СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития школьного музейного уголка «Занимательная горница» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2024-2025 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный музейный уголок обладает огромным образовательно- воспитательным потенциалом. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, нравственности.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития школьного музейного уголка «Занимательная горница» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2024-2025 учебный год»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАКЕЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №35»



«Рекомендовано»

Решением педагогического совета

Протокол № ___


от « «___________ 2024 г.


«Согласовано»

Заместитель директора ГКОУ «МСШИ№35»

__________________ И. Н. Остапчук


«____» _________________2024 г.


«Утверждаю»

Директор ГКОУ «МСШИ №35»

_______________Л. А. Свинарь

Приказ № _________

от «______» ________ 2024г.







Программа развития школьного музейного уголка

«Занимательная горница»

для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2024-2025 учебный год






Составитель: Рубанова О.Б.

учитель II квалификационной категории

Броневская М.Н.

учитель II квалификационной категории

Музей - какое слово ёмкое! От пирамид до черепков.

Хранят музеи для потомков Свидетельства иных эпох. Давайте же гореть не тлея, Чтоб даже через сотни лет, В музеях сберегли потомки Эпохи нашей яркий след.


Пояснительная записка

Школьный музейный уголок обладает огромным образовательно- воспитательным потенциалом. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, нравственности.

В школьном возрасте открываются большие возможности по становлению личности ребенка. Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. С утерей нравственных идеалов, теряется и составляющая фундамента личности – патриотизм, любовь к Родине (большой и малой). Для того, чтобы не погибла наша страна в будущем, не исчезла русская культура необходимо знакомить детей с этнософией Русского народа. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России».

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Данная программа эффективно содействует духовному и интеллектуальному развитию школьников, она направлена на приобщение детей к лучшим традициям декоративно – прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества, русского быта. Программа базируется на следующих принципах:

научности и доступности понятий, целостности. На каждом этапе первоначальное представление насыщается содержанием, постепенно переходя в понятия, формирующие знания. Отношение к ребенку строится на доброжелательной доверительной основе. Дети и взрослые вовлекаются в продуктивную, познавательную, творческую деятельность. Ребенок познает мир, наблюдая, размышляя, сопереживая, в процессе творческой деятельности. Программа имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что, знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь продуктивной деятельностью, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества. Музейный уголок «Занимательная горница» является уникальным музеем русского быта. Именно здесь можно погрузиться в атмосферу истинно русской древней России, познать русскую культуру и приобщиться к ней. Программа включает в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий.

Цели и задачи реализации программы.

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания детей через приобщение школьников к основам русской народной культуры, изучение народных традиций, патриотическое и нравственно-духовное воспитание человека, воспитание достойных граждан России, патриотов своего Отечества. 

Задачи:
– создать предметно-развивающую среду в школе-интернате, способствующую приобщению детей школьного возраста к народной культуре; 

– повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики; 

– познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

– познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; 

– привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа. 

Принципы и подходы:

-Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;  

-Возрастная адекватность школьного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);  

-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования – этот принцип отражает необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку, в соответствии с личными особенностями его характера, темперамента, ума, что значительно повышает эффективность обучения.

 -Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;  

-Учет этнокультурной ситуации развития детей;

-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 


Нормативный срок освоения рабочей Программы

Программа рассчитана на 1 год для детей 1-9 классов

Занятия проводятся согласно перспективного планирования. 




Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемый результат освоения программы: 

В результате освоения программы у детей появится интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, и патриотизма

     Личностные качества:

-появится устойчивый интерес к культурным ценностям русского народа: предметам быта, народным промыслам, устному народному творчеству, народной музыке;

– эмоциональная отзывчивость, сопереживание,

-способность к оценке содержательной стороны фольклорного произведения (сказки, малых фольклорных форм, музыкального и др.);

– желание активно участвовать в народных обрядах и русских народных праздниках (поет, инсценирует песни, читает стихи, исполняет частушки, драматизирует и танцует);

-бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества;

-способен самостоятельно рассказать о быте русского народа, собственном продукте художественно-творческой деятельности; 

Интеллектуальные качества:

-знает историю русского народного костюма, устройство русской горницы;

-использует атрибуты русской народной культуры в творческой и игровой деятельности;

-способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

-способен использовать полученные навыки и умения в области музыкального фольклора, в самостоятельной продуктивной и игровой деятельностях;

  Физические качества:

-развит артикуляционный аппарат в процессе исполнения песен, артикулирует звуки сообразно возрасту;

-развиты крупная и мелкая моторика в процессе драматизации, выполнения музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах;
-способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).



















Перспективный план работы музейного уголка

"Занимательная горница"

Сентябрь


 «Истоки, традиции и обычаи».

1.Экскурсии с детьми в музей: знакомство с экспонатами музея
2.Правила поведения в музее

3.«Кухонная утварь»

4.«Убранство русской горницы».

5.«Бабий кут».

6.«Обрядовая тряпичная кукла»

7. «Встреча с былиной»

8.Рассказывание сказки Ершова «Конёк – горбунок» Просмотр фрагментов художественного фильма «Конёк-горбунок»

9.«Праздник русских народных игр»

10.Викторина «Что мы знаем о России?»

11.Беседа «Знакомство семейным устройством, разделением обязанностей».

12. Рассказывание русских народных сказок.

Октябрь


«Русский народный костюм».

1.«Сошьём Маше сарафан».

2.«В краю старых вещей».

3. «Вечера долгие, руки умелые».

4. «Бабушкин сундук». 

5. «Чудесный сундучок».

6. «Русский валенок».

7. «Рукавичка Деда Мороза» (Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).

8. «Золотое веретено».

9. «Для умелой руки все работы легки».

10. «Волшебные спицы».

11. «Ай – да чудо мастера!» плетение корзиночки.


Ноябрь


«Русские народные праздники».

1.«Весенние праздники на Руси». «Иван-Купала по Славянске», «Коляда День солнцестояния».

2. «Покров день».

3.«Рождество христово».

4.«Пришла коляда – отворяй ворота».

5. «Пасха». 

6.«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». 

7.«Птички-птички, к нам летите»

8.«Жаворонки» изготовление с детьми «жаворонков» из теста.

9.«На героя и слава бежит»

10.«Забавы русской старины»

11.«Победа в воздухе не вьётся, а руками достается» Рассказ о воинах – защитниках отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».

12. Посиделки «В гости к хозяину и хозяюшке».


Декабрь


«Народное декоративно-прикладное искусство».

1.«Что расскажет о себе посуда».

2.«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (Приобщение детей к истокам русской народной культуры»)

3. «Что есть в печи – все на стол мечи» (Приобщение детей к истокам русской народной культуры»)

4. «Кухонная утварь и посуда наших предков». 

5.«Кубанская хата».

6. «Русская изба».

7. «Русские народные промыслы».

8. «Русская вышивка» (вышивка крестиком, подборка старинных и современных работ).

9. «Платки».

10. «Русская матрёшка».

11. «Обрядовая тряпичная кукла».

12. «Гжельская роспись».


Январь


«Русские народные игры, традиции, сказания и поверья».

1. «Встреча с былиной».

2. «Богатыри земли русской».

3. Рассказывание русских народных сказок.

4. «Праздник русских народных игр».

5. Народные подвижные игры на Святки.

6. «Посиделки у самовара».

7. «Русская баня».

8. «Обычаи русской свадьбы».

9. «Мистические персонажи русских народных сказаний».



Февраль


«Традиции русской кухни».

1.«Традиционные свадебные блюда».

2.«Марья пустые щи»

3.«Русская кухня, как часть русской культуры»

4.«Древнерусская церемония приёма пищи».

5.«Блины, как символ русской кухни».

6.«Все, что в печи, – на стол мечи»

7. «Хлеб – всему голова».

8. «Чаепитие».

9. «Из русской печи- кашу из печи тащи».

10. Знакомство с «КНИГОЙ РЕЦЕПТОВ РУССКОЙ КУХНИ»

11. «Обрядовая еда в праздники».

12. Турнир-викторина «Преданья старины глубокой».

Март


«Предметы старины далёкой».

1. «Веселые музыканты» (Знакомство детей с русским народным творчеством»).

2. «Еду, еду к бабе, к деду» Рассказать детям о санях как старинном виде транспорта.

3. «Чудеса- кудеса» музыкальные инструменты: гусли, барабан, балалайка, гармошка.

4. Предмет народного быта «Прялка».

5. Предмет народного быта «Рубель».

6. Предмет народного быта «Корыто».

7. «Вот они, лапти лыковые!».

8. Предмет народного быта «Валёк».

9. Предмет народного быта «Ступа и толкач (пест)».

10.«Прялка не Бог, а рубаху даёт».

11. Предмет народного быта «Печной, или бабий, угол (кут)».

12. Предмет народного быта «Люлька».

Апрель


«Русский фольклор»

1.«Зимние святки».

2. «Колядки и щедровки».

3. «Былины, предания».

4. «Сказки».

5. «Баллады».

6. «Исторические песни».

7. «Легенды, былички и бывальщина».

8. «Потешки (прибаутки)»

9. «Частушки, пестушки».

10. «Песня».

11. «Загадка, пословицы, поговорки».

12. «Скороговорки».


Май


Традиции и быт Донского казачества.

1.«У истоков Казачества».

2.«Жизнь, традиции и обычаи казаков».

3.«Предметы быта казаков».

4.«Одежда казака и казачки».

5.«Казачье подворье».

6.«Религиозные традиции казачества».

7. «Воспитание в казачьей семье».

8. «Казачий музыкальный фольклор».

9. «Роль казачества в истории России».

10. «Игра- викторина «Знатоки казачьих традиций»».