СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Решение задач по химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Решение задач по химии"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

(МБОУ СОШ № 6)


ПРОВЕРЕНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора МБОУ СОШ № 6 Директор МБОУ СОШ № 6 _____________ И.В. Ефимова _____________ Е.Г. Трофименко

_____ августа 2018 г ____ августа 2018 г

_____________ И.В. Ефимова

____ декабря 2018г




Рабочая программа

элективного учебного курса предпрофильной подготовки

на 2018-2019 учебный год




Название курса: «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

Класс: 9абвг

Учитель: Гостюхина Раиса Владимировна















г. Радужный - 2018



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (далее Программа) составлена на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г.

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер. Курс рассчитан на 15 часов, 1 час в неделю в I полугодии.

Программа является не только логическим продолжением учебного материала, но и имеет пропедевтический характер.

Содержание курса позволяет обеспечить самостоятельность и активность учащихся, достижение ими прочных знаний и умений способствует обеспечению связи обучения с жизнью, реализации политехнического обучения химии, профессиональной ориентации.

Химические задачи способствуют формированию конкретных представлений, что необходимо для осмысленного восприятия действительности. Задачи, включающие определенные химические ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой.

В процессе решения задач у учащихся воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Одновременно реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.

Цели данного элективного курса:

  • помочь учащимся в выборе профиля обучения;

  • познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы по химии на профильном уровне;

  • проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности;

  • воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества.

Задачи курса.

  1. Учить использовать теоретические знания для решения расчетных задач.

  2. Привить учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации.

  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

  4. Формировать самостоятельность, настойчивость, целеустремленность.

  5. Повышать познавательный интерес учащихся к предмету и учению в целом.

Актуальность.

В современных условиях одной из самых актуальных проблем преподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Для успешного решения этой проблемы необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным объемом знаний и умений, а с другой, создать условия для углубленного изучения школьного курса химии.

Элективный курс способствует развитию устойчивого интереса к химии и биологии, выбору профессии, содействует формированию диалектико-материалистического и научного мировоззрения учащихся.

Особенность курса в том, что, пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний выпускника основной школы.

Значимость курса.

. Химические задачи формируют систему конкретных представлений, задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Теснейшее взаимодействие знаний, действий и межпредметной связи способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.

При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения и т.д.).

Теоретическая основа курса:

  • Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

  • Закон постоянства состава вещества.

  • Закон сохранения массы веществ.

  • Закон Авогадро.

  • Теория растворов.

  • Материальное единство веществ, их генетическая связь.

Принципы, на которых базируется программа: научность, преемственность, наглядность, активность и сознательность обучения, дифференциация, опережающая сложность и самоконтроль.

В процессе преподавания курса используются технологии личностно-ориентированного развивающего обучения в сочетании с традиционными. Внедрение информационно-коммуникативных технологий содействует комплексному решению задач образования и способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных и специальных умений обучающихся.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, в процессе обучения по данной программе ученик научится решать задачи и не будет испытывать страха и неуверенности на уроках. Курс поможет учащимся в выборе профиля обучения.

Программа базируется на межпредметных связях с физикой и математикой.

Виды деятельности в процессе освоения курса:

  • лекция;

  • рассказ учителя;

  • поисковая беседа;

  • самостоятельная работа;

  • составление алгоритмов;

  • составление творческих расчетных задач.

Требования к знаниям, умениям и навыкам.

Учащиеся должны:

  • знать молекулярные основы жизни;

  • уметь решать задачи на растворы;

  • меть определять молярный объем, количество вещества, рассчитывать молярную массу, массу, объем, массовую и объемную доли;

  • уметь проводить различные химические расчеты по химическим уравнениям..

По итогам изучения элективного курса выставляется: «зачет» или «незачет». Соответствующая запись делается в журнале элективных занятий.

Формами отчетности изучения элективного курса могут быть:

  • конкурс (количественный) числа решенных задач;

  • составление сборников-малышек авторских задач учащихся по разделу, теме (с решениями);

  • зачет по решению задач.














СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Введение (1 час)

Классификация типов задач. Физико-химические величины, используемые при решении задач.

Тема 2. Задачи с использованием химических формул (3 часа)

Массовая доля элемента в веществе. Вычисление массовой доли элемента в веществе. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.

Относительная плотность газов. Вычисление относительной плотности газов, относительной молекулярной массы газа по его плотности. Определение молекулярной формулы вещества по относительной плотности газов.

Формирование умения составлять условия задач с использованием вышеназванных величин.

Тема 3. Задачи с использованием химических уравнений (6 часов).

Решение задач по алгоритму. Вычисление по химическому уравнению объема газа по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате её.

Расчеты по химическому уравнению, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Расчеты по термохимическим уравнениям.

Составление условий задач с использованием вышеназванных типов.

Тема 4. Задачи на растворы (5 часов).

Массовая и объемная доля компонента в смеси.

Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе, приготовленном смешиванием двух растворов или разбавлением концентрированного раствора водой.

Использование различных способов для решения: правило смешения, алгебраический, «правило креста», проведение последовательных расчетов.

Молярная концентрация растворов и вычисление молярной концентрации.

Составление условий задач на растворы.







Учебно-тематический план

темы

Наименование темы


Количество часов

Предполагаемые сроки прохождения

1

Введение

1

13.09

2

Задачи с использованием химических формул

3

20.09 – 04.10

3

Задачи с использованием химических уравнений

6

11.10 – 22.11

4

Задачи на растворы

5

29.11 – 27.12


Всего

15








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Количество часов на тему

Содержание занятия

Виды деятельности

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. Введение (1 час)

1

Классификация типов задач.

1

Классификация типов задач. Физико-химические величины, используемые при решении задач.

Лекция, поисковая беседа.

13.09


Тема 2. Задачи с использованием химических формул (3 часа)

2

Массовая доля элемента в веществе.

1

Массовая доля элемента в веществе. Вычисление массовой доли элемента в веществе. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.

Посковая беседа, рассказ, самостоятельная работа.

20.09


3

Относительная плотность газов.

1

Относительная плотность газов. Вычисление относительной плотности газов, относительной молекулярной массы газа по его плотности. Определение молекулярной формулы вещества по относительной плотности газов.

Рассказ, самостоятельная работа.

27.09


4

Формирование умения составлять условия задач с использованием вышеназванных величин.

1

Формирование умения составлять условия задач с использованием вышеназванных величин.

Самостоятельная работа.

04.10


Тема 3. Задачи с использованием химических уравнений (6 часов)

5

Решение задач по алгоритму.


1

Решение задач по алгоритму. Вычисление по химическому уравнению объема газа по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате её.

Поисковая беседа, составление алгаритма, самостоятельная работа.

11.10


6

Расчеты по химическому уравнению, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

1

Расчеты по химическому уравнению, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Поисковая беседа, самостоятельная работа.

18.10


7

Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного.

1

Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного.

Поисковая беседа, самостоятельная работа.

25.10


8

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

1

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Поисковая беседа, самостоятельная работа.

08.11


9

Расчеты по термохимическим уравнениям.

1

Расчеты по термохимическим уравнениям.


Поисковая беседа, самостоятельная работа.

15.11


10


Составление условий задач с использованием вышеназванных типов.

1

Составление условий задач с использованием вышеназванных типов.


Самостоятельная работа.

22.11


Тема 4. Задачи на растворы (5 часов)

11

Массовая и объемная доля компонента в смеси.

1

Массовая и объемная доля компонента в смеси.

Поисковая беседа, вычисления доли компонента в смеси.

29.11


12

Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.


1

Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе, приготовленном смешиванием двух растворов или разбавлением концентрированного раствора водой.

Поисковая беседа, самостоятельная работа.

06.12


13

Использование различных способов для решения.


1

Использование различных способов для решения: правило смешения, алгебраический, «правило креста», проведение последовательных расчетов.

Лекция, самостоятельная работа.

13.12


14

Молярная концентрация растворов.

1

Молярная концентрация растворов и вычисление молярной концентрации.

Лекция, самостоятельная работа.

20.12


15

Составление условий задач на растворы.

1

Составление условий задач на растворы.


Самостоятельная работа.

27.12



Методическое обеспечение

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Кузьменко Н.Е. Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. М., Дрофа, 1999

2. Кузьменко Н.Е. Еремин В.В. Задачник по химии. Для школьников и абитуриеетов. М., Экзамен, 1999

3. Сорокин В.В., Свитанько И.В.,.Сычев Ю.Н,.Чуранов С.С. Химия. Сборник задач с решениями и ответами. АСТ. Астрель. М., 2001 г.

4. КИМы ОГЭ.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ

1. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. Руководство для самостоятельной подготовки к экзаменам. М., Школа-пресс, 1996.

2. Гаршин А. П. «Неорганическая химия». Санкт – Петербург 2000.




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!