ГУСО «Ингодинский комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие» Забайкальского края
Утверждаю:
Директор ГУСО ИНЦСОН
«Милосердие» Забайкальского края
________________ Е.Б.Абашеева
«____» __________ 20 г.
Программа
развития самосознания у детей и подростков с помощью игровой терапии
Возраст обучающихся –10-13 лет
Срок реализации программы – 2 месяца
Автор-разработчик: педагог – психолог
отделения дневного пребывания
и социального патронажа Галимулина Ю.А.
Чита
Пояснительная записка
Предлагаемая программа развития самосознания рассчитана на детей и подростков, направлена на развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.
Данная программа может быть использована педагогами-психологами в период реабилитации детей в ГУСО ИКЦСОН «Милосердие».
Актуальность данной программы заключается в систематизации и обобщении известных ранее приемов по коррекции развития самосознания. Акцент делается на использовании сказки в построении коммуникативно-игрового процесса.
Цель программы состоит в развитии самосознании детей и подростков с помощью игровой терапии.
Программа позволяет решать следующие задачи:
•Развитие конструктивно выражать чувства и эмоции, повышение уровня осознанности эмоций.
•Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
•Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
•Сплочение участников, формирование взаимного доверия.
В начальной части предлагаемой программы акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы.
Также включает в себя вводную беседу — рассказ о том, чем предстоит заниматься и какие задачи будут при этом решаться. На этом же этапе работы вводятся правила пребывания в тренинговой группе, формирование интереса к занятиям.
Программа рассчитана ориентировочно на 8 занятий, по 1,5 часа 1 раз в неделю. Оптимальная численность группы 10-15 человек.
Основная часть направлена на развитие уверенности в себе, повышение самооценки. Поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания, решение проблем построения взаимоотношений, нахождение взаимопонимания между людьми, соблюдение норм в отношениях между людьми, осмысление в группе проблем взаимной оценки, восприятия людьми друг друга. Понимание участниками того, как он может восприниматься другими людьми. Выводы группы по поводу важности и одновременно сложности уважения свободы друг друга. Очень частая проблема подросткового возраста - дисморфофобия, или, как её часто называют, комплекс «гадкого утенка». Это опасения по поводу своей внешности. Поскольку наружность важный элемент самосознания, предполагается работа программы на открытие ребенком своего внутреннего мира, развитие способности рефлексировать свои чувства.
Завершающая часть посвящена подведению итогов. Важно обратить внимание на то, как полученные в тренинге навыки, могут быть использованы в реальной жизни. Создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.
Учебно – тематический план
Название занятия | Время выполнения, мин. |
Первое занятие Второе занятие Третье занятие Четвертое занятие Пятое занятие Шестое занятие Седьмое занятие Восьмое занятие Итого | 90 90 90 90 90 90 90 90 720 (12ч.) |
Содержание изучаемого курса
Первое занятие:
- Техника безопасности (10 мин)
- "Разогревающая" игра "Лишний стул" (10 мин)
- Правила (10 мин)
- Пропуск в сказку (40 мин)
- Знакомство со сказкой (10 мин)
- Завершающий ритуал (10 мин)
Второе занятие:
- "Разогрев" игра "Звездочки" (15 мин)
- Анализ сказки (10 мин)
- Развитие сюжета (40 мин)
- Игра "Запретный плод" (15 мин)
- Завершающий ритуал (10 мин)
Третье занятие:
- Игра "Зеркало" (15 мин)
- Игра "Вещи" (15 мин)
- Конструирование сказки (20мин)
- Обсуждение структуры сказки (15 мин)
- Ознакомление со следующей сказкой (15 мин)
- Завершающий ритуал (10 мин)
Четвертое занятие:
- "Разогрев" игра "Ответить - не ответить" (10 мин)
- Игра "Войди в круг" (10 мин)
- Обсуждение вариантов продолжения сказки (20 мин)
- Обсуждение проблемы смысла жизни (15 мин)
- Игра "Рукопожатие" (10 мин)
- Игра "Договоримся без слов" (10 мин)
- Игра "Эмпатия" (10 мин)
- Завершающий ритуал (5 мин)
Пятое занятие:
- "Разогрев" игра "Разговор через стекло" (10 мин)
- Знакомство со сказкой "История о принце, который носил маску" (40 мин)
- Обсуждение сказки (30 мин)
- Завершающий ритуал (10 мин)
Шестое занятие:
- "Разогрев" игра "Ассоциации" (10 мин)
- 3накомство со сказкой «О капризной принцессе» (40 мин)
- Обсуждение сказки (20 мин)
- Игра "Завяжи глаза" (10 мин)
- Завершающий ритуал(10 мин)
Седьмое занятие:
- "Разогрев" игра "Давай помиримся!" (15 мин)
- Знакомство со сказкой: "Принцесса, которая не нравилась самой себе" (45 мин)
- Игра "Комплементы" (20 мин)
- Завершающий ритуал (10 мин)
Восьмое занятие:
- "Разогрев" игра "Мама, я хочу домой" (10 мин)
- "Утешительная сказка" (40 мин)
- Игра "Передача предмета" (15 мин)
- Игра "Клубочек" (15 мин)
- Ритуал прощания (10 мин)
Методическое обеспечение программы
Занятие 1
Техника безопасности
Цель – ознакомить детей с правилами по технике безопасности.
Вводный инструктаж по пожарной безопасности
Запрещается:
- хранить и применять горючие жидкости, взрывчатые вещества, баллоны с газами и др.;
- использовать электронагревательные приборы в кабинетах учреждения;
- эксплуатировать провода электроприборов с поврежденной изоляцией;
- обертывать (накрывать) светильники, бытовые приборы бумагой, тканью и другими горючими материалами; применять открытый огонь.
В случае обнаружения очага пожара следует немедленно сообщить об этом по телефону 01, 010 (сотовый телефон) и спокойно доложить:
- что горит, чему угрожает;
- адрес объекта;
- есть ли опасность для людей;
- назвать свою фамилию.
Сообщение продублировать директору, или другому сотруднику.
Приступить к тушению пожара огнетушителями, подручными средствами. Слушать распоряжения ответственного по пожарной безопасности, организованно покинуть здание. При невозможности покинут здание (задымление, высокая температура), плотно закрыть дверь помещения, уплотнить тканью щели, вентиляционные отверстия, открыть окно и ждать пожарных.
Огнетушители предназначены для тушения пожаров в начальной стадии развития. Направлять шланг с распылителем надо так, чтобы пресечь распространения огня. Вертикальные поверхности следует тушить сверху вниз.
Нельзя водой тушить легковоспламеняющиеся жидкости, электросети, находящиеся под напряжением.
Правила безопасного поведения:
- не выходить за территорию центра без сопровождения взрослых;
- быть бдительным с незнакомыми людьми;
- готовясь к прогулке на улице, надевать головной убор.
Правила поведения в общественном месте:
- войдя в здание нужно поздороваться с взрослыми и сверстниками;
- уважительно относись к замечания взрослых;
- уважительно относись к сверстникам;
- находясь в помещении необходимо соблюдать тишину.
"Разогревающая" игра "Лишний стул"
Цель игры - настройка группы на откровенность.
Группа сидит в круге. Ведущий встаёт, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предложение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например: Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на уроки. ...те, кто всегда соблюдает правила. ...те, кто всегда слушается родителей.
Можно предлагать задания, совместимые с темой сказки или предлагаемого обсуждения, например: Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки. ...те, кто считает, что сказка - это только для детей.
Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей участников группы: Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случаются не только в сказке. Поменяются местами те, кто верит в вечную любовь.
Психолог не делает попытки занять место, если хочет показать, что согласен с этими тезисами. Затем желательна фраза, уступающая позицию ведущего, например: Меняются местами те, у кого есть чувство юмора. Меняются местами те, кто не считает себя главным в любой компании.
Продолжая игру, психолог старается определить интересы участников группы и их особенности по предлагаемым фразам.
Правила
Цель - выработка и принятие правил работы в группе.
Когда игра надоедает группе, психолог берет стул и предлагает продолжить знакомство, вырабатывая правила сказочной жизни. Они включают в себя требования конфиденциальности, доверия, активности. Кроме того, определяются способы обращения друг к другу.
Пропуск в сказку
Цель – погружение в игровую ситуацию.
Выработка правил служит для группы основанием для получения пропуска в сказку.
Знакомство со сказкой
Цель – осознание своих проблем и изменений.
Читается "Сказка о Принце". Сказка посвящена трудностям раннего юношеского возраста. Герои сказки не в силах разобраться в своих чувствах и в чувствах близких ему людей. Одной из причин этого является неуверенность в себе. То, как Принц воспринимает других людей, для него определяется вопросом: как они ко мне относятся?
Чувство неуверенности в себе рождает и юношескую гордыню. Осознание
своих проблем и изменений происходит через влюбленность. Понимание чувств других людей, а после этого себя самого и своего прошлого возвращает миру и самому Принцу "имена".
Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета. Возможные
вопросы при анализе сказки:
Почему Принц ушел из дома? Как относились к нему близкие?
Что нужно делать, если считаешь, что ты никому не нужен? Почему Принц не приобрел друзей ни в одном городе по пути в Аморелъ? Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь? Что дало Принцу "ведение сердец "? Стал ли Принц взрослым? Когда? Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже? Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки?
Естественно, могут быть любые вопросы по сюжету сказки, а не по ее анализу. Эта сказка заканчивается вопросом: Что же сказала Элизабет?
Что помогает сохранить интерес до следующей встречи.
Завершающий ритуал
Цель – обобщение результатов проделанной работы, обратная связь.
Нежелательно просто объявлять об окончании времени, хотя и использование волшебного ритуала желательно сделать чуть-чуть ироничным, иначе это может оказаться неприемлемым для этого возраста.
Занятие 2
"Разогрев" игра "Звездочки"
Цель игры - поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.
Краткое резюме игры связывает ее с сюжетом сказки, например: "Иногда очень трудно понять каков ты сам и как найти человека, который должен быть с тобой. Если помните, именно так случилось с Принцем - героем нашей сказки". Ведущий готовит для игры "звездочки" - наклейки. Затем просит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на лоб. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого одинаковые "звездочки". Ведущий смотрит, какими способами пользуются участники, чтобы отыскать "себе подобных", не зная, кто ты сам.
Анализ сказки
Цель – повторение сказки предыдущего занятия.
Повторение "сказки о Принце". Желательно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы мнения не подвергались критике, а заинтересованно выслушивались и развивались.
Знакомство со следующей сказкой
Цель – осознание своих проблем и изменений.
Так как последний вопрос затрагивает сюжет "Сказки Элизабет", то обсуждение заканчивается чтением этой сказки. Трудности героини сказки - непринятие себя, своего окружения, фантазирование, "защищающее" от реальности. Переживаемый ею кризис реальности приводит к тому, что Элизабет воспринимает свое окружение как некие "подмостки" для себя - единственной героини. Её инфантильные фантазии даже побуждают её придумать себе других родителей, как это иногда бывает в этом возрасте. Элизабет пока не способна к зрелым чувствам. Её влюбленность представляет также форму фантазирование и игры. Настоящая любовь может прийти к ней только после умения принимать, любить себя. Но это уже за гранью сказки.
Возможные вопросы при анализе сказки: Принимает ли Элизабет себя, любит ли себя? Можно ли любить других, если не любишь себя? Почему Элизабет не считает Эмиля и Лоринду своими родителями? Как бы вы назвали чувства Элизабет к Принцу? Действительно ли Элизабет будет любить Артемия в течение одного года, одного месяца и одного дня?
Развитие сюжета
Цель- организация совместной деятельности.
Для того чтобы выяснить интерес группы к той или иной сюжетной линии сказок и определить желательное направление дальнейших занятий, можно предложить участникам пофантазировать, что будет дальше с героями сказки: с Артемием, Элизабет, братьями Артемия, с их родителями. В зависимости от этого определяется направление дальнейшей работы. Другим способом для выбора направления может быть предложение выбрать следующую сказку из предложенного перечня.
Игра "Запретный плод"
Цель игры - осмыслить свое отношение к запретам, сравнить его с позицией других участников.
Участникам группы предлагается игра, позволяющая, как объявляет психолог, оценить их актерские способности. Задача, которую реально ставит перед собой психолог, - другая: осмысление своего отношения к нормам и запретам, что необходимо для серьезного отношения к сказке.
Группа сидит полукругом, оставив пространство для "сцены", на которой
лежит настоящее или искусственное яблоко.
1-ый этап. Ведущий предлагает участникам: "Погуляйте по райскому саду
и без слов покажите, как поступите с запретным плодом".
Ведущий также выполняет задание и делает для себя заметки, как вел себя
каждый участник. После того как все желающие совершили прогулку, ведущий или другой подготовленный участник вступает в игру в новой роли.
2-ой этап. Объявляется, что в райском саду есть "свидетель". Он не препятствует тому, что хочет делать участник, но уговаривает взять яблоко, если при первой попытке этот участник его не брал, либо пытается удержать того, кто брал яблоко при первой попытке. "Уговоры" производятся также без слов.
3-ий этап. Каждый участник ("воспитатель") приходит в сад с "ребенком", роль которого исполнят другой член группы. По роли "ребенок" должен стремиться к яблоку любой ценой, преодолевая препятствия.
"Воспитатель" сам определяет свою задачу. Обычно оказывается, что даже те, кто брал "запретный плод", стараются оградить от этого поступка своего "ребенка". Группе не ставится задача нравственного подхода к ситуации, обсуждение не должно затрагивать вопросов о том, кто как поступил и почему. Желательно выйти на уровень разговора о запретах и предписаниях вообще, о том, как можно к ним относиться. Сравнивается поведение "без свидетелей" и "при свидетелях". Оценивается воздействие «уговоров» (2-й этап). Также может быть поставлен вопрос о различном отношении к запретам для себя и для "ребенка". Можно рассмотреть вопрос о методах, которыми запрет доводится до "ребенка". Хочется заметить, что зачастую подростки, осуждающие авторитарные методы воспитания, воспроизводят их в своем отношении к "ребенку".
Завершающий ритуал
Цель – обобщение результатов проделанной работы, обратная связь.
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Занятие 3
1. Игра "Зеркало"
Цель игры - показать трудности построения взаимоотношений, нахождение взаимопонимания между людьми.
В группе выделяются 2-3 пары. Участники игры попарно становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга, как повторяет эти движения отражение в зеркале. Можно предоставлять несколько попыток до первой ошибке в каждой попытке, можно предоставлять каждой паре время: 3-5 минут. Группа смотрит, насколько свободно и творчески выполняет задание разные пары.
При обсуждении участников игры спрашивают, удалось ли каждому партнёру быть и человеком, и отражением, или одному партнеру доставалась только роль отражения.
2. Игра "Вещи"
Цель – групповое взаимодействие, развитие коммуникативных навыков.
Вещи дают возможность человеку существовать, но вещи же служат поводом для проявления агрессивности, зависти, ущербности и других чувств разрушающих личность. Человек, проявляющий очень сильную страсть к вещам, становится не хозяином, а рабом этих вещей. Группа может подойти к мысли, что вещи становятся хорошими или плохими не сами по себе, а в зависимости от намерений и поступках человека.
Для игры необходима коробка, в ней лежат карточки с названиями вещей, например: "телевизор", "магнитофон", "автомобиль", "компьютер" и т.п. (В игру вступают на равных с реальными предметами включаться и сказочные: скатерть-самобранка и др.)
Участники группы, получившие предмет должны рассказать о достоинствах данной вещи и о тех опасностях, которые она может вызвать, или о нежелательных последствиях, к которым может привести использование данной вещи. Задача группы - угадать, о какой вещи идет речь. Группа может задавать вопросы, на которые можно отвечать только: «да» или "нет". Если вещь угадана, группа может внести свои дополнения в сделанный анализ или оспорить его.
3. Конструирование сказки
Цель игры - совместное размышление о многозначности вещей в жизни человека.
Группе предлагается поиграть в конструирование сказки. Каждый получает бумагу карандаши или краски и задание нарисовать любой предмет или любой сказочный персонаж. Ведущий готовит пространство для "сказочного мира»: большой лист бумаги с фоном - небом, зеленой травой, солнцем и т.п. На этом пространстве все участники размещают свои иллюстрации, после чего группа приступает к конструированию сказки, опираясь на получившийся коллаж.
4. Обсуждение структуры сказки
Цель – формирование навыков понимания своих чувств и умения испытывать сочувствие.
После того как группа сконструировала сказку, психолог предлагает поговорить о сказках вообще и, в частности, о роли волшебной сказке, о том, чем сказка отличается от жизни. Если участники затрудняются в обсуждении этой проблемы, ведущий читает сказку "Принцесса и фея бабочек" и предлагает группе сказать, что в этой сказке реального, а что фантастично.
Очень часто встречающаяся проблема подросткового и юношеского возраста - непонимание своих чувств и неумение испытывать сочувствие. (Особенно часто встречается эта "болезнь" у детей из неполных семей и семей, где родители не балуют детей и друг друга вниманием и теплотой). Героиня сказки не доверяет людям, самой себе. С помощью феи она проходит трудный путь самопознания. В результате чего её отношения с людьми также становятся менее эгоцентричными. В конце сказки её чувства находятся на пути от жалости к любви. Возможные вопросы при анализе сказки: Что значит быть одиноким? От кого зависит одиночество? Какие бывают чувства? Что вы называете любовью? Как бы вы назвали чувство, о котором сказало появление принцессе появление лиловой бабочки? Верители вы в "трудную "любовь? Как вы думаете, почему принцесса не верит людям и их чувствам? Следующий вопрос группе: кто мог бы, кроме феи, выполнить её миссию по отношению к принцессе Марианнею.
5. Ознакомление со следующей сказкой
Цель - развитие словесно-логического мышления.
Для следующего занятия все участники группы получают текст сказки "Принцесса, которая плохо училась", причем дается он не до конца, обрывается на месте помеченном ***. Задание участникам ознакомится с текстом и подумать о её возможном продолжении.
6. Завершающий ритуал
Цель – обобщение результатов проделанной работы, обратная связь.
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Занятие 4
"Разогрев" игра "Ответить - не ответить"
Цель игры - показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми.
Группа стоит в круге. Один из участников выходит за дверь. С группой договариваются о том, что когда водящий входит и здоровается с кем-либо, этот человек демонстративно отворачивается (или начинает разговаривать с кем-то другим). После нескольких попыток игра прекращается, ведущий извиняется перед водящим, все отвечают на его приветствие.
При обсуждении водящего просят рассказать о своих чувствах во время игры. Об этом также спрашивают тех, кто в игре не отвечал на приветствия.
Игра "Войди в круг"
Цель игры - осмысление форм общения, используемых людьми сопоставление их с общественными нормами, ожиданиями других людей.
Несколько участников (добровольцев) выходят за дверь, затем приглашаются по одному. Группа образует круг, плотно взявшись за руки. Входящему участнику предлагается войти в этот круг. При этом у группы существует договоренность о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили. (Вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-либо условия и т.п.). Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы поведения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые могут предпринять попытку войти с помощью силы.
При обсуждении игры можно поговорить об агрессии как о результате непонимания, невыполнения социальных норм, а также о том, что у разных групп людей (поколений, наций и т.п.) существуют свои "договоренности" о правилах "вхождения в круг", не всегда известные другим.
Обсуждение вариантов продолжения сказки
Цель- организация совместной деятельности.
После окончания игры группа возвращается к тексту сказки "Принцесса, которая плохо училась". Участники предлагают различные варианты продолжения, при обсуждении не отвергается ни один из них. Затем психолог читает тот вариант, который имеется в сказке, не утверждая, что он единственно возможный.
Сказка - не только об учебе, хотя проблема отношения к учебе и оценкам школьников, педагогов и родителей здесь также присутствует. Трудности, которые испытывает героиня, связаны и со структурой самого образования, и непониманием ею ценности того, чем она занимается, и с довольно формальными контактами с родителями и педагогами. Живая и любознательная Аля не получает ответов на свои вопросы и вынуждена заниматься тем, что её не очень интересует. Поэтому Дракон, с которым героиня встречается впервые, до некоторой степени более близок ей, чем люди, с которыми она выросла. Центральный вопрос сказки, возникающий обычно в ранней юности, - вопрос о смысле жизни. Поставлен он не для того, чтобы на него торопились отвечать немедленно. Важнее подумать.
Возможные вопросы при анализе сказки: Случалось ли вам испытывать чувство, что "взрослые этого не поймут "? Вам всегда удается получить ответ на свои вопросы? Что должен, на ваш взгляд, знать человек, получивший "все образование "? Принцесса Алевтина должна была спасти и свое королевство. Как бы вы вели себя, если бы пророчество относилось к вам?
Обсуждение проблемы смысла жизни
Цель – познание себя через обсуждение проблемы смысла жизни.
Психолог советует не анализировать сказку, а обсудить проблему принцессы Алевтины. Предложение может быть, например, таким: "Нам нужно подумать, что можно посоветовать принцессе Алевтине, если кто-нибудь из нас её встретить".
Игра "Рукопожатие"
Цель игры - улучшение взаимопонимания в группе, понимание участником того, как он может восприниматься другими людьми.
Одному из участников - добровольцу, завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие.
Игра "Договоримся без слов"
Цель игры - рефлексия группы о поиске взаимопонимания между людьми.
Ведущий объясняет правила игры: по сигналу все члены группы "выбрасывают" на пальцах число от 1 до 5. Задача - показать одинаковое число всеми членами группы. Договариваться с помощью слов в игре запрещено. Ведущий, участвуя в игре, считает количество попыток. Если группа долго не приходит к согласию, ведущий может подсказать, что для этого следует внимательно смотреть друг на друга. Вне зависимости от результата игра прекращается после 25 попыток. В результате обсуждения выявляется, что помешало и что помогло договориться.
Игра "Эмпатия"
Цель игры - осмысление в группе проблем, взаимной оценки, восприятия людьми друг друга.
Два или три добровольца выходят за дверь. Группа договаривается, кто из участников будет смотреть на каждого вошедшего с открытой неприязнью, со скрытой неприязнью, с симпатией (по одному человеку). Остальные договариваются смотреть нейтрально.
Ведущий говорит: "Подойди к каждому, посмотри в глаза. Мы здесь договорились, что некоторые члены группы будут смотреть на тебя как-то необычно. Скажи вслух, как относятся к тебе в данный момент каждый момент каждый из присутствующих".
После этого необходимо, чтобы те, кто договорился смотреть на вошедшего эмоционально, раскрыли свое задание.
В обсуждении обычно выявляется известный феномен "возрастной тревожности", заставляющий переоценивать количество эмоционально окрашенных взглядов.
8. Завершающий ритуал
Цель – обобщение результатов проделанной работы, обратная связь.
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Занятие 5
1. "Разогрев" игра "Разговор через стекло"
Цель игры - осмысление трудностей общения между людьми, трудности понимания людьми друг друга.
В ходе игры нескольким парам участников предлагается "поговорить" друг с другом, как если бы их разделяло толстое стекло, не пропускающее звук. После попытки партнеры сообщают, что хотел сказать один и что понял другой. При обсуждении можно подсказать, что таким "стеклом" может быть принадлежность к разным народам, поколениям, странам.
2. Знакомство со сказкой "История о принце, который носил маску"
Цель - осмысление форм общения, используемых людьми сопоставление их с общественными нормами, ожиданиями других людей.
Смертельно обиженный невниманием родителей, юноша принимает решение: "Мне никто не нужен". Маска равнодушия, которую однажды надевает Людовик, прирастает к нему. Он становится чужим в своей семье и не становится своим где-либо. Встреча с Королевством масок - то испытание, которое показывает ему значение открытости и естественности. (Это может быть, например, группа с другими социальными нормами, страна с другой культурой.) В результате принц осознает значение тех норм человеческого общения, которыми он пренебрегал ранее.
3. Обсуждение сказки
Цель – анализ форм общения, общественных норм.
Возможные вопросы при анализе сказки: Что значит "носить маску"
Можно ли иметь друзей, если сам носишь маску? Хотели бы вы видеть маски вместо лиц? Возможна ли любовь без открытости? Как вы считаете, чей выбор легче: Людовика или Леоноры? Как бы вы убедили жителей города отказаться от масок?
4. Завершающий ритуал
Цель – обобщение результатов проделанной работы, обратная связь.
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Занятие 6
1. "Разогрев" игра "Ассоциации"
Цель – развитие мышления.
Группа уже знакома со сказками и с её героями. Ведущий предлагает выбрать какие-либо предметы в помещении, где происходят занятия, и сказать с какими из этих предметов ассоциируется тот или иной герой и, сказать, или с кем из героев ассоциирует себя участник занятия.
2. 3накомство со сказкой о капризной принцессе
Цель – осмысление взаимоотношений в семье.
В этой сказке два основных мотива: во-первых, взаимное непонимание отца и дочери, когда принцесса "капризничает", пытаясь добиться внимание отца, а тот отделывается очередной игрушкой, во вторых, необходимости уважения к природе, к предметному миру, к реальности вообще.
3. Обсуждение сказки
Цель – анализ трудности построения взаимоотношений внутри семьи.
Возможные вопросы при анализе сказки:
Почему принцесса капризничает? Кто в первую очередь за беспорядки в Бомбинии? Принцесса? Король? Волшебник? Можно ли сказать, что в природе есть что-то ненужное, заслуживающее уничтожения? Кто должен на ваш взгляд, это определять? Как лучше поступать с капризными детьми?
4. Игра "Завяжи глаза"
Цель игры - рефлексия группы по поводу важности и одновременно сложности уважения свободы друг друга.
Членам группы предлагается плотно завязать себе глаза и ходить по помещению молча, стараясь не задевать друг друга. (Помещение должно быть подготовлено таким образом, чтобы исключить возможности травм.) при обсуждении можно выделить различные стороны игры в зависимости от целей занятия - трудности, радости и ответственности построения взаимоотношений между людьми, необходимости развития эмпатии.
5. Завершающий ритуал
Цель – обобщение результатов проделанной работы, обратная связь.
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Занятие 7
"Разогрев" игра "Давай помиримся!"
Цель игры - выработать привычку примирения, понять его смысл.
Участники располагаются в круге. Им предлагается представить, что они ссоре со своими соседями и сделать шаг к примирению. Участник, выполняющий главную роль, имеет условный предмет (искусственное яблоко, игрушка).
Условие, если партнер согласен помириться, он берет этот предмет. Тот, кто только что согласился помириться, сам становится просящим примирение.
В ходе игры выявляются трудности примирения, вырабатываются и обсуждаются способы и ритуалы примирения. В середине игры ведущий меняет задание: "Виноват в ссоре другой, а примирение ищете вы!". Возможно отказ: "Я не буду мириться в этом случае!". При отказе необходимо перейти к обсуждению.
2. Знакомство со сказкой: "Принцесса, которая не нравилась самой себе"
Цель – формирование адекватной самооценки.
Очень частая проблема подросткового и юношеского возраста - дисморфофобия, или, как её часто называют, комплекс "гадкого утенка". Это - опасения по поводу свой внешности, как правило, необоснованные и скрываемые. При этом девушка или юноша, которые "не нравятся самим себе», со стороны выглядит самовлюбленными. Очень часто неизбежные трудности такого рода мешают нормальным человеческим отношениям, делают человека эгоцентричным и не уверенным в себе. Марина живет в вымышленном мире, не замечает чужих чувств, не верит в них; принятое ею «зелье» заставляя полюбить себя, помогает не думать о себе постоянно и заметить переживания других. Принц Артемий, переживший неверность, также способен на сочувствие, а значит, на искреннее чувство. Образ волшебницы показывает опасность пренебрежения чувствами других, старость здесь - символ напрасно прожитой жизни.
Возможные вопросы при анализе сказки: Что значит "не нравится вам в себе? " Как воспринимали принцессу Марину окружающие её люди? За что фея наказала колдунью? Как можно вести себя, если не разделяешь чувств другого? Что значит "гордость " для героини сказки? Представьте себе, что оба напитка употреблены так, как было задумано? Что бы вы сказали о чувствах героев в этом случае? Почему Марина выбрала Артемия?
З. Игра "Комплементы"
Цель игры - обучение искусству говорить и выслушивать комплементы.
Комплементы говорятся одному из участников группы. Комплементы говорят все члены группы, включая ведущего. Обязательное условие - искренность комплемента.
Проблемы, увиденные в ходе игры, обсуждаются, обобщено; лучше говорить о поведении конкретного участника, а о трудности верить комплиментам, если человек не уверен в себе.
4. 3авершающий ритуал
Цель – обобщение результатов проделанной работы, обратная связь.
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Занятие 8
1. "Разогрев" игра "Мама, я хочу домой"
Цель игры - расшевелить участников группы, побудить их к проявлению творчества, повысить самооценку, настроить на сказку.
Все участники группы стоят вместе. Ведущий - по другую сторону. Он спрашивает участников: "Кто хочет домой?". Когда кто-либо отвечает: "Я", ведущий ставит условие: "Вы должны пройти, как... (один из образов, подходящий данному человеку): балерина, бабочка, слон, лягушка, автомобиль ленивый ученик, идущий в школу и т. п."
Количество предлагаемых образов не ограничено. Задача ведущего – выбор образа повышающего самооценку данного участника. Участник может отказаться от предложенного образа и остаться на месте. Группа оценивает качество исполнения образа и в зависимости от этого исполнения пропускает "домой" или не пропускает. Когда некоторые участники уже выполнили задание, ведущий оставляет их назначать новые задания и отправляется к группе желающих домой, чтобы также получить и выполнить задание.
2. "Утешительная сказка"
Цель – обсуждение проблем, которые значимы для подростков и разрешение которых является для них жизненно важными.
Диалоги, которые ведутся в этой сказке, затрагивают проблемы, которые значимы для подростков 14-18 лет и разрешение которых является для них жизненно важными. Дерево, пытающееся облегчить героям поиск решения, действует в сказке как гуманистический психолог - решения не навязываются, но облегчают каждому путь к самому себе. Экзистенциальные проблемы - ценности жизни, смысла смерти, страдания, одиночества - соседствует с не менее актуальными для героев сказки проблемами: поиска уверенности в себе, неразделенной любви. Возможные вопросы для анализа сказки: Хотели ли бы вы иметь возможность поговорить с Деревом Утешения? Кто может выполнять эту роль в жизни? Что бы вы сказали человеку, который не хочет жить? А той юной матери, которая хочет рожать своего ребенка? Как вы понимаете то, что Дерево Утешения стало невидимым? Что изменилось для тех, кто к Нему приходит?
3. Игра "Передача предмета"
Цель игры - создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.
Какой-либо предмет передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплементов.
4. Игра "Клубочек"
Цель игры - визуализировать и обсудить тему межличностных отношений, создать необычную атмосферу.
Группа стоит в круге. Один из членов группы получает клубочек ярких прочных ниток. Задание: бросить клубочек тому, с кем чаще всего предпочитаешь общаться, оставив себе кончик нитки. (Либо тому, с кем общение наиболее приятно, интересно, волнующе и т. п.) получивший клубочек бросает его следующему, не выпуская нитку из руки. Клубочек постепенно разматывается, образуя структуру взаимоотношений в группе. Получившийся узор трактуется как связи в группе, возникшие за время жизни в сказке. Обсуждение может проходить так, чтобы участники группы продолжали держать нити и в конце концов решили что с ними делать: закрепить на бумаге как коллаж, распутать, повесить на дерево в лесу или еще что-нибудь.
5. Ритуал прощания
Цель – обобщение результатов проделанной работы, обратная связь.
Ведущий занятия прощается со сказочной страной и с группой. Его заключительные слова обращают внимание участников группы на следы, оставленные в сказочной стране, и на то, что они сами несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека – иногда сразу, иногда постепенно.
Список литературы
1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, 2003.-265с.
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 135с.
3. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь,2003. -168 с.
4. О Коннор К. Теория и практика игровой терапии. 2-ое изд. - СПб.: Питер, 2002. –
464 с.
5. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников. / К.Р. Сидоров/ Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 1
14