СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: создание воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования социально востребованной личности, развития творческих способностей и удовлетворения образовательных
потребностей и запросов каждого обучающегося на предмет обеспечения его индивидуальной образовательной траектории.
Управление образования администрации
городского округа «Город Йошкар-Ола»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 3 от «25» марта 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МБОУДО ЦДОД ______________ А.А. Кувшинов «25» марта 2020 г. |
Программа развития
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
г. Йошкар-Олы
на 2020-2025 гг.
Йошкар–Ола
2020
Структура программы развития МБОУДО ЦДОД
1. Пояснительная записка 3
2. Паспорт программы 5
3. Информационно-аналитическая справка 10
3.1. Общие сведения об учреждении 10
3.2. Характеристика образовательного процесса. 10
3.3. Сведения о педагогических кадрах. 12
3.4. Сведения об обучающихся. 16
3.5. Материально-техническая база. 18
3.6. Окружающий социум. 19
4. Проблемно-ориентированный анализ 20
5. Концептуальные основания для разработки программы развития 33
5.1. Концептуальные основания программы 33
5.2. Цели и задачи программы 36
5.3. Ожидаемые результаты программы 37
6. Прогнозируемые результаты реализации программы развития МБОУДО ЦДОД на 2020-2025 годы 38
6.1. Совершенствование качества образовательного процесса МБОУДО ЦДОД 38
6.2. Создание системы эффективного управления деятельностью МБОУДО ЦДОД 40
6.3. Совершенствование научно-методического, информационного и кадрового ресурсного обеспечения деятельности МБОУДО ЦДОД 41
6.4. Совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения МБОУДО ЦДОД 43
7. Основные механизмы реализации программы развития 44
Приложение 47
Настоящее время характеризуется непрерывными процессами преобразований во всех сферах человеческой деятельности. Данный факт в полной мере относится к системе непрерывного образования России, и её части – дополнительному образованию детей, призванному всесторонне удовлетворять образовательные потребности граждан, общества, государства.
Сложившаяся ситуация в стране, в системе образования, новые потребности и возможности населения требуют изыскать такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существующим условиям и принимать вызовы времени, быть готовым к переменам. Главным средством качественного изменения образовательного процесса может стать высокий профессионализм кадров, способных реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебного процесса.
В Концепции развития дополнительного образования детей определены важность и значение системы дополнительного образования, способствующей развитию у детей мотивации к познанию и творчеству; укреплению здоровья; профессиональному самоопределению и организации творческого труда, социализации обучающихся, укреплению семейных отношений, формированию общей культуру и организации содержательного досуга.
Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способно влиять на качество жизни, так как приобщает подрастающее поколение к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых учреждениями дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.
В связи с этим коллективом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы разработана данная программа развития МБОУДО ЦДОД на 2020-2025 годы.
Программа развития направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в области образования, усиления внимания органов исполнительной власти, общественности к дополнительному образованию детей и их воспитанию через организацию деятельности Центра дополнительного образования для детей г. Йошкар-Олы, к организации свободного времени, к противодействию негативным явлениям в детской и молодежной среде, к обеспечению охраны прав детей.
Программа развития отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и организационные ресурсы. Реализация программы может быть осуществлена при соответствующем финансовом обеспечении. Ключевой идеей программы выступает идея развития учреждения, через решение поставленных задач.
Программа развития носит открытый характер. Она исходит из того, что в процессе её реализации могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления. В связи с этим план, включённый в данную программу, нельзя рассматривать как исчерпывающий. Он может и должен быть дополнен новыми планами, отражающими новые потребности социума и новые возможности учреждения.
Разработка программы развития проводилась с учетом анализа имеющихся условий и ресурсов МБОУДО ЦДОД. При подготовке настоящей программы также учитывались ключевые положения реализуемой программы развития.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы должен стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно, интересно и достигаются его цели, ориентированные на успех.
2. Паспорт программы Наименование программы | Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы |
Нормативно-правовая основа для разработки программы | «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации. Семейный кодекс Российской федерации. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г., № приказа 827). Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы. |
Заказчик программы | Педагогический совет МБОУДО ЦДОД Родители обучающихся МБОУДО ЦДОД |
Разработчик программы | Администрация Творческая группа педагогов МБОУДО ЦДОД |
Основные исполнители программы | Администрация Педагоги дополнительного образования Педагоги-организаторы Обучающиеся Родители Социальные партнеры |
Цель программы | Создание воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования социально востребованной личности, развития творческих способностей и удовлетворения образовательных потребностей и запросов каждого обучающегося на предмет обеспечения его индивидуальной образовательной траектории. |
Задачи программы | 1. Повышение доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования. Расширение диапазона образовательных услуг для подростков от 14 до 18 лет. 2. Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий учебно-воспитательного процесса, разработка дополнительных общеразвивающих программ, направленных на развитие инновационной, экспериментальной и проектной деятельности. 3. Создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию. 4. Привлечение молодых специалистов в систему дополнительного образования детей. 5. Развитие информационных и коммуникативных технологий в системе учреждения. 6. Улучшение материально-технической базы МБОУДО ЦДОД, создание современной инфраструктуры для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни. 7. Повышение эффективности системы управления в учреждении. Совершенствование нормативно-правовой базы МБОУДО ЦДОД. 8. Создать необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и развития творческих способностей детей, инициировать раннее выявление и сопровождение одаренных детей. 9. Расширить систему социального партнерства МБОУДО ЦДОД с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности, и общественными организациями в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся. 10. Повышение уровня информированности о деятельности МБОУДО ЦДОД и создание имиджевой политики образовательной организации. |
Сроки реализации программы | Программа развития рассчитана на 5 лет: 2020 - 2025гг. |
Этапы реализации программы | Первый этап «Подготовительный» (2020 год): - осмысление педагогическим коллективом целей и задач, поставленных в программе развития по обновлению деятельности МБОУДО ЦДОД; - разработка и формирование основных нормативных правовых документов для последующего развития системы образования и воспитания в учреждении. Второй этап «Основной» (2021-2023 годы): - переход на новую модель функционирования с применением новой нормативной базы и организационно-экономических механизмов образования в учреждении; - внедрение новых образовательных общеразвивающих программ и открытие новых детских объединений в МБОУДО ЦДОД; - организация дополнительных платных образовательных услуг; - обновление культурно-досуговой деятельности; - реорганизация методической работы; - прочное вхождение в образовательное пространство города; - усовершенствование материально-технической базы с учетом современных требований. Третий этап «Завершающий» (2024-2025 годы): - этап широкого развёртывания программы и переход к планомерному и устойчивому развитию учреждения на основе реализации целей и задач программы; - анализ итогов реализации программы развития, оценка полученных результатов, определение перспектив дальнейшего развития. |
Ожидаемые результаты программы | Для обучающихся: 1. Наличие современных, востребованных направлений дополнительного образования детей и подростков от 5 до 18 лет. 2. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, в сочетании со здоровьесберегающими технологиями, технологиями инновационной и проектной деятельности, способствующих становлению компетентностей обучающихся. 3. Обеспечение доступности, равных возможностей в получении качественного дополнительного образования и образовательных услуг. 4. Обеспечение индивидуальных маршрутов развития с учетом особенностей личности ребенка (состояние здоровья, потребности, познавательные возможности, интересы). 5. Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей. 6. Мотивация родителей к взаимодействию с МБОУДО ЦДОД, реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей обучающихся. Для педагогов: 1. Создание максимально благоприятных условий для непрерывного, профессионального роста педагогических работников и включение их в инновационную, экспериментальную и проектную деятельность. 2. Реализация творческого потенциала. 3. Совершенствование педагогического опыта участия в открытых мероприятиях и педагогических конкурсах на муниципальном, республиканском, межрегиональном, всероссийском уровнях. Для МБОУДО ЦДОД: 1. Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и их родителей (законных представителей), в том числе платных образовательных услуг. 2. Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг современным требованиям. 3. Наличие новых социальных партнёров. 4. Создание положительного имиджа МБОУДО ЦДОД на городском, республиканском и межрегиональном уровнях. 5. Совершенствование содержания деятельности методической службы МБОУДО ЦДОД. 6. Информационное сопровождение и обеспечение образовательного процесса, активное использование новых информационных технологий. 7. Увеличение числа молодых специалистов в МБОУДО ЦДОД. 8. Повышение конкурентоспособности МБОУДО ЦДОД на рынке образовательных услуг. 9. Повышение уровня материально-технической базы и программно-методического обеспечения содержания МБОУДО ЦДОД. |
Постановление об утверждении программы | Решение педагогического совета муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы (Протокол № 3 от 25.03.2020г.) |
Организация контроля выполнения программы | Ежегодно вопрос «О ходе реализации программы развития МБОУДО ЦДОД на 2020-2025 гг.» заслушивается на заседании педагогического совета. |
Источники финансирования | Бюджетные и внебюджетные средства |
Таблица 1. Общие сведения об учреждении
Учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы |
Учредитель | Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» |
Юридический и фактический адрес учреждения | 424032, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мичурина, д. 38 |
И.о. директора учреждения | Кувшинов Андрей Александрович |
Телефон / факс, адрес электронной почты | (8362) 64-96-04, 63-97-40, [email protected] |
Сайт учреждения | Адрес сайта: http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/do2 Адрес страницы «В Контакте»: https://vk.com/moudod_cdod |
Лицензия на право ведения образовательной деятельности | Лицензия на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по дополнительному образованию детей и взрослых, серия 12ЛО1 №0000735 регистрационный №133 от 01.03.2016г. бессрочно. |
Устав учреждения | Утвержден приказом Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 20.03.2015г. № 98 и распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25.03.2015г. № 152 |
Локальные правовые акты | Положения, правила, инструкции, учебные планы, приказы и распоряжения директора. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы является образовательным учреждением дополнительного образования детей, создано на основании решения Йошкар-Олинского Городского Собрания № 376 – III от 26.06.2020 года и Постановления мэра города Йошкар-Олы № 1650 от 2.07.2003 года.
Деятельность Центра ориентирована на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг.
Основные задачи:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 5 до 18 лет;
социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
выявление, развитие возможностей и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
формирование общей культуры обучающихся;
организация содержательного досуга.
Основные направления деятельности Центра:
организует объединения детей по 6 направлениям:
художественное;
естественнонаучное;
туристско-краеведческое;
техническое;
социально-педагогическое;
физкультурно-спортивное.
готовит и принимает участие в мероприятиях различного уровня (соревнования, конкурсы, смотры, конференции, викторины, олимпиады, выставки, экскурсии и т.д.);
выявление, изучение и распространение опыта организации дополнительного образовательного процесса и массовых мероприятий при работе с образовательными учреждениями;
организация и проведение учебных и методических мероприятий в целях подготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений городского округа «Город Йошкар-Ола», Республики Марий Эл, Российской Федерации в области своей деятельности.
На базе Центра действуют 12 детских клубов и 22 детских объединения, обучение в которых основано на личностно-ориентированном подходе и строится на принципах свободного развития творческой личности, способной к выбору профессии, стремящейся понять свои способности и возможности. Эффективность работы объединений и клубов с творчески одаренными детьми подтверждается результатами участия в конкурсах различного уровня. Творческие объединения и клубы Центра принимают активное участие в международных, всероссийских, республиканских, муниципальных фестивалях, конкурсах и проектах.
Образовательная деятельность Центра реализуется коллективом, состоящим из высококвалифицированных специалистов, обладающих богатым опытом работы в области дополнительного образования детей.
В целях приобщения детей и подростков к системе культурных ценностей в Центре ведется большая работа по организации посещения обучающимися театров, музеев, выставочных залов, библиотек. Налажена работа с образовательными и общественными организациями города Йошкар-Олы. Огромное внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на формирование у подростков ценностного отношения к жизни, повышение социальной активности и гражданской ответственности подрастающего поколения. Центр является организатором творческих конкурсов, выставок и фестивалей, направленных на выявление и поддержку творчески одаренных детей, а также активно участвует в социально значимых проектах, являясь инновационной и инфраструктурною ресурсной площадкой.
В летний каникулярный период времени Центр организовывает досуг детей и подростков в детском лагере отдыха. Летний лагерь является одной из форм организации свободного времени детей разного возраста, пространством, созданным для отдыха и развития творчества ребенка.
С лета 2018 года по инициативе мэра города Йошкар-Олы муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы организует летние игровые дворовые площадки в рамках городского проекта «Летом! Вместе! Всем двором!». Большинство детей проводят летние каникулы в городе в связи с занятостью, затруднительным материальным положением родителей. Поэтому возникает необходимость помочь таким семьям, в какой – то мере решить проблему по организации досуга, оздоровления и воспитания детей во время каникул.
В настоящее время Центр имеет высокопрофессиональное кадровое обеспечение и располагает широкими возможностями для решения проблем нравственного и эстетического воспитания детей и подростков, развития их творческих способностей и интересов.
В Центре дополнительного образования для детей г. Йошкар-Олы сложился работоспособный коллектив с общими педагогическими убеждениями и индивидуальным стилем работы каждого педагога. Для педагогического коллектива характерна дифференциация педагогического труда, так как в едином образовательном пространстве с обучающимися взаимодействуют педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и методисты. Характеристика педагогического коллектива представлена в таблицах и диаграммах.
Таблица 2. Уровень образования.
Количество педагогических работников | Количество человек | Образование | ||
Высшее | Среднее специальное | Среднее / не законченное высшее | ||
Администрация | 3 | 3 | - | - |
Старшие педагоги дополнительного образования | 3 | 3 | - | - |
Педагоги дополнительного образования | 10 | 10 | - | - |
Педагоги-организаторы | 6 | 3 | 2 | 1 |
Итого | 22 | 19 | 2 | 1 |
Диаграмма 1
Образовательный уровень педагогических работников
(количество человек)
Уровень профессиональной квалификации педагогических работников МБОУДО ЦДОД характеризуется следующими показателями:
Диаграмма 2
Квалификация педагогических кадров
(количество человек)
Диаграмма 3
Возрастной состав педагогических работников
(количество человек)
Диаграмма 4
Педагогический стаж работы педагогов
(количество человек)
Количество педагогических работников МБОУДО ЦДОД г. Йошкар-Олы на 1 января 2020 года составляет 22 человека. Все педагоги работают по штатному расписанию, совместителей нет. Количественный состав педагогов за последние годы стабилен. Педагогический коллектив составляют: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы. Административный персонал: и.о. директора, заместитель директора, старший методист. Из числа педагогических работников 1 педагог дополнительного образования – кандидат педагогических наук.
В Центре создана система повышения квалификации кадрового состава, которая ориентирована на развитие профессионально значимых качеств личности. Организация методической работы, наполнение ее необходимым содержанием в плане обеспечения непрерывности процесса освоения педагога профессии направлена на развитие уровня его профессиональной компетентности, формирование индивидуального стиля деятельности и педагогического мастерства.
В числе важных форм, стимулирующих повышение профессионального мастерства педагогов, продуктивности педагогического труда, развития творческой инициативы является аттестация. Все педагогические работники Центра успешно проходят аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию согласно графику аттестации.
В работе по повышению уровня квалификации педагогических работников МБОУДО ЦДОД применяются следующие формы:
курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, методистов в ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования»;
аттестация педагогов;
семинары для педагогов дополнительного образования;
открытые занятия, мастер-классы;
самообразование педагогов;
систематическое изучение педагогами вновь поступившей методической литературы по дополнительному образованию;
участие в семинарах по проблемам дополнительного образования;
сотрудничество с педагогами других учреждений дополнительного образования.
Инновационная деятельность МБОУДО ЦДОД направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив. Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами Центра внедряются в практику инновационные технологии такие как проблемное обучение, игровые технологии, проектные методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология индивидуального обучения, технология личностно-ориентированного обучения, дифференцированное обучение, система инновационной оценки «портфолио».
В Центре трудится коллектив единомышленников, объединённый общими педагогическими убеждениями и целями. Однако следует отметить необходимость привлечения молодых специалистов, совершенствования системы работы по повышению квалификации и уровня образования работающих педагогов.
Формирование контингента детей – особая забота администрации и педагогов МБОУДО ЦДОД: традиционны дни открытых дверей, родительские собрания, показательные выступления обучающихся и педагогов в конкурсах различного уровня.
Результатами целенаправленной работы в данном направлении являются стабильность контрольных цифр в наборе контингента, его сохранность в течение обучения.
Занятия в объединениях МБОУДО ЦДОД проводятся по модифицированным и авторским программам по одной или нескольким направленностям.
Данные о контингенте обучающихся приведены в диаграммах:
Диаграмма 5
Количество обучающихся по направлениям деятельности
за 2019-2020 учебный год
Проводимый в учреждении анализ показывает также наибольшую востребованность таких направлений деятельности, как художественное и социально-педагогическое; развития и обновления содержательного и технологического компонента требуют программы естественнонаучного, технического, туристско-краеведческого и физкультурно-спортивного направления.
Для дополнительного образования характерна свобода выбора ребенком направления деятельности, наиболее полно раскрывающая его способности и удовлетворяющая потребности в получении новых знаний, общении со сверстниками. Это делает образовательный процесс в Центре привлекательным как для детей, так и для их родителей.
Важнейшей составляющей деятельности учреждения является конкурсная. Обучающиеся творческих объединений МБОУДО ЦДОД ежегодно принимают участие в конкурсах, выставках, фестивалях, различного уровня, результаты участия в которых выражаются в количестве победителей.
Диаграмма 6
Участие обучающихся в мероприятиях различных уровней
Диаграмма 7
Количество призеров в мероприятиях различных уровней
Анализируя участие обучающихся МБОУДО ЦДОД в мероприятиях за 2018 и 2019 год, можно отметить высокий уровень участия в конкурсах различного уровня. Поэтому для сохранения стабильно высоких результатов и увеличения количества призовых мест в конкурсах необходимо разрабатывать дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, рассчитанные на высокомотивированных детей и подростков, а также направленные на развитие навыков проектной деятельности детей и подростков, мотивировать педагогов, детские объединения и клубы к участию в конкурсной и грантовой деятельности.
В МБОУДО ЦДОД на праве оперативного управления находится 12 помещений (детские клубы) общей площадью 1164,9 кв.м и помещение детского клуба «Звездочка» на праве безвозмездного пользования площадью 122,8 кв.м в пристроенных и встроенных помещениях к жилому дому:
Таблица 3.Площадь детских клубов
№ п\п | Детские клубы | Площадь |
1 | «Дружба» | 70,3 |
2 | «Звездочка» | 122,8 |
3 | «Космос» | 78,8 |
4 | «Радуга» | 110,2 |
5 | «Ровесник» | 89,1 |
6 | «Солнышко» | 61,8 |
7 | «Таир» | 71,6 |
8 | «Факел» | 101,5 |
9 | «Сатурн» | 123,8 |
10 | «Эврика» | 60,3 |
11 | «Юность» | 170,7 |
12 | «Искорка» | 127,8 |
13 | «Фортуна» | 99,0 |
| Всего: | 1287,7 |
Занятия проводятся в 12 детских клубах, в детском клубе «Фортуна» расположен методический отдел.
Доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья доступно частично избирательно. В детском клубе «Юность» для детей с ОВЗ оборудована кнопка вызова.
Все помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности и технике безопасности. Состояние и содержание помещений, территории соответствуют санитарным нормам учреждения дополнительного образования.
Имеет следующую материально-техническую базу:
- все учебные кабинеты оснащены мебелью,
- для проведения занятий и досугово-массовых мероприятий учреждения используется аудио-оборудование: 8 музыкальных центров, средства технической поддержки – 16 компьютеров, 1 проектор, экран для проектора, 5 принтеров, музыкальные инструменты – 1 фортепиано, акустическая система – 3 шт.
Имеется актовый зал общей площадью 54,6 кв.м., оснащенный музыкальным центром, видеопроектором.
Для организации досуговых мероприятий, проведения детского лагеря отдыха с дневным пребыванием, каникулярного отдыха обучающихся Центра используется спортивно-игровой инвентарь и оборудование: наборы для игры в баскетбол, футбольные и волейбольные мячи, наборы для игры в бадминтон, 8 теннисных столов и др.; настольные игры, наборы шахмат, шашек, лото.
В целях создания комфортных условий для всех участников образовательного процесса учебные кабинеты и рекреации, методический кабинет Центра дополнительного образования детей эстетически оформлены и постоянно обновляются.
Учреждение подключено к сети Интернет и к образовательному порталу Республики Марий Эл, имеет электронную почту, локальную сеть.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям имеет только педагогический персонал. Обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не имеют.
Спортивные сооружения учреждение не имеет.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» не имеются.
В МБОУДО ЦДОД оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день не имеется.
У МБОУДО ЦДОД имеется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который обеспечен кнопкой для слабовидящих, таким образом, имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Имеющееся учебное оборудование и материалы позволяют Центру работать на приемлемом уровне оснащенности, однако наметившиеся в последнее время позитивные сдвиги в этом плане позволяют сделать прогноз о наличии реальных перспектив постепенного укрепления учебно-материальной базы.
МБОУДО ЦДОД продолжает осуществлять работу по преемственности дополнительного образования с начальными и общеобразовательными школами города Йошкар-Олы.
Активно сотрудничаем с Комитетом по физической культуре и спорту администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», с Главным управлением МЧС по Республике Марий Эл, Государственным природным заповедником «Большая Кокшага», МАУК Дворец культуры им. В.И. Ленина, ГБУК «Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева», Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна, МБУК «Централизованная библиотечная система г. Йошкар-Олы», ГБОУДО РМЭ «Дворец творчества детей и молодежи», ГБОУДО РМЭ «Центр детского и юношеского технического творчества», ГБОУДО РМЭ «Детский эколого-биологический центр», МБОУДО «Станция юных техников г. Йошкар-Олы», МБОУДО «Детско-юношеская спортивная школа «Олимп»», МОУДО «Детско-юношеский центр «Азимут» города Йошкар-Олы», Автономная некоммерческая организация правового сопровождения граждан и их семей «Наша инициатива», Общественная организация «Опора».
Сотрудничество с ними позволяет успешно ориентироваться в новых требованиях, предъявляемых к дополнительному образованию, своевременно скорректировать свою деятельность в зависимости от достижений науки и требований социума.
Внутренняя открытость нашего учреждения гармонично сочетается с внешним взаимодействием дополнительного образования с различными структурами социума, помогает решать задачи повышения качества образования, способствует профессиональному росту педагогов и дает возможность сформулировать дружеское сообщество детей, сотрудников и родителей.
Одним из ресурсов повышения качества дополнительного образования в условиях инновационной развивающей образовательной среды Центр видит в развитии социального партнерства, укрепление связей с различными социальными институтами. Центр целенаправленно работает над проблемой интеграции образовательных и иных организаций в пределах города в целях объединения их образовательно-воспитательных усилий, создания дополнительных условий для обеспечения доступности и повышения качества образования.
Анализ внешней среды:
Образовательную систему дополнительного образования детей следует рассматривать как социальную систему, являющуюся субъектом рыночных отношений. Она не может быть изолирована от внешней среды, так как является ее органичной частью.
При формировании направлений развития содержания и организации образовательного системы дополнительного образования детей первоочередное внимание должно быть уделено социальному заказу.
Социальный заказ в сфере дополнительного образования детей имеет особое значение, так как он определяет его содержание и выступает главным критерием оценки качества его результатов. Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общественных (государственных и частных) институтов, с одной стороны и личностных потребностей детей и их родителей, с другой. Он связан с правом ребенка на выбор образования, условиями развития личности, ее способности к продуктивному решению задач в сфере профессиональной, общественной, культурно-досуговой и другой деятельности. Социальный заказ можно определить как запрос (или задание), источником которого являются те, кто определяет направления развития системы дополнительного образования детей, предоставляет ей определенные ресурсы, заинтересованы в результатах ее функционирования и развития и потребляет их (прежде всего, это обучающиеся, родители, общественность, работодатели, общественные организации, государство и т.д.).
Сегодня образ выпускника МБОУДО ЦДОД становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития МБОУДО ЦДОД и педагогического коллектива. У выпускника современного МБОУДО ЦДОД должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, таким образом, выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность дополнительного образования детей.
С целью выявления социального заказа МБОУДО ЦДОД были изучены:
требования, предъявляемые к дополнительному образованию детей со стороны учредителей и общественности;
потребности детей и их родителей.
Проведенный анализ показал, что в системе образования города Йошкар-Олы МБОУДО ЦДОД является единственным учреждением дополнительного образования детей, который проводит работу не только в творческих детских объединениях, но и занимается образовательной, воспитательной и профилактической досуговой деятельностью с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Социальный заказ со стороны учредителей – Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», согласно действующему уставу учреждения, заключается в следующем:
формирование развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а так же лиц, проявивших выдающиеся способности;
организация содержательного досуга обучающихся;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Социальный заказ со стороны родителей обучающихся
МБОУДО ЦДОД был сформирован исходя из анализа запросов родителей на дополнительные образовательные услуги.
Востребованными видами деятельности МБОУДО ЦДОД со стороны родителей на сегодняшний день являются: художественное и социально – педагогическое направление.
Среди родителей обучающихся МБОУДО ЦДОД было проведено анонимное анкетирование, которое помогает нам определить плюсы и минусы образовательного процесса в Центре. Результаты анкетирования приведены в диаграммах.
Диаграмма 8
Наиболее популярные источники информации о МБОУДО ЦДОД среди родителей обучающихся
Исходя из данной диаграммы видно, что наиболее популярными источниками информации о МБОУДО ЦДОД являются рекомендации знакомых и соседей и школы города. Слабо информация представлена на просторах средств массовой информации, что приводит нас к выводу о том, что для наибольшего охвата детей в МБОУДО ЦДОД нужна реклама в СМИ и интернете.
Диаграмма 9
Причина выбора родителем МБОУДО ЦДОД для своего ребенка
Согласно представленной диаграмме наиболее популярными причинами выбора родителями МБОУДО ЦДОД для своего ребенка как учреждения предоставляющего услуги дополнительного образования стали те факты, что деятельность учреждения соответствует интересам и потребностям ребенка, учреждение расположено близко к дому. Анализируя представленную диаграмму, необходимо в программе развития отразить мероприятия, способствующие повышению известности учреждения в городе своими достижениями.
Диаграмма 10
Удовлетворенность родителей различными сторонами деятельности учреждения
Выше приведенная диаграмма отражает удовлетворенность родителей различными сторонами деятельности МБОУДО ЦДОД такими как:
Число обучающихся в группе.
Количество объединений и направлений дополнительного образования в МБОУДО ЦДОД
Содержание и качество реализации образовательной программы.
Расписание занятий и нагрузка.
Уровень компетентности педагогических кадров.
Отношение ребенка с педагогами.
Отношение ребенка с другими обучающимися.
Организация игровых, культурных и досуговых программ.
Организация концертов, выставок, соревнований, конкурсов и др.
Организация сотрудничества с родителями.
Частичную удовлетворенность и неудовлетворенность родителей МБОУДО ЦДОД вызывают следующие моменты:
Количество объединений и направлений дополнительного образования в МБОУДО ЦДОД.
Учебно-материальная база.
Уровень обеспеченности средствами информатизации.
В анкетах, которые заполняли родители обучающихся МБОУДО ЦДОД, самым популярным пожеланием так же было улучшение материально-технической базы, компьютеризация детских клубов и проведение в них интернета.
Изучение предпочтений родителей заставляет нас совершенствовать образовательные (общеразвивающие) программы, материально-техническую базу учреждения, улучшать методику проведения конкурсов, мероприятий и игровых программ, совершенствовать МБОУДО ЦДОД для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.
Социальный заказ создается также из образовательных потребностей детей и подростков.
Преимущество интересов детей и подростков является главным моментом в образовательной деятельности МБОУДО ЦДОД, что способствует выявлению творческого потенциала ребенка. В МБОУДО ЦДОД реализация социального заказа детей и подростков происходит через обучение в творческих объединениях и развитие, и воспитание с помощью длительных программ детских клубов. Дети и подростки активно проводят свое время в детских клубах, участвуя в мероприятиях Центра (квест-игра «Масленица золотая, гостья дорогая», праздник «Играем в святки» и др.) и творческих конкурсах («Диалог поколений: былое и внуки», «Патриот и патриотизм», «Краски лета», «Я люблю театр», «Защитники нашей Родины» и др.) и своих детских клубов.
Образование составляет социально-экономическую сферу жизни общества. Поэтому одним из критериев эффективной деятельности учреждения образования является его способность предоставить широкие возможности для развития личности ребёнка в различных видах деятельности и областях знаний.
В связи с изменениями социально-экономических условий развития общества появляются потребности МБОУДО ЦДОД и их обучающихся в новых дополнительных образовательных услугах художественной, технической и физкультурно-спортивной направленности, которая будет интересна для детей, а в частности для подростков от 14 до 17 лет в каждом районе города Йошкар-Олы.
Влияние на социальный заказ оказывают и педагоги МБОУДО ЦДОД.
Профессионализм работы педагога не только обеспечивает повышение качества образования и является одним из ключевых условий развития обучающихся и их успешной социализации. От способности к непрерывному образованию, от уровня профессионализма педагога напрямую зависят результаты образовательно-воспитательной деятельности, социально-экономического и духовного развития Центра и общества. Ежегодная работа над самообразованием, над своими общеразвивающими программами, усовершенствование организационной, методической, педагогико-психологической работы благоприятно влияет на качество предоставляемых образовательных услуг и удовлетворение потребности государства, родителей и обучающихся в дополнительном образовании детей.
Среди педагогов МБОУДО ЦДОД прошло анкетирование с целью проведения социологического исследования об уровне удовлетворенности педагогов МБОУДО ЦДОД условиям деятельности. Данные приведены в диаграмме.
Диаграмма 11
Удовлетворенность педагогов МБОУДО ЦДОД условиями деятельности
В результате анкетирования можно сделать вывод, что педагогические работники высоко оценивают образовательную, воспитательную и методическую деятельность Центра, отношения в коллективе, но не остаются довольны материально-технической стороной учебного процесса, считают, что материально-техническая база не соответствует образовательной программе. В процессе своей работы педагоги испытывают затруднения, связанные с участием в инновационной деятельности и опытно-экспериментальной работе.
Все выше перечисленные оценки и потребности участников образовательного процесса формируют основу социального заказа в адрес МБОУДО ЦДОД и определяют перспективы развития Центра.
Анализ внутренней среды:
По данным мониторинга, проведенного учреждением, к основным достижениям Центра дополнительного образования г. Йошкар-Олы можно отнести следующие позиции:
Результативность образовательной деятельности (оценивается по динамике сохранности контингента обучающихся, уровню обученности, результативности участия обучающихся в конкурсах, динамике личностного роста обучающихся). Процент сохранности контингента за 2018-2019 учебный год составил 100%, что свидетельствует о востребованности образовательных услуг учреждения. Анализ степени освоения образовательных программ обучающимися свидетельствует о достаточно высоком уровне их обученности – 90 %. 10 % обучающихся имеют близкий к достаточному и низкий уровень освоения программного материала. Это связано с объективными причинами: пропуски занятий по уважительным причинам, разновозрастный состав учебных групп, разный стартовый уровень способностей и возможностей обучающихся, прием и зачисление вновь прибывших детей в течение всего учебного года. Анализ направленностей дополнительных общеразвивающих программ за 2018-2019 учебный год свидетельствует о том, что ведущими направлениями образовательной деятельности учреждения являются художественная (42%) и социально-педагогическая (46,4%). Подобная ситуация напрямую связана с половозрастными особенностями контингента обучающихся, повышением интереса социума к различным видам художественной и социально-педагогической деятельности. Педагогический коллектив учреждения постоянно занимается проблемой набора и сохранности контингента обучающихся - это задача, требующая регулярного контроля и творческого подхода. Для ее успешного решения в Центре предусмотрены мероприятия: игровые программы и культурно-массовые праздники, дни открытых дверей, выступления на концертных площадках, участие в конкурсах, фестивалях и акциях разных уровней. Качественное формирование контингента обучающихся - залог успешной деятельности всего педагогического коллектива.
Анализ состояния процесса воспитания и социализации детей. Система мероприятий по развитию воспитания и социализации детей внесена в перспективный план инновационной деятельности Центра. Вырос уровень участия обучающихся Центра в муниципальных, республиканских, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях. Данные показатели можно увидеть в Диаграмме 6 «Участие обучающихся в мероприятиях различных уровней».
Анализ инновационной деятельности. Большое значение в образовательном процессе имеет инновационная деятельность. Основными направлениями инновационной деятельности учреждения является проектная деятельность и конкурсное движение.
У обучающихся МБОУДО ЦДОД формируется социальная активность в ходе участия в социально значимых проектах муниципального и республиканского уровня:
Муниципальный социально-образовательный проект «Доброхоты» МБОУДО ЦДОД основанный в 2016 году полюбился как обучающимся, так и педагогам. Каждый год МБОУДО ЦДОД организовывает концерты для посетителей Отделения дневного пребывания «Ветеран» и для жителей ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Сосновая Роща»».
Муниципальный социальный проект «Горящие сердца» ГБПОУ РМЭ «Торгово-технологический колледж».
Социально значимый проект, направленный на социальную реабилитацию и профилактику преступного поведения подростков, находящихся в конфликте с законом «Капитаны Будущего на территории возможностей» в рамках фонда президентских грантов Автономной некоммерческой организации правового сопровождения граждан и семей «Наша инициатива».
Проблемой МБОУДО ЦДОД в реализации инновационной деятельности является то, что не организована экспериментальная деятельность для отработки новых технологий, для последующего распространения инновационного опыта. Это свидетельствует о низкой мотивации педагогов к профессиональному развитию.
Анализ ресурсного обеспечения учреждения. Качество и результативость работы учреждения в определяющей степени зависит от кадрового потенциала, профессиональной и педагогической компетентности, творческой активности педагогического коллектива. Анализ кадрового потенциала свидетельствует о его достаточном квалификационном уровне (с высшим образованием – 86%, с высшей квалификационной категорией – 23%, с первой квалификационной категорией – 61%). Вместе с тем, в составе педагогических кадров – 14% не имеют квалификационной категории.
Наряду с достигнутыми позитивными результатами в образовательной и организационно-методической деятельности в учреждении остаются нерешенными следующие проблемы:
недостаточное наличие современных, востребованных направлений дополнительного образования для подростков от 14 до 18 лет;
недостаточное использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
недостаточное использование инновационной и проектной деятельности в работе учреждения;
несоответствие материально-технической базы образовательным (общеразвивающим) программам.
Финансовые ресурсы учреждения формируются из бюджетных ассигнований, спонсорских средств. Однако не разработан инструмент оказания платных образовательных услуг для совершенствования образовательных и стратегических результатов.
Таблица 4.
SWOT-анализ оценки потенциала развития МБОУДО ЦДОД
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала МБОУДО ЦДОД | Оценка перспектив развития МБОУДО ЦДОД | ||
Сильная сторона | Слабая сторона | Благоприятные возможности | Риски |
1. Комплексность, актуальность, перспективность целей и задач образовательного процесса, соответствие их требованиям, предъявляемым к современной системе дополнительного образования детей. 2. Положительная динамика показателей охвата обучающихся дополнительным образованием 3. Доступность образования детям из малообеспеченных детей 4. Положительная динамика показателей участия и призовых мест в мероприятиях различных уровней (муниципальный, региональный, всероссийский, международный) 5. Успешная социализация и самореализация обучающихся. 6. Распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, обучающие семинары, конкурсы педагогических достижений) 7. Сетевое взаимодействие с образовательными, культурными и общественными организациями города. 8. Достаточно высокий уровень профессионализма педагогических кадров и достижений творческих коллективов обучающихся. | 1. Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических) конкретному социальному заказу. 2. Отсутствие мастерских, кабинетов, спортзалов для технического и физкультурно-спортивного направления деятельности в учреждении, что не позволяет ввести в организацию новые перспективные объединения. 3. Слабый охват подростков от 14 до 18 лет. 4. Недостаточное использование педагогами современных образовательных технологий в системе дополнительного образования. 5. Низкая конкурентоспособность с негосударственными и иными образовательными структурами. 6. Низкая мотивация педагогических работников к участию в конкурсной и грантовой деятельности. 7. Недостаточное финансирование и уровень экономических знаний педагогических работников. 8. Слабо реализуются отдельные управленческие функции такие, например, как контроль и управленческий анализ, документационное обеспечение деятельности. 9. Нехватка молодых специалистов 10. Низкая оплата труда работников учреждения дополнительного образования детей 11. Отсутствуют индивидуальные программы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья 12. Недостаточная работа с семьей в детских клубах 13. Отсутствие информации о развитии МБОУДО ЦДОД в СМИ 14. Отсутствие привлечения внебюджетных средств | 1. Расширение сетевого взаимодействия с образовательными, культурными, общественными организациями в сфере концертной, досуговой, конкурсной, проектной деятельности детей 2. Привлечение родителей к участию в массовых мероприятиях и проектах учреждения 3. Совершенствование имиджевой политики МБОУДО ЦДОД. 4. Создание креативной среды и ситуации успеха. 5. Организация внебюджетного финансирования. 6. Организация инновационной, проектной и грантовой деятельности в МБОУДО ЦДОД. 7. Введение востребованных образовательных программ технической и физкультурно-спортивной направленности для подростков от 14 до 17 лет. 8. Привлечение молодых специалистов в МБОУДО ЦДОД. | 1. Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг. 2. Снижение уровня финансирование и сокращение штатного расписания 3. Недостаточная возможность оказания существенной помощи учреждению дополнительного образования со стороны организаций города, родителей, спонсоров и т.д. |
4. Снижение оплаты труда работников учреждения дополнительного образования, что может привести к утечке творческих педагогов из сферы дополнительного образования и снижению показателей МБОУДО ЦДОД. |
По итогам проведенного SWOT- анализа стратегическим направлением развития МБОУДО ЦДОД может стать: инновационная реализация дополнительного образования детей с ориентацией на выявление, поддержку и развитие талантливых детей как основа совершенствования организационной культуры учреждения. Этот ориентир предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития образовательного учреждения в форме общественной составляющей управления и достижения цели успешной реализации выпускника в будущем России. Развитие образовательной среды будет строиться как сетевое расширение сотрудничества Центра с учреждениями города, предполагается сохранение
уже достигнутого уровня качества образования и его повышения за счет перехода на индивидуальные образовательные маршруты обучения детей. Существующая база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды станет основой, на которой каждый талантливый ребенок сможет воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности, подтвержденные в конкурсах и соревнованиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.
Программа развития МБОУДО ЦДОД разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской федерации.
Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г., № приказа 827).
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» г. Йошкар-Олы.
Программа конкретизирует систему приоритетов, учитывающих преимущества условий дополнительного образования детей, реализация которых позволит использовать педагогический потенциал в качестве фактора социально-экономического развития, а также средства художественного, нравственно-патриотического воспитания детей и подростков и дальнейшего укрепления социального партнерства.
Программа имеет комплексный характер, способствующий интеграции общего и дополнительного образования деятельности в сфере образования.
Анализ и изучение внешней и внутренней среды учреждения позволили определить приоритеты деятельности коллектива, при этом учитываются не только программные требования, пожелания детей, родителей, но и финансовые, материально-технические и кадровые возможности образовательного учреждения.
Полученные данные позволили расположить приоритеты в такой последовательности:
- развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
- личностно-ориентированный поход в образовательном процессе;
- укрепление и сохранение здоровья обучающихся;
- развитие коммуникабельности;
- развитие общей культуры;
- создание креативной среды и ситуации успеха.
Развитие учреждения в режиме поиска, изменений опирается на следующие значимые идеи:
1. Личностно-ориентированный подход: ориентация педагога на создание условий для развития личности обучающего, его интеллектуального и творческого потенциала.
2. Индивидуальный подход: признание уникальности и неповторимости каждой личности, ориентация на свойства личности, ее формирование, развитие в соответствии с природными способностями в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважении.
3. Коммуникативный подход: учебный процесс строится в форме общения, что позволяет развивать коммуникативные качества личности.
4. Творческий подход: создание атмосферы творческого поиска и созидания, направленной на обогащение деятельности и развития личности.
5. Деятельностный подход: формирование личности в активной самостоятельной деятельности.
Изменение социальных и экономических условий диктует учреждению дополнительного образования изменение механизма отношений с участниками образовательного процесса.
При организации дополнительного образования детей учитываются приоритетные принципы:
Признание права ребенка: на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора индивидуального маршрута, реализацию собственного жизненного предназначения, осуществление своих целей, развитие способностей, творческую самореализацию.
Развитие индивидуальности: предполагает создание социокультурной и креативной среды для максимально свободной реализации заданных природой качеств; организацию индивидуальной помощи обучающимся в реализации творческих потребностей. Индивидуальность человека основывается на природных факторах, наследственных задатках и одновременно развертывается и пополняется в процессе социализации, саморазвития, самореализации, сознательного самовоспитания. Если индивидуальность закрепляется и устойчиво проявляется в деятельности человека, его образе жизни, то можно говорить об индивидуальном стиле деятельности, личностном образовании, стиле жизни.
Единство и целостность образования: предполагает, что обучение не замыкается на отдельных знаниях, умениях и навыках, а выходит на формирование личности и становится средством воспитания, видом активной социокультурной самодеятельности ребенка, что возможно при функционировании МБОУДО ЦДОД, как открытого образовательно-воспитательного и досугового центра, доступного для детей всех возрастных и социальных групп населения.
Система организации управления учебно-воспитательным процессом: дополнительное образование, в отличие от базового, вооружает не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой жизненного (личностного, профессионального) самоопределения, как способа целостного освоения мира, что возможно при условии интеграции, объединяющей все воспитательные силы учреждения и социума в единый социально-педагогический процесс.
Доверие и поддержка: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений, отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в едином процессе поисково-деятельностной системы, живой коммуникации.
Творчество: творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса. Дополнительное образование способствует творческой самореализации ребенка в различных видах деятельности, формирует потребности в саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост.
Сохранение здоровья обучающихся: на здоровье детей оказывает влияние не только избранная образовательным учреждением стратегия образования, но используемые в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии.
Индивидуализация и дифференциация: предоставление каждому обучающемуся возможности реализации способностей в условиях индивидуальной и развивающей среды, соблюдение при этом добровольности выбора форм самореализации.
Многообразие и динамичность: гибкая мобильная адаптация образовательного процесса к социальным явлениям, возрасту и уровню развития обучающегося.
Гуманизация и демократизация образования: внедрение педагогики сотрудничества, стимулирование педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий.
Интеграция содержания образования: реализация различных интегральных программ, способствующих формированию целостной картины мира.
Систематичность и последовательность: планирование содержания, развивающегося в системе и по восходящей линии, где новое опирается на предыдущее и вытекает из него.
Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеуказанных принципов позволяет:
- развить мотивацию к познанию и творчеству;
- сохранять и развивать индивидуальность, общую культуру личности, коммуникативные способности;
- осуществлять социализацию и самореализацию обучающихся.
Результат образования обучающихся – это общая модель личности выпускника МБОУДО ЦДОД с определенными качествами. Модель личности позволяет определить и содержание образования. Выпускник МБОУДО ЦДОД – развивающаяся культурная и творческая личность, усвоившая определенные знания, умения, навыки на индивидуальном уровне, готовая к интеграции в постоянно меняющемся обществе, к полноценной жизни в современных условиях.
Следовательно, миссия МБОУДО ЦДОД состоит в том, чтобы превратить Центр в целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития каждого обучающегося, через реализацию образовательных программ, организацию конкурсной деятельности, участие в массовых мероприятиях, способствующих саморазвитию, самоопределению и интеграции в общество.
5.2. Цели и задачи программыЦель программы: создание воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования социально востребованной личности, развития творческих способностей и удовлетворения образовательных потребностей и запросов каждого обучающегося на предмет обеспечения его индивидуальной образовательной траектории.
Задачи программы:
1. Повышение доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования. Расширение диапазона образовательных услуг для подростков от 14 до 18 лет.
2. Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий учебно-воспитательного процесса, разработка дополнительных общеразвивающих программ, направленных на развитие инновационной, экспериментальной и проектной деятельности.
3. Создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию.
4. Привлечение молодых специалистов в систему дополнительного образования детей.
5. Развитие информационных и коммуникативных технологий в системе учреждения.
6. Улучшение материально-технической базы МБОУДО ЦДОД, создание современной инфраструктуры для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни.
7. Повышение эффективности системы управления в учреждении. Совершенствование нормативно-правовой базы МБОУДО ЦДОД.
8. Создать необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и развития творческих способностей детей, инициировать раннее выявление и сопровождение одаренных детей.
9. Расширить систему социального партнерства МБОУДО ЦДОД с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности, и общественными организациями в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся.
10. Повышение уровня информированности о деятельности МБОУДО ЦДОД и создание имиджевой политики образовательной организации.
5.3. Ожидаемые результаты программыДля обучающихся:
1. Наличие современных, востребованных направлений дополнительного образования детей и подростков от 5 до 18 лет.
2. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, в сочетании со здоровьесберегающими технологиями, технологиями инновационной и проектной деятельности, способствующих становлению компетентностей обучающихся.
3. Обеспечение доступности, равных возможностей в получении качественного дополнительного образования и образовательных услуг.
4. Обеспечение индивидуальных маршрутов развития с учетом особенностей личности ребенка (состояние здоровья, потребности, познавательные возможности, интересы).
5. Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей.
6. Мотивация родителей к взаимодействию с МБОУДО ЦДОД, реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей обучающихся.
Для педагогов:
1. Создание максимально благоприятных условий для непрерывного, профессионального роста педагогических работников и включение их в инновационную, экспериментальную и проектную деятельность.
2. Реализация творческого потенциала.
3. Совершенствование педагогического опыта участия в открытых мероприятиях и педагогических конкурсах на муниципальном, республиканском, межрегиональном, всероссийском уровнях.
Для МБОУДО ЦДОД:
1. Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и их родителей (законных представителей), в том числе платных образовательных услуг.
2. Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг современным требованиям.
3. Наличие новых социальных партнёров.
4. Создание положительного имиджа МБОУДО ЦДОД на городском, республиканском и межрегиональном уровнях.
5. Совершенствование содержания деятельности методической службы МБОУДО ЦДОД.
6. Информационное сопровождение и обеспечение образовательного процесса, активное использование новых информационных технологий.
7. Увеличение числа молодых специалистов в МБОУДО ЦДОД.
8. Повышение конкурентоспособности МБОУДО ЦДОД на рынке образовательных услуг.
9. Повышение уровня материально-технической базы и программно-методического обеспечения содержания МБОУДО ЦДОД.
Основной результат программы развития МБОУДО ЦДОД – это целостная система дополнительного образования детей, функционирующая в режиме устойчивого развития на основе динамического становления новых связей, реализации инновационных проектов, взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.
Цель: создание условий для повышения качества образования, воспитания и дополнительного образования детей.
Задачи:
Сохранение и развитие творческих объединений всех направлений Центра.
Осуществление мониторинга системы дополнительного образования вообще и, в частности, в городе.
Расширение спектра образовательных услуг по направлениям деятельности Центра.
Совершенствование содержания образовательной деятельности.
Обновление технологического компонента образовательной деятельности.
Совершенствование воспитательной системы для обогащения творческого потенциала.
Комплекс мероприятий:
Координация, методическое сопровождение деятельности творческих объединений, организация комплекса массовых мероприятий (акций, конкурсов, фестивалей), направленных на стимулирование их деятельности и расширение сфер сотрудничества.
Совершенствование системы мониторинга образовательной деятельности, проведение мониторинга по изучению спроса на услуги дополнительного образования детей.
Разработка, совершенствование, апробация и внедрение дополнительных общеобразовательных программ и технологий по инновационным направлениям деятельности учреждения.
Совершенствование взаимовыгодного сотрудничества Центра с учреждениями и ведомствами.
Дальнейшее развитие деятельности по работе с высокомотивированными детьми.
Создание комплексной программы по организации проектной деятельности обучающихся Центра.
Активное участие родителей в процессах самоуправления и соуправления развитием МБОУДО ЦДОД.
Сохранение и развитие традиционных технологий дополнительного образования - технологий коллективной творческой деятельности и игровых технологий как видов деятельности, направленных на воссоздание и усвоение обучающимся общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением и деятельностью.
Создание условий для реализации технологий личностно-ориентированного дополнительного образования и технологии индивидуализации и дифференциации обучения, направленных на максимальное развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Разработка и апробация технологии дистанционного обучения по отдельным видам образовательной деятельности и детского творчества.
Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях различного уровня (муниципальный, региональный, межрегиональный, всероссийский, международный).
Ожидаемые результаты:
Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством предоставляемого дополнительного образования детей.
Доступность дополнительного образования для детей города.
Повышение качества дополнительного образования в условиях его вариативности и разнообразия.
Расширение образовательных услуг для подростков от 14 до 17 лет.
Увеличение количества успешно социализирующихся детей группы риска.
Налаженная система взаимодействия учреждения с общественностью, средствами массовой информации, заинтересованными учреждениями и ведомствами по решению проблем доступности и качества дополнительного образования.
Освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.
Разработка и реализация программ нового поколения (программ дополнительного образования детей, программ детских клубов), отвечающих запросам различных категорий детей и их родителей.
Рост числа обучающихся, участвующих в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Повышение имиджа, социального статуса и конкурентоспособности МБОУДО ЦДОД.
Цель: обеспечить эффективное управление деятельностью МБОУДО ЦДОД
Задачи:
Совершенствование нормативно-правовой базы развития Центра.
Совершенствование структуры, форм и методов управления Центра.
Формирование системы моральных и материальных стимулов для развития творческого потенциала педагогов и повышения их квалификации.
Комплекс мероприятий:
Развитие нормативно-правовой базы Центра, приведение её в соответствии с изменениями в российском законодательстве; проведение работы для процесса реализации программы.
Усиление общественного участия в улучшении состояния и развития Центра.
Внедрение новейших технологий управления в Центре.
Развитие Центра как открытой государственно-общественной системы.
Ожидаемые результаты:
Наличие обновленной нормативно-правовой базы Центра, приведенной в соответствие с изменениями в российском законодательстве.
Эффективность использования новых информационных технологий в управлении образовательными процессами (наличие единой системы документооборота; наличие компьютерных методик сбора и обработки информации о качестве результатов образования).
Расширение продуктивного сотрудничества с образовательными и социальными партнерами.
Совершенствование подготовки и проведения совещаний, педагогических и методических советов, заседаний.
Доля общественного участия в улучшении состояния и развития Центра.
Количество договоров с государственно-общественными организациями о совместной деятельности с Центром.
Организация учебно-воспитательного процесса учреждения с учетом желаний и возможностей детей и педагогов.
Цель: создание условий для развития научно-методического, информационного и кадрового ресурсного обеспечения деятельности МБОУДО ЦДОД.
Задачи:
Совершенствование научно-методического сопровождения развития дополнительного образования детей.
Организация сетевого взаимодействия в едином информационном пространстве Центра.
Привлечение к работе в Центре молодых профессионально компетентных специалистов.
Повышение квалификации педагогов дополнительного образования.
Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
Комплекс мероприятий:
Функционирование и развитие методической службы Центра.
Создание современных механизмов научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Развитие и распространения инновационного опыта работы.
Создание электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов дополнительного образования детей, включающей научную, учебно-методическую, справочную литературу и периодические издания.
Совершенствование информационной инфраструктуры Центра, позволяющей достигать нового качества образования.
Совершенствование системы информирования педагогов, детей и их родителей о программах дополнительного образования детей.
Активное использование новых информационных технологий, в том числе включающих телекоммуникационные проекты; развитие и поддержка сайта Центра.
Стимулирование молодых профессионально компетентных специалистов к работе в Центре.
Планирование финансовых средств на поддержку молодых специалистов.
Повышение социального статуса педагогических работников, работающих в Центре.
Создание системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования Центра.
Разработка требований к программам повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Стимулирование включения педагогов дополнительного образования в научную работу, прохождение курсов переподготовки, поступление в магистратуру, аспирантуру.
Планирование финансовых средств на повышение квалификации педагогов дополнительного образования.
Включение педагогов в инновационную, проектную, грантовую и опытно-экспериментальную деятельность.
Стимулирование педагогов дополнительного образования к участию в конкурсах педагогических достижений разного уровня, методических выставках и научно-методических и научно-практических конференциях.
Планирование финансовых средств на обеспечение развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
Совершенствование системы аттестации педагогических работников, формирование ее нормативного и методического обеспечения.
Пропаганда лучшего педагогического опыта.
Формирование у педагогов гуманистических ценностных ориентаций, проявляющихся в их отношении к ребенку, его интересам и потребностям.
Ожидаемые результаты:
Функционирующая и развивающаяся методическая служба Центра.
Доля педагогических работников Центра, включенных в развитие и распространение инновационного опыта.
Наличие электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов дополнительного образования детей.
Отлаженное сетевое взаимодействие в едином информационном пространстве Центра.
Действующая система информирования педагогов, детей и их родителей о программах дополнительного образования.
Доля педагогов дополнительного образования, использующих информационные технологии в своей деятельности.
«Живой» сайт Центра.
Активное включение в работу Центра молодых профессионально компетентных специалистов.
Количество мер, предпринятых для повышения социального статуса педагогических работников, работающих в Центре.
Наличие системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования Центра.
Доля педагогических работников, включенных в систему повышения квалификации;
Доля педагогов, включенных в инновационную, проектную, грантовую и опытно-экспериментальную деятельность.
Доля педагогов, участвующих в конкурсах педагогических достижений разного уровня, методических выставках и научно-методических и научно-практических конференциях.
Динамика доли финансовых средств, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
МБОУДО ЦДОД является некоммерческой организацией.
Центр в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные платные образовательные услуги и вести иную приносящую доход деятельность. Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо основной финансируемой городом образовательной деятельности.
Цель: совершенствование финансово-экономического и материально-технической базы Центра для эффективного решения поставленных педагогических и управленческих задач.
Задачи:
Организация ремонтных работ помещений и оснащение новым оборудованием кабинетов МБОУДО ЦДОД.
Совершенствование дополнительного финансирования образовательной деятельности МБУДО ЦДОД.
Комплекс мероприятий:
Развитие материально-технической базы Центра путем ремонта помещений и приобретения нового оборудования для занятий; проведение ремонтных работ.
Совершенствование нормативного и документационного обеспечения финансовой деятельности.
Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности и плана технического оснащения.
Введение на базе Учреждения дополнительных платных образовательных услуг.
Привлечение дополнительного финансирования деятельности Центра за счет муниципальных органов управления.
Поиск спонсорских средств и заключение договоров с организациями спонсорами.
Повышение конкурентоспособности Учреждения.
Повышение экономической грамотности членов коллектива.
Активизация деятельности по получению грантов.
Повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
Повышение уровня компетентности административного совета и руководителей структурных подразделений Центра в вопросах социально-экономического обеспечения образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
Увеличение дополнительного финансирования образовательной деятельности Центра за счет привлеченных средств.
Выполнение плана ремонтных работ;
Оснащение и благоустройство здания Центра в соответствии с современными требованиями безопасности и комфортности.
Повышение качества учебно-воспитательной и организационно-массовой работы.
Налаженная система работы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг.
Количество организаций и спонсоров, осуществляющих дополнительное финансирование образовательной и хозяйственной деятельности Центра;
Целесообразность и эффективность расходования бюджетных и привлеченных средств.
Ключевые положения программы развития получат дальнейшее развитие и конкретизацию в ежегодных планах. В планы будут включены мероприятия, определенные отдельными подпрограммами и направленные на решение приоритетных задач.
Планирование и координацию деятельности, направленной на реализацию программы развития, осуществляет администрация МБОУДО ЦДОД.
Контроль реализации программы развития осуществляет педагогический совет учреждения. Обсуждение результатов выполнения программы развития проходит на итоговом педагогическом совете.
Управление процессом реализации программы развития МБОУДО ЦДОД предусматривает:
осмысление назначения программы развития всеми участниками образовательного процесса;
ведение постоянной экспертизы программ и проектов, определение социальной значимости и экономической доступности предлагаемых результатов;
создание условий, необходимых для реализации программы развития;
создание необходимой управленческой (нормативно-правовой и ресурсно-кадровой) базы программы развития;
выявление отклонений от заявленных целей, анализ причин их возникновения, внесение необходимых коррективов.
Этапы реализации программы развития:
Первый этап «Подготовительный» (2020 год):
- осмысление педагогическим коллективом целей и задач, поставленных в программе развития по обновлению деятельности МБОУДО ЦДОД;
- разработка и формирование основных нормативных правовых документов для последующего развития системы образования и воспитания в учреждении.
Второй этап «Основной» (2021-2023 годы):
- переход на новую модель функционирования с применением новой нормативной базы и организационно-экономических механизмов образования в учреждении;
- внедрение новых образовательных общеразвивающих программ и открытие новых детских объединений в МБОУДО ЦДОД;
- организация дополнительных платных образовательных услуг;
- обновление культурно-досуговой деятельности;
- реорганизация методической работы;
- прочное вхождение в образовательное пространство города;
- усовершенствование материально-технической базы с учетом современных требований.
Третий этап «Завершающий» (2024-2025 годы):
- этап широкого развёртывания программы и переход к планомерному и устойчивому развитию учреждения на основе реализации целей и задач программы;
- анализ итогов реализации программы развития, оценка полученных результатов, определение перспектив дальнейшего развития.
Степень эффективности развития МБОУДО ЦДОД по основным направлениям будет определяться по следующим показателем развития:
качественные показатели;
количественные показатели.
Качественные показатели:
Повышение общественного статуса и имиджа МБОУДО ЦДОД.
Модернизация и укрепление материально-технической базы, в том числе учебной базы Центра.
Улучшение качества профессиональной подготовки.
Позитивная динамика образовательных результатов, личностного роста обучающихся.
Улучшение состояния здоровья детей, подростков.
Создание более эффективной системы подготовки обучающихся для участия в муниципальных, республиканских и всероссийских и международных конкурсах.
Улучшение финансово-экономического положения учреждения.
Оптимизация образовательных услуг, предоставляемых Центром, развитие их инновационных видов.
Повышение уровня и качества образовательных услуг, реализация новых видов образовательных программ и педагогических технологий.
Повышение эффективности управления учреждением.
Удовлетворенность обучающихся и их родителей качеством образования в МБОУДО ЦДОД.
Рост мастерства руководящих и педагогических кадров МБОУДО ЦДОД.
Сформированность нормативно-правовой базы, обеспечивающей оптимальную реализацию образовательного процесса в Центре.
Количественные показатели:
Наполняемость объединений МБОУДО ЦДОД.
Рост охвата обучающихся культурно–досуговыми мероприятиями.
Рост числа молодых специалистов.
Рост уровня общей и специальной подготовки обучающихся.
Рост призовых мест обучающихся в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах.
Снижение уровня правонарушений среди подростков.
Динамика кадрового обеспечения учреждения.
Конечный результат реализации программы: устойчивое развитие деятельности Центра, как открытой государственно-общественной системы, обеспечивающей новое качество воспитания и дополнительного образования, в соответствии с потребностями жителей города, общества и государства.
Приложение 1
Таблица 5. Система целевых показателей (индикаторов)
№ п/п | Наименование целевого показателя (индикатора) | Единица измерения | Значение целевых показателей (индикаторов) | |||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | |||
1 | Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования | % | 35 | 40 | 45 | 55 | 65 | 75 |
2 | Количество жалоб граждан на качество предоставления услуги дополнительного образования | кол | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | Количество педагогов дополнительного образования, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную подготовку | % | 50 | 52 | 54 | 56 | 58 | 60 |
4 | Выполнение муниципального задания | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
5 | Доля детей, ставших победителями и призерами муниципальных, региональных, всероссийских, международных мероприятий от общего числа участников | % | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 |
6 | Доля детей участников муниципальных, региональных, всероссийских, международных мероприятий от общего числа обучающихся | % | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 |
7 | Доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, от общего числа педагогов | % | 80 | 82 | 84 | 86 | 88 | 90 |
8 | Доля педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства, от общего числа педагогов | % | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 |
28