ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАКЕЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №35»
«Рекомендовано» Решением педагогического совета Протокол № ___ от « «___________ 2024 г. | «Согласовано» Заместитель директора ГКОУ «МСШИ№35» __________________ И. Н. Остапчук «____» _________________2024 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ «МСШИ №35» _______________Л. А. Свинарь Приказ № _________ от «______» ________ 2024г. |
Программа развития школьного музейного уголка
«Занимательная горница»
для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2024-2025 учебный год
Составитель: Рубанова О.Б.
учитель II квалификационной категории
Броневская М.Н.
учитель II квалификационной категории
Музей - какое слово ёмкое! От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков Свидетельства иных эпох. Давайте же гореть не тлея, Чтоб даже через сотни лет, В музеях сберегли потомки Эпохи нашей яркий след.
Пояснительная записка
Школьный музейный уголок обладает огромным образовательно- воспитательным потенциалом. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, нравственности.
В школьном возрасте открываются большие возможности по становлению личности ребенка. Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. С утерей нравственных идеалов, теряется и составляющая фундамента личности – патриотизм, любовь к Родине (большой и малой). Для того, чтобы не погибла наша страна в будущем, не исчезла русская культура необходимо знакомить детей с этнософией Русского народа. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России».
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Данная программа эффективно содействует духовному и интеллектуальному развитию школьников, она направлена на приобщение детей к лучшим традициям декоративно – прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества, русского быта. Программа базируется на следующих принципах:
научности и доступности понятий, целостности. На каждом этапе первоначальное представление насыщается содержанием, постепенно переходя в понятия, формирующие знания. Отношение к ребенку строится на доброжелательной доверительной основе. Дети и взрослые вовлекаются в продуктивную, познавательную, творческую деятельность. Ребенок познает мир, наблюдая, размышляя, сопереживая, в процессе творческой деятельности. Программа имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что, знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь продуктивной деятельностью, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества. Музейный уголок «Занимательная горница» является уникальным музеем русского быта. Именно здесь можно погрузиться в атмосферу истинно русской древней России, познать русскую культуру и приобщиться к ней. Программа включает в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий.
Цели и задачи реализации программы.
Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания детей через приобщение школьников к основам русской народной культуры, изучение народных традиций, патриотическое и нравственно-духовное воспитание человека, воспитание достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
– создать предметно-развивающую среду в школе-интернате, способствующую приобщению детей школьного возраста к народной культуре;
– повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
– познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
– познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
– привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Принципы и подходы:
-Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-Возрастная адекватность школьного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования – этот принцип отражает необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку, в соответствии с личными особенностями его характера, темперамента, ума, что значительно повышает эффективность обучения.
-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-Учет этнокультурной ситуации развития детей;
-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Нормативный срок освоения рабочей Программы
Программа рассчитана на 1 год для детей 1-9 классов
Занятия проводятся согласно перспективного планирования.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемый результат освоения программы:
В результате освоения программы у детей появится интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, и патриотизма
Личностные качества:
-появится устойчивый интерес к культурным ценностям русского народа: предметам быта, народным промыслам, устному народному творчеству, народной музыке;
– эмоциональная отзывчивость, сопереживание,
-способность к оценке содержательной стороны фольклорного произведения (сказки, малых фольклорных форм, музыкального и др.);
– желание активно участвовать в народных обрядах и русских народных праздниках (поет, инсценирует песни, читает стихи, исполняет частушки, драматизирует и танцует);
-бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества;
-способен самостоятельно рассказать о быте русского народа, собственном продукте художественно-творческой деятельности;
Интеллектуальные качества:
-знает историю русского народного костюма, устройство русской горницы;
-использует атрибуты русской народной культуры в творческой и игровой деятельности;
-способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
-способен использовать полученные навыки и умения в области музыкального фольклора, в самостоятельной продуктивной и игровой деятельностях;
Физические качества:
-развит артикуляционный аппарат в процессе исполнения песен, артикулирует звуки сообразно возрасту;
-развиты крупная и мелкая моторика в процессе драматизации, выполнения музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах;
-способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Перспективный план работы музейного уголка
"Занимательная горница"
Сентябрь | | «Истоки, традиции и обычаи». 1.Экскурсии с детьми в музей: знакомство с экспонатами музея 2.Правила поведения в музее 3.«Кухонная утварь» 4.«Убранство русской горницы». 5.«Бабий кут». 6.«Обрядовая тряпичная кукла» 7. «Встреча с былиной» 8.Рассказывание сказки Ершова «Конёк – горбунок» Просмотр фрагментов художественного фильма «Конёк-горбунок» 9.«Праздник русских народных игр» 10.Викторина «Что мы знаем о России?» 11.Беседа «Знакомство семейным устройством, разделением обязанностей». 12. Рассказывание русских народных сказок. |
Октябрь | | «Русский народный костюм». 1.«Сошьём Маше сарафан». 2.«В краю старых вещей». 3. «Вечера долгие, руки умелые». 4. «Бабушкин сундук». 5. «Чудесный сундучок». 6. «Русский валенок». 7. «Рукавичка Деда Мороза» (Приобщение детей к истокам русской народной культуры»). 8. «Золотое веретено». 9. «Для умелой руки все работы легки». 10. «Волшебные спицы». 11. «Ай – да чудо мастера!» плетение корзиночки. |
Ноябрь | | «Русские народные праздники». 1.«Весенние праздники на Руси». «Иван-Купала по Славянске», «Коляда День солнцестояния». 2. «Покров день». 3.«Рождество христово». 4.«Пришла коляда – отворяй ворота». 5. «Пасха». 6.«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». 7.«Птички-птички, к нам летите» 8.«Жаворонки» изготовление с детьми «жаворонков» из теста. 9.«На героя и слава бежит» 10.«Забавы русской старины» 11.«Победа в воздухе не вьётся, а руками достается» Рассказ о воинах – защитниках отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». 12. Посиделки «В гости к хозяину и хозяюшке». |
Декабрь | | «Народное декоративно-прикладное искусство». 1.«Что расскажет о себе посуда». 2.«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (Приобщение детей к истокам русской народной культуры») 3. «Что есть в печи – все на стол мечи» (Приобщение детей к истокам русской народной культуры») 4. «Кухонная утварь и посуда наших предков». 5.«Кубанская хата». 6. «Русская изба». 7. «Русские народные промыслы». 8. «Русская вышивка» (вышивка крестиком, подборка старинных и современных работ). 9. «Платки». 10. «Русская матрёшка». 11. «Обрядовая тряпичная кукла». 12. «Гжельская роспись». |
Январь | | «Русские народные игры, традиции, сказания и поверья». 1. «Встреча с былиной». 2. «Богатыри земли русской». 3. Рассказывание русских народных сказок. 4. «Праздник русских народных игр». 5. Народные подвижные игры на Святки. 6. «Посиделки у самовара». 7. «Русская баня». 8. «Обычаи русской свадьбы». 9. «Мистические персонажи русских народных сказаний». |
Февраль | | «Традиции русской кухни». 1.«Традиционные свадебные блюда». 2.«Марья пустые щи» 3.«Русская кухня, как часть русской культуры» 4.«Древнерусская церемония приёма пищи». 5.«Блины, как символ русской кухни». 6.«Все, что в печи, – на стол мечи» 7. «Хлеб – всему голова». 8. «Чаепитие». 9. «Из русской печи- кашу из печи тащи». 10. Знакомство с «КНИГОЙ РЕЦЕПТОВ РУССКОЙ КУХНИ» 11. «Обрядовая еда в праздники». 12. Турнир-викторина «Преданья старины глубокой». |
Март | | «Предметы старины далёкой». 1. «Веселые музыканты» (Знакомство детей с русским народным творчеством»). 2. «Еду, еду к бабе, к деду» Рассказать детям о санях как старинном виде транспорта. 3. «Чудеса- кудеса» музыкальные инструменты: гусли, барабан, балалайка, гармошка. 4. Предмет народного быта «Прялка». 5. Предмет народного быта «Рубель». 6. Предмет народного быта «Корыто». 7. «Вот они, лапти лыковые!». 8. Предмет народного быта «Валёк». 9. Предмет народного быта «Ступа и толкач (пест)». 10.«Прялка не Бог, а рубаху даёт». 11. Предмет народного быта «Печной, или бабий, угол (кут)». 12. Предмет народного быта «Люлька». |
Апрель | | «Русский фольклор» 1.«Зимние святки». 2. «Колядки и щедровки». 3. «Былины, предания». 4. «Сказки». 5. «Баллады». 6. «Исторические песни». 7. «Легенды, былички и бывальщина». 8. «Потешки (прибаутки)» 9. «Частушки, пестушки». 10. «Песня». 11. «Загадка, пословицы, поговорки». 12. «Скороговорки». |
Май | | Традиции и быт Донского казачества. 1.«У истоков Казачества». 2.«Жизнь, традиции и обычаи казаков». 3.«Предметы быта казаков». 4.«Одежда казака и казачки». 5.«Казачье подворье». 6.«Религиозные традиции казачества». 7. «Воспитание в казачьей семье». 8. «Казачий музыкальный фольклор». 9. «Роль казачества в истории России». 10. «Игра- викторина «Знатоки казачьих традиций»». |