Программа
развивающих психологических занятий
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Траектория развития»
для 5-9 классов
Программа предполагает психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
Психологические занятия с воспитанниками рассчитаны на 34 часа. Работа ведется в индивидуальном режиме.
Режим работы: 1 занятие в неделю.
Цель программы:
Создание социально-психологических условий для когнитивного и личностного развития детей с ОВЗ.
Задачи:
- Создание психологически комфортных условий для развития и обучения детей с ОВЗ;
- Психологическая коррекция и развитие когнитивной и личностной сферы детей с ОВЗ;
- Социализация обучающихся с ОВЗ в современном обществе.
Актуальность программы психологического сопровождения детей с ОВЗ
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для их полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении социально-психологических проблем, в реализации потенциальных возможностей ребенка и создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами.
В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с такими детьми. В докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» подчеркивается: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения.
Для осуществления этой задачи составлена данная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, учитывающая психофизиологические особенности каждого ребенка и создающая оптимальные условия для развития, личностного становления, формирования индивидуальности детей.
Программа предполагает реализацию следующих направлений:
1.Диагностическое направление:
- Актуальный уровень развития;
- Особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик;
- Характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением;
2.Коррекционно-развивающее направление:
- Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- Развитие познавательной деятельности и психических функций;
- Совершенствование навыков учебной работы;
- Совершенствование самоконтроля, произвольной регуляции деятельности.
Работа с детьми с ОВЗ построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с администрацией, педагогами и родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5. Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).
В процессе проведения программных мероприятий используются следующие технологии:
В процессе реализации программных мероприятий ведущей является технология сотрудничества и игровые технологии. Фрагментарно используется технология группового тренинга. Сопутствующим являются ИКТ.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе:
- Отказ воспитанников от психологического сопровождения
Гарантия прав участников программы осуществляется в соответствии с:
- «Положением о психологической службе»;
- «Этическим кодексом практического психолога».
Сфера ответственности участников программы:
Определяется условиями, согласованными куратором работы с детьми с ОВЗ с педагогом-психологом.
Специалисты необходимые для реализации программы:
Практический психолог, социальный педагог, медицинский работник.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Этапы работы:
- Организационный этап (психодиагностика);
- Практический блок (Коррекционно-развивающая и профилактическая работа)
- Рефлексия.
Предполагаемый результат:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностного и когнитивного развития;
- Социализация в обществе.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредствам диагностического блока программы и отзывов участников образовательного процесса.
Контроль за реализацией программы:
Осуществляется представителем администрации центра помощи детям, курирующим учебно -воспитательную работу.
Тематическое планирование по программе «Траектория развития»
5 - 7 классы
Раздел, тема | Количество часов | всего |
теоретических | практических | диагностических |
Вводное занятие. Что такое психология и чем занимаются психологи? | 1 | | | 1 |
I Этап психодиагностики. | 2 |
Диагностика уровня интеллектуального развития | | | 1 | |
Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом. | | | 1 | |
Я познаю себя. | 5 |
Кто Я, какой Я? | | 1 | | |
Что я могу и что мне для этого нужно? | | 1 | | |
Я мечтаю… | | | 1 | |
Я и мои цели. | | 1 | | |
Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | | | 1 | |
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. | 4 |
Чувства бывают разные. | | 1 | | |
Чувства со знакоми «+» и «-». | | | 1 | |
Управление эмоциями. Саморегуляция. | | | 2 | |
Я и мой внутренний мир. | 3 |
Каждый видит и чувствует мир по-своему. | | | 1 | |
Любой внутренний мир ценен и уникален. | | | 1 | |
Трудные ситуации могут научить меня… | | 1 | | |
Я и ты. | 4 |
Я и мои друзья. | | | 1 | |
Я не одинок в этом мире. | | | 1 | |
Что такое конфликт? | 1 | | | |
Конструктивное разрешение конфликтов. | | | 1 | |
Ценности и их роль в жизни человека. | 2 |
Что такое ценности? | | 1 | | 1 |
Мои ценности. | | | 1 | |
Учусь с удовольствием. | 10 |
1. Портрет успешного ученика. | | | 1 | |
2. Мои способности. | | | 1 | |
3. Что такое внимание? | | 1 | | |
4. Учусь быть внимательным. | | | 1 | |
5. Что такое память? | | 1 | | |
6, 7. Техники эффективного запоминания. | | | 2 | |
8. Что такое мышление? | | 1 | | |
9. 10. Секреты логики и творческого мышления. | | | 2 | |
II Этап психодиагностики | 2 |
Диагностика уровня интеллектуального развития | | | | 1 |
Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом. | | | | 1 |
Подведение итогов работы по курсу. | 1 | | | |
Мои достижения (итоги года) | | | 1 | |
Всего: | 34 | | | |
Тематическое планирование по программе
«Траектория развития» 8-9 класс.
Раздел, тема | Количество часов | всего |
теоретических | практических | диагностических |
Вводное занятие. Что такое психология и чем занимаются психологи? | 1 | | | 1 |
I Этап психодиагностики. | 2 |
Диагностика уровня интеллектуального развития | | | 1 | |
Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом. | | | 1 | |
Психология личности. | 7 |
Кто я? | | | 1 | |
Осознаю и принимаю себя. | | | 1 | |
Характер, темперамент, личность. | | 1 | | |
Чего я хочу? | | | 1 | |
Личность и культура. | | 1 | | |
Личностный рост. | | | 1 | |
Я в мире и мир во мне. | | | 1 | |
Познаваельные процессы. | 9 |
Ощущения и органы чувств. | | 1 | | |
Как я воспринимаю мир. | | | 1 | |
Будь внимателен. | | | 1 | |
Учусь быть внимательным. | | | 1 | |
Загадки памяти. | | 1 | | |
Мнемотехнические приемы. | | | 1 | |
Как мы учимся? | | 1 | | |
Обучение и развитие. | | | 1 | |
Сила разума. | | | 1 | |
Эмоции и чувства. | 6 |
Эмоции и их роль в жизни человека. | | 1 | | |
Радуга эмоций. | | | 1 | |
Любовь и дружба. | | 1 | | |
Стресс. | | 1 | | |
Управление эмоциями. Саморегуляция. | | | 2 | |
Психология общения. | 3 |
Общение в моей жизни. | | 1 | | |
Технология эффективной коммуникации. | | | 1 | |
Поведение в конфликтной ситуации. | | | 1 | |
Жизненное самоопределение личности. | 3 |
Мои способности. | | | 1 | |
Что такое «личностная зрелость»? | | 1 | | |
Что такое профессиональное самоопределение? | | 1 | | |
II Этап психодиагностики | 2 |
Диагностика уровня интеллектуального развития | | | | 1 |
Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом. | | | | 1 |
Подведение итогов работы по курсу. | 1 | | | |
Мои достижения (итоги года) | | | 1 | |
Всего: | 34 | | | |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Интернет-ресурс. Пограмма «Психология». Режим доступа: http://iclass. *****/;
2. Игротека психолога-практика. Сайт «Школьный психолог». Режим доступа: http://www. gmo.86mmc-megion. *****/
3. А-Я психология. Психологические тесты, тренинги, упражнения. Режим доступа: http://*****/
4. «Твое здоровье. (регуляция психики)», Г. К.Зайцев, С-П «Детство-пресс»,2007г.
5. «Приключения во внутреннем мире» Психология для старшеклассников.. И. В.Вачков
6. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников», М. Р.Битянова
7. «Психология старшеклассника» Пособие для учителей, И. С.Кон
8.«Оложненное поведение подростков: причина. Психолого-педагогическое сопровождение, коррекция»., Т. А.Шешковец.
9. «Подросток: путь к саморазвитию». Итапов А. В.
КГБУ «Топчихинский центр помощи детям»
| Утверждаю: Директор КГБУ «Топчихинский центр помощи детям» _____________________ М.М. Колоскова «_____» ___________________ 2018г. |
Программа
развивающих психологических занятий
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Траектория развития»
для 5-9 классов
с.Топчиха 2018 год