителей, ШМО учителей гуманитарного цикла;
Совет музея;
близкое расположение школьной библиотеки, модальной библиотеки в СДК, Совет ветеранов боевого братства.
- Кадровым обеспечением:
руководитель школьной комнаты Боевой славы , заместитель директора по ВР, педагогический состав МОУ Криушинская СОШ, старшая вожатая, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, классные руководители, родительская общественность.
Активными участниками программы также являются члены творческого объединения «Поиск», актив музея, поисковые группы классов.
1.8. Направления деятельности комнаты Боевой славы «Память храня».
Укрепление материально-технической базы комнаты Боевой славы. Организационная работа (организация работы комнаты как одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучаемых):
- организация работы Совета комнаты Боевой славы;
- организация работы актива группы «Поиск»;
- организация работы поисковых, лекторских и других групп;
- планирование работы комнаты Боевой славы «Память храня»;
- анализ работы комнаты Боевой славы;
- ведение документации;
- организация работы с фондами школьной комнаты Боевой славы;
- организация работы с экспозициями;
Урочная работа (повышение эффективности усвоения программного материала по изучаемым обучающимися предметам):
- проведение на базе комнаты Боевой славы уроков;
- использование материалов при проведении уроков по различным предметам;
- организация работы с документами на уроках истории, окружающего мира, литературы и др.. Внеурочная работа (углубление и расширение знаний школьников, создание условий для развития их разносторонних интересов и способностей, реализации познавательного интереса, самореализации и др.):
-организация поисковой, исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- привлечение школьников для работы с экспозициями;
- проведение экскурсий в комнате Боевой славы, привлечение к этой работе активистов группы «Поиск»;
- работа творческих объединений дополнительного образования ДШИ;
- участие в образовательных и творческих конкурсах, связанных с профилем комнаты Боевой славы;
- посещение музеев, выставок, библиотек;
- организация коллективных творческих дел;
- проведение творческих конкурсов, игр и др.
Методическая (направление деятельности, связанное с разработкой, выявлением, описанием и внедрением передовых методов и профессиональных приемов работы в комнате Боевой славы):
- проведение на базе школы семинаров по патриотическому воспитанию обучающихся в рамках работы ШМО (из опыта работы);
- участие в муниципальных и областных семинарах, конференциях по профилю работы комнаты Боевой славы;
- консультации для педагогов по организации патриотического воспитания обучающихся;
- разработка и корректировка нормативных документов, регламентирующих работу комнаты Боевой славы;
- помощь педагогам в организации и проведении уроков, внеклассных мероприятий и др.
1.9. Использование комнаты Боевой Славы в образовательном процессе. Эффективность использования комнаты Боевой славы в образовании определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей краеведческий материал в образовательный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
- учебная экскурсия в комнату Боевой славы «Память, храня»;
- урок-экскурсия в комнате Боевой славы;
- использование реликвий учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
- демонстрация предметов во время беседы учителя;
- подготовка исследовательских работ, докладов, рефератов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в комнате Боевой славы;
- проектная деятельность;
- проведение учебно-практических конференций.
Работа в комнате Боевой славы проводится по ряду предметов: русскому языку, литературе, ОБЖ, истории, ИЗО, трудовому обучению, обществознанию, окружающему миру, литературному чтению, а также в рамках внеурочной деятельности. Учителя, используя возможности комнаты Боевой славы, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения. На базе комнаты Боевой славы проводятся уроки, тематические классные часы, лекции, уроки мужества, встречи, общешкольные линейки памяти «Дни воинской славы» и т.д. Традиционными стали воспитательные мероприятия:
конкурсы сочинений на темы: «Вернулись с Победой», «Награда в моем доме», «Земляки в боях за Родину», «Женщины на войне» и другие;
конкурсы рисунков на темы: «Великая Отечественная война», краеведению;
урок мужества «У храбрых есть только бессмертие», посвященный учителям-криушанам, участвующих в ВО войне;
конкурсы чтецов на темы: «Великая Отечественная война», краеведению;
фестиваль военной песни «Песни, защищавшие страну», с использованием материалов о создании песни и инсценированное исполнение;
встречи с известными людьми села, области, страны (например, с членами Боевого братства;
уроки славы, посвященные Дню Героев Отечества, с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил РФ и правоохранительных органов;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, Вооруженных Сил РФ ко Дню защитника Отечества, Дню Победы, а так же с женщинами-ветеранами к Международному женскому дню;
недели «Комната Боевой славы «Память, храня» – детям»;
конкурс исследовательских работ обучающихся «Отечество»;
общешкольные акции: «Доброта спасет мир» - вручение подарков ко Дню пожилых людей, поздравление ветеранов педагогического труда и ветеранов, проживающих в с. Криуши; «Дети России – солдатам войны» - оказание шефской помощи ветеранам ВО войны и ветеранам педагогического труда школы; «Память храня» - ухаживание за могилами ветеранов Великой Отечественной войны, педагогического труда.
Школьники принимают активное участие в конкурсе на лучший туристский поход «В боях отстояли Отчизну свою!», организованный МОУ Криушинская СОШ и Боевое братство ВДВ. Ребята провели военную игру «Лазер-так». По итогам походов оформляются отчеты. Большую работу проводят активисты группы «Поиск» по подготовке викторины «Это нашей истории строки» для школьной игры «Зарница». Ребята вместе с руководителем комнаты Боевой славы составляют вопросы по истории Великой Отечественной войны и краеведению. В поисковую деятельность вовлечены обучающиеся всей школы. Например, «Краеведческая находка» , «Реликвия моей семьи», активистами группы разрабатываются задания, в ходе которых ребята всей школы изучают историю своей семьи, села, области, страны. Эти материалы в дальнейшем используются учителями и детьми на уроках и внеклассных мероприятиях. Исследованный материал оформляется эстетично, с приложением рисунков и фотографий. Завершается этот проект общешкольным КТД и выставкой исследовательских работ. В ходе поисково-краеведческой работы в комнате собраны материалы о ветеранах ВО войны, об учителях школы – ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, выпускниках школы – участниках локальных войн, которые используются для составления летописи школы в рамках конкурса альбомов «Летопись школы» по темам: «Годы, опаленные войной», «Учителями славится Россия», «Есть такая профессия – Родину защищать». На 3 этаже школы постоянно обновляется стенд «Великой Победе – ___лет», выставка творческих работ. 20 мая 2015 года было торжественное открытие мемориального памятника воинам-интернационалистам (солдаты локальных войн). На открытии присутствовали представители Боевого братства ВДВ, педагоги МОУ Криушинская СОШ, сельчане, учащиеся и др. На базе комнаты Боевой славы создана детская группа: «Поиск», которая реализует программу комнаты Боевой славы.
1.10. Система взаимодействий.
Комната Боевой славы «Память, храня» – общеобразовательные учреждения муниципального образования.
классно-урочная деятельность;
система массовых мероприятий;
экскурсионная деятельность;
участие в методической работе школы и муниципального образования.
Представители организации Боевое братство:
встречи, беседы;
общешкольные воспитательные мероприятия;
уроки мужества;
поисковая деятельность;
совместные семинары.
Комната Боевой славы - МОУКриушинская СОШ, модальная библиотека;
система массовых мероприятий;
работа по Положениям;
проведение выставок, конкурсов;
участие в научно-практических конференциях.
исследовательская деятельность;
недели музеев.
Комната Боевой славы – родительская общественность.
помощь в организации массовых мероприятий;
помощь в пополнении фондов комнаты Боевой славы и др.
Сроки и этапы реализации программы.
Срок реализации программы: 2015-2017 г.г.
I этап – 2015 год – разработка программы развития комнаты Боевой славы.
II этап – 2016 год –реализация основных направлений программы развития комнаты Боевой славы.
III этап – 2017-18 год - оценка эффективности реализации программы развития комнаты Боевой славы, обобщение опыта работы по реализации программы, определение дальнейших путей развития.
Этапы реализации программы | Сроки реализации программы | Цель работы на данном этапе | Ответственные |
I этап Организационно- подготовительный | 2015 год | 1.Выявить позитивный опыт развития комнаты Боевой славы, ресурсы для расширения поля дальнейшей деятельности. 2.Определить приоритетные направления развития комнаты Боевой славы как Центра патриотического воспитания школы. 3.Выявить возможности общественно- экономической среды социума. 4. Разработать программу развития комнаты Боевой славы. | Руководитель комнаты Боевой славы Зам.директора по ВР Совет МО классных руководителей |
II этап Практический этап | 2016 г. | 1.Реализация основных направлений программы развития комнаты Боевой славы «Память, храня». 2.Внесение коррективов в концептуальные положения. | Руководитель комнаты Боевой славы Зам.директора по ВР Совет МО классных руководителей |
III этап Обобщающий этап | 2017-18 г. | 1.Обобщить позитивный опыт реализации концепции развития школьной комнаты Боевой славы. 2. Выявить уровень развития совместной деятельности. 3. Определить эффективность экспериментальной работы по теме. | Руководитель комнаты Боевой славы Зам.директора по ВР Совет МО классных руководителей |
Перспективный план реализации программы.
Основные направления | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Укрепление материально- технической базы комнаты боевой славы | 1.Приобретение новых витрин. 2. Приобретение новых стендов для выставок. 3 Обновление стен. 4. Организация компьютеризированного рабочего места руководителя комнаты боевой славы. 5.Частичная смена старой экспозиции. 6. Замена старого линолеума. 7. Замена окон. 8. Приобретение мультимедийного проектора. 9. Приобретение аппаратуры, необходимой для работы комнаты Боевой славы. 10. Приобретение новых стульев, круглого стола. 11. Приобретение диктофона, цифровой видеокамеры. 12. Средства для обновления и расширения экспозиций (бумага, канцелярские принадлежности, затраты на ламинирование, печать, копирование документов и др.). | 2015 г.г. -2018 г. г. (по мере возможности финансирования) | Директор школы Ершова Т.А, руководитель комнаты Боевой Славы И.В. Малова, Совет МО классных руководителей |
2. Организационная работа | 1. Организация работы с фондами. Инвентаризация имеющихся реликвий, предметов. 2. Пополнение и фиксация в инвентарной книге поступлений предметов. 3. Систематизация предметов по разделам и темам . 4. Начать и продолжить вести картотеку приобретенных предметов. 5. Организация работы Совета МО классных руководителей (по отдельному плану). 6. Организация работы актива музея (по отдельному плану). 7. Организация работы поисковых, лекторских и других групп. 8. Планирование работы комнаты боевой славы. 9. Анализ работы комнаты боевой славы. 10. Ведение документации (Книги отзывов, инвентарной книги, журнала учета проведения экскурсий и массовых мероприятий и др.). 11. Организация работы с экспозициями. 12. Организационная работа музея в летний период. 13. Поддержание и расширение шефских связей с Советом ветеранов, воинскими частями и другими общественными организациями. 14. Изготовление новых стендов, экспозиций, CD – дисков о работе комнаты Боевой славы, альбомов с фотографиями по итогам проведенных мероприятий. 15. Сбор материалов и организация новых тематических сменных выставок. 16. Работа по программе развития комнаты Боевой славы «Память, жива» на 2015-2017 г.г. 17. Создание рабочих групп по интересам в рамках проведения КТД, проектной и исследовательской деятельности, определение рода их деятельности. 18. Составление плана поисковой и исследовательской деятельности. 19. Создание киногруппы из активистов «Поиск» с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах. 20. Создание фонотеки военных песен. | Ежегодно | Руководитель комнаты Боевой славы, актив и Совет МО классных руководителей Замдиректора по ВР, учителя- предметники, учитель музыки |
3. Урочная работа | 1. Празднование Дней воинской славы (в рамках внеурочной работы по предмету). 2. Учебные экскурсии в комнате Боевой славы. 3. Уроки-экскурсии в комнате Боевой славы. 4. Использование экспонатов, документов, презентаций, видеоматериалов на уроках в качестве учебных пособий. 5. Подготовка исследовательских работ, докладов, рефератов, сообщений обучающихся для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в комнате Боевой славы. 6. Проектная деятельность по предметам на основе документальных материалов. 7. Проведение учебно-практической конференции «Страницы героических лет». 8.Проведение уроков истории, исторического краеведения, литературного краеведения, литературы, МХК, военной истории, изобразительного искусства на базе комнаты Боевой славы. | Ежегодно В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года | Руководитель комнаты Боевой славы, учителя-предметники Актив группы «Поиск». |
4. Внеурочная работа | Комната боевой славы: 1. Проведение тематических экскурсий, лекций, бесед по разделам экспозиций. 2. Конкурсы чтецов: - «Родина моя»; - «Афганистан. Трагедия и доблесть»; - «Во имя павших и живых»; - «Мой дом Россия»; - «Воинская доблесть и слава Отчизны»; - Мой край и Великая Отечественная война» 3. Конкурсы детских рисунков на темы: «Я живу на Российской земле» (по краеведению), «Есть такая профессия – Родину защищать!» (ко Дню Защитника Отечества) и «Пусть поколения помнят…» (ко Дню Победы). 4. Конкурсы сочинений: - «Время выбрало их…»; - «Дни и ночи войны». 5. Организация конкурсной работы на темы по краеведению, истории школы и истории Великой Отечественной войны (выполнение обучающимися поисковых заданий, сбор новых экспонатов и исторических документов): «Листая семейный альбом» 6.Пополнение рукописной книги «Память» по итогам выполненных поисковых заданий и исследовательских работ обучающихся. 7. Исследовательская деятельность обучающихся школы по направлениям Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество». 8. краеведческие уроки: - «Да святится имя твое»; - «Они живы памятью нашей»; - «Защитник земли русской» (285 лет со дня рождения А.В. Суворова, полководца); - «День освобождения узников концлагерей»; - «Разведка в годы Великой Отечественной войны» (ко Дню воина – разведчика); - «Благодеяния святого праведного адмирала Ф.Ф. Ушакова»; - «Александр Невский»; - «Герои Советского Союза»; - «О подвиге твоем, Ленинград»; - «День памяти воинов –десантников 6-ой роты , 104 полка Псковской дивизии ВДВ, героически погибших в Аргунском ущелье 1.03.2000 года»; - «Звание – Герой Советского Союза» (к 80-летию утверждения звания); - «Берлинская операция» (70-лет со дня начала) и другие по памятным датам. 9. Смотр-паспортизация школьных комнат, залов. 10. Праздник «Символы Российской Федерации» (ко Дню Конституции РФ). 11. Неделя туризма, в рамках которой проходят походы «В боях отстояли Отчизну свою» 12. Уроки мужества (с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, др. войн, Вооруженных Сил РФ и др.) 13. Открытие новой выставки «Ордена и медали России» (к утверждению орденов Ушакова и Нахимова (1944 г.), 20 лет – ордену Мужества, медали «За Отвагу», нагрудному знаку «За заслуги перед Отечеством» 4 степени). 15. Виртуальные экскурсии: - по Эрмитажу (к 250-летию со дня основания в Санкт-Петербурге Государственного Эрмитажа); - по военно-историческим музеям России; - по музеям России. 14. Создание виртуальных экскурсий по разделам комнаты боевой славы. Разработка мультимедийных презентаций по лекциям и беседам. 15. Создание видеофильмов о жизни ветеранов Великой Отечественной войны, педагогического труда. Общешкольные мероприятия: 1. Военно-спортивная игра «Зарница» (5-11 классы) и «Зарничка» (1-4 классы). 2. Смотр строя и песни. 3. Общешкольная торжественная линейка, посвященная памяти павших воинов на полях сражений. 4. Акция «Дети России – солдатам войны» (поздравление ветеранов с праздниками). 5. Акция «Доброта спасет мир» (оказание помощи ветеранам). 6. Акция «Память, храня» (ухаживание за могилами ветеранов). 7. Акция «Письмо ветерану…». 8. Недели «Я поведу тебя в музей». 9. Фестиваль русской национальной культуры. 10. Фестиваль военной песни «Песни, опаленные войной». 11. Участие в параде и митинге, посвященном Дню Победы. 12. Участие в мероприятиях, посвященных Дню памяти воинов-интернационалистов. 13. Участие в Дне Памяти и Скорби. 14. Выпуск газет к памятным датам. 15. Экскурсии в музеи г. Ульяновска; 16. Коллективные творческие дела: - «Курская битва»; - «Великие победы России» (к 300-летию первой в новой русской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут); - «Князь Московский и Владимирский» (к 675- летию со дня рождения Дмитрия Донского); - «Времен связующая нить»; - «День защитника Отечества». 17. Месячник гражданско-патриотического воспитания (по отдельному плану). 18. Общешкольная торжественная линейка «Посвящение в активисты группы «Поиск». 19. День юного героя-антифашиста (по отдельному плану). 20. Тематические библиотечные уроки: - «Он был военным…» (к 200-летию со дня рождения русского поэта и драматурга М.Ю. Лермонтова); - «Сквозь огненный ад» (к 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова); - «Россия – превыше всего!» (к 245-летию со дня рождения русского полководца П.Х. Витгенштейна) и другие в соответствии с планом- календарем знаменательных дат. 21. Тематические классные часы патриотической направленности (по планам классных руководителей). | В течение года | Руководитель комнаты Боевой славы, актив группы «Поиск» библиотекарь, учителя русского языка и литературы, учитель ИЗО, Замдиректора по ВР, классные руководители, родители совет ветеранов парашютно-десантных войск |
5. Методическая работа. | 1. Помощь поисковым отрядам классов, активистам группы «Поиск», классным руководителям в организации, проведении и подведении итогов при выполнении краеведческого поискового задания. 2.Определение приоритетных направлений развития комнаты боевой славы как Центра патриотического воспитания школы. 3.Выявление возможностей общественно - экономической среды социума. 4. Разработать Программу развития комнаты Боевой славы. 5. Внесение коррективов в концептуальные положения. 6. Обобщить позитивный опыт реализации концепции развития комнаты Боевой славы. 7. Проведение в комнате Боевой славы семинаров, конференций, круглых столов по патриотическому воспитанию обучающихся: - «ИКТ в работе комнаты Боевой славы; - «Использование фондов в образовательном процессе школы»; - «Использование проектной деятельности обучающихся в комнате Боевой славы»; «Специфика и совершенствование работы школьного музея в образовательном пространстве». 8. Участие в муниципальных и областных семинарах, конференциях по профилю работы комнаты Боевой славы. 9.Консультации для педагогов по организации патриотического воспитания обучающихся. 10.Разработка и корректировка нормативных документов, регламентирующих работу комнаты Боевой славы. 11. Помощь педагогам в организации и проведении уроков, внеклассных мероприятий. 12. Формирование на базе комнаты Боевой славы фонда наглядных и дидактических материалов для проведения уроков и внеклассных мероприятий. | В течение года | Замдиректора по ВР, руководители ШМО, руководитель комнаты боевой славы, Замдиректора по УВР И ВР, актив группы «Поиск» |
4. Управление реализацией программы развития. | Комната организует свою работу на основе самоуправления. Группа «Поиск» формируется из обучающихся 5-11 классов по принципу добровольности и интереса. Текущее управление программой осуществляют руководитель. Они: организуют, анализируют и координируют реализацию основных мероприятий программы; разрабатывают, утверждают и определяют сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы; организуют взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации программных мероприятий; несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы; проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий; рассматривают и утверждают перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы, заслушивают отчеты поисковых групп, обсуждают основные вопросы деятельности актива комнаты боевой славы; организуют подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива; готовят предложения по формированию перечня программных мероприятий; готовят отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год. Координатор программы: Организует разработку программы и внесение в неё необходимых изменений; Разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные документы, необходимые для выполнения программы; Дает предположения по уточнению перечня программы мероприятий на очередной год и механизм реализации программы; Разрабатывает перечень целевых показателей мониторинга хода реализации программы; Осуществляет деятельность по подготовке и реализации мероприятий; Оказывает необходимую методическую помощь; Готовит предложение по привлечению общественности к управлению программой. В целях привлечения общественности к управлению программой могут привлекаться Управляющий совет школы, педагогический совет, школьные методические объединения, классные руководители, совет старшеклассников. Участие классных коллективов в программе: каждый классный коллектив конкретизирует данную программу исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации. Из членов группы формируются рабочие группы: поисковики и исследователи; экскурсоводы; оформители; программисты; творческая группа. | 2015-2017г.г. Ежегодно В течение года | Руководитель |
5. Ожидаемые результаты реализации программы. | Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи. Итоги реализации программы можно разделить на внешний и внутренний результат. Внешний результат: Целевые показатели Методы изучения Организация работы комнаты как составной части школьного Центра патриотического воспитания - наличие эффективно действующей системы работы | В течение года | Руководитель музея, замдиректора по ВР Замдиректора по ВР Руководитель музея, замдиректора по ВР Замдиректора по ВР Замдиректора по ВР Руководитель музея. учителя-предметники, классные рук-ли Руководитель музея, руководители ШМО |
1. Анализ итогов учебно- воспитательной работы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Анкетирование обучающихся, педагогов.
4. Психолого-педагогическая диагностика.
5. Методика изучения уровня учебной мотивации (Н.Г.Лусканова).
6. Методика изучения направленности учебной мотивации (Т.Д.Дубовицкая).
7. Анкета «Как вы относитесь к учебе по различным предметам?» (Л.П.Ромадина)
8. Углубление и расширение знаний школьников:
создание благоприятный эмоционально- психологической атмосферы,
условий для развития их разносторонних интересов и способностей,
реализации познавательного интереса,
благоприятного климата в коллективе;
рост числа победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня;
- повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности обучающихся, уровня воспитанности;
-рост культуры межличностных отношений;
- рост развития школьного и классного ученического самоуправления;
-увеличение количества обучающихся, посещающих объединения допобразования по направлению работы комнаты боевой славы;
-интерес обучающихся к поисково – краеведческим экспедициям, научно- исследовательской, проектной деятельности.
9. Анкетирование учащихся.
10. Мониторинг конкурсной активности обучающихся.
11. Мониторинг одаренных детей.
12. Психолого-педагогическая диагностика: - методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева);
- методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В.Байбородова);
- методика определения уровня творческой активности и социализации обучающихся;
- методика определения уровня общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов);
-методика определения уровня воспитанности обучающихся;
- методика выявления культуры межличностных отношений;
- методика выявления уровня развития ученического самоуправления (Е.Н. Степанов).
Внутренний результат выражается в формировании ключевых компетенций личности ребенка, положительных изменениях, происходящих в их духовном, нравственном и культурном росте, самовыражении и саморазвитии. Освоение обучающимися жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, формирование социально-патриотической активности. Сформированность у школьников чувств сострадания и сопереживания, готовность защищать Отечество. Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей. Совершенствование образовательного процесса.
13. Список литературы.
1. Богуславский С.Р., Школьный литературный музей - клуб, М., 1989. Б.Н. Годунов.
2. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгшоград: Учитель, 2007. – 122 с.
3. Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. — М., 2001.
4. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
5.Детские музеи в России и за рубежом / Н. Г. Макарова — Таман, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
6. Мазный Н. В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. — М., 1997.
7. Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
8. Музей в современном мире: традиции и новаторство. – М., 1999. – Вып. 104. – 199 с.
9. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
10.Решетников Н. И. Музееведение: Курс лекций. — М., 2000.
11. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
12. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие. — СПБ., 2002.
13. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.
14. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ФЗ РФ от 23.02.2011 года № 19–ФЗ).