Программа развития ученического самоуправления класса
1.Пояснительная записка.
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, задумывать и проводить дела , которые им интересны.
Поддержка детского самоуправления, а точнее соуправления, в школе помогает воспитывать в обучающиеся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, развивать устойчиво-позитивное отношение к ценностям :Память, Родина, Культура, Человек. Для организации детского самоуправления в школе определены функциональные обязанности для заместителя директора школы по воспитательной работе, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, классного руководителя.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
на уровне школы:
через деятельность Совета адмиралтейства, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
на уровне классов:
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;
через организацию волонтерского движения по параллелям 5-9 классов «Дорогою добра»
на индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел.
Цель программы: создание условий для развития отношений товарищества, готовности и способности к самовыражению, самодеятельности, самоопределению; создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.
Задачи:
приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации деятельности;
равноправное сотрудничество всех учащихся класса;
воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся, стремления к самореализации;
создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей, родителей;
формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.
самораскрытие и самореализация личности.
Принципы ученического самоуправления
Педагогическое руководство.
Единое планирование.
Выборность органов самоуправления.
Согласие.
Уровни самоуправления:
первый – классное, ученическое самоуправление;
второй – школьное ученическое самоуправление;
Нормативно-правовая база
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе;
1. Устав МБОУ «СОШ №11» г.Алексина
2. Типовые Правила для обучающихся МБОУ «СОШ №11»
Структура и содержание деятельности
Управление развитием ученического самоуправления
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.
1. Сбор информации и ее анализ осуществляются на всех уровнях школьного самоуправления:
2. Планирование. В планировании участвуют: в классных коллективах — классные органы, на общешкольном уровне — общешкольные органы самоуправления. Результат планирования — это ответ на вопрос «Что делать?» Что делать в классе и что делать в школе
3. Организация, т.е. подготовка обучающихся к деятельности. Педагоги-консультанты (на классном уровне это классные руководители, на общешкольном – педагоги организаторы) учат ребят выполнять инструктивно-методическую работу.
4. Контроль. Эта функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель - получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы.
5. Регулирование и коррекция. Это внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы.
Таким образом, функции управления принимают на себя органы
ученического самоуправления.
Основные функции органов ученического самоуправления:
рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой;
формирует органы самоуправления в школе;
вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность обучающихся в коллективе;
заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Высший орган самоуправления- классное собрание, главными функциями которого являются стимулирующая и организующая.
Блоки и поручения :
Виды деятельности:
Планирование, разработка, проведение Ключевых дел | Выполнение коллективных, групповых, индивидуальных поручений | Дежурство по классу и школе | Участие в классных и школьных событиях: досуг, вечера, праздники, экскурсии | Волонтерская деятельность, участие в социальных проектах |
Примерный план работы
ученического самоуправления в классе на год ( на примере 10 класса)
Модуль «Самоуправление»
Содержание | Вид деятельности | Участники | Время | Отметка о выполнении |
Выборы активов классов, адмирала на классном уровне | Общественно-полезный | Учащиеся 10 класса | Сентябрь | |
Старт классных социальных проектов под девизом «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» (ценность Отечества в школьном детско-взрослом сообществе) | Общественно-полезный | Актив класса | Октябрь | |
Дежурство по школе и классу | Общественно-полезный | Штаб дисциплины и порядка | В течение года | |
Рейд по проверке учебников | Общественно-полезный | Штаб чистоты | Декабрь | |
Мониторинг уровней развития Самоуправления в классах Анкетирование обучающихся по теме «Мои поручения». | Педагогическая поддержка | Классный руководитель | Январь | |
Встреча актива школы с воинами- участниками боевых действий. молодежи. | Общественно-полезный | Учащиеся 10 класса | Февраль | |
День Благодарения бабушек и мам | Общественно-полезный | Группа «Сюрприз» | Март | |
Субботник по благоустройству города, посадка деревьев | Общественно-полезный | Группа «Мастерок» | Апрель | |
Операция «Салют, ветераны», участие в городском шествии «Бессмертного полка» | Общественно-полезный | Учащиеся 10 класса | Май | |
Модуль «Ключевые дела»
Содержание | Вид деятельности | Участники | Время | Отметка о выполнении |
Праздник Первого звонка. День Знаний. | Художественное творчество | Учащиеся 10 класса Актив класса | Сентябрь | |
КТД «Наш старший товарищ, наш искренний друг. Он – ключ, открывающий кладезь наук!» (Дню Учителя посвящается) | Художественное творчество | Учащиеся 10 класса Актив класса, группа «Сюрприз» Редколлегия | Октябрь | |
Творческий конкурс ко Дню Матери в контексте школьного проекта «Здесь руссский дух, здесь Русью пахнет» (ценность Отечества в школьном детско- взрослом сообществе) | Художественное творчество | Учащиеся 10 класса Актив класса, проектные группы | Ноябрь | |
Конкурс литературно-музыкальных композиций героях-алексинцах «Имена, отлитые из бронзы», посвященный Дню освобождения Алексина от немецко-фашистских захватчиков. | Художественное творчество | Учащиеся 10 класса Актив класса, проектные группы | Декабрь | |
Русская традиция празднования Рождества | Художественное творчество | Учащиеся 10 класса Группа «Сюрприз» | Январь | |
Военно-спортивная игра «Есть встать в строй» | Спортивно-оздоровительная | Учащиеся 10 класса Группа «Чемпион» | Февраль | |
Масленичная неделя. День Благодарения бабушек и мам | Художественное творчество | Учащиеся 10 класса | Март | |
Конкурс виртуальных экскурсий «Моя Родина» в контексте школьного проекта «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» (ценность Отечества в школьном детско- взрослом сообществе) | Познавательная | Учащиеся 10 класса Штаб Знаний | Апрель | |
КТД «Диалог с Памятью»: фестиваль «Мы вместе отстояли мир» (традиция) Праздник Последнего звонка | Социально значимая | Учащиеся 10 класса | Май | |
Ожидаемые результаты:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников через отслеживание динамики личностного роста обучающихся. (Методика личностного роста Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, И.В. Степановой); уровней нравственной воспитанности учащихся. (Методика «Пословицы» Е.Н.Степанова, «Педагогический контроль в процессе воспитания»).
2.Создание положительного психологического микроклимата в классном коллективе
3. Мониторинг личностных качеств обучающихся с целью отслеживания степени активного участия учащихся в решении проблем социальной жизни
Приложения
От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Исследования «Оценка психологического климата в классном коллективе»
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст справа, затем - слева и после этого знаком + отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.
3 - свойство проявляется в коллективе всегда
2 - свойство проявляется в большинстве случаев
1 - свойство проявляется нередко
0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
1. Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения | 3 | 2 | 1 | 0 | -3 | -2 | -1 | 1. Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения |
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | | | | | | | | 2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии |
3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание | | | | | | | | 3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание |
4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности | | | | | | | | 4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности |
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива | | | | | | | | 5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива |
6. С уважением относятся к мнению друг друга | | | | | | | | 6. С уважением относятся к мнению друг друга |
7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные | | | | | | | | 7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные |
8. В трудные для коллектива минуты происходит единение коллектива «один за всех и все за одного» | | | | | | | | 8. В трудные для коллектива минуты происходит единение коллектива «один за всех и все за одного» |
9. Чувство гордости за коллектив, если его замечают руководители | | | | | | | | 9. Чувство гордости за коллектив, если его замечают руководители |
10. Коллектив активен, полон энергии | | | | | | | | 10. Коллектив активен, полон энергии |
11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе | | | | | | | | 11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе |
12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно | | | | | | | | 12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно |
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту | | | | | | | | 13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту |
Самоуправление также способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, социальной адаптации, развитию навыков здорового образа жизни.
Мониторинг личностных качеств учащихся школы – активности, самостоятельности и самочувствия имеет следующие результаты: